Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа"
материал на тему

Агкацева Светлана Александровна

Контрольные вопросы для подготовки к практическому занятию по теме "Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа"  - материал представлен в формате MS Word.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kv_sd4.docx111.05 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые студенты!

            Если по каким-то причинам Вы не можете воспользоваться презентацией или методическим пособием, то контрольные вопросы  помогут Вам подготовиться к  практическому занятию, посвященному сахарному диабету 1 типа.

 Уважаемый студент! Будет очень здорово, если Вы расширите свой кругозор и узнаете историю открытия СД.

 Положил начало изучению поджелудочной железы немецкий ученый Иоганн Вирсунг, а английский  ученый, Томас Уиллис попробовал на вкус мочу пациента – вкус оказался  сладким! Так получил свое название СД. И так, начинаем изучать вопросы и ответы на них. Наберитесь терпения, вопросов много.

  1. Назвать тему практического занятия.

      ОТВЕТ. Тема практического занятия «Сестринский процесс при сахарном диабете I типа: Первичная оценка состояния пациента, страдаю-щего сахарным диабетом 1 типа», « Сестринские манипуляции при СД 1 типа». 

  1. Назвать девиз практических занятий на дисциплине «СД в терапии с курсом ПМП».

ОТВЕТ. «Превратим  любопытство – в компетентность!» и воплотим в жизнь мнение Генриха Форда «Знания могут быть только у того, у кого есть вопросы!»  

  1. Назвать свою, личную мотивацию приобретения знаний по заявленной теме.

    ОТВЕТ. Изучить эту тему лучше, глубже нам помог случай из личной жизни, о котором рассказала нам Светлана Александровна.

  1. Назвать, предусмотренные программой учебные цели,  к которым необходимо стремиться в процессе  занятия.

    ОТВЕТ. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ, к которым  мы будем стремиться – это быть компетентными в вопросах:

 анатомо-физиологических особенностей поджелудочной железы и связи возникновения СД I типа с ее поражением;

факторов риска, способствующих развитию СД I типа;

осуществления  сестринского процесса  при данном заболевании.

5. Перечислить умения, которые  Вы должны будете закрепить на этом занятии.

ОТВЕТ.

Во-первых, мы должны будем закрепить умения, полученные    на дисциплинах «ОСД», педиатрии, психологии, предыдущих занятиях  терапии:

 осуществлять сестринский процесс при СД I типа:

- проводить опрос, осмотр пациента;

- выявлять его проблемы и нарушенные потребности;

- ставить цели сестринских вмешательств;

- составлять план сестринских вмешательств;

- оценивать полученные результаты;

-  при необходимости корректировать план сестринских вмешательств

 участвовать в профилактике СД I типа («Школа диабета»).

  1. Перечислить процедуры и манипуляции, которые Вы должны будете выполнять на занятии.

    ОТВЕТ. 

 Во-вторых, выполнять процедуры и манипуляции - это:

 ➙ сбор мочи для определения глюкозы;

 ➙ определение глюкозы, ацетона в моче экспресс-методом;

  определение глюкозы в крови  экспресс-методом;

 ➙ подкожное введение инсулина;

 ➙взятие крови из вены для биохимического исследования;

 ➙ обучение пациента/семьи методам ухода/самоухода;

 обучение пациента/семьи измерению АД.

  1. Назвать 3 анатомические части поджелудочной железы и клетки, вырабатывающие инсулин и глюкагон.

    ОТВЕТ - Поджелудочная железа анатомически имеет головку, хвост, тело. Бета -клетки, вырабатывают инсулин , а альфа - глюкагон.

  1. Рассказать о строении поджелудочной железы.

    ОТВЕТ -   Поджелудочная железа имеет дольчатое строение.

  1. Назовите функцию, которую выполняют дольки ПЖ.

     ОТВЕТ - Дольки выполняют внешнесекреторную функцию.

  1. Объяснить, что находится между дольками?

      ОТВЕТ - Между дольками находится внутрисекреторная часть островков Лангерганса, выделяющая  гормон - инсулин

  1. Назвать  орган, к которому прилежит  хвост поджелудочной железы.

      ОТВЕТ - Хвост поджелудочной железы прилежит к воротам селезенки.

  1. «Островки Лангерганса»  выделяют в кровь противодиабетический гормон, который называют….. инсулином  
  2. Универсальный сжигатель всех органических отходов в организме -  это … глюкоза   
  3. Другое название универсального сжигателя  органических отходов в    организме… окислитель 
  4. Уникальный носитель энергии для многих процессов жизнедеятельности –  это… глюкоза   
  5. Закисление крови, в результате накопления в ней недоокисленных продуктов, таких как ацетон и кетоновые тела – это…ацидоз  
  6.  Жажда, в результате которой человек выпивает большое количество воды, является симптомом СД и несахарного диабета - это…полидипсия
  7.  Чрезмерное потребление пищи, может быть следствием голода -  полифагия 
  8. При СД глюкоза не попадает в клетки, потому что нет …инсулина  
  9. Увеличение концентрации глюкозы в крови – это…гипергликемия  
  10.  В переводе с греческого языка «hypeч» – это… сверх  
  11.  Частое и обильное мочеиспускание – это…полиурия  
  12. Усиленное выделение мочи в ночное время - это… никтурия  
  13.  Упругость кожи – это… тургор  
  14. Состояние, возникающее при  передозировке инсулина - это… гипогликемия  
  15. Резкое падение глюкозы в крови – это…гипогликемия   

 

27. Жизнь пациента СД во многом зависит от своевременного…принятия пищи

28.  После каждой инъекции инсулина пациент обязан…принять пищу  

  1. Аббревиатура ИМТ – это… индекс массы тела 

30. Несвоевременный прием пищи часто становится причиной развития…

гипогликемической комы   

31.  Для сохранения жизни пациента, страдающего СД 1 типа, ему требуется постоянный… самоконтроль глюкозы и инъекции инсулин

32. Указать, сколько ЕД инсулина в 1 мл катриджа? …100 ЕД

33. Места инъекций инсулина необходимо менять…постоянно

34. Медленнее всего инсулин всасывается из…  мышечной  ткани  бедренной области

35.  Диабет – от греческого слова  diabetes, diabaino  это … «проходить через что-нибудь»

36. Отсутствие жира в подкожной жировой клетчатке вокруг места инъекции инсулина – это … липодистрофии

37. Нормальный уровень глюкозы в крови  - это… 3.3 - 5.5 ммлоль/литр

38. Полидипсия – в переводе - это … жажда

39. Генерализованное поражение сосудов - это… ангиопатия

  1. Патологическое изменение сосудов  глаза – это… ретинопатия

  1.  Аббревиатура ГТТ –  это… глюкозо - толерантный тест

42.  Можно выучить стихотворение – это будет приятным подарком для преподавателя.

Итак, звучи, мой стих о диабете,

О том, как жизнь проходит на диете,  

Как я себе – увы! – не господин,

Как я к режиму жесткому привязан        

Как я себя выгуливать обязан,              

Как я колю под кожу инсулин.              

Неуж-то нет  других забот у Музы,

Чем наблюдать, как жалки,  и кургузы,    

Плетутся диабетики гуськом

Туда, где встретит их эндокринолог

А кой - кого запишут в мартиролог        

И запретят прогулки босиком

О диабет, ты хуже динамита!

Тот – как рванет, так сразу шито-крыто,  

И не нужны ни ампулы, ни шприц.

А тут сиди, как старуха у корыта,

Калории считая деловито                        

И дозировку хлебных единиц.

И надо, в общем, во время питаться,    

Не объедаться и не напиваться,

Но – Боже упаси, не голодать!

Прошу, кормись почаще, мамма-мия,  

Не то наступит гипогликемия,

А это Вам не божья благодать.

Ну, словом, можно жить и с диабетом,

На солнце не перегреваться летом,

В своих трудах умеренность блюсти      

И, родственникам, будучи не в тягость,

Свой каждый день воспринимать как благость,  

Шагать по жизни в рост, а не ползти…

42. Назвать нормальное состояние клеток поджелудочной железы.

       ОТВЕТ. Границы четкие, клетки имеют яркую окраску.                                      

43. Указать, как выглядит разрушение клеток паренхимы поджелудочной железы.      ОТВЕТ. Границы размыты, цвет изменен.

44. Что обнаружил в поджелудочной железе  ученый Лангерганс?

       ОТВЕТ. Ученый Лангерганс обнаружил  вкрапления необычной ткани, и назвал их «островками Лангерганса».

45. Что выяснили другие ученые о деятельности островков Лангерганса?

       ОТВЕТ. Другие ученые выяснили, что эти островки выделяют в кровь противодиабетический гормон,  в последствие названный,  «инсулином».

46.  Переведите термин «инсулин».

       ОТВЕТ. Инсулин.

47. Указать  год, в котором по данным ВОЗ СД был разделен на два типа.

       ОТВЕТ. В 1981 г.

 

48.  Указать типы СД.

        ОТВЕТ. СД 1 типа (диабет молодых); СД 2 типа (диабет взрослых).

49. Перечислить,  параметры, зависящие от типа СД.

       ОТВЕТ.  От типа СД зависят: 

 качество жизни;            меры по его предупреждению;

 методы лечения;            частота обострений;

 наследственность.

50. Дать определение понятию «сахарный диабет».

      ОТВЕТ. Сахарный диабет – это хроническое заболевание, характеризующееся повышенным содержанием глюкозы в крови, как следствие недостатка инсулина, в результате гибели β клеток поджелудочной железы. Происходит нарушение  всех видов обмена, но в первую очередь - обмена углеводов. 

51. Как подразделяют СД по течению, выраженности симптомов, реакции на проводимое лечение, клиническую картину?

               ОТВЕТ -  компенсированный;

                                 декомпенсированный.

52. Указать фактор,  лежащий в  основе СД I типа.

       ОТВЕТ. В  основе СД I типа дефект иммунной системы, когда сам организм вырабатывает специфические антитела, нарушающие эндокринный аппарат поджелудочной железы (β - клетки).

53. Перечислить провоцирующие факторы развития СД. 

       ОТВЕТ. Провоцирующими факторами являются:

 вирусное  поражение поджелудочной железы, недосыпание;

рождение однояйцовых близнецов, если  у одного из них СД;

 психические травмы, унижение (стрессы);

 ожирение, эндокринные расстройства; 

повышенный аппетит, на фоне потери веса;

злоупотребление сладостями, переедание;

вредные  привычки (злоупотребление алкоголем, злостное курение);

гиподинамия.

54. Назвать симптомы – предвестники.

      ОТВЕТ. Симптомы-предвестники – это:

зуд кожи и слизистых оболочек; 

стоматиты, гингивиты, пародонтоз;

фурункулез, ячмени;

энурез;

никтурия.

55.Указать, что необходимо предпринять при появлении предвестников сахарного диабета?

      ОТВЕТ. Производится экспресс-диагностика уровня гликемии и ацетонурии.   Необходима немедленная госпитализация.

        56. Назвать основные причины СД I типа. 

      ОТВЕТ. Основными причинами СД I типа являются: 

                                   - наследственность;      

                                   - крупный вес при рождении;  

                                   - обострение панкреатита.

57. Указать, в чем заключается сущность СД?

       ОТВЕТ. Если инсулина выделяется недостаточно, глюкоза не может попа-сть в клетки и накапливается в крови, затем появляется в моче и сопровождается полиурией, жаждой.

58. Назовите стадии развития СД.

       ОТВЕТ.

59. Назвать стадии развития СД 1 типа.

60. Объяснить понятие «предиабет»?

      ОТВЕТ. Предиабет (скрытый диабет) – это,   гликемия натощак  от 5,5 до 6,9 ммоль/л, а через 2 часа после приема через рот глюкозы, она составляет от 7,7 до 10 ммоль/л.

Медсестра и родственники пациента должны знать, что при предвестниках необходимо проводить - гликемический профиль, при отсутствии таковых – ГТТ.

61. Объяснить его значение и назвать типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе.

      ОТВЕТ. Глюкозотолерантный тест - лабораторный метод исследования для диагностики нарушения толерантности к глюкозе. Типы ГТТ при нарушении толерантности к глюкозе:

  1. гипергликемический, если после нагрузки уровень гликемии выше  7,7 ммоль/л;

 -  гипогликемический или плоский при незначительном увеличении уровня гликемии после нагрузки;

   -  ступенчатый, если максимальное значение отмечается не через 30 минут, а через 60 или 120 минут.

        62. Познакомьтесь с типами кривых (ГTТ).

63. Расскажите, как проводится это исследование?

      ОТВЕТ.  Надо быть строго натощак. 50 г. глюкозы растворить в 200 мл воды, тщательно размешать и выпить мелкими глотками.

64. Назвать методы выявления диабета.

      ОТВЕТ. Один из важнейших методов выявления диабета является, сбор анамнеза. Именно при опросе отмечают, что СД I типа отличается постепенным развитием. Данные опроса (симптомы-проблемы пациентов) всегда подтверждают комплексом клинико – лабораторных данных.

65. Укажите, какой тест надо обязательно проводить при установлении СД?

      ОТВЕТ.  При установлении СД обязательно проводить тест на гликирован-  ный гемоглобин (HbA1C).

 66. О чем свидетельствует  этот тест?

       ОТВЕТ.   Тест позволяет определить средний уровень глюкозы в крови за последние 2-3 месяца, но тест на гликированный гемоглобин не заменяет регулярного самоконтроля, он лишь позволяет получить дополнительную информацию о содержании глюкозы.

NB! Тест свидетельствует о степени компенсации сахарного диабета.

        67. Расскажите, каких людей надо обязательно обследовать на СД?

ОТВЕТ. Обследовать на СД необходимо лиц из групп риска.

68.   Расскажите, кто входит в группу риска?

ОТВЕТ. К группам риска можно отнести лиц:

 с отягощенной наследственностью;
  детей, весивших при рождении более 4 кг; 

с обострением панкреатита.

69. Объясните, что необходимо проводить лицам из группы риска 1 раз в год?

ОТВЕТ. Лицам из группы риска необходимо:

 1 раз в год консультироваться у специалистов:

- окулиста;       - невропатолога;    

- кардиолога;   - терапевта;    

 - хирурга;        - гинеколога.

70. Назвать соматические проблемы пациентов, страдающих СД типа.

ОТВЕТ. Запомните правило трех «П». К соматическим проблемам пациента,  страдающего СД I типа относят:

                  ♦ полидипсию (жажду);

            ♦ полиурию;

            ♦  полифагию  и потерю веса, несмотря на отменный аппетит;

            ♦  чувство постоянного голода;

            ♦ никтурию;

            ♦ нарастающие симптомы интоксикации:

                       - усталость, слабость;

                       - ухудшение памяти.

            ♦ симптомы дегидратации  (сухость кожи и слизистых оболочек, яркий малино-вый язык, трещины, заеды);

            ♦ ухудшение зрения, памяти;

                     инфекции мочеполового тракта.

71. Объясните, что необходимо оценить медсестре для определения тяжести СД I типа?   

ОТВЕТ. Для  определения  тяжести  декомпенсации  (выраженности проблем) 

СД I типа необходимо оценить:

  - имеющиеся  проблемы;

  - данные осмотра;

  - лабораторные данные (исследование крови и мочи).

Важно оценить нарушенные потребности пациента в:

 -   еде, питье, выделении;

  1. движении;
  2. сне;
  3. общении;

-    безопасности и др.

72. Укажите, как помочь пациенту, имеющему такие проблемы и нарушенные потребности?

ОТВЕТ.

 жажда - консультация врача эндокринолога, исключить сахар, проводить исследование крови и мочи на глюкозу, пить минеральную воду, без газов полоскать рот водой, подкисленной лимоном;

полиурия - уход за наружными половыми органами;

никтурия - уменьшить потребление жидкости за 2-3 часа до сна полоскать рот водой, подкисленной лимоном; 

зуд  промежности - использовать при подмывании жидкое мыло с антисептиком, Ph 5,0, мочеполовые органы всегда д. б. в чистоте и в сухом состоянии;

дегидратация (обезвоживание) - восполнить дефицит жидкости мине-ральной водой и уход за кожей;

депрессиях, нарушении сна - консультация психолога;

зуд кожи - проводить обтирания кожи салфетками с алоэ и подкисленной водой;

расчесы - обрабатывать асептическими растворами (предупредить присоединение вторичной инфекции);

потеря веса, несмотря на отменный аппетит – получить консультацию диетолога и др. специалистов;

чувство постоянного голода - употреблять в пищу продукты, фрукты, овощи, соки, содержащие минимум глюкозы  и консультацию эндокринолога

ухудшение памяти - консультация невропатолога;

ухудшение зрения - консультацию окулиста, не передвигаться без сопровождающего.

73. Объяснить, какие показатели говорят о максимальной компенсации нарушенных обменных процессов?

ОТВЕТ. Это исчезновение гипергликемии и  глюкозурии.

74. Назвать  главный метод  лечения пациентов, страдающих  СД I типа.

ОТВЕТ. Инсулинотерапия на фоне диетотерапии.

        75. Назовите номер диетического стола при СД.

           ОТВЕТ. № 9

     76. Укажите, что должен обеспечить диетический стол?

           ОТВЕТ. Диетический стол должен обеспечить нормальное соотношение:

                           белков        – 16%    жиров         –  24%   углеводов  –  60 %

    77. Назвать современные способы введения инсулина

      ОТВЕТ. Инсулиновая помпа, специальная капсула, вводимая под кожу.

    78. Объяснить цель использования и действие инсулиновой помпы.

  ОТВЕТ.  Этот прибор, с высокой точностью круглые сутки самостоятельно вводит инсулин, поддерживая нормальный уровень глюкозы,  и максимально имитирует секрецию здоровой поджелудочной железы

     79. Объяснить, как действует капсула?

         ОТВЕТ. Специальная капсула, вводимая под кожу, содержит клетки подже- лудочной железы (островки Лангерганса, вырабатывающие инсулин). 

     80. Указать, из какого материала выполнена капсула?

       ОТВЕТ. Из экстракта морских водорослей, откуда с током крови вещества поступают в организм.

     81. Назвать традиционный метод лечения СД I типа.

 ОТВЕТ. Традиционный метод лечения СД I типа – инсулинотерапия.

      82. Какого действия бывают препараты инсулина?

 ОТВЕТ. Препараты инсулина бывают действия:

▪ короткого (завтрак, обед, ужин) ▪ пролонгированного (1 – 2 раза в день) 

     83. Назвать критерий, по которому рассчитывают дозу инсулина.

 ОТВЕТ. Дозу инсулина подбирают к тому количеству пищи, которое хочет съесть пациент.

      84. Как объяснить пациенту, что обозначает термин «УГЛЕВОДЫ»?

 ОТВЕТ. «Углевод» - это другое название сахара

      85. Назвать уровень глюкозы в крови, при котором наступает гипогликемия.

 ОТВЕТ. Уровень глюкозы в крови – ниже 3 ммоль/л.

      86. Назвать осложнения инсулинотерапии и дать им определение.

 ОТВЕТ. Осложнения инсулинотерапии – это:

1. Липодистрофии – местное уменьшение объема подкожно-жиро-вой клетчатки   в местах постоянного введения инсулина.

2. Инсулинорезистентность – снижение реакции на инсулин инсу-линчувствительных тканей при достаточной концентрации, приво-дящая к хронической компенсаторной гиперинсулинемии.

      87. Укажите, сколько углеводов содержится в 1 хлебной единице?

 ОТВЕТ. 1 ХЕ – это 12 г углеводов  в 100 гр продукта.

Уважаемый студент! Вы – умница, Вы проявили настойчивость и терпение.

Теперь постарайтесь ответить самостоятельно на все вопросы и оцените свои знания по уже известным Вам критериям.

Спасибо за работу. Желаю успехов!                                     

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа

Сестринский процесс при сахарном диабете 1 типа  -  презентация в формате  MS PP, предназначена для работы студентов на практических занятиях....

Методическое пособие по выполнению практического занятия №8 "Управление процессами и приоритетами в операционных системах" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Практическое занятие "Проектирование технологического процесса сборки-клепки плоско-каркасного узла"

В настоящее время рабочие программы дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов не имеют общей направленности, так как узкая предметность, дефицит межпредметных связей и индивидуализации...

Методические указания по выполнению практических занятий студентов в процессе изучения МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой МДК 01.04 Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания ПМ.01 Преподавание по программам начального об...

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык...