Подготовка и проведение лекции
презентация урока для интерактивной доски на тему

Чмиль Светлана Николаевна
Лекция - систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем учебного материала теоретического характера. 
Лекция является одной из ведущих организационных форм обучения и один из методов обучения в системе СПО.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.pptx113.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лекция методика подготовки и проведения

Слайд 2

«Люди, преподающие какой-либо предмет, могут быть очень компетентными в нем и много знать об этой конкретной области. Однако они обычно очень мало знают о том, как они этому научились, и еще меньше - о том, как научить этому кого-то другого.» Ричард Бэндлер

Слайд 3

Лекция ( от лат. lectio ) систематическое, последовательное, монологическое устное изложение преподавателем учебного материала теоретического характера одна из ведущих организационных форм обучения и один из методов обучения

Слайд 4

Уровень педагогического мастерства обусловлен степенью сформированности умений преподавателя: проектировочных конструкторских организаторских

Слайд 5

Проектировочные умения проявляются : в способности спланировать лекционный курс с учетом специальности обучаемых предусмотреть возможные затруднения студентов в усвоении данного курса найти методы и методические приемы, необходимые для преодоления трудностей студентами

Слайд 6

Проектировочные умения проявляются : определить наиболее рациональные виды деятельности студентов воспринять и учитывать реакцию студентов на свое преподавание и перестраивать его в последующей педагогической деятельности установить связи своего курса со смежными дисциплинами

Слайд 7

Конструкторские умения предполагают: отбор материала для одного занятия выделение узловых понятий и закономерностей в нем планирование логических переходов от одного этапа занятий к другому

Слайд 8

Конструкторские умения предполагают: расположение теоретического материала от легкого и простого к более трудному и сложному определение выводов по данной теме и переход к последующей предвидение утомления аудитории и подготовку разрядки напряжения у студентов

Слайд 9

Организаторские умения проявляются в наличии у преподавателя навыков организации своего времени индивидуальной и коллективной работы студентов взаимодействия с ними в учебной работе систематического контроля их деятельности и т.д.

Слайд 10

Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине руководством служит рабочая программа дисциплины

Слайд 11

Структура лекционного курса количество лекций в той или иной части определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы, и специфики структуры изучаемой дисциплины

Слайд 12

Методика работы над лекцией предполагает примерно следующие этапы: отбор материала для лекции определение объема и содержания лекции

Слайд 13

Методика работы над лекцией 3. выбор последовательности и логики изложения 4. подбор иллюстративного материала 5. выбор метода чтения лекции

Слайд 14

1 этап. Отбор материала определяется темой лекции необходимо ознакомиться: с современными научными данными и проблемными статьями в периодической литературе с содержанием темы в базовой учебной литературе, которой пользуются студенты

Слайд 15

1 этап. Отбор материала следует обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них составить план лекции и приступить к созданию расширенного плана лекции

Слайд 16

2 этап. Определение объема и содержания не рекомендуется идти по пути планирования чтения на лекциях всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных вопросов лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время

Слайд 17

2 этап. Определение объема и содержания часть материала лучше перенести на самостоятельное изучение лекция не должна быть перегружена необходимо учитывать возможность студента записать информацию

Слайд 18

Основные педагогические функции познавательная функция выражается в возможности средствами лекции обеспечить слушателей основной научной информацией, необходимой для их профессиональной и исследовательской деятельности

Слайд 19

Основные педагогические функции развивающая функция реализуется в контакте студента с преподавателем, становлении у студентов творческой мыслительной деятельности

Слайд 20

Основные педагогические функции организующая функция предусматривает управление самостоятельной работой студентов, в процессе занятия и во внеаудиторное время

Слайд 21

Классификации лекций по месту в лекционном или учебном курсе (вводная, установочная, обзорная и др.) по частоте общения лектора с аудиторией (разовая, систематическая, цикловая и т.п.) по степени проблемности изложения материала (информационная, проблемная, дискуссия и т.п.).

Слайд 22

Дидактические принципы лекции целостность - обеспечивается созданием единой структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами научность - предполагает соответствие материала основным положениям современной науки

Слайд 23

Дидактические принципы лекции доступность (содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» студент) наглядность (ознакомление студентов с каким-либо новым явлением или предметом начинается с конкретного ощущения и восприятия)

Слайд 24

Дидактические принципы лекции систематичность требует соблюдения педагогических правил: взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов взаимосвязь частей изучаемого материала обобщение изученного материала стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса единообразие структуры построения материала

Слайд 25

3 этап. Выбор последовательности и логики изложения материала при составлении плана лекции лучше выделить самостоятельные разделы, после каждого из которых желательно сделать обобщения выделить информацию, на которой необходимо сконцентрировать внимание слушателей

Слайд 26

4 этап. Подбор иллюстративного материала таблицы, диапозитивы, рисунки, схемы необходимо тщательно отобрать четко определить и зафиксировать их последовательность при чтении лекции

Слайд 27

5 этап. Выбор метода чтения индуктивный метод - от частного к общему дедуктивный метод - от общего к частному метод аналогии - вынесении заключения об изучаемом явлении по сходству с другими известными явлениями

Слайд 28

Заключительный этап работы лекция может быть оформлена в виде конспектов тезисных записей плана на бумажном или электронном носителе

Слайд 29

Методика чтения лекции можно пользоваться записями для того, чтобы следить за планом изложения, привести цитаты и т.д. во время лекции надо смотреть на студентов слушать лектора, не отрывающего глаза от записи, трудно возникает ощущение, что преподаватель плохо знает материал

Слайд 30

Методика чтения лекции мимика и жесты усиливают смысл слова но явно подчеркнутая жестикуляция, аффектация движения преподавателя отвлекают учащихся слишком частые однообразные движения раздражают, надоедают

Слайд 31

Методика чтения лекции говорить нужно достаточно громко, но не кричать речь крикливая, на повышенных тонах, раздражает, утомляет слушателей

Слайд 32

Методика чтения лекции следует ясно и отчетливо произносить слова, а конец фразы - разборчиво, не проглатывая по ходу лекции необходимо изменяется тон в зависимости от смысла и значения материала в целом, его отдельных частей, фраз и слов

Слайд 33

Методика чтения лекции тон преподавателя должен быть всегда умеренным, убежденным, но не поучающим темп речи должен быть не торопливым, не слишком замедленным необходимо избегать монотонности, которая быстро утомляет, притупляет внимание учащихся, гасит интерес к учебному материалу

Слайд 34

Методика чтения лекции старайтесь занять такое положение, чтобы студенты не чувствовали себя физически оторванными не прячьтесь за кафед­ру

Слайд 35

Методика чтения лекции полезно пройти в глубину аудитории и заглянуть в конспект студента смотрите на студентов, а не в окно, не на свои руки или аудиторию как в пустое пространство

Слайд 36

Источники отвлечений перед началом лекции доска должна быть чистой не должна отвлекать аудиторию и стена около доски не следует загромождать пространство перед доской (модели или образцы надо выставлять, когда о них идет речь)

Слайд 37

Источники отвлечений не следует развешивать плакатов заранее по разным причинам могут возникать отдельные вспышки шума (постучать по столу, сделать паузу, допустить уместную шутку, продиктовать несколько строк или сделать на доске рисунок и предложить учащимся перерисовать его никогда не следует, обратившись ко всем, распекать их за плохое поведение

Слайд 38

Вводная часть лекции целесообразно начинать с формулировки темы и цели, чтобы избежать ее декларативности и неопределенности в изложении материала сообщение плана лекции обеспечивает на 10-12% более полное запоминание материала, чем на той же лекции, но без оглашения плана

Слайд 39

Основная часть лекции максимально использовать первые 15-20 минут - период «глубокого» внимания слушателей далее наступают утомление и снижение внимания, максимальное падение работоспособности наблюдается примерно к 40-й минуте лекции

Слайд 40

Основная часть лекции приемы преодоления падения работоспособности : перейти на шутливый тон изложения задать вопрос аудитории и попросить любого студента ответить на него прочесть какую-либо цитату и в это время позволить слушателям сделать минутную гимнастику для пальцев и даже поговорить с соседом

Слайд 41

Внимание студентов зависит от способности лектора сосредоточить и удерживать внимание аудитории подвержено колебаниям каждые 2-3 минуты у каждого студента наиболее важный материал в лекции должен повторяться, создавая некоторую избыточность учебной информации

Слайд 42

Внимание студентов раздваивается между познавательной деятельностью и написанием конспекта - необходимо ослабить второе за счет усиления первого, иначе процесс восприятия будет снижен в начале лекции внимание, как правило, непроизвольное, достигается усилием воли задача лектора - увлечь слушателей и превратить непроизвольное внимание в произвольное

Слайд 43

Приемы поддерживания интереса включение всех теоретических суждений в систему конкретных примеров и понятий, иллюстрирующих связь излагаемого материала с практикой обращение к параллельно читаемым дисциплинам

Слайд 44

Приемы поддерживания интереса иллюстрация значения конкретной дисциплины в системе научного знания апелляцию к непосредственным интересам аудитории («Материал по данной тематике отсутствует в учебниках...» и т.д.)

Слайд 45

Применение наглядности обилие статистических и цифровых сведений, частных подробностей в лекции без применения средств наглядности воспринимается с искажениями и плохо запоминается подобный материал целесообразно сообщать аудитории с помощью демонстрационных плакатов, транспарантов и технических средств обучения

Слайд 46

Записи на доске аудитория сначала обращает внимание на то, как написано , а потом - что написано заполнять доску следует слева направо и сверху вниз так, как мы пишем на листе бумаги самую нижнюю часть в большой аудитории лучше не использовать, т.к. она не видна

Слайд 47

Заключительная часть лекции повторить ее положения, а на следующей лекции начать именно с них подведение итогов, обобщение прочитанного и уже знакомого из самостоятельно изученного материала, формулировка выводов и т.д.

Слайд 48

Заключительная часть лекции может быть рекомендована литература по изучаемой проблематике разъяснено, какие вопросы выносятся на семинарские занятия, а какие необходимо изучить самостоятельно

Слайд 49

По окончании курса лекций преподаватель может подвести итоги своей работы по отзывам студентов о лекциях для совершенствования лекционного курса для этого можно провести анкетирование студентов, посещавших все лекции это возможность сравнительно объективно оценить основные качества всех ваших лекций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий для дошкольников

Не для кого не секрет, как сложно писать сценарии  концерта..особенно подводки к номерам художественной самодеятельности...Мой материал поможет вам .....

Методические рекомендации "Использование метода проекта при подготовке и проведении экскурсии с дошкольниками"

 Методические рекомендации в данной статье очень подробно и ясно раскрывают метод проекта по организации подготовке и проведению экскурсий. Правильная подборка словесного, наглядного матер...

Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО

В данном сборнике приведены материалы, которые были подготовлены в виде презентации Гамаюновой  Н.Ф. – руководителем отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ и ...

Тема 5.1 Подготовка и проведение эффективной презентации

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРаздел 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 5.1 Подготовка и проведение эффективной презентацииПлан:1.  Подг...

Методические рекомендации по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине «Контрольно-измерительные приборы» в виде набора заданий.

Методические рекомендации  по подготовке и проведению дифференцированного зачёта по дисциплине "Контрольно-измерительные приборы" в виде набора заданий. Для профессии начального  профессиона...

Подготовка и проведение лекции в системе СПО

Лекция -  это одна из ведущих организационных форм обучения и один из методов обучения в системе среднего профессионального образования....