Главные вкладки

    Методическая разработка урока на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»
    методическая разработка по теме

    Ковалева Елена Анатольевна

    Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строительство. Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением технологии развития критического мышления с элементами креатив технологий (метод - подводящий диалог). К уроку прилагается сценарий проведения урока, авторская слайд – презентация, упражнение на закрепление пройденного материала, домашнее задание.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Уфимский лесотехнический техникум»

                

    Рассмотрена и рекомендована предметной                                                            (цикловой) комиссией № 2

    ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум»

    Протокол № 5 от «28» января 2016 г.

    Председатель ПЦК _______ Латыпова В.Р.

    Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  среднего профессионального образования

    по специальности 35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строительство 

    УТВЕРЖДАЮ

    Заместитель директора по УР

    ___________И.Г. Марковникова

    Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строительство 

    Методическая разработка урока содержит материал проведения урока с применением технологии развития критического мышления с элементами креатив технологий (метод - подводящий диалог). К уроку прилагается сценарий проведения урока, авторская слайд – презентация, упражнение на закрепление пройденного материала, домашнее задание. Цель разработки данного урока - развитие базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный результат своей деятельности. Может представлять интерес для педагогов специальных дисциплин к проведению занятий.

    Разработчик: Ковалева Е.А., преподаватель специальных дисциплин  ГБПОУ «Уфимский лесотехнический техникум».


    Содержание

    Цели методической разработки

    4

    Формируемые профессиональные компетенции

    5

    Задачи занятия

    8

    Обоснование выбора технологии

    9

    Ход занятия

    10

    Сценарий урока

    12

    Технологическая карта урока

    22

    Литература

    24


    Цели методической разработки

    Курс, группа:

    первый, 11 СПЛ

    Общепрофессиональные дисциплины:

    ОПД «Инженерная графика»

    Специальность:

    35.02.12  «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

    Тема:

    «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

    Форма занятия:

    Практическое занятие

    Цель урока: Овладеть знаниями о природе света и цвета, об основных свойствах цветов. Познакомиться с методикой работы акварелью.

    Цель методическая: Создание условий для формирования профессиональных компетенций.


    Формируемые профессиональные компетенции

    Приобретаемые умения и навыки

    ПК 1.3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.

    Уметь: работать любыми графическими материалами и инструментами при выполнении ландшафтного проекта;

    использовать навыки и знания в профессиональной деятельности специалиста в области садово-паркового и ландшафтного строительства;

    выполнять проекты озеленения и благоустройства объектов ландшафтной архитектуры;

    знать: основы композиционного построения, основы колористики, сочетания цветов, законы гармонии.

    Вид занятия:

    Практическое занятие (текущее)

    Тип урока:

    Комбинированный урок

    Мотивация учебной деятельности

    Изучение данной темы очень важно, так как является основой для дальнейшего формирования знаний, умений и профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена.

    Типология по основному способу проведения

    Лекция первичного ознакомления с материалом, беседа, самостоятельная работа обучающихся.

    Методы обучения:

    Объяснение, эвристическая беседа, практическая работа, рефлексия, анализ

    Формы учебной

    работы:

    • фронтальная работа;
    • индивидуальная работа.

    Приемы обучения:

    • наглядно-визуальный (беседа, слайд-презентация)
    • практический (работа с учебно-методическим обеспечением).

    Средства обучения:

    Дидактические средства:

    слайд-презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал; домашнее задание для студентов.

    Оборудование:

    персональный компьютер; проектор; экран.

    Внутри дисциплинарные  связи:

    Темы: «Стилизация растительных и животных форм»;

    «Орнамент. Виды орнамента. Орнаментальная композиция. Выбор цвета в орнаменте»;

    «Проект зоны с водоемом»;

    «Проект цветника»;

    «Проект зоны с садовым сооружением»;

    «Проект детской площадки»;

    «План зоны отдыха»; «План территории объекта».

    Междисциплинарные  связи:

    Обеспечивающие дисциплины

    ОП.04 Ботаника с основами физиологии растений, ОП.06. Основы садово-паркового искусства

    Обеспечиваемые профессиональные модули: 

    ПМ.01 Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства;

    ПМ. 02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству;

    ПМ. 03 Внедрение современных технологий садово-паркового и ландшафтного строительства.

    Целесообразность использования медиа продукта на занятии:

    • недостаточное количество информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определенных иллюстраций, схем и т.д.)
    • повышение мотивации и эффективности усвоения учебного материала за счет одновременного изложения учителем необходимых сведений
    • формирование информационной культуры и компетентности учащихся.


    Задачи  занятия:

    1. образовательные:
    • формирование у студентов представление о природе света и цвета;
    • формирование у студентов представление о цветовом круге, об основных, составных, дополнительных цветах, о холодных и теплых цветах;
    • формирование у студентов понятий светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;
    • научить получать новые цвета через смешивание красок.

    1. Развивающие:
    • развитие активной мыслительной деятельности;
    • развитие логического мышления;
    • развитие познавательной активности и познавательной самостоятельности;
    • развитие творческой фантазии;
    • развитие умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму;  
    • развитие логического мышления; внимания; аккуратности.

    1. воспитательные:
    • воспитание устойчивого интереса к предмету и будущей профессии;
    • воспитание внимания, чувства ответственности;
    • воспитание художественного вкуса;
    • работать в коллективе, эффективно общаться с преподавателем, друг с другом;

    1. методическая:
    • создание условий для усвоения нового материала через продуктивные методы обучения;

    1. деятельностные:
    • формирование навыков работы акварельными красками.


    Обоснование выбора технологии

    Во всех сферах нашей жизни мы имеем дело с информацией, поток которой увеличивается из года в год. От того насколько быстро, точно и наглядно человек умеет: воспринимать, «обрабатывать», организовывать, запоминать информацию – будет зависеть его успешность.

    Использование технологии развития критического мышления с элементами креатив-технологий на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией:

    • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
    • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
    • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации

    Актуальность данной технологии

    Сегодня одной из характерных черт образовательной среды является возможность обучающихся и преподавателей обращаться к структурированным учебно-методическим материалам, обучающим мультимедийным комплексам.

    Урок с применением технологий критического мышления способствует выработке собственного мнения студента, умение слушать и слышать собеседника, учитывая его точку зрения, формирует самостоятельное мышление, умение самостоятельно обрабатывать информацию, что способствует развитию профессиональных компетенции будущих специалистов.

    Продолжительность занятия – 90 мин


    Ход занятия:

    1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 3 мин.

    Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

    • проверка наличия студентов на начало урока;
    • проверка готовности рабочих мест (наличие тетрадей и ручек, инструментов и принадлежностей для работы акварелью)

    2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин.

    Цель этапа: сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирование вопросов, вызова, постановка студентами собственных целей:

    1)  происходит совместное формулирование темы урока

    2) происходит совместное формулирование цели и задач занятия.

    На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:

    • определяется тема изучения предстоящего учебного материала
    • определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

    Тема урока: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

    Цель урока: Овладеть знаниями о природе света и цвета, об основных свойствах цветов. Познакомиться с методикой работы акварелью.

    3. Актуализация знаний – 10 мин

    Цель этапа: повторение изученного материала, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося; повторение изученного материала:

    1) анализ работ прошлого урока;

    2) набрасывание идей, предположений по теме;

    3) активизация имеющихся знаний.

    На этой фазе образовательного процесса студенты реализуют следующие задачи:

    • самостоятельно актуализируют имеющиеся знания, пробуждается интерес к теме.


    4. Первичное усвоение новых знаний – 33 мин;

    Цель этапа: Последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация работы студентов по его осмыслению и усвоению.

    1) работа со слайд – презентацией;

    2) работа в тетради;

    3) работа на доске.

    5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление – 25 мин.

    Цель этапа: Применение и первичное закрепление  полученных знаний, выработка у студентов умений и навыков

    1. систематизация, обобщение и контроль знаний, умений и навыков;
    2. выполнение упражнения.

    6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция  - 7 мин.

    Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение.

    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 4 мин.

    Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

    8. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 3 мин.

            Цель этапа: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

            В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вызова и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.


    Сценарий урока

    1. Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности – 3 мин.

    Цель этапа: психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, формирование вопросов.

    Преподаватель: Здравствуйте ребята! (проверка: отсутствующих, готовность студентов к занятию). Сегодня у нас открытый урок, и к нам пришли гости.

    2. Повторение и актуализация опорных знаний – 10 мин.

    Прежде чем приступить к изучению новой темы поговорим о том, чем мы занимались на прошлом уроке.

    - Что мы делали на прошлом уроке? (Выполняли рисунки геометрических тел)

    Прошу сдать работы. Давайте проведем анализ выполненных работ.

    Проводиться анализ работ совместно со студентами.

    Раз урок необычный, то я хочу предложить вам самим сформулировать тему и цели нашего урока.

    3.         Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся – 5 мин

    Проведение «Мозгового штурма» с целью определения темы учебного занятия

    Преподаватель со студентами проводит «мозговой штурм» о том, какая может быть тема учебного занятия.

    Для этого преподаватель дает подсказки: работы прошлого урока и материалы и принадлежности на столах студентов.

    Преподаватель: Вообразите, что окружающий нас мир, такой как на этих работах, и мы видим все только черно-серо-белым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получится!

    Что делает наш мир разнообразным, красивым и красочным? (Краски, цвета)

    В нашем мире цвета каким-то образом между собой связаны? Взаимодействуют? Влияют друг на друга? (Да, нет)

    Какими материалами мы будем работать на уроке? (Акварельными красками)

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (О цветах, красках)

    - Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира.

    Тема урока: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

    А вы знаете что-либо о цветах и их свойствах, и каким образом можно работать акварельными красками? (нет)

    Тогда поставим изучение природы света и цвета, основных свойств цветов, а также знакомство с методикой работы акварелью в цели урока.

    4. Первичное усвоение новых знаний – 33 мин.

    Цель этапа: последовательное изложение учебного материала по намеченному плану и организация студентов по его осмыслению и усвоению.

    При изучении теоретического материала используется мультимедийная презентация.

    Конспект занятия

    - Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?
    Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

    - В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.  

    Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

    Солнечный свет определяет световое и красочное богатство, колористический облик всей природы.

    Что же представляет собой белый солнечный свет?

    Слайд 1 и 2.

    Если в темное помещение через небольшое отверстие пропустить луч солнечного света и на его пути поставить стеклянную трехгранную призму, то на противоположной белой стене (или экране) вместо белого светового пятна появится цветная полоса из многих цветов. Эту цветную полосу принято называть спектром.  Цвета спектра необычайно красивы, чисты, ярки, гармоничны. Краски художника не могут точно передать эти качества цветов спектра. В любом изображении спектра красками мы имеем дело с условным, упрощенным его воспроизведением.  Цвета в спектре располагаются строго в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Такие же цвета и в таком порядке мы видим в радуге.  Каждый цвет постепенно и незаметно, без резких границ переходит в другой, образуя множество промежуточных (переходных) цветов. Солнечный свет характеризуется - наибольшим составом цветов, их яркостью по всей длине шкалы.

    Слайд 3.

    Красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие, фиолетовые цвета и все их промежуточные оттенки называют хроматическими (цветными). Все видимые в природе белые, серые и черные цвета принято называть ахроматическими (бесцветными)2. (2 Названные цвета в спектре отсутствуют. Они называются ахроматическими условно, так как понятие  ахроматический» (бесцветный) указывает на отсутствие цвета вообще). Хроматические цвета отличаются друг от друга цветовым оттенком (тоном), насыщенностью (интенсивностью) и светлотой.

    Слайд 4.        

    Под цветовым оттенком (тоном) понимается то, что в повседневной жизни мы называем красным, зеленым, фиолетовым, красно-оранжевым, желто-зеленым и т. д. цветом.

    Слайд 5.        

    Насыщенность — это степень отличия хроматического цвета от серого, равного с ним по светлоте. Эталоном насыщенности принято считать цвета спектра. Чем ближе цвет природы приближается к спектральному и чем сильнее его отличие от серого, тем он насыщеннее.

    Насыщенность хроматических цветов в природе неодинакова — у одних цветов она выражена больше, а у других — меньше. Примером малонасыщенных цветов могут служить светло- желтый, розовый, светло-голубой, бежевый или темно-коричневый, темно-синий и т. п. цвета. В то же время, например, в ярко-красном, синем, зеленом цветах цветовой тон выражен значительней, определенней, чем в выше названных цветах.

    В практике малонасыщенные цвета можно получить путем добавления к хроматическому цвету белой или черной краски. От добавления белил полученный цвет становится светлее, от черной — более темным. Чем больше к хроматическому цвету примешивают ахроматического, тем больше он теряет свою насыщенность и приближается к ахроматическому. Уравнять насыщенность хроматических цветов между собой (например, синего и зеленого) можно путем прибавления к одному из них или к обоим определенного количества белил и черной краски1. (1 Этот прием является механическим. Практически в живописи с техникой смесей дело обстоит сложнее). В акварели степень насыщенности цвета зависит также от количества воды, пигмента, взятого на кисть, а также тона основы.

    Слайд 6.        

    Светлота — это степень приближения цветов к белому. Хроматические цвета обладают различной светлотой. Например, желтый цвет и его оттенки значительно светлее коричневых, фиолетовых, синих цветов. Светлота может находиться в прямой зависимости от насыщенности цвета (например, светло- и темно-красный помидор). Светлота цвета зависит и от того, на каком фоне предмет рассматривается.

    Цветовой оттенок, насыщенность и светлота всесторонне характеризуют любой видимый цвет. Изменение одной из характеристик цвета влечет за собой изменение других. Например, если к зеленой краске добавить белил, то изменится и насыщенность зеленого цвета, и его светлота.

    Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте, т. е. один цвет относительно светлее или темнее другого. Однако среди ахроматических цветов существует большое разнообразие белых, серых, черных оттенков. Самой темной краской палитры можно считать сажу газовую. Из белых красок наиболее светлая — цинковые белила. Все промежуточные серые тона между белым и черным можно получить, смешивая белую и черную краски в различных пропорциях2.

    Слайд 7.        

    Цвета спектра — красный, желтый, синий — принято называть главными. Их невозможно получить смешением других цветов. Если же два крайних цвета спектра — красный и фиолетовый — смешать между собой, то получится новый промежуточный цвет — пурпурный (пурпуровый)1. (1 В спектре пурпурный (пурпуровый) цвет отсутствует). В результате мы имеем восемь цветов, считающихся в практике наиболее важными: это желтый, оранжевый, красный, пурпурный, фиолетовый, синий, голубой и зеленый. Если эту полоску из восьми цветов замкнуть в кольцо, то получим цветовой круг1 с той же последовательностью цветов, как в спектре. (1 Цветовые круги могут быть различными по количеству содержащихся в них цветов, например: восемь, шестнадцать, двадцать четыре и т. д. (наш глаз в состоянии различить около 150 оттенков цветов). Однако последовательность цветов в любом цветовом круге, как и в спектре, сохраняется одна и та же). 

    Слайд 8.        Если в цветовом круге из восьми цветов смешивать соседние цвета в различных пропорциях, то можно получить множество промежуточных оттенков. Так, смешивая оранжевый с желтым, получим оранжево-желтый и желто-оранжевый, смешивая зеленый с голубым, получим зеленовато-голубой и голубовато-зеленый и т. д. Сохраняя при этом в чистом виде восемь главных цветов, мы получим в итоге непрерывный цветовой круг из 16 или 24 и более цветов.

    Слайд 9.        Цвета голубовато-зеленый, голубой, синий и их оттенки называют холодными; желтый, оранжевый, красный и их оттенки — теплыми. Эти определения условны. Они связаны чаще всего с нашим жизненным опытом. Так, красный, оранжевый, желтый цвета ассоциируются с солнцем, с огнем; голубой, синий — с цветом льда, неба и т. д. Чисто зеленый цвет считается нейтральным. Он может быть и теплым, если в нем будут заметны желтоватые, красноватые оттенки, и холодным, если в нем будут преобладать голубоватые и синеватые оттенки. То же самое можно сказать и о фиолетовом и пурпурном (пурпуровом) цветах. Если в них преобладают красноватые оттенки, то они воспринимаются как теплые, если голубоватые, то как холодные. При соседстве теплых и холодных цветов теплые цвета делают холодные цвета более холодными, а холодные, наоборот, делают теплые цвета более теплыми.

    В принципе же понятие «теплый и холодный цвет» относительно. Любой холодный цвет рядом с еще более холодным может казаться сравнительно теплым. Равным образом любой теплый цвет рядом с еще более теплым может восприниматься сравнительно холодным.

    Теплые цвета на нейтральном сером фоне вызывают контрасты слабее, нежели холодные. Поэтому холодными цветами труднее достичь гармонии цветов в картине, нежели теплыми.

    Теплые цвета и их оттенки, как и холодные цвета и их оттенки, называются родственными между собой. Родственные цвета в цветовом круге располагаются рядом друг с другом. Причем теплые цвета и их оттенки в цветовом круге располагаются в правой части; а холодные и их оттенки — в левой. Противоположные пары цветов в таком цветовом круге будут контрастными (например, желтый и фиолетовый, голубой и красный, синий и оранжевый и т. д.)1. И наоборот, рядом расположенные цвета, как в группе теплых, так и в группе холодных, от соседства друг с другом, под действием контраста, теряют свою яркость, насыщенность, изменяют свой цвет в сторону соседнего спектрального цвета. При этом оба цвета кажутся более теплыми. Так, от соседства с красным оранжевый кажется желтым, а красный цвет более пурпурным (пурпуровым); красный в соседстве с желтым будет казаться пурпурным, а желтый — зеленоватым; зеленый в соседстве с синим приобретает желтовато-зеленый, а синий — фиолетовато - синий оттенок и т. д. (1 В круге Оствальда противоположные пары цветов являются взаимно
    дополнительными (например, расположенный против желтого синий (ультра-мариновый), против голубого оранжевый, против красного голубовато-зеленый и т.д.).

    К каждому хроматическому цвету можно найти, другой хроматический, при смешивании которых в определенных пропорциях можно получить ахроматический (серый) цвет. Такие два хроматических цвета принято называть взаимно дополнительными цветами. Главными взаимно дополнительными парами цветов являются:

    красный (огненный или с малиновым оттенком) — голубовато-зеленый;

    оранжевый — голубой;

    желтый — синий (ультрамариновый);

    зеленый — пурпурный.

    При смешивании взаимно дополнительных цветов в определенных пропорциях новых тонов не возникает. Если же дополнительные цвета смешивать в произвольных пропорциях, то в результате можно получить один из смешиваемых цветов (которого взято значительно больше, чем другого), но с пониженной насыщенностью.

    Каждый из взаимно дополнительных цветов от соседства друг с другом не изменяет своего тона, но усиливает его яркость, насыщенность. Так, красный в соседстве с голубовато-зеленым выглядит еще более насыщенным, теплым, равным образом и голубовато-зеленый рядом с красным выглядит более насыщенным и холодным. Аналогичные явления наблюдаются в любой паре взаимно дополнительных цветов.

    В силу контрастного взаимодействия цветов одни из них кажутся расположенными ближе или дальше своего фактического положения в пространстве. В связи с этим одни цвета воспринимаются как бы выступающими, другие, напротив, как бы удаляющимися в глубину, отступающими. Теплые цвета — желтый, оранжевый, красный, пурпурный и все'их промежуточные оттенки — воспринимаются выступающими, а холодные — голубые, синие, фиолетовые и их оттенки — как бы

    уходящими в глубину. Чисто зеленый цвет занимает промежуточное положение, но по отношению к холодным он кажется выступающим.

    Различно расположенными по отношению друг к другу воспринимаются цвета как среди холодных, так и среди теплых. Например, более выступающими среди теплых кажутся желтые, потом оранжевые и красные. Если светлые цвета кажутся выступающими, то темные, напротив, кажутся отступающими. Такой же эффект можно наблюдать в отношении насыщенных и слабонасыщенных цветов: первые из них будут как бы выступающими, вторые — отступающими.

    - О других свойствах цветов мы будем говорить на последующих занятиях.

    А сейчас поговорим об акварельных красках, которыми будем работать.

    Свое название акварельные краски получили от латинского слова aqua — вода. Иногда их называют водяными красками. Однако вода в акварели, как и в живописи гуашью или темперой, служит только разбавителем. От этих и других живописных техник акварель отличается прозрачностью красочного слоя, способного пропускать, а не задерживать свет. Поэтому акварель — это живопись разведенными на воде прозрачными красками.

    Акварель наносится на бумагу не густым слоем, а жидко разбавленная водой. Частично впитываясь в размягченную водой основу, она разливается по ее увлажненной поверхности. После высыхания воды на бумаге остается тонкий слой краски. Световые лучи, проходя через этот слой и отражаясь от белой бумаги, как бы освещают цвет изнутри. Вследствие этого качество цвета в акварели зависит от прозрачности или относительной укрывистости красок, толщины и многократности перекрытий красочного слоя. Важное значение имеют пропорции, в которых взяты вода и краска, а также тон и цвет бумаги. В акварели весьма важно сохранить цвет чистым, а красочный слой тонким, прозрачным и прочным.

              Акварель недаром называют водяными красками: она действительно любит воду. Однако излишек воды на бумаге или на кисти иногда также нежелателен, как и ее недостаток. От излишка воды акварель становится блеклой, невыразительной.

    Акварель очень подвижна. Даже при легком прикосновении к бумаге, тем более увлажненной, краска легко сходит с кисти. По очень увлажненной поверхности бумаги краска быстро расплывается (или стекает вниз при большом наклоне планшета).

    Отмывка тоновая. Гризайль. (Гризайль (от франц. gris — серый) — одноцветная живопись в нейтральных тонах).

    В технике отмывок различные оттенки светотени предметов, общий тон изображения достигаются путем повторных наложений одного тона на другой раствором одной концентрации. Каждое последующее нанесение краски делается по просохшему красочному слою.

    Для отмывки надо развести в стакане слабый раствор туши или акварельной краски и дать ему отстояться в течение 5—10 минут. На дне стакана образуется небольшой осадок. Осторожно, чтобы не взболтать этот осадок, сливают раствор в другой стакан и начинают отмывку.

    Первоначальное упражнение — отмывка трех прямоугольников. Упражнение выполняется в следующей последовательности. Сначала равномерным слоем краски покрываются все три прямоугольника. Затем по просохшему слою тем же раствором покрываются второй и третий прямоугольники. Наконец, по просохшему слою третий прямоугольник перекрывается еще раз. В результате прямоугольники будут последовательно утемняться.

    Практически работа кистью осуществляется таким образом. Набрав кистью раствор краски, провести ею по бумаге от верхнего левого угла к правому углу прямоугольника. Касание кисти к бумаге должно быть мягким. Благодаря легкому наклону планшета  краска, сплывая вниз, покрывает бумагу. Внизу нанесенной полосы образуется небольшой вал—затек. Наполнив кисть краской, проводим новую полосу слева направо. При этом надо обязательно слегка коснуться собравшегося затека. Мазок должен быть сочным. Для этого нужно набрать на кисть такое количество краски, чтобы после каждого горизонтально проведенного мазка получался небольшой затек раствора. Если внизу нанесенного мазка не будет собираться краска, на кисть надо набрать еще некоторое количество раствора.

    В ходе работы надо следить за тем, чтобы какая-либо часть прямоугольника не оставалась незакрашенной. Повторно касаться только что покрытых сырых мест нельзя до тех пор, пока краска не просохнет, иначе равномерное закрашивание не получится. Остаток краски у нижнего края прямоугольника снимается слегка отжатой кистью.

    Для равномерного закрашивания больших плоскостей лучше применять наклонное направление мазков. Этот прием не позволяет красочному раствору собираться в большую массу, которая может потечь вниз и испортить работу.

    Способ многослойного нанесения акварельных красок (лессировка). Этот метод ведения живописного процесса является ведущим в обучении акварели.

    Сущность приема лессировочного письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой. В результате таких перекрытий можно получить самые разнообразные цветовые оттенки. Иногда цвета этих слоев сливаются в один красочный тон; иногда нижние слои, просвечивая сквозь верхний, дают более интенсивный и сложный по своим характеристикам цветовой оттенок. Если, например, просохший слой прозрачной желтой краски пролессировать красной, то полученный оранжевый цвет по своим качествам будет отличаться от чистого оранжевого, а также и от цвета, полученного смешением на палитре тех же красок и положенного в один слой.

    Работая таким методом, целесообразно придерживаться следующих правил. Сначала лучше прокладывать теплые и интенсивные тона, а затем холодные и малонасыщенные.

    Последовательность прокладки красок зависит от тоновых и цветовых отношений предметов натурной постановки. Наиболее темные и насыщенные по цвету оттенки прокладываются в первую очередь. При этом работу лучше начинать с наиболее крупных цветовых пятен постановки, имеющих значение для общего цветового строя этюда. Вначале краски прокладываются хотя и несколько слабыми по тону и цвету, но верными по отношению друг к другу. Однако, чтобы цвет не потерял своей интенсивности, краски нельзя наносить очень бледными. Одно место этюда желательно перекрывать краской не более трех раз. От многократного размачивания бумага становится рыхлой, поглощает световые лучи, а акварель теряет прозрачность цвета, получается бледной, невыразительной, с грубыми ошибками в тоне. Повторное усиление тоновых и цветовых отношений осуществляется по просохшей краске. Последующие прокладки (прописки) обычно преследуют цели лепки объемной формы, определение полутонов, наиболее густых теней, рефлексов, передачи деталей, приведения изображения к целостности и единству.

    Методом лессировок необходимо выполнить ряд кратковременных упражнений. Получить цвет путем смешения красок на палитре, например, зеленой и синей и получить тот же цвет, перекрывая одну просохшую чистую краску другой — зеленой синюю или синей зеленую. Сравнить, чем отличается вновь полученный цвет в первом случае от цвета, полученного вторым способом.

    В акварельной живописи нередко используется нанесение красочного слоя по сырому (по сырой поверхности основы). Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Способ работы по сырому особенно успешно используется в пейзажной живописи, когда надо передать состояние туманного утра, пасмурного дня, облака и т. п. Небо — один из самых трудных компонентов пейзажа, определяющий его цветовое и тональное состояние.

    Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается водой, а затем по еще увлажненной поверхности накладываются нужные оттенки цвета. Влажность бумаги смягчает границы между отдельными тонами. Начинать писать по сырому надо после того, как бумага равномерно «протряхнет», как говорят художники, и на поверхности ее не будет излишка воды. Степень влажности бумаги и различный наклон планшета позволяют регулировать и ограничивать до необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания, добиваться их чистоты и прозрачности.

    Работу удойнее начинать сверху, предварительно определив основные отношения по тону и цвету. Пока наложенный цвет не высох, рядом с ним накладывается другой, иногда частично захватывающий соседний. Если в положенный цвет надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой красочный слой. Нужные оттенки цвета можно вначале подобрать на палитре или непосредственно на бумаге.

    По мере высыхания, бумагу смачивают снова, положив под нее мокрую тряпку, это позволяет нести работу более длительное время.

    Краски, положенные по сырому, обычно расплываются и выходят за пределы рисунка предметов. Пока акварель не успела высохнуть, излишние заплывшие места, нежелательные наслоения красок можно осторожно смыть или выбрать слегка отжатой чистой кистью.

            Объяснение сопровождается показом преподавателя на доске.

    5. Первичное проверка понимания и первичное закрепление – 25 мин.

    Цель этапа: Выявить проблемы первичного осмысления, провести коррекцию.

    Студенты выполняют упражнение на приобретение навыков работы акварельными красками.

    6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция – 7 мин.

    Цель этапа: Подведение итогов учебного занятия с выставлением оценок студентам за выполненное упражнение.

    7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 4 мин.

    Цель этапа: Домашнее задание и инструктаж по его выполнению

    Выполнение упражнения «Цветовая градация теплых и холодных тонов» ф. А4

    Доп. лит. стр. 97 – 99 (13)

    8. Стадия рефлексия подведение итогов урока – 3 мин.

            

    Цель этапа: Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и группы. Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

            

    В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз – вызова и осмысления – технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы.

    Преподаватель выдает студентом карточки разных цветов:

            Если вам понравился урок, и вы считаете, что мы достигли цели поставленной в начале урока, то приклейте на доску  карточки теплых цветов,  если не понравился, то холодных цветов.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

    Этап урока

    Цель

    Содержание

    Методы и приёмы

    Формы организации учебной деятельности

    Объект контроля

    1.Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности

    Психологический настрой студентов, проверка готовности к уроку, включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

    Проверка наличия студентов на начало урока;

    проверка готовности рабочих мест

    Постановка проблемной ситуации, «Эмоциональное вхождение в урок»

    Фронтальная

    Наличие необходимых дидактических средств и оборудования (оценивает преподаватель)

    2. Повторение и актуализация опорных знаний. Актуализация знаний по вопросам, способствующим успешному изучению нового материала

    Повторение изученного материала с помощью игровой ситуации;

    систематизация и воспроизведение наиболее существенных понятий из ранее изученного материала

    Проверка знаний основных понятий из изученного учебного материала

    Анализ работ прошлого урока.

    Фронтальная

    Анализ, обсуждение оценивает преподаватель совместно со студентами

    3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Сформулировать цели и задачи урока, определить их границы знания и незнания, формирования вопросов, постановка целей

    Определение темы и цели учебного занятия

    Постановка проблемной ситуации

    Фронтальная

    Оценивание преподавателем работы обучающихся, при решении проблемной ситуации

    4.  Первичное усвоение новых знаний

    Расширение кругозора, повышение учебно-познавательного интереса студентов

    Представление презентации по теме: «Цветоведение» в программе PowerPoint.

    Лекция, беседа, работа на доске с карточками,

    Фронтальная

    Конспектирование ключевых понятий

    5. Первичная проверка понимания и первичное закрепление

    Первичное выявление уровня усвоения теоретических знаний

    Выполнение упражнения

    Самостоятельная работа студентов

    Фронтальная

    Упражнения оценивает преподаватель

    6. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

    Выявление уровня сформированности умений и навыков по отбору информационного материала

    Беседа

    Фронтальная

    Анализ выполнения упражнений

    7. Постановка задания на дом; инструктаж по его выполнению

    Ориентация обучающихся

    Выдача заданий и рекомендаций по его выполнению

    Беседа

    Фронтальная

    Рекомендации и задания по выполнению домашнего задания

    8. Стадия рефлексия

    Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.

    Выявление эмоционального настроя студентов

    Беседа

    Фронтальная

    Возврат в начало урока и презентации, сравнение поставленных целей и достигнутых, их сравнение

    Литература

    1. Панксенов Г.И. Живопись, форма, цвет, изображение. – М.: Академия, 2007.
    2. Ермаков А.В. Архитектурная графика ландшафтного проектирования. М.: Московский государственный университет леса, 2004;
    3. Светлова Л.П. Азбука орнамента. – М.: Эксмо, 2001.
    4. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2003 «Преподавание черчения и изобразит. искусства». – М.: Просвещение, 1985. – 288 с., ил., 8 л. ил.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока на тему "Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов "индивидуальный гардероб"

    Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО по дисциплине "Художественное проетирование2 для специальности 2620...

    Презентация к занятию на тему: «Цвет. Основные свойства цветов. Методика работы акварелью»

    Презентация  к  уроку по учебной дисциплине «Инженерная графика» для  специальности  35.02.12  Садово-парковое и ландшафтное строительство на тему: «Цвет. Основные свойства цв...

    Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

    Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...

    Методическая разработка урока по теме: «Устройство и техническое обслуживание основных систем автомобиля»

    Данное учебное занятие разработано для обучающихся 3 курса специальности 23.02.04 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)...

    Методическая разработка урока на тему: «Резьба. Основные сведения о резьбе. Классификация резьбы. Условное изображение и обозначение на чертежах»

    Методические указания к проведению урока по учебной дисциплине «Инженерная графика» предназначены для преподавателей специальности  23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспо...

    Методическая разработка урока по теме "Амортизация основных фондов организации"

    Представлена  методическая разработка урока по теме "Амортизация основных фондов организации".Данная разработка применяется на уроках дисциплины "Экономика организации"...