Открытый урок по теме: "Профессиональная лексика"
план-конспект урока

Cильченко Алена Александровна

 Открытый урок по теме «Профессиональная лексика»

Профессия МСХ (Механизатор сельсохозяйственной техники)

 

План:

1.Организационный момент

2.Повторение (что такое лексика, на какие группы делится лексика, профессионализмы и термины).

3.История развития профессии.

4.Практическая работа.

5. Подведение итогов.

6.Домашнее задание

 

1.ОРг.момент СЛАЙД1

 Ребята, вы как будущие механизаторы сельскохозяйственной техники, должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к вашему делу. Поэтому наш сегодняшний урок будет посвящен такому понятию как Профессиональная лексика.

2.Повторение СЛАЙД2

- Какой раздел о языке называется лексикой?

(Лексика-это раздел языка, изучающий значение слов)

-На  какие группы делится лекика по своему употреблению:

-Общеупотребительная (это слова, известные всем носителям русского языка)

-и  ограниченная в своем употреблении(термины, профессионализмы)

-Что такое профессионализмы

(Слова, которые употребляют люди той или иной профессии)

 

3.История возникновения профессии Механизатор сельскохозяйственной техники СЛАЙД 3

 

 

Раньше слова механизатор не было, а был тракторист. Это человек, управляющий трактором. По мере того как сельскохозяйственная отрасль оснащалась новой техникой, которой также надо было кому-то управлять, появилась потребность в новом обозначении профессии, которая носила бы более широкий смысл и отражала произошедшие изменения. Так появилось слово механизатор.

 

Есть еще одна версия появления этой профессии — от слова механизация сельскохозяйственного производства. В данном случае это трактуется как замена ручного труда человека на механический. И в том и в другом случае главное то, что в аграрном производстве всегда была необходимость механизации всех работ, нужны были люди, умеющие работать на сельскохозяйственной технике и знающие ее. Так и родилась профессия механизатора, которая сочетает в себе знание силовых механизмов, прицепных агрегатов, основ агрономии, механизации тяжелых процессов и уход от ручного труда. 

 

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х гг. Тогда их насчитывалось немногим более 600 человек

 

В 30—40-х , начале 50-х гг. на базе этой профессии появились профессии комбайнера прицепного комбайна, сеяльщика, машиниста свеклоуборочного, картофелеу-борочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракториста колесных тракторов появилась профессия тракториста гусеничных тракторов. Одновременно в промышленности для работы на тракторах-тягачах возникла специальность тракториста-водителя.

 

В 50-х гг., в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей.

Тракторист — человек, профессиональной деятельностью которого является управление различными видами тракторов, а также часто и грузовыми автомобилями.

Если в первые годы появления профессии тракториста основными элементами в структуре его рабочего времени были полевые и стационарные работы, то последние 10—20 лет тракторист-машинист стал выполнять большой объем полевых (31%), ремонтных (26%) и погрузочно-разгрузочных работ (15 %).

Сформировалась новая профессия — механизатор широкого профиля. Все без исключения профессии сельских механизаторов важны и почётны. Пожалуй, нет ни одной такой, о которой можно было бы отозваться как о второстепенной. Но одной из самых важных называют профессию тракториста. Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Во время весенней распутицы, зимою, когда дороги заносят глубокие снега, трактор иной раз остаётся единственным транспортным средством. Его «впрягают» в специальные тракторные сани или тележку, похожую на автоприцеп, и трактор перевозит грузы, доставляет врача к больному, выручает застрявшие во время бездорожья автомашины. Круглый год для трактора и его тракториста находится работа.

4.Практическая работа

Задание 1.  СЛАЙД 4Выберите из приведенных ниже слов те, которые относят к профессии  Механизатор сельскохозяйственной техники: ,составьте предложение с одним из данных слов.

Трактор,адаптер,культиватор,домкрат,плоскогубцы,борования,сеялки.

Слайд 4 Самопроверка

Трактор,культиватор,борование,сеялки.

Здание 2 

 СЛАЙД 5

определите лексическое значение данных слов, ,составьте предложение с одним из них.

Трактор-Тра́ктор (англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями).

Культиватор — сельскохозяйственная машина для обработки почвы. Культиваторы делят на па́ровые и пропашные. Паровые культиваторы служат для сплошной обработки почвы до посева, а пропашные — для обработки посевов. С помощью культиваторов осуществляется рыхление, борьба с сорняками, влагосбережение, окучивание. В отличие от плуга культиватор выполняет рыхление без оборота пласта.

 

Культиваторы могут быть с пассивными ножами, совершающими работу за счет тягового усилия, а также с активными (приводными) ножами. По типу привода различают ручные культиваторы, мотокультиваторы, культиваторы, агрегатируемые с трактором.

Боронованием почвы называют такой тип обработки почвенного покрова, который включает рыхление, перемешивание и выравнивание поверхностного слоя, исключая переворачивание слоёв земли. Такой тип обработки почвы нужен в процессе ухода за культурными растениями, а также для удаления поверхностного коркового слоя и борьбы с сорной растительностью. В процессе боронования также происходит прореживание загущенных посевов заделка минеральных удобрений увеличение содержания воздуха и влаги в почвенном покрове.

Сеялка — машина для посева семян в почву[1]. Приводилось в действие конной тягой, а сейчас с помощью трактора. До изобретения сеялки основным методом посева было разбрасывание семян руками. Ручное разбрасывание семян всегда было самой ответственной работой в поле, требовало повышенного внимания и сноровки, её доверяли только взрослым мужчинам. Равномерность распределения семян по-горизонтали зависела только от опыта сеятеля. После разброса семян по поверхности их нужно было заделать в землю бороной. Это приводило к неравномерной глубине заделки и сказывалось на урожае. Из-за низкой продуктивности сеятеля, неравномерной глубины заделки, и требования к опыту сеятеля этот метод с появлением механических сеялок ушёл в историю.

 

Задание 3 Слайд 6

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Хлеборобами называют тех людей, которые выр_щивают хлеб. Этим словом можно назвать и агронома и тракториста и комб_йнера. Слово «хелебороб» можно встретить в произведениях русских писателей: « Он ли исконный хлебороб  выр_сший в степи и возмужавший в полевой работе, не хочет сеять хлеб? Он хочет сеять, много сеять.»

Нелегок труд хлеборобов. Ведь прежде, чем на прилавки магазинов попадут всевозможные буханки батоны булки, людям приходится много работать. Все знают, что хлеб пекут из муки. А мука добывается из злаков, которые надо выр_стить на полях. Труд хлебороба один из самых почетных. Старинная пословица гласит: « Хлеб-всему голова»

СЛАЙД 7

 

Хлеборобами называют тех людей, которые выращивают хлеб. Этим словом можно назвать и агронома, и тракториста ,и комбайнера.Слово «хелебороб» можно встретить в произведениях русских писателей: « Он ли .исконный хлебороб, выросший в степи и возмужавший в полевой работе, не хочет сеять хлеб? Он хочет сеять, много сеять.»

Нелегок труд хлеборобов. Ведь прежде, чем на прилавки магазинов попадут всевозможные буханки, батоны, булки, людям приходится много работать. Все знают, что хлеб пекут из муки. А мука добывается из злаков,которые надо вырастить на полях. Труд хлебороба один из самых почетных. Старинная пословица гласит: « Хлеб-всему голова»

Задание 4

О какой пословице идет речь в тексте?

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Слайд 8

Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

Слайд 9

Домашнее задание

Вспомнить пословицы и поговорки, которые связаны с сельским хозяйством. Выписать 5  пословиц и поговорок,раскрыть их смысл.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по теме «Профессиональная лексика» Профессия МСХ (Механизатор сельсохозяйственной техники)

План:

1.Организационный момент

2.Повторение (что такое лексика, на какие группы делится лексика, профессионализмы и термины).

3.История развития профессии.

4.Практическая работа.

5. Подведение итогов.

6.Домашнее задание

1.ОРг.момент СЛАЙД1

 Ребята, вы как будущие механизаторы сельскохозяйственной техники, должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к вашему делу. Поэтому наш сегодняшний урок будет посвящен такому понятию как Профессиональная лексика.

2.Повторение СЛАЙД2

- Какой раздел о языке называется лексикой?

(Лексика-это раздел языка, изучающий значение слов)

-На  какие группы делится лекика по своему употреблению:

-Общеупотребительная (это слова, известные всем носителям русского языка)

-и  ограниченная в своем употреблении(термины, профессионализмы)

-Что такое профессионализмы

(Слова, которые употребляют люди той или иной профессии)

3.История возникновения профессии Механизатор сельскохозяйственной техники СЛАЙД 3

Раньше слова механизатор не было, а был тракторист. Это человек, управляющий трактором. По мере того как сельскохозяйственная отрасль оснащалась новой техникой, которой также надо было кому-то управлять, появилась потребность в новом обозначении профессии, которая носила бы более широкий смысл и отражала произошедшие изменения. Так появилось слово механизатор.

 

Есть еще одна версия появления этой профессии — от слова механизация сельскохозяйственного производства. В данном случае это трактуется как замена ручного труда человека на механический. И в том и в другом случае главное то, что в аграрном производстве всегда была необходимость механизации всех работ, нужны были люди, умеющие работать на сельскохозяйственной технике и знающие ее. Так и родилась профессия механизатора, которая сочетает в себе знание силовых механизмов, прицепных агрегатов, основ агрономии, механизации тяжелых процессов и уход от ручного труда. 

 

Профессия тракториста появилась в стране в конце 20-х гг. Тогда их насчитывалось немногим более 600 человек

В 30—40-х , начале 50-х гг. на базе этой профессии появились профессии комбайнера прицепного комбайна, сеяльщика, машиниста свеклоуборочного, картофелеу-борочного и силосоуборочного комбайнов. С появлением тракторов на гусеничном ходу наряду с профессией тракториста колесных тракторов появилась профессия тракториста гусеничных тракторов. Одновременно в промышленности для работы на тракторах-тягачах возникла специальность тракториста-водителя.

В 50-х гг., в связи с появлением тракторов, оборудованных навесной системой, профессиональные функции прицепщика перешли к трактористу. В результате сформировалась качественно новая профессия — тракторист-машинист, которая в настоящее время в сельском хозяйстве является преобладающей.

Тракторист — человек, профессиональной деятельностью которого является управление различными видами тракторов, а также часто и грузовыми автомобилями.

Если в первые годы появления профессии тракториста основными элементами в структуре его рабочего времени были полевые и стационарные работы, то последние 10—20 лет тракторист-машинист стал выполнять большой объем полевых (31%), ремонтных (26%) и погрузочно-разгрузочных работ (15 %).

Сформировалась новая профессия — механизатор широкого профиля. Все без исключения профессии сельских механизаторов важны и почётны. Пожалуй, нет ни одной такой, о которой можно было бы отозваться как о второстепенной. Но одной из самых важных называют профессию тракториста. Трактор участвует почти во всех сельскохозяйственных работах. Во время весенней распутицы, зимою, когда дороги заносят глубокие снега, трактор иной раз остаётся единственным транспортным средством. Его «впрягают» в специальные тракторные сани или тележку, похожую на автоприцеп, и трактор перевозит грузы, доставляет врача к больному, выручает застрявшие во время бездорожья автомашины. Круглый год для трактора и его тракториста находится работа.

4.Практическая работа

Задание 1.  СЛАЙД 4Выберите из приведенных ниже слов те, которые относят к профессии  Механизатор сельскохозяйственной техники: ,составьте предложение с одним из данных слов.

Трактор,адаптер,культиватор,домкрат,плоскогубцы,борования,сеялки.

Слайд 4 Самопроверка

Трактор,культиватор,борование,сеялки.

Здание 2  

 СЛАЙД 5

определите лексическое значение данных слов, ,составьте предложение с одним из них.

Трактор-Тра́ктор (англ. tractor «тягач») — самодвижущаяся (гусеничная или колёсная) машина, выполняющая сельскохозяйственные, дорожно-строительные, землеройные, транспортные и другие работы в агрегате с прицепными, навесными или стационарными машинами (орудиями).

Культиватор — сельскохозяйственная машина для обработки почвы. Культиваторы делят на па́ровые и пропашные. Паровые культиваторы служат для сплошной обработки почвы до посева, а пропашные — для обработки посевов. С помощью культиваторов осуществляется рыхление, борьба с сорняками, влагосбережение, окучивание. В отличие от плуга культиватор выполняет рыхление без оборота пласта.

Культиваторы могут быть с пассивными ножами, совершающими работу за счет тягового усилия, а также с активными (приводными) ножами. По типу привода различают ручные культиваторы, мотокультиваторы, культиваторы, агрегатируемые с трактором.

Боронованием почвы называют такой тип обработки почвенного покрова, который включает рыхление, перемешивание и выравнивание поверхностного слоя, исключая переворачивание слоёв земли. Такой тип обработки почвы нужен в процессе ухода за культурными растениями, а также для удаления поверхностного коркового слоя и борьбы с сорной растительностью. В процессе боронования также происходит прореживание загущенных посевов заделка минеральных удобрений увеличение содержания воздуха и влаги в почвенном покрове.

Сеялка — машина для посева семян в почву[1]. Приводилось в действие конной тягой, а сейчас с помощью трактора. До изобретения сеялки основным методом посева было разбрасывание семян руками. Ручное разбрасывание семян всегда было самой ответственной работой в поле, требовало повышенного внимания и сноровки, её доверяли только взрослым мужчинам. Равномерность распределения семян по-горизонтали зависела только от опыта сеятеля. После разброса семян по поверхности их нужно было заделать в землю бороной. Это приводило к неравномерной глубине заделки и сказывалось на урожае. Из-за низкой продуктивности сеятеля, неравномерной глубины заделки, и требования к опыту сеятеля этот метод с появлением механических сеялок ушёл в историю.

Задание 3 Слайд 6

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Хлеборобами называют тех людей, которые выр_щивают хлеб. Этим словом можно назвать и агронома и тракториста и комб_йнера. Слово «хелебороб» можно встретить в произведениях русских писателей: « Он ли исконный хлебороб  выр_сший в степи и возмужавший в полевой работе, не хочет сеять хлеб? Он хочет сеять, много сеять.»

Нелегок труд хлеборобов. Ведь прежде, чем на прилавки магазинов попадут всевозможные буханки батоны булки, людям приходится много работать. Все знают, что хлеб пекут из муки. А мука добывается из злаков, которые надо выр_стить на полях. Труд хлебороба один из самых почетных. Старинная пословица гласит: « Хлеб-всему голова»

СЛАЙД 7

Хлеборобами называют тех людей, которые выращивают хлеб. Этим словом можно назвать и агронома, и тракториста ,и комбайнера.Слово «хелебороб» можно встретить в произведениях русских писателей: « Он ли .исконный хлебороб, выросший в степи и возмужавший в полевой работе, не хочет сеять хлеб? Он хочет сеять, много сеять.»

Нелегок труд хлеборобов. Ведь прежде, чем на прилавки магазинов попадут всевозможные буханки, батоны, булки, людям приходится много работать. Все знают, что хлеб пекут из муки. А мука добывается из злаков,которые надо вырастить на полях. Труд хлебороба один из самых почетных. Старинная пословица гласит: « Хлеб-всему голова»

Задание 4

О какой пословице идет речь в тексте?

Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Слайд 8

Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.

Слайд 9

Домашнее задание

Вспомнить пословицы и поговорки, которые связаны с сельским хозяйством. Выписать 5  пословиц и поговорок,раскрыть их смысл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок русского языка по теме «Лексика. Омонимы и синонимы»

Урок ио теме "Омонимы и синонимы" ЦЕЛИ:  Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и  переносное значение слов, многозначные слова...

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок - «Лексика русского языка как система»

Методическая разработкаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАпреподавателя русского языкаГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Чубарых Татьяны Евгеньевны  АННОТАЦИ...

Разработка урока по теме "Профессиональное самоопределение". Технология 8 класс.

Данный урок технологии  "Профессиональное самоопределение" относиться к разделу "Современное производство и профессиональное самоопределение" разработан с профориентационной с...

План-конспект открытого урока на тему "Профессиональная деятельность специалиста по туризму"

Разработка урока предназначена для специальности 43.02.10 Туризм....

Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»

Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...

Урок по теме" «Терминологическая лексика. Профессионализмы».

Урок по теме" «Терминологическая лексика. Профессионализмы».(для специальности технологического профиля:35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и обо...