Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ по ОП 03. Древесиноведение и материаловедение на тему: «Решение задач по определению физических свойств древесины»
    методическая разработка

    Трубина Ксения Валерьевна

    Методическая разработка по проведению практической работы предназначена для помощи обучающимся в выполнении практической работы по дисциплине "Древесиноведение и материаловедение" на тему: «Решение задач по определению физических свойств древесины», для обучающихся по специальности "Технология деревообработки".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

     по ОП 03. Древесиноведение и материаловедение

    на тему: «Решение задач по определению физических свойств древесины»

    по специальности

    35.02.03. Технология деревообработки

    Санкт – Петербург

    Методическая разработка по выполнению практической работы разработана на основе рабочей программы ОП 03. Древесиноведение и материаловедение и с учетом Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)

    35.02.03. «Технология деревообработки »

    Организация-разработчик:

    Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

    Разработчик: Трубина Ксения Валерьевна, преподаватель СПб ГБПОУ

     «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

    Пояснительная записка

    Данная разработка предназначена в качестве методического пособия при проведении  практической работы по дисциплине: ДРЕВЕСИНОВЕДЕНИЕ И МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

    по специальности: 35.02.03  Технология деревообработки

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Умения:

    Определять основные древесные породы.

    Проводить исследования и испытания материалов.

    Выполнять необходимые расчеты по определению физических, механических и технологических свойств древесины.

    Определять виды пороков и измерять их в соответствии с требованиями ГОСТа.

    Измерять фактические и устанавливать стандартные размеры, определять сорт древесных материалов.

    Выполнять необходимые расчеты по определению физических, технологических свойств: конструкционных не древесных, клеевых, отделочных материалов, материалов для изготовления мягких элементов мебели, спичек, шпал и др. изделий из древесины.

    Знания:

    Достоинства и недостатки древесины как материала.

    Строение древесины хвойных и лиственных пород.

    Физические, механические и технологические свойства древесины.

    Классификацию пороков.

    Классификацию лесных товаров и их основные характеристики.

    Классификацию и основные свойства материалов, применяемых в деревообработке.

    Критерии оценивания практической  работы:

    Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся:

    а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения исследований и измерений;

    б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для работы необходимое оборудование и материалы (образцы древесных пород), все исследования и измерения провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

    в) правильно выполнил анализ погрешностей 

    г) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

    д) соблюдал требования безопасности труда.

    Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но:

    а) работа проходила в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерении, или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

    Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, или если в ходе проведения исследования и измерений были допущены следующие ошибки:

    а) измерения проводились в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;

    б) в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т. д.), не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

    в) не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей

    г) работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

    Оценка «2» ставится в том случае, если:

    а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

    б) исследования, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

    в) в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к, оценке «3».

    Оценка «1» ставится в тех случаях, когда обучающийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда

    Правила выполнения практической работы

    Обучающийся должен выполнить практическую работу в соответствии с полученным заданием.

    Каждый обучающийся после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.

    Отчет о проделанной работе следует выполнять в тетрадях для лабораторных (практических) работ.

    Содержание отчета указано в описании лабораторной (практической) работы.

    Таблицы и рисунки следует выполнять с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т. д.) карандашом с соблюдением ЕСКД.

    Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.

    Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при необходимости на листах отчета.

    Если обучающийся не выполнил лабораторную работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

      Оценку по лабораторной работе обучающийся получает, с учетом срока выполнения работы, если:

    • расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
    • сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
    • обучающийся может пояснить выполнение любого этапа работы;
    • отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.

    Зачет по лабораторным (практическим) работам обучающийся получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ, после сдачи отчетов по работам при получении удовлетворительных оценок.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    «Решение задач по определению физических свойств древесины»

    Цель работы: Научиться рассчитывать влажность, плотность древесины при разных значениях влажности и пористость.

    Материальное оснащение: карточки с заданиями.

    КРАТКАЯ ТЕОРИЯ

    Абсолютной влажностью древесины Wабс – это отношение массы воды, находящейся в данном объеме древесины к массе абсолютно сухой древесины, выраженное в процентах. Определяется по формуле

    Wаб = [(m1 – m2)/m2] ∙ 100,

    где W – влажность древесины, %;

     m1 – масса образца влажной древесины, г.;

    m2 – масса образца абсолютно сухой древесины, г.

    Относительной влажностью древесины Wотн называется отношение массы воды, находящейся в данном объеме древесины, к массе влажной древесины, выраженное в процентах

    Wотн = [(m1 – m2)/m1] ∙ 100,

    Плотность древесины ρw (кажущаяся плотность) характеризуется отношением её массы к объему. Выражается плотность в кг/м3 или г/см3. Плотность влажной древесины ρw определяется по формуле

     ρw = mw / Vw,

    где mw – масса образца древесины при определенной влажности, г (кг);

    Vw – объем образца древесины при определенной влажности, см3 (м3).

    Плотность древесинного вещества ρд.в (истинная плотность) – это масса материала, образующего клеточные стенки. Так как элементарный химический состав древесины практически одинаков для всех пород, то и плотность древесинного вещества примерно одинакова для всех пород и в среднем равна 1,53 г/см3 (1530 кг/м3). Кажущаяся плотность древесины зависит от влажности, и для сравнения значение плотности всегда приводят к единой влажности.

    Плотность, как и все остальные показатели физико-механических свойств древесины, должна приводиться к нормализованной влажности 12% (ρ12). В таблице приведены средние значения плотности для различных пород. По плотности при влажности 12% древесину наших пород можно разделить на три группы: породы с малой (540 кг/м3 и менее), средней (550…740 кг/м3) и высокой (750 кг/м3 и выше) плотностью.

    Плотность древесины можно определить по следующим формулам:

    а) При влажности древесины до 30% для древесины березы, белой акации, бука, граба и лиственницы по формуле ρw = ρ12 / (1,048 – 0,004 ∙ W),  для древесины остальных пород по формуле ρw = ρ12 / (1,06 – 0,005 ∙ W),  где ρw – плотность древесины при заданной влажности, кг/м3; W – абсолютная древесины, %; ρ12 – плотность древесины при W = 12%, кг/м3;

    б) При влажности древесины выше 30% для древесины березы, белой акации, бука, граба и лиственницы по формуле ρw = ρ12 ∙ (1 + 0,01 ∙ W) / 1,206, для древесины остальных пород по формуле ρw = ρ12 ∙ (1 + 0,01 ∙ W) / 1,18.

    Пористость древесины П определяется объемом внутренних пустот и выражается в процентах (%) от объема древесины в абсолютно сухом состоянии. Пористость можно рассчитать по формуле П=100 ∙ (1 – ρ0 /рд.в.), где П – пористость древесины, %; ρ0 – плотность абсолютно сухой древесины кг/м3 (г/см3); рд.в – плотность древесинного вещества, кг/м3 (г/см3).

    Пористость зависит от плотности древесины: чем больше плотность, тем меньше пористость древесины. Значение пористости колеблется от 40 до 77%.

    Ход работы

    1. Выбрать вариант (таблица вариантов).

    2. Определить абсолютную и относительную влажность древесины (Wабс и Wотн) по данным варианта.

    3. Определить плотность влажной древесины ρw при Wабс.

    4. Определить плотность древесины в абсолютно сухом состоянии ρ0 и пористость П, ( % ).

    5.Записать результаты расчетов  в таблицу.

    6. По результатам расчетов сделать вывод о зависимости плотности от изменения влажности.

    7. Защитить практическую работу по контрольным вопросам.

     Средние значения плотности древесины

    Порода

    Плотность ρ 1 2 , кг/м3

    Лиственница

    660

    Сосна обыкновенная

    500

    Ель

    445

    Кедр

    435

    Пихта сибирская

    375

    Граб

    800

    Дуб

    690

    Клѐн

    690

    Ясень обыкновенный

    680

    Бук

    670

    Берѐза

    650

    Орех грецкий

    590

    Ольха

    520

    Осина

    495

    Липа

    495

    Таблица вариантов

    Номер

    Порода

    Масса

    Масса

    Масса

    варианта

    древесины

    влажной

    абсолютно

    влаги

    древесины

    сухой древесины

    mв, г.

    m1, г.

    m0, г.

    1

    Лиственница

    45

    33

    -

    2

    Ель

    28

    -

    8

    3

    Берѐза

    -

    15

    3

    4

    Кедр

    32

    19

    -

    5

    Сосна обыкновенная

    25

    -

    10

    6

    Бук

    -

    42

    14

    7

    Пихта сибирская

    36

    29

    -

    8

    Ольха

    18

    -

    5

    9

    Граб

    -

    53

    12

    10

    Осина

    46

    35

    -

    11

    Ясень обыкновенный

    24

    -

    9

    12

    Лиственница

    -

    40

    17

    13

    Орех грецкий

    29

    21

    -

    14

    Липа

    41

    -

    33

    15

    Клѐн

    -

    23

    7

                                                                                                                             Таблица расчетов

    Порода:                                

    Показатели

    Результат

    Wабс.

    Wотн

    ρw

    ρ0

    П

    Контрольные вопросы

    • Дайте определения относительной и абсолютной влажности.
    • Что такое плотность древесины?
    • Какие виды плотности древесины существуют?
    • Какие существуют группы пород по плотности?
    • Что такое пористость древесины? В каких пределах она колеблется?

    Литература

    Уголев, Б. Н. Древесиноведение и лесное товароведение [Текст]: учебник для сред.проф. образования/Б. Н. Уголев. – Москва : Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.

    Степанов Б.А. Материаловедение, М., Academ A, 2000-328с


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка проведение практических работ по МДК 02.02 «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»

    Методическая разработка для проведение практических работ по МДК 02.02  «Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации»...

    Методическая разработка по проведению практической работы по ОП 07 Основы материаловедения на тему "Определение породы древесины по макроскопическим признакам"

    Методическая разработка по проведению практической работы предназначена для помощи обучающимся в выполнении практической работы по предмету "Основы материаловедения" на тему: «Опр...

    Методическая разработка Урок практическая работа Профессия (специальность), код: 18880 «Столяр строительный». Тема урока: Определение порока древесины по внешним признакам.

    Пороки древесины механического происхождения, возникшие в ней в процессе заготовки, транспортирования, механической обработки и сортировки, называют дефектами.К дефектам обработки относятся инородные ...

    Методическая разработка проведения практического Занятия №1 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 6 «Гражданское право»

    Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...

    Методическая разработка проведения практического занятия №2 по учебной дисциплине «Основы права» Тема №7«Трудовое право»

    Тема «Гражданское право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач – изучение имущественных отношений и св...

    Методическая разработка проведения практического занятия №3 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема № 8 «Уголовное право»

    Тема «Уголовное право» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач –  проведение принципа приоритета об...

    Методическая разработка проведения практического занятия №4 по учебной дисциплине: «Основы права» Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика»

    Тема №9 «Противодействие коррупции и антикоррупционная политика» является одной из основных при изучении дисциплины «Основы права», так как решает одну из важнейших задач ...