Методическая разработка "Вакцинация населения против туберкулеза"
методическая разработка по теме

Леоненко  Светлана  Юрьевна

Методическая разработка предназначена дл  преподавателей, ведущих ПМ.01"Профилактическая деятельность" МДК 01.03. "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению" нас 3 курсе  по специальности "Сестринское дело"

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Государственное  бюджетное  образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж  №3

Департамента здравоохранения города Москвы»

                 

                      Методическая разработка  

              практического занятия на тему:

«Вакцинация населения против  туберкулеза»

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=618c411a1df2312303f3afa5958ebb2f-03-144&n=21

Дисциплина        ПМ.01 « Профилактическая деятельность»

 МДК01.03   «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»

Специальность                 060501 Сестринское дело        

                                                 Москва 2014г.

                                           

Рассмотрено на заседании ЦМК

«Профессиональных модулей №1»

Протокол № __ от «__»________ 20__ года

Председатель ________ Н.В. Пожарская 

«Утверждаю»

Руководитель структурного

подразделения ГБОУ «МК №3 ДЗМ»

___________ А.А. Фетисов

«__»______________20__ год

Автор:   

Леоненко С.  Ю.  преподаватель профессионального  модуля  ПМ.01   МДК 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению» и ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» ГБОУ  МК №3ДЗМ

Рецензенты:    

Фетисов А.А.  -  преподаватель  высшей квалификационной  категории, руководитель структурного подразделения (УМР) ГБОУ «МК№3ДЗМ»

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060501 Сестринское  дело при освоении ПМ 01/ Вида профессиональной деятельности «Профилактическая деятельность».

СОДЕРЖАНИЕ

Методический блок                                                                       

Мотивация                                                                                

Технологическая карта занятия                                          

Хронокарта

Связь с другими ПМ и учебными дисциплинами

Связи внутри ПМ

Входной контроль знаний

Информационный блок

Глоссарий

Опорный конспект

Деловая игра

Контролирующий блок

Решение ситуационных задач

Тестовой контроль знаний

Ответы на ситуационные задачи и тесты  

Критерии оценок 

Рефлексия

Домашнее задание

Использованная литература

Приложение

Внеаудиторная самостоятельная работа

pic_social_science_degree-Optimized

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=e2505fd5c3d9ada91f11e633e8de727a-19-144&n=24   МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ

    Туберкулез в современном мире  продолжает      оставаться грозным заболеванием, ведущим к большим показателям смертности.

     Туберкулёз  - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулёза (палочкой Коха)и характеризующееся образованием специфических гранулём (бугорков)  в различных органах и тканях. Туберкулез  поражает легкие, кости, суставы, глаза, кожу, лимфатические узлы, почки , центральную нервную системы, мозговые оболочки, кишечник, половые органы.

    Туберкулёз передается воздушно-капельным путем от больного человека к здоровому - при тесном контакте во время кашля, чихания, разговора.

        В настоящее время в мире около 15 млн.   больных туберкулёзом, из них 11 млн. — в трудоспособном возрасте. Около трети жителей нашей планеты

инфицированы микобактерией туберкулёза. По прогнозам ВОЗ в ближайшие двадцать лет ожидается до 90 млн. новых случаев туберкулёза и до 30 млн. смертей от него.

   Вакцинация БЦЖ — общепризнанный метод  активной специфической профилактики   туберкулёза, прежде всего у детей и подростков.

 Вакцинация снижает заболеваемость и  смертность, предупреждает развитие

тяжёлых форм туберкулеза.

Презентации и плакаты педиатрия с детскими инфекциями

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ    КАРТА ЗАНЯТИЯ

Специальность

      060501 Сестринское дело

Дисциплина

ПМ.01«Профилактическая деятельность».

МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»

Курс

3

Количество часов

2

Тема занятия

«Вакцинация населения против туберкулеза».

Вид занятия

практический

Место проведение занятия

кабинет ГБОУ «МК№3 ДЗМ»

Цель

Оказание квалифицированной сестринской помощи и организация правильного ухода за ребенком при проведении вакцинопрофилактики.

Формирование практических навыков у студентов для дальнейшей практической  реализации умений на практике, осуществляя  вакцинацию населения

Задачи:  

Обучающая

Способствовать приобретению навыков работы с пациентами и дальнейшему практическому использованию этих навыков в медсестринской деятельности .Научить студента применять  знания и умения на практических занятиях по теме: «Вакцинация населения против туберкулеза» 

Развитие профессиональных компетенций

ПК 1.1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения

Студент должен знать:

  • принципы здорового образа жизни

Студент должен уметь:

  • проводить беседы , направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, пациента  и его окружения.

ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения

Студент должен знать:

  • составления планов гигиенического воспитания населения (первичная профилактика);

Студент должен уметь:

  • составлять памятку для  населения о  профилактике туберкулеза
  • проводить  и организовывать противоэпидемические мероприятия для профилактике инфекционных заболеваний

ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Студент должен знать:

  • правила хранения вакцин
  • национальный календарь прививок против туберкулеза
  • места введения вакцины БЦЖ и постановки пробы Манту.
  • документацию и работу  прививочного кабинета
  •   показания и противопоказания для иммунопрофилактики

Студент должен уметь:

  • составлять  индивидуальные планы  иммунопрофилактики
  • составлять памятку для пациента о  профилактике туберкулеза
  • проводить  и организовывать противоэпидемические мероприятия для профилактике инфекционных заболеваний
  • проводить вакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ и осуществлять постановку  пробы Манту.
  •  документировать  проведение вакцинации
  • проводить беседы по вопросам подготовки и проведение иммунопрофилактики.

Воспитательная

Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. Добиваться осознанности в правильном выборе профессии. 

Развитию общих компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных  руководителем

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны  труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний

Развивающая

Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.

Связь с другими учебными дисциплинами и профессиональными модулями

Фармакология,  Микробиология, Анатомия и физиология, Основы патологии,  Психология.

  ПМ.02 «Участие медсестры в  лечебно- диагностической деятельности» ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Оснащение

Методическое

  • Методическое пособие  практического занятия «Вакцинация населения против туберкулеза»
  • Материал для проведения тестового контроля выходного уровня знаний у студентов по теме занятия.
  • Раздаточный материал для проведения вакцинации

Техническое

1.Диск с тематической презентацией.

2. Компьютер (ноутбук).

3. Мультимедийный проектор.

4. Экран.

Наглядные средства

1.Фантомы

2.Медицинский инструментарий

Домашнее задание

1.Конспект

2.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

3.Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.)

4. составить памятку по профилактике туберкулеза.

ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

ХОД ЗАНЯТИЯ.

   Этапы занятия

Время

в мин.

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент

2 мин.

Заполняет журнал, сообщает студентам тему занятия, цели, план

Записывают в тетради тему и цели занятия

2

Мотивация

3

объяснительный

Мотивирует студентов к изучению нового материала.

Слушают мотивацию темы, цели, задачи.

3

Актуализация нового материала

10

Устный

Фронтальный опрос

Организует обсуждение результатов работы, корректирует ответы студентов

Участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя.

4

Изучение нового материала

15

Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный ( объяснение с демонстрацией действия)

Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией выполнения манипуляции.

Записывают в тетрадь  алгоритм выполнения действий, наблюдают за выполнением манипуляции.

5

Закрепление материала

40

Репродуктивный

 Деловая игра

Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует её. Задает вопросы по новому материалу. Организует работу студентов на этапе . Контролирует выполнение  манипуляции

Выполняют действия по алгоритму, объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя. Выполняют изученную манипуляцию по алгоритму.

6

Рубежный контроль

10

Письменный тестовой контроль знаний

. Задает  вопросы по новому материалу. Корректирует ответы.

 Отвечают на вопросы преподавателя

7

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные  ошибки, причины, затруднений и успехов, оценить степень достижения  целей

Обобщение изученного на занятии, анализирует допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.

8

Итоги занятия

3

Оценивают работу группы, выставляет оценки за занятия, комментирует их,.

9

Домашняя работа

2

Формулирует задание на дом

Записывают задание домой

8

90

             


СВЯЗИ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Тема: «Оценка функционального состояния пациента»

СВЯЗИ С ДРУГИМИ ТЕМАМИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01

Тема: «Вакцинация населения против туберкулеза»

Image

Уважаемые студенты!

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вам предлагается ответить на вопросы  для проверки исходного уровня знаний.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

1. Каким методическими  указаниями руководствуется в работе  медицинская сестра прививочного кабинета?

2.Что такое вакцинопрофилактика?

3.Какие  учетные медицинские документы  оформляют в детской поликлинике о проведенных профилактических прививках?

4.В каком журнале медсестра фиксирует о выполненных прививках?

5. Каким из документов прививочная медсестра пользуется при  проведении вакцинопрофилактики ?

6. Какие правила по хранению вакцин в холодильнике  прививочном  кабинете необходимо соблюдать?

7.В какие возраста проводится вакцинация БЦЖ по национальному календарю  прививок?

8. Какую диагностику проводят среди детей и подростков для  определения чувствительности  организма к микобактериям туберкулеза (МБТ)?

9.Перечислите противопоказания для вакцинации вакциной БЦЖ

10.Перечислите противопоказания для ревакцинации  вакциной  БЦЖ.

i?id=176480192-32-72&n=21

ЭТАЛОН ОТВЕТА К ФРОНТАЛЬНОМУ ОПРОСУ

1.Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.)

2.Вакцинопрофилактика - обязательное государственное мероприятие для предупреждения инфекционных заболеваний.

3.Учетные формы прививочного кабинета:

  • ф. 112/у - история развития ребенка;
  • ф. 026/у - карта ребенка, посещающего детское образовательное учреждение;
  • ф. 063/у - карта профилактических прививок;
  • ф. 156/у-93 - сертификат о профилактических прививках;
  • ф. 058/у - экстренное извещение о побочном действии вакцин.

4. ф. 064/у- Журнал выполненных прививок.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н Национальный календарь профилактических прививок РФ и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям

6. Правила хранения вакцин.

  • Нельзя держать вакцины на полках дверцы холодильника
  • Температуры измеряют 2 раза вдень и регистрируют в журнале
  • Не рекомендуется открывать холодильник даже на 1 мин.  без необходимости
  • На случай отключения холодильника необходимо в морозилке держать хладоэлементы
  • Холодильник необходимо своевременно размораживать, т.к. большое кол-во льда снижает работу холодильника.
  • Температурный режим холодильника 2-8 С

7. Вакцинация на 3 -5 день после рождения. Ревакцинация: 7 лет и 14 лет.

8. Туберкулинодиагностика - диагностический тест для определения специфической сенсибилизации организма к микобактериям туберкулеза

9. Противопоказания для вакцинации БЦЖ:

  • Недоношенность при массе тела менее 2500 гр.
  • Острые заболевания и обострение хронических заболеваний до исчезновения клинических симптомов заболевания.
  •  Иммунодефицитное состояние (первичное).
  • Генерализованная инфекция БЦЖ, выявленная у других детей в семье.
  • ВИЧ-инфекция у матери.

10. Противопоказания для ревакцинации БЦЖ

  • Иммунодефицитное состояние, злокачественные новообразования любой локализации.
  • Туберкулез, диагноз инфицирования МБТ в анамнезе
  • Положительная и сомнительная реакция Манту
  •  Осложненные реакции на предыдущее введение вакцины БЦЖ (келоидный рубец, лимфаденит )
  • Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний, в том числе аллергических.

Глоссарий темы

Туберкулин - убитые и очищенные от постороннего белка искусственно выращенные микобактерии, разведенные в 4-6 раз.

Иммунитет – это свойство живого организма, определяющее его невосприимчивость к чужеродным агентам (антигенам) внешней и внутренней среды.

Вакцина – иммунологически активные вещества, которые при введении в организм вызывают на себя иммунный ответ и формирование защитных антител, направленных на профилактику повторного проникновения в организм микроба или его токсинов и развития инфекционного заболевания.

Вакцинация (вакцинопрофилактика) – это комплекс медицинских мероприятий направленных на создание невосприимчивости среди больших групп граждан к инфекционным агентам с целью снижения заболеваемости инфекционной патологией.

Ревакцинация – это повторное введение в организм человека или животного иммунологического препарата, с целью дополнительного стимулирования активности иммунитета, сформировавшегося в процессе вакцинации.

Вакцинальная реакция – это совокупность физиологических реакций организма на введение вакцин, проявляющееся изменениями в органах и тканях, характерными для течения прививаемой болезни.

Поствакцинальное осложнение – это специфическая реакция организма на первичное или повторное введение вакцины, проявляющаяся в виде аллергии или других не характерных для прививаемого заболевания симптомокомплексом.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Основным методом выявления  туберкулёза у детей и  подростков  является туберкулинодиагностика.

Туберкулин - убитые и очищенные от постороннего белка искусственно выращенные микобактерии, разведенные в 4-6 раз. При внутрикожной пробе Манту в специальный туберкулиновый шприц набирают 0,2 мл стандартного раствора ( 2 ТЕ) , через иглу с пузырьками воздуха выпускают 0,1 мл. и вводят внутрикожно на внутренней поверхности средней трети предплечья 0,1 мл туберкулина. Результаты оцениваются через 72 часа путем измерения   прозрачной линейкой  с миллиметровыми  делениями  размера инфильтрата (папулы) в миллиметрах, при его отсутствии измеряют размер гиперемии. При правильном введении на коже образуется папула беловатого цвета в виде лимонной корочки диаметром 7—10 мм

Результаты измерения пробы Манту:

- отрицательная — отсутствие инфильтрата (папулы) и гиперемии или наличие уколочной реакции до 1 мм;
- сомнительная — инфильтрат размером 2-4 мл или только гиперемия любого размера без инфильтрата;
- положительная — инфильтрат диаметром 5 мм и более;
- гиперергическая у детей и подростков — в виде реакции диаметром 17 мм и более, у взрослых — 21 мм и более.

Показания  для проведения пробы Манту:

1)    отбор контингентов для ревакцинации БЦЖ;

2)    определение инфицированности туберкулёзом;

3)    выявление гиперергических реакций на туберкулин у инфицированных туберкулёзом лиц.

Противопоказания для проведения пробы Манту:

1)кожные заболевания;

2)    острые и хронические инфекционные заболевания в период обострения,

3)    аллергические состояния;

4)    ревматизм в острой и подострой фазах;

5)    бронхиальная астма;

6)    эпилепсия.

Результаты пробы Манту у детей и подростков фиксируются:

  • посещающих детские учреждения (ясли, сад, школу), фиксируются в учетной форме N 063/у  и в медицинской карте ребенка (форма N 026/у)
  • неорганизованных детей - в учетной форме (N 063/у) и в истории развития ребенка (форма N 112/у).

При этом отмечается:

  • а) учреждение, выпустившее стандартный туберкулин, серия, контрольный номер и дата его годности;
  • б) дата проведения туберкулиновой пробы;
  • в) использование правой и левой руки;
  • г) результат пробы Манту фиксируется в виде размера инфильтрата в мм.

Инфицированными МБТ следует считать лиц, у которых, при наличии достоверных данных о динамике чувствительности к туберкулину по пробе Манту с 2 ТЕ, отмечают:

  • впервые положительную реакцию (папула 5 мм и более), не связанную с иммунизацией вакциной БЦЖ («вираж»);
  • стойко (на протяжении 4-5 лет) сохраняющуюся реакцию с инфильтратом 12 мм и более;
  • резкое усиление чувствительности к туберкулину (на 6 мм и более) в течение 1 года (у туберкулиноположительных детей и подростков);
  • постепенное, в течение нескольких лет, усиление чувствительности к туберкулину с образованием инфильтрата размерами 12 мм и более.  

Специфическая профилактика туберкулеза вакциной БЦЖ.

Для профилактики туберкулеза применяется сухая туберкулезная вакцина.

Прививочная доза содержит 0,05 мг в 0,1 мл растворителя

Она выпускается в виде 2 препаратов: БЦЖ и БЦЖ-М.
В вакцине БЦЖ содержатся живые клетки и погибшие при изготовлении вакцины. Вакцинацию проводят    здоровым новорожденным на 3—7-й день жизни, а ревакцинацию в возрасте 7 и 14 лет, имеющие отрицательную пробу Манту.

Вакцинацию проводят после осмотра детей педиатром, проведением термометрии, исследованием анализа крови и мочи.. В истории новорожденного (медицинской карте) указывают дату прививки, серию и контрольный номер вакцины, предприятие-изготовитель, срок годности .

Вакцина вводится внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча после предварительной обработки кожи 70° спиртом. Иглу вводят срезом вверх в поверхностный слой натянутой кожи. Для получения дозы 0,05 мг БЦЖ в 0,1 мл в ампулу с 20-дозной вакциной переносят стерильным шприцем, вместимостью 2,0 мл, с длинной иглой, 2 мл 0,9% раствора натрия хлорида, а в ампулу с 10-дозной вакциной - 1 мл 0,9% раствора натрия хлорида. Вакцина должна полностью раствориться в течение 1 минуты после 2-3 кратного встряхивания. Не допускается выпадение осадка или образование хлопьев, не разбивающихся при встряхивании. При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9 мм, исчезающая обычно через 15-20 мин.

Реакция на введение вакцины БЦЖ.

  • Покраснение
  • Легкое нагноение
  • Припухлость
  • Воспаление
  • Зуд
  • Повышение температуры

Осложнения вакцинации  БЦЖ:

  • Холодный абсцесс. Формируется через 1 – 1,5 месяца после иммунизации, и требует

   хирургического вмешательства.

  • Обширная язва в месте

   введения более 10 мм в диаметре

  • Воспаление лимфоузла – развивается при разносе микобактерий из кожи в лимфоузлы.
  • Келоидный рубец – реакция кожи на вакцину БЦЖ. В этом случае БЦЖ нельзя вводить повторно в 7 и 14 лет.
  • Генерализованная БЦЖ–инфекция – является тяжелым осложнением, которое развивается при наличии тяжелых иммунных нарушений у ребенка.
  • Остеит – туберкулез кости, который развивается через 0,5 – 2 года после иммунизации.

Профилактика туберкулеза состоит из :

1. Вакцинация и  ревакцинация БЦЖ

2. Химиопрофилактика

3. Санитарная  профилактика: Проведение текущей  и заключительной дезинфекции, изоляцию  детей от бактериовыделителей, госпитализацию  больного, регулярное обследование контактных  лиц, санитарно-гигиеническое  воспитание больных и членов их семей. Пропаганда знаний по туберкулёзу как  через СМИ, так и через выступления на конференциях и перед населением.        

4. Социальная профилактика.

1.Отработка практических навыков

2.Деловая игра.

На курсах повышения квалификации проводится конкурс  между  медсестрами  3-х поликлиник ( № 7,14, 21). Тема конкурса « Вакцинация населения против туберкулеза». В конкурсе принимают участие медсестры из каждой поликлиники.  В каждой поликлинике есть старшая медсестра ,которая выступает в роли капитана. Преподаватель выступает  в роли руководителя курсов и решает вопрос о выдаче сертификатов.

Правила игры:

Задание 1  - Контроль теоретических знаний.

Старшие медсестры выбирают для своей поликлиники 1 задание. На обдумывание 1 мин.  Старшая медсестра назначает,  кто будет отвечать.

Оценка    2 балла : 1 вопрос -1б
                                2 вопрос- 1б

Задание 2 – Конкурс на лучшую постановку пробы Манту.

На обдумывание и подготовку 3 минуты.

Участвуют 4 человека из поликлиники.

1-пациент

2-подготавливает манипуляцию

3-выполняет манипуляцию

4-завершает манипуляцию.

 Оценка 2 задание:

2 вопроса - 21 балл:

   1 вопрос-20 балла:

  - 10 б-правильная  подготовка  к манипуляции

  - 6 б- правильное выполнение манипуляции

  - 4 б- правильное  завершение манипуляции

 2 вопрос-1балл

Задание 3 - Конкурс на правильно сделанную  вакцинацию против туберкулеза вакциной  БЦЖ .

На обдумывание и подготовку 3 минуты.

Участвуют 4 человека из поликлиники.

1-пациент

2-подготавливает манипуляцию

3-выполняет манипуляцию

4-завершает манипуляцию.

Оценка 3 задания.

2 вопроса -  21 балл:

   1 вопрос-20 баллов:

  - 10 б-правильная  подготовка  к манипуляции

  - 6 б- правильное выполнение манипуляции

  - 4  б- правильное  завершение манипуляции

 2 вопрос-1балл

Задание 4-   Тестовой контроль знаний  по теме « Вакцинация населения против туберкулеза.

За это задание каждый получает свой балл, затем все суммируется .и выставляется оценка.

Департамент здравоохранения

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.

Задание №1-Решение ситуационных задач.

Задача№1.

Ребенку в роддоме не сделали вакцинацию БЦЖ, т.к. у него были катаральные явления и повышение температуры до 38С. При выписке ребенок здоров.

Вопросы:

1.Когда можно провести ребенку вакцинацию БЦЖ?Где и кто будет проводить вакцинацию БЦЖ?

2.Необходимо ли провести реакцию Манту данному ребенку?

Задача№2.

В детском саду у одного  ребенка 7 лет при очередной постановке пробы Манту с 2 ТЕ размеры папулы увеличились до 12 мм. год назад папула была 8 мм.

Вопросы:

1.Дайте оценку пробе .Определите тактику дальнейшего ведения ребенка.

2.Будут  ли  проводить вакцинацию  против туберкулеза?

Задача№3.

У няни детского сада 32 лет при флюорографическом обследовании выявлен инфильтративный туберкулез верхней доли левого легкого . Она госпитализирована в тубдиспансер. Её семья состоит  из 2 детей дошкольного возраста и мужа.

Вопросы:

1.Какие  мероприятия по профилактике туберкулеза в детском саду будут проводится в отношении персонала и детей д/с .

2. Какие профилактические мероприятия в эпидочаге будут проводится.

Задание№2. Конкурс на лучшую постановку пробы Манту.

Задача№1.

Вы медицинская сестра здравпункта медучилища по назначению врача необходимо провести пробу Манту студентке Анне, 17 лет. Через 72 часа после постановки пробы на коже предплечья выявлен уколочный след.

Задание:

1.Продемонстрируйте  постановку пробы Манту.

2.Оцените результат пробы.

Задача№2.

Вы медицинская сестра здравпункта школы по назначению врача провели пробу Манту  подростку 14 лет. Через 72 часа после постановки пробы на коже предплечья выявлена папула 8 мм.

Задание:

1.Продемонстрируйте  постановку пробы Манту.

2.Оцените результат пробы.

Задача№3.

Вы медицинская сестра здравпункта строительного техникума по назначению врача провели пробу Манту  студенту 14 лет. Через 72 часа после постановки пробы на коже предплечья выявлена гиперемия  и папула 3 мм.

Задание:

1.Продемонстрируйте  постановку пробы Манту.

2.Оцените результат пробы.

Задание №3.Конкурс на  проведение лучшей  вакцинации  против туберкулеза.

Задача№1.

Вы  специализированная медицинская сестра, проводите ревакцинацию БЦЖ детям 14 лет в школе . В классе 20 человек. У всех детей реакция Манту отрицательная, кроме   2-х детей   у них реакция Манту была 8 и 10 мм.

Задание:

1. Продемонстрируйте  вакцинацию против туберкулеза.

2.Всем детям будете проводить вакцинацию, почему

Задача№2.

Вы  специализированная медицинская сестра, проводите ревакцинацию БЦЖ детям 14 лет в школе . В классе 20 человек. У всех детей  папула до 2мм.

Задание:

1. Продемонстрируйте  вакцинацию против туберкулеза.

2.Всем детям будете проводить вакцинацию, почему?

Задача№3.

Вы  специализированная медицинская сестра, проводите ревакцинацию БЦЖ детям 7 лет в детском саду. В группе 15 человек. У всех детей реакция Манту отрицательная, кроме   1 ребенка, у него реакция Манту была   17мм.

Задание:

1. Продемонстрируйте  вакцинацию против туберкулеза.

2. Всем детям будете проводить вакцинацию, почему?

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e5f75a92b344930bb083b91b6e43b51a-37-144&n=21

Тестовой контроль знаний .

Выбрать один правильный ответ.

1.Что представляет собой туберкулин?

А. взвесь живых микобактерий туберкулеза

Б.взвесь убитых микобактерий

В. убитые и очищенные от постороннего белка искусственно выращенные микобактерии

2.Какова дозировка туберкулина при постановке пробы Манту у детей и подростков?

А. 1ТЕ

Б.2ТЕ

В.5ТЕ

3. Метод введения туберкулина при массовой туберкулинодиагностике?

А. накожный

Б.внутрикожный

В.подкожный

4.Вакцинация   БЦЖ  здоровых  новорожденных проводится:

А. на 5-7 день жизни

Б.на 3-7 день жизни

В.на 1-м месяце

5. Регулярность проведения массовой туберкулинодиагностики у детей и подростков:

А. ежегодно

Б. 1 раз в 6 месяцев

В. 1 раз в 2 года

6. Чем отличается вакцина БЦЖ от вакцины БЦЖ-м?

А. прививочная доза БЦЖ-м уменьшена в 2 раза

Б.прививочная доза БЦЖ-м увеличена в 2 раза

В. ничем не отличается, только фирменным знаком

7. Прививочная доза вакцины БЦЖ:

А. 0,5 мг    на 0,1 мл растворителя

Б. 0,05 мг на  1 мл растворителя

В. 0,05 мг на 0.1 мл растворителя

8.Осложнение вакцины БЦЖ может являться?

А. геморрагический васкулит

Б.келоидный рубец на месте прививки

В. зуд места инъекции

9. Ревакцинация БЦЖ проводится:

А. при отрицательной пробе Манту

Б. при сомнительной пробе Манту

В. при  положительной пробе Манту

10.После правильно проведенной вакцинации и ревакцинации БЦЖ на коже остается?

А. пятно

Б. рубец

В. келоидный рубец

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=5e0f96b0cb9664f240d3a3b1102ee3a3-75-144&n=21

Ответы на задание №1.

Задача№1.

1.Вакцинацию можно провести  через 1 месяц. Вакцинацию проводят в детской поликлинике. Проводить будет прививочная медицинская сестра, предварительно ребенок пройдет осмотр врача  педиатра.

2.Ревакцию Манту проводить не будут, её проводят детям после 2 месяцев , если не было сделана вакцина БЦЖ ранее.

Задача№2.

1.Папула размером 12 мм расценивается как положительная. Туберкулиновая реакция нарастает в динамике, следовательно, она обусловлена инфицированием. Ребенок подлежит обследованию в тубдиспансере. В зависимости от обследования- химиопрофилактика ( если здоров и только инфицирован) или лечение

   ( при обнаружении заболевания)

2. Вакцинацию проводить не будут.

Задача№3.

1.Заключительная дезинфекция в детском саду. Массовая туберкулинодиагностика всех детей  с помощью пробы Манту с 2 ТЕ , при положительной реакции направление их в фтизиатру. Флюорографическое исследование всего персонала детского сада.

2.Флюорографическое исследование мужа , постановка пробы Манту детям, заключительная дезинфекция, химиопрофилактика здоровым контактным

Ответы на задание№2

Задача№1.

1.См. алгоритм манипуляции

2.Отрицательная проба Манту.

Задача№2.

1.См. алгоритм манипуляции

2.Положительная проба Манту.

Задача№3.

1.См. алгоритм манипуляции

2.Сомнительная  проба Манту.

Ответы на задание№3

Задача№1.

1.См.алгоритм манипуляции

2.Проводится вакцинация будет 18 детям, а 2-м нет, т.к. у них положительная проба манту, что является противопоказанием для вакцинации.

Задача№2.

1.См.алгоритм манипуляции

2.Проводится вакцинация будет всем детям.

Задача№3.

1.См.алгоритм манипуляции

2.Проводится вакцинация будет 14 детям, а одному ребенку не будет, т.к. у него гиперергическая реакция Манту

Ответы на  тестовой контроль знаний.

1- В

2-Б

3-Б

4-Б

5-А

6-А

7-В

8-Б

9-А

10-Б

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0c86794f827bec4b85b6a28666bec47c-130-144&n=21

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК  НА ВСЕ ЗАДАНИЯ.

1задание -2 балла :1 вопрос -1б

                                     2 вопрос- 1б

2 задание-  4 балла: 

1 вопрос один правильный этап – 1балл

1-подготовка манипуляции – 10 баллов

2- выполнение манипуляции – 6 баллов

3- завершение манипуляции – 4 балла

Общее количество баллов- 20 баллов

2 вопрос-1балл

3 задание-4 балла:

1 вопрос один правильный этап – 1балл

1-подготовка манипуляции – 10 баллов

2- выполнение манипуляции – 6 баллов

3- завершение манипуляции – 4 балла

Общее количество баллов- 20 баллов

2 вопрос-1балл

               

4- задание- тестовой контроль знаний :

    1 ошибка-5 (отлично)   =  5 баллов

    2   ошибки – 4 (хорошо)= 4 балла

    3 ошибки – 3( удовлетворительно)= 3балла

    4 и более- 2 ( неудовлетворительно)= 2 балла

Сумма всех баллов:

44-43   балла - «5» отлично

42- 41  балл- «4» –хорошо

40- 39  баллов – «3»- удовлетворительно.

Критерии оценки выполнения практических манипуляций .

     5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

 2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе .

Рефлексия.

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=5b182df3c85b3ebad1d4b975825f2577-72-144&n=21

Твое отношение к занятию ( нарисовать смайлику улыбку)

  1. Улыбка- интересный , отличный урок, все понятно, все усвоил.
  2. Полоска- нормальный , обычный. Понял, но не все усвоил.
  3. Опущенные уголки рта- скучный, без  интереса.

Домашнее задание. 

- составить памятку  по вакцинации  населения против туберкулеза ( тема, возбудитель, симптомы, пути передачи, источник инфекции, профилактика)

- повторить показания и противопоказания для проведения вакцинации .

- повторить Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

- повторить Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.)

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=347609432-36-72&n=21

Список литературы

  • Кочаровская Е.В. , Лютикова О.К. «Сестринское дело в педиатрии:практическое руководстко для медицинских училищ и колледжей.-М.: Геотар-Медиа, 2011-128с

  • Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»

  • Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.)

  • www. privivka.ru

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=9c44e8f6fcd19d60aac5b4c2b71f71f6-137-144&n=21

Техника проведения туберкулиновой пробы (реакция Манту)

Цель: диагностическая:

  • отбор детей, подлежащих прививке БЦЖ, если их возраст старше 2 мес. жизни;
  • определение инфицированности населения микобактериями туберкулеза;
  • раннее выявление туберкулеза у детей и подростков.

Показания: возраст ребенка от года (если БЦЖ – в роддоме) без признаков заболевания.

Противопоказания:

  • дети с проявлениями заболеваний;
  • нарушение целостности кожи;
  • индивидуальная непереносимость туберкулина.

Оснащение:

  • стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом;
  • стандартный туберкулин;
  • мензурка для помещения в неё ампулы;
  • туберкулиновый шприц;
  • емкости с дезраствором для отработанного материала, шприцов, перчаток, ампул, лотков.
  • 70%  этиловый спирт.
  • Одежда для медработника( шапочка, халат, маска)

Этапы выполнения манипуляции.

1.Подготовка к манипуляции.

1.Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка

2.Вымыть руки на гигиеническом уровне.

3.Подготовить необходимое оснащение.

4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5.Достать из упаковки ампулу с туберкулином. Протереть шейку ампулы ватным шариком, смоченным 70% спиртом. Надрезать наждачным диском и надломить шейку ампулы (отработанный ватный шарик сбросить в емкость с дезраствором)

6.Ампулу поставить в мензурку.

7.Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле. Снять с иглы колпачок.

8.Взять ампулу с туберкулином, набрать в шприц 0,2 мл препарата.

9.Ампулу с оставшимся туберкулином возвратить в мензурку и прикрыть стерильной марлевой салфеткой.

10.Выпустить воздух из шприца до 0,1мл. Положить шприц внутрь стерильного лотка. В 0,1 мл туберкулина содержится 2ТЕ.

2.Выполнение манипуляции.

1. Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом.

2.Ватным шариком, смоченным 70% спиртом,  дважды обработать внутреннюю поверхность средней трети предплечья (сбросить ватный шарик  в емкость с дезраствором).

3.Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля.

4.Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов и медленно внутрикожно вести туберкулин под визуальным контролем образования «лимонной корочки».

5.Извлечь иглу.

Место инъекции спиртом не обрабатывать!

6.Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором.       

3.Завершение манипуляции.

1.Весь использованный материал подвергать дезинфекции.

2.Снятьперчатки, сбросить их в дезраствор, вымыть и осушить руки.

3.Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документацию.

Примечание.Данные о вакцинации детей , посещающие детские учреждения (ясли, сад, школу), фиксируются в учетной форме N 063/у  и в медицинской карте ребенка (форма N 026/у); неорганизованных детей - в учетной форме (N 063/у) и в истории развития ребенка (форма N 112/у).

4.Пригласить пациента для оценки реакции Манту через 72 часа  после проведения манипуляции. Оценка производится с помощью прозрачной линейки в поперечном размере папулы, гиперемия в учет не берется.

Оценка реакции:

- отрицательная — отсутствие инфильтрата (папулы) и гиперемии или наличие уколочной реакции до 1 мм;
- сомнительная — инфильтрат размером 2-4 мл или только гиперемия любого размера без инфильтрата;
- положительная — инфильтрат диаметром 5 мм и более;
- гиперергическая у детей и подростков — в виде реакции диаметром 17 мм и более, у взрослых — 21 мм и более.

Примечание:

  • для проведения пробы Манту используется очищенный туберкулин в стандартном разведении, который представляет собой ультрафильтрат убитой нагреванием культуры микобактерий туберкулеза человечьего и бычьего видов.
  • первая проба Манту проводится в 12 мес., если БЦЖ сделана в роддоме.
  • проба Манту проводится ежегодно с 12 мес.до 17 лет.
  • проба выполняется в/к способом на предплечье - в четные годы на правом плече, в нечетные- на левом.
  • Дети с положительной более   8  мм   и   гиперергической реакцией должны направляться к фтизиатру.

Техника проведения вакцинации БЦЖ.

Цель. Специфическая профилактика туберкулеза

Показания. Вакцинация новорожденных детей и ревакцинация. Прививку против туберкулеза проводят в родильном доме на 3 день жизни ребенка вакциной БЦЖ. Ревакцинацию осуществляют в 7 и 14 лет.

Противопоказания к вакцинации. 

  • ОРВИ,
  •  повышенная температура тела,
  • родовая травма ЦНС,
  •  диспепсия,
  • отит,
  • заболевания кожи,
  • пневмония,
  • гемолитическая болезнь,
  •  недоношенность (масса при рождении меньше, чем 2000 г).

Примечание. Детям с массой тела 2000-2500 г проводят прививку вакциной БЦЖ-М.

Противопоказания к ревакцинации. 

  • сомнительная и положительная проба Манту,
  • заболевание туберкулезом,
  • кожные заболевания,
  • аллергические состояния,
  • ревматизм в острой и подострой фазе,
  • энцефалит,
  •  менингит,
  • острые и хронические инфекционные процессы,
  • иммунодефицитные состояния,
  • злокачественные заболевания крови,
  •  осложнения после предыдущей прививки.

Место проведения прививки: родильный дом, палата совместного пребывания матери и ребенка; прививочный кабинет детской поликлиники.

Оснащение. 

  • туберкулиновый шприц,
  •  шприцы 2 мл,
  • ватные шарики, 2 марлевые салфетки,
  •  2 лотка,
  • ампула с живой вакциной БЦЖ, стерильный 0,9% раствор натрия хлорида (прилагается к вакцине);
  • 70% этиловый спирт,
  • стакан с темным колпачком для хранения открытой ампулы,
  • одежда для медработника( шапочка, халат, маска, резиновые перчатки)

Примечание. Сухая вакцина БЦЖ представляет собой живые микобактерии вакцинного штамма БЦЖ. Вакцина БЦЖ содержит 1 мг культуры БЦЖ. Вакцина хранится в холодильнике, в родильном доме в специальной комнате.

Этапы выполнения манипуляции.

1.Подготовка к манипуляции.

1.Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка. 

Примечание. Ребенка осматривает врач или фельдшер (на ФАПе), проводит термометрию и дает разрешение на прививку. Разрешение на проведение прививки заносят в «Историю развития ребенка» Ф112.

2.Вымыть руки на гигиеническом уровне.

3.Подготовить необходимое оснащение.

4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5.Достать из упаковки ампулу с сухой вакциной БЦЖ и растворитель о,9 % раствор  NaCl.

6. Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле, положив в лоток.

7. Вскрыть упаковку 2мл шприца и одеть иглу. Снять с иглы колпачок

8.Развести вакцину БЦЖ с  0,9% раствора натрия хлорида.

Примечание.

Для получения дозы 0.05 мг вакцины в 0.1 мл в ампулу с 20-дозной вакциной переносят стерильным шприцем (вместимостью 2 мл с длинной иглой) 2 мл 0.9 % раствора NaCl, а в ампулу с 10-дозной вакциной - 1 мл 0.9% раствора NaCl. Вакцина должна полностью раствориться в течение 1 мин после 2-3 кратного встряхивания.

9.Для одной вакцинации стерильным  туберкулиновым шприцем набирают 0.2 мл (2 дозы) разведенной вакцины, затем выпускают через иглу в колпачок 0.1 мл вакцины, чтобы вытеснить воздух и подвести поршень шприца под градуировку 0.1 мл.

2.Выполнение манипуляции.

1. Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом. Вакцину вводят строго в/к после предварительной обработки кожи 70 град. этанолом. Иглу вводят срезом вверх в поверхностный слой натянутой кожи

2.Ватным шариком, смоченным 70% спиртом,  дважды обработать кожу  на границе верхней и среднее трети наружной поверхности левого плеча (сбросить ватный шарик  в емкость с дезраствором).

3.Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля.

4.Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов в поверхностный слой натянутой кожи и медленно внутрикожно вести вакцину.. Сначала вводят незначительное количество вакцины (убедиться, что игла введена точно в/к), а затем всю дозу препарата (всего 0.1 мл) При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9 мм, исчезающая обычно через 15-20 мин.

5.Извлечь иглу.

Место инъекции спиртом не обрабатывать!

6.Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором.         

3.Завершение манипуляции.

1. Открытую ампулу положить в стакан, накрыть стерильной салфеткой и темным колпачком, храните не более 2 ч.
2.Весь использованный материал подвергать дезинфекции.

3.Снять перчатки, сбросить их в дезраствор, вымыть и осушить руки.

4.Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документацию. Данные о проведения прививки занести в Ф112, журнал регистрации вакцинации и ревакцинации БЦЖ, в «Историю новорожденного», карточку профилактических прививок Ф-063 и карту иммунизации. Записать дату прививки, серию вакцины и контрольный номер.

4.Дать советы матери:

  • нельзя накладывать повязку, обрабатывать йодом место инъекции. Необходимо оберегать место инъекции от механических повреждений.
  •  Через 4-6 нед. после прививки развивается специфическая реакция: папула, везикула, пустула размером 5-10 мм в диаметре. Поствакцинальная реакция продолжается в течение 2-3 мес., иногда дольше.
  • Если вакцинация в роддоме ребенку не проведена, то вакцинация детям старше 2 мес. проводится после отрицательной пробы Манту. Иммунитет образуется через 6-8 нед.
  • Перед ревакцинацией проводится проба Манту. Интервал между пробой Манту и ревакцинацией должен быть не меньше, чем 3 дня и не более 2 нед.
  • Ревакцинация проводится детям с отрицательной пробой Манту.

 

Лист оценки проведения пробы Манту

Этап манипуляции.

Баллы

I

Подготовка к манипуляции.

1

Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка

2

Вымыть руки на гигиеническом уровне.

3

Подготовить необходимое оснащение 

  • туберкулиновый шприц,
  •  шприцы 2 мл,
  • ватные шарики, 2 марлевые салфетки,
  •  2 лотка,
  • ампула с живой вакциной БЦЖ, стерильный 0,9% раствор натрия хлорида (прилагается к вакцине);
  • 70% этиловый спирт,
  • стакан с темным колпачком для хранения открытой ампулы,
  • одежда для медработника( шапочка, халат, маска, резиновые перчатки)

4

Вымыть  руки  и одеть перчатки.

5

5.Достать из упаковки ампулу с сухой вакциной БЦЖ и растворитель о,9 % раствор  NaCl.

6

6. Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле, положив в лоток.

7

7. Вскрыть упаковку 2мл шприца и одеть иглу. Снять с иглы колпачок

8

8.Развести вакцину БЦЖ с  0,9% раствора натрия хлорида

Примечание.

Для получения дозы 0.05 мг вакцины в 0.1 мл в ампулу с 20-дозной вакциной переносят стерильным шприцем (вместимостью 2 мл с длинной иглой) 2 мл 0.9 % раствора NaCl, а в ампулу с 10-дозной вакциной - 1 мл 0.9% раствора NaCl. Вакцина должна полностью раствориться в течение 1 мин после 2-3 кратного встряхивания

9

9.Для одной вакцинации стерильным  туберкулиновым шприцем набирают 0.2 мл (2 дозы) разведенной вакцины.

10

Выпускают через иглу в колпачок 0.1 мл вакцины, чтобы вытеснить воздух и подвести поршень шприца под градуировку 0.1 мл.

II

Выполнение манипуляции

1

Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом.

2

2.Ватным шариком, смоченным 70% спиртом,  дважды обработать кожу  на границе верхней и среднее трети наружной поверхности левого плеча (сбросить ватный шарик  в емкость с дезраствором).

3

Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля.

4

Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов и медленно внутрикожно вести туберкулин под визуальным контролем образования «лимонной корочки».

5

Извлечь иглу. Место инъекции спиртом не обрабатывать!

6

Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором

3.Завершение манипуляции.

1

Весь использованный материал подвергать дезинфекции.

2

Снять перчатки, сбросить их в дез.раствор, вымыть и осушить руки.

3

Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документацию.

4

Пригласить пациента для оценки реакции Манту через 72 часа  после проведения манипуляции. Оценка производится с помощью прозрачной линейки .

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО  БАЛЛОВ

Один правильный этап – 1балл

1-подготовка манипуляции – 10 баллов

2- выполнение манипуляции – 6 баллов

3- завершение манипуляции – 4 балла

Общее количество баллов- 20 баллов

Критерии оценки выполнения практических манипуляций .

     5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе .

Лист оценки проведения вакцинации БЦЖ

Этап манипуляции.

Баллы

I

Подготовка к манипуляции.

1

Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка

2

Вымыть руки на гигиеническом уровне.

3

Подготовить необходимое оснащение 

  • стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом;
  • стандартный туберкулин;
  • мензурка для помещения в неё ампулы;
  • туберкулиновый шприц;
  • емкости с дезраствором для отработанного материала, шприцов, перчаток, ампул, лотков.
  • 70%  этиловый спирт.
  • Одежда для медработника( шапочка, халат, маска)

4

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

5

Достать из упаковки ампулу с туберкулином. Протереть шейку ампулы ватным шариком, смоченным 70% спиртом. Надрезать наждачным диском и надломить шейку ампулы (отработанный ватный шарик сбросить в емкость с дезраствором)

6

Ампулу поставить в мензурку.

7

Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле. Снять с иглы колпачок.

8

Взять ампулу с туберкулином, набрать в шприц 0,2 мл препарата

9

Ампулу с оставшимся туберкулином возвратить в мензурку и прикрыть стерильной марлевой салфеткой.

10

Выпустить воздух из шприца до 0,1мл. Положить шприц внутрь стерильного лотка. В 0,1 мл туберкулина содержится 2ТЕ.

II

Выполнение манипуляции

1

Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом.

2

Ватным шариком, смоченным 70% спиртом,  дважды обработать внутреннюю поверхность средней трети предплечья (сбросить ватный шарик  в емкость с дезраствором).

3

Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля.

4

Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов в поверхностный слой натянутой кожи и медленно внутрикожно вести вакцину.. Сначала вводят незначительное количество вакцины (убедиться, что игла введена точно в/к), а затем всю дозу препарата (всего 0.1 мл) При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9 мм, исчезающая обычно через 15-20 мин.

5

Извлечь иглу. Место инъекции спиртом не обрабатывать!

6

Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором

3.Завершение манипуляции.

1

1. Открытую ампулу положить в стакан, накрыть стерильной салфеткой и темным колпачком, храните не более 2 ч.

2

Весь использованный материал подвергать дезинфекции.

3

Снять перчатки, сбросить их в дезраствор, вымыть и осушить руки

4

Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документациюДать советы матери:

Нельзя накладывать повязку, обрабатывать йодом место инъекции. Необходимо оберегать место инъекции от механических повреждений. Через 4-6 нед. после прививки развивается специфическая реакция: папула, везикула, пустула размером 5-10 мм в диаметре. Поствакцинальная реакция продолжается в течение 2-3 мес., иногда дольше

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО  БАЛЛОВ

Один правильный этап – 1балл

1-подготовка манипуляции – 10 баллов

2- выполнение манипуляции – 6 баллов

3- завершение манипуляции – 4 балла

Общее количество баллов- 20 баллов

Критерии оценки выполнения практических манипуляций .

     5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;

4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;

3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"

В  последние  годы отмечается значительный рост заболеваемости     туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...

Плакат к всемирному дню борьбы с туберкулезом. "Защитим себя от туберкулеза!"

Плакат к всемирному дню борьбы с туберкулезом. "Защитим себя от туберкулеза!"...

Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества

Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества ...

Методическая разработка Конференция "Мы против туберкулеза"

Рнкомендовано для воспитательной работы кураторов и преподавателей спец.дисциплин ФГБПОУ "Медицинский колледж"...

Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ

Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...

Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ

Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...