Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе
статья по теме

Попова Вера Савельевна

 Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой, духовной, оздоровительной, учебной, определяются уровнем здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon popova-statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов его психофизиологического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политической, семейно-бытовой, духовной, оздоровительной, учебной, определяются уровнем здоровья человека.

В новых Федеральных государственных образовательных стандартах особое внимание уделяется здоровьесбережению студентов. Здоровье, по определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Известно, что качественная составляющая различных проявлений жизнедеятельности человека непосредственно зависит от уровня его здоровья. В условиях рыночной экономики потенциал здоровья личности приобретает роль ведущего фактора успешной профессиональной карьеры. Вместе с тем, имеет место и обратная зависимость: степень социальной интегрированности молодого специалиста, востребованности полученного образования в процессе трудовой деятельности, степень удовлетворения от характера работы, во многом определяют его здоровье.

Овладение искусством ведения такого образа жизни, который бы не нарушал отлаженной работы тончайших природных механизмов, происходит на протяжении всей жизни индивидуума, начиная с самого раннего возраста. В данном контексте определенным переломным рубежом является период обучения в среднем профессиональном учебном заведении.

В период обучения в техникуме большое значение имеет формирование потребностей здоровой личности, на определенной нравственной высоте. Процесс образования должен обеспечивать оптимальные условия для реализации потребностей студентов в получении профессионально значимой информации, познании, общении, социальном  признании и личностном выражении.

Высокие требования современной жизни к состоянию здоровья усиливают значение физической культуры как оздоровительного фактора, в особенности для тех молодых людей, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере получить физическое воспитание. Здесь ключевая роль принадлежит формированию физической культуры личности студента с учетом его индивидуальных способностей, для обеспечения высокого биологического потенциала жизнедеятельности.

Для реализации здоровьесберегающих технологий на всех уровнях образовательного пространства, требуется качественное обучение, развитие и воспитание студентов, не наносящие ущерба их здоровью. Для этого требуется контроль результатов работы каждого образовательного учреждения по грамотному внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы [5, с136]:

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения.

Хотя понятие «здоровье» является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием.

Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно  питаться,   больше  гулять,  не   нервничать».   Но именно в образовательных учреждениях использование профилактических программ является обязательным.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии  (ФОТ). Направлены на физическое   развитие   занимающихся:    закаливание, тренировку выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на занятиях физической культурой и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы в области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание гармоничных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей. В техникуме – это обустройство прилегающих территорий, зеленые растения в кабинетах, рекреациях, живой уголок и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОКЖ) реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья, это частный случай главной задачи – сохранения жизни, то требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность студентов по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ и БЖ.

5.  Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

* организационно-педагогические   технологии   (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированного в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния   переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

* психолого-педагогические     технологии     (ППТ),      связаны с работой преподавателя на занятиях;

* учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье, формированию культуры здоровья студентов, к мотивации их к здоровому образу жизни, неприятию вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со студентами после занятий.

Отельное место занимают еще две группы технологий:

* социально адаптирующие и личностно-развивающие, которые включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья студентов, повышение ресурсов психологической реализации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только студентов, но и их родителей, а также педагогов;

* лечебно-оздоровительные      технологии      (ЛОТ), составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья студентов.

Системный подход предполагает два важных условия решения этих проблем: сохранение и укрепление здоровья студентов.

В работе преподавателя здоровьесберегающие технологии можно представить,   как сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» техник и элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности студента к учебному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

Это работа преподавателя, при которой полноценно выполняется учебная программа, формируя у студентов интерес к предмету, устанавливая с ним доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных состояний и максимально используя индивидуальные особенности студентов для повышения результативности их обучения. Особая забота о психологической адаптированности студентов обусловлена тем, что это качество играет определяющую роль в жизни человека, именно на данном этапе его развития.

Если попытаться сравнивать подходы, приемы и методы, составляющие здоровьесберегающие    технологии,    по    значимости    и  эффективности,  то  на  первое  место  следует поставить обеспечение  гигиенических условий  обучения,  которые обязательны для выполнения, т.к. регламентируются законом.

Второе место мы отводим методам, технологиям, защищающим здоровье студентов от негативного воздействия    преподавателей. Именно от непрофессиональной работы педагога в конечном итоге зависит появление у студентов   дезадаптационных    состояний; ухудшение зрения, формирование нездоровой, закомплексованной, невротичной личности и изменений   в  сторону  безвозвратной  утраты  здоровья.   Но высокий педагогический профессионализм позволяет достичь благоприятных результатов, лишь   при   условии использования в данном техникуме, всех здоровьесберегающих технологий.

Технологии, о которых шла речь выше, тесно взаимосвязаны.  Если расписание занятий составлено неграмотно, без учета влияния на здоровье студентов, то   крайне сложно будет уберечь их от утомления, а также обеспечить их высокую работоспособность.

Поэтому, в тематику психолого-педагогического блока курсов повышения квалификации для всех категорий работников образования необходимо включать темы, касающиеся вопросов здоровьесбережения.

Литература

  1. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка / В.Ф.Базарный // Экспресс контроль в школе и дома. – М.: АРКТИ, 2005 – 17с.
  2. Шевцова, В.Н. Миненко П.П. Жизнь без вредных привычек / В.Н.Шевцова, П.П. Миненко. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2005. – 60с.
  3. Лещинский А.А. Берегите здоровье / А.А.. Лещинский – М.: Физкультура и спорт 2004 – 247с.
  4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005 – 320с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии - основа образовательного процесса в образовательном учреждении

Цель данного материала - рассмотреть роль здоровьесберегающего режима в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе СПО.

Цель внедрения и использования здоровьесберегающих технологий - обеспечить обучающемуся образовательного учреждения высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знани...

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Кинезиологические технологии как вид здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

Актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях....

Презентация к выступлению "Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе ОГАПОУ "Алексеевский колледж"

В презентации представлено теоретическое и практическое обоснование возможности использования здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения, реализующего ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Методическая разработка по физической культуре...

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе

Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма, масштабов его психофизического потенциала. Все стороны современной жизни: производственно-трудовой, социально-экономической, политической, семей...