Тема занятия: «Структура и типология конфликта»
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка создана в помощь преподавателю для проведения комбинированного занятия по теме: «Структура и типология конфликта». Изучаемая тема соответствует ФГОС и рабочей программе: «Психология», часть «Психология общения». На данную тему по программе отведено два часа на теорию, два часа на внеаудиторную самостоятельную работу. На занятии используется метод проблемного обучения, технические средства, бально-рейтинговая система оценки студентов, технология работы малыми группами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Комбинированного занятия для преподавателей

по учебной дисциплине: «Психология»,

часть «Психология общения»

Тема занятия: «Структура и типология конфликта»

Для специальности: «Сестринское дело».

        

Разработчик:

Баженова Е.В., преподаватель первой квалификационной категории.

Санкт-Петербург

2013 г.

                                                         

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. Пояснительная записка ……………………………………………….…. 4
  2. Обоснование темы занятия …………………………………………….... 4
  3. Цели занятия ……………………………………………………………... 4
  4. Уровни усвоения ………………………………………………………….5
  5. Тип занятия ………………………………………………………………. 6
  6. Место проведения занятия ……………………………………………… 6
  7. Время проведения занятия ……………………………………………… 6
  8. Оптимизация занятия ………………………………………………….…6
  9. Схема интегративных (межпредметных и внутрипредметных)

          связей темы занятия …………………………………………………….. 6

  1. Граф логической структуры занятия ………………………………...…8
  2. Задание на самоподготовку к данному занятию ……………………….9
  3. Хронокарта занятий ……………………………………………………...9
  4. План комбинированного занятия ……………………………………….10
  5. Ход занятия (этапы планирования занятия) ……………………………10
  6. Карта необходимого оснащения занятия ……………………………… 13
  7. Задание к самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов …….. 13
  8. Словарь терминов ………………………………………………………. 14
  9. Литература для студентов ……………………………………………… 15
  10. Литература для преподавателей (основная и дополнительная)……… 16
  11. Контроль и оценка результатов освоения учебного занятия...……….. 17
  12. Приложение 1……………………………………………………………. 19
  13. Приложение 2……………………………………………………………. 20
  14. Приложение 3 …………………………………………………………….21
  15. Приложение 4 …………………………………………………………….22
  16. Приложение 5 …………………………………………………………….23
  17. Приложение 6 …………………………………………………………….24

  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка создана в помощь преподавателю для проведения комбинированного занятия по теме: «Структура и типология конфликта». Изучаемая тема соответствует ФГОС и рабочей программе: «Психология», часть «Психология общения». На данную тему по программе отведено два часа на теорию, два часа на внеаудиторную самостоятельную работу. На занятии используется метод проблемного обучения, технические средства, бально-рейтинговая система оценки студентов, технология работы малыми группами.

  1. Обоснование темы занятия

         Конфликты присутствуют в жизни у каждого человека. Они переживаются человеком, выражают оценку личностью определённой ситуации, связанной с удовлетворением потребностей, оказывают влияние на все психические процессы от простейших ощущений до высших уровней самосознания, существенно влияя на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обуславливают её динамику. В некоторых ситуациях, когда конфликты полностью поглащают человека, они могут мешать разумному поведению и принятию правильного решения.

       В связи с этим в практической деятельности медсестры знания особенностей конфликтов, причин их возникновения и приёмов управления ими особенно важны т.к. они могут неготивно отразиться на процессе общения, и непосредственно влиять на течение и исход заболевания пациентов. Поэтому умение управлять и находить выходы из конфликтных ситуаций в сестринском процессе  стало одним из необходимых условий деятельности медицинской сестры.

Таким образом, данное занятие поможет студентам правильно определить причины возникновения конфликтов и учитывать это при взаимодействии с другими людьми, коллегами и пациентами, поэтому для последующей учебной и практической деятельности  медицинских сестер актуально   изучение структуры и типологии конфликтов и является важной состовляющей в профессиональной подготовке медицинской сестры.

  1. Определение целей занятия

Цели занятия

Формируемые общие и профессиональные компетенции

Учебные цели: 

  • Формирование теоретических знаний, о природе конфликта, как о сложном явлении в сфере человеческих отношений, его роли и значимости в жизни человека и профессиональной деятельности медицинской сестры.
  • Формирование навыков конструктивнного разрешения конфликта.
  • Формирование у студентов умения работать малыми группами.

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответствен-ность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

Воспитательная цель: 

  • Воспитание культуры общения.
  • Воспитание чувства ответственности.

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением.

Развивающие  цели: 

  • Развитие логического мышления у студентов.
  • Развитие коммуникативных способностей у студентов.
  • Развитие групповой самоорганизации.

 

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответствен-ность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействия с участниками лечебного процесса.

ПК4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

 

  1. Уровни усвоения

Студент должен знать: 

  • Определение конфликта;
  • Причины конфликта
  • Структуру конфликта и её основные элементы.
  • Динамику конфликта.

Студент должен уметь: 

  • Находить пути конструктивного разрешения конфликта.

  1. Тип занятия

Комбинированное занятие.

  1. Место проведения

Учебный кабинет.

  1. Время заняти

90 минут.

  1. Оптимизация занятия

Методы обучения: проблемно-развивающие, используется технология работа малыми группами, бально-рейтинговая система оценки студентов.

Средства обучения:

  • технические средства (ноутбук, приставка "мультимедиа")
  • презентация Power Point «Структура и типология конфликта».
  • Демонстрация схем, таблиц.
  • Ситуационные задачи.

  1. Схема интегративных связей

Схема межпредметных связей

Истоки

Тема занятия

Выход

ОП.02. Анатомия и физиология человека.

ПСИХОЛОГИЯ

часть

«Психология общения»

Тема:

«Структура и типология конфликтов» 

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение.

ОГСЭ. 01.

Основы философии

МДК.01.02. Основы профилактики.

ОГСЭ. 02.       История

ОГСЭ         Литература

МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

МДК.03.02. Медицина катастроф

Схема внутрипредметных связей

Истоки

Тема занятия

Выход

Установление контакта с партнёрами по общению

«Структура и типология конфликтов»

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Социальная перцепция

Психологические приёмы в решении конфликтных ситуациях

Интерактивная сторона общения

Уверенность в себе

Психология групп

Процесс принятия группового решения и его психологические особенности

Агрессия: причинение вреда другим

Девиантное поведение

10. Граф логической структуры

  1.   Задание на самоподготовку студентов к данной теме

Вопросы для подготовки

Истоки и литература

Установочные инструкции

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое конфликт?
  2. Что является движущими силами развития конфликта?
  3. Динамика конфликта.

  1. Петрова Н.Н.  Психология            для медицинских специальностей  учебник для студ. Сред. Мед. Учеб. заведений – М.: Изд. Дом «Академия», 2009. – 320 с. гл. 16, стр. 126-134.
  2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2009. – 192с. гл.2 стр. 47-55.

Обратите внимание на этапы  и фазы конфликта, характеризующие его развитие от возникновнеия до разрешения, и важных для прогнозирования, оценки и выбора технологий управления конфликтом.

  1. Дайте определение конфликта.
  2. Назовите причины возникновения конфликтов.
  3. В чём проявляется динамика конфликта?
  4. Каковы положительные и отрицательные стороны конфликта?

  1.     Хронокарта комбинированного занятия

  1. Организационный момент ……………………………….. 2 мин.
  2. Формулировка темы и ее обоснование ………………….. 3 мин.
  3. Определение целей и задач ………………………………. 2 мин.
  4. Предварительный контроль знаний ……………………... 10 мин.
  5. Изучение нового материала …………………………….... 35 мин.
  6. Самостоятельная работа студентов ……………………… 20 мин.

         - инструктаж к выполнению самостоятельной работы

         - выполнение самостоятельной работы

         - подведение итогов самостоятельной работы

  1. Итоговый контроль знаний ……………………………… 12 мин.
  2. Подведение итогов занятия ……………………………… 3 мин.
  3. Задание на дом ……………………………………………. 3 мин.

  1.      План комбинированного занятия

Виды деятельности

Время

1.

 Организационный момент.

2 мин.

2.

Формулировка темы и ее обоснование.

Иллюстрируется слайдом из презентации.

3 мин.

3.

Определение целей и задач занятия.

2 мин.

4.

Предварительный контроль.

Фронтальный опрос. Определение уровня подготовленности студентов к занятию.

10 мин.

5.

Изучение нового материала.

Иллюстрируется слайдами из презентации.

25 мин.

6.

Самостоятельная работа студентов, решение ситуационных задач.

Разделение студентов на 4 группы, каждой группе предлагаеться решить задачу с конкретными конфликтными ситуациями и ответить на вопросы, приведённые в конце каждой задачи.

Варианты решения ситуационных задач обсуждаются в группах.

Защита каждой группой результатов своей работы. Обсуждение результатов.

32 мин.

7.

Итоговый контроль знаний.

Графический диктант.

Комментарии преподавателя по ошибкам.

10 мин.

8.

Подведение итогов занятия.

3 мин.

9.

Задание на дом.

Иллюстрируется слайдом из презентации.

3 мин.

  1.    Ход комбинированного занятия

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цель деятельности

Методическое обеспечение

Время

1) Вводная часть

1. Организа-ционный момент.

Приветствует студентов. Отмечает отсутствующих в журнале.

Приветствуют преподавателяЗанимают рабочие места.

Организовать и дисципли-нировать студентов. Создать рабочую обстановку.

Журнал группы, рабочие тетради студентов

2 мин.

2. Формули-ровка темы и ее обосно-вание.

Сообщает тему и план занятия.

Демонстрирует тему и план занятия слайдами.

Записывают в рабочие тетради. Осмысливают тему и план занятия.

Подготовка студентов на целенаправ-ленную деятельность.

Ноутбук, приставка «Мульти-медиа».

Слайд 1,2

3 мин.

3. Определе-ние целей и задач занятия.

Ставит перед студентами цели и задачи занятия.

Осмысливают цели и задачи.

Формулирова ние конечного результата работы студен на занятии.

2 мин.

4. Предвари-тельный контроль.

Задает вопросы студентам (Приложение 1).

Осмысливают вопросы, отвечают.

Определение уровня подготовленности студентов к занятию.

Задание на самопод-готовку.

10 мин.

2) Основная часть занятия

1. Изучение нового материала.

Объясняет новый материал. Сопровождает объяснение слайдами из презентации.

Слушают преподавателя

Осмысливают и записывают новый материал в рабочие тетради.

Объяснить теоретический материал изучаемой темы.

Ноутбук, приставка «Мульти-медиа».

Слайды 4-10.

25 мин.

2. Самостоятельная работа студентов: анализ конфликтных ситуации, в процессе решения ситуационных задач.

А)

Инструк-таж к выполнению самостоя-тельной работы

Разделяет студентов на 4 группы. Группам студентов предлагается решить задачи с конкретными конфликтными ситуациями, ответив на вопросы, приведённые в конце каждой задачи, используя алгоритм (приложение 3)

Представить результаты работы.

Использует технологию «работа малыми группами».

Внимательно слушают и запоминают выполнение действий.

Настроить студентов на выполнение самостоятельной работы

Слайд №

Ситуационные задачи

(приложение 2).

2 мин.

Б) Выполнение самостоя-тельной работы

Следит за работой студентов и временем, отведенным на работу.

Работают малыми группами. Решают ситуационные задачи.

Выступают с полученными результатами.

Обобщить, систематизировать теоретические знания. Отработка умения конструктивно взаимодействовать в конфликтной ситуации.

20 мин.

В) Подведение итогов самостоя-тельной работы

Комментирует результаты работы каждой группы, анализирует взаимодействие в группах и  полученные результаты.

Участвуют в анализе своей работы.

Помочь в анализе результатов самостоятельной работы.

10 мин.

3) Заключительная часть

1. Итоговый контроль знаний.

Дает инструкции по выполнению задания.

Задаёт вопросы графического диктанта (приложение 4).

Комментирует ошибки студентов.

Осмысливают и отвечают на вопросы.

Слушают и осмысливают результаты своей работы.

Определение уровня усвоения студентами учебного материала данного занятия.

12 мин.

2. Подведение итогов занятия

Делает выводы об усвоении знаний. Помогает осмыслить результаты проделанной работы студентами. Отвечает на вопросы учащихся.

Слушают преподавателя. Участвуют в анализе результатов занятия. Задают вопросы преподавателю

Подведение итогов изучаемой темы. Развитие мыслительной деятельности студентов.

3 мин.

3. Задание на дом

Предлагает записать домашнее задание. Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Записывают  домашнее задание, литературу, стр. учебника.

Организация подготовки к следующему занятию.

Ноутбук, приставка «мультиме-диа».

Слайд .

3 мин.

  1.  Карта необходимого оснащения комбинированного занятия

№ п/п

Наименование

Необходимое кол-во

Имеется

1.

Технические средства:

А) ноутбук

Б) приставка «мульти-медиа»

1

1

1

1

2.

Презентация Power Point «Структура и типология конфликтов».

1

1

3.

Папки для студентов с раздаточным материалом.

15

15

  1.    Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов

Вид самостоятельной внеаудиторной работы

Истоки и литература

Установочные инструкции

1. Заполнение таблицы: «Соотношение фаз и этапов конфликта».

2. Рассмотрение и анализ конфликтной ситуации в поэтической драме К.И. Чуковского «Федорино горе».

1. Петрова Н.Н.  Психология            для медицинских специальностей  учебник для студ. Сред. Мед. Учеб. заведений – М.: Изд. Дом «Академия», 2009. – 320 с. гл. 16, стр. 126-134.

2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2009. – 192с. гл.2 стр. 47-55.

3. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2009. – 384 с. раз. 1 стр. 24-32.

1. Заполните таблицу, вписав соответствуюшие этапы конфликта. Обратите внимание на этапы  и фазы конфликта, характеризующие его развитие от возникновнеия до разрешения, и возможности разрешения конфликта (в %) на различных фазах конфликта.

2. Рассмотрите и проведите анализ конфликта, оцените эффективность выбранного способа его разрешения с точки зрения различных участников, используйте алгоритм анализа конфликта (приложение 2). Оцените роль в данной истории самовара, курицы и тараканов. Обратите внимание, какую стратегию поведения в конфликтной ситуации выбирают герои.

  1.    Словарь терминов

Временные границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по продолжительности.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

Деструктивный конфликт – это конфликт, при котором часто игнорируются основные вопросы спора между конфликтующими сторонами, противники готовы к атакам, угрозам и враждебным действиям, и каждая сторона считает себя правой, итоги таких конфликтов плачевны.

Инцидент – 1. Внешнее открытое противоборство сторон, возникающее впервые; 2. Стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Конфликт – особая форма взаимодействия, определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

Конструктивный конфликт – это конфликт, при котором процесс приобретает важное значение в качестве конечного результата, такой конфликт приводит к продуктивным, взаимовыгодным и согласованным решениям.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, суждений).

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

          Предмет конфликта –  это те противоречия, которые возникают между взаимодействующими сторонами и которые они пытаются разрешить посредством противоборства.

          Пространственные границы конфликта  –  внешние структурно-динамические пределы конфликта по территории, на которой происходит конфликт.

          Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем заявляют участники конфликта друг другу в ходе конфликтного взаимодействия.

Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

         

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Субъективные границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников.

  1.     Литература для студентов

Основная

  1. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2006. – 192с.
  2. Петрова Н.Н. Учебник «Психология для медицинских специальностей», М.: Академия, 2008.
  3. Полянцева О.И. «Психология» (Для средних медицинских учреждений), Ростов н/Д: «Феникс», 2006 г.

 

Дополнительная

  1.  «Психология и педагогика» под ред. А.А. Радугина, М.: «Центр»,  2002.
  2. Шкуренко Д.А. «Общая и медицинская психология» Ростов н/Д: «Феникс», 2006 г.
  3. Под ред. И.С. Клёциной «Практикум по социальной психологии». Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  4. Островская И.В. Психология: учебник: - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 400 с.

  1.    Литература для преподавателей

Основная

  1. Грейс Крайг «Психология развития», «Питер», СПб.: 2000 г.
  2. Карасева Л.А. Развитие сестринского персонала – необходимое условие качества медицинской помощи. //Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, Издательство УРАО, М.: 1998.
  4. «Практическая психология» под ред. М.К. Тутушкиной, СПб.: «Дидактика Плюс», 1997.
  5. Петрова Н.Н. Учебник «Психология для медицинских специальностей», М.: Академия, 2008.
  6. Полянцева О.И. «Психология» (Для средних медицинских учреждений), Ростов н/Д: «Феникс», 2006 г.
  7. Столяренко Л.Д. «Основы психологии» Ростов н/Д: «Феникс», 2002 г.

Дополнительная

  1. Гайнутдинов И.К. и др. Психология. Уч.пос. Рн/Д Феникс, 2008.
  2. Дмитриева М.Г. Операционные медсестры о своих обязанностях, трудностях, взаимоотношениях с врачами/ М.Г. Дмитриева// Медицинская сестра. - № 6. – 2009.
  3. Крысько В.Г. «Общая психология» в схемах и комментариях СПб: «Питер», 2007 г.
  1. Левина И.А., Лебедева И.Б., Кузнецова Т.В. Роль Этического кодекса в работе современных медсестер//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.
  2. Мушников Д.Л. Культура средних медицинских работников//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.
  3. «Психология и педагогика» под ред. А.А. Радугина, М.: «Центр»,  2002.
  4. Шкуренко Д.А. «Общая и медицинская психология» Ростов н/Д: «Феникс», 2006 г.
  1.   Контроль и оценка результатов освоения учебного занятия

Результаты

(освоенные общие и профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением.

ПК4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействия с участниками лечебного процесса.

Демонстрация интереса к будущей профессии.

Обоснование выбора и  методов решения задач с конкретными конфликтными ситуациями.

Анализ конфликтной ситуации и принятие решения в пределах свой профессиональной компетенции.

Нахождение и использование информации для выполнения задач.

Умение собирать и анализировать информацию.

Взаимодействие со студентами во время решения ситуационных задач.

Умение общаться, кратко и ясно излагать информацию, чётко отвечать на поставленные вопросы.

Соблюдение культуры общения при обучении и выполнения самостоятельной работы, проявление толерантности.

Взаимодействие со студентами по выработке решения в конкретных конфликтных ситуациях.

Наблюдение в процессе учебного занятия.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Фронтальный опрос.

Разработка вопросов для проверки знаний студентов.

Оценка результата решения задач с конкретными конфликтными ситуациями.

Оценка устных ответов.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Успешность выполнения аудиторной самостоятельной работы.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Наблюдение и оценка выполнения самостоятельной аудиторной работы.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Приложение № 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА:

  • Что такое конфликт?
  • Всегда ли конфликт это плохо?
  • Что было бы в жизни без конфликтов?
  • Что побуждает людей конфликтовать друг с другом?
  • Какую роль играют конфликты в формировании поведения?
  • От чего зависит возникновение и разрешение конфликта?
  • Бывает ли, что все стороны выигрывают в конфликте?

                                                                                                     Приложение № 2

КАРТОЧКИ С СИТУАЦИОННЫМИ ЗАДАЧАМИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 Для группы № 1

Вы работаете постовой медсестрой. Вы идёте за ответами анализов в лабораторию. Проходите по лестнице и замечаете трёх пациентов, которые курят.

Вопрос: Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните своё поведение.

   

Для группы № 2

Вы старшая сестра терапевтического отделения. В отделение напряжённая обстановка, некому дежурить. Не хватает сотрудников. Возвращаясь с работы, вы случайно видете в кафе свою подчинённую, постовую медсестру, которая уже неделю находится на больничном.

Вопрос: Как вы поступите в этом случае? Объясните своё поведение.

   

Для группы № 3

Одна пациентка высказывает другой пациентке претензии по поводу того, что она заняла всё место в холодильнике своими продуктами и ей не хватает места для своих продуктов. Вторая пациентка принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт.

Вопрос: В чём причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

   

Для группы № 4

Главная сестра больницы приняла на работу медсестру на отделение функциональной диагностики. Приём не был согласован со старшей сестрой отделения. Вскоре проявилась неспособность принятой медсестры выполнять свои обязанности. Старшая сестра отделения служебной запиской докладывает об этом главной сестре.

Вопрос: Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

                                                                                          Приложение 3

Алгоритм анализа конфликта

  1. Участники (стороны) конфликта.
  2. Объект притязаний сторон.
  3. Декларируемые цели сторон (внешняя позиция).
  4. Потребности и опасения сторон (внутренняя позиция).
  5. Изменения в сторонах и объекте в процессе развития отношений, в часности:
  • Появление новых участников.
  • Возникновение конфликтов внутри лагеря единомышленников.
  • Изменение формулировки внешней позиции.
  • Переконструирование ценностей и смыслов.
  • Изменение в объекте конфликта.
  1. Выбранный способ разрешения конфликта.
  2. Оценка выбранного способа разрешения конфликта каждой из сторон, их чувства и мысли.

Приложение 4

Графический диктант

  1. Конфликт – это противоборство на основе столкновения противоположно настроенных мотивов или суждений.
  2. Конфликтная ситуация – это этап развития конфликта.
  3. Стороны конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
  4. Динамику конфликта отражают этапы и фазы конфликта.
  5. Инцидент – это действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
  6. К сигналам конфликта можно отнести: дискомфорт, напряженные отношения, инцидент.
  7. Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его деструктивного разрешения.
  8. Конфликт конструктивен, если он укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс.
  9. Межличностный, конструктивный конфликт, характеризуется тем, что в нём сталкиваются две личности, в его основе лежат объективные противоречия, и он способствует развитию соответствующей социальной системы.
  10. К условиям конструктивного разрешения конфликтов относится объективное обсуждение проблемы.

Эталон ответов

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

+

+

+

+

+

Приложение 5

Таблица для самостоятельного, внеаудиторного заполнения

Инструкция: заполнить таблицу, вписав соответствующие этапы конфликта.

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта

(%)

Начальная фаза

92 %

Фаза подъёма

46 %

Пик конфликта

Менее 5 %

Фаза спада

Около 20 %

Эталон ответа

Фаза конфликта

Этап конфликта

Возможности разрешения конфликта

(%)

Начальная фаза

Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации

92 %

Фаза подъёма

Начало открытого конфликтного взаимодействия

46 %

Пик конфликта

Развитие открытого конфликта

Менее 5 %

Фаза спада

 –

Около 20 %

Приложение 6

Содержание слайдов в программе «Power Point».

СЛАЙД 1

Тема занятия:

«Структура и типология конфликта»

Слайд 2

План занятия

Слайд 3

Определение конфликт, его основные признаки и необходимые условия для возникновения

Слайд 4-5

Схема «Структура конфликта»

Слайд 6-7

Причины конфликтов

Слайд 8

Таблица «Динамика конфликтов»

Слайд 9

Таблица «Основные этапы конфликта»

Слайд 10

Схема «Основные фазы конфликта»

Слайд 11

Таблица: «Деструктивная и конструктивная функции конфликта»

Слайд 12

Условия конструктивного разрешения конфликтов

Слайд 13

Алгоритм анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации

Слайд 14

Стратегии разрешения конфликта

Слайд 15

Ситуационные задачи для самостоятельной аудиторной работы

Слайд 16

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"

Данная методическая разработка выявляет междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и Фармакология"...

Тестовые задания по теме 6 "Структура поверхности ткани"

Материал содержит 2 варианта тестов по теме "Структура поверхности ткани"...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП.04 Основы материаловедения . Тема урока: "Структура поверхности ткани"

Методическая разработка урокка с применением РНС содержит план - конспект урока, опорный конспект для студентов, оценочный лист, карточки  для выпополнения практических заданий по ходу урока, тес...

Конспект ситуативного занятия с учащимися «группы риска» на тему: «Учимся предотвращать и разрешать конфликты».

Формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного поведения....

Методическая разработка урока по теме "Социальная структура и социальные отношения"

laquo;Социальные отношения и социальная структура общества»Урок   усвоения новых знанийФормирование понятия социальной структуры общества и знаний о процессах, идущих в сфере социальн...

Тема бинарного урока: Управление внешними конфликтами и формирование бухгалтерских документов.

Урок бинарный, разработан и проведенс коллегой Андреевой Мариной Анатольевной...

План занятия по Обществознанию на тему: "Социальная структура общества"

Методическая разработка занятия по теме: «Социальная структура общества» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образо...