Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»
методическая разработка

Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявления заболеваний органов дыхания у детей, принципы сестринского ухода, манипуляции при заболевании органов дыхания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

Методическая разработка

практического занятия

             «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

 ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Курс  3  Семестр  5

Подготовила

преподаватель

Коваленко А.Ю..

2020


Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

ПО МОДУЛЮ: ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК. 02.01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

 по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Тема занятия: Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания

Вид занятия: Практическое

Продолжительность 180 мин.

Место проведения: кабинет «Основы профилактики».

Цели учебного занятия:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний сестринского ухода за детьми с заболеваниями органов дыхания– ринитом, фарингитом, ларингитом, трахеитом, бронхитом, бронхиолитом, пневмонией, отработать навыки ухода за детьми, способствовать формированию профессиональных компетенций;

Развивающая: актуализировать личностный подход обучающихся к данной теме, способствовать формированию мышления, познавательных и общетрудовых умений;

Воспитательная: воспитывать профессиональную направленность, способствовать формированию обшекультурных компетенций, осуществлять нравственное воспитание, развивать трудолюбие, умение работать в коллективе.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Формирование практического опыта   осуществления ухода за  детьми с заболеваниями органов дыхания ( ринитом, фарингитом, ларингитом, трахеитом, бронхитом, бронхиолитом, пневмонией, выполнения технологий оказания медицинских услуг.

Уметь: готовить ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультировать родителей по применению лекарственных средств, осуществлять фармакотерапии по назначению врача, проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни ребенка, выполнять технологии оказания медицинских услуг, использовать аппаратуру, оборудования, изделий медицинского назначения, вести утвержденную медицинскую документацию.

Знать: причины, клинические признаки, методы диагностики, профилактику, организацию и методы оказания сестринской помощи; правила использования изделий медицинского назначения.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6.

Работать в коллективе  и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.

Методы и приемы обучения: репродуктивные (практические), дедуктивные (проблемно-обобщающие), активные (иммитационные).

Средства обучения: куклы – фантомы, детская кроватка, пеленальный стол, процедурный стол, стерильная укладка, медикаменты, компрессорный небулайзер

Технические средства обучения: ноутбук..

Электронные: мультимедийная презентация по теме,

Литература:

Основные учебные издания: Учебник В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринский уход в педиатрии», М., 2016, стр.71-87.

Дополнительная литература: Интернет ресурсы.

Хронологическая карта занятия

Этапы учебного занятия

Время

(минуты)

1.

Организационный момент

2

2.

Постановка целей, начальная мотивация

3

3.

Определение исходного уровня знаний

20

4.

Вводный инструктаж

10

5.

Самостоятельная работа

105

6.

Заключительный инструктаж

20

7.

Заполнение дневников

5

8.

Подведение итогов

5

9.

Задания для самостоятельной работы студентов

5

10.

Уборка рабочего места

5

Организационный момент.

Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов,  сообщается тема практического занятия.

Постановка целей, начальная мотивация.

Постановка цели с проведением мотивации, сообщается  план проведения занятия.

Определение исходного уровня знаний.

Выявляются исходные знания и умения, необходимые для изучения темы.

Проводится устный терминологический диктант (приложение 1), письменное решение тестовых заданий 1-2 вариант (приложение 2), взаимопроверка тестовых заданий, работа над ошибками.

Вводный инструктаж.

  • Преподаватель демонстрирует поэтапное выполнение медицинской технологии – ингаляторное введение лекарственных средств при помощи компрессорного небулайзера (приложение 4);
  • обращает внимание на возможные ошибки;
  • отвечает на вопросы студентов по окончании демонстрации;
  • проводит инструктаж перед работой в кабинете.

Самостоятельная работа: студенты проводят отработку медицинских услуг «малыми группами», решают проблемно-ситуационные задачи (приложение 3).

Заключительный инструктаж:

  • преподаватель принимает зачетную технологию на оценку;
  • выявляет ошибки, намечает пути их устранения;
  • делает вывод об усвоении технологии.

Заполнение  дневников.

Подведение итогов:

  • преподаватель анализирует работу каждого студента;
  • отмечает положительные и отрицательные стороны деятельности студентов;
  • определяет степень достижения целей, задач практического  занятия.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Тема «Сестринский уход при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»

Учебник В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринский уход в педиатрии», М., 2016, стр. 87-100.


Ход практического занятия

п/п

Название этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время

1.  

Орг. момент.

Постановка целей, начальная мотивация

Отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории,  сообщается тема,  цели с проведением мотивации, сообщается   план проведения занятия. Инструктаж по охране труда

Создание рабочей

атмосферы, формиро-вание познавательного интереса к учебной деятельности поданной теме, дисциплинирование и мотивация студентов.

5 мин

2.

Проверка

исходного уровня

знаний

а)  устный терминологический диктант

б) тестовый контроль

(2 варианта заданий).

в) подведение итогов контроля:

Преподаватель обращает внимание

на допущенные ошибки,  вносит кор-рективы в ответы,  отмечает лучших студентов и дает рекомендации,  пояснения тем,  кто допустил ошибки.

Выявление и коррекция исходных знаний и умений, необходимых для изучения

темы.

20 мин.

3.

Практичес-кая часть

Самостоя-тельная работа

Вводный инструктаж.

Подготовка студентов к самостоя-тельной работе:

проведение инструктажа и распределение индивидуальных заданий, проведение инструктажа по выполнению заданий,  обучение навыкам работы с муляжами, фантомами,  демонстрация техники выполнения манипуляций,

А) Решаются проблемно-ситуационные задачи «малыми группами» - составление планов ухода за детьми с заболеваниями органов дыхания (приложение 3).

Б) Преподаватель демонстрирует медицинскую технологию - ингаляторное введение лекарственных средств с помощью небулайзера (приложение 4).

В)  самостоятельная работа

студентов:

преподаватель   следит за   ходом

самостоятельной работы,  где необ-ходимо,  делает конкретные реко-мендации студентам,  отвечает на их вопросы.

Формирование

познавательного интереса к данной теме, побуждение к

самостоятельной

деятельности, помощь в осмыслении действий.

Выработка  умений

самостоятельной работы по  данной теме.

Приобретение

практического опыта.

Формирование ОК и ПК.

115 мин.

4.

Заключи-тельный инструк-таж

Преподаватель принимает зачетную технологию на оценку;

выявляет ошибки, намечает пути их устранения;

делает вывод об усвоении технологии.

Оценка эффективности и качества выполнения медицинской технологии.

20 мин

5.

Заполнение дневников.

Студенты заполняют дневники практических занятий.

Дисциплинирование студентов. Привитие навыков работы с документацией.

5 мин

6.

Подведение итогов

занятия

Преподаватель кратко анализирует

занятие и дает критическую оценку

каждого его этапа,  обращает внимание на хорошие результаты и на допу-щенные ошибки,  выделяет лучшие работы и указывает на отставание,  недостаточную подготовленность к занятию, отмечает прогресс в учебной

деятельности студентов.

Проверяет и оценивает учебные записи студентов  (дневники).

Побуждение студентов к рефлексии,

стимулирование интереса к учебе и ее результатам.

5 мин

7.

Задание

для самостоя-тельной работы студентов.

Преподаватель дает четкие рекомен-дации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах.

Акцентирует внимание на тех заданиях, которые можно использовать при формировании Портфолио студента.

Обеспечение

добросовестного и

осознанного выполнения

домашнего задания.

5 мин

8.

Уборка рабочего места.

Студенты убирают рабочие места.

Дисциплинирование студентов.

5 мин


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

к практическому занятию

Тема: Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания

Место проведения кабинет «Основы профилактики».

Продолжительность 180 мин.

Медицинская технология:

Ингаляторное введение лекарственных средств с помощью компреччорного небулайзера.

 Оснащение: рабочая тетрадь, кукла-фантом, детская кроватка, пеленальный стол, процедурный столик, стерильная укладка, медикаменты, компрессорный небулайзер.

После изучения темы студент должен:

сформировать практический опыт осуществления ухода за детьми с заболеваниями органов дыхания, выполнения технологий медицинских услуг;

Уметь: готовить ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам, консультировать родителей по применению лекарственных средств, осуществлять фармакотерапию по назначению врача, проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни ребенка, выполнять технологии оказания медицинских услуг, использовать аппаратуру, оборудования, изделий медицинского назначения, вести утвержденную медицинскую документацию.

Знать: причины, клинические признаки, методы диагностики, профилактику, организацию и методы оказания сестринской помощи при заболеваниях дыхательной системы у детей; правила использования изделий медицинского назначения.

Формируемые компетенции:

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6.

Работать в коллективе  и  команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Содержание занятия:

Структурные элементы практического занятия

Действия студентов

Время

1.

Организационный момент.

Бригадир доводит до сведения преподавателя готовность бригады к занятию (внешний вид, отсутствующие).

5

мин.

2.

Контроль исходного уровня знаний.

Проверка знаний студентов:

  • Устный терминологический диктант.
  • Решение тестовых заданий 1-2 вариант.

20 мин.

3.

Практическая часть

Самостоятельная работа.

Вводный инструктаж.

А) Решаются проблемно-ситуационные задачи «малыми группами» - составление планов ухода за детьми с заболеваниями органов дыхания (приложение 3).

Б) Преподавателем демонстрируется медицинская технология - ингаляторное введение лекарственных средств(приложение 4).

В)  самостоятельная работа студентов:

Студенты знакомятся с целью и объемом задания, разбиваются на «малые группы», распределяются по рабочим местам и отрабатывают медицинские технологии.

    115 мин.

4.

Заключительный инструктаж

Студенты сдают зачетную технологию на оценку;

выявляются ошибки, намечаются пути их устранения.

20 мин

4.

Заполнение дневников, манипуляционных тетрадей. Проверка преподавателем дневников и тетрадей медицинских технологий.

Студенты отмечают в дневнике и тетради медицинских технологий  этапы выполнения работ.

5

мин.

  5.

Подведение итогов занятия.

До сведения каждого студента доводится итог выполненной работы на занятии, анализируются ошибки и выставляются оценки в журнал.

5

мин.

6.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Тема «Сестринский уход при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»

Учебник В.Д. Тульчинская, Н.Г. Соколова «Сестринский уход в педиатрии», М., 2016, стр. 87-100.

5

мин.

7.

Заключительная часть.

Уборка рабочих мест, сдача инструментария.

5

 мин.

Приложение 1

Термины к теме «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

  • РИНИТ - воспаление оболочки носовой полости.
  • РИНОФАРИНГИТ- воспаление слизистой носа и глотки
  • ФАРИНГИТ воспаление слизистой глотки
  • ЛАРИНГИТ - воспаление слизистой гортани
  • ОБСТРУКТИВНЫЙ ЛАРИНГИТ (ложный круп) - воспаление слизистой гортани и тканей  подскладочного пространства с сужением просвета гортани
  • СТЕНОЗ ГОРТАНИ - сужение просвета гортани
  • БРОНХИТ - воспаление слизистой бронхов
  • ОБСТРУКТИВНЫЙ БРОНХИТ - овоспаление слизистой бронхов с сужением или окклюзией их просвета
  • БРОНХИОЛИТ - воспаление мелких бронхов и бронхиол
  • ПНЕВМОНИЯ - воспалительный процесс в паренхиме легких.
  • ОЧАГОВАЯ ПНЕВМОНИЯ  - воспаление участков дегочной ткани размером не менее 0,5 на 0,7 мм
  • СЕГМЕНТАРНАЯ ПНЕВМОНИЯ - воспаление одного или нескольких сегментов
  • КРУПОЗНАЯ ПНЕВМОНИЯ  - воспаление доли легкого
  • ИНТЕРСТИЦИАЛЬНАЯ ПНЕВМОНИЯ- воспаление соединительной и межальвеолярной ткани легкого
  • ЭКСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА - одышка с затруднением выдоха
  • ИНСПИРАТОРНАЯ ОДЫШКА - одышка с затруднением вдоха
  • БУДЕСОНИД (пульмикорт) - пртивовопалительный препарат, глюкокортикоид, вводится ингаляторно
  • ПРЕДНИЗОЛОН - противовоспалительный препарат, глюкокортикоид, вводится перорально и парентерально

Приложение 2

Тестовые задания к теме:

 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

Вариант 1

Инструкция:

Внимательно прочитайте тестовые задания и методом выбора дайте по одному правильному ответу на каждый предложенный вопрос.

Нельзя пользоваться учебной литературой, справочниками, конспектами, мобильными телефонами.

Время выполнения одного тестового задания – 1 минута

1.АНАТОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЕВСТАХИЕВОЙ ТРУБЫ У РЕБЕНКА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЧАСТОМУ РАЗВИТИЮ ОТИТА

а) короткая и широкая

б) короткая и узкая

в) длинная и широкая

г) длинная и узкая

2.НАИБОЛЕЕ ЧАСТАЯ ПРИЧИНА ОСТРОГО БРОНХИТА У ДЕТЕЙ

а) бактерии

б) вирусы

в) простейшие

г) грибы

3.ОСНОВНОЙ СИМПТОМ ОСТРОГО БРОНХИТА У ДЕТЕЙ

а) слабость

б) недомогание

в) снижение аппетита

г) кашель

4.ЛИХОРАДКА, ОДЫШКА, КАШЕЛЬ, ЛОКАЛЬНОЕ УКОРОЧЕНИЕ ПЕРКУТОРНОГО ЗВУКА У ДЕТЕЙ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ

а) острого бронхита

б) хронического бронхита

в) острой пневмонии

г) бронхиальной астмы

5.РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ДИАГНОСТИКЕ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ ИМЕЕТ

а) общий анализ крови

б) общий анализ мочи

в) рентгенография легких

г) спирография

6.ЭТИОТРОПНАЯ ТЕРАПИЯ ПНЕВМОНИИ У ДЕТЕЙ – ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕПАРАТОВ

а) противомикробных

б) десенсибилизирующих

в) отхаркивающих

г) бронхолитических

7.ДЛЯ КУПИРОВАНИЯ ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ ИСПОЛЬЗУЮТ  Β-АДРЕНОМИМЕТИК

а) димедрол

б) интал

в) преднизолон

г) сальбутамол

8.ПРИ ЛЕЧЕНИИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯЮТ ИНГАЛЯЦИОННЫЙ ГЛЮКОКОРТИКОСТЕРОИД

а) адреналин

б) бекотид

в) гидрокортизон

г) димедрол

9.КЛИНИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ НАЗОФАРИНГИТА У ДЕТЕЙ

а) отеки

б) желтуха

в) кровотечения

г) кашель

10.ОСЛОЖНЕНИЕ ЛАРИНГОТРАХЕИТА

а) пилоростеноз

б) стеноз гортани

в) головная боль

г) воспаление плевры

11.НАРУШЕНИЕ ДЫХАНИЯ ПРИ РИНИТЕ У ГРУДНОГО РЕБЕНКА СОПРОВОЖДАЕТСЯ

а) затруднением кормления грудью

б) облегчением кормления грудью

в) увеличением массы тела


12.КАПЛИ С СОСУДОСУЖИВАЮЩИМИ ПРЕПАРАТАМИ ПРИМЕНЯЮТ ДЕТЯМ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОСТРОМ РИНИТЕ ДО КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ С ЦЕЛЬЮ

а) уменьшения отека слизистой носа

б) увеличения отека слизистой носа

в) уменьшения температуры тела

г) увеличение перистальтики кишечника

13.ПРИ ОСТРОМ ОТИТЕ У ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯЮТ

а) горчичники

б) банки

в) холодный компресс на область уха

г) согревающий компресс на область уха

14.ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПРИ УГРОЗЕ СТЕНОЗА ГОРТАНИ У РЕБЕНКА ВНЕ ЛЕЧЕБНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

а) направление в поликлинику

б) срочная госпитализация

в) проведение оксигенотерапии

г) назначение физиотерапевтических процедур

15.ПРИ ОСТРОМ БРОНХИТЕ У ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯЮТ ОТХАРКИВАЮЩУЮ МИКСТУРУ С

а) термопсисом

б) толокнянкой

в) валерианой

г) пустырником


Тестовые задания к теме:

 СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

Вариант  2

Инструкция:

Внимательно прочитайте тестовые задания и методом выбора дайте по одному правильному ответу на каждый предложенный вопрос.

Нельзя пользоваться учебной литературой, справочниками, конспектами, мобильными телефонами.

Время выполнения одного тестового задания – 1 минута

1.КРАТКОВРЕМЕННАЯ ОСТАНОВКА ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ

а) апноэ

б) брадипноэ

в) тахипноэ

г) асфиксия

2.ВЕДУЩИЙ КЛИНИЧЕСКИЙ СИМПТОМ ОБСТРУКТИВНОГО БРОНХИТА У ДЕТЕЙ

а) боль в грудной клетке

б) лихорадка

в) одышка

г) слабость

3.ПРИ ОБСТРУКТИВНОМ БРОНХИТЕ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ

а) инспираторная одышка

б) экспираторная одышка

в) дыхание Куссмауля

г) дыхание Чейна-Стокса

4.КРАСНОВАТО-КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ МОКРОТЫ У ДЕТЕЙ ОТМЕЧАЕТСЯ ПРИ ПНЕВМОНИИ

а) интерстициальной

б) очаговой

в) сегментарной

г) крупозной

5.ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭТИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА ПНЕВМОНИИ У РЕБЕНКА СЛЕДУЕТ ПРОВЕСТИ

а) общий анализ крови

б) общий анализ мочи

в) рентгенографию легких

г) посев мокроты


6.БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА У РЕБЕНКА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

а) лихорадкой

б) судорогами

в) приступами удушья

г) отеками

7.ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПРИСТУПОВ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ У ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯЮТ

а) пипольфен

б) интал

в) эуфиллин

г) эфедрин

8.ВОСПАЛЕНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ НОСА И ГЛОТКИ У ДЕТЕЙ – ЭТО

а) ринит

б) назофарингит

в) ларингит

г) ларинготрахеит

9.ПРИ НАЗОФАРИНГИТЕ У ДЕТЕЙ ПРИМЕНЯЕТСЯ

а) оксигенотерапия через пеногасители

б) оксигенотерапия

в) полоскание горла отваром ромашки

г) полоскание горла физраствором

10.ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ ДЫХАНИЯ ПРИ ОСТРОМ РИНИТЕ У ДЕТЕЙ

а) отек слизистой, гиперсекреция слизи

б) отек слизистой, гиперсекреция мокроты

в) атрофия слизистой, гиперсекреция слизи

г) атрофия слизистой, гиперсекреция мокроты

11.ПРИ ОСТРОМ РИНИТЕ ДЕТЯМ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА ДО КОРМЛЕНИЯ ГРУДЬЮ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ВВОДИТЬ КАПЛИ ПРЕПАРАТОВ

а) антибактериальных

б) антигистаминных

в) сосудосуживающих

г) сосудорасширяющих


12.ВЕДУЩИМ СИМПТОМОМ ПРИ ОСТРОМ ОТИТЕ У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ

а) кашель

б) одышка

в) боль в грудной клетке

г) боль в ухе

13.СТЕНОТИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ГОЛОСА, ГРУБЫЙ КАШЕЛЬ НАБЛЮДАЕТСЯ У ДЕТЕЙ ПРИ

а) ларингостенозе

б) трахеите

в) бронхите

г) пневмонии

14.ПРИ ОСТРОМ БРОНХИОЛИТЕ У ДЕТЕЙ РАЗВИВАЕТСЯ ВЫРАЖЕННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

а) дыхательная, сердечно-сосудистая

б) дыхательная, почечная

в) печеночная, почечная

г) печеночная, надпочечниковая

15.ПРИ УХОДЕ ЗА РЕБЕНКОМ С ОСТРЫМ БРОНХИТОМ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ОТХОЖДЕНИЯ МОКРОТЫ МЕДСЕСТРА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ

а) оксигенотерапию

б) оксигенотерапию через пеногасители

в) постановку горчичников на грудную клетку

г) вибрационный массаж, постуральный дренаж


Эталоны ответов к тестовым заданиям по теме :

СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Вариант 1

Вариант 2

1

а

а

2

б

в

3

г

б

4

в

г

5

в

г

6

а

в

7

г

б

8

б

б

9

г

в

10

б

а

11

а

в

12

а

г

13

г

а

14

б

а

15

а

г

 Критерии оценки:

%

оценка

Количество правильных ответов

Количество ошибок

90-100

5

14-15

0-1

80-89

4

12-13

2-3

70-79

3

10-11

4-5

69 и менее

2

9 и менее

6 и более


                                                                                                                                              Приложение 3

Задача № 1

На стационарном лечении находится ребенок 8 лет. Диагноз: правосторонняя нижнедолевая крупозная пневмония, дыхательная недостаточность II степени. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на отрывистый, болезненный кашель. Боли в правой половине грудной клетки и боли в животе, особенно при кашле. Общая слабость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела, аппетит отсутствует.

Из анамнеза: 2-ой день заболевания. Заболевание началось остро с подъема температуры до 39º С, общего недомогания, болей в животе, рвоты, затем появились боли в правом боку при покашливании.

Объективно: состояние тяжелое. Очень бледный, синева под глазами, выражен цианоз носогубного треугольника. ЧДД 60 в минуту, дыхание стонущее, пульс 160 уд./мин. Тоны сердца значительно приглушены. Положение в постели пассивное, температура тела 38,5º С.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Подготовьте ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам. Осуществите фармакотерапию.

Задача № 2

Ребенок 5 мес. Болен 5-й день, заболевание началось с повышения Т тела до 38º С, появления кашля, насморка, снижения аппетита. На 4-й день болезни появилось затрудненное дыхание с участием вспомогательной мускулатуры (напряжений крыльев носа). При осмотре кожные покровы, слизистые оболочки бледные, отмечается цианоз носогубного треугольника. Число дыханий - 46 в мин., частота пульса 154 в мин. Тоны сердца несколько приглушены. Обе половины грудной клетки одинаково участвуют в акте дыхания. Перкуторно над легкими звук с коробочным оттенком. Аускультативно - жесткое дыхание, мелкопузырчатые влажные хрипы и крепитация справа в подлопаточной области. Живот мягкий безболезненный, печень выступает из-под реберной дуги на 0,5 см.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Подготовьте ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам. Осуществите фармакотерапию.

Задача № 3

В инфекционное  отделение госпитализирован ребенок 14 дней с диагнозом: ринит.

Обследование: ребенок родился в срок с массой тела 3,5 кг, длиной 55 см, закричал сразу, к груди приложен на 2-е сутки. Температура тела 36,8º С, у ребенка заложенность носа, слизистое отделяемое из носовых ходов. Ребенок беспокоится. Мать отмечает, что ребенок стал хуже сосать грудь

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Подготовьте ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам. Осуществите фармакотерапию.

Задача № 4

 В инфекционное отделение госпитализирован ребенок 1 года с диагнозом: ОРВИ, стенозирующий ларингит.

Обследование: температура тела - 36,4º С, Ps - 130 в мин., ЧДД 40 в мин. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затрудненным вдохом. Во время вдоха втягиваются межреберные промежутки, надключичные области, яремная ямка. У ребенка сухой лающий кашель. В легких жесткое дыхание. Тоны сердца приглушены. Физиологические отправления в норме.

Задания: Выявите проблемы ребенка. Составьте план сестринского ухода. Подготовьте ребенка к лечебно-диагностическим вмешательствам. Осуществите фармакотерапию.


Критерии оценки решения

проблемно-ситуационной задачи

5 (отлично) – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий медицинской сестры, полный план сестринского ухода;

4 (хорошо) – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; полный план сестринского ухода; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя;

3 (удовлетворительно) – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах преподавателя.

2 (неудовлетворительно) – неправильный план сестринского ухода; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента.


                                                                                                                Приложение 4

Медицинская технология:

Ингаляторное введение лекарственнных средств при помощи компрессорного  небулайзера

Небулайзер - устройство для преобразования жижкости в аэрозоль с сособо мелкодисперсными частицами способными проникать преимуществвеннно в переферические бронхт

Преимущества: Небулайзерная терапия, создает высокие концентрации лекарственного вещества в легких, не требует координации ингаляции с актом вдоха.

Цели:

доставка терапевтической дозы препарата в аэрозольной форме непосредственно в бронхи больного

получение эффекта за короткий период времени (5-10 минут).                                                                              

Показания:  воспалительные и аллергические заболевания верхних и нижних дыхательных путей

Противопоказания:  индивидуальная непереносимость лекарственных средств

Оснащение: компрессорный небулайзер, лекарственный препарат, физ. раствор.

Этапы

обоснование

подготовка к процедуре

- идентифицировать пациента

- получить согласие родителей или представителя пациента

 - объяснить ребенку или родственникам ход и суть выполнения манипуляции

- обеспечение права на информацию

 - Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

 - Обеспечение инфекционной безопасности

-открыть небулайзер, перелить жидкость из небулы или накапать раствор

 - необходимое условие для выполнения процедуры

 - добавить физ. раствор до нужного объема (по инструкции к лекарственном  препарату)

 - собрать небулайзер, проверить его работу

 - присоединить мундштук или маску

 Маска для детей первых лет жизни

Выполнение процедуры

- усадить ребенка в удобное положение или уложить

 - создание комфортных условий

 - надеть маску или дать мундштук, включить небулайзер

-необходимое условие для выполнения процедуры

 - Выполнить ингаляцию до полного расходования раствора

Завершение процедуры

 - умыть лицо, прополоскать ребенку полость рта теплой кипяченой водой, обеспечить покой, рекомендовать воздержаться от кашля и разговора на 20-30 минут

Достижение эффекта процедуры, профилактика побочных явлений

Разобрать и обработать небулайзер

- Обеспечение инфекционной безопасности

Вымыть и осушить руки, сделать запись о манипуляции в карте пациента


Критерии оценки выполнения

медицинской технологии

5 (отлично) – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения медицинской технологии; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом, соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются;

4 (хорошо) – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения медицинской технологии; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами преподавателя;

3 (удовлетворительно) – рабочее место не полностью оснащается для выполнения медицинской технологии; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии преподавателя; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима;

2 (неудовлетворительно) – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить медицинскую технологию; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".

Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....

Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В» ПМ 02. МДК 02.01

Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В»ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном  процессах",  МДК 02.01. "Се...

Методическая разработка практического занятия "Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях"

Методическая разработка предназначеная для проведения практического занятия, содержит алгоритмы манипуляций, контролирующий материал....

Методическая разработка практического занятия " Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания".

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению практического занятия по теме "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания" по специальности 34.02.01 Сестринское дело.В м...

Методическая разработка практического занятия - Сестринская помощь при заболеваниях почек и органов мочевыделительной системы

Методическая разработка практического занятия составлена согласно требованиям рабочей программы  ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном процессах  МДК 02.01 Сестрин...