Методическая разработка открытого занятия учебной практики Технология обработки древесины на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200
методическая разработка

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ КРАСНОВ

Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности мастера и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на занятии учебной практики "Технология продольной распиловки древесины на продольно-строгальном станке SDR-2200", по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков, квалификационный разряд –3. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2026.mr_ozup.p-str.st_.-27l.doc625.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН

(ФКП образовательное учреждение № 262)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-

производственной работе образовательного учреждения

___________________ И.В. Богданова

«16» ноября 2025 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия учебной практики

По профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков-3разряда.

Тема  № 3 Технология производства работ на деревообрабатывающих станках 

Тема занятия   Технология обработки древесины  на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200

Разработчик Краснов Владимир Александрович, мастер производственного обучения

Методическая разработка открытого практического занятия на тему: «Технология обработки древесины  на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200» составлена в соответствии с рабочей программой учебной практики,

утверждённой директором образовательного учреждения от «20» июня 2025 года

Рассмотрена на заседании методической комиссии «14»ноября 2025 г.

Председатель  методической комиссии

КОВАЛЬ ц.bmp

О.И.Коваль

г. Кемерово 2025 г.

Аннотация

Методическая разработка занятия выполнена на основе:  

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464 [7];

-профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2023 г. N 398н) [1];

-единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, (ЕТКС), по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда [2];

-учебной литературы [3, 4, 5, 6, 8, 9, 10].

          Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности мастера и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на занятии учебной практики № 14 Технология продольной распиловки древесины на продольно-строгальном станке SDR-2200, по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков, квалификационный разряд –3.

        Методическая разработка включает в себя:

-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;

-цель методической разработки и обоснование темы занятия, где дано методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся, характеристика темы, определены место и роль занятия в разделе, обоснованы используемые технологии, методы и формы обучения;

-педагогические цели и методические рекомендации для преподавателя и обучающихся,  в которых описываются этапы подготовки и проведения занятия;

-план проведения занятия (приложение 1, 3), в котором отражены структура занятия, содержание и способы деятельности преподавателя и обучающихся;

-учебно-производственную карту занятия учебной практики (приложения 2), содержащую технологическую последовательность упражнений (действий обучающихся) по: подготовке рабочего места; наладке станка; последовательности обработки пиломатериала на калиброванные заготовки,  заданного чертежом размера; ежесменного обслуживания станка.

-приём рефлексии, когда обучающимся предложено выразить свое отношение к занятию.        

 

Содержание

Введение

3

1

Обоснование темы занятия, педагогические цели, применяемые технологии методы и формы обучения

3

1.1

Актуальность темы занятия

3

1.2

Педагогические цели проведения занятия

4

1.3

Технологии, методы и формы обучения

6

2

Методические рекомендации преподавателю и обучающимся по подготовке  к занятию

7

2.1

Рекомендации обучающимся

7

2.2

Рекомендации преподавателям

7

Заключение

7

Список литературы

8

Приложения

10

Введение

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ и внедрению инновационных технологий обучения, обусловливают совершенствование содержания обучения, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности.

 Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, творчества в самом процессе обучения, а также умений, навыков и практического опыта. Качественная подготовка специалистов, соответствующих современным требованиям, во многом зависит от качества каждого проведенного занятия. В свою очередь, роль каждого занятия в подготовке выпускника, зависит от того, насколько методически грамотно оно спланировано, насколько соответствует требованиям компетентного подхода в образовании, насколько преподавателю удалось методически грамотно реализовать план занятия.

От методически грамотно продуманного проекта занятия, его учебно-методического обеспечения во многом зависит его эффективность. Создание методической разработки занятия позволяет систематизировать весь необходимый дидактический материал, выстроить логично структуру занятия, на основе цели и задач определиться с выбором методов и средств обучения, методов контроля.

1. Обоснование темы занятия, педагогические цели, применяемые технологии методы и формы обучения

1.1. Актуальность темы занятия

        Актуальность темы в том, что на занятии учебной практики в учебных мастерских образовательного учреждения, формируются  умения, навыки и практический опыт работы на продольно-строгальном  станке для деревообработки, с целью использования их во время производственной практики на предприятии центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-5.

 1.2. Педагогические цели проведения занятия

В своей работе Кругликов Г.И.[4] предлагает следующую классификацию занятий учебной практики:

« вводное занятие - занятие ознакомительно-информационного характера, представляющее, как правило, первоначальное знакомство с содержанием будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. Проводится обычно в начале учебного периода;

занятие по изучению трудовых приемов и операций - занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений;

занятие по выполнению комплексных работ - занятие, на котором при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии:

занятие по проверке знаний, навыков и умений обучающихся - (контрольно-проверочное)» [4, стр. 58].

        Для освоения данной темы выбрано занятие по изучению трудовых приемов и операций, которое является наиболее распространенным на данном этапе обучения профессии.  Особенностью занятия является:

-формирование у обучающихся первоначальных профессиональных умений;

-определенный учебной программой объем усваиваемого материала;

-четкое время проведения по расписанию;

-обязательность посещения;

-со стороны мастера производственного обучения, позволяет осуществлять непосредственное руководство деятельностью обучающихся, обеспечивает возможность применения не только групповой, но и индивидуальной работы в оптимальном соотношении, а это очень важно для формирования прочных умений и навыков трудовых действий у обучающихся.

         Проведение данного занятия учебной практики преследует следующие цели:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Сформировать у обучающихся умения, навыки и опыт работы:

-по наладке и настройке продольно-строгального  станка (SDR-2200)  для обработки пиломатериала;

-по обработке пиломатериала в заданный размер

Развить:

-умение анализировать, обобщать полученные знания и применять их;

-внимание, наблюдательность;

-познавательную активность и

технологическую культуру.

Формировать  культуру речи, умение слушать и слышать.

Способствовать:

-формированию устойчивого интереса к выбранной профессии, ответственности,

профессиональных качеств;

-воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности)

        По окончании занятия у обучающихся должны быть сформированы умения и навыки и опыт:

-по наладке, настройке и порядку работы на продольно-строгальном  станке (SDR-2200)  для обработки пиломатериала;

-по изготовлению калиброванных заготовок заданного размера.

1.3.Технологии, методы и формы обучения.

Методическая разработка отражает особенности проведения занятия учебной практики по теме: «Технология обработки древесины на продольно-строгальном станке SDR-2200»  и представляет опыт использования методов ведения учебной деятельности, а именно:

-совместного  целеполагания и мотивации учебной деятельности обучающихся;

-сочетания индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся на занятии учебной практики;

-работа в сотрудничестве,  с использованием коллективного способа обучения и поиска решения  технологической последовательности обработки заготовки на станке;

-демонстрации приемов безопасной работы, в сочетании с беседой и объяснением  распространенных ошибок, возникающих при выполнении практического задания;

-совместной с обучающимися рефлексии занятия.

Для  формирования  умений и навыков у обучающихся применяется следующие технологии:

-традиционная (беседа с демонстрацией приемов выполнения трудовых действий), когда мастер, используя свой опыт, педагогическое мастерство, стиль работы и педагогические приемы организует продуктивную работу обучающихся на занятии;

-современная личностно ориентированная технология развивающего обучения [9,10] (способ коллективного обучения, при котором умения формируются путем сотрудничества, общения и работы обучающихся в парах сменного состава, когда каждый учит каждого).

          Для повышения активности и лучшего усвоения материала занятия применяются групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

Для оценки результатов работы используется пятибалльная система. Это позволяет обучающимся нести ответственность за результаты своей работы.

В конце занятия использован прием рефлексии, когда обучающимся предложено выразить свое отношение к занятию, заполнив лист самооценки в форме письменных ответов на вопросы (приложение 5). Использование этого приема учит обучающихся анализировать информацию, планировать, сравнивать, ставить вопросы, формулировать собственное мнение, вызывает интерес к профессии.

2. Методические рекомендации обучающимся и преподавателю по подготовке к уроку

2.1.Рекомендации обучающимся

Под руководством мастера производственного обучения обучающиеся знакомятся с рекомендуемым списком литературы, участвуют в обсуждении технологии обработки пиломатериала, приемов безопасной работы на продольно-строгальном станке; выполняют практические задания в парах сменного состава; отвечают на вопросы мастера.

2.2.Рекомендации преподавателям

         Непосредственная подготовка к занятию проводится в течение 2-3 дней. Подробно содержание занятия описывается в плане и учебно-производственной карте (приложения 1, 2, 3, 4), при составлении которой особое внимание обращалось на согласованность целей, задач, видов деятельности обучающихся, логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия, оптимальное распределение времени по этапам, большую долю самостоятельной практической работы обучающихся. Учебно-производственная карта дает четкое представление о логике и содержании занятия.

Однако, мастеру подготовку к занятию следует начинать с того, чтобы определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся:

-целевую установку занятия, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную функции занятия;

-подготовить технические средства обучения и учебно-методическое обеспечение (оборудование, приспособления, проверить все ли работает, наглядные пособия, образцы заготовок и готовых изделий);

-как будет осуществляться смена видов деятельности обучающихся;

-определить последовательность организации учебной деятельности на каждый этап занятия для реализации поставленных задач,  продумать, в какой последовательности будет организована работа на станке;

-продумать как разделить обучающихся на группы в соответствии с их уровнем подготовки;

-спланировать контроль учебной деятельности (что и как контролировать);

Таким образом, тщательно спланированная подготовка к занятию обеспечивает качественное проведение занятия и способствует достижению поставленной цели.

Заключение

Эта работа написана в помощь мастерам производственного обучения при проведении занятий по технологии строгания пиломатериалов, для получения калиброванных заготовок, на продольно-строгальном станке. Создание методической разработки занятия позволило выстроить его логичную структуру, методически обосновать и выбрать методы и средства обучения, методы контроля полученных результатов и приемы рефлексии.

        При разработке содержания занятия обращалось внимание на связь практики с теорией. Приведенные в ней методические рекомендации позволят мастерам составить алгоритм подготовки и проведения занятий учебной практики. Практическая значимость разработки определяется наличием конкретного дидактического материала (учебно-производственной карты, чертежей и технологического процесса обработки заготовок на продольно-строгальном станке SDR-2200), представляющего интерес для мастеров деревообрабатывающего производства и рационального использования  времени занятия для успешного освоения обучающимися приёмов безопасной работы на продольно-строгальном станке.

Список литературы

Список литературы для преподавателей:

1.Государственный профессиональный стандарт «Станочник деревообрабатывающих станков» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 апреля 2023 г. N 398н);  

2.Единый  тарифно - квалификационный справочник  работ и профессий рабочих, (ЕТКС), 2019. Часть N 1,выпуск N 40, раздел «Общие профессии деревообрабатывающих производств»;  

3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ./В.И. Коротков.- 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

4.Кругликов Г.И. Методическая работа мастера производственного обучения: учеб. Пособие для студ. Проф. учеб. Заведений /Г. И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 160 с.

5. Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Борис Абрамович Степанов. - М.: Издательский центр Академия», 2004. - 304 с.

6. Обливин, В.Н., Никитин Л.И., Гренц Н.В. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях: Учеб. Пособие для нач. проф. образования / В.Н. Обливин, Л.И. Никитин, Н.В. Гренц. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 256 с.: ил.

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

8.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,  2007. – 352 с.

9.Технологии коллективного способа обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А.Богданова, Л.Н.Вавилова; под общ. ред. Т.С.Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 48 с.

10.Технологии проблемного обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А. Богданова. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. - 46 с.

Список литературы для обучающихся:

 1.Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ. /В.И. Коротков. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

        2.Краснов В.А. Учебно-производственная карта занятия учебной практики «Распиловка древесины вдоль волокон на многофункциональном станке SDM-2200» (приложение3).        

Мастер производственного обучения

КРАСНОВ В..jpg

В.А. Краснов

приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ИК-5, Кемерово г., Буденного ул.,48)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-

производственной работе образовательного учреждения

___________________ И.В. Богданова

«16» ноября 2025 г.

ПЛАН И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

открытого занятия учебной практики

Целевой блок

Мастер

Краснов Владимир Александрович

Профессия

18783 Станочник деревообрабатывающих станков

Учебная дисциплина

Учебная практика (УП)

Раздел

Технология производства работ на деревообрабатывающих станках 

Тема занятия (УП)

Технология обработки древесины  на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200

Междисциплинарные связи

Материаловедение. Безопасность жизнедеятельности

Дисциплинарные связи

Предшествующие учебные темы  занятий

Последующие учебные темы  занятий

Требования к конструкции устройств и меры безопасности при работе на фуговальных, строгальных, рейсмусовых  станках

Рейсмусование заготовок

Формируемые практические умения (закрепление знаний)

умения

Закрепление знаний

У1-у10. у16-17,20. у21-34.

Об устройствах безопасности используемых на продольно-строгальных станках.

О приемах  безопасной работы на продольно-строгальных станках.

Цели занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Сформировать у обучающихся умения, навыки и опыт работы:

-по наладке и настройке продольно-строгального  станка (SDR-2200)  для обработки пиломатериала;

-по обработке пиломатериала в заданный размер

Развить:

-умение анализировать, обобщать полученные знания и применять их;

-внимание, наблюдательность;

-познавательную активность и

технологическую культуру.

Формировать  культуру речи, умение слушать и слышать.

Способствовать:

-формированию устойчивого интереса к выбранной профессии,

ответственности,

профессиональных качеств;

-воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности)

Тип занятия

Закрепление знаний, формирование умений и приемов выполнения трудовых действий

Планируемые образовательные результаты

Освоенные умения

Закреплённые знания

Владеют  умениями, навыками и опытом работы:

-по наладке, настройке и порядку работы на продольно-строгальном  станке (SDR-2200)  для обработки пиломатериала;

-по изготовлению калиброванных заготовок заданного размера.

1. Имеют представление об устройствах безопасности используемых на продольно-строгальных станках;

2.Расказывают о приемах  безопасной работы на продольно-строгальных станках.

Уровень освоения

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством мастера)

Инструментальный блок

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный с демонстрацией приемов выполнения трудовых действий, коллективный метод поиска решения, обучение в сотрудничестве в подгруппах.

Образовательные технологии

Элементы технологии  развивающего обучения

Формы учебной работы на учебном занятии

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Учебно-методическое обеспечение

Учебные плакаты;

Литература:

2. Краснов В.А. Учебное пособие «Устройства, меры безопасности и порядок работы на токарных станках» ФКПОУ № 262. 2022 – 19  с. Учебно-производственная карта «Порядок наладки и приёмы безопасной работы токарным резцом ремером и мейселем на токарном станке для деревообработки  JWL-1236»  (приложение 3, 5)

3. Профессиональный стандарт «Станочник деревообрабатывающих станков» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №  398н  от 27 апреля 2023 г.);  

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении  порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

5. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ./В.И.Коротков.- 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

6. Обливин, В.Н., Никитин Л.И., Гренц Н.В. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях: Учеб. Пособие для нач. проф. образования / В.Н. Обливин, Л.И. Никитин, Н.В. Гренц. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 256 с. с ил.

СТО

Оборудование учебной мастерской, наглядные пособия, образцы заготовок и готовых изделий, классная доска

Технологический блок (Содержание и технология проведения занятия)

Этапы урока

(45 мин)

Деятельность мастера

(методы, приемы, форма и содержание)

Деятельность обучающихся

(форма и содержание)

Использование УМО

Планируемые результаты  (КТ)

Знания

Умения

Организационный момент

(1 мин)

Приветствует  и проверяет наличие обучающихся, выявляет отсутствующих и  устанавливает причины

Слушают преподавателя.

Отвечают на приветствие и проверку наличия обучающихся

Совместное целеполагание, мотивация обучающихся

(2 мин)

Сообщает  тему и цели занятия, конечный результат учебной деятельности обучающихся.

 Информирует о важности темы в профессиональной деятельности станочника

Слушают преподавателя.

Осознают тему и цели занятия, уясняют учебные задачи.

Психологически настраиваются на активную работу во время занятия

Отображение темы и цели   занятия на классной доске и презентации

Анализировать информацию, осознавать и уяснять цели

Актуализация опорных знаний

( 5 мин)

Проводит актуализацию опорных знаний (второе повторение пройденного материала), опираясь на знания обучающихся по предыдущей теме занятия. Оказывает помощь обучающимся при затруднениях

Вспоминают и восстанавливают знания полученные на предыдущем занятии.

Презентация

Требования к конструкции устройств безопасности на фуговальных станках

У1-у10. у16-17,20. у21-34.

Вводный инструктаж

(15 мин)

Совместно с обучающимися методом дискуссии, разбирает вопросы рациональной организации рабочего места.

Показывает  готовые образцы, эталонные изделия, объясняет  их предназначение.

Совместно с обучающимися методом дискуссии, разбирает  чертеж готового изделия, обратив внимание на условные обозначения в них шероховатости, точности, взаимного расположения поверхностей.

Совместно с обучающимися методом дискуссии, осваивают учебно-производственную карту занятия учебной практики, технологическую последовательность обработки заготовки, обращая внимание обучающихся на особенности базирования, режим обработки.

Объясняет порядок выполнения трудовых действий по:

специфике наладки и особенностях эксплуатации строгально-рейсмусового станка (SDR-2200)  для обработки пиломатериала.

Показывает приемы работы по обработке пиломатериала заданного размера (в соответствии с правилами демонстрации).

Предупреждает  о возможных ошибках при выполнении работы.

Объясняет  и показывает способы измерений, обращая внимание на приемы самоконтроля.

Проводит  инструктаж по правилам охраны труда, обращая  внимание обучающихся на опасные зоны (приемы работы), требующие особой собранности при работе.

Предлагает обучающимся повторить рабочие

приемы (порядок обработки или др.) перед группой, чтобы  убедиться в понимании.

Сообщить обучающимся критерии оценок (нормы времени, выработки).

Изучают учебно-производственную карту занятия, чертежи готового изделия, заготовки.

Участвуют в дискуссии, предлагают варианты выполнения практической работы, уясняют учебные задачи, психологически настраиваются на активную самостоятельную работу

Учебно-производственная карта занятия учебной практики.Чертеж и образцы заготовок

(приложение 2,3,4).

У1-у10. у16-17,20. у21-34.

Самостоятельная работа учащихся. Закрепление знаний, формирование у обучающихся трудовых функций

(20 мин)

Текущий инструктаж (контроль самостоятельной  работы обучающихся).  Целевые обходы, с дифференцированной проверкой и корректировкой умений и приёмов выполнения обучающимися трудовых действий, соблюдения технологической последовательности изготовления изделия, содержание и организацию рабочих мест.

Проводят самостоятельно работу по:

-наладке и настройке строгально-рейсмусового  станка (SDR-2200)  для обработки  пиломатериала;

-выполнению технологических приемов строгания пиломатериала заданного размера в соответствии с чертежом и правилами безопасности

Учебно-производственная карта занятия учебной практики. Чертеж и образцы заготовок

(приложение 2,3,4).

Определяют основные меры безопасности и приемы работы на продольно-строгаль

ном станке

У1-у10. у16-17,20. у21-34.

Заключительный инструктаж

(3 мин)

Подводит итоги занятия. Указывает на допущенные ошибки и разбирает причины, их вызвавшие. Сообщает  и (при необходимости) комментирует оценку учащимся за работу.

Слушают преподавателя.

Участвуют в беседе, задают вопросы, слушают и уясняют индивидуальную отметку за выполненную работу

Обработанные заготовки

У1-у10. у16-17,20. у21-33

Уборка рабочих мест

(1 мин)

Контролирует действия обучающихся по уборке рабочих мест

Убирают рабочие места

Оборудование рабочих мест и инструмент

У34

Рефлексия деятельности на уроке (1 мин)

Организует работу по самооценке обучающимися своих действий и действий мастера

Заполняют листы самооценки, отвечают на вопросы мастера

Лист самооценки (приложение 6)

Мастер производственного обучения

                     КРАСНОВ В..jpg

В.А. Краснов

Приложение 2

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

для ОППО по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда ФКП образовательного учреждения № 262, в соответствии с профессиональным стандартом Министерства труда и социальной защиты российской федерации (Приказ от «27» апреля 2023 г. № 398н об утверждении профессионального стандарта "Станочник деревообрабатывающих станков").

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

B

Изготовление и обработка деталей и изделий из древесины и древесных материалов средней сложности на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

3

Подготовка рабочего места, приспособлений для операций по изготовлению и обработке деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

B/01.3

3

Изготовление и обработка деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках, визуальный и инструментальный контроль их качества

B/02.3

3

Код

Квалификационные характеристики, установленные профессиональным стандартом Министерства труда и социальной защиты российской федерации (Приказ от «27» апреля 2023 г. № 398н об утверждении профессионального стандарта "Станочник деревообрабатывающих станков") по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда

Умения 1-34

у1

Выбирать и использовать измерительный инструмент и приспособления, необходимые для осуществления входного контроля заготовок и полуфабрикатов, контроля качества готовых деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у2

Выбирать технологическую оснастку, дереворежущий инструмент и приспособления, необходимые для проведения работ в соответствии с технологической картой для работы на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

у3

Производить размерную настройку и наладку универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков для изготовления и обработки деталей и изделий средней сложности

у4

Читать чертежи и эскизы деталей и изделий из древесины и древесных материалов средней сложности

у5

Предупреждать и устранять возможный брак при выполнении технологических операций по изготовлению и обработке деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у6

Производить отбраковку заготовок и полуфабрикатов, изготовленных и обработанных деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов по результатам визуального и инструментального контроля

у7

Оформлять в установленном порядке документацию на принятые и отбракованные готовые детали и изделия средней сложности из древесины и древесных материалов

у8

Использовать техническую документацию на различные виды деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у9

Производить обработку с заданной точностью размеров деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов с использованием приспособлений

у10

Выполнять ежесменное техническое обслуживание универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков в объеме руководства по эксплуатации оборудования

у11

Владеть навыками практической работы с нормативными документами и учебной литературой

у12*

Оценивать безопасность организации рабочего места согласно требованиям охраны труда

у 13*

Определять вид материалов и особенности его применения

у 14*

Действовать при нештатных и аварийных ситуациях при эксплуатации универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков согласно плану локализации и ликвидации аварий

у 15*

Измерять напряжение, силу тока, сопротивление в проводниках и источниках питания

у16*

Применять средства индивидуальной и коллективной защиты при выполнении работ на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

у17*

Соблюдать требования охраны труда, пожарной и промышленной безопасности при проведении работ на деревообрабатывающих станках

у18

Производить токарную обработку деталей и изделий средней сложности из древесины

у19

Выполнять сверлильные операции в деталях и изделиях средней сложности из древесины

у20

Выполнять строгание на налаженных стружечных станках деталей и изделий средней сложности из древесины

у21

Подготавливать рабочую зону универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков согласно стандарту рабочего места, требованиям производственных санитарных норм, охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности

у22

Оценивать визуально техническое состояние универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков

у23

Производить осмотр и проверку общей работоспособности узлов и механизмов универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков пред началом работ

у24

Производить проверку технического состояния технологической оснастки (приспособлений, измерительных и вспомогательных инструментов), размещенной на рабочем месте

у25

Проверять состояние и износ дереворежущего инструмента, его пригодность к использованию в соответствии с технологической картой

у26

Использовать техническую документацию, инструкции по эксплуатации универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков

у27

Производить размерную настройку универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков с учетом заданных параметров обработки деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у28

Использовать алгоритм действий по управлению работой универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков с учетом производственного задания

у29

Базировать деревянные заготовки и полуфабрикаты из древесины и древесных материалов на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках с учетом особенностей их формы и строения

у30

Регулировать параметры работы универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков в процессе обработки для обеспечения качества деталей и изделий средней сложности

у31

Производить установку дереворежущего инструмента и контролировать его состояние при выполнении работ на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

у32

Применять установленные виды и методы визуального и инструментального контроля качества полуфабрикатов, материалов и готовых деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у33

Заполнять формы эксплуатационной и сменной отчетности в начале и конце рабочей смены

у34

Поддерживать состояние рабочего места в соответствии с требованиями должностной инструкции при проведении работ по деревообработке

Приложение 3

Учебно-производственная карта

Строгание по пласти, кромкам и под углом (по ребрам) на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200

Учебная цель: Освоить порядок подготовки и наладки строгально-рейсмусового станка SDR-2200.  Освоить  приёмы безопасной работы на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200 при строгании по пласти, кромкам и под углом (по ребрам).

Оборудование и приспособления: строгально-рейсмусовый станок SDR-2200.  

Инструменты и материалы: ножевой вал, линейка комбинированная, пиломатериал, готовые заготовки, детали.

     Перед началом работы следует произвести подготовку и наладку строгально-рейсмусового станка SDR-2200 в следующем порядке:

1. Установку строгальных столов и глубины строгания;

2. Установку ограждения ножевого вала и его использование;

3. Установку кожуха для удаления стружки;

4. Установку линейки и её использование.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Упражнение 1. Освоить установку строгальных столов и глубины строгания на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200.

     Для установки строгальных столов (загрузочного и приемного) и глубины строгания необходимо (рис. 4):

Описание: Рис.4.jpgРис.4

1. Отпустить гайки-барашки 19 столов строгальных загрузочного 14 и приемного 15;

2. Потянуть за край стола строгального приемного 15 на себя (в горизонтальной

плоскости) и опустить его вниз до упора;

3. Зафиксировать стол строгальный приемный 15 гайками-барашками 19;

4. Перемещением в горизонтальной плоскости стола строгального загрузочного 14 и регулируя винтом 24, установить необходимую глубину строгания (0-3 мм), совместив визир 23 стола строгального загрузочного 14 с необходимым значением на шкале 16 и зафиксировать выставленное положение гайкой-барашком 25;

5. Зафиксировать стол строгальный загрузочный 14, затянув гайки-барашки 19.

Упражнение 2. Освоить установку ограждения ножевого вала строгально-рейсмусового станка SDR-2200  и его использование.

     Сборка и наладка ограждения ножевого вала и линейки осуществляется пользователем согласно (рис.5) или (рис.6). Чтобы установить ограждение ножевого вала необходимо:

-закрепить кронштейн 9 с помощью винтов и шайб, входящих в комплект крепежных изделий;

-установить между зацепами кронштейна 9 ограждение ножевого вала 8,

-выставить ограждение ножевого вала на необходимую ширину строгания и зафиксировать винтом-барашком 13.

                            Описание: Рис.2.СТРОГ-РЕЙСМУС-1.jpg                                                                        Описание: Рис.3.СТРОГ-РЕЙСМУС-1.jpg                               

                                                                Рис.5                                                                                                                        Рис.6

       Ограждение ножевого вала 8 предназначено для закрытия той части вращающегося ножевого вала, которая не находится в зоне резания (нерабочая часть ножевого вала) во время работы станка (рис. 4).

При строгании на не полную ширину, ограждение ножевого вала 8 должно быть перемещено и отодвинуто на необходимую ширину строгания.

Дня перемещения ограждения ножевого вала 8 в нужное положение необходимо;

1.Отпустить винт-барашек 13;

2.Переместить ограждение ножевого вала 8 вдоль ножевого вала, закрыв не используемую часть инструмента;

3.Затянуть винт-барашек 13.

4.По окончании работы и во время перерывов в работе ограждение 8 должно полностью закрывать ножевой вал.

Упражнение 3. Освоить установку кожуха для удаления стружки на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200  

    Для эффективного отвода стружки при строгании, рекомендуется применять устройства для ее удаления. Для подключения данного устройства используется кожух для удаления стружки 3 (рис. 7). Установите кожух для удаления стружки. При строгании кожух для удаления стружки 3 устанавливается на оси и поджимается столом для рейсмусования 5 путем его подъема и фиксацией гайкой 6

   ВНИМАНИЕ:  В случае не установки кожуха 3 запуск станка будет невозможен.

Описание: Рис.5.jpg

Рис.7

Упражнение 4. Освоить установку линейки и её использование на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200  (рис.8).

     Установите линейку 2 на боковую стенку станка и зафиксируйте ее шайбой 21 и гайкой-барашком 22.  Линейка 2 дает возможность выставлять заготовку под углом в диапазоне от 0° до 45° с помощью шкалы 2а.

Описание: Рис.2.СТРОГ-РЕЙСМУС-1.jpg

Рис.8

Шкала 2а имеет регулировку. Для этого необходимо выставить линейку по угольнику, обеспечив угол 90°, ослабить винты 2Ь, выставить позицию «0» по указателю, зафиксировать винты. Такую же операцию проделайте со шкалой на противоположной стороне. Для жесткой фиксации линейки в вертикальном положении (90° относительно стола) используются винты 2с.

     При установке линейки под углом, данные винты необходимо вывернуть.

    Линейка предназначена для ориентирования обрабатываемой заготовки относительно ножевого вала и обеспечивает прямолинейное перемещение заготовки.

 Упражнение 5. Освоить пуск строгально-рейсмусового станка SDR-2200 на холостом ходу.

     Пуск станка осуществляется с помощью выключателя 12  (рис. 9) после подготовки и наладки на выполнение требуемого вида обработки. Выключатель находится на поворотном пульте управления, который позволяет устанавливать удобное положение при различных видах работы. Для изменения положения необходимо освободить винт-барашек, повернуть поворотный пульт с выключателем и снова закрепить его.

Для пуска станка необходимо:

-подключить станок к электросети штепсельной вилкой;

-открыть крышку выключателя, нажать на зелёную кнопку.

Для отключения станка необходимо:

-открыть крышку выключателя и нажать на красную кнопку;

-или закрыть приоткрытую крышку выключателя.

Время запуска станка не должно превышает 5 секунд. Если станок не запускается, его следует отключить выключателем.

  В случае не запуска, повторное включение производится не ранее, чем через 1 минуту.

 По окончании работы и во время перерывов в работе крышка выключателя должна быть закрыта.

Упражнение 6. Освоить требования безопасности при строгании (фуговании) по пласти, кромкам и под углом (по ребрам) на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200  

      Прежде чем приступить к работе изучите требования по технике безопасности.

     6.1. Общие меры безопасности

1. Не разрешайте посторонним лицам находиться в рабочей зоне;

2. При работе на станке сохраняйте устойчивое положение и не пытайтесь дотянуться до предметов, находящихся вне досягаемости;

3. Во время работы избегайте контакта с заземленными устройствами (например, трубопроводами, электроплитами, холодильниками и т.п.);

4. Будьте внимательны, следите за тем, что делаете, не пользуйтесь станком, если устали;

5. Не применяйте поврежденные и деформированные строгальные ножи;

6. Применяйте только строгальные ножи, оснастку и инструмент, рекомендованные изготовителем;

7. Избегайте перегрузки станка;

8. Не пытайтесь обрабатывать слишком короткие и тонкие заготовки.

9. Учитывайте размеры инструментов и не применяйте для них переходники или адаптеры 10. При выполнении работ учитывайте предельно допустимые размеры обработки.

11. Применяйте противопылевой респиратор.

12. Применяйте средства защиты органов слуха. Воздействие шума может привести к потере слуха.

13. Используйте защитные очки.

14. Суммарная продолжительность нахождения работающего в зоне обслуживания, без средств индивидуальной защиты по шуму, не должна превышать более 4,8 часа.

     6.2. Опасности при эксплуатации станка

1. Даже при правильной эксплуатации станка могут возникать следующие виды опасностей:

-опасность получения травмы отлетевшей заготовкой;

-опасность получения травмы ломающимися частями заготовки;

-опасность от шума и пыли;

-опасность поражения электрическим током при неправильной прокладке электрического шнура.

2. Для уменьшения воздействия шума, возникающего при работе станка, обязательно используйте средства индивидуальной защиты органов слуха (вкладыши противошумные).

3. Для защиты дыхательных путей от пыли используйте маску.

4. Суммарная продолжительность нахождения работающего в зоне обслуживания, без средств индивидуальной защиты по шуму, не должна превышать более 4,8 часа.

     6.3. Требования к заготовке

1. Масса обрабатываемой заготовки не должна превышать 50 кг.

2. При обработке заготовок более 2 м длиной необходимо пользоваться подставками, которые устанавливаются под свисающим концом заготовки, или работать вдвоем.

3.Минимальная высота заготовки при строгании - 5 мм;

4. Обрабатываемую заготовку необходимо проверять на отсутствие металлических или минеральных включений (гвоздей, скоб, осколков, камней и т.п.).

5. Не следует обрабатывать материалы, имеющие трещины, несросшиеся сучки, гниль, или другие пороки древесины.

6. Заготовка не должна быть влажной. Рекомендуемая влажность не более 22%.

     6.4. Рабочая поза и подача заготовки

1. Не одевайте слишком просторную одежду и украшения.

2.Запрещается при работе пользоваться перчатками. Они могут быть захвачены подвижными частями станка.

3. Пользуйтесь индивидуальными средствами защиты и головным убором.

4. Для качественной и безопасной работы режущая часть рабочего инструмента должна быть заточенной и чистой.  

 5. Приступая к работе на станке пользователю необходимо учитывать свое физическое состояние, уровень подготовки и сложность выполняемых задач.

6. К работе на станке допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, изучившие руководство по эксплуатации.

7. Правильное рабочее положение пользователя - это положение стоя.

8. Для подачи заготовки пользователю нужно становиться со смещением в сторону, рядом с местом подачи заготовки.

      Упражнение 7. Освоить следующие требования, которые  необходимо соблюдать во время работы (при строгании (фуговании)) на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200

Во время работы (при строгании (фуговании)) на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200 необходимо соблюдать следующие требования:  

1.При фуговании нужно перемещать заготовку по загрузочному столу, прижимая к линейке 2 (рис.9).

Описание: Рис.1.СТРОГ-РЕЙСМУС-1.jpg

Рис.9

 При этом необходимо держать пальцы сомкнутыми и удерживать заготовку сверху ладонями обеих рук.

2. Правильное положение рук:  когда одна рука находится на верхней пласти заготовки над приемным столом;  а вторая рука - на верхней пласти заготовки над загрузочным  столом.

3. Заготовку необходимо строгать по всей длине, не перемещая ее назад над вращающимся ножевым валом.

4. Подача заготовок должна быть равномерной (без рывков), скорость подачи должна обеспечивать спокойную работу станка, исключать его перегрузку.

5. Условия нормальной эксплуатации станка при обработке древесины средней твердости на максимальную глубину и ширину за один проход при ручной подаче заготовки в зону резания составляет при строгании - 1,5 м/мин.

6. Для обработки коротких заготовок (длина менее 300 мм) необходимо применять толкатель (рис.10).

Описание: Рис.УСТР.БЕЗ.ТОЛКАТЕЛЬ.ФУГОВ.СТ..jpg

Рис.10

Упражнение 8. Освоить и провести строгание заготовки по пласти, кромкам и под углом (по ребрам) в заданный размер.

     Во время строгания (фугования) на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200необходимо:

1.Изучить чертеж детали и определиться с величиной припуска на обработку заготовки.

2.Определить количество проходов, с учётом установленной на станке глубиной строгания.

3 Приступить к строганию заготовки соблюдая следующие требования:

 -перемещать заготовку по загрузочному столу, прижимая к линейке 2 (рис.9), при этом держать пальцы сомкнутыми и удерживать заготовку сверху ладонями обеих рук;

-соблюдать правильное положение рук,  когда одна рука находится на верхней  пласти  заготовки над приемным столом,  а вторая  рука - на верхней  пласти заготовки над загрузочным  столом;

-строгать заготовку по всей длине, не перемещая ее назад над вращающимся ножевым валом;

-подавать  заготовку равномерно, без рывков.;

-скорость подачи должна обеспечивать спокойную работу станка, исключать его перегрузку.

4. Условия нормальной эксплуатации станка при обработке древесины средней твердости на максимальную глубину и ширину за один проход при ручной  подаче заготовки в зону резания составляет при строгании - 1,5 м/мин.

5. При обработке коротких заготовок (длина менее 300 мм) применять толкатель (рис.2).

Мастер производственного обучения

               КРАСНОВ В..jpg

 

     В.А.Краснов

Приложение 4

Чертежи

заготовок для табурета по ГОСТ 19917-93

1.Ножка табурета (465 x 40 x 40)мм

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                         

                                                                  470                                                                      

2.Царга табурета (220 x 50 x 40)мм- 4 штуки

        

                                                                                                                           

                                                                                            

3.Проножка табурета (220 х 40 х 20)мм-4 штуки

                                                                                             

   

                                 

4.Заготовка для сидения табурета (320 х107 х 15) мм  - 3 штуки

приложение 5

 ЛИСТ (Рефлексии)

Укажите Ваш ответ на вопросы в таблице (Поставьте галочки в графе  Да  или / Нет)

ЛИСТ (Рефлексии)

№ п/п

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

Испытывали Вы затруднения при освоении информации о станке, изложенной  в учебно-производственной карте?

2

Вызвало ли у Вас затруднение чтение чертежей готовых изделий?

3

Вызвала ли у Вас затруднение работа на продольно-строгальном станке?

4

Удалось Вам запомнить и соблюдать меры безопасности и приемы работы на продольно-строгальном станке

5

Укажите, что Вам понравилось более всего на занятии?      (поясните ниже - необязательно)

Мастер производственного

обучения

               КРАСНОВ В..jpg

 

        В.А. Краснов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока учебной практики

                                                      ...

методическая разработка открытого урока на тему «Технология обработки конической поверхности» Дисциплина МДК.04.02. «Технология металлообработки на токарных

В  методической разработке раскрыты особенности  подготовки и проведения учебных занятий в современных условиях,  применение методических приемов и методов на разных этапах ...

Методическая разработка Открытого занятия учебной практики по теме: «Выполнение дуговой наплавки валиков в нижнем положении шва»

Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение дуговой наплавкиваликов в нижнем положении шва» разработана в соответствии с программой учебнойпрактики по профессии СПО 15.01....

Методическая разработка открытого занятия учебной практики ПМ 01 Выполнение стрижек и укладок.

Тип учебного занятия: -выполнение трудовых приемов и операций сложных комплексных работ. Методы обучения:Словесный - объяснение, рассказ, фронтальный опрос.Повторение опорных знаний. На...

1.Методическая разработка открытого занятия учебной практики ПМ01 по профессии 9727 «Штукатур» по теме: «Набрасывание раствора штукатурной лопаткой с сокола на поверхности»

Урок учебной практики входит в систему занятий по освоению основного видапрофессиональной деятельности Выполнение штукатурных работ в рамкахпрофессионального модуля ПМ01 Выполнение штукатурных раб...

Методическая разработка открытого занятия учебной практики по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков.

   На занятии учебной практики в учебных мастерских образовательного учреждения, формируются умения, навыки безопасной работы на многофункциональном станке для деревообработки, с цель...

Методическая разработка занятия учебной практики Технология обработки древесины на токарном станке для деревообработки.

Методическая разработка  занятия выполнена на основе:-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464;-профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты Росси...