Методическая разработка практического занятия "Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС"
методическая разработка на тему

Рудакова Надежда Владимировна

Сосудистые заболевания головного мозга - важнейшая медицинская, социальная и экономическая проблема. Инсульт — это серьезный источник финансовой нагрузки во всем мире и ведущая причина инвалидности лиц старше 60 лет. 

Методическая разработка на тему: «Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС» предназначена для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 060101 «Лечебное дело». Тема соответствует программе по ПМ 02 «Лечебная деятельность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_prakticheskogo_zanyatiya.docx107.86 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

БУДЕННОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

                                                                                           

Методическая разработка практического занятия

для преподавателя

ПО ПМ 02 МДК 02.01. Лечение пациентов неврологического профиля.

Специальность  «лечебное дело»

 ТЕМА:

«Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС».

Разработала:

Преподаватель ПМ

1 квалификационной категории

 Рудакова Н.В.

Буденновск, 2015 г

Рассмотрено и одобрено:        

на заседании ЦМК

протокол № 2

 «24»  сентября 2015 г.

Председатель ЦМК _________Н.В. Рудакова

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели занятия.

3.        Основные этапы занятия.

4.        Карта модульных связей.

5.        Стандарт по теме.

6.        Теоретическая часть.

7.        Практическая часть занятия.

8.        Тестовый контроль.

9.        Список литературы.

  1. Пояснительная записка

Сосудистые заболевания головного мозга - важнейшая медицинская, социальная и экономическая проблема. Инсульт — это серьезный источник финансовой нагрузки во всем мире и ведущая причина инвалидности лиц старше 60 лет. Осуществление «стратегии высокого риска» для уменьшения вероятности инсульта требует выявления и лечения лиц, имеющих повышенную угрозу развития цереброваскулярных заболеваний.                Инсульт является одной из ведущих причин инвалидизации и смертности в развитых странах. По данным ВОЗ ежегодно в мире регистрируется 15 —  20 млн., в России — более 400 тыс. новых случаев инсультов. Эти цифры отражают далеко не полную картину, учитывая высокую частоту «немых» инфарктов головного мозга. Помимо выраженного физического дефекта, сосудистое поражение головного мозга часто сопровождается нарушением когнитивных функций. Таким образом учитывая высокий процент когнитивных расстройств , имеющих место после инсульта, представляется целесообразной разработка методов, способствующих проведению ранней и, по возможности, точной дифференциальной диагностики с определением вклада в развитие сосудистого и нейродегенеративного процессов с целью их ранней фармакологической коррекции и профилактики дальнейшего прогрессирования.

        Методическая разработка на тему: «Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС» предназначена для проведения практического занятия со студентами 3 курса по специальности 060101 «Лечебное дело». Тема соответствует программе по ПМ 02 «Лечебная деятельность».


  1. Цели занятия:

  1. Обучающие:

Изучить:

  1. Этиологию и патогенез сосудистых заболеваний ЦНС.
  2. Ведущие клинические симптомы и синдромы заболевания.
  3. Дифференциальную диагностику ишемических и геморрагических инсультов.
  4. Современные методы лечения инсультов.
  5. Особенности ухода за больными с инсультами.

  1. Воспитательные:
  1. Формировать интерес студентов к будущей профессии.
  2. Воспитывать чувство ответственности при оказании помощи.
  3. Формировать познавательную потребность студентов.

  1. Развивающие:
  1. Развивать умение воспринимать и осмысливать знания
  2. Делать обоснованный выбор в назначении лекарственных препаратов
  3. Активизировать мыслительную деятельность   студентов

Тип занятия: практическое

Место проведения: кабинет доклиники на базе ПНД

Время занятия: 270 минут

Оснащение занятия:

•        Фантомы

•        Медикаменты

•        Шприцы 2,5,10,20 мл

•        Пробирки

•        Иглы для люмбальной пункции с мандреном

•        Аппарат для измерения артериального давления

Раздаточный материал:

•        Тесты

    •        Таблицы

•        Стандарты лечебных манипуляций

•        Ситуационные задачи

3. Основные этапы занятия.

1.        Организационный момент – 2  минуты

2.        Изложение плана и методики проведения занятия – 5 минуты

3.        Проверка готовности студентов по теме занятия – 40 минут

4.        Демонстрационная часть – 25 минут

5.        Самостоятельная работа – 170 минут

6.        Закрепление материала – 20 минут

7.        Подведение итогов занятия – 5 минуты

8.        Задание на дом – 3 минуты

4. Карта модульных связей.

Внутримодульные связи:

  1. Лечение травм ЦНС
  2. Лечение пневмоний.

Межмодульные связи:

  1. ПМ 01 – Диагностика нервных болезней.
  2. ПМ 03 – Проведение реанимационных мероприятий.
  3. ПМ 04 – Профилактика сосудистых заболеваний ЦНС.
  4. ПМ 05 – Реабилитация пациентов после перенесенного инсульта.
  5. ПМ 07 – В/В капельное вливание лекарственных средств, в/м инъекция, в/в инъекция, подача увлажненного кислорода, профилактика пролежней.
  6. Дисциплина «Фармакология»  - ноотропы, диуретики, гемостатики, антикоагулянты, глюкокортикоиды, транквилизаторы.
  1. Дисциплина «Психология» - оказание психологической поддержки пациенту и его родственникам.

9.   Дисциплина «Основы патологии» - органические поражения головного мозга.

5. Стандарт  по теме.

Профессиональный модуль 02 является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060101 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): лечебно-диагностической деятельности. Изучение ПМ 02  ведется согласно  рабочей программе и календарно – тематическому плану.  В соответствии с этими документами студент после изучения темы должен овладеть профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

И общими компетенциями:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 14

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Студент должен уметь:

        - проводить дифференциальную диагностику заболеваний;

        - определять тактику ведения пациента;

        - назначать немедикаментозное и медикаментозное лечение;

        - определять показания и противопоказания к применению лекарственных средств;

        - применять лекарственные средства пациентам разных возрастных групп;        

Студент должен знать:

    - принципы лечения и ухода в неврологии

   - фармакокинетику и фармакодинамику лекарственных препаратов;

   - показания и противопоказания к назначению лекарственных средств;

   - побочные действия, характер взаимодействия лекарственных препаратов из однородных и различных лекарственных групп;

   - особенности применения лекарственных препаратов у разных возрастных групп.

Сформировать практический опыт:

•        назначения лечения и определения тактики ведения пациента;

•        выполнения и оценки результатов лечебных мероприятий;

•        организации специализированного ухода за пациентами при различной патологии с учетом возраста;

•        оказания медицинских услуг в неврологии.

  1. Теоретическая часть.

Конспект темы.

Принципы лечения сосудистых заболеваний центральной нервной системы.

ПЛАН

1.Этиология и классификация сосудистых заболеваний ЦНС.

2.Преходящие нарушения мозгового кровообращения.

3. Инсульты.

4.Лечение инсультов.

5.Последствия ранее перенесенного инсульта (более 1 года)

1.Этиология и классификация сосудистых заболеваний ЦНС.

Сосудистая патология занимает ведущее место среди заболеваний нервной системы, являясь часто причиной смерти или стойкой утраты трудоспособности. В развитых странах смерть от сосудистых заболеваний мозга занимает третье место после болезней сердца и опухолей. 25% инсультных больных гибнут в первые сутки, 40% -в течение 2-3 недель; около 50% выживших погибают в последующие 4-5 лет.

Наиболее частыми причинами нарушения мозгового кровообращения являются церебральный атеросклероз и гипертоническая болезнь, реже — аномалии сосудов (аневризмы, патологические изгибы, сужения), ревматизм, васкулиты, патология сердца, сахарный диабет, болезни крови.

Сосудистые поражения головного мозга подразделяют на острые нарушения мозгового кровообращения (ОНМК) и хроническую сосудисто-мозговую недостаточность (ХСМН). В ОНМК выделяют преходящие нарушения мозгового кровообращения и инсульты; Согласно классификации выделяют следующие клинические формы.

А. Начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения (НПНМК).

Б. Преходящие нарушения мозгового кровообращения (ПНМК).

  1. Транзиторные ишемические атаки.
  2. Гипертонические церебральные кризы. Острая гипертоническая энцефалопатия.

    В. Инсульт.

  1. Субарахноидальное кровоизлияние.
  2. Геморрагический инсульт.
  3. Ишемический инсульт.
  4. Малый инсульт.
  1. Последствия ранее перенесенного инсульта (более1 года).

Г. Прогрессирующие нарушения мозгового кровообращения (Дисциркуляторная энцефалопатия).

2.Преходящие нарушения мозгового кровообращения.

ПНМК — это остро наступающие нарушения мозгового кровообращения, проявляющиеся очаговыми или обще мозговыми симптомами или их сочетанием длящимися не более 1 суток Ими могут быть небольшие кровоизлияния или инфаркты, возникающие в результате закупорки небольшого сосуда, тромбоэмболии, ангиоспазма, нарушения гемодинамики с уменьшением кровоснабжения мозга и других механизмов.

Причиной этой патологии могут быть склероз сосудов мозга, гипертоническая болезнь, артериальная гипотония, повышение вязкости и свертываемости крови, шейный остеохондроз. Способствуют появлению ПНМК физическое и психическое напряжение, употребление алкоголя, перегревание и другие факторы.

Преходящие нарушения мозгового кровообращения подразделяются на транзиторные ишемические атаки (ТИА) и гипертонические кризы.

Транзиторные ишемические атаки характеризуются очаговой симптоматикой (слабость и онемение конечностей, затруднения речи, диплопия и т. д.), возникающей обычно или без всяких обще мозговых симптомов, или на фоне их слабой выраженности. Симптоматика зависит от локализации сосудистого спазма. Транзиторные ишемические атаки чаще возникают в вертебробазилярном бассейне, реже - в каротидном.

При нарушениях кровообращения в вертебробазилярном бассейне появляются головокружение, тошнота, рвота, боли в затылке, нарушения зрения (двоение, выпадение полей зрения), снижение слуха, неустойчивость, нарушение ходьбы.

При нарушении в каротидном бассейне возможны нестойкие центральные парезы, параличи, нарушения чувствительности по гемитипу, расстройства речи и письма.

Гипертонический церебральный криз характеризуется головной болью, тошнотой, рвотой; иногда оглушением, заторможенностью или психомоторным возбуждением на фоне артериальной гипертензии. В связи с отеком мозга возникают менингеальные симптомы. Гипертонический криз отличается от острой гипертонической энцефалопатии отсутствием стойких органических симптомов.

Все симптомы, свойственные преходящим нарушениям мозгового кровообращения, регрессируют в течение 24 часов. При диагностике ТИА необходимы исследование магистральных сосудов мозга (УЗДГ), микроциркуляции, свертывающей системы крови, КТ, МР-ангиография.

Лечение предусматривает покой, постельный режим во весь период проявления неврологической симптоматики, а также 2-3 недели после ее исчезновения.

Медикаментозное лечение зависит от этиопатогенеза и проводится по схемам терапии инсультов.

  1.  Инсульты.

Малый инсульт

Малый инсульт (микроинсульт) - это инсульт, при котором восстановление пострадавших функций происходит в течение трех недель. Причинами малого инсульта являются атеросклероз, гипертоническая болезнь. Развивается болезнь по ишемическому типу. Течение благоприятное. Лечение проводится как при мозговом инсульте. Больные подлежат диспансерному наблюдению.

Мозговой инсульт

Мозговым инсультом называется внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения, в результате которого развиваются деструктивные изменения в ткани мозга и появляются стойкие симптомы его органического поражения. Различают два вида инсультов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (мозговой инфаркт).

Геморрагический инсульт

Это острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующееся кровоизлиянием в ткань мозга (паренхиматозное кровоизлияние), подпаутинное пространство (субарахноидальное кровоизлияние) или в желудочки мозга (вентрикулярное кровоизлияние). Возможны и смешанные формы, когда сочетаются очаги кровоизлияния и ишемии. Течение инсультов может быть благоприятным с полным восстановлением функций, регредиентное с остаточными явлениями, ремиттирующее с периодическими ухудшениями состояния и прогредиентное - с нарастанием симптоматики вплоть до летального исхода. Анатомически на месте инсультов формируются глиомезадермальные рубцы или кисты.

Клиническая картина зависит от особенностей локализации и размеров кровоизлияния. В течении болезни выделяют три периода: острый, восстановительный и резидуальный. КТ и МРТ позволяют определить гематому уже в первые часы.

Внутримозговое (паренхиматозное) кровоизлияние происходит в основном в бассейне средней мозговой артерии в области внутренней капсулы и базальных ядер. Основная причина кровоизлияния в мозг - гипертоническая болезнь. Кровоизлияние может быть следствием диапедеза или разрыва сосуда. Излившаяся кровь разрушает мозговую ткань, раздражает мозговые оболочки, что проявляется очаговыми и менингеальными симптомами. Возникает отек головного мозга, повышается внутричерепное давление, возможно смещение и ущемление участков мозга, что приводит к нарушению сознания и расстройству жизненно важных (витальных) функций: дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, терморегуляции.

Заболевание начинается остро (апоплектиформно), без предвестников, в момент физического или эмоционального напряжения.

Больной ощущает сильную головную боль, падает, теряет сознание, развивается кома. При этом артериальное давление повышено, пульс напряжен, дыхание хрипящее, шумное, зрачки на свет не реагируют, позывы на рвоту, лицо багрово-красное, голова и глаза больного повернуты в противоположную параличу сторону («больной смотрит на очаг»).

На стороне паралича носогубная складка сглажена, угол рта опущен, щека «парусит», стопа ротирована наружу. При осмотре больного выявляют гемиплегию, тонус мышц снижен, парализованные конечности падают «как плети», отмечается симптом Бабинского, возможны менингеальные симптомы. Уже в первые-вторые сутки температура тела может подняться до 41°С, на вторые-третьи сутки развивается пневмония или отек легких, появляются пролежни.

Состояние больных5 как правило, крайне тяжелое, смерть наступает у 60%.

При благоприятном исходе больной постепенно выходит из коматозного состояния, сознание становится ясным, более четко вырисовывается очаговая симптоматика. У больных отмечаются гемиплегии, гемианестезии, иногда гемианопсии.

При поражении левого полушария нарушается речь, чтение, письмо; при поражении правого — нарушается психика, возможны апраксия, агнозия и паракинезы (автоматические движения в непарализованных конечностях). Спустя 10-14 дней начинается восстановительный период. Сначала восстанавливаются движения в ноге, затем в руке, улучшаются чувствительность, речь, зрение, слух, психическая деятельность. Паралич приобретает черты спастического. Постепенно интенсивность восстановления уменьшается и наступает резидуальный период.

Особенно тяжело протекает вентрикулярное (желудочковое) кровоизлияние. Ему свойственны внезапное начало, потеря сознания, кома, шумное дыхание типа Чейн-Стокса; пульс учащен, напряжен, температура тела повышена до 40°С; выявляются ознобоподобный тремор, обильное потоотделение, кровь в ликворе. Очень типична горметония -приступы тонического напряжения мышц, сменяющиеся гипотонией. Почти все больные умирают в первые 2-3 дня.

Субарахноидалъное кровоизлияние развивается преимущественно у лиц молодого возраста. Основная причина - разрыв аневризмы сосудов головного мозга. Разрыву аневризмы способствует физическое и эмоциональное напряжение, травма головы.

Для начала заболевания характерны внезапные, сильные головные боли, психимоторное возбуждение (больной мечется, кричит, хватается руками за голову), лицо гиперемировано, температура тела повышена, определяются ригидность затылочных мышц, симптомы Кернига и Брудзинского. В ликворе определяется примесь свежей крови и повышающее давление. Летальный исход наступает в 30% случаев. Возможны рецидивы кровоизлияния.

Ишемический инсульт (инфаркт мозга)

Ишемический инсульт возникает в связи с полным или частичным прекращением поступления крови в мозг по какому-либо сосуду в результате тромбоза, эмболии, спазма сосудов, патологии магистральных сосудов или резкого падения артериального давления.

Основная причина ишемического инсульта — атеросклероз сосудов мозга. Поэтому он чаще встречается у людей пожилого возраста, особенно при наличии заболеваний сердца и повышенной свертываемости крови.

Ишемический инсульт по типу тромбоза сосудов головного мозга развивается постепенно. Для него характерны предвестники, которые ощущаются больными за несколько часов, суток и даже месяцев до начала инсульта в виде парестезии, кратковременных парезов, зрительных, речевых и других расстройств.

Нередко инсульт развивается во время сна. Проснувшись, больные ощущают слабость, онемение конечностей, головокружение. При этом сознание сохраняется, АД в пределах нормы, кожные покровы бледные или обычной

окраски.

Неврологическая симптоматика нарастает в течение нескольких минут или часов и зависит от локализации пораженных сосудов.

При нарушении кровообращения в каротидном бассейне возникают парезы и нарушения чувствительности в противоположной половине тела по моно- или гемитипу. Поражение левого полушария сопровождается расстройствами речи, чтения и письма, а поражение правого — апрактоагностическими нарушениями.

При закупорке общей или внутренней сонной артерии развивается оптикопирамидный синдром, при котором на стороне тромбоза нарушается зрение, а на противоположной — движения в конечностях.

При нарушении кровообращения в вертебробазилярном бассейне наблюдаются выпадение полей зрения, двоение в глазах, нарушение координации и другие мозжечковые и вестибулярные расстройства; возможны бульварные симптомы с нарушением глотания, фонации и альтернирующие

параличи.

Эмболический инсульт развивается внезапно. Больные теряют сознание, однако кома обычно недлительная и неглубокая. Источником эмболии могут быть распадающиеся атеросклеротические бляшки в устьях магистральных сосудов головы, внутрисердечные тромбозы, болезни эндокарда и клапанов сердца и др.

Возможны также жировые(при переломе трубчатых костей) и газовые (кессонная болезнь) эмболии.

Патофизиология церебральной ишемии заключается в следующем. Прекращение мозгового кровотока приводит к необратимым изменениям уже через 5-8 минут. Вокруг очага ишемии находится зона «ишемической полутени», в которой нервные клетки не функционируют, но еще жизнеспособны. При неблагоприятном течении происходит массивная гибель нейронов, истощаются запасы глюкозы, накапливается молочная кислота, запускаются процессы апоптоза - программируемой гибели клеток, расширяется зона поражения. Очаг ишемии формируется от 3-6 (терапевтическое окно) до 48-56 часов.

Ишемический инсульт нередко имеет тяжелое течение, хотя летальность при нем ниже, чем при кровоизлияниях в мозг (20-30%). После стабилизации очаговых симптомов начинается восстановительный период, который длится месяцы и годы и сменяется периодом остаточных явлений (резидуальным).

  1. Лечение инсультов.

Лечение инсультов должно начинаться немедленно, в промежутке «терапевтического окна» (первые 3-6 часов после начала заболеваниея). На первом этапе, когда характер инсульта еще не установлен, проводят лечебные мероприятия, направленные на сохранение жизни больного. Это так называемая недифференцированная помощь.

Прежде всего, больного надо уложить на спину, слегка приподняв голову. Необходимо снять съемные зубные протезы, расстегнуть одежду, при наличии рвоты повернуть голову набок и очистить ротовую полость.

Инсультные больные подлежат госпитализации (желательно в первые 2 часа от начала инсульта) в специализированные неврологические отделения, за исключением агонирующих, нетранспортабельных пациентов. При транспортировке больного необходимо соблюдать особую осторожность, переносить его, избегая толчков, сохраняя равновесие при подъеме и спуске с лестницы.

Базисное (недифференцированное) лечение: поддержка дыхания (обеспечить проходимость дыхательных путей, очистить полость рта, удалить слизь из верхних дыхательных путей, дать увлажненный кислород, для предупреждения западения языка и облегчения дыхания возможно введение воздуховода, по показаниям - интубация, ИВЛ, трахеотомия с отсосом слизи). Для предотвращения рвоты и.аспирации рвотных масс в дыхательные пути вводят назогастральный зонд). Для профилактики пневмонии с первого дня назначают антибиотики широкого спектра действия (пенициллин, цефалоспорины);

ликвидация острых сердечно-сосудистых нарушений.-Если АД превышает 200/120, то его снижают на 10— 20% посредством атенолола, лабеталола 10 мг в/в, эсмо-лола, энаприла, нифедипина или дибазола 1% - 3-5 мл в/в, клофелина 1мл в/в, или в/м, рауседила 1-2 мл в/в или в/м. При артериальной гипотензии вводят физраствор, полиглюкин в сочетании с кортикостероидами (преднизолон, дексаметазон), или норадреналин, кордиамин, мезатон, поддерживая АД на уровне 140/85. Если инсульт сочетается с кардиальной патологией, то вводят сердечные гликозиды (строфантин, коргликон), дают антиаритмические средства);

  • для снятия отека мозга применяют маннитол, лазикс, дексаметазон;
  • корректируется водно-электролитный баланса крови путем введения физраствора, р-ра Рингера (2000-3000 мл в сутки) с постоянным контролем диуреза;
  • для улучшения метаболических процессов в мозге вво
    дят в/в пирацетам 20% - 5мл, церебролизин 1-5 мл, глиатилин, инстенон, глицин;
  • для повышения устойчивости мозга к гипоксии и купирования психомоторного возбуждения вводят натрия оксибутират, реланиум 2-4 мл в/в или в/м, дроперидол
  • борьба с гипертермией - при повышении температуры тела выше 38° проводят наружное охлаждение (водно-спиртовые обтирания, пузыри со льдом в подмышечные и паховые области), вводят анальгин, диклофенак, аспизол;
  • вводят антиоксиданты (эмоксипин, витамин Е).
    Дифференцированное лечение. При геморрагическом

инсульте больного следует уложить в постель, придать голове приподнятое положение и приложить к ней пузырь со льдом, а к ногам - теплые грелки. Вводят кровоостанавливающие препараты: аминокапроновую кислоту - по 100 мл внутривенно капельно 4—6 раз в сутки, амбен в/в, контрикал в/в, викасол, дицинон. Для предупреждения спазма мозговых сосудов вводят внутривенно капельно ниотон 5-10 мл или лидокаин 2% - 2 мл.

При лечении субарахноидального кровоизлияния необходимы: строгий постельный режим первые три недели , систолическое АД удерживать не выше 130-150 мм, ограничение объема вводимой жидкости до 1,5 л, введение ни-модипина.

Больного с ишемическим инсультом нужно уложить горизонтально, слегка приподняв голову. Назначают препараты, улучшающие церебральную гемодинамику (кавинтон, трентал, ницерголин); для улучшения реологических свойств крови внутривенно капельно вводят реополиглюкин, реоглюман, гемодез (до снижения гематокрита до 35-30%).

Для уменьшения вязкости крови назначают антикоагулянты - гепарин 20-40 тыс. ЕД в сутки в течение 5 дней. За один-два дня до его отмены добавляют антикоагулянты непрямого действия (синкумар, фенилин), применяют также фраксипарин, аспирин. При введении антикоагулянтов необходимо строго следить за показателями свертываемости крови (протромбиновый индекс не следует снижать ниже 60%  анализами мочи, чтобы не допустить передозировки. При подтверждении тромбоза или эмболии вводят стрептокиназу, альтеплазу.

Для профилактики геморрагии в зону ишемии назначают дицинон, оксигенаторы - цитохром, актовегин, солкосерил.

Некоторым инсультным больным, особенно с аневризмой сосудов мозга, желудочковым кровоизлиянием, проводятся нейрохирургические операции.

  1.  Последствия ранее перенесенного инсульта (более 1 года)

Несмотря на то, что причины, патогенез и патоморфологические изменения при геморрагических и ишемических инсультах различны, неврологическая симптоматика резидуального периода этих заболеваний сходна.

Поскольку чаще всего поражается бассейн средней мозговой артерии, то у больных, перенесших инсульт, остаются гемипарезы и нарушения чувствительности на противоположной очагу стороне. При поражении левого полушария страдает также и речь. Развивается поза Вернике-Манна, при которой у больного на стороне паралича рука согнута (гипертонуе сгибательных мышц руки), м нога выпрямлена (гипертонус разгибателей ноги). Походка становится сластико-паретической (гемиплегической) - парализованная нога выпрямлена, как бы удлинена, и при попытке сделать шаг, описывает полукруг.

Поскольку у больных, перенесших инсульт, основной причиной потери трудоспособности являются нарушения движений и речи, то реабилитационные мероприятия направлены на устранение этих дефектов. В поликлиниках, диспансерах, реабилитационных центрах и санаториях больным проводятся курсы лечебной гимнастики, массажа, физиопроцедур, бальнеолечения, логопедических занятий.

Больным назначаются препараты, корректирующие АД, улучшающие микроциркуляцию (курантил, кавинтон, фепам, бетасерк), понижающие свертываемость крови (аспирин 0,125 г в сутки, плавике), снижающие спастичность (Гшклофен), антидепрессанты (амитриптилин). Также проводят курсы лечения витаминами, биостимуляторами, ноотропными средствами.

Различают первичную и вторичную профилактику острых нарушений мозгового кровообращения. Первичная направлена на предотвращение инсульта, снижение фактора риска. Она предусматривает рациональный режим, питание, снижение факторов риска (эмоциональное напряжение, переедание, курение, алкоголь, гиподинамия), своевременное лечение начальных проявлений недостаточности кровоснабжения мозга. Вторичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов - повторных инсультов, и проводится в плане диспансерного наблюдения.

Фронтальный опрос.

1.Этиология нарушений мозгового кровообращения. (наиболее частыми причинами нарушения мозгового кровообращения являются церебральный атеросклероз и гипертоническая болезнь, реже — аномалии сосудов, ревматизм, васкулиты, патология сердца, сахарный диабет, болезни крови).

2. Что относится к ПНМК? (транзиторные ишемические атаки и церебральные гипертонические кризы).

3. Какая неврологическая симтоматика характерна для церебральных гипертонических кризов? (общемозговая: головная боль, тошнота, рвота на фоне артериальной гипертензии).

4. Дайте определение инсульту (внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения, в результате которого развиваются деструктивные изменения в ткани мозга и появляются стойкие симптомы его органического поражения. Различают два вида инсультов: геморрагический (кровоизлияние в мозг) и ишемический (мозговой инфаркт).

5. Как начинается геморрагический инсульт, паринхиматозное кровоизлияние? (начинается остро без предвестников, в момент физического или эмоционального напряжения).

6. Какие неврологические симптомы характерны для субарахнаидального кровоизлияния? (менингиальные: ригибность затылочных мышц, смптом Кернига, симптом Брудзинского, светобоязнь).

7. На какие два типа делится ишемический инсульт? (по типу тромбоза и по типу эмболии).

8. Какая неврологическая симтоматика будет характерна для ишемических инсультов? (очаговая: парезы и нарушения чувствительности в противоположной половине тела по моно- или гемитипу, растройсва речи, чтения, письма, глотания, выпадение полей зрения).

9. Принципы базисного лечения инсультов. (поддержка дыхания, ликвидация острых сердечно-сосудистых нарушений, борьба с отеком мозга, улучшение метаболических процессов в головном мозге).

10. Дифференцированное лечение инсультов.(геморрагические – гемостатики, ишемические – антикоагулянты).

11. Как осуществляется транспортировка пациентов с инсультами? (Транспортировка осуществлялась на носилках, лежа на спине, с поднятым до 30’ головным концом).

12. Последствия ранее перенесенного инсульта. (развивается поза Вернике-Манна, при которой у больного на стороне паралича рука согнута а  нога Походка становится сластико-паретической (гемиплегической) - парализованная нога выпрямлена, как бы удлинена, и при попытке сделать шаг, описывает полукруг.

Фармакологический диктант.

Распределить препараты по группам:

  1. Семакс
  2. Дексаметазон
  3. Маннитол
  4. Лазикс
  5. Дицинон
  6. Пирацетам
  7. Викасол
  8. Гидрокортизон
  9. Церебролизин
  10.  Аминокапроновая к-та
  11.  Фуросемид
  12.  Преднизолон

Эталон ответов.

ноотропы

диуретики

глюкокортикоиды

гемостатики

Семакс

Маннитол

Дексаметазон

Дицинон

Пирацетам

Лазикс

Гидрокортизон

Викасол

Церебролизин

Фуросемид

Преднизолон

Аминокапроновая к-та

Заполнить таблицу.

«Дифференциальная диагностика мозговых инсультов»

Признак

Ишемический инсульт

Геморрагический инсульт

Начало

Начало постепенное 

Начало внезапное 

Возраст

До 50 лет

Старше 50 лет

Сознание

Сознание сохранено 

Сознание утрачено 

Нарушения движения

Гемипарез, монопарез

Гемиплегия 

Кожные покровы

Кожные покровы бледные 

Кожные покровы гиперимированы 

Температура тела

В норме

Выше 39 С

Артериальное давление

Артериальное давление в норме 

Артериальное давление значительно повышено 

Зрачки

Зрачки без изменений 

Зрачки сужены 

Менингиальные симптомы

Менингеальные симптомы отрицательные 

Менингеальные симптомы положительные 

  1. Практическая часть занятия.

Демонстрационная часть.

  1. Преподаватель демонстрирует  лечебную манипуляцию «Подготовка инструментария для люмбальной пункции».
  2. Демонстрация учебного фильма «Проведение люмбальной пункции»

http://www.medisign.ru/upload/resize_cache/iblock/523/615_342_2/523582545004d99669173d66515d5a4f.jpg

 

http://www.critical.ru/RegionarSchool/content/tools/images/0110_7.jpg

Самостоятельная работа студентов.

1. Отрабатывают лечебную манипуляцию «Подготовка инструментария для люмбальной пункции».

2. Выписывают рецепты.

3. Решают ситуационные задачи.

4. Решают тестовые задания.

Подготовка инструментария для люмбальной пункции.

Цель: диагностическая и лечебная

Показания:

  • Взятие спинномозговой жидкости для исследования (кровь, белок, цитоз);
  • Взятие спинномозговой жидкости для уменьшения внутричерепного давления;
  • Введение лекарственных средств и анестезирующих растворов;
  • Введение воздуха в субарахноидальное пространство при пневмоэнцефалографии.

Противопоказания:

  • Инфекционные процессы в месте пункции

Составление набора инструментов для люмбальной пункции:

      Стерильно:

  • 2 — 3 иглы для люмбальной пункции с мандренами;
  • Пинцет или зажим;
  • 2 стерильные пробирки
  • Марлевые шарики, салфетки;
  • Стерильный лоток

На не стерильной части стола поместить:

  • Р - р новокаина 0,25%,
  • Р - р спирта 70%,
  • Р - р йодоната,
  • 3 шприца емкостью 5 мл;
  • Лейкопластырь;
  • Стерильные перчатки;
  • Иглоотсекатель;
  • Емкость с дезраствором;
  • Лоток для отработанного материала

Выписать рецепты на следующие препараты:

  1. Р-ор Фуросемида 1% - 2 мл № 10
  2. Р-ор Преднизалона  30 мг в 1 мл № 5
  3. Р-ор Викасола 1% 1мл № 10
  4. Ноотропил в капс. № 60
  5. Р-ор Пирацетама 20% 5 мл № 10

Эталоны ответов:

Rp: Sol. Furosemidi 1% - 2 ml

D.t.d. N 10 in amp.

S. в/м, в/в

Rp: Sol. Prednisoloni 30 mg in 1ml

D.t.d. N 5 in amp.

S. в/в.

Rp: Sol. Vikasoli 1% - 1ml

D.t.d. N 10 in amp.

S. в/м.

Rp: Nootropyli 0,4

D.t.d. N 60 in caps.

S. внутрь по 1 капсуле 2-3 раза вдень.

Rp: Sol. Pyracetami 20% - 5 ml

D.t.d. N 10 in amp/

S. в/в, в/м.

Ситуационные задачи.

Задача №  1

Вызов фельдшера скорой помощи на дом к мужчине 60 лет, находящемуся без сознания. Со слов жены за несколько часов до потери сознания жаловался на сильную головную боль, головокружение, тошноту, рвоту. Накануне было застолье с употреблением алкоголя. В анамнезе – гипертоническая болезнь, систематически не лечился.

Объективно: неконтактен, речь отсутствует. Гиперемия лица, зрачки расширены с обоих сторон, равны, реакция на свет отсутствует, психомоторное возбуждение. АД 280/120 мм рт. ст., пульс 120 ударов в минуту, дыхание шумное, глубокое с периодами  апноэ до 5-10 сек.

Задания

1. .Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.

2. Составьте стандарт оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

Задача №  2

Вызов на дом фельдшера скорой помощи. Мужчина 60 лет, жалобы на нарушение речи (по типу «каши во рту»), общую слабость, головокружение, головную боль (умеренно выраженную), онемение в правых конечностях и правой половине лица. Болеет второй день. Сначала онемели правые конечностях, сегодня с утра появились нарушения речи.

Объективно: АД 120/70 мм рт. ст., пульс 68 ударов в минуту, температура 36,6 град. С. Опущен угол рта справа, опущено правое веко. Снижена чувствительность в правых конечностях. Сила мышц рук и ног чуть снижена справа. Походка нарушена: слегка подволакивает правую ногу. Речь нарушена: нечетко выговаривает слова, «проглатывает» окончания фраз. Понимание речи сохранено.

Задания

  1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
  2. Расскажите об объеме догоспитальной помощи и транспортировке по назначению.

Эталоны ответов

Задача №  1

1. Острое нарушение мозгового кровообращения (геморрагический инсульт).

Заключение основано на данных анамнеза: гипертоническая болезнь, употребление алкоголя, внезапное начало, степень неврологических нарушений.

2. Стандарт оказания неотложной помощи:

  • ввести гипотензивные препараты (фуросемид, лазикс 1% (0,4-0,6 внутривенно) для снижения АД не более 1/3 от исходного;
  • ввести пирацетам 5 мл 20% для улучшения метаболических процессов в головном мозге;
  • госпитализировать на носилках в неврологический стационар с поднятым головным концом.

Задача №  2

  1. Острое нарушение мозгового кровообращения (ишемический инсульт в левой средней мозговой артерии). Относительно постепенное развитие симптомов заболевания, «сторонность» двигательных и чувствительных нарушений, моторная афазия.
  2. Догоспитальная помощь:
  • ввести пирацетам 5 мл 20% (с целью улучшения мозгового кровообращения);
  • ввести фуросемид 1% - 2,0 в/в для предупреждения отека мозга;
  • ввести преднизолон 30 мг в/в (противоотечный эффект);
  • снять ЭКГ;

-   транспортировать на носилках в неврологический стационар

8.Тестовый контроль.

Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС.

Вариант № 1.

 

  1. ОНМК и ХСМН-это проявления:

 А) сосудистого поражения головного мозга;

 Б) НПНМК

 В) инсульта

 Г) ТИА

2. В ХСМН выделяют  преходящие нарушения мозгового кровообращения и инсульты?

 А) да

 Б) нет

3. В лечении НПНМК сон необходимо удлинять до:

 А) 10-12

 Б) 6-7

 В) 8-9

 Г) 7-8 часов

4. Клиническая картина дисциркуляторной недостаточности проявляется:

 А) церебральным атеросклерозом

 Б) гипертонической болезнью

 В) вазомоторной дистонией

5.ТИА чаще возникают в:

А) вертебральном бассейне

Б) каротидном бассейне

6. Малый инсульт-это:

А) инсульт, при котором восстановления пострадавших функций происходит в течение трех недель

 Б) внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения

 В )мозговой инфаркт

 Г) острое нарушение мозгового кровообращения, характеризующиеся кровоизлиянием в ткань мозга

7.Субарахноидальное кровоизлияние развивается преимущественно:

 А) у лиц пожилого возраста

 Б) у лиц молодого возраста

 В) в старческом возрасте

 Г ) у детей

8.Ишемический инсульт по типу тромбоза сосудов головного мозга начинается:

 А) остро, без предвестников

 Б) постепенно, с предвестниками

 В) остро

 Г) постепенно, без предвестников

9.Клиническая картина геморрагического инсульта имеет:

 А) 4

 Б) 5

 В) 2

 Г) 3 периода

10.Приступы тонического напряжения мышц, сменяющиеся гипотонией, это:

 А) тик

 Б) тремор

 В) нистагм

 Г) горметония

Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС.

Вариант № 2.

  1. Наиболее частыми причинами нарушения мозгового кровообращения является церебральный атеросклероз и ГБ?

 А) да

 Б) нет

2. ПНМК делятся на:

 А) ТИА и гипертонические кризы

 Б ) инсульты

 В) ОНМК и ХСМН

 Г) острые и подострые

3. Вентрикулярное кровоизлияние характерно для:

 А) микроинсульта

 Б) мозгового инсульта

 В) Геморрагического инсульта

4. Эмболический инсульт развивается:

 А) внезапно

 Б) постепенно

 В) остро, с предвестниками

 Г) постепенно, с предвестниками

5.Атеросклероз сосудов мозга, является ли основной причиной ишемического инсульта?

 А) да

 Б ) нет

6. «Терапевтическое окно» ишемии формируется:

 А) от 3-6 часов до 48-56 часов

 Б) от суток до недели

 В) 2-3 часа

7. Шейный остеохондроз и деформирующий спондилез, это основная причина:

 А) геморрагического инсульта

 Б) Ишемического инсульта

 В) вертебрально-базилярной недостаточности

 Г ) ПНМНК

8.Мозговым инсультом называется:

А) инсульт, при котором восстановление пострадавших функций происходит в течение трех недель

      Б) острое нарушение мозгового кровообращения

 В) Внезапно наступающее нарушение мозгового кровообращения, в результате которого развиваются деструктивные изменения в ткани мозга

9.Для уменьшения вязкости крови назначают:

 А) антикоагулянты

 Б) препараты, улучшающие церебральную динамику

 В) оксигенаторы

10.Поза Вернике-Манна,это:

 А) повышение тонуса сгибателей руки и разгибателей ноги

 Б) у лежащего  на боку больного ноги приведены к ивоту, голова запрокинута, позвоночник выгнут дугой назад

 В) приведение и сгибание ног при надавливании на лобок

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ:

Вариант 1

Вариант 2

1

А

А

2

Б

А

3

В

В

4

А

А

5

А

А

6

А

А

7

Б

В

8

Б

В

9

Г

А

10

Г

А

9. Список литературы.

Основная:

1. Нервные и психические болезни с основами медицинской психологии / под ред. Г.В.

Морозова – М.: Медицина, 1987г.

2.Смолева ,Э.В., Шутов, Ю.Э.Терапия для фельдшера [Текст]  / Э.В. Смолева,  Ю.Э. Шутов.- Ростов-н/Д:Феникс, 2007.-213 с.

3.Спринц А.М. Нервные болезни: учебник для медицинских  училищ и колледжей. – СПб.: СпецЛит, 2011.- 431с.: ил.

4.Бортникова С.М. Нервные и психические болезни : учеб. пособие / С.М. Бортникова ( Цыбалова), Т.В.Зубахина. – Изд. 9-е, стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 478 с. : ил. – ( Медицина ).

5.Косарев В.П. Общая и клиническая фармакология: учебник для медицинских училищ и колледжей / В.В.Косарев, С.А.Бабанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 477 с.

6. Ласков, В.Б. Неотложная неврология (догоспитальный этап): учебное пособие для студентов мед. вузов / В.Б. Ласков.-М.: МИА, 2010.- 376

7.Верткин, А.Л. Скорая помощь: руководство для фельдшеров и медсестер / А.Л.Верткин.-М.:Эксмо, 2010.- 528с.  

Дополнительная:

  1. Виленский Б.С. Инсульт: профилактика, диагностика, лечение.-СПб.: Фолиант, 2005.-397с.
  2. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова, издательство МЕДИА СФЕРА 2006.
  3. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=511186
  4. http://www.lvrach.ru/1998/05/4527041/
  5. http://www.eurolab.ua/diseases/620


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия по теме: "Принципы лечения пациентов в наркологии. Алкоголизм"

По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель распространённости алкоголизма в высокоразвитых странах колеблется в пределах от 11 до 44 случаев на 1000 человек. Традиционно подавляющее б...

Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...

Методическая разработка практического занятия " Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания".

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению практического занятия по теме "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания" по специальности 34.02.01 Сестринское дело.В м...

Методическая разработка практического занятия по генетике. Наследственные заболевания человека и методы их диагностики

Материал для проведения практического занятия занятий для студентов медицинских учреждений СПО по Генетике...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине ОП.07. Фармакология "Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и составлена ...

Методическая разработка практического занятия - Сестринская помощь при заболеваниях почек и органов мочевыделительной системы

Методическая разработка практического занятия составлена согласно требованиям рабочей программы  ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном процессах  МДК 02.01 Сестрин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.

Цели разработки занятия: Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия   студентами: Лечение заболеваний пищеварительной системыклинической картины различных забо...