учебно методическое пособие
учебно-методическое пособие на тему

Минтемирова Наталья Александровна

Учебно-методическое пособие по теме: Особо опасные и карантинные инфекции.  Чума. Туляремия. Сибирская язва

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ump.docx76.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования «Армавирский медицинский колледж»

министерство здравоохранения Краснодарского края

Учебно - методической пособие

по теме: «Особо опасные и карантинные инфекции: Чума. Туляремия. Сибирская язва»

ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Раздел 5.   «Сестринский уход при инфекционных болезнях»

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Составлена преподавателем:  Минтемировой  Н.А.

Рассмотрено и утверждено  на заседании цикловой комиссии  клинических дисциплин № 2   «Сестринское дело»                                                              Протокол №     от « ___»   _____________   2014 г.

Председатель цикловой комиссии  клинических дисциплин № 2 «Сестринское дело»  _________ Гнутова  К.С.

Пояснительная записка

Учебно - методическое пособие по теме: «Особо опасные и карантинные инфекции: Чума. Туляремия. Сибирская язва» составлено в соответствии с рабочей программой предмета ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Раздел 5.   «Сестринский уход при инфекционных болезнях»

Целью создания данного методического пособия  является распространение успешного педагогического опыта в области организации  занятий, направленных на:

  • изучение основные предполагающие факторы развития особо опасных инфекций: чума, туляремия, сибирская язва;
  • научиться  анализировать основные клинические симптомы выше указанных заболеваний;
  • изучение  локальные мероприятия при обнаружении ООИ согласно нормативным документам РФ.
  • проверку навыков студентов ориентироваться в лекарственных препаратах, которые врач назначит для лечения данных заболеваний;
  • формирование умения выявлять нарушенные потребности и решать проблемы пациента;
  • освоение  основных методов лабораторной и инструментальной диагностики применяемой при  ООИ
  • умение  предоставлять информацию для пациента в понятном для него виде, объяснять ему суть вмешательств, получать согласие на оказание помощи;
  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности студентов на занятии;
  • содействие актуализации полученных знаний по теме в ходе выполнения практических заданий;
  • создание благоприятной образовательной среды с целью личностного развития студента;
  • формирование  у студентов практическую значимость полученных знаний и умений;
  • освоить профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:
  • ПК 2.1.    Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • ПК 2.2.    Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • ПК 2.4.    Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
  • ПК 2.5.    Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
  • ПК 2.6.    Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • ОК 1        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2       Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК4        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 6        Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания
  • ОК 11      Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
  • ОК 12      Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

В учебно-методическое пособие  вошёл материал, необходимый для проведения занятия: ситуационные задачи, задания по карточкам, подготовка санбюллетней,  который активизирует деятельность по организации работы по предмету.

Актуальность и новизна методического комплекса состоит в том, что способствует развитию профессиональных навыков, созданию социокультурной среды общения, развитию познавательных процессов студентов, стремлению к самостоятельной деятельности.

Учебно – методическое пособие

Наличие в структуре методического пособия необходимых элементов: название методического пособия, форма проведения,  актуальность, цели и задачи, определения исходного контроля знаний, ситуационные задачи, санбюллетни подготовленные студентами, разработки для преподавателя и студента, перечень необходимого оборудования, фотоотчет.

Содержание методического пособия носит практический характер, соответствует современным эстетическим нормам. Отвечает требованиям педагогической науки.

Все материалы методического пособия носят  рекомендательный характер, и могут быть использованы педагогическими работниками клинических дисциплин на этапе подготовки к проведению занятий в учебном заведении.

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Армавирский медицинский колледж»

министерство здравоохранения Краснодарского края

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Раздел 5.   «Сестринский уход при инфекционных болезнях»

Тема: «Особо опасные и карантинные инфекции: Чума. Туляремия. Сибирская язва»

Занятие №6

Составлена преподавателем:  Минтемировой  Н.А.

Рассмотрено и утверждено  на заседании цикловой комиссии  клинических дисциплин № 2   «Сестринское дело»                                                              Протокол №     от « ___»   _____________   2014 г.

Председатель цикловой комиссии  клинических дисциплин № 2 «Сестринское дело»  _________ Гнутова  К.С.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧКСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

(Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Раздел 5.   «Сестринский уход при инфекционных болезнях»

Курс 3

Количество часов:  6 часов, 270 мин.

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Место проведения: кабинет доклинической практики  в ГБУЗ Инфекционная больница №4

Тема: «Особо опасные и карантинные инфекции: Чума. Туляремия. Сибирская язва»

Цели учебного занятия:

Учебные (образовательная), (практический опыт, умения, знания):

  • изучить основные предполагающие факторы развития особо опасных инфекций: чума, туляремия, сибирская язва;
  • научить анализировать основные клинические симптомы выше указанных заболеваний;
  • изучить локальные мероприятия при обнаружении ООИ согласно нормативным документам РФ.
  • проверить навыки студента ориентироваться в лекарственных препаратах, которые врач назначит для лечения данных заболеваний;
  • сформировать умения выявлять нарушенные потребности и решать проблемы пациента;
  • освоить  основные методы лабораторной и инструментальной диагностики применяемой при  ООИ
  • уметь предоставлять информацию для пациента в понятном для него виде, объяснять ему суть вмешательств, получать согласие на оказание помощи;
  • создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности студентов на занятии;
  • содействовать актуализации полученных знаний по теме в ходе выполнения практических заданий;
  • создание благоприятной образовательной среды с целью личностного развития студента;
  • сформировать у студентов практическую значимость полученных знаний и умений;
  • освоить профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:
  • ПК 2.1.    Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
  • ПК 2.2.    Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
  • ПК 2.4.    Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
  • ПК 2.5.    Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
  • ПК 2.6.    Вести утвержденную медицинскую документацию.
  • ОК 1        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2       Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК4        Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 6        Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7        Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания
  • ОК 11      Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
  • ОК 12      Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
  • продолжать отрабатывать манипуляции:
  • Заполнение паспортной части истории болезни
  • Заполнение температурного листа
  • Заполнение экстренного извещения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии » (ф058/у)
  • Технология взятия материала от больного для исследования и доставки в лабораторию, оформление  направления (взятие крови на гемокультуру,  взятие кала на бак. исследования, взятие материала из зева для бак. исследования)
  • Алгоритм  одевания  и снятия  противочумного костюма

Воспитательная:

  • Содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;
  • Формировать привычку оказать помощь коллегам;
  • Формировать устойчивый интерес к получаемой профессии;
  • Формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.

Развивающая:

  • Активизировать творческие способности;
  • Развивать логическое и клиническое мышление у студентов через поставленную проблему;
  • Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • Способствовать развитию клинического мышления и памяти студентов;
  • Развивать умения правильно обобщать данные и сделать вывод;
  • Развивать наблюдательность и внимание  при общении с пациентом;

Требования к знаниям, умениям:

ПК

Знать

Уметь

Иметь практический опыт

ПК 2.1.    Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

Причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики ООИ.

Проблемы пациента с карантинными инфекциями, организацию и методы оказания сестринской помощи при нарушениях здоровья.

Установить психологический контакт с пациентами и членами его семьи.

Установления психологического контакта с пациентами и членами его семьи;

ПК 2.2.    Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

Особенности работы медперсонала в специализированных стационарах карантинных инфекций.

Действия медперсонала в случае обнаружения больного на заболевание карантинными инфекциями

Анализировать и оценивать состояние здоровья пациентов (определять  приоритетную, настоящую и потенциальную  проблемы пациента при изучаемых заболеваниях)

Готовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам (забор анализов на исследования)

Применять медикаменты назначенные пациентам врачом.

Осуществлять сестринский уход за пациентом при особо опасных и карантинных заболеваниях.

Проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента.

Анализировать и оценивать состояние здоровья пациентов.

Владеть методами наблюдения за пациентами.

Готовить пациентов к лечебно-диагностическим вмешательствам.

Применять меры экстренной профилактики.

Осуществлять сестринский уход за пациентом при особо опасных  и карантинных заболеваниях.

Обеспечить изоляцию пациента.

Осуществление сестринского ухода за пациентами при различных  состояниях и заболеваниях в разных возрастных группах.

Правильно надеть и снять противочумный костюм

Проводить отбор патологического материала для исследований, оформлять и доставлять материал в лабораторию с учетом особенностей доставки при карантинных инфекциях (отделяемое язв, мокроту, слизь из ротоглотки, кровь, кал)

ПК 2.4.    Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Основные группы лекарственных препаратов. Правила и способы приема медикаментов.

Возможные побочные эффекты и осложнения после приема медикаментов.

Меры личной химиопрофилактики при контакте с ООИ

Осуществлять фармакотерапию по назначению врача.

Представлять информацию пациенту о принимаемом лекарстве.

Применения медикаментов в различном возрасте.

ПК 2.5.    Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Виды  изделий медицинского назначения, используемые в ходе лечебно-диагностического процесса.

Технику безопасности при работе с  изделиями медицинского назначения.

Инфекционную безопасность при работе  изделиями медицинского назначения.

Правила утилизации изделий медицинского назначения.

Проводить обеззараживание изделий медицинского назначения.

Осуществлять утилизацию предметов одноразового назначения.

Использования медицинской аппаратуры и изделий медицинского назначения

ПК 2.6.    Вести утвержденную медицинскую документацию

Виды учетно-отчетной документации.

Алгоритм оформления медицинской документации.

Оформлять медицинскую документацию (температурный лист, бланки экстренного извещения).

Выписывать направления на исследования.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

Форма организации учебного процесса:   практическое занятие 

Образовательные технологии:

  • Технология сотрудничества (работать малыми группами)
  • Элементы рейтинговой технологии
  • Элементы игровой технологии

Методы работы:  работа всей группой,  работа малыми группами,  индивидуальная работа

Методические приемы: опрос в виде игры, опрос в виде защиты санбюллетней, работа малыми группами, групповая работа с карточками – заданиями, работа с натуральными пособиями,  обсуждение итогов занятий, рефлексия с применением картинок-смайликов для выражения своего отношения к занятию.

Средства обучения: 

  • Учебно - наглядные иллюстративные материалы: памятки, санбюллетни по теме ООИ, муляжи лекарственных препаратов
  •  Натуральные пособия – укладка для забора на исследования при ООИ, противочумный костюм 1 типа, различные предметы медицинского назначения для выполнения технологии манипуляции
  • Раздаточный материал: лекционный материал, нормативная документация, истории болезни, температурные листы, таблицы по теме,  карточки – задания, блоки-информации,   медицинские и биологические препараты, алгоритмы манипуляций, кроссворды, карточки для определения рейтинговой оценки за урок.
  • Дидактический материал: рецептурный сборник, установка на домашнее задание для студентов.

Место проведения: кабинет доклинической практики в ГБУЗ Инфекционная больница №4

Время: 270 минут

Хронокарта практического занятия:

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

Организационный момент.  Инструктаж по технике безопасности

2

Постановка целей, начальная мотивация

6

Определение исходного уровня знаний (проверка знаний, проверка внеаудиторной самостоятельной работы, подведение итогов контроля)

45

Вводный инструктаж (демонстрация техники выполнения манипуляций, знакомство с правилами и этапами самостоятельной работы)

25

Практическая  часть. Самостоятельная   работа.

Решение ситуационной задачи с отработка манипуляций по карточкам –заданиям.

180

Проведение итогового контроля  знаний с помощью кроссвордов

Рефлексия.

Заполнение дневников и др.

Заключительный инструктаж

4

Подведение итогов занятия

4

Задание для самостоятельной работы студентов

2

Уборка рабочего места

2

Итого:

270 минут

Ход занятия:

Этапы занятия

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность

студента

Методическое обоснование

Организацион-ный момент. Инструктаж по технике безопасности

2

Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, санитарное состояние кабинета, проверяет готовность студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Обеспечивает учебную обстановку в аудитории, психологически настраивает студентов на работу.

Повторяются основные моменты инструктажа по технике безопасности, преподаватель напоминает студентам,  что на занятии будут использованы элементы  рейтинговой, игровой, технологий, технологии  сотрудничества.  

Сообщает особенности работы по указанным технологиям, как будут накапливаться баллы и выводиться оценка. Задача каждого  студента  заработать как можно больше баллов, демонстрируя  теоретическое и практическое усвоение материала по  теме занятия, фиксируя их в личном рейтинговом листе (рейтинговом дереве).

Приветствуют преподавателя. Занимают рабочие места. Дежурный докладывает о готовности подгруппы к занятию.

Четкое проведение начала урока дисциплинирует студентов.

Создает рабочую обстановку

Постановка целей, начальная мотивация.

6

  1. Цели учебного занятия:

Учебные (образовательная)

  • изучить основные предполагающие факторы развития особо опасных инфекций: чума, туляремия, сибирская язва;
  • научить анализировать основные клинические симптомы выше указанных заболеваний;
  • изучить локальные мероприятия при обнаружении ООИ согласно нормативным документам РФ.
  • проверить навыки студента ориентироваться в лекарственных препаратах, которые врач назначит для лечения данных заболеваний;
  • сформировать умения выявлять нарушенные потребности и решать проблемы пациента;
  • освоить  основные методы лабораторной и инструментальной диагностики применяемой при  ООИ
  • содействовать актуализации полученных знаний по теме в ходе выполнения практических заданий;
  • сформировать у студентов практическую значимость полученных знаний и умений;
  • освоить профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции
  • продолжать отрабатывать манипуляции:
  • Заполнение паспортной части истории болезни
  • Заполнение температурного листа
  • Заполнение экстренного извещения в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии » (ф058/у)
  • Технология взятия материала от больного для исследования и доставки в лабораторию, оформление  направления (взятие крови на гемокультуру, взятие кала на бак. исследования, взятие материала из зева для бак. исследования)
  • Алгоритм  одевания  и снятия  противочумного костюма

Воспитательная:

  • Содействовать формированию познавательного интереса к предмету, к выбранной профессии;
  • Формировать привычку оказать помощь коллегам;
  • Формировать устойчивый интерес к получаемой профессии;
  • Формировать у студентов чувство ответственности за жизнь и здоровье пациента.

Развивающая:

  • Активизировать творческие способности;
  • Развивать логическое и клиническое мышление у студентов через поставленную проблему;
  • Формировать умение самостоятельно анализировать и исследовать поставленную задачу;
  • Способствовать развитию клинического мышления и памяти студентов;
  • Развивать умения правильно обобщать данные и сделать вывод;
  • Развивать наблюдательность и внимание  при общении с пациентом;

Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени.

Иногда приобретают размеры эпидемии и даже пандемии, унося при этом огромное количество человеческих жизней и приобретая вид чрезвычайной ситуации.

На протяжении всей обозримой истории наибольшим бичом для человечества были чума, оспа, холера и желтая лихорадка, которые уносили жизни большого количества людей.

Например, эпидемия чумы в 1665 г. уменьшила число жителей Лондона на 10%.

В настоящее время один из самых ужасных вирусов на планете вырвался на свободу. Раньше он «убивал» людей в Центральной Африке, а теперь впервые поразил Западную Африку. Это загадочная лихорадка Эбола, которая за несколько дней превращает человека в кровавую массу. Погибают 90% зараженных, вирус передается через бытовой контакт. На сегодняшний день в мире нет готовой эффективной вакцины против лихорадки Эбола. Российские ученые более десяти лет занимаются разработкой такой вакцины.

Особо опасные инфекции (ООИ) — условная группа инфекционных заболеваний, представляющих исключительную эпидемическую опасность. Перечень и меры профилактики распространения ООИ были закреплены в Международных медико-санитарных правилах (ММСП), принятых 22-й сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения ВОЗ 26 июля 1969 года.

По мнению ВОЗ, в  настоящее время ни одна страна в мире не способна в достаточной степени противодействовать биотеррористической угрозе!!! Уязвимость к биологическим агентам существует главным образом в силу неспособности на данном этапе обнаружить их своевременно и предпринять необходимые меры. Не менее 12 государств в мире имеют биологические программы наступательного характера.

Учитывая высокую значимость вышеперечисленных заболеваний, вопрос  инфекционной безопасности постоянно рассматривается на правительственном уровне.

Больные выделяют возбудителей в окружающую среду, для предупреждения распространения инфекции медицинская сестра инфекционного отделения должна знать особенности течения инфекционных заболеваний, пути распространения инфекции, способы передачи инфекции здоровым людям, методы лечения инфекционных заболеваний.

На занятии Вы должны продемонстрировать уже имеющиеся знания в приобретении навыков выполнения манипуляций,  а также изучить навыки при поступлении больного с особо опасной инфекцией.

       В процессе практического занятия нужно совершенствовать навыки общения с пациентом и владения сестринским процессом.

Студенты внимательно случают преподавателя. Осмысливают темы, план занятия.

Ставят перед собой цели.

Умелое использование индукции формирует познавательный интерес к познавательной деятельности в процессе работы на практическом занятии.

Четко поставленные цели помогают студентам определить объем работы:

- настраивают на целенаправленную деятельность,

- активизируют внимание,

- побуждают к самостоятельной работе,

- стимулируют творческую деятельность,

- усиливают мотивацию.

Определение исходного уровня знаний (проверка знаний, проверка внеаудиторной самостоятель-ной работы, подведение итогов контроля)

45

Цель: объективная оценка СРС, степени подготовленности к занятию.

Все занятие проводится в соревновательной форме.

I этап контроля исходного уровня знаний.

Преподаватель проводит разминку опрос студентов по карточкам – картинкам. Каждому студенту нужно ответить на 2 вопроса. Если студент затрудняется дать ответ на вопрос, ход переходит к следующему игроку.

  1. Что такое санитарная охрана территорий?
  2. Дать определение туляремии?
  3. Кто является источником заболевания при сибирской язве?
  4. Пути передачи при сибирской язве?
  5. Кто является возбудителем чумы?
  6. Что такое бубон?
  7. Сколько дней длится инкубационный период при чуме?
  8. Какие могут быть клинические формы при чуме?
  9. Как проводится лечение при туляремии?
  10. Какие могут быть клинические  формы при туляремии?
  11. Чем характеризуется бубон при чуме?
  12. Пути передачи при чуме?
  13. В чем заключается профилактика при сибирской язве?
  14. Осложнения при сибирской язве.
  15. Как должен защитить себя персонал при работе в очаге чумы?
  16. Инкубационный период при туляремии?

Ответы

  1. Санитарная охрана территории - комплекс административных, организационно-методических и санитарно-противоэпидемических мер по предупреждению завоза в страну ООИ и карантинных инфекционных болезней
  2. Туляремия – острое зоонозное природно-очаговое заболевание бактериальной природы, которое передается человеку от зараженных животных.
  3. Чаще болеют мужчины в сельской местности; сельскохозяйственные работники, лабораторные работники.
  4. Контактный, пищевой, водный, через почву, воздушно-пылевой, трансмиссивный.
  5. Чумная палочка – Iersenia pestis.
  6. Увеличение лимфатических узлов воспалительного характера.
  7. От нескольких часов до 3-6 суток.
  8. Кожная, бубонная, легочная, септическая формы.
  9. Госпитализация. Этиотропная терапия проводится аминогликозидами или тетрациклинами.
  10. Бубонная, язвенно-бубонная, глазобубонная, абдоминальная, ангинозно-бубонная, легочная, генерализованная.
  11. На месте развивающегося бубона отмечается при пальпации резкая болезненность. Боль усиливается при движении. Развивается периаденит, бубон спаивается с окружающими тканями, становится неподвижным, увеличивается в размерах. Кожа над бубоном приобретает багрово-цианотичный оттенок.
  12. Трансмиссивный, контактно-бытовой, пищевой, воздушно-капельный.
  13. Плановая (вакцинация), экстренная (антибиотики).
  14. Инфекционно-токсический шок, гнойно-токсические поражения печени, почек, гнойный менингит, сибиреязвенный сепсис.
  15. В зависимости от характера выполняемой работы, применяют противочумный костюм 1,2,3,4 типов.
  16. От нескольких часов до з недель (обычно 3-7 дней).

Подведение итогов контроля: за каждый  правильный ответ студент зарабатывает лист на рейтинговое дерево. Преподаватель говорит, что этап успешно пройден, и мы можем преступить к освоению следующего уровня.

II этап контроля исходного уровня знаний 

Защита санбюллетня.

При защите проведенной внеаудиторной самостоятельной  работы (памятка, санбюллетень, реферативное сообщение, кроссворд) подготовившему студенту добавляется 2 балла - за внешнее оформление и непосредственно защита  санбюллетня.

За каждый балл дается листик для рейтингового дерева.  

Студенты демонстрируют уровень своей подготовки к занятию, степень владения материалом, готовность погрузиться в рабочий процесс.

На первом этапе контроля исходного уровня знаний  при получении первого вопроса любой студент, подняв руку, может ответить на вопрос, а если затрудняется ответить передать ход другому студенту.

Для ответа на  второй вопрос  - каждый вопрос  задается адресно преподавателем по цепочке.

На втором этапе исходного уровня знаний студент в краткой форме защищает свою внеаудиторную работу (сделанный  сан бюллетень).

Данный этап занятия проходит в два этапа. Первый, проводится в виде разминки.  Это позволяет мобилизовать студентов, провести фронтальный опрос, выявить пробелы в подготовке и корректировать их, определить исходный уровень знаний группы в целом. Применение данной методики целесообразно, так как позволяет студенту  сконцентрировать свое внимание.

За каждый правильный ответ начисляется бонусный балл, это позволяет повысить объективность итоговой оценки.  

Творческая внеаудиторная работа поощряет интерес студента к данному предмету, и в частности к данной теме.

А также позволяет студентам творчески подходить к домашнему заданию.

Вводный инструктаж (демонстрация техники выполнения манипуляций, знакомство с правилами и этапами игры).

25

Преподаватель определяет цели предстоящей работы, показывает основные приемы выполнения работы, поясняет этапы самостоятельной работы, подробно инструктирует по предстоящей работе, дает пояснения по выполнению упражнений и оформлению результатов работы.

В ходе инструктажа знакомит студентов с документацией, оборудованием, разъясняя и демонстрируя манипуляции:

  • порядок одевания и снятия противочумного костюма (Приложение №1)
  • забор анализов на гемокультуру (Приложение №3)
  • взятие кала на бактериологическое исследование (Приложение №4)
  • взятие материала из зева на бак. исследование (Приложение №5)

Акцентирует внимание на наиболее сложные моменты (мерах при выявлении больного с ООИ в приемном отделении стационара) – Приложение №2, даёт указание по самоконтролю.

Обязательно знакомить студентов с необходимостью соблюдения правил техники безопасности при выполнении манипуляций. Стремиться к детальному соблюдению условий эффективности занятия, основных требований к его подготовке и построению с целью обеспечения  высокого результата занятия. Знакомит студентов с правилами проведения игрового этапа занятия.

Преподаватель делит группу на 2 звена (технология работы малыми группами).

Студент знакомится со структурой практического этапа занятия, внимательно слушает, готовит свою документацию для заполнения, задает вопросы, возникающие в процессе работы. Обращает внимание на проводимый преподавателем повторный инструктаж по технике безопасности. Знакомится с техникой выполнения манипуляции и выполняет её.

Установка четкой структуры проведения практической части занятия позволит сделать его наиболее продуктивным. Постоянное повторение правил техники безопасности позволит в очередной раз сконцентрировать внимание студентов на необходимых условиях работы, а значит исключить травматизм и другие нестандартный ситуации.

Практическая часть. Самостоятель-ная работа.

Отработка манипуляций. Ситуационная игра.

Рефлексия. Заполнение дневников.

180

Студентам выдается весь  необходимый на занятии дидактический материал и оборудование для выполнения манипуляций.

  Ситуативная игра.

Преподаватель уточняет готовность студентов, отвечает на поставленные вопросы.

1 этап: Решение ситуационной задачи.

Представитель команды тянет карточку с заданием, которая включает описание определенной ситуационной задачи. Команда готовит ответ на карточку-задание, с самостоятельной демонстрацией манипуляции.

Решение ситуационной задачи оценивается по принципу выполненного задания – 5 баллов:

  • правильное решение ситуационной задачи – 0,5 балла
  • обоснование предполагаемого диагноза – 0,5 балла 
  • определение проблем пациента (настоящие, приоритетные, потенциальные) – 3 балла (по 1 баллу за каждую проблему)
  • составление плана сестринского ухода – 5 баллов (каждый этап по 0,5 балла)
  • правильное заполнение паспортной части и/б - 1 балл
  • правильное заполнение экстренного извещения – 1 балл
  • правильное  заполнение температурного листа – 1 балл

Итого: по карточке заданию за правильно выполненные все задания -12 баллов

По третьей ситуационной задаче:

  1. Задание для команды №1 – заполнить таблицу с проблемами – 1 балл
  2. Задание для команды №2 – заполнить план сестринского ухода – 1 балл

Дополнительные вопросы (задаются преподавателем устно каждой команде по 2):

  1. Лабораторное подтверждение сибирской язвы
  2. Профилактика сибирской язвы
  3. Лечение сибирской язвы
  4. Осложнения сибирской язвы

Каждый правильный ответ поощряется  1 баллом.

При всех правильных ответах каждому члену команды добавляется  по 3 балла.

Итого за решение ситуационной задачи по карточке с дополнительным другим заданием  количество баллов у каждого участника составляет 15 баллов.

2 этап: Выполнение манипуляций

Далее каждая команда выполняет по очереди технологии взятия материала от больного для исследования и доставки в лабораторию, оформление  направления на:

  • взятие крови на гемокультуру,
  • взятие кала на бак. исследования,
  • взятие материала из зева для бак. исследования,

а также повторяет:

  • алгоритм  одевания  и снятия  противочумного костюма

Преподаватель дает время для отработки манипуляций каждому студенту. Каждый студент отрабатывает все манипуляции.

Во время самостоятельной работы напоминает студентам о необходимости соблюдения производственной дисциплины, обеспечивать нормальное освещение кабинета. При необходимости ещё раз демонстрирует  манипуляции, которые вызвали наибольшее затруднение, отвечать  на задаваемые вопросы студентов.

  • Порядок одевания и снятия противочумного костюма - 12 баллов (одевание 5 баллов – за каждый этап 0,5 балла; снятие -7 баллов)
  • Забор крови на гемокультуру – 5 баллов 
  • Забор кала на бак. исследование  -  5 баллов 
  • Забор на микрофлору из зева  - 5 баллов 

Один из участников  каждой команды демонстрирует, а команда соперников внимательно следит за ответом и фиксирует данные в оценочном листе.

Оцениваются манипуляции следующим образом:

  1. За каждую  технологию забора анализов – всего 5 баллов, из них:
  • подготовка больного к выполнению процедуры – 0,5 балла (подготовить пациента к предстоящей процедуре, получить информированное согласие)
  • подготовка всего необходимого для выполнения манипуляции – 0,5 балла  (подготовить все необходимое для взятия и посева крови, заранее достать все необходимое из холодильника - необходимый флакон с питательной средой, чтобы среда согрелась до комнатной температуры, рассказать о подготовке помещения к процедуре)
  • правильное выполнение технологии забора анализов -  3 балла
  • соблюдение правил безопасности - 1балл,
  • техника взятия исследования - 1 балл,
  • подготовка к транспортировке, правильная транспортировка при ООИ - 1 балл
  • окончание процедуры 1 балл (дезинфекция  использованного шприца, шариков, перчаток, масок, предметов окружающей среды)

3 этап: «Ящик – сюрприз» (проверка знаний лекарственных препаратов).

Каждой команде выдаётся корзинка с определенным набором лекарственных препаратов. Каждой команде дается задание:

  1. Найти все лекарственные препараты – антибиотики парентерально
  • гентамицин,
  • стрептомицин,
  • амикацин,
  • ампиокс - натрий,
  • цефабол
  1. Найти все лекарственные препараты обладающие жаропонижающим действием
  • аспирин,
  • найз,
  • парацетамол,
  • анальгин,
  • ибупрофен

За каждый правильно выбранный препарат – 1 балл

Итого за данное задание  у команды должно набраться 5 баллов.

Далее каждой команде предлагается выбрать из своей корзины по 3 других любых лекарственных препарата, и предложить команде соперников ответить:

  • к какой группе относится лекарственный препарат  0,5 балла за один препарат
  • и с какой целью может быть использован при изучаемых на сегодняшнем занятии заболеваниях – 0,5 балла за один препарат
  • за название аналога этого препарата по действию или синоним - 1 балл.

За каждый правильный ответ по одному препарату  – 1 балл. Если допущена ошибка, то соперник по команде преподавателя может дать правильный ответ, получив бонусный балл.

Итого: 6 баллов

Всего за данный этап игры команда может получить 11 баллов. 

Каждый балл переводится в один листик на дереве вклеивается на оценочное дерево.

3.  На листе с  оценочным деревом  студентам предлагается дополнить фразы:

- сегодня я ознакомился  с ...........

- это тема мне была .....................

- больше всего мне понравился материал.........

- непонятным осталось.........

4. Заполнение дневников:

Студенты оформляют дневники практического занятия

  1. Студенты самостоятельно выполняют манипуляцию по карточке-заданию, задают вопросы, устраняя пробелы в знаниях, заучивают алгоритм выполнения манипуляций. Включаются в самостоятельный деятельностный процесс.

Разделившись на команды, студенты участвуют в игровом процессе, от этапу к этапу получая баллы, которые сформируют итоговую оценку.

 

3.Студент выражает свое мнение и пожелания.

4.Студенты заполняют дневник по практическим занятиям

  1. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного способа обучения лежит включение студента  в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.
  1. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, позволяют снять эмоциональное напряжение, ввести соревновательный дух. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
  2. Реализация рефлексии позволит наладить обратную связь между преподавателем и студентом.
  3. Ежедневное и систематическое заполнение дневника практических занятий позволит дисциплинировать студента, привить ответственное отношение к медицинской документации

Заключитель-ный инструктаж.

4

Преподаватель:

- анализирует  самостоятельную работу студентов, оценивает полученные результаты;  

- проверяет правильность заполнения документации, акцентирует внимание на допущенных ошибках, устраняет причины неправильного  выполнения;

- обобщает и систематизирует знания, полученные  во время занятия.

Студенты принимают во внимание  итоги работы, учитывают допущенные ошибки.

Анализ проведенной работы, очень важный этап занятия.

Грамотно проведенный анализ позволит избежать повторного совершения ошибок.

Подведение итогов занятия.

4

Преподаватель дает комментарии по каждому из этапов, подводит итоги, напоминает о необходимости заполнения личных рейтинговых листов. Каждый студент сообщает о полученных результатах. На каждом рейтинговом листе  выводится система перевода баллов в оценку. 

Подведение итогов.

54 - 60 баллов – «5» (освоил)

45 – 53 баллов – «4» (освоил)

36 – 44 баллов – «3» (освоил)

Менее 36 баллов –   (не освоил).

Сообщить студентам о результатах проведенного практического занятия, прокомментировать работу наиболее активных «микро групп», дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, раскрыть недостатки, показать пути их преодоления,  предложить провести самооценку  (рефлексию), оценить работу каждого студента, дать общую характеристику работы студентов.

Рефлексия проводится в форме «круглого стола», когда каждый студент имеет возможность анализировать как свою работу, так и методику проведения занятия, внести свои предложения, и показать картинкой – смайликом его отношение к проведенному занятию.

Выразить благодарность за работу на занятии, поинтересоваться  впечатлениями студентов, это создает положительный эмоциональный настрой после напряженной работы, повышает интерес к предмету и стимулирует в дальнейшем к продуктивной работе.

Студенты проверяют свои личные рейтинговые листы, подсчитывают итог, интерпретируют баллы в оценки и сообщают о результатах преподавателю. Каждый студент в форме конструктивного диалога высказывается об итогах занятия

Такой вид подведения итогов позволит сравнить адекватность самооценки студента и оценки преподавателя. Студенты имеют возможность получить информацию о результативности получения знаний на данном занятии. Такой вид диалога позволяет установить доверительные отношения между командами – соперниками и преподавателем, выявить новые способы сотрудничества, учесть допущенные ошибки.

Задания для самостоятель-ной работы студентов.

2

Преподаватель дает задание на следующее занятие для самостоятельной работы студентов:

Домашнее задание преподаватель дает всей группе. Указывает вопросы, на которые студенты  должны обратить особое внимание.

Задания для группы:

  • Лекционный материал по теме: «Трансмиссивные (кровяные) инфекции: Малярия. Сыпной тиф. Болезнь Брилла. Зоонозные инфекции: Бруцеллез. Лептоспироз.  Инфекции наружных покровов: Столбняк. Бешенство»
  • Малов В.А. Сестринское дело при инфекционных заболеваниях, Москва «Академия», 2013 год. стр. 196-202.  стр. 232-237, 115-116  стр. 161-168 стр. 122-129. стр. 191-196.
  • Белоусова А.К. Инфекционные болезни с курсом ВИЧ – инфекции с эпидемиологией, А.К.Белоусова, В.Н. Дунайцева, Ростов – на – Дону, «Феникс» 2011год
  • стр. 285-289. стр.295-303 стр.289-295
  • Написание рецептов:

1. Литическая смесь при  высокой  t у взрослых

2. Раствор эуфиллина для в/в введения

3.Бензилпенициллина натриевая соль  в/м

4. Делагил

5. Примахин

  • Учебник «Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе ВИЧ-инфекции и эпидемиологии»
  • Манипуляции:
  • обработка волосистой части головы при педикулезе
  • введение сыворотки по методу Безредко
  • взятие  крови из пальца и приготовление  толстую каплю крови  на высоте температуры
  • проведение термометрии, вычерчивание температурной кривой
  • применение пузыря со льдом

Индивидуальные задания:

Составление плана-ухода при инфекционных заболеваниях у пациентов различного возраста

Подготовка презентаций по данным заболеваниям.

Составление плана противоэпидемических мероприятий в очаге по данным заболеваниям.

Студенты внимательно слушает и записывает домашнее задание, задают вопросы.

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми студентами в соответствие актуальным уровнем их развития.

Уборка рабочего места.

2

Преподаватель благодарит студентов за внимание.

Уточняет дежурных.

Заканчивает занятие.

Староста организовывает дежурство  (влажная убора). Студенты покидают аудиторию.

Оставить благоприятное впечатление о занятии. Дисциплинировать студентов. Подготовить аудиторию для следующей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Учебно-методическое пособие "Рекомендации для студентов медицинского колледжа по написанию учебной истории болезни ребёнка".

Методические рекомендации "Написание учебной истории болезни ребёнка" имеют своей целью обучение студентов медицинского колледжа ведению медицинской документации в условиях практического здравоохранен...

Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)

Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке  2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  3. М...

Учебно-методическое пособие по Основам учебно-исследовательской деятельности

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по профессиям 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин, 23.01.03 Автомеханик, 19.01.17 Повар, кондитер содержит ре...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АУДИРОВАНИЮ по учебной дисциплине Иностранный язык

Обучение аудированию и контроль понимания прослушанного текста является важной частью обучения английскому языку: этот вид речевой деятельности входит в формат единого государственного экзамена. Обуча...

Учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений " ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по МДК 05.01 Технология работ по профессии Кассир"

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙпо МДК 05.01 Технология работ по профессии КассирПМ. 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих учебно - методическое пособие для с...

Учебно-методическое пособие по учебной дисциплине "История исполнительского искусства"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «История исполнительства на народных инструментах» является составной частью подготовки преподавателей, исполнителей, руководителей оркестров и инструментальных а...