Методическая разработка открытого занятия учебной практики Технология обработки древесины на фрезерно-сверлильном станке по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков.
методическая разработка

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ КРАСНОВ

Методическая разработка  занятия выполнена на основе: 

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464 от 14 июня 2013 г ;

-профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ № 398н от 27 апреля 2023 г) 

Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на занятии учебной практики Технология обработки древесины на одношпиндельном сверлильном станкеJDP-13М  И   фрезерно-сверлильном станке JMD-45PF, по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков,

квалификационный разряд –3 (третий ),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл /mr.zup_.f-cverl_.st_.doc884.71 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН

(ФКП образовательное учреждение № 262)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебно-

производственной работе

образовательного учреждения

                                                              БОГДАНОВА

                                                                                 __________ И.В. Богданова

              «15» декабря 2025 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия учебной практики

Тема раздела: № 3 Технология обработки древесных материалов на

 деревообрабатывающих станках.

Тема занятия: Технология обработки древесины на одношпиндельном сверлильном станкеJDP-13М  И   фрезерно-сверлильном станке JMD-45PF

Профессия: 18783 Станочник деревообрабатывающих станков,

квалификационный разряд 3.

Разработчик Краснов Владимир Александрович, мастер производственного обучения.

Составлена в соответствии с рабочей программой учебной практики,

утвержденной директором образовательного учреждения

от «20» июня 2025 года

Рассмотрена на заседании методической комиссии «14» декабря 2025 г.

Председатель методической комиссии

КОВАЛЬ ц

О.И.Коваль

г. Кемерово 2025г.

Аннотация

Методическая разработка  занятия выполнена на основе:  

-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464  [7];

-профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (приказ № 398н) [1];

-единого  тарифно - квалификационного справочника  работ и профессий рабочих, (ЕТКС), по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 2-го разряда [2];

-учебной литературы [3, 4, 5, 6, 8, 9, 10].

          Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности преподавателя и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на занятии учебной практики Технология обработки древесины на одношпиндельном сверлильном станкеJDP-13М  И   фрезерно-сверлильном станке JMD-45PF, по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков,

квалификационный разряд –3 (третий ),

        Методическая разработка включает в себя:

-введение, в котором отражена актуальность выбранной темы занятия;

-цель методической разработки и обоснование темы занятия, где дано методическое описание видов деятельности мастера и обучающихся, характеристика темы, определены место и роль занятия в разделе, обоснованы используемые технологии, методы и формы обучения;

-педагогические цели и методические рекомендации для мастера и обучающихся, в которых описываются этапы подготовки и проведения занятия;

-план проведения занятия (приложение 1), в котором отражены структура занятия, содержание и способы деятельности мастера и обучающихся;

-учебно-производственную карту занятия учебной практики (приложения 2,3), содержащую технологическую последовательность упражнений (действий обучающихся) по: подготовке рабочего места; наладке станка; последовательности обработки отверстий и пазов в заготовке, в соответствии с чертежом; ежесменного обслуживания станка.

-приём рефлексии, когда обучающимся предложено выразить свое отношение к занятию.        

Содержание

Введение

3

1

Обоснование темы занятия, педагогические цели, применяемые технологии методы и формы обучения

3

1.1

Актуальность темы занятия

1.2

Педагогические цели проведения занятия

1.3

Технологии, методы и формы обучения

2

Методические рекомендации преподавателю и обучающимся по подготовке  к занятию

6

2.1

Рекомендации обучающимся

2.2

Рекомендации преподавателям

Заключение

6

Список литературы

7

Приложения 1, 2, 3, 4

9

Введение

Требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ и внедрению инновационных технологий обучения, обусловливают совершенствование содержания обучения, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности.

 Повышение качества профессионального образования предполагает использование таких технологий, которые обеспечили бы обучающемуся развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, творчества в самом процессе обучения, а также умений, навыков и практического опыта. Качественная подготовка специалистов, соответствующих современным требованиям, во многом зависит от качества каждого проведенного занятия. В свою очередь, роль каждого занятия. в подготовке выпускника, зависит от того, насколько методически грамотно оно спланировано, насколько соответствует требованиям компетентного подхода в образовании, насколько преподавателю удалось методически грамотно реализовать план занятия.

От методически грамотно продуманного проекта занятия, его учебно-методического обеспечения во многом зависит его эффективность. Создание методической разработки занятия позволяет систематизировать весь необходимый дидактический материал, выстроить логично структуру занятия, на основе цели и задач определиться с выбором методов и средств обучения, методов контроля.

1. Обоснование темы занятия, педагогические цели, применяемые технологии методы и формы обучения

1.1. Актуальность темы занятия

        Актуальность темы в том, что на занятии учебной практики в учебных мастерских образовательного учреждения, формируются  умения, навыки безопасной работы  на многофункциональном станке для деревообработки, с целью использования их во время производственной практики на предприятии центра трудовой адаптации осужденных ФКУ ИК-5, для  приобретения, практического опыта.

 1.2. Педагогические цели проведения занятия

В своей работе Кругликов Г.И. [4] предлагает следующую классификацию занятий учебной практики:

«вводное занятие - занятие ознакомительно-информационного характера, представляющее, как правило, первоначальное знакомство с содержанием будущей профессии, правилами поведения в мастерских или на предприятии, спецификой предстоящих работ и т.п. Проводится обычно в начале учебного периода;

занятие по изучению трудовых приемов и операций - занятие по формированию у обучающихся первоначальных профессиональных умений;

занятие по выполнению комплексных работ - занятие, на котором при выполнении простых или сложных работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии:

занятие по проверке знаний, навыков и умений обучающихся - (контрольно-проверочное)» [4, стр. 58].

        Для освоения данной темы выбрано занятие по изучению трудовых приемов и операций, которое является наиболее распространенным на данном этапе обучения профессии.  Особенностью занятия является:

-формирование у обучающихся первоначальных профессиональных умений в условиях учебно-производственной мастерской;

-определенный учебной программой объем усваиваемого материала;

-четкое время проведения по расписанию;

-обязательность посещения;

-со стороны мастера производственного обучения, позволяет осуществлять непосредственное руководство деятельностью обучающихся, обеспечивает возможность применения не только групповой, но и индивидуальной работы в оптимальном соотношении, а это очень важно для формирования прочных умений и навыков трудовых действий у обучающихся.

         Проведение данного занятия учебной практики преследует следующие цели:        

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Сформировать у обучающихся умения, навыки и приёмы безопасной работы на фрезерно-сверлильном станке для деревообработки, которые они будут использовать в период производственной практики

Развить:

-умение анализировать, обобщать полученные знания и применять их;

-внимание, наблюдательность;

-познавательную активность и

технологическую культуру.

Формировать  культуру речи, умение слушать и слышать.

Способствовать:

-формированию устойчивого интереса к выбранной профессии,

ответственности,

профессиональных качеств;

-воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности)

По окончании занятия у обучающихся должны быть сформированы умения и навыки:

-по наладке и настройке одношпиндельного сверлильного станка JDP-13М,  фрезерно-сверлильного станка JMD-45PF;

-по обработке отверстий и пазов заданного размера в заготовках.

1.3.Технологии, методы и формы обучения.

        Методическая разработка отражает особенности проведения занятия учебной практики по теме: «Технология обработки древесины на одношпиндельном сверлильном станкеJDP-13М,  фрезерно-сверлильном станке JMD-45PF» и представляет опыт использования методов ведения учебной деятельности, а именно:

-совместного  целеполагания и мотивации учебной деятельности обучающихся;

-сочетания индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся на занятии учебной практики;

-работа в сотрудничестве,  с использованием коллективного способа обучения и поиска решения  технологической последовательности обработки заготовки на станке;

-демонстрации приемов безопасной работы, в сочетании с беседой и объяснением  распространенных ошибок, возникающих при выполнении практического задания;

-совместной с обучающимися рефлексии занятия.

Для формирования умений и навыков у обучающихся применяется следующие  технологии:

-традиционная (беседа с демонстрацией приемов выполнения трудовых действий), когда преподаватель, используя свой опыт, педагогическое мастерство, стиль работы и педагогические приемы организует продуктивную работу обучающихся на занятии;

-современная личностно ориентированная технология развивающего обучения [9,10] (способ коллективного обучения, при котором умения формируются путем сотрудничества, общения и работы обучающихся в парах сменного состава, когда каждый учит каждого).

          Для повышения активности и лучшего усвоения материала занятия применяются групповая и индивидуальная формы организации учебной деятельности.

Для оценки результатов работы используется пятибалльная система. Это позволяет обучающимся нести ответственность за результаты своей работы.

В конце занятия использован прием рефлексии, когда обучающимся предложено выразить свое отношение к занятию, заполнив лист самооценки в форме письменных ответов на вопросы (приложение 4). Использование этого приема учит обучающихся анализировать информацию, планировать, сравнивать, ставить вопросы, формулировать собственное мнение, вызывает интерес к профессии.

2. Методические рекомендации обучающимся и преподавателю по подготовке к уроку

2.1.Рекомендации обучающимся

Под руководством мастера производственного обучения обучающиеся знакомятся с рекомендуемым списком литературы, участвуют в обсуждении технологии и приёмов обработки заготовок, способов безопасной работы на токарном станке; выполняют практические задания в парах сменного состава; отвечают на вопросы мастера.

2.2.Рекомендации преподавателям

                 Непосредственная подготовка к занятию проводится в течение 2-3 дней.

        Подробно содержание занятия описывается в плане и учебно-производственной карте (приложения 1, 2), при составлении которых особое внимание обращалось на согласованность целей, задач, видов деятельности обучающихся, логическую последовательность и взаимосвязь этапов занятия, оптимальное распределение времени по этапам, большую долю самостоятельной практической работы обучающихся. Учебно-производственная карта дает четкое представление о логике и содержании занятия.

Однако, преподавателю подготовку к занятию следует начинать с того, чтобы определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся:

-целевую установку занятия, обозначить в связи с этим обучающую, развивающую и воспитательную функции занятия;

-подготовить технические средства обучения и учебно-методическое обеспечение (оборудование, приспособления, проверить все ли работает, наглядные пособия, образцы заготовок и готовых изделий);

-как будет осуществляться смена видов деятельности обучающихся;

-определить последовательность организации учебной деятельности на каждый этап занятия для реализации поставленных задач,  продумать, в какой последовательности будет организована работа на станке;

-продумать как разделить обучающихся на группы в соответствии с их уровнем подготовки;

-спланировать контроль учебной деятельности (что и как контролировать);

Таким образом, тщательно спланированная подготовка к занятию обеспечивает качественное проведение занятия и способствует достижению поставленной цели.

Заключение

Эта работа написана в помощь мастерам производственного обучения при проведении занятий по технологии обработки заготовок на токарных станках. Создание методической разработки занятия позволило выстроить его логичную структуру, методически обосновать и выбрать методы и средства обучения, методы контроля полученных результатов и приемы рефлексии, разработать и подготовить необходимые дидактические материалы, образцы заготовок и готовых изделий.

        При разработке содержания занятия обращалось внимание на связь практики с теорией. Приведенные в ней методические рекомендации позволят мастерам составить алгоритм подготовки и проведения занятий учебной практики. Практическая значимость разработки определяется наличием конкретного дидактического материала (учебно-производственной карты, чертежей и технологического процесса обработки заготовок на одношпиндельном сверлильном JDP-13М и фрезерно-сверлильном станках JMD-45PF), представляющего интерес для  мастеров обучающих технологии деревообработки.

Список литературы

Список литературы для преподавателей:

1.Государственный профессиональный стандарт «Станочник для работы на специализированных, специальных станках» (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 398н  от 27 апреля 2023 г.);  

2.Единый  тарифно - квалификационный справочник  работ и профессий рабочих, (ЕТКС), 2019. Часть N 1,выпуск N 40, раздел «Общие профессии деревообрабатывающих производств»;  

3. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ./В.И.Коротков.- 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

4.Кругликов Г.И. Методическая работа мастера производственного обучения: учеб. Пособие для студ. Проф. учеб. Заведений /Г. И. Кругликов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 160 с.

5. Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Борис Абрамович Степанов. - М.: Издательский центр Академия», 2004. - 304 с.

6. Обливин, В.Н., Никитин Л.И., Гренц Н.В. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях: Учеб. Пособие для нач. проф. образования / В.Н. Обливин, Л.И. Никитин, Н.В. Гренц. - М.: ПрофОбрИздат, 2002. - 256 с.: ил.

7.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»

8.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,  2007. – 352 с.

9.Технологии коллективного способа обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А.Богданова, Л.Н.Вавилова; под общ. ред. Т.С.Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 48 с.

10.Технологии проблемного обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Л.А.Богданова.- Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007.- 46 с.

Список литературы для обучающихся:

 1.Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ./В.И.Коротков.- 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 304 с.

        2.Краснов В.А. Учебно-производственная карта занятия учебной практики «Назначение и устройство сверлильного станка JDP-13М и фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF. Меры безопасности при работе на станках. Техническое обслуживание возможные неисправности и способы их устранения». ФКП образовательное учреждение № 262. (приложение 2).

3.Рыкунин С.Н. Технология деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия»,  2007. - 352 с.

        4. Степанов, Б.А. Справочник плотника и столяра: Учеб. пособие для нач. проф. образования / Борис Абрамович Степанов. - М.: Издательский центр Академия», 2004. - 304 с.

Мастер производственного обучения

КРАСНОВ В..jpg

В.А. Краснов

                                                           

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №262

(ФКП образовательное учреждение № 262)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ФКП

образовательного учреждения № 262

                     

___________ И.В. Богданова

« 17»  декабря 2025г.

ПЛАН И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

занятия по учебной практике  

Кемерово   г.

Мастер.

 Краснов Владимир Александрович                                

Профессия

18783 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда

Учебная дисциплина

Учебная практика

Раздел учебной практ.

Тема № 3 Технология обработки древесных материалов на деревообрабатывающих станках

Тема занятия

Технология обработки древесины на одношпиндельном сверлильном станкеJDP-13М,  фрезерно-сверлильном станке JMD-45PF

Формируемые квалиф. характеристики. (КХ)

У1-у10. у16-17,19. у21-34.

Цели занятия

Обучающая

Развивающая

Воспитательная

Сформировать у обучающихся умения, навыки и приёмы безопасной работы на фрезерно-сверлильном станке для деревообработки, которые они будут использовать в период производственной практики

Развить:

-умение анализировать, обобщать полученные знания и применять их;

-внимание, наблюдательность;

-познавательную активность и

технологическую культуру.

Формировать  культуру речи, умение слушать и слышать.

Способствовать:

-формированию устойчивого интереса к выбранной профессии,

ответственности,

профессиональных качеств;

-воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительной деятельности обучающихся (дисциплинированности, трудолюбия, исполнительности);

Тип занятия

Закрепление знаний, формирование умений и приемов выполнения трудовых действий

Уровень освоения

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством мастера)

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный с демонстрацией приемов выполнения трудовых действий, коллективный метод поиска решения, обучение в сотрудничестве в подгруппах.

Образовательные технологии

Элементы технологии  развивающего обучения

Формы учебной работы

Групповая, индивидуальная

Учебно-методическое  обеспечение

Учебные плакаты

Литература:

1. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки: учебник для нач. проф. образ./В.И.Коротков.— 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 304 с.

2. Краснов В.А. Учебно-производственная карта занятия учебной практики «Назначение и устройство сверлильного станка JDP-13М и фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF. Меры безопасности при работе на станках. Техническое обслуживание возможные неисправности и способы их устранения». ФКП образовательное учреждение № 262. (приложение 2).

3. Кругликов Г.И. Методическая работа мастера производственного обучения: учеб. Пособие для студ. Проф. учеб. Заведений /Г. И. Кругликов. – М. : Издательский центр «Академия», 2010. – 160 с.

4. Рыкунин С.Н. Технологи деревообработки: учебник для проф. образования / С.Н. Рыкунин, Л.Н.Кандалина - 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»,  2007. – 352 с.

5. Обливин В.Н.  Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях: учебное пособие для нач. проф. образования / В.Н. Обливин, Н.В. Гренц. – М.: ПрофОбрИздат,  2002― 256 с ил.

СТО

Оборудование учебной мастерской, наглядные пособия, классная доска

Технологический блок (Содержание и технология проведения занятия)

Этапы занятия

(45 х7 = 315 мин)

Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы

Деятельность обучающихся,

ее содержание, формы и методы

УМО

Формируемые КХ

I. Организационный момент

 (5 мин)

Приветствие и проверка наличия обучающихся, выявление отсутствующих и причин

Слушают мастера, отвечают на приветствие и проверку наличия обучающихся.

Совместное целеполагание

(10 мин)

Сообщает тему–вопрос: «Как вы понимаете обработку древесины на сверлильном станке JDP-13М и фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF.?» и, работая с понятиями, подводящим диалогом ставит цель занятия  и  акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на занятии. Уточняет понимание обучающимися  поставленных целей

Слушают преподавателя, участвуют в дискуссии, предлагают свою формулировку цели занятия.  Обсуждают и осознают тему и цели занятия

Отображение темы на классной доске

Анализировать информацию, осознавать и уяснять цели

Актуализация опорных знаний

(15 мин)

Проводит актуализацию опорных знаний (третье повторение пройденного материала), восстанавливая  теоретические знания обучающихся,  используя словесные и наглядный методы (вопрос-ответ) по  теме занятия. Оказывает помощь обучающимся при затруднениях, исправляет неточности в ответах, дополняет неполные ответы, проводит индивидуальный контроль знаний

Слушают  мастера,  участвуют в беседе, отвечают на вопросы тестового задания

Плакаты, наглядные пособия, образцы готового изделия

У1-у10. у16-17,19. у21-33.

II. Вводный инструктаж

(45 мин)

Совместно с обучающимися методом дискуссии, разбирает вопросы рациональной организации рабочего места.

Показывает  готовые образцы, эталонные изделия, объясняет  их предназначение.

Совместно с обучающимися методом дискуссии, разбирает  чертеж готового изделия, обратив внимание на условные обозначения в них шероховатости, точности, взаимного расположения поверхностей.

Совместно с обучающимися методом дискуссии, осваивают учебно-производственную карту занятия учебной практики, технологическую последовательность обработки отверстий и пазов, обращая внимание обучающихся на особенности базирования, режим обработки.

Объясняет порядок выполнения трудовых действий по

наладке и особенностях эксплуатации сверлильного JDP-13М и фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF для обработки пиломатериала.

Показывает приемы работы по обработке отверстий и пазов в заготовке (в соответствии с правилами демонстрации).

Предупреждает  о возможных ошибках при выполнении работы.

Объясняет  и показывает способы измерений, обращая внимание на приемы самоконтроля.

Проводит  инструктаж по правилам охраны труда, обращая  внимание обучающихся на опасные зоны (приемы работы), требующие особой собранности при работе.

Предлагает обучающимся повторить рабочие

приемы (порядок обработки или др.) перед группой, чтобы  убедиться в понимании.

Сообщить обучающимся критерии оценок (нормы времени, выработки).

Изучают учебно-производственную карту занятия, чертежи готового изделия, заготовки.

Участвуют в дискуссии, предлагают варианты выполнения практической работы, уясняют учебные задачи, психологически настраиваются на активную самостоятельную работу

Учебно-производственная карта занятия учебной практики. (приложение 2). Чертеж готового изделия и образцы заготовок

У1-у10. у16-17,19. у21-33.

III. Текущий инструктаж.

Самостоятельная работа учащихся. Закрепление знаний, формирование у обучающихся трудовых функций

(200 мин)

Текущий инструктаж (контроль самостоятельной  работы обучающихся).  Целевые обходы, с дифференцированной проверкой и корректировкой умений и приёмов выполнения обучающимися трудовых действий, соблюдения технологической последовательности изготовления изделия, содержание и организацию рабочих мест.

Проводят самостоятельно работу по:

-наладке и настройке токарного станка JWL-1236 для обработки пиломатериала;

-выполнению технологических приемов обработке заготовок в заданный размер в соответствии с чертежом и правилами безопасности

Оборудование рабочих мест и инструмент

У1-у10. у16-17,19. у21-33.

Уборка рабочих мест

(20 мин)

Контролирует действия обучающихся по уборке рабочих мест

Убирают рабочие места

Оборудование рабочих мест и инструмент

у34

Заключительный инструктаж

(15 мин)

Подводит итоги занятия. Указывает на допущенные ошибки и разбирает причины, их вызвавшие. Сообщает  и (при необходимости) комментирует оценку учащимся за работу.

Слушают преподавателя.

Участвуют в беседе, задают вопросы, слушают и уясняют индивидуальную отметку за выполненную работу

Изготовленные изделия

У1-у10. у16-17,19. у21-33.

Рефлексия деятельности на уроке (5 мин)

Организует работу по самооценке обучающимися своих действий и действий мастера

Заполняют листы самооценки, отвечают на вопросы мастера

                              Мастер производственного обучения

КРАСНОВ В..jpg

В.А. Краснов

Приложение 2

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Назначение и устройство сверлильного станка JDP-13М и фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF. Меры безопасности при работе на станках. Техническое обслуживание возможные неисправности и способы их устранения  

Учебная цель: 1. Освоить назначение и устройство одношпиндельного сверлильного станка JDP-13М. Освоить назначение и устройство фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF. Освоить условия нормальной эксплуатации, приёмы пуска и остановки одношпиндельного сверлильного станка и фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF для обработки отверстий.

2.Освоить требования к устройствам безопасности и меры безопасности,  условия нормальной эксплуатации фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

3. Освоить порядок технического обслуживания и замены инструмента на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF , возможные неисправности и способы их устранения.

Оборудование и приспособления: фрезерно-сверлильный станок  JMD-18PF.

Инструменты и материалы: сверла, оправки, фрезы, пиломатериал, готовые заготовки, детали.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Упражнение 1. Освоить подготовку к работе одношпиндельного сверлильного станка JDP-13М

     Проверить прочность присоединения заземляющего провода к корпусу станка; наличие и прочность закрепления защитных ограждений шкива и шпинделя; плавность хода пиноли; перемещение рукоятки подъёма и опускания.

Проверить наличие смазки во всех смазываемых местах согласно карте смазки.

Включением электролампы проверить исправность местного освещения.

Организовать рабочее место в соответствии с требованиями НОТ.

Упражнение 2. Освоить настройку одношпиндельного сверлильного станка JDP-13М.

     2.1.Определить режим сверления.

     Окружная скорость различных точек торцовых режущих кромок сверла разная. Наибольшую скорость резания имеют точки, наиболее удаленные от оси сверла. По мере приближения к центру сверла скорость главного движения резания уменьшается, а скорость поступательного движения подачи для всех точек одинакова. Поэтому в центральной части отверстия волокна древесины не перерезаются, а сминаются, раздвигаются центром и частично разрушаются. Порядок выбора режима работы следующий.

1.Выбирают величину подачи на один резец S сверла (рис.1):

Рис.Режимы рез.Сверление.bmp

Рис.1

-для древесины мягких пород принимают равной  S=0,5 -0,8 мм;

- для твердых пород и плитных  материалов S= 0,15- 0,5 мм.

Меньшие  значения следует назначать при сверлении глубоких отверстий малого диаметра.

 2. В зависимости от выбранной подачи S  устанавливают скорость резания путем переключения частоты вращения приводного трехскоростного электродвигателя.

 3. Скорость движения подачи  Vs (м/мин) сверла определяют по формуле

Vs = S*z*n/1000, где

S - подача на один оборот резца, мм;  z  - количество резцов сверла (как правило 2-а);

n  -частота вращения сверла,  об/мин. И выбирают по таблицам в зависимости от  S.

     Руководствуясь табличными данными настройки станка, установить расчётную частоту вращения, определённую по формуле  n= 1000*V / S*z.

2.2.Освоить отвод, подвод шпинделя, пуск станка и уход за ним (рис. 2).

Рис.В.СВЕРЛ-ПАЗ.ст..jpg

Рис.2

1.Проверить правильность вращения шпинделя: шпиндель не должен иметь мёртвого хода, т. е. осевой и радиальной качки (люфта), но должен обеспечивать вращение инструмента без биения.

2.Проверить натяжение ремня: слабо натянутый ремень надо подтянуть или перешить во избежание соскакивания или проскальзывания.

3.Рабочий стол станка должен легко перемещаться при подъёме и опускании.

4.Проверить рукоятки управления, они должны легко включать и выключать механизм станка: в станках с коробкой скоростей частота вращения шпинделя устанавливается переводом рукоятки в положение, соответствующее выбранной частоте; установку автоматической подачи производят таким же путем. Нажим на сверло при ручной подаче регулируется вручную.

5.Смазать все трущиеся (движущиеся) части.

6.Пустить станок нажатием кнопки «ПУСК». Дать станку проработать на холостом ходу 5-10 мин и остановить станок, нажав на красную кнопку «СТОП».

7.Инструмент должен быть острым, правильно заточенным, не иметь зазубрин и соответствовать по размеру. На заточенной части инструмента, а также на лапке не должно быть зазубрин, грязи или заусенцев.

Упражнение 3. Освоить установку сверла в шпиндель одношпиндельного сверлильного станка JDP-13М (рис. 3, а)

3.1.Установка сверла с коническим хвостовиком:

1.установить сверло непосредственно в шпиндель станка (если хвостовик сверла меньше конуса в шпинделе станка, то по конусному отверстию подобрать необходимые переходные втулки (рис. 1, б);

2.перед установкой конические поверхности сверла, отверстия шпинделя тщательно протереть ветошью;

3.насадить на хвостовик сверла переходные втулки так, чтобы их лапки вошли в специальные отверстия (рис. 3, г);

4.сверло вместе с переходной втулкой осторожно ввести в отверстие шпинделя;

5.правой рукой сильным толчком вверх направить сверло с втулкой в отверстие шпинделя (рис. 3, а) до его плотной посадки;

6.положить на стол станка деревянный брусок, опустить ручкой управления шпиндель вниз, плотно под-жать сверло в переходную втулку. Это обеспечит плотную посадку сверла в шпинделе.

3.2.Установка сверла в трёхкулачковом патроне:

1.вращением наружной втулки 2 развести кулачки 4 в патроне (рис. 4);

Рис.Крепл.сверл.КОНУС.bmp                                                    Рис.Крепл.сверл.ЦИЛИНДР.bmp                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Рис.3                                                                                                                                                                   Рис.4

2.установить сверло в патроне так, чтобы ось сверла совпала с осью патрона (рис.4, б), зажать сверло кулачками 4 патрона;

3.установить кулачковый патрон в коническое отверстие шпинделя станка (рис. 4, б);

4.пустить станок и проверить сверло на биение: при неправильной установке сверла вращение его будет создавать видимость образования различных фигур (конуса, цилиндра большего диаметра …);

5.устранить биение: передвинуть сверло или патрон с переходной втулкой в шпинделе станка в другое положение.

3.3.Удаление сверла (или патрона со сверлом) из шпинделя станка:

1.вставить клин 1 узким концом в выбивное отверстие шпинделя (рис. 5,а);

2.левой рукой поддерживать сверло (или патрон), чтобы сверло не упало на стол или положить на стол деревянную подкладку;

3.наносить молотком 2 лёгкие, короткие удары по широкому концу клина до тех пор, пока сверло (патрон) не выпадет из шпинделя;

4.при снятии сверла, установленного в переходную втулку, сначала выбить сверло вместе с втулкой, а затем, взяв сверло в левую руку, вставить клин в выбивное отверстие втулки и, ударяя по нему молотком, выбить втулку со сверла.  Запрещается: вместо клина пользоваться хвостовиком напильника; ударять молотком по сверлу; удалять сверло без поддержки его рукой; ударять по .переходной втулке для снятия её со сверлом;

5.На (рис. 5, б) показана усовершенствованная конструкция безопасного клина для выталкивания сверла из шпинделя (новатор Б. М. Гусев). При использовании этого безопасного клина с пружиной отпадает необходимость в выколачивании инструмента молотком. Клин вставляют в паз шпинделя, а рукоятку резко перемещают. При этом пружина сжимается и донышко рукоятки ударяет по бойку клина. Усилие для сжатия пружины незначительное, так как оно предназначено только для перемещения рукоятки в исходное положение.

Упражнение 4. Освоить правила установки изделий на столе одношпиндельного сверлильного станка JDP-13М (рис.6).

                                                              Рис.В.СВЕРЛ-ПАЗ.ст..jpg

                                                                               Рис.6

4.1.Установка изделий в машинных тисках (изделия средних размеров):

1.Тщательно протереть стол станка и основание изделия; слегка смазать маслом поверхности основания тисков.

2.Тиски установить по середине стола станка. Плоскость, на которой сверлится отверстие, должна быть перпендикулярна сверлу.

3.Развести губки тисков на ширину зажимаемого изделия.

4.Заложить на дно тисков деревянную подкладку с отверстием и надёжно закрепить в тисках так, чтобы изделие плотно опиралось на подкладки, заложенные на дно тисков, и на 10-15 мм выступало за верхний край губок тисков.

5.При сверлении отверстий диаметром до 15 мм машинные тиски можно не закреплять на столе станка, а достаточно укрепить их в крепёжный болт, вставленный в паз стола станка.

6.Пустить станок и проверить положение сверла на биение.

7.Окончательно сверлить после правильного расположения отверстия.

4.2.Закрепление деталей в ручных тисочках (без закрепления можно сверлить отверстия диаметром до 10 мм):

1.Протереть тщательно стол станка.

2.Деталь зажать губками тисочков и завернуть барашек рукой без применения плоскогубцев и других инструментов и приспособлений.

3.Размеченную и зажатую в тисочки деталь установить на стол станка, для сверления отверстия.

Упражнение 5. Освоить правила работы на одношпиндельном сверлильном станке JDP-13М (рис.6).

При работе на одношпиндельном сверлильном станке JDP-13М

1.Тщательно очистить станок от стружки и грязи, так как на грязном станке не может быть достигнута необходимая точность обработки.

2.Не производить резких движений при установке сверлильного патрона в отверстие шпинделя, иначе шпиндель может сделать скачок вверх и повернуть рычаг подачи, а рычаг может ударить по рукам или лицу; рычаг надо поддерживать рукой.

3.Не нажимать сильно на сверло, так как его легко сломать; поэтому необходимо ослаблять нажим на рычаг, когда сверление отверстия подходит к концу. Не допускать врезания сверла в стол станка.

4.Выводить сверло из отверстия следует, плотно прижав деталь к столу (если она не установлена в тисках), иначе возможны перекос детали.

5.Производить сверление сквозных отверстий, применяя деревянные подкладки с отверстиями для выхода сверла.

6.Не выполнять работы по сверлению в рукавицах или перчатках.

НАЗНАЧЕНИЕ И УСТРОЙСТВО ФРЕЗЕРНО-СВЕРЛИЛЬНОГО СТАНКА  JMD-18PF

Упражнение 6. Освоить назначение и характеристики фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

     Данный станок предназначен исключительно для фрезерования и сверления дерева, расщепляемых пластмасс и металлов. Обработка других материалов является недопустимой или в особых случаях может производиться после консультации с производителем станка. Характеристики фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

№ п/п

Наименование

Величина

1

Макс, диаметр сверления        

30 мм

2

Макс, сверление с автоподачей        

16 мм

3

М4акс, нарезание резьбы"        

М12

4

Ма5кс, диаметр торцевой фрезы

76 мм

5

М7акс, диаметр концевой фрезы        

20 мм

6

Частота вращения шпинделя,

12 .. 125-2500 об/мин

7

Конус шпинделя        

МК-3

8

Зажмная тяга        

М12

9

Расстояние шпиндель-стойка        

200 мм

10

Ход пиноли шпинделя        

125 мм

11

Ход пиноли автоподачи (JMD-18PF)

107 мм

12

Автоподача (JMD-18PF)        

0,12/0,18/0,25 мм/об

13

Расстояние шпиндель-стол        

455 мм

14

Диаметр стойки        

115мм

15

Размер стола по оси X и Y        

805x240 мм

16

Ход стола по оси X и Y        

520x175 мм

17

Т-образный паз, 4        

16 мм

18

Выходная мощность

1,5 кВт/Si 100%

19

Потребляемая мощность

2,6 kBт/S6 40%

20

Габаритные размеры        

1080x1010x1105 мм

21

Масса        

290 кг

22

Сетевое питание        

220 В-1L/N/PE 50 Гц

23

Рабочий ток        

12 А

24

Сечение силового кабеля (H07RN-F)..

3x1,5 мм2

25

Устройство защиты        

16 А

Уровень шума

Уровень мощности звука (согласно EN 11202): Холостой ход максимальное число

Оборотов - 76,5 дБ (А).Приведенные значения не превышают предельно допустимого уровня испускания шума для безопасной работы и являются максимальным..

Упражнение 7. Освоить порядок подключение к электрической сети фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

Подсоединение к сети со стороны клиента, а также применяемые удлинительные проводники должны соответствовать предписаниям. Напряжение и частота тока в сети должны соответствовать параметрам, указанным на фирменной табличке станка.

Установленное изготовителем защитное устройство должно быть рассчитано на 16 А.Применяйте для подсоединения только проводники с обозначением H07RN-F.

Подключение и ремонт электрического оборудования разрешается проводить только квалифицированным электрикам.

Подключение к электропитанию производится на клеммовой планке в распределительном шкафе.

Упражнение 8. Освоить порядок первичной смазки фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

Перед первым пуском в эксплуатацию станка необходимо смазать все места смазки. При несоблюдении этого требования возможны значительные повреждения!

1.Шпиндель перемещения X (С, Рис. 13) Смазать по всей длине.

2.Шпиндель перемещения Y. Смазать по всей длине (Переместите стол в его переднее крайнее положение и снимите кожух направляющего полотна)

3.Вертикальная колонка. Слегка смазать по всей длине.

4.Зубчатая штанга. Слегка смазать по всей длине.

5.Рукоятка регулировки высоты. Смазать смазочный ниппель

1. Рис.ФС-13.jpg 

Упражнение 9. Освоить порядок пуска  и остановки фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

9.1.Станок предназначен для эксплуатации в закрытых помещениях с температурой от 10 до 35°С и относительной влажностью не более 80%.

9.2.Во избежание преждевременного выхода электродвигателя станка из строя и увеличения ресурса его работы необходимо: регулярно очищать электродвигатель от стружки и пыли;

9.3.Проверяйте  надежность контактов присоединенных силовых кабелей и соответствие сечения силового или удлинительного кабеля.

9.4.Станок включается посредством нажатия зеленого выключателя (кнопка «ПУСК»). С помощью красного выключателя ( кнопка «СТОП») производится остановка станка.

9.5.Аварийный выключатель (А, Рис 5) останавливает все функции станка.

Упражнение 10. Освоить рабочую позу и крепление заготовки, правила при сверлении  и обработке паза  на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF.

При работе на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF.

1.Тщательно протереть стол станка и основание изделия; слегка смазать маслом поверхности основания тисков.

2.Тиски установить по середине стола станка. Плоскость, на которой сверлится отверстие, должна быть перпендикулярна сверлу.

3.Развести губки тисков на ширину зажимаемого изделия.

4.Заложить на дно тисков деревянную подкладку с отверстием и надёжно закрепить в тисках так, чтобы изделие плотно опиралось на подкладки, заложенные на дно тисков, и на 10-15 мм выступало (рис. 14, в).

5.При сверлении отверстий диаметром до 15 мм машинные тиски можно не закреплять на столе станка, а достаточно укрепить их в крепёжный болт, вставленный в паз стола станка.

6.Пустить станок и проверить положение сверла на биение.

7.Не допускать врезания сверла в стол станка.

8.Не производить резких движений при установке сверлильного патрона в отверстие шпинделя, иначе шпиндель может сделать скачок вверх и повернуть рычаг подачи, а рычаг может ударить по рукам или лицу; рычаг надо поддерживать рукой.

9.Не нажимать сильно на сверло, так как его легко сломать; поэтому необходимо ослаблять нажим на рычаг, когда сверление отверстия подходит к концу.

10.Окончательно сверлить после правильного расположения отверстия (рис. 14, б).

11.Не выполнять работы по сверлению в рукавицах или перчатках.

ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВАМ И МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА СВЕРЛИЛЬНО СТАНКЕ JDP-13М И  ФРЕЗЕРНО-СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ  JMD-18PF

Запрещается: обрабатывать магний - высокая опасность возгорания!

             Данный станок предназначен исключительно для фрезерования и сверления дерева, расщепляемых пластмасс и металлов. Обработка других материалов является недопустимой или в особых случаях может производиться после консультации с производителем станка.

Станок разрешается обслуживать лицам, которые ознакомлены с его работой и техническим обслуживанием и предупреждены о возможных опасностях.

Необходимо соблюдать также установленный законом возраст( 18 лет).

Разрешается эксплуатировать станок только в полностью исправном рабочем техническом состоянии.        

Наряду с указаниями по технике безопасности, содержащимися в инструкции по эксплуатации, необходимо принимать во внимание общепринятые технические правила работы на деревообрабатывающих станках. Каждое отклоняющееся от этих правил использование рассматривается как неправильное применение, которое может привести к повреждению и в результате этого дополнительным затратам.

Упражнение 11. Освоить общие требования безопасности  на фрезерно-сверлильных станках.

              Устройства безопасности на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF должны соответствовать  требованиям  ГОСТ 12.2.026.0-2015  «Требования безопасности к конструкции деревообрабатывающих станков». При неквалифицированном обращении представляют определенную опасность для жизни и здоровья работников.

11.1. Общие требования безопасности к станкам, их составным частям и элементам

1.Конструкция станка должна исключать возможность возникновения несчастных случаев при эксплуатации станка, включая его монтаж и демонтаж.

2.Система управления станком должна исключать возможность

создания опасных ситуаций из-за нарушения оператором последовательности

управляющих действий.

11.2.Общие требования к защитным устройствам и ограждениям на фрезерно-сверлильных станках  

1.Перемещаемые откидные (открывающиеся) и легкосъемные защитные ограждения должны быть сконструированы так, чтобы они всегда находились в закрытом состоянии во время работы станка.

2.Демонтаж перемещаемого легкосъемного защитного ограждения станка должен быть возможен только с применением слесарно-монтажного инструмента, например, гаечного ключа.

3.Неподвижные защитные ограждения должны быть прочно закреплены на станке. Демонтаж и регулировка неподвижных ограждений должны быть возможны только с применением слесарно-монтажного инструмента, например, гаечного ключа, отвертки и т.п.

4.Защитные ограждения не должны:

- снижать освещенность рабочего места;

- усиливать шум, создаваемый движущимися элементами станка;

- повышать вибрацию станка;

- препятствовать наблюдению за работой режущего инструмента там, где

это необходимо;

- затруднять удаление отходов обработки.

5.Крепление защитных ограждений должно быть надежным, исключающим возможность самопроизвольного снятия.

11.3. Общие требования к улавливающим и отсасывающим устройствам на фрезерно-сверлильных станках  

1.В конструкции станка должны быть предусмотрены приемники для улавливания отходов обработки (опилок, щепы, стружки, пыли) и вредных для человека веществ (паров формальдегида, фенола, толуола, ксилола и др.(например, машины лаконаливные, станки и машины для производства ДСП) и направления их в устройства для удаления и транспортирования отходов.

Упражнение 12. Освоить требования к устройствам безопасности на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF.

1.На станке не разрешается проводить какие-либо изменения, дополнения и перестроения. 2.Ежедневно перед включением станка проверяйте безупречную работу и наличие необходимых защитных приспособлений.

3. Необходимо сообщать об обнаруженных недостатках на станке или защитных приспособлениях и устранять их с привлечением уполномоченных для этого работников. В таких случаях не проводите на станке никаких работ, обезопасьте станок посредством вытягивания сетевого штекера.

4.Станок должен быть установлен так, чтобы было достаточно места для его обслуживания и подачи заготовок.

5.Следите за хорошим освещением.

6.Следите за тем, чтобы станок устойчиво стоял на твердом и ровном основании. 7.Следите за тем, чтобы электрическая проводка не мешала рабочему процессу, и чтобы об нее нельзя было споткнуться. Немедленно заменяйте поврежденный сетевой кабель.

8.Работы на электрическом оборудовании станка разрешается проводить только квалифицированным электрикам.

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА  ФРЕЗЕРНО-СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ  JMD-18PF

Упражнение 13. Освоить требования к рабочему месту на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF.

1.Перед работами по оснащению и регулировки необходимо предохранить станок от случайного включения. Вытащите сетевой штекер и нажмите аварийный выключатель!

2.Не используйте станок поблизости от мест хранения горючих жидкостей и газов. Принимайте во внимание возможности сообщения о пожаре и борьбе с огнем, например с помощью расположенных на пожарных щитах огнетушителей.

3.Не применяйте станок во влажных помещениях и не подвергайте его воздействию дождя.

4.Используйте для работы только хорошо заточенные инструменты.

5.Никогда не эксплуатируйте станок с открытым защитным экраном и кожухом ременной передачи.

6.Перед началом работы удалите из патрона ключ и иные инструменты. Соблюдайте минимальные и максимальные размеры заготовки.

7.Используйте зажимы, тиски или иные вспомогательные устройства для фиксирования заготовки. Перед обработкой убедитесь, что заготовка надежно закреплена.

8.Содержите рабочее место свободным от мешающих заготовок и прочих предметов.

Упражнение 14. Освоить меры безопасности при работе на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF.

1.Будьте внимательны и сконцентрированы. Серьезно относитесь к работе. Никогда не работайте на станке под воздействием психотропных средств, таких как алкоголь и наркотики. Принимайте во внимание, что медикаменты также могут оказывать вредное воздействие на Ваше состояние.

2.Сохраняйте безопасное расстояние между Вашими пальцами и вращающимся инструментом и стружкой.

3.Никогда не пытайтесь удержать вращающуюся заготовку руками. Не притормаживайте затяжной патрон или инструменты руками. Никогда не пытайтесь схватиться за подвижные элементы станка во время его работы.

4. Удаляйте стружку с помощью специального крюка только при выключенном станке. Не становитесь на станок.

5.Всегда прикручивайте тиски к столу. Никогда не работайте на весу (свободно удерживаемая заготовка без опоры о стол). Регулируйте фрезерную головку только при выключенном станке.

6.Если центр тяжести заготовки расположен за пределами стола, прочно закрепите заготовку на столе или используйте роликовый упор.  

7. Производите измерительные и регулировочные работы только при выключенном станке. Производите работы по переналадке и регулировке только при выключенном станке и нажатом аварийном выключателе. Работы по переоснащению, регулировке и очистке станка производить только при полной остановке станка и при вытащенном сетевом штекере.

8. Не используйте инструменты с проволочными щетками, фрезы, режущие диски и шлифовальные диски на этом станке.

9.Не оставляйте без присмотра работающий станок. Перед уходом с рабочего места отключите станок.

10.Не допускайте посторонних лиц к рабочему месту станка.

11.Для защиты длинных волос необходимо надевать головной убор или косынку. Работайте в плотно прилегающей одежде. Снимайте украшения, кольца и наручные часы. Носите защитную обувь.

12.Используйте требуемые нормами средства индивидуальной защиты, такие как защитные очки и наушники.

13.При работе на станке не надевайте  перчатки.

Упражнение 15. Освоить дополнительные  меры безопасности при работе на фрезерно-сверлильном станке  JMD-18PF.

             Даже при использовании станка в соответствии с инструкциями имеются следующие виды опасности:

1.Опасность травмы вследствие вращающегося патрона и инструментов.

2.Опасность из-за разлетающейся горячей стружки.

3.Опасности из-за шума и пыли. Обязательно надевать средства индивидуальной защиты, такие как защитные очки и наушники.

4.Опасности поражения электрическим током при неправильной прокладке кабеля.

Упражнение 16. Освоить порядок технического обслуживания фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

Техническое обслуживание станка фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF предполагает:

1. Ежесменно производится (в конце работы) очистка станка

2.Ежесменно производится (в конце работы) смазка станка

3.Еженедельно  производится (в конце работы) смазка станка

4. Регулировку направляющей каретки фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

5. Регулировку маточной гайки фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

6.Ежедневную проверка исправности защитных устройств. Поврежденные защитные устройства меняйте незамедлительно. Подключение и ремонт электрического оборудования разрешается проводить только квалифицированным электрикам.

Упражнение 17. Освоить ежедневную смазку фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF:

Ежедневно смазывайте: DIN 51502 CG ISO VG 68

(например, BP Maccurat 68, Castrol Magna BD 68, Mobil Vectra 2)

1.Маховики X/Y. Смазать смазочный ниппель (A, Рис. 13)

2.X/Y-Направляющие каретки. Смазать по всей длине (В, С, Рис 13)

3.Стержень шпинделя. Смазать по всей длине

Упражнение 18.Освоить еженедельную смазку фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF:

Еженедельно смазывайте: DIN 51502 CG ISO VG 68

(например, BP Maccurat 68, Castrol Magna BD 68, Mobil Vectra 2)

1.Шпиндель перемещения X (С, Рис. 13) Смазать по всей длине.

Рис.ФС-13.jpg

2.Шпиндель перемещения Y. Смазать по всей длине (Переместите стол в его переднее крайнее положение и снимите кожух направляющего полотна)

3.Вертикальная колонка. Слегка смазать по всей длине.

4.Зубчатая штанга. Слегка смазать по всей длине.

5.Рукоятка регулировки высоты. Смазать смазочный ниппель

Упражнение 19.Освоить регулировку направляющей каретки фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

Направляющие каретки X/Y оборудованы регулируемыми регулировочными клиньями.

Если необходима регулировка:

1.Поверните регулировочный винт (А, В, Рис. 14) на ¼ оборота

Рис.ФС-14.jpg                                           

2.Проверьте ход каретки и повторите операцию при необходимости

Упражнение 20.Освоить  регулировку маточной гайки фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

1.Шпиндель перемещения стола оборудован регулируемой (с прорезями) гайкой.

2Затяните расположенный на гайке винт, чтобы сократить мертвый ход гайки.

Упражнение 21. Освоить причины и способы устранения возможных неисправностей фрезерно-сверлильного станка  JMD-18PF.

Вид неисправности

Возможная причина неисправности

Способы устранения неисправности

Двигатель не работает

Нет тока

Проверить соединительные провода и предохранитель.

Дефект мотора, выключателя или кабеля

вызвать электрика

Сильные вибрации станка

неверное натяжение ремня -

проконтролировать натяжение ремня

Неровно установлен станок-

выровнять станок.

Нестабильно зажат инструмент -

уменьшить длину инструмента

Мертвый ход каретки -

отрегулировать планки каретки.

Направляющие каретки работают всухую -

смазать направляющие.

Стержень шпинделя сухой -

смазать стержень шпинделя.

Износилась режущая кромка инструмента -

заточить или заменить инструмент.

Слишком высокое давление резки -

уменьшить глубину или перемещение

Мертвый ход в шпинделе перемещения -

отрегулировать гайку шпинделя

Накаляется инструмент

выбрано неверное число оборотов

уменьшить число оборотов

Износилась режущая кромка инструмента -

заточить или заменить инструмент

Скошено высверливаемое отверстие

Асимметрично отшлифовано сверло -

правильно заточить сверло.

Сдвинулось начало отверстия

Установить центрирующее сверло.

Погнуто сверло -

Установить новое сверло

Неверно затянуто сверло -

Надежно закрепить сверло

Мастер производственного обучения

КРАСНОВ В..jpg

                         

В.А.Краснов

Приложение 3

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

для ОППО по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда ФКП образовательного учреждения № 262, в соответствии с профессиональным стандартом Министерства труда и социальной защиты российской федерации (Приказ от «27» апреля 2023 г. № 398н об утверждении профессионального стандарта "Станочник деревообрабатывающих станков").

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

B

Изготовление и обработка деталей и изделий из древесины и древесных материалов средней сложности на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

3

Подготовка рабочего места, приспособлений для операций по изготовлению и обработке деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

B/01.3

3

Изготовление и обработка деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках, визуальный и инструментальный контроль их качества

B/02.3

3

Код

Квалификационные характеристики, установленные профессиональным стандартом Министерства труда и социальной защиты российской федерации (Приказ от «27» апреля 2023 г. № 398н об утверждении профессионального стандарта "Станочник деревообрабатывающих станков") по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков 3-го разряда

Умения 1-34

у1

Выбирать и использовать измерительный инструмент и приспособления, необходимые для осуществления входного контроля заготовок и полуфабрикатов, контроля качества готовых деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у2

Выбирать технологическую оснастку, дереворежущий инструмент и приспособления, необходимые для проведения работ в соответствии с технологической картой для работы на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

у3

Производить размерную настройку и наладку универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков для изготовления и обработки деталей и изделий средней сложности

у4

Читать чертежи и эскизы деталей и изделий из древесины и древесных материалов средней сложности

у5

Предупреждать и устранять возможный брак при выполнении технологических операций по изготовлению и обработке деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у6

Производить отбраковку заготовок и полуфабрикатов, изготовленных и обработанных деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов по результатам визуального и инструментального контроля

у7

Оформлять в установленном порядке документацию на принятые и отбракованные готовые детали и изделия средней сложности из древесины и древесных материалов

у8

Использовать техническую документацию на различные виды деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у9

Производить обработку с заданной точностью размеров деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов с использованием приспособлений

у10

Выполнять ежесменное техническое обслуживание универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков в объеме руководства по эксплуатации оборудования

у11

Владеть навыками практической работы с нормативными документами и учебной литературой

у12*

Оценивать безопасность организации рабочего места согласно требованиям охраны труда

у 13*

Определять вид материалов и особенности его применения

у 14*

Действовать при нештатных и аварийных ситуациях при эксплуатации универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков согласно плану локализации и ликвидации аварий

у 15*

Измерять напряжение, силу тока, сопротивление в проводниках и источниках питания

у16*

Применять средства индивидуальной и коллективной защиты при выполнении работ на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

у17*

Соблюдать требования охраны труда, пожарной и промышленной безопасности при проведении работ на деревообрабатывающих станках

у18

Производить токарную обработку деталей и изделий средней сложности из древесины

у19

Выполнять сверлильные операции в деталях и изделиях средней сложности из древесины

у20

Выполнять строгание на налаженных стружечных станках деталей и изделий средней сложности из древесины

у21

Подготавливать рабочую зону универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков согласно стандарту рабочего места, требованиям производственных санитарных норм, охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности

у22

Оценивать визуально техническое состояние универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков

у23

Производить осмотр и проверку общей работоспособности узлов и механизмов универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков пред началом работ

у24

Производить проверку технического состояния технологической оснастки (приспособлений, измерительных и вспомогательных инструментов), размещенной на рабочем месте

у25

Проверять состояние и износ дереворежущего инструмента, его пригодность к использованию в соответствии с технологической картой

у26

Использовать техническую документацию, инструкции по эксплуатации универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков

у27

Производить размерную настройку универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков с учетом заданных параметров обработки деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у28

Использовать алгоритм действий по управлению работой универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков с учетом производственного задания

у29

Базировать деревянные заготовки и полуфабрикаты из древесины и древесных материалов на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках с учетом особенностей их формы и строения

у30

Регулировать параметры работы универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станков в процессе обработки для обеспечения качества деталей и изделий средней сложности

у31

Производить установку дереворежущего инструмента и контролировать его состояние при выполнении работ на универсальных, специальных и специализированных деревообрабатывающих станках

у32

Применять установленные виды и методы визуального и инструментального контроля качества полуфабрикатов, материалов и готовых деталей и изделий средней сложности из древесины и древесных материалов

у33

Заполнять формы эксплуатационной и сменной отчетности в начале и конце рабочей смены

у34

Поддерживать состояние рабочего места в соответствии с требованиями должностной инструкции при проведении работ по деревообработке

приложение 4

Лист самооценки (Рефлексия)

Укажите ваш ответ на вопросы в таблице, расставьте галочки в графе Ответ (да  или  нет)

№ п/п

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

Понравилось ли вам работать с учебно-производственной картой?

2

Вызвала ли затруднение работа с чертежом готового изделия?

3

Вы запомнили опасные зоны станка и приёмы безопасной работы?

4

Вы запомнили порядок настройки фрезерно-сверлильного станка?

5

Что понравилось на занятии более всего? (кратко поясните)

Мастер производственного обучения                        

КРАСНОВ В..jpg

В.А Краснов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Открытого занятия учебной практики по теме: «Выполнение дуговой наплавки валиков в нижнем положении шва»

Методическая разработка занятия учебной практики «Выполнение дуговой наплавкиваликов в нижнем положении шва» разработана в соответствии с программой учебнойпрактики по профессии СПО 15.01....

Методическая разработка открытого занятия учебной практики ПМ 01 Выполнение стрижек и укладок.

Тип учебного занятия: -выполнение трудовых приемов и операций сложных комплексных работ. Методы обучения:Словесный - объяснение, рассказ, фронтальный опрос.Повторение опорных знаний. На...

1.Методическая разработка открытого занятия учебной практики ПМ01 по профессии 9727 «Штукатур» по теме: «Набрасывание раствора штукатурной лопаткой с сокола на поверхности»

Урок учебной практики входит в систему занятий по освоению основного видапрофессиональной деятельности Выполнение штукатурных работ в рамкахпрофессионального модуля ПМ01 Выполнение штукатурных раб...

Методическая разработка открытого занятия учебной практики по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков.

   На занятии учебной практики в учебных мастерских образовательного учреждения, формируются умения, навыки безопасной работы на многофункциональном станке для деревообработки, с цель...

Методическая разработка занятия учебной практики по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков.

Методическая разработка занятия учебной практики по профессии 18783 Станочник деревообрабатывающих станков на тему "Технология обработки древесины  на токарном станке для деревообработк...

Методическая разработка занятия учебной практики Технология обработки древесины на токарном станке для деревообработки.

Методическая разработка  занятия выполнена на основе:-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации N 464;-профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты Росси...

Методическая разработка открытого занятия учебной практики Технология обработки древесины на строгально-рейсмусовом станке SDR-2200

Цель методической разработки - методическое описание видов деятельности мастера и обучающихся при использовании традиционных и современных развивающих технологий на занятии учебной практики "...