Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «История фармации»
методическая разработка на тему

Рабочая тетрадь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ЧАСТЬ 2

Рабочая тетрадь по учебной дисциплине

«ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ»

Шилина Татьяна Александровна

Денисенкова Инна Валентиновна

СТУДЕНТА ОТДЕЛЕНИЯ «ФАРМАЦИИ»

______________________________________

______________________________________

______________________________________

Вольск

2013

Тема 1. Введение

Урок 1.

Ответьте на вопросы:

-  Каким образом  люди,  проживающие в первобытные времена, получали знания о свойствах растений?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Какими неотъемлемыми элементами знаний должен был обладать первобытный знахарь?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему мандрагоре, а затем женьшеню приписывали необыкновенные магические свойства? С каким законом магии связано это представление?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как объяснение болезни было связано с приемами магического воздействия на больного?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 2. Развитие практической  медицины и фармации в цивилизациях Древнего мира.

 

Задание 2.1..Ответьте на вопросы теста:

 

  1. Какая страна стала  основоположницей загробного культа:

А) Египет

Б) Китай

            В) Междуречье

Г) Индия

2. Профессия «изготовитель лекарств» появилась в

III тысячелетии до н.э. в

А) Египет

Б) Китай

          В) Междуречье

Г) Индия

3. Законы царя Хаммурапи – документ, впервые законодательно урегулировавший врачебные действия, появился

А) Египет

Б) Китай

          В) Междуречье

Г) Индия

4.Страна, в которой на высоте находилась развитие хирургии:

А) Египет

Б) Китай

            В) Междуречье

Г) Индия


5. Назовите документ древнего Китая, в котором содержались основы фармацевтических знаний:

                             А) Свиток Кахуна

Б) Сушрута-Самхита

             В) Канон о корнях и травах

Г) Папирус Эберса

6. Какая страна стала родиной зарождения вакцинации

А) Египет

Б) Китай

В) Междуречье

Г) Индия

Задание 2.2.Установите соответствие:

1.Бальзамирование

А) Междуречье

2.Йога

Б) Китай

3.Акупунктура

В) Индия

4.Библиотека царя Ашурбанипала

Г) Египет

ОТВЕТ: ________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2.3. Заполните таблицу.

ОБЛАСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПРЕМЕНЕНИЯ

НАЗВАНИЕ МЕДИЦИНСКОГО ТРАКТАТА

СТРАНА

ЕГИПЕТ

МЕЖДУРЕЧЬЕ

КИТАЙ

ИНДИЯ


 Тема 3.   Практическая медицина и фармация в цивилизациях                 Античного мира.

Задание 3.1. Ответьте на вопросы теста

  1. Название «ризотомы», «фармакополы» - общее обозначение:

А) людей живших в Риме

Б) Торговцев  редкостями всякого вида

В) Врачевателей Античного мира.

2.Учение о четырех стихиях, о четырех жидкостей в организме человека, воздействующих на его состояние

А) Ароматерапия

Б) Гирудотерапия

В) Гуморальная терапия

Г) Траволечение

3.«Клятва Гиппократа» - это:

А) Пособие по уходу за больными

Б) Кодекс этических правил, выработанный в Древней Греции и поддержанный врачами последующих эпох.

В) Законодательный документ Древней Греции.

4. Сочинения «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, Водах и местности» принадлежат авторству

А) А. Цельса

Б) Диоскорида

В) Гиппократа

Г) Галена

5. Термы – это

А) Сборник, содержащий сведения о лечебных свойствах трав

Б) Римские бани

В) Название храмового сооружения Древней Греции

Задание 3.2. Заполните таблицу.

Страна

Название медицинского трактата

Автор

Греция

1.

а)

б)

в)

г)

Рим

1.

2

3.

4.

Задание 3.3. Сравните «Клятву Гиппократа» и содержание современной «Клятвы врача». Выделите а) те положения, которые на протяжении веков остались без изменений;
б) приведите примеры нововведений.

Содержание современной «Клятвы врача»  

      «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

     1)  честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения           предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья           человека;

     2)  быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну,

          внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка,  происхождения, имущественного и должностного положения, места   жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

     3)  проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к           осуществлению эвтаназии;

     4)  хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и           справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

     5)  доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и  советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не            отказывать коллегам в помощи и совете;

      6)  постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и     развивать благородные традиции медицины».

ОТВЕТ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 4. Практическая фармация в цивилизациях

Средневековья.

Задание 4.1. Продолжите фразу:

  1. В «Каноне врачебной науки» Абу-Али Ибн-Сина было описано 812 лекарственных препаратов _________________, __________________ и __________________ происхождения. Особое внимание автор уделил противоядиям. В их качестве Ибн-Сина рекомендовал антидот Митридата, а также ___________________________________________________________ .

  1.  Антидот–это  ______________________________________________________________________________________________________

3)       Гирудотерапия–это

_____________________________________________________________________________________________________

4) Эпоху Возрождения традиционно называют «золотым веком анатомии», и традиционно связывают с именами __________________________________________________.

5) Из какой области знания пришли ниже приведенные слова, что они обозначают в дословном переводе:

Реанимация____________________________________________________________________________________________

Карантин______________________________________________________________________________________________

Плацебо______________________________________________________________________________________________

6) Какие меры борьбы с инфекционными болезнями были выработаны эпохой средних веков:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Задачи, которые  преследовали алхимики:

1)___________________________________________________________________________________________________ 2)____________________________________________________________________________________________________

Задание 4.2. Ответьте на вопросы теста

1. Плиний Второй универсальным антидотом считал

А) молоко

Б) терьяк

В) антидот царя Митридата

Г) рвотные, мочегонные, слабительные средства

2. В  «Каноне врачебной науки» Авиценна  среди прочих антидотов рекомендовал

А) молоко

Б) терьяк

В) обильную пищу

Г) рвотные, мочегонные, слабительные средства

2.Произведение  Клавдия Галена о противоядиях

А) «Антидоты»

Б) «Канон врачебной науки»

В) «Алексифарматика»

Тема 5.  Развитие медицины и фармации
в России (IX- XIX вв.)

Задание 5.1. Подготовьте реферат по  одной из обозначенных тем:

  1. О лекарственных свойствах  привычных продуктов питания растительного происхождения:

а) Питательные вещества и область применения злаковых культур: гречиха, рис.

б) Питательные вещества и область применения злаковых культур: пшеница, овес.

в) Питательные вещества и область применения злаковых культур: ячмень, просо.

2) Лечение продуктами пчеловодства:

а) прополис

б) мед

3) «Лекарство под ногами» (использование лечебных растений в народной медицине):

а) содержание лечебных веществ и область применения листьев березы, подорожника большого.

б) содержание лечебных веществ и область применения цвета липы, душицы обыкновенной.

в) содержание лечебных веществ и область применения  белладонны обыкновенная, белены черной.

д) содержание лечебных веществ и область применения  валерьяны лекарственной, пиона обыкновенного.

4) Лечения продуктами питания:

       а) химический состав и показания к применению молока.

       б) химический состав и показания к применению соли.

       в)  химический состав и показания к применению яиц.

        5) Лечение напитками:

а) Квас                           в) Водка          

б) Вино


Памятка по написанию реферата.

1.     Выберите тему своей работы.

2.     Структура реферата состоит из трёх частей: введения, основной части и заключения.

3.     Во введении обязательно указываются цели и задачи работы, актуальность, новизна, причины по которым выбрана эта тема, характеристика используемой литературы.

4.     В основной части раскрывается содержание темы. Желательно использовать литературу с различными точками зрения на исследуемую тему.

5.     В заключении делаются выводы, исходя из поставленных целей и задач, автор может отметить, с какими трудностями он столкнулся в работе над рефератом.

6.     Обязательно в конце должен быть список литературы (указать название, автора или под чьей редакцией написана книга, издательство и год издания, количество страниц).

7.     Реферат может сопровождаться приложениями (после библиографического списка), где могут быть фотографии, диаграммы, таблицы и другие сведения, наиболее ярко иллюстрирующие основные моменты, содержащиеся в нём.

8.     Абсолютно не приветствуются работы, полностью и бездумно скачанные из Интернета и прочих электронных источников. Работая с Интернетом, не стоит забывать, что там встречается очень много непроверенных данных, не имеющих особой ценности. Подходите критично к литературе и источникам, используемым в работе.


Примеры:

Описание книги с одним автором

Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - 432 с.

Описание книги двух авторов

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах. - М.: Сфера, 2004. - 256 с.

Описание книги трёх и более авторов

Орлов Ю.М. и др. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю.М. Орлов, Н.Д. Творогова, И.И. Косарев. - М.: Педагогика, 1994. - 60 с.

Примечание: более подробное перечисление авторов производится в сведениях, относящихся к заглавию после косой черты.

Сборник работ разных авторов с общим заглавием

Психология детства: Учебник / Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 368 с.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

Многотомное издание

Самойлов Д.С. Избранные произведения: В 2 т. / Вступ. ст. И. Иванова. - М.: Худож. лит., 1994. - Т. 1-2.

Отдельный том

Осеева В.А. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. - М.: Дет. лит., 1985. - 559 с.

Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн.2: Психология образования. - 608 с.

Статья из журнала

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. - №4. - С.23-24.

Сайт интернета: Иванов И.И. Моя Родина – СССР// www.schooler.ru.


Задание 5.2. Установите соответствие.
Впишите ответы, составляя предложения по правилам русского языка.

Иоанн Дамаскин

Открытие первого завода по изготовлению лекарственных средств.

1620 год

Открытие государственной Лекарской школы.

Обязанность жителей страны по сбору лекарственных средств

Монастырь

1654 год

«Источник знаний»

Временные госпитали располагались

Создание Аптекарского приказа.

1725 г.

«Изборники»

1073, 1076 гг.

Открытие Петербургской академии наук

1720-1721 гг.

Издание первого Аптекарского приказа.

1789 год

«Ягодная повинность»

Ответы:


Задание 5.3. Впишите слова.

Кроме медицинских предметов, врачам XVIII века преподавали науку под названием «Materia medica», в состав которой входили:

                                     «Materia medica»

Задание 5.4. Используя материал урока 5, дайте определения следующим понятиям:

Алкалоиды - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гликозиды - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.4 .Используя урок 4, заполните таблицу:

Суть открытия

Кристаллизация  различных веществ,  разработал способы получения едких щелочей, ледяной уксусной кислоты. Открыл абсорбционную способность угля, методику очистки воды, спирта, растворов миниральных солей.

Область науки

Химия

Место службы

Главная Петербургская аптека, адъютант Академии наук

Ф.И.О.

1.Т.Е. Ловиц

Задание 5.5. Тема:  «Создание синтезированных препаратов в              XIX веке». Закончите фразу:

1) Впервые синтетические ____________________________

_________________________________препараты были____ применены в 80-у гг. XIX века.  

2) В середине XIX века относится открытие_____________ ______________________________________________________________________________________________________

3) В 70-е гг. XIX века были открыты ___________________                                    действия ___салицитатов.

4) Первая лаборатория экспериментальной фармакологии были созданы в России в городе _____________________

в _________г.

5)Первое экспериментальное изучение действий первых наркотических препаратов на организм животных провели  __________________________________________________ .

6) Известный русский физиолог конца XIX века _________________________________________.

7) При клинике крупнейшего русского терапевта С.П. Боткина  прошли исследования многих лекарственных растений, в том  числе _______________________________ ___________________________________________________

8) Из опийного мака в 1806 году впервые было выделено действующее начало- _______________________________.    


Задание 5.6. В чем состояла особенность развития фармации в России во второй половине XIX- XX веков.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 6 Развитие фармации в XX  веке                                                                   

Задание 6.1. Используя материал урока и дополнительной литературы, выделите основные отличительные черты фармацевтической науки и промышленности в XX веке.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 7. Опыт веков для будущего человечества.

Задание 7.1. Заполните  в тетради для конспектов таблицу.

Исторический период

Вклад в развитие медицины и фармации

Древний Восток

Фамилии:

Древняя Греция

Фамилии:

Древний Рим

Фамилии:

Средние века

Фамилии:

XIX век

Фамилии:

Вопросы итогового теста по курсу истории фармации.

1. Профессия «изготовитель лекарств» появилась в III тысячелетии до н.э. в

А) Египет                Б) Китай        

В) Междуречье                Г) Индия

2. Законы царя Хаммурапи – документ, впервые законодательно урегулировавший врачебные действия, появился

А) Египет                Б) Китай

В) Междуречье                Г) Индия

3. Назовите документ древнего Китая, в котором содержались основы фармацевтических знаний:

А) Свиток Кахуна                 Б) Сушрута-Самхита

В) Канон о корнях и травах         Г) Папирус Эберса

4.  Папирус Эберса, содержащий около 900 прописей лекарств был создан

А) Египет                        Б) Китай

 В) Междуречье                        Г) Индия

5. Документ под названием «Сушрута-Самхита», содержащий основные познания в области хирургии был создан в

А) Египет                        Б) Китай

В) Междуречье                        Г) Индия

6. Страна, впервые использовавшая метод вакцинации – это

А) Египет                        Б) Китай

В) Междуречье                        Г) Индия

7. Страна, медики которой создали искусство ринопластики

А) Египет                        Б) Китай

В) Междуречье                        Г) Индия

8. Бог врачевания в Древней Греции

А) Зевс                                Б) Асклепий

В) Гиппократ                        Г) Дионисий

9. Работы «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, водах и местностях» вошли в состав

А) Сушрута-Самхита                Б) Папируса Кахуна

В) «Гиппократова сборника»        Г) «Чарака-Самхита»

10. Название «ризотомы», «фармакополы» - общее обозначение:

А) людей живших в Риме

Б) Торговцев  редкостями всякого вида

В) Врачевателей Античного мира.

11. Учение о четырех стихиях, о четырех жидкостей в организме человека, воздействующих на его состояние

А) Ароматерапия                        Б) Гирудотерапия

В) Гуморальная терапия                Г) Траволечение

12. Сочинения «Афоризмы», «Прогностика», «Эпидемии», «О воздухах, Водах и местности» принадлежат автору

А) А. Цельса                        Б) Диоскорида

В) Гиппократа                Г) Галена

13. Термы – это

А) Сборник, содержащий сведения о лечебных свойствах трав

Б) Римские бани

В) Название храмового сооружения Древней Греции

14. Медицинское сочинение Древнего Рима , в котором содержалось около 600 описаний лекарственных растений

А) «Гиппократов сборник»

Б) «О лекарственных растений» Диоскорида

В) «Канон врачебной науки»

15. Кто из названных авторов не принадлежал истории Древнего Рима

 А) Гален                                Б) Диоскорид

В) Авиценна                         Г) Плиний Старший

16.  Кого  из приведенных ниже медиков называли Авиценна

А) Гален                Б) Диоскорид

В) Ибн Сина                Г) Плиний Старший

17. Автор произведения «Антидоты»

А) Гален                        Б) Диоскорид

В) Авиценна                    Г) Плиний Старший

18. Слово «animatio»  в переводе означает

А) карантин                Б) реанимация                В) плацебо

19. Представитель Салернской врачебной школы Урсо, широко использовавший в диагностике осмотр мочи, он  стал основоположником

А) Педиатрии                Б) Уринотерапии
 В) Терапии                Г) Хирургии

20. Итальянский ученый, введший термин «inficere» -

А) Леонардо да Винчи                Б) Джироламо Фракасторо

В) Андрей Везалий                Г) Амбруаз Паре

21. Термин «inficere» означает

А) внедрение, проникновение                Б) гирудотерапия

В) алхимия

22. Люди, способные оказать врачебную помощь в Древней Руси, назывались

А) Волхвы        Б) Лечцы      В) Врачеватели        Г) Монахи

23. Первое государственное медицинское учреждение в России

А) Аптекарский приказ                Б) Палаты Асклепия

В)   Монастырские палаты

24. Специальная повинность, предполагавшая сбор лекарственных растений

А) Тягло        Б) Ягодная повинность        В)  Ясак

25.Росиия  столкнулась с эпидемиями в 

А) XVI в.        Б) XVII в.        В) XVIII в.        Г) XIX в.

26. Слова:  «Медик без довольного познания химии совершенен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею открывается сложение здоровых и вредных пищей. Ею не токмо из разных трав, но и из недра земного взятых материалов приуготовляются полезные лекарства», - принадлежат

 А) Авиценна                        Б) Леонардо де Винчи

В) М.В. Ломоносов                Г) К. И. Щепин

27. Адсорбционную способность угля открыл

А) Т. Е. Ловиц                        Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев                Г) А. В. Пель

28.  Автор "Полного  исторического, медико-топографического, физико-химического и врачебного описания Кавказских минеральных вод, о особый интерес в котором представляют сведения по оказанию первой помощи и лечению отравленных

А) Т. Е. Ловиц                        Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев                Г) А. В. Пель

29. Он выступал за развитие химической и фармацевтической промышленности с использованием сырья, которым богата Россия

А) Т. Е. Ловиц                Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев        Г) А. В. Пель

30. Он автор работ  по консервации инъекционных растворов, водных извлечений, сывороток

А) Т. Е. Ловиц                Б) А. Д. Нелюбин

В) Д. И. Менделеев        Г) А. В. Пель

31. Выработал предложения по хранению лекарственных средств, особенно наркотических и в полевых условиях

А) Н. И. Пирогов                Б) П. Г. Голубев,

В) С. А. Прижбытик                Г) Ю. К. Трапп.

32. Им написаны первые учебники по фармакогнозии и фармацевтической химии, руководства и пособия по рецептуре, токсикологии, судебной химии

А) Н. И. Пирогов                Б) П. Г. Голубев,

В) С. А. Прижбытик                Г) Ю. К. Трапп.

33. Основатель нового научного направления фармации – биофармации

А) Н. И. Пирогов                Б) П. Г. Голубев,

В) С. А. Прижбытик                Г) Ю. К. Трапп.

34. Автор первого обширного исследования на русском языке о таблетках, получивших в дальнейшем широкое распространение

А) Н. И. Пирогов                Б) Л. Ф. Ильин

В) С. А. Прижбытик                Г) Ю. К. Трапп.

35. Обширная группа азотсодержащих циклических соединений главным образом растительного происхождения

А) Алкалоиды                Б) Фармакопеи        В) Гликозиды

36. Органические вещества, молекулы которых состоят из углевода и неуглеводного компонента (агликона), соединённых так называемой гликозидной связью

А) Алкалоиды        Б) Фармакопеи        В) Гликозиды

 37.  В годы Вов фитонциды лука и чеснока,  препараты календулы, арчовое масло, бальзам из пихты, зверобойное масло использовали как

А) Седативное средство           Б) Антисептическое средство

В) Мукалтирующее средство    Г) Перевязочный материал

 38. В годы Вов торфяной мох использовали

А) Седативное средство          Б) Антисептическое средство

В) Мукалтирующее средство  Г) Перевязочный материал

39.В годы Вов соплодия ольхи, корни кровохлебки, бадана, трава льнянки, володушки использовали как

А) Иммуностимулирующее средство

Б) Перевязочный материал

В) Для лечения желудочных заболеваний

40. Настойку лимонника использовали в годы Вов использовали, как

А) Иммуностимулирующее средство

Б) Перевязочный материал

В) Для лечения желудочных заболеваний

41. Основателем ятрохимии, т.е. «врачебной химии» считается

А) Диоскорид Педаний                Б) Авла Корнелия Цельса

В) Плиния Старшего        Г) Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм

42. Сборник официальных документов, обеспечивающих надлежащее качество медицинских субстанций, вспомогательных веществ, диагностических и лекарственных средств. Этот документ включает указания по изготовлению, проверке качества лекарств. Определяет высшие дозы препаратов и устанавливает требования к лекарственному сырью

А) Алкалоиды                Б) Фармакопеи        В) Гликозиды

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

1. История фармацевтического дела в Петербурге-Петрограде-Ленинграде: Труды ЛХФИ. Вып. 10. - Л.: ЛХФИ, 1960.- 170 с.

2. Карасик В. М. Прошлое и настоящее фармакологии и лекарственной терапии. Исторические очерки воззрений на содержание лечебного эффекта лекарств.- М.: Медицина, 1965.- 184 с.

3. Машковский М. Д. Лекарства ХХ века: Очерки создания современных лекарственных средств.- М.: ООО "Новая Волна", 1998.- 320 с.

4. Мирский Б. М. История медицины в России в ХVI-ХIХ вв.- М.: РОССПЭН, 1996.- 400 с.

5. Найдыш В. М. Концепции современного естествознания.- М.: Гардарика, 1997.- 442 с.

6. Натрадзе А. Г. Очерк развития химико-фармацевтической промышленности СССР.- 2-е изд.- М.: Медицина, 1977.- 328 с.

7. Прозоровский В. Б. Человек и лекарства: Почему лекарства лечат.- СПб.: Лань, 2000.- 286 с.

8. Сорокина Т. С. История медицины.- 2-е изд.- М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «История»

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», разработанной согласно «Рекомендациям по реализации образовательной програм...

пояснительная записка к рабочей программе по учебной дисциплине "история"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма учебной дисциплины   «История» составлена в  соответствии   с   примерной   программой   учебной дисциплины...

Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры"

Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры" для специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"...

Рабочая программа по учебной дисциплине "История"

Рабочая программа по общеобразовательной учебной дисциплине «История» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и...

Рабочая программа по учебной дисциплине "История мировой культуры"

Рабочая программа по учебной дисицплине "История мировой культуры" для студентов 3 курса СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной общеобразовательной программы дисциплины «История» д...