Методическая разработка "Вакцинация населения против туберкулеза"
методическая разработка по теме
Методическая разработка предназначена дл преподавателей, ведущих ПМ.01"Профилактическая деятельность" МДК 01.03. "Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению" нас 3 курсе по специальности "Сестринское дело"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вакцинация населения против туберкулеза | 875.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж №3
Департамента здравоохранения города Москвы»
Методическая разработка
практического занятия на тему:
«Вакцинация населения против туберкулеза»
Дисциплина ПМ.01 « Профилактическая деятельность»
МДК01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению»
Специальность 060501 Сестринское дело
Москва 2014г.
Рассмотрено на заседании ЦМК «Профессиональных модулей №1» Протокол № __ от «__»________ 20__ года Председатель ________ Н.В. Пожарская | «Утверждаю» Руководитель структурного подразделения ГБОУ «МК №3 ДЗМ» ___________ А.А. Фетисов «__»______________20__ год |
Автор:
Леоненко С. Ю. преподаватель профессионального модуля ПМ.01 МДК 01.03 «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению» и ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» ГБОУ МК №3ДЗМ
Рецензенты:
Фетисов А.А. - преподаватель высшей квалификационной категории, руководитель структурного подразделения (УМР) ГБОУ «МК№3ДЗМ»
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060501 Сестринское дело при освоении ПМ 01/ Вида профессиональной деятельности «Профилактическая деятельность».
СОДЕРЖАНИЕ
Методический блок | |
Мотивация | |
Технологическая карта занятия | |
Хронокарта | |
Связь с другими ПМ и учебными дисциплинами | |
Связи внутри ПМ | |
Входной контроль знаний | |
Информационный блок Глоссарий | |
Опорный конспект | |
Деловая игра Контролирующий блок Решение ситуационных задач Тестовой контроль знаний Ответы на ситуационные задачи и тесты Критерии оценок Рефлексия Домашнее задание Использованная литература Приложение Внеаудиторная самостоятельная работа | |
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ
Туберкулез в современном мире продолжает оставаться грозным заболеванием, ведущим к большим показателям смертности.
Туберкулёз - инфекционное заболевание, вызываемое микобактериями туберкулёза (палочкой Коха)и характеризующееся образованием специфических гранулём (бугорков) в различных органах и тканях. Туберкулез поражает легкие, кости, суставы, глаза, кожу, лимфатические узлы, почки , центральную нервную системы, мозговые оболочки, кишечник, половые органы.
Туберкулёз передается воздушно-капельным путем от больного человека к здоровому - при тесном контакте во время кашля, чихания, разговора.
В настоящее время в мире около 15 млн. больных туберкулёзом, из них 11 млн. — в трудоспособном возрасте. Около трети жителей нашей планеты
инфицированы микобактерией туберкулёза. По прогнозам ВОЗ в ближайшие двадцать лет ожидается до 90 млн. новых случаев туберкулёза и до 30 млн. смертей от него.
Вакцинация БЦЖ — общепризнанный метод активной специфической профилактики туберкулёза, прежде всего у детей и подростков.
Вакцинация снижает заболеваемость и смертность, предупреждает развитие
тяжёлых форм туберкулеза.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Специальность | 060501 Сестринское дело | |
Дисциплина | ПМ.01«Профилактическая деятельность». МДК 01.03 Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению» | |
Курс | 3 | |
Количество часов | 2 | |
Тема занятия | «Вакцинация населения против туберкулеза». | |
Вид занятия | практический | |
Место проведение занятия | кабинет ГБОУ «МК№3 ДЗМ» | |
Цель | Оказание квалифицированной сестринской помощи и организация правильного ухода за ребенком при проведении вакцинопрофилактики. Формирование практических навыков у студентов для дальнейшей практической реализации умений на практике, осуществляя вакцинацию населения | |
Задачи: | ||
Обучающая | Способствовать приобретению навыков работы с пациентами и дальнейшему практическому использованию этих навыков в медсестринской деятельности .Научить студента применять знания и умения на практических занятиях по теме: «Вакцинация населения против туберкулеза» Развитие профессиональных компетенций ПК 1.1. Проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения Студент должен знать:
Студент должен уметь:
ПК 1.2. Проведение санитарно-гигиенического воспитания населения Студент должен знать:
Студент должен уметь:
ПК 1.3. Участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний Студент должен знать:
Студент должен уметь:
| |
Воспитательная | Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию. Формировать профессиональный кругозор и общую культуру. Добиваться осознанности в правильном выборе профессии. Развитию общих компетенций ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний | |
Развивающая | Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность. | |
Связь с другими учебными дисциплинами и профессиональными модулями | Фармакология, Микробиология, Анатомия и физиология, Основы патологии, Психология. ПМ.02 «Участие медсестры в лечебно- диагностической деятельности» ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» | |
Оснащение | ||
Методическое |
| |
Техническое | 1.Диск с тематической презентацией. 2. Компьютер (ноутбук). 3. Мультимедийный проектор. 4. Экран. | |
Наглядные средства | 1.Фантомы 2.Медицинский инструментарий | |
Домашнее задание | 1.Конспект 2.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» 3.Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.) 4. составить памятку по профилактике туберкулеза. |
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
ХОД ЗАНЯТИЯ.
№ | Этапы занятия | Время в мин. | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1 | Организационный момент | 2 мин. | Заполняет журнал, сообщает студентам тему занятия, цели, план | Записывают в тетради тему и цели занятия | |
2 | Мотивация | 3 | объяснительный | Мотивирует студентов к изучению нового материала. | Слушают мотивацию темы, цели, задачи. |
3 | Актуализация нового материала | 10 | Устный Фронтальный опрос | Организует обсуждение результатов работы, корректирует ответы студентов | Участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя. |
4 | Изучение нового материала | 15 | Объяснительно- иллюстративный и репродуктивный ( объяснение с демонстрацией действия) | Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией выполнения манипуляции. | Записывают в тетрадь алгоритм выполнения действий, наблюдают за выполнением манипуляции. |
5 | Закрепление материала | 40 | Репродуктивный Деловая игра | Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует её. Задает вопросы по новому материалу. Организует работу студентов на этапе . Контролирует выполнение манипуляции | Выполняют действия по алгоритму, объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя. Выполняют изученную манипуляцию по алгоритму. |
6 | Рубежный контроль | 10 | Письменный тестовой контроль знаний | . Задает вопросы по новому материалу. Корректирует ответы. | Отвечают на вопросы преподавателя |
7 | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины, затруднений и успехов, оценить степень достижения целей | Обобщение изученного на занятии, анализирует допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. |
8 | Итоги занятия | 3 | Оценивают работу группы, выставляет оценки за занятия, комментирует их,. | ||
9 | Домашняя работа | 2 | Формулирует задание на дом | Записывают задание домой | |
8 | 90 |
СВЯЗИ С ДРУГИМИ УЧЕБНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Тема: «Оценка функционального состояния пациента»
СВЯЗИ С ДРУГИМИ ТЕМАМИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01
Тема: «Вакцинация населения против туберкулеза»
Уважаемые студенты!
Прежде, чем приступить к изучению нового материала, вам предлагается ответить на вопросы для проверки исходного уровня знаний.
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
1. Каким методическими указаниями руководствуется в работе медицинская сестра прививочного кабинета?
2.Что такое вакцинопрофилактика?
3.Какие учетные медицинские документы оформляют в детской поликлинике о проведенных профилактических прививках?
4.В каком журнале медсестра фиксирует о выполненных прививках?
5. Каким из документов прививочная медсестра пользуется при проведении вакцинопрофилактики ?
6. Какие правила по хранению вакцин в холодильнике прививочном кабинете необходимо соблюдать?
7.В какие возраста проводится вакцинация БЦЖ по национальному календарю прививок?
8. Какую диагностику проводят среди детей и подростков для определения чувствительности организма к микобактериям туберкулеза (МБТ)?
9.Перечислите противопоказания для вакцинации вакциной БЦЖ
10.Перечислите противопоказания для ревакцинации вакциной БЦЖ.
ЭТАЛОН ОТВЕТА К ФРОНТАЛЬНОМУ ОПРОСУ
1.Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.)
2.Вакцинопрофилактика - обязательное государственное мероприятие для предупреждения инфекционных заболеваний.
3.Учетные формы прививочного кабинета:
- ф. 112/у - история развития ребенка;
- ф. 026/у - карта ребенка, посещающего детское образовательное учреждение;
- ф. 063/у - карта профилактических прививок;
- ф. 156/у-93 - сертификат о профилактических прививках;
- ф. 058/у - экстренное извещение о побочном действии вакцин.
4. ф. 064/у- Журнал выполненных прививок.
5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. N 125н Национальный календарь профилактических прививок РФ и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям
6. Правила хранения вакцин.
- Нельзя держать вакцины на полках дверцы холодильника
- Температуры измеряют 2 раза вдень и регистрируют в журнале
- Не рекомендуется открывать холодильник даже на 1 мин. без необходимости
- На случай отключения холодильника необходимо в морозилке держать хладоэлементы
- Холодильник необходимо своевременно размораживать, т.к. большое кол-во льда снижает работу холодильника.
- Температурный режим холодильника 2-8 С
7. Вакцинация на 3 -5 день после рождения. Ревакцинация: 7 лет и 14 лет.
8. Туберкулинодиагностика - диагностический тест для определения специфической сенсибилизации организма к микобактериям туберкулеза
9. Противопоказания для вакцинации БЦЖ:
- Недоношенность при массе тела менее 2500 гр.
- Острые заболевания и обострение хронических заболеваний до исчезновения клинических симптомов заболевания.
- Иммунодефицитное состояние (первичное).
- Генерализованная инфекция БЦЖ, выявленная у других детей в семье.
- ВИЧ-инфекция у матери.
10. Противопоказания для ревакцинации БЦЖ
- Иммунодефицитное состояние, злокачественные новообразования любой локализации.
- Туберкулез, диагноз инфицирования МБТ в анамнезе
- Положительная и сомнительная реакция Манту
- Осложненные реакции на предыдущее введение вакцины БЦЖ (келоидный рубец, лимфаденит )
- Острые инфекционные и неинфекционные заболевания, обострение хронических заболеваний, в том числе аллергических.
Глоссарий темы
Туберкулин - убитые и очищенные от постороннего белка искусственно выращенные микобактерии, разведенные в 4-6 раз.
Иммунитет – это свойство живого организма, определяющее его невосприимчивость к чужеродным агентам (антигенам) внешней и внутренней среды.
Вакцина – иммунологически активные вещества, которые при введении в организм вызывают на себя иммунный ответ и формирование защитных антител, направленных на профилактику повторного проникновения в организм микроба или его токсинов и развития инфекционного заболевания.
Вакцинация (вакцинопрофилактика) – это комплекс медицинских мероприятий направленных на создание невосприимчивости среди больших групп граждан к инфекционным агентам с целью снижения заболеваемости инфекционной патологией.
Ревакцинация – это повторное введение в организм человека или животного иммунологического препарата, с целью дополнительного стимулирования активности иммунитета, сформировавшегося в процессе вакцинации.
Вакцинальная реакция – это совокупность физиологических реакций организма на введение вакцин, проявляющееся изменениями в органах и тканях, характерными для течения прививаемой болезни.
Поствакцинальное осложнение – это специфическая реакция организма на первичное или повторное введение вакцины, проявляющаяся в виде аллергии или других не характерных для прививаемого заболевания симптомокомплексом.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Основным методом выявления туберкулёза у детей и подростков является туберкулинодиагностика.
Туберкулин - убитые и очищенные от постороннего белка искусственно выращенные микобактерии, разведенные в 4-6 раз. При внутрикожной пробе Манту в специальный туберкулиновый шприц набирают 0,2 мл стандартного раствора ( 2 ТЕ) , через иглу с пузырьками воздуха выпускают 0,1 мл. и вводят внутрикожно на внутренней поверхности средней трети предплечья 0,1 мл туберкулина. Результаты оцениваются через 72 часа путем измерения прозрачной линейкой с миллиметровыми делениями размера инфильтрата (папулы) в миллиметрах, при его отсутствии измеряют размер гиперемии. При правильном введении на коже образуется папула беловатого цвета в виде лимонной корочки диаметром 7—10 мм
Результаты измерения пробы Манту:
- отрицательная — отсутствие инфильтрата (папулы) и гиперемии или наличие уколочной реакции до 1 мм;
- сомнительная — инфильтрат размером 2-4 мл или только гиперемия любого размера без инфильтрата;
- положительная — инфильтрат диаметром 5 мм и более;
- гиперергическая у детей и подростков — в виде реакции диаметром 17 мм и более, у взрослых — 21 мм и более.
Показания для проведения пробы Манту:
1) отбор контингентов для ревакцинации БЦЖ;
2) определение инфицированности туберкулёзом;
3) выявление гиперергических реакций на туберкулин у инфицированных туберкулёзом лиц.
Противопоказания для проведения пробы Манту:
1)кожные заболевания;
2) острые и хронические инфекционные заболевания в период обострения,
3) аллергические состояния;
4) ревматизм в острой и подострой фазах;
5) бронхиальная астма;
6) эпилепсия.
Результаты пробы Манту у детей и подростков фиксируются:
- посещающих детские учреждения (ясли, сад, школу), фиксируются в учетной форме N 063/у и в медицинской карте ребенка (форма N 026/у)
- неорганизованных детей - в учетной форме (N 063/у) и в истории развития ребенка (форма N 112/у).
При этом отмечается:
- а) учреждение, выпустившее стандартный туберкулин, серия, контрольный номер и дата его годности;
- б) дата проведения туберкулиновой пробы;
- в) использование правой и левой руки;
- г) результат пробы Манту фиксируется в виде размера инфильтрата в мм.
Инфицированными МБТ следует считать лиц, у которых, при наличии достоверных данных о динамике чувствительности к туберкулину по пробе Манту с 2 ТЕ, отмечают:
- впервые положительную реакцию (папула 5 мм и более), не связанную с иммунизацией вакциной БЦЖ («вираж»);
- стойко (на протяжении 4-5 лет) сохраняющуюся реакцию с инфильтратом 12 мм и более;
- резкое усиление чувствительности к туберкулину (на 6 мм и более) в течение 1 года (у туберкулиноположительных детей и подростков);
- постепенное, в течение нескольких лет, усиление чувствительности к туберкулину с образованием инфильтрата размерами 12 мм и более.
Специфическая профилактика туберкулеза вакциной БЦЖ.
Для профилактики туберкулеза применяется сухая туберкулезная вакцина.
Прививочная доза содержит 0,05 мг в 0,1 мл растворителя
Она выпускается в виде 2 препаратов: БЦЖ и БЦЖ-М.
В вакцине БЦЖ содержатся живые клетки и погибшие при изготовлении вакцины. Вакцинацию проводят здоровым новорожденным на 3—7-й день жизни, а ревакцинацию в возрасте 7 и 14 лет, имеющие отрицательную пробу Манту.
Вакцинацию проводят после осмотра детей педиатром, проведением термометрии, исследованием анализа крови и мочи.. В истории новорожденного (медицинской карте) указывают дату прививки, серию и контрольный номер вакцины, предприятие-изготовитель, срок годности .
Вакцина вводится внутрикожно на границе верхней и средней трети наружной поверхности левого плеча после предварительной обработки кожи 70° спиртом. Иглу вводят срезом вверх в поверхностный слой натянутой кожи. Для получения дозы 0,05 мг БЦЖ в 0,1 мл в ампулу с 20-дозной вакциной переносят стерильным шприцем, вместимостью 2,0 мл, с длинной иглой, 2 мл 0,9% раствора натрия хлорида, а в ампулу с 10-дозной вакциной - 1 мл 0,9% раствора натрия хлорида. Вакцина должна полностью раствориться в течение 1 минуты после 2-3 кратного встряхивания. Не допускается выпадение осадка или образование хлопьев, не разбивающихся при встряхивании. При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9 мм, исчезающая обычно через 15-20 мин.
Реакция на введение вакцины БЦЖ.
- Покраснение
- Легкое нагноение
- Припухлость
- Воспаление
- Зуд
- Повышение температуры
Осложнения вакцинации БЦЖ:
- Холодный абсцесс. Формируется через 1 – 1,5 месяца после иммунизации, и требует
хирургического вмешательства.
- Обширная язва в месте
введения более 10 мм в диаметре
- Воспаление лимфоузла – развивается при разносе микобактерий из кожи в лимфоузлы.
- Келоидный рубец – реакция кожи на вакцину БЦЖ. В этом случае БЦЖ нельзя вводить повторно в 7 и 14 лет.
- Генерализованная БЦЖ–инфекция – является тяжелым осложнением, которое развивается при наличии тяжелых иммунных нарушений у ребенка.
- Остеит – туберкулез кости, который развивается через 0,5 – 2 года после иммунизации.
Профилактика туберкулеза состоит из :
1. Вакцинация и ревакцинация БЦЖ
2. Химиопрофилактика
3. Санитарная профилактика: Проведение текущей и заключительной дезинфекции, изоляцию детей от бактериовыделителей, госпитализацию больного, регулярное обследование контактных лиц, санитарно-гигиеническое воспитание больных и членов их семей. Пропаганда знаний по туберкулёзу как через СМИ, так и через выступления на конференциях и перед населением.
4. Социальная профилактика.
1.Отработка практических навыков
2.Деловая игра.
На курсах повышения квалификации проводится конкурс между медсестрами 3-х поликлиник ( № 7,14, 21). Тема конкурса « Вакцинация населения против туберкулеза». В конкурсе принимают участие медсестры из каждой поликлиники. В каждой поликлинике есть старшая медсестра ,которая выступает в роли капитана. Преподаватель выступает в роли руководителя курсов и решает вопрос о выдаче сертификатов.
Правила игры:
Задание 1 - Контроль теоретических знаний.
Старшие медсестры выбирают для своей поликлиники 1 задание. На обдумывание 1 мин. Старшая медсестра назначает, кто будет отвечать.
Оценка 2 балла : 1 вопрос -1б
2 вопрос- 1б
Задание 2 – Конкурс на лучшую постановку пробы Манту.
На обдумывание и подготовку 3 минуты.
Участвуют 4 человека из поликлиники.
1-пациент
2-подготавливает манипуляцию
3-выполняет манипуляцию
4-завершает манипуляцию.
Оценка 2 задание:
2 вопроса - 21 балл:
1 вопрос-20 балла:
- 10 б-правильная подготовка к манипуляции
- 6 б- правильное выполнение манипуляции
- 4 б- правильное завершение манипуляции
2 вопрос-1балл
Задание 3 - Конкурс на правильно сделанную вакцинацию против туберкулеза вакциной БЦЖ .
На обдумывание и подготовку 3 минуты.
Участвуют 4 человека из поликлиники.
1-пациент
2-подготавливает манипуляцию
3-выполняет манипуляцию
4-завершает манипуляцию.
Оценка 3 задания.
2 вопроса - 21 балл:
1 вопрос-20 баллов:
- 10 б-правильная подготовка к манипуляции
- 6 б- правильное выполнение манипуляции
- 4 б- правильное завершение манипуляции
2 вопрос-1балл
Задание 4- Тестовой контроль знаний по теме « Вакцинация населения против туберкулеза.
За это задание каждый получает свой балл, затем все суммируется .и выставляется оценка.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ.
Задание №1-Решение ситуационных задач.
Задача№1.
Ребенку в роддоме не сделали вакцинацию БЦЖ, т.к. у него были катаральные явления и повышение температуры до 38С. При выписке ребенок здоров.
Вопросы:
1.Когда можно провести ребенку вакцинацию БЦЖ?Где и кто будет проводить вакцинацию БЦЖ?
2.Необходимо ли провести реакцию Манту данному ребенку?
Задача№2.
В детском саду у одного ребенка 7 лет при очередной постановке пробы Манту с 2 ТЕ размеры папулы увеличились до 12 мм. год назад папула была 8 мм.
Вопросы:
1.Дайте оценку пробе .Определите тактику дальнейшего ведения ребенка.
2.Будут ли проводить вакцинацию против туберкулеза?
Задача№3.
У няни детского сада 32 лет при флюорографическом обследовании выявлен инфильтративный туберкулез верхней доли левого легкого . Она госпитализирована в тубдиспансер. Её семья состоит из 2 детей дошкольного возраста и мужа.
Вопросы:
1.Какие мероприятия по профилактике туберкулеза в детском саду будут проводится в отношении персонала и детей д/с .
2. Какие профилактические мероприятия в эпидочаге будут проводится.
Задание№2. Конкурс на лучшую постановку пробы Манту.
Задача№1.
Вы медицинская сестра здравпункта медучилища по назначению врача необходимо провести пробу Манту студентке Анне, 17 лет. Через 72 часа после постановки пробы на коже предплечья выявлен уколочный след.
Задание:
1.Продемонстрируйте постановку пробы Манту.
2.Оцените результат пробы.
Задача№2.
Вы медицинская сестра здравпункта школы по назначению врача провели пробу Манту подростку 14 лет. Через 72 часа после постановки пробы на коже предплечья выявлена папула 8 мм.
Задание:
1.Продемонстрируйте постановку пробы Манту.
2.Оцените результат пробы.
Задача№3.
Вы медицинская сестра здравпункта строительного техникума по назначению врача провели пробу Манту студенту 14 лет. Через 72 часа после постановки пробы на коже предплечья выявлена гиперемия и папула 3 мм.
Задание:
1.Продемонстрируйте постановку пробы Манту.
2.Оцените результат пробы.
Задание №3.Конкурс на проведение лучшей вакцинации против туберкулеза.
Задача№1.
Вы специализированная медицинская сестра, проводите ревакцинацию БЦЖ детям 14 лет в школе . В классе 20 человек. У всех детей реакция Манту отрицательная, кроме 2-х детей у них реакция Манту была 8 и 10 мм.
Задание:
1. Продемонстрируйте вакцинацию против туберкулеза.
2.Всем детям будете проводить вакцинацию, почему
Задача№2.
Вы специализированная медицинская сестра, проводите ревакцинацию БЦЖ детям 14 лет в школе . В классе 20 человек. У всех детей папула до 2мм.
Задание:
1. Продемонстрируйте вакцинацию против туберкулеза.
2.Всем детям будете проводить вакцинацию, почему?
Задача№3.
Вы специализированная медицинская сестра, проводите ревакцинацию БЦЖ детям 7 лет в детском саду. В группе 15 человек. У всех детей реакция Манту отрицательная, кроме 1 ребенка, у него реакция Манту была 17мм.
Задание:
1. Продемонстрируйте вакцинацию против туберкулеза.
2. Всем детям будете проводить вакцинацию, почему?
Тестовой контроль знаний .
Выбрать один правильный ответ.
1.Что представляет собой туберкулин?
А. взвесь живых микобактерий туберкулеза
Б.взвесь убитых микобактерий
В. убитые и очищенные от постороннего белка искусственно выращенные микобактерии
2.Какова дозировка туберкулина при постановке пробы Манту у детей и подростков?
А. 1ТЕ
Б.2ТЕ
В.5ТЕ
3. Метод введения туберкулина при массовой туберкулинодиагностике?
А. накожный
Б.внутрикожный
В.подкожный
4.Вакцинация БЦЖ здоровых новорожденных проводится:
А. на 5-7 день жизни
Б.на 3-7 день жизни
В.на 1-м месяце
5. Регулярность проведения массовой туберкулинодиагностики у детей и подростков:
А. ежегодно
Б. 1 раз в 6 месяцев
В. 1 раз в 2 года
6. Чем отличается вакцина БЦЖ от вакцины БЦЖ-м?
А. прививочная доза БЦЖ-м уменьшена в 2 раза
Б.прививочная доза БЦЖ-м увеличена в 2 раза
В. ничем не отличается, только фирменным знаком
7. Прививочная доза вакцины БЦЖ:
А. 0,5 мг на 0,1 мл растворителя
Б. 0,05 мг на 1 мл растворителя
В. 0,05 мг на 0.1 мл растворителя
8.Осложнение вакцины БЦЖ может являться?
А. геморрагический васкулит
Б.келоидный рубец на месте прививки
В. зуд места инъекции
9. Ревакцинация БЦЖ проводится:
А. при отрицательной пробе Манту
Б. при сомнительной пробе Манту
В. при положительной пробе Манту
10.После правильно проведенной вакцинации и ревакцинации БЦЖ на коже остается?
А. пятно
Б. рубец
В. келоидный рубец
Ответы на задание №1.
Задача№1.
1.Вакцинацию можно провести через 1 месяц. Вакцинацию проводят в детской поликлинике. Проводить будет прививочная медицинская сестра, предварительно ребенок пройдет осмотр врача педиатра.
2.Ревакцию Манту проводить не будут, её проводят детям после 2 месяцев , если не было сделана вакцина БЦЖ ранее.
Задача№2.
1.Папула размером 12 мм расценивается как положительная. Туберкулиновая реакция нарастает в динамике, следовательно, она обусловлена инфицированием. Ребенок подлежит обследованию в тубдиспансере. В зависимости от обследования- химиопрофилактика ( если здоров и только инфицирован) или лечение
( при обнаружении заболевания)
2. Вакцинацию проводить не будут.
Задача№3.
1.Заключительная дезинфекция в детском саду. Массовая туберкулинодиагностика всех детей с помощью пробы Манту с 2 ТЕ , при положительной реакции направление их в фтизиатру. Флюорографическое исследование всего персонала детского сада.
2.Флюорографическое исследование мужа , постановка пробы Манту детям, заключительная дезинфекция, химиопрофилактика здоровым контактным
Ответы на задание№2
Задача№1.
1.См. алгоритм манипуляции
2.Отрицательная проба Манту.
Задача№2.
1.См. алгоритм манипуляции
2.Положительная проба Манту.
Задача№3.
1.См. алгоритм манипуляции
2.Сомнительная проба Манту.
Ответы на задание№3
Задача№1.
1.См.алгоритм манипуляции
2.Проводится вакцинация будет 18 детям, а 2-м нет, т.к. у них положительная проба манту, что является противопоказанием для вакцинации.
Задача№2.
1.См.алгоритм манипуляции
2.Проводится вакцинация будет всем детям.
Задача№3.
1.См.алгоритм манипуляции
2.Проводится вакцинация будет 14 детям, а одному ребенку не будет, т.к. у него гиперергическая реакция Манту
Ответы на тестовой контроль знаний.
1- В
2-Б
3-Б
4-Б
5-А
6-А
7-В
8-Б
9-А
10-Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК НА ВСЕ ЗАДАНИЯ.
1задание -2 балла :1 вопрос -1б
2 вопрос- 1б
2 задание- 4 балла:
1 вопрос один правильный этап – 1балл
1-подготовка манипуляции – 10 баллов
2- выполнение манипуляции – 6 баллов
3- завершение манипуляции – 4 балла
Общее количество баллов- 20 баллов
2 вопрос-1балл
3 задание-4 балла:
1 вопрос один правильный этап – 1балл
1-подготовка манипуляции – 10 баллов
2- выполнение манипуляции – 6 баллов
3- завершение манипуляции – 4 балла
Общее количество баллов- 20 баллов
2 вопрос-1балл
4- задание- тестовой контроль знаний :
1 ошибка-5 (отлично) = 5 баллов
2 ошибки – 4 (хорошо)= 4 балла
3 ошибки – 3( удовлетворительно)= 3балла
4 и более- 2 ( неудовлетворительно)= 2 балла
Сумма всех баллов:
44-43 балла - «5» отлично
42- 41 балл- «4» –хорошо
40- 39 баллов – «3»- удовлетворительно.
Критерии оценки выполнения практических манипуляций .
5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе .
Рефлексия.
Твое отношение к занятию ( нарисовать смайлику улыбку)
- Улыбка- интересный , отличный урок, все понятно, все усвоил.
- Полоска- нормальный , обычный. Понял, но не все усвоил.
- Опущенные уголки рта- скучный, без интереса.
Домашнее задание.
- составить памятку по вакцинации населения против туберкулеза ( тема, возбудитель, симптомы, пути передачи, источник инфекции, профилактика)
- повторить показания и противопоказания для проведения вакцинации .
- повторить Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
- повторить Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.)
Список литературы
- Кочаровская Е.В. , Лютикова О.К. «Сестринское дело в педиатрии:практическое руководстко для медицинских училищ и колледжей.-М.: Геотар-Медиа, 2011-128с
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 21 марта 2014 г. N 125н г. Москва"Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
- Методические указания МУ 3.3.1891-04 «Организация работы прививочного кабинета детской поликлиники, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад»(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 4 марта 2004 г.)
- www. privivka.ru
Техника проведения туберкулиновой пробы (реакция Манту)
Цель: диагностическая:
- отбор детей, подлежащих прививке БЦЖ, если их возраст старше 2 мес. жизни;
- определение инфицированности населения микобактериями туберкулеза;
- раннее выявление туберкулеза у детей и подростков.
Показания: возраст ребенка от года (если БЦЖ – в роддоме) без признаков заболевания.
Противопоказания:
- дети с проявлениями заболеваний;
- нарушение целостности кожи;
- индивидуальная непереносимость туберкулина.
Оснащение:
- стерильный столик с ватными шариками, салфетками, пинцетом;
- стандартный туберкулин;
- мензурка для помещения в неё ампулы;
- туберкулиновый шприц;
- емкости с дезраствором для отработанного материала, шприцов, перчаток, ампул, лотков.
- 70% этиловый спирт.
- Одежда для медработника( шапочка, халат, маска)
Этапы выполнения манипуляции.
1.Подготовка к манипуляции.
1.Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка
2.Вымыть руки на гигиеническом уровне.
3.Подготовить необходимое оснащение.
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5.Достать из упаковки ампулу с туберкулином. Протереть шейку ампулы ватным шариком, смоченным 70% спиртом. Надрезать наждачным диском и надломить шейку ампулы (отработанный ватный шарик сбросить в емкость с дезраствором)
6.Ампулу поставить в мензурку.
7.Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле. Снять с иглы колпачок.
8.Взять ампулу с туберкулином, набрать в шприц 0,2 мл препарата.
9.Ампулу с оставшимся туберкулином возвратить в мензурку и прикрыть стерильной марлевой салфеткой.
10.Выпустить воздух из шприца до 0,1мл. Положить шприц внутрь стерильного лотка. В 0,1 мл туберкулина содержится 2ТЕ.
2.Выполнение манипуляции.
1. Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом.
2.Ватным шариком, смоченным 70% спиртом, дважды обработать внутреннюю поверхность средней трети предплечья (сбросить ватный шарик в емкость с дезраствором).
3.Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля.
4.Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов и медленно внутрикожно вести туберкулин под визуальным контролем образования «лимонной корочки».
5.Извлечь иглу.
Место инъекции спиртом не обрабатывать!
6.Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором.
3.Завершение манипуляции.
1.Весь использованный материал подвергать дезинфекции.
2.Снятьперчатки, сбросить их в дезраствор, вымыть и осушить руки.
3.Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документацию.
Примечание.Данные о вакцинации детей , посещающие детские учреждения (ясли, сад, школу), фиксируются в учетной форме N 063/у и в медицинской карте ребенка (форма N 026/у); неорганизованных детей - в учетной форме (N 063/у) и в истории развития ребенка (форма N 112/у).
4.Пригласить пациента для оценки реакции Манту через 72 часа после проведения манипуляции. Оценка производится с помощью прозрачной линейки в поперечном размере папулы, гиперемия в учет не берется.
Оценка реакции:
- отрицательная — отсутствие инфильтрата (папулы) и гиперемии или наличие уколочной реакции до 1 мм;
- сомнительная — инфильтрат размером 2-4 мл или только гиперемия любого размера без инфильтрата;
- положительная — инфильтрат диаметром 5 мм и более;
- гиперергическая у детей и подростков — в виде реакции диаметром 17 мм и более, у взрослых — 21 мм и более.
Примечание:
- для проведения пробы Манту используется очищенный туберкулин в стандартном разведении, который представляет собой ультрафильтрат убитой нагреванием культуры микобактерий туберкулеза человечьего и бычьего видов.
- первая проба Манту проводится в 12 мес., если БЦЖ сделана в роддоме.
- проба Манту проводится ежегодно с 12 мес.до 17 лет.
- проба выполняется в/к способом на предплечье - в четные годы на правом плече, в нечетные- на левом.
- Дети с положительной более 8 мм и гиперергической реакцией должны направляться к фтизиатру.
Техника проведения вакцинации БЦЖ.
Цель. Специфическая профилактика туберкулеза
Показания. Вакцинация новорожденных детей и ревакцинация. Прививку против туберкулеза проводят в родильном доме на 3 день жизни ребенка вакциной БЦЖ. Ревакцинацию осуществляют в 7 и 14 лет.
Противопоказания к вакцинации.
- ОРВИ,
- повышенная температура тела,
- родовая травма ЦНС,
- диспепсия,
- отит,
- заболевания кожи,
- пневмония,
- гемолитическая болезнь,
- недоношенность (масса при рождении меньше, чем 2000 г).
Примечание. Детям с массой тела 2000-2500 г проводят прививку вакциной БЦЖ-М.
Противопоказания к ревакцинации.
- сомнительная и положительная проба Манту,
- заболевание туберкулезом,
- кожные заболевания,
- аллергические состояния,
- ревматизм в острой и подострой фазе,
- энцефалит,
- менингит,
- острые и хронические инфекционные процессы,
- иммунодефицитные состояния,
- злокачественные заболевания крови,
- осложнения после предыдущей прививки.
Место проведения прививки: родильный дом, палата совместного пребывания матери и ребенка; прививочный кабинет детской поликлиники.
Оснащение.
- туберкулиновый шприц,
- шприцы 2 мл,
- ватные шарики, 2 марлевые салфетки,
- 2 лотка,
- ампула с живой вакциной БЦЖ, стерильный 0,9% раствор натрия хлорида (прилагается к вакцине);
- 70% этиловый спирт,
- стакан с темным колпачком для хранения открытой ампулы,
- одежда для медработника( шапочка, халат, маска, резиновые перчатки)
Примечание. Сухая вакцина БЦЖ представляет собой живые микобактерии вакцинного штамма БЦЖ. Вакцина БЦЖ содержит 1 мг культуры БЦЖ. Вакцина хранится в холодильнике, в родильном доме в специальной комнате.
Этапы выполнения манипуляции.
1.Подготовка к манипуляции.
1.Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка.
Примечание. Ребенка осматривает врач или фельдшер (на ФАПе), проводит термометрию и дает разрешение на прививку. Разрешение на проведение прививки заносят в «Историю развития ребенка» Ф112.
2.Вымыть руки на гигиеническом уровне.
3.Подготовить необходимое оснащение.
4.Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5.Достать из упаковки ампулу с сухой вакциной БЦЖ и растворитель о,9 % раствор NaCl.
6. Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле, положив в лоток.
7. Вскрыть упаковку 2мл шприца и одеть иглу. Снять с иглы колпачок
8.Развести вакцину БЦЖ с 0,9% раствора натрия хлорида.
Примечание.
Для получения дозы 0.05 мг вакцины в 0.1 мл в ампулу с 20-дозной вакциной переносят стерильным шприцем (вместимостью 2 мл с длинной иглой) 2 мл 0.9 % раствора NaCl, а в ампулу с 10-дозной вакциной - 1 мл 0.9% раствора NaCl. Вакцина должна полностью раствориться в течение 1 мин после 2-3 кратного встряхивания.
9.Для одной вакцинации стерильным туберкулиновым шприцем набирают 0.2 мл (2 дозы) разведенной вакцины, затем выпускают через иглу в колпачок 0.1 мл вакцины, чтобы вытеснить воздух и подвести поршень шприца под градуировку 0.1 мл.
2.Выполнение манипуляции.
1. Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом. Вакцину вводят строго в/к после предварительной обработки кожи 70 град. этанолом. Иглу вводят срезом вверх в поверхностный слой натянутой кожи
2.Ватным шариком, смоченным 70% спиртом, дважды обработать кожу на границе верхней и среднее трети наружной поверхности левого плеча (сбросить ватный шарик в емкость с дезраствором).
3.Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля.
4.Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов в поверхностный слой натянутой кожи и медленно внутрикожно вести вакцину.. Сначала вводят незначительное количество вакцины (убедиться, что игла введена точно в/к), а затем всю дозу препарата (всего 0.1 мл) При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9 мм, исчезающая обычно через 15-20 мин.
5.Извлечь иглу.
Место инъекции спиртом не обрабатывать!
6.Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором.
3.Завершение манипуляции.
1. Открытую ампулу положить в стакан, накрыть стерильной салфеткой и темным колпачком, храните не более 2 ч.
2.Весь использованный материал подвергать дезинфекции.
3.Снять перчатки, сбросить их в дезраствор, вымыть и осушить руки.
4.Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документацию. Данные о проведения прививки занести в Ф112, журнал регистрации вакцинации и ревакцинации БЦЖ, в «Историю новорожденного», карточку профилактических прививок Ф-063 и карту иммунизации. Записать дату прививки, серию вакцины и контрольный номер.
4.Дать советы матери:
- нельзя накладывать повязку, обрабатывать йодом место инъекции. Необходимо оберегать место инъекции от механических повреждений.
- Через 4-6 нед. после прививки развивается специфическая реакция: папула, везикула, пустула размером 5-10 мм в диаметре. Поствакцинальная реакция продолжается в течение 2-3 мес., иногда дольше.
- Если вакцинация в роддоме ребенку не проведена, то вакцинация детям старше 2 мес. проводится после отрицательной пробы Манту. Иммунитет образуется через 6-8 нед.
- Перед ревакцинацией проводится проба Манту. Интервал между пробой Манту и ревакцинацией должен быть не меньше, чем 3 дня и не более 2 нед.
- Ревакцинация проводится детям с отрицательной пробой Манту.
Лист оценки проведения пробы Манту
№ | Этап манипуляции. | Баллы |
I | Подготовка к манипуляции. | |
1 | Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка | |
2 | Вымыть руки на гигиеническом уровне. | |
3 | Подготовить необходимое оснащение
| |
4 | Вымыть руки и одеть перчатки. | |
5 | 5.Достать из упаковки ампулу с сухой вакциной БЦЖ и растворитель о,9 % раствор NaCl. | |
6 | 6. Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле, положив в лоток. | |
7 | 7. Вскрыть упаковку 2мл шприца и одеть иглу. Снять с иглы колпачок | |
8 | 8.Развести вакцину БЦЖ с 0,9% раствора натрия хлорида Примечание. Для получения дозы 0.05 мг вакцины в 0.1 мл в ампулу с 20-дозной вакциной переносят стерильным шприцем (вместимостью 2 мл с длинной иглой) 2 мл 0.9 % раствора NaCl, а в ампулу с 10-дозной вакциной - 1 мл 0.9% раствора NaCl. Вакцина должна полностью раствориться в течение 1 мин после 2-3 кратного встряхивания | |
9 | 9.Для одной вакцинации стерильным туберкулиновым шприцем набирают 0.2 мл (2 дозы) разведенной вакцины. | |
10 | Выпускают через иглу в колпачок 0.1 мл вакцины, чтобы вытеснить воздух и подвести поршень шприца под градуировку 0.1 мл. | |
II | Выполнение манипуляции | |
1 | Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом. | |
2 | 2.Ватным шариком, смоченным 70% спиртом, дважды обработать кожу на границе верхней и среднее трети наружной поверхности левого плеча (сбросить ватный шарик в емкость с дезраствором). | |
3 | Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля. | |
4 | Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов и медленно внутрикожно вести туберкулин под визуальным контролем образования «лимонной корочки». | |
5 | Извлечь иглу. Место инъекции спиртом не обрабатывать! | |
6 | Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором | |
3.Завершение манипуляции. | ||
1 | Весь использованный материал подвергать дезинфекции. | |
2 | Снять перчатки, сбросить их в дез.раствор, вымыть и осушить руки. | |
3 | Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документацию. | |
4 | Пригласить пациента для оценки реакции Манту через 72 часа после проведения манипуляции. Оценка производится с помощью прозрачной линейки . | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
Один правильный этап – 1балл
1-подготовка манипуляции – 10 баллов
2- выполнение манипуляции – 6 баллов
3- завершение манипуляции – 4 балла
Общее количество баллов- 20 баллов
Критерии оценки выполнения практических манипуляций .
5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе .
Лист оценки проведения вакцинации БЦЖ
№ | Этап манипуляции. | Баллы |
I | Подготовка к манипуляции. | |
1 | Сообщить мама/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции. Провести психологическую подготовку ребенка. Проверить разрешение на прививку, фамилию ребенка | |
2 | Вымыть руки на гигиеническом уровне. | |
3 | Подготовить необходимое оснащение
| |
4 | Вымыть и осушить руки, надеть перчатки. | |
5 | Достать из упаковки ампулу с туберкулином. Протереть шейку ампулы ватным шариком, смоченным 70% спиртом. Надрезать наждачным диском и надломить шейку ампулы (отработанный ватный шарик сбросить в емкость с дезраствором) | |
6 | Ампулу поставить в мензурку. | |
7 | Вскрыть упаковку туберкулинового шприца, надеть иглу с колпачком, зафиксировать иглу на канюле. Снять с иглы колпачок. | |
8 | Взять ампулу с туберкулином, набрать в шприц 0,2 мл препарата | |
9 | Ампулу с оставшимся туберкулином возвратить в мензурку и прикрыть стерильной марлевой салфеткой. | |
10 | Выпустить воздух из шприца до 0,1мл. Положить шприц внутрь стерильного лотка. В 0,1 мл туберкулина содержится 2ТЕ. | |
II | Выполнение манипуляции | |
1 | Обеззаразить резиновые перчатки с помощью антисептика и ватным шариком смоченным спиртом. | |
2 | Ватным шариком, смоченным 70% спиртом, дважды обработать внутреннюю поверхность средней трети предплечья (сбросить ватный шарик в емкость с дезраствором). | |
3 | Растянуть между первым и вторыми пальцами левой руки кожу инъекционного поля. | |
4 | Ввести иглу срезом вверх под углом 10-15 градусов в поверхностный слой натянутой кожи и медленно внутрикожно вести вакцину.. Сначала вводят незначительное количество вакцины (убедиться, что игла введена точно в/к), а затем всю дозу препарата (всего 0.1 мл) При правильной технике введения должна образоваться папула беловатого цвета диаметром 7-9 мм, исчезающая обычно через 15-20 мин. | |
5 | Извлечь иглу. Место инъекции спиртом не обрабатывать! | |
6 | Сбросить туберкулиновый шприц в лоток с дезраствором | |
3.Завершение манипуляции. | ||
1 | 1. Открытую ампулу положить в стакан, накрыть стерильной салфеткой и темным колпачком, храните не более 2 ч. | |
2 | Весь использованный материал подвергать дезинфекции. | |
3 | Снять перчатки, сбросить их в дезраствор, вымыть и осушить руки | |
4 | Занести данные о выполненной манипуляции в медицинскую документациюДать советы матери: Нельзя накладывать повязку, обрабатывать йодом место инъекции. Необходимо оберегать место инъекции от механических повреждений. Через 4-6 нед. после прививки развивается специфическая реакция: папула, везикула, пустула размером 5-10 мм в диаметре. Поствакцинальная реакция продолжается в течение 2-3 мес., иногда дольше | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ |
Один правильный этап – 1балл
1-подготовка манипуляции – 10 баллов
2- выполнение манипуляции – 6 баллов
3- завершение манипуляции – 4 балла
Общее количество баллов- 20 баллов
Критерии оценки выполнения практических манипуляций .
5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"
В последние годы отмечается значительный рост заболеваемости туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...
Учебно-методическое пособие. Туберкулез. Роль сестринского персонала в профилактике туберкулеза. Козлова А.В., Марач Л.С., Максимова Г.А.
Учебно-методическое пособие...
Плакат к всемирному дню борьбы с туберкулезом. "Защитим себя от туберкулеза!"
Плакат к всемирному дню борьбы с туберкулезом. "Защитим себя от туберкулеза!"...
Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества
Преступления против военной службы. Преступления против мира и безопасности человечества ...
Методическая разработка Конференция "Мы против туберкулеза"
Рнкомендовано для воспитательной работы кураторов и преподавателей спец.дисциплин ФГБПОУ "Медицинский колледж"...
Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ
Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...
Шекспир против(каламбур) за ЗОЖ против ПАВ
Шекспир против…Название мероприятия «Следственный эксперимент и процесс по рискованному поведению над соблазнами и пагубными пристрастиями». Анатомический музей Нижний Новгород дока...