РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05. Выполнение работ по рабочей профессии 11539 «Вальщик леса»
рабочая программа на тему

Владимир Данилович Юртаев
Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа) является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы ГОБУ СПО ВО « ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, входящей в состав укрупненной группы специальности 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Выполнение работ по рабочей профессии11359 Вальщик леса и соответствующих профессиональных компетенций (ПК).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_valshch.docx66.09 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ХРЕНОВСКОЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.Ф. МОРОЗОВА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 05. Выполнение работ по рабочей профессии 11539 «Вальщик леса»

профессионального цикла

основной профессиональной образовательной программы по специальности

250110 Лесное и лесопарковое хозяйство

базовой подготовки

(заочная форма обучения)

с. Слобода

2014 г.

РАССМОТРЕНО

Цикловой предметной комиссией

профессиональных дисциплин

Председатель

_______________________ С.В. Матузова  

Протокол №__1

___ от __4.____09__________20 14____г.

УТВЕРЖДАЮ

зам. директора по учебной работе

________________Е.Н. Кольченко

«__5__»_____09_____________2014____г.

СОГЛАСОВАНО

Методист

_____________________Г.Г.Данилюк

«___3__»_____09____________ 20 14____ г.

Разработчик

Юртаев В.Д.                            - преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им. Г.Ф.Морозова»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от «22» июня 2010 г. № 677

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство с требованиями ФГОС СПО

СОДЕРЖАНИЕ

  1. .ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ         4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

1. Паспорт рабочей программы профессионального модуля Выполнение работ по рабочей профессии 11359 «Вальщик леса»

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее – рабочая программа), составлена на основе примерной программы, разработанной ФБУ «Учебно-методический центр» Рослесхоза. Является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы ГОБУ СПО ВО « ХЛК им. Г.Ф. Морозова» в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО 250110 Лесное и лесопарковое хозяйство, входящей в состав укрупненной группы специальности 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):Выполнение работ по рабочей профессии11359 Вальщик леса исоответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1Опре делять таксационные показатели насаждений на местности, объемы хлыстов, бревен и с учетом этого составлять технологический процесс по внедрению новой техники и передовые формы организации труда, выделять при отводе и рубке леса ценные природные объекты, устанавливать их буферные зоны, сохранять деревья ценных д ревесных пород.

ПК 5.2 Организовывать ритмичное выполнение установленных участку планов и заданий по объему ,производству,производительности труда,снижению затрат на единицу продукции с учетом знания арендуемых участков лесного фонда и других влияющих факторов.

ПК5.3 Осуществлять меры, направленные на эффективное использование производственных мощностей и лесосечного фонда, полную загрузку и правильную эксплуатацию машин, рациональное использование сырья, материалов и топлива.

ПК5.4 Организовывать мероприятия по соблюдению трудовой дисциплины, требований техники безопасности и пожарной безопасности, по проведению первичных и повторных инструктажей в соответствии с правилами техники безопасности, по расследованию несчастных случаев и принятию необходимых мер по предотвращению их повторений.

ПК5.5 Оформлять первичную документацию на выполнение работ в соответствии с положениями лесного законодательства и представлять требуемую отчетность в установленные предприятием сроки с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) при наличии среднего (полного) образования.Опыт работы не требуется.

Рабочая программа составлена для заочной формы обучения.

1.3 Цели и задачи модуля– требования к результатам освоения модуля

:С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

выполнения работ,предусмотренных квалификационной характеристикой,в соответствии с техническими условиями и нормами,установленными на предприятии(т.е. самим производить валку леса и переработку древесины на сортименты и необходимую продукцию.)- уметь:

- выполнять валку деревьев, заготовку хвороста, дров и других сортиментов из мелкого леса и кустарника бензомоторными пилами различных типов в соответствии с установленными государственными стандартами и техническими условиями;

- распознавать основные пороки формы ствола растущих деревьев и древесины;

- определять направление валки и режим работы пилы по внешнему виду дерева (породе, диаметру, порокам, особенностям ствола и кроны дерева), условиям их роста;

- применять рациональные приемы валки деревьев, пользоваться технической картой разработки лесосеки;

- осуществлять валку деревьев (выбор формы и размеров подпила, спиливание в соответствии с выбранной формой и размером подпила, недопил, сталкивание дерева с использованием гидроклина или других валочных приспособлений);

- производить профилактическое обслуживание БМП;

- применять передовые примы и методы работ.

Знать: устройство и правила эксплуатации бензомоторных пил различных типов и валочного гидравлического клина;

- правила и схемы организации механизированной разработки лесосек;

- правила отбора деревьев для рубки;

- технические требования к заготовляемым сортиментам;

- способы рациональной разделки хлыстов на сортименты;

- рациональные приемы выполнения комплекса работ по валке деревьев, обрезке сучьев, разметке и раскряжевки хлыстов, окучиванию сортиментов;

- государственные стандарты и технические условия на лесоматериалы;

- правила точки пильных цепей и другого режущего инструмента;

- правила подготовки рабочих мест на лесосеке;

- правила по охране труда для вальщика леса;

- правила пожарной безопасности;

- слесарное дело в объеме достаточном для самостоятельного устранения неисправностей;

- основные показатели производственных планов бригады и своего личного плана;

- пути повышения производительности труда, качества выпускаемой продукции, применение хозяйственного расчета, бригадных форм организации труда.

1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Всего 356 часов, в том числе:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося- 140   часов,включая:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 28    часов;

самостоятельной работы обучающегося-112   часов;

учебной практики-216 часов. 

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) – выполнение работ по профессии вальщик леса, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 5.1

Определять таксационные показатели насаждений на местности,обьемы хлыстов,бревен и с учетом этого составлять технологический процесс по внедрению новой техники и передовые формы организации труда ,выделять при отводе и рубке леса ценные природные объекты,устанавливать их буферные зоны,сохранять деревья ценных древесных пород.

ПК 5.2

Организовывать ритмичное выполнение установленных участку планов и заданий по объему ,производству,производительности труда,снижению затрат на единицу продукции с учетом знания арендуемых участков лесного фонда и других влияющих факторов

ПК 5.3

Осуществлять меры, направленные на эффективное использование производственных мощностей и лесосечного фонда, полную загрузку и правильную эксплуатацию машин, рациональное использование сырья, материалов и топлива.

ПК 5.4

Осуществлять меры, направленные на эффективное использование производственных мощностей и лесосечного фонда, полную загрузку и правильную эксплуатацию машин, рациональное использование сырья, материалов и топлива.

ПК 5.5

Оформлять первичную документацию на выполнение работ в соответствии с положениями лесного законодательства и представлять требуемую отчетность в установленные предприятием сроки с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на ответственности за результат выполнения заданий (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности


Коды профессиональных компетенций

Наименование разделов профессионального модуля*

Всего часов, (макс)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),**

часов

Всего,

часов

В т.ч. лабораторные и практические занятия,

часов

В т.ч. курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

В т.ч. курсовая работа (проекта),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 5.1 - ПК 5.5

Раздел 1. Теоретическое обучение

140

28

18

112

ПК 5.1 - ПК 5.5

Раздел 2. Производственное обучение

216

Учебная практика, часов

216

Всего:

356

28

18

112

216

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1 Тематический план профессионального модуля

*____________________________

        3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Теоретическое обучение

МДК.05.01. Технология лесозаготовительного производства

Введение

1

1

Лес как объект природы и хозяйственной деятельности.

2

Лесной кодекс РФ - основной документ, регламентирующий лесохозяйственную деятельность.

 

Тема 1.1.  Технология лесозаготовок

2

1

Лесной кодекс Российской Федерации.

Понятие о лесосечном фонде, лесосеке. Типы технологических процессов на лесозаготовительных работах.

.

2

Значение и состав подготовительных работ. Подготовка территории лесосеки.

3

Валка леса. Механизмы, применяемые на валке леса.

2

2

4

Трелевка. Виды трелевки. Трелевочные волоки пасеки. Способы разработки пасек.

5

Разработка лесосек многооперационными лесозаготовительными машинами. Технология и организация работ.

6

Очистка деревьев от сучьев и лесосек от порубочных остатков.

7

Организация погрузки леса

8

Способы и методы разработки лесосек с сохранением подроста, лесной среды и с содействием естественному возобновлению.

9

Порядок сдачи разработанных лесосек лесным предприятиям.

Практическое занятие

1

Технология и организация лесозаготовительных работ с использованием бензомоторных пил. Разработка лесосек многооперационными лесозаготовительными машинами, технология и организация работ.

Тема 1.2. Устройство бензомоторных пил отечественного и импортного производства

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

3

2

2

3

2

2

3

3

3

3

2

2

2

1

Технические характеристики отечественных и зарубежных пил. Отличительные особенности, принцип работы.

2

Основные узлы бензомоторных пил.

3

Двигатель. Назначение, основные узлы, принцип работы, техническое обслуживание.

4

Цилиндр. Назначение цилиндра и его устройство.

5

Поршень. Назначение поршня. Условия работы.

6

Поршневые кольца. Назначение, условия работы. Упругость колец.

7

Коленчатый вал. Назначение, устройство, условия работы.

8

Маховик. Назначение, устройство, условия работы.

9

Картер. Назначение, устройство, условия работы.

10

Система питания. Составные части системы питания.

11

Устройство и принцип работы фильтра грубой очистки.

12

Назначение карбюратора: требования предъявляемые к его работе. Устройство и работа беспоплавкового мембранного карбюратора.

13

Система зажигания. Основные узла системы зажигания. Устройство и принцип работы бензомоторных пил.

14

Контактные и бесконтактные магнето. Устройство, назначение, принцип работы магнето.  

15

Катушка. Устройство, принцип работы, назначение катушки зажигания для бензомоторных пил. Конденсатор, теристор и диод.

16

Свеча зажигания, принцип работы, назначение.

17

Система охлаждения. Устройство корпуса вентилятора и дефлектора, принцип работы и назначение. Крепление корпуса вентилятора с картером пилы и дефлектора с корпусом вентилятора

18

Редуктор пилы. Устройство, назначение и принцип работы редуктора.

19

Смазка редуктора. Крепление пильной шины к редуктору.

Герметизация и смазка редуктора.

20

Рама. Устройство, назначение. Виброгасящие устройства.

21

Устройство бензобака. Масляный насос, устройство. Подача масла для смазки пильной цепи.

Муфта сцепления. Устройство, назначение, принцип работы муфты сцепления. Требования,

предъявляемые к муфте сцепления. Техническое обслуживание.

22

23

Безредукторные пилы, их назначение и устройство. Принцип работы тормозного устройства.

24

Стартер. Устройство, назначение и принцип работы стартера. Техническое обслуживание и

правила пользования стартером.

25

Пильный аппарат. Назначение, принцип работы пильного аппарата. Устройство полотна шины, назначение, уход за полотном шины.

26

Марки цепей, применяемые для бензомоторных пил "Дружба - 4", МП - 5 "Урал - 2 Электрон", "Тайга - 214 Электрон" и зарубежных марок пил Хускварна, STIHL

27

Устройство пильный цепей, принцип работы. Расположение режущих, подрезающих и скалывающих зубьев на пильной цепи. Отличие режущего зуба от подрезающего и скалывающего.

28

Отличительная особенность пильной цепи ПЦУ - 10,26 по сравнению с пильными цепями и ПЦП - 15 М. регулировка натяжения пильной цепи.

29

Правила смазки и заточки пильных цепей. Факторы влияющие на надежность и долговечность бензомоторных пил. Условия хранения бензомоторных пил и пильных цепей.

30

Эксплуатационные причины, вызывающие преждевременный выход из строя деталей и узлов бензомоторных пил.

Лабораторная работа

1

2

3

4

Основные узлы и детали бензомоторных пил, их назначение и взаимодействие.

Общее устройство БМП; показатели работы; система питания; система зажигания; система охлаждения и др.

Редуктор, рама, муфта сцепления, безредукторные бензомоторные пилы, стартер. Устройство, принцип работы, назначение.

Пильный аппарат, устройство и назначение. Устройство пильных цепей, их особенности, регулировка и техническое обслуживание.

Тема 1.3. Валочные приспособления

1

2

3

4

5

Классификация валочных приспособлений. Устройство и принцип работы валочных приспособлений с приложением сталкивающего усилия в плоскости спиливания.

Принципиальная схема гидроклина КГМ - 1А. Техническая характеристика. Основные части гидроклина, принцип работы.

Подключение гидроклина к бензомоторной пиле. Хранение гидроклина.

Эффективность применения валочных приспособлений.

Валочная вилка, валочная лопатка, валочные клинья. Техническое обслуживание. Перечень возможных неисправностей и способы их устранения.

Тема 1.4. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт бензомоторных пил отечественного и импортного производства.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Эксплуатация бензомоторных пил. Правила приемка, расконсервация, обкатка бензомоторных пил.

Разборка, сборка и регулировка бензомоторных пил.

Регулировка системы питания и зажигания. Топливо и смазочные материалы для бензомоторных пил.

Подготовка пил к работе и проверка готовности.

Пуска и остановка двигателя. Правила заточки пильных цепей.

Техническое обслуживание бензомоторных пил отечественного и зарубежного производства.

Профилактическое обслуживание. Ежесменное обслуживание бензомоторных пил; текущий ремонт пил.

Возможные неисправности в системах зажигания, питания, охлаждения, смазки и выхлопа, муфты сцепления, пильном аппарате, стартере, их причины, обнаружение и устранение.

Ремонт бензомоторных пил.

Консервация и хранение бензомоторных пил.

Лабораторная работа

1

2

Эксплуатация БМП. Приемка, расконсервация, обкатка, разборка и сборка. Регулировки. Топливо и смазочные материалы для бензомоторных пил. Подготовка пил к работе и проверка готовности.

Проведение технического обслуживания бензомоторных пил отечественного и зарубежного производства. Профилактическое обслуживание. Ежемесячное обслуживание, текущий ремонт. Возможные неисправности, их причины, обнаружения и устранения. Ремонт БМП. Консервация и хранение.

Тема 1.5. Техника валки деревьев

1

2

3

4

Валка деревьев в заданном направлении в соответствии с технической картой и способом трелевки.

Подготовка рабочего места вальщика в летний и зимний периоды.

Правила валки и последовательность выполнения приемов.

Подпил (подруб). Формы и параметры подпилов. Спиливание. Формы и размеры недопилов. Сталкивание деревьев. Высота пня.

Практическое занятие

1

Изучение подготовки рабочего места вальщика в зимний и летний периоды. Изучение правил валки и последовательности выполнения приемов. Подпилы (подрубы), их формы и параметры, недопилы, их формы и размеры.

Лабораторная работа

1

Изучение правил смазки и заточки пильных цепей. Регулировка натяжения пильной цепи. Хранение пильных цепей, причины вызывающие преждевременный выход из строя деталей и узлов БМП.

Тема 1.6. Основы древесиноведения и лесного товароведения

1

2

3

Механические и физические свойства древесины.

Пороки древесины. Понятие о пороках древесины. Сучки, трещины; пороки формы ствола.

Пороки строения древесины, химические окраски, грибные поражения, повреждения насекомыми, инородные включения и механические повреждения.

Тема 1.7. Основы экономических знаний

Раздел 1.2. Общепрофессиональные дисциплины

Тема 1.2.1 Основы материаловедения и сленсарного дела

1

2

3

4

5

6

Организация оплаты труда в лесном хозяйстве.

Формы организации труда: Индивидуальная и коллективная, виды бригад и звеньев.

Понятие о трудовых нормативах - нормах выработки, нормах времени.

Оплата труда рабочих при индивидуальной и коллективной форме организации. Формы и системы оплаты труда.

Распределение заработной платы между членами звена.

Оплата труда по трудовым договорам в соответствии с ТК РФ. Мотивация труда в лесном хозяйстве.

1

Понятие о металле. Практическое значение физико-химических свойств металлов.

2

Основные слесарные операции: клепка, спиливание, резка, сверление, пайка, нарезка резьбы, рубка.

3

Горюче-смазочные и абразивные материалы. Нормы расхода и способы экономии горюче-смазочных материалов.

Раздел 1.3. Охрана труда и охрана окружающей среды

Введение

1

2

3

Определение охраны труда вальщика леса.

Состояние и анализ производственного травматизма.

Программа улучшения условий и охраны труда в лесном хозяйстве.

1

2

Тема 1.3.1. Организация охраны труда вальщика леса

Тема 1.3.2. Охрана окружающей среды.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

1

2

3

Трудовой кодекс РФ. Общие требования безопасности.

Рабочее время. Время отдыха. Трудовая дисциплина.

Работа на открытом воздухе и в холодное время года.

Производственная санитария и медицина труда.

Перевод на инвалидность и более легкую работу. Травмы, их классификация, порядок расследования и оформления. Возмещение ущерба от вреда, причиненного травмой, профессиональным заболеванием.

Опасные и вредные производственные факторы основных видов работ в лесном хозяйстве.

Нарушение правил техники безопасности, ведущих к производственному травматизму: несоблюдение 50 - метровой безопасной зоны, работа в неподготовленной лесосеке, особенности разработки ветровально-буреломных лесосек, проведение направленного подпила и реза спиливания, сквозной пропил, переход от одного дерева к другому с работающем двигателем в зимние время или сильно захламленной лесосеке и др.

Правила движения в лесу и на лесосеке. Сигнализация, действующая на лесосеке.

Меры безопасности при заправке бензомоторных пил горючим.

Ознакомление с устройством огнетушителя и со способами пользования им при тушении огня.

Первая помощь при несчастных случаях. Первая доврачебная помощь при кровотечениях, ушибах, переломах, поражениях электрическим током, ожогах.

Индивидуальный пакет и правила пользования им. Правила пользования аптечкой первой помощи.

Электробезопасность. Скрытая опасность поражения электрическим током. Действие электрического тока на организм человека. Виды электротравм. Первая помощь пострадавшим от электрического тока.

Основные требования к электроустановкам для обеспечения безопасной эксплуатации. Электрозащитные средства и правила пользования ими.

Заземление электроустановок, применение переносного заземления. Защитное отключение, блокировка.

Первая помощь при поражении электрическим током.

Пожарная безопасность. Причины пожаров. Классификация взрывоопасных и пожароопасных помещений.

Правила, инструкции и мероприятия по предупреждению и ликвидации пожаров.

Действия во время пожара в лесу.

Природоохранное значение правил рубок.

Ведомственные мероприятия по охране окружающей среды: предотвращение возможности загрязнения почв, водоемов и воздуха горючими и выхлопными газами, отработанными маслами.

Тушение лсных пожаров. Утилизация ГСМ, пришедшего в негодность.

1

1

2

2


Самостоятельная работа при изучении раздела 1

112

Схематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной экономической литературы, составление конспектов (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, указанных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических и лабораторных работ и подготовка к их защите.

 Самостоятельное изучение нормативной документации (правил техники безопасности при выполнении лесосечных работ, техническом обслуживании и ремонте бензомоторных пил, правил пожарной безопасности в лесу и т.д.)

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

 1. Изучение Лесного кодекса РФ

2. Выполнение контрольных работ №1 и №2 согласно варианта обучающегося

3. Разработка схем - конспектов для закрепления материала и упорядочения информации.

4. Описание способов экономичного расходования топливо-смазочных материалов.

 Учебная практика

Виды работ 

Техническое обслуживание бензомоторных пил

Ремонт бензомоторных пил

Подготовка бензомоторной пилы к работе

Применение макетных деревьев

Валка деревьев

Обрубка и обрезка сучьев

Работа на рабочем месте

Квалификационная пробная работа

Всего часов

216

48

48

4

4

8

8

88

8

216

3

3

3

3

3

3

3

3


4. Условия реализации программы профессионального модуля

4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Для реализации программы модуля имется учебная лаборатория «Механизация лесного и лесопаркового хозяйства»

Оборудование учебной лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- учебные стенды по дисциплине;

- комплект таблиц, плакатов по разделам программы, различные схемы;

- натуральные объекты: бензомоторные пилы различных марок отечественного и зарубежного производства, образцы горюче-смазочных материалов;

- слесарный участок с комплектом слесарно-монтажного инструмента, монтажный стол, тиски, сверлильный станок, приспособления, съемники;

-инструкции по регулированию БМП;

- инструкции по технике безопасности;

- средства индивидуальной защиты (СИЗ);

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультипроектор, интерактивная доска.

Реализация программы  профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику.

3.2 Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература:

1. Лесной кодекс Российской Федерации, 2006

2. Константинов В.М. , Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования М.: Изд.центр Академия, 2008

3. Винокуров В.Н., Силаев Г.В., Казаков В.И. Механизация лесного и лесопаркового хозяйства. М.: ООО Издательский дом «Лесная промышленность», 2006

4. Винокуров В.Н., Силаев Г.В., Казаков В.И. Практикум по лесохозяйственным машинам. М.: ООО «Экосервис», 2007

5. Справочник лесничего. Под общей редакцией  Филипчука А.Н.- перераб. и доп. – М.: ВНИИЛМ, 2003

6. Петров А.П., Бельдиева А.А., Дикарева О.А., Климонтова Л.Я. Экономика лесного хозяйства./Под общей ред. А.П. Петрова/. М.: ВНИИЛМ, 2002

7. Мищенко О.Г., Мишуткина З.Е., Климонтова Л.Я. Практикум по экономике лесного хозяйства под общей ред. Л.Я. Климонтовой/. М.: ВНИИЛМ, 2003

8. Трудовой кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 15 марта

 2010 г. М.:»Эксмо», 2010

9. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации. Отв. редактор профессор Ю.П. Орловский.М.: Издательский Дом «Инфра – М», Юридическая фирма «Контракт», 2007

10. Михайличенко А.Л., Садовничий Ф.П. Древесиноведение и лесное товароведение. М.: высшая школа, 1983

11. Ефимцев Ю.А. Охрана труда в лесном хозяйстве. М.: ООО «Издательский дом» «Лесная промышленность», 2006

Дополнительная литература:

1. Макаренко А.В., Быковский М.А. Многооперационные машины для лесозаготовок  и лесохозяйственного производства. Учебник – М.: изд-во «Вектор ТиС», 2009

Интернет-ресурсы:

www.stihl.ru

www.husqvarna.com

forsa.ru – инструкции по ТБ при эксплуатации БМП

Википедия – энциклопедический словарь

www. derevo.com/lesozagotovka

www.jewab.ru 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (Выполнение работ по рабочей профессии 11359 «Вальщик леса»)

Результаты  (освоенные профессиональные компетенции) код

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 5.1 Определять таксационные показатели насаждений на местности, объемы хлыстов, бревен и с учетом этого составлять технологический процесс по внедрению новой техники и передовые формы организации труда, выделять при отводе и рубке леса ценные природные объекты, устанавливать из буферные зоны, сохранять деревья ценных древесных пород.

ПК5.2 Организовывать ритмичное выполнение установленных участку планов и заданий по объему, производству, производительности труда, снижению затрат на единицу продукции с учетом знания арендуемых участков лесного фонда и других влияющих факторов.

ПК5.3 Осуществлять меры, направленные на эффективное использование производственных мощностей и лесосечного фонда, полную загрузку и правильную эксплуатацию машин, рациональное использование сырья, материалов и топлива.

ПК5.4 Организовывать мероприятия по соблюдению трудовой дисциплины, требований техники безопасности и пожарной безопасности, по проведению первичных и повторных инструктажей в соответствии с правилами техники безопасности, по расследованию несчастных случаев и принятию необходимых мер по предотвращению их повторений.

ПК5.5 Оформлять первичную документацию на выполнение работ в соответствии с положениями лесного законодательства и представлять требуемую отчетность в установленные предприятием сроки с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Умение определять запас древостоя, объемы бревен, хлыстов. Внедрять и использовать передовые приемы лесозаготовок, новую технику. Сохранять при рубках деревья ценных пород.

Обоснованная организация труда, выполнение установленных планов и заданий по объему и производительности труда, снижение затрат на единицу продукции.

Правильное применение мер, направленных на эффективное использование лесосечного фонда, полную загрузку и правильную эксплуатацию машин, бережное расходование сырья, материалов и топлива.

Оптимальный выбор мероприятий по соблюдению производственной и трудовой дисциплины, требований ТБ, пожарной безопасности; по проведению инструктажей по ТБ в соответствии с правилами ТБ; по расследованию несчастных случаев и принятия необходимых мер по предотвращению их повторно.

Правильное оформление первичной документации на выполнение работ в соответствии с положениями лесного законодательства и представление требуемой отчетности в установленные предприятием сроки с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

Текущий контроль в форме:

опроса;

защиты лабораторных и практических занятий;

контрольных работ по темам МДК.

Экзамен по каждому междисциплинарному курсу

Дифференцированный зачет по учебной

практике

ПК5.1 – ПК5.5  - базовая подготовка

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты  (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области лесозаготовок;

оценка эффективности и качества выполнения задач

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

решение стандартных и

нестандартных профессиональных задач в области лесозаготовок

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального  и личностного развития

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников информации, включая электронные

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

работа с компьютером, использование специальных программ

Работать в коллективе и в команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

взаимодействие с обучающимися и преподавателями в ходе обучения

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на ответственности за результат выполнения заданий (подчиненных), за результат выполнения заданий

самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

изучение и анализ инноваций в области лесозаготовок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих, для раздела 2. Выполнение каркасно-обшивочных работ

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 "Выполнение работ по рабочей профессии электрогазосварщик"

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта специальности 22.02.06 "Сварочное производство"...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих: выполнение малярных работ по профессии 13450 Маляр

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности профессионального образования 13450 Маляр в части освоения ос...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностях служащих: выполнение малярных работ по профессии 13450 Маляр

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности профессионального образования 13450 Маляр в части освоения ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. По профессии маляр.

Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ «ВАЛЬЩИК ЛЕСА»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО РАБОЧЕЙ ПРОФЕССИИ «ВАЛЬЩИК ЛЕСА»...