Урок по теме" «Терминологическая лексика. Профессионализмы».
презентация к уроку

Ольга Николаевна Елагина

Урок по теме" «Терминологическая лексика. Профессионализмы».

(для специальности технологического профиля:

35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» )

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка.

Тема: «Терминологическая лексика. Профессионализмы».

(для специальности технологического профиля:

35.02. 16. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» )

Тип урока: комбинированный.

Методическая цель: использовать метод проблемного обучения, компьютерные технологии, межпредметные связи для усвоения лексических и орфографических особенностей профессиональной лексики, активизировать мыслительную, познавательную деятельность обучающихся, способствовать развитию коммуникативных качеств обучающихся.

   Цели урока:

1. Образовательная:

  • Повторить значение терминов: лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении (термины, профессионализмы).
  • Дать определение понятий термины, профессионализмы
  •  Повторить знания обучающихся по происхождению лексики, по словообразованию.

2. Развивающая:

  • Способствовать усвоению знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
  • Способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости  обучающихся.
  • Развивать умение грамотного письма общеупотребительных и профессиональных слов.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности  обучающихся.

3. Воспитательная:

  • Повышать интерес учащихся к своей профессии.
  • Воспитывать у обучающихся желание говорить и писать грамотно.

Оборудование: презентация «Профессиональная лексика», дидактический материал (карточки-задания) по профессиональной лексике.

План урока:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Вступительное слово преподавателя (1 мин).
  3. Повторение (3 мин).
  4. Сообщение обучающегося (3 мин).
  5. Изучение нового материала (30 мин).
  6. Закрепление (5 мин).
  7. Подведение итогов, рефлексия (2 мин).
  8. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Приветствие).

Повторение.

Продолжите

Лексика – это совокупность слов того или иного языка.

Лексикология – это наука, изучающая словарный состав языка.

Прямое значение слов …..

Переносное значение слов….

Исконно русская лексика – это….

Заимствованная лексика - это….

Общеупотребительная лексика – это…

Необщеупотребительная лексика – это…

(Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.)

Слайды 1-3

  1. Работа над новым материалом
  2. Вступительное слово преподавателя.

  Ребята, вы как будущие механики по ремонту сельскохозяйственной техники, должны не только овладеть всеми тонкостями выбранной вами профессии, но еще и уметь правильно и грамотно говорить и писать те слова, которые имеют непосредственное отношение к вашему делу. Вы еще в самом начале пути, только начинаете осваивать азы своей профессии и еще не изучили спец.предметы . Однако многие из вас знакомы с техникой и знают значение большинства профессиональных слов.

  1. Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Подсказка на экране.
  2. Слайд 4 -6 (изображение дизельного двигателя) Ди́зельный дви́гатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.

 

  1. Сегодня мы говорим о терминах и профессиональных словах. Вернёмся к слову Дизель. Как появилось в языке это слово? Может кто-то знает его историю?

  1. Слайд 7 (портрет Дизеля)

8.Определение понятий термины и профессионализмы:

1. Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание (условное выражение), являющееся названием строго определённого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.

2. Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы. Профессионализмы - это такие слова, которые употребляются людьми определенных профессий, так как в каждой профессии существуют свои собственные понятия и термины, употребляющиеся, только узким кругом специалистов. 

9.Закрепление. Практическая работа. Из предложенного текста выпишите термины 

Модуль В Техническое обслуживание и ремонт двигателя

Устранение неисправностей и ТО системы питания дизеля:

Установка  на  дизель  топливного  насоса  высокого  давления(ТНВД);

Устранение неисправностей в системе питания топливом низкого давления;

Проверка  и  установка  требуемого  угла  опережения  впрыска  топлива;

Диагностирование работы форсунок дизеля;

Устранение неисправностей и регулировка форсунок дизеля;

Запуск дизеля и диагностирование его работы по показаниям КИП;

Документальное оформление результатов своей работы;

Уборка рабочего места.

  1. Двигатель (механическая часть):

Разборка двигателя для снятия коленчатого вала;

Снятие поршней с двигателя;

Снятие коленчатого вала с двигателя;

Настройка микрометрического инструмента для проведения микрометдеталей КШМ

Промер геометрии шеек и подшипников коленчатого вала;

Промер геометрии деталей цилиндро-поршневой группы;

Сборка двигателя, согласно техническим требованиям;

10.Подведение итогов. Рефлексия.

Выставление оценок .

Рефлексия.

- Понравился ли Вам урок?

- Что нового Вы узнали? Чему научились?

- Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?

11.Домашнее задание.

  Дать толкование выписанных слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Профессиональная лексика»

Слайд 2

Повторение. Продолжите Лексика – это… Лексикология – это наука, … Прямое значение слов … Переносное значение слов…

Слайд 3

Исконно русская лексика – это…. Заимствованная лексика - это…. Общеупотребительная лексика – это… Необщеупотребительная лексика – это…

Слайд 5

Ди́зельный дви́гатель — поршневой двигатель внутреннего сгорания, работающий по принципу самовоспламенения распылённого топлива от воздействия разогретого при сжатии воздуха.

Слайд 6

Тема урока: «Терминологическая лексика. Профессионализмы».

Слайд 7

Рудо́льф Кристиа́н Карл Ди́зель 1858 , — 1913 , — немецкий инженер и изобретатель , создатель дизельного двигателя (1893) [2] .

Слайд 8

Первый дизельный двигатель

Слайд 9

Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание (условное выражение), являющееся названием строго определённого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее

Слайд 10

2. Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы

Слайд 11

Практическая работа Профессиональный словарь: Из предложенного текста выпишите профессионализмы и термины

Слайд 12

- Понравился ли Вам урок? - Что нового Вы узнали? Чему научились? - Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?

Слайд 13

Домашнее задание Дать толкование выписанных слов.



Предварительный просмотр:

                                       

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области

 «Калининский техникум агробизнеса»

       

              Что такое счастье?

                                                 

                               Литературно-музыкальный салон

         по творчеству  Эдуарда Аркадьевича Асадова

                             (1923 – 2004)

Подготовили и провели

Студенты 14, 23, 22 групп

преподаватель: Елагина О.Н.    

Сценарий мероприятия

                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              (Чтение стихотворения)

                                               Что же такое счастье?

Одни говорят: «Это страсти:

Карты, вино, увлеченья –

Все острые ощущенья»

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш пленённых

И в трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, вниманье

И общность переживанья.

По мненью четвёртых это –

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Ещё есть такое мненье,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека.

 

Сегодняшний  Литературный салон  мы посвящаем судьбе и творчеству замечательного поэта, удивительного  человека - Эдуарда Аркадьевича Асадова.

    Родился Эдуард Асадов  в Туркмении. Родители будущего поэта были участниками революции и Гражданской войны. В мирное время стали учителями. После преждевременной смерти мужа мама Эдуарда вместе с сыном переехала в Свердловск. Затем была Москва.  Эдуард Аркадьевич вспоминал: « Выпускной бал в нашей 38-й московской школе состоялся 14 июня 1941 года. И хота одеты мы были проще, чем, скажем, выпускники послевоенных лет (материальные возможности у наших родителей были скромнее), но одевались и наглаживались мы всё-таки на славу и веселились мы не меньше, а может быть, и ещё горячей.  

    В актовом зале сияли все плафоны и люстры, без устали трудилась старенькая школьная радиола, кружились бесконечные пары, а над головами, через усилитель, словно бы импонируя нашему настроению, катился по лестницам  и коридорам голос Вадима Когана:

                           Давай пожмём друг другу руки –

                           И в дальний путь на долгие года!...

    Мы танцевали, острили, пожимали друг другу ладони и никак не знали, что со многими расстаёмся не на месяц, не на год и не на « долгие года», а до конца своих дней, навсегда…»

     А через неделю – война. По комсомольскому призыву Асадов ушёл на фронт. Сражался ( и сражался отважно) на Ленинградском, Волховском, Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах.  За годы войны прошёл путь  от наводчика орудия до офицера, командира  батареи прославленных гвардейских миномётов ( «катюш» ). Воевал, веруя в победу.

Уже после войны поэт напишет замечательное по глубине стихотворение « День победы».

День победы. И в огнях салюта

Будто гром: - Запомните навек,

Что в сраженьях каждую минуту

Да, буквально каждую минуту,

Погибали десять человек!

Как понять и как осмыслить это:

Десять крепких, бодрых, молодых,

Полных веры, радости и света,

И живых, отчаянно живых!

У любого где-то дом иль хата,

Где-то сад, река, знакомый смех,

Мать, жена,.. А если неженатый,

То  девчонка – лучшая из всех.

На восьми фронтах моей отчизны

Уносил войны водоворот

Каждую минуту десять жизней.

Значит, каждый час - уже шестьсот!..

И вот так четыре горьких года,

День за днём – невероятный счёт!

Ради нашей чести и свободы

Всё сумел и одолел народ…

И, судьбу замешивая круто,

Чтоб любить, сражаться и мечтать,

Чем была оплачена минута,

Каждая- прекаждая минута,

Смеем ли мы это забывать!!

И, шагая за высокой новью,

Помните о том, что всякий час

Вечно смотрят с верой и любовью

Вслед вам те, кто жил во имя нас

Вспоминая о майских днях 1944 года, Асадов писал: «Впервые в жизни возле Качи увидел море…  С высокого холма оно сверкало под солнцем. Оно было ярким, синим-синим, выпуклым и громадным. Поражённый, велел шофёру затормозить. Смотрел долго, радостно и неотрывно. Затем, сдёрнув пилотку, дружески помахал ему из кабины».

        Последний бой командира батареи  Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено!   И в это время – взрыв вражеского снаряда и внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда.  В своих воспоминаниях генерал – лейтенант Стрельбицкий писал: «Эдуарду Асадову шёл двадцать первый год, когда он совершил свой удивительный подвиг.  Нет, я не преувеличиваю, назвав его удивительным. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и миномётным огнём, под бомбёжкой - это подвиг.   Ехать на верную гибель ради спасения товарищей – это подвиг.

     Но вот всё, что произошло дальше, уже выходит за рамки  обычных представлений о подвиге. Любой врач уверенно бы сказал, что у человека, получившего такое ранение, очень мало шансов выжить. И он не способен не только воевать, но и вообще двигаться. А Эдуард Асадов не вышел из боя. Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполняя боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел только сердцем. И задание выполнил. Выполнил блестяще. Подобного случая я за свою долгую военную жизнь не помню».

       Об этом страшном периоде своей жизни поэт писал так:  « …Что было потом? А потом был госпиталь и двадцать шесть суток борьбы между жизнью и смертью. «Быть или не быть?» - в самом буквальном смысле этого слова. Когда сознание приходило – диктовал по два- три слова открытку маме, стараясь избежать тревожных слов. Когда уходило сознание, бредил.

        Было плохо, но молодость и жизнь всё-таки победили. Впрочем, госпиталь был у меня не один, а целая обойма. Из Мамашаев меня перевезли в Саки, затем в Симферополь, потом в Кисловодск, ну а оттуда в – Москву. Переезды, скальпели Хирургов, перевязки. И вот самое трудное – приговор врачей: «Впереди будет всё. Всё, кроме света». Это-то мне предстояло  принять, выдержать и осмыслить, уже самому решать вопрос: «Быть или не быть?» А после долгих бессонных ночей, взвесив всё и ответив: «Да!» - поставить перед собой самую большую и самую важную для себя цель и идти к ней, уже не сдаваясь.»

А потом была жизнь.

     Эдуард Аркадьевич поступает в литературный институт и заканчивает его с отличием. Он много ездит по стране, встречается с читателями  и пишет книги.

  Особенность творчества Асадова – необычайная оптимистичность. Каждая страница дышит неколебимой добротой, любовью к людям, верой в победу справедливости над силами зла и вообще во всё самое хорошее.

                        (Если грянет беда)

 Люди признательны ему за то, что он сумел понять и выразить их самые сокровенные чувства в минуты сомнений, раздумий, радости и любви.

    Готовясь к сегодняшнему салону, мы прочитали много самых разных стихотворений Эдуарда Асадова, но наиболее глубоко тронули нас стихотворения о любви.

                      (Слово о любви)

                       (Я могу тебя очень ждать)    

                      ( Чудачка)

                       (Не надо отдавать любимых)

Многие стихи Асадова представляют собой целые истории, в которых разыгрывается жизненная драма.

                      (Они студентами были…)

                      (Подруги) это стихотворение инсценируется.

В чём же заключалось счастье жизни для Эдуарда Аркадьевича? Наверное, в самой жизни… А была она долгой, трудной, счастливой… умер Эдуард Аркадьевич в2004году, сердце своё он завещал похоронить в Севастополе на Сапун-Горе, где проходил его последний бой, где он потерял зрение.

                           (Дорожите счастьем, дорожите!)

         

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ли тературно-музыкальный вечер по творчеству Эдуарда Аркадьевича Асадова (1923-2004) Подготовили: студенты 14, 23,22 групп преподаватель : Елагина Ольга Николаевна

Слайд 2

Что такое счастье ?

Слайд 4

«Давай пожмем друг другу руки- И в дальний путь на долгие года!....»

Слайд 5

По комсомольскому призыву Асадов ушел на фронт

Слайд 7

«День победы»

Слайд 16

«Если грянет беда»

Слайд 17

«Сказка о любви»

Слайд 18

«Чудачка»

Слайд 19

«Мне уже не шестнадцать, мама!»

Слайд 21

«Не надо отдавать любимых»

Слайд 22

«Они студентами были»

Слайд 23

«Задумчиво она идет по улице»

Слайд 24

«Подруги»

Слайд 25

«Я могу тебя очень ждать»

Слайд 26

«Дорожите счастьем дорожите»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная лексика на уроке русского языка. Презентация урока

Урок на тему "Функциональные стили речи. Научный стиль речи." Работа с текстом "Общее устройство легкового автомобиля" -  чтение и выполнение упражнений по тексту....

Презентация к уроку русского языка "Формирование русской лексики".

В данной презентации указаны пути формирования русской лексики; признаки исконно русской лексики; фонетические и морфологические признаки старославянизмов; признаки заимствованной лексики из неславянс...

Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»

Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...

Открытый урок ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Кулинария волей-неволей затрагивает всех нас - не только профессионалов, ведь все мы ежедневно оказываемся едоками, едва ли не каждому из нас приходится и приготовлять пишу, и приобретать пищевые прод...

Профессионализмы. Терминологическая лексика специальностей социально-экономического профиля

Актуализация опорных знаний и воспроизведение ранее полученных  знаний и способов  деятельности.Обобщение и систематизация знаний по теме. Применение обучающимися полученных знаний в конкрет...

Открытый урок по теме: "Профессиональная лексика"

Открытый урок по теме «Профессиональная лексика» Профессия МСХ (Механизатор сельсохозяйственной техники) План:1.Организационный момент2.Повторение (что такое лексика, на какие г...