Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В» ПМ 02. МДК 02.01
учебно-методический материал на тему

Давыдова Галина Михайловна

Учебно-методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при вирусном гепатите В»

ПМ 02. "Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном  процессах",  МДК 02.01. "Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях", "Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vg_kiro.docx111.81 КБ
PDF icon sestrinskiy_uhod_pri_virusnom_gepatite.pdf1.45 МБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ВИРУСНОМ ГЕПАТИТЕ В»

ПМ 02. УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ  И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ  ПРОЦЕССАХ.  МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ.  СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ.

Выполнила: Давыдова  Галина Михайловна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ОБПОУ «Курский базовый медицинский колледж»,

слушатель группы 2-15 Впб

«16__»  марта  2016 г. ____ Давыдова Г.М.

Травкина Наталья Николаевна, зав. кафедрой профессионального образования ОГБУ ДПО КИРО

 __________________ Травкина Н. Н.

                                                       2016 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

В современных условиях значительно изменился подход к подготовке медицинских сестер, который требует создания таких организационно – педагогических условий,  позволяющих формировать

  • глубокие теоретические знания,
  • профессионально важные  качества,
  • готовность к приобретению многофункциональных умений.

Актуальность проблемы формирования общей и профессиональной компетентности будущих медицинских  сестер обусловлена объективными потребностями общества, перспективой развития здравоохранения.

ФГОС  «Сестринское дело» предлагает качественно новое соответствие требованиям к организации и содержанию образовательного процесса.

Методическое решение формирования общих и профессиональных компетенций обеспечивается путем моделирования профессиональной деятельности в образовательном процессе, что нашло свое отражение в Программе ПМ 02 «Участие медицинской сестры в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» и в частности, МДК 02.01. «Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях».

Компетентностная образовательная парадигма предполагает наличие специальной практико-направленной среды обучения, способной погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

Как то:

  • Организация учебного кабинета доклинической практики (1 рабочее место на каждого студента или одно на двоих), имитация сестринского поста, процедурной, больничной палаты с соответствующим медицинским оснащением и документацией и есть первостепенная задача преподавателя.
  • Рациональное использование педагогических технологий, обеспечивающих решение конкретной дидактической задачи.

Изучению раздела МДК 02.01. «Сестринский уход при инфекционных заболеваниях» предшествует получение базовых  знаний по манипуляционной технике, инфекционной безопасности, анатомии, фармакологии, микробиологии и др. ОПД.

Целью МДК и, в частности,  темы «Сестринский уход при вирусном гепатите В» является овладение тактикой медсестры при выявлении инфекционных больных, особенностями их обследования и содержания в стационаре, развитие умений вычленить основные правила, приемы работы в инфекционном отделении, формирование убежденности в необходимости соблюдения инфекционной безопасности не только в специализированных стационарах, но и соматических.

Наличие у студентов базовых знаний позволяет преподавателю максимально использовать активные и интерактивные технологии с целью создания условий для формирования ОК и ПК у студентов, совершенствовать практические навыки по уходу за инфекционными больными:

  • проблемно-поисковый метод на основе решения

клинических задач, проблемных ситуаций,

  • игровые методы, тренинги на муляжах,
  • ИКТ.

Традиционный теоретический разбор основных положений заменяется анализом клинических ситуаций, что обеспечивает практико - ориентированность знаний, активизирует студентов и мотивирует их на овладение профессиональными умениями на протяжении всего занятия.   Решение ситуационных задач и разыгрывание ролевых ситуаций в моделируемых условиях  позволяет дополнить обучение медицинской сестры умением творчески осуществлять сестринский  уход, готовит медицинскую сестру к принятию самостоятельных решений. Задача и игра решают проблему организации межпредметности на втором и третьем уровнях усвоения. Играя роли медицинской сестры, старшей медицинской сестры, пациента, эксперта студенты «пропускают изучаемый материал через себя». Это позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обыграть, а не оговорить этико-деонтологические проблемы, возникающие в профессиональном общении (отказ пациента от инъекции, приглашение пациента на процедуру и др.).

На практических  занятиях каждому студенту  предлагается  типичная  задача, содержащая субъективные, объективные данные, эпидемиологический анамнез. Клинические симптомы, описанные в задаче обязательно иллюстрируются.   Решенные задачи обсуждаются, анализируются.

В процессе решения задач и выполнения манипуляций  детализируются фрагменты профессиональной деятельности, например,   ролевая  игра "Тактика в аварийной ситуации" (кровь попала на слизистую оболочку глаза, на кожу руки), дает возможность преподавателю контролировать знания нормативных документов, умение работать с ними.

Используя один из принципов обучения "от простого к сложному" преподаватель уделяет внимание знанию медицинской терминологии. Повторяется терминология в определенной последовательности, чтобы обеспечить ее естественную интеграцию в изучаемую тему, построив на этом осознанное восприятие изучаемой патологии. Знание терминологии позволяет преподавателю оценить степень понимание студентами патологии от общей характеристики, этиологии, патогенеза, клинической картины, осложнений, до исхода заболевания.

В основном структура практического занятия не претерпевает значительных изменений, но для достижения поставленных целей должны быть смещены акценты с односторонней активности преподавателя на ответственность и активность студентов, организацию партнерства между участниками образовательного процесса.

Значимыми акцентами  также являются усиление роли этапов мотивации, целеполагания и рефлексии.

В методической разработке представлена мотивации с привлечением самостоятельной поисковой деятельности студентов «Анализ заболеваемости вирусным  гепатитом в Курской области».

На основе анализа результатов текущих и рубежных контролей,внутриколледжно-го контроля  (срезов знаний и умений), результатов квалификационного  экзамена по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах»  можно сделать вывод об  эффективности используемых педагогических технологий, положительной ди-намике качества подготовки медицинской сестры в соответствии ФГОС.


Тема:"Сестринский уход при вирусном гепатите В"

Форма организации учебного процесса: практическое занятие (работа в микрогруппах, само- и взаимоконтроль.

Тип занятия: применение знаний и умений в моделируемых условиях.

Цели занятия:

  • Учебная- создать условия для осознанного выбора  сестринских мероприятий по уходу за пациентом с диагнозом Вирусный гепатит В и успешно реализовать их в моделируемых условиях.
  • Развивающая- развивать самостоятельное клиническое  мышление, речь студентов, творческие способности личности, овладение приемами сестринской педагогики.
  • Воспитательная- пробудить чувство ответственности и долга, интерес к профессии, создать условия для воспитания культуры общения, профессиональной  выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.

Межпредметные связи:

Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии.

Основы латинского языка с медицинской терминологией.

Фармакологией.

ПМ04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра. Решение проблем пациента путем сестринского ухода.

ПМ01 Проведение профилактических мероприятий.

ПМ02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах".     Сестринский уход в терапии.  Лабораторная диагностика.

В результате изучения темы студент должен:

уметь:

готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

осуществлять сестринский уход за пациентом с диагнозом: Вирусный гепатит;

консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

вести утвержденную документацию.

знать:

причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;

принципы применения  лекарственных средств;

Результаты освоения профессионального модуля.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и

способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК  2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть

Вмешательств.

ПК2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с

участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медицинские средства в соответствии с правилами их    использования.

Место проведения: Областная клиническая инфекционная больница им. Семашко.

Оснащение занятия: бланки экстренного извещения, таблицы, медицинский инструментарий, вакцины, лабораторная посуда. Сан.пин., образцы дезинфицирующих растворов, дидактический материал: тестовые задания, задачи.

План занятия.

Хронокарта практического занятия   315 мин.

1. Организационный момент -  3мин.

2. Мотивация темы - презентация "Анализ  заболеваемости  вирусными гепатитами по Курской области" за 2015 год                 -   7 мин.

3. Постановка целей занятия совместно со студентами- 5 мин.

4.Контроль  знаний  100 мин.

- терминологический диктант;

- контроль заполнения рабочих тетрадей (наличие схемы жкт, печени);

- семинар;

5.Самостоятельная работа студентов – 150 мин.

-обсуждение вариантов решения(решали дома) ситуационной  задачи - 45  мин.;

- выполнение манипуляций в моделируемых условиях- 40 мин.

- ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации - 20 мин.

- заполнение таблицы "Дезинфекция мед.инструментария" - 10 мин.

- выписывание рецептов - 20 мин.

- составление плана профилактических мероприятий. Представление санитарных бюллетеней «Профилактика вирусных гепатитов».- 15 мин.

6.Рефлексия-30мин.                                                                                                                                      7. Подведение итогов занятия - 10 мин.

8. Задание на дом - 10 мин.

Ход занятия

Этапы занятия

Компетенции, формируемые на занятии

Условия формирования

компетенций

1. Организационный момент.

ОК  12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Работа с рапортичкой, отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятиям, сообщение плана и целей занятия. Преподаватель выясняет затруднения, возникшие при подготовке темы. Студенты готовят рабочее место с учетом требований охраны труда.

2.Мотивация темы

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Мотивируя тему, преподаватель обращает внимание на важность изучаемой патологии, ее усвоение будет способствовать формированию  ответственности, трудовой дисциплины, умения выполнять профессиональную деятельность соответственно алгоритмам выполнения манипуляций, тем самым исключая   в работе аварийные ситуации. Знание клинических проявлений неотложных состояний,  даст возможность студентам научиться оказать неотложную помощь. Студентка  представляет презентацию "Анализ  заболеваемости  вирусными гепатитами по Курской области" за 2015 год. (см Приложение№3). Преподаватель активизирует студентов к беседе (информационно-развивающий метод),  оценивая  имеющийся у студентов уровень знаний по инфекционным заболеваниям.Задает вопросы.

1.Какой возрастной контингент чаще болеет ВГВ, почему?

2.Почему ВГС болеют чаще всего люди мужского пола?

3.Как вы можете прокоментировать причины роста носительства ВГВ и ВГС

При изучении данной темы,  планируется моделирование профессиональной деятельности с использованием игровых технологий, которые помогут более качественному усвоению знаний и практических умений, отработке действий медсестры в конкретной ситуации близкой к реально существующей в работе медсестры инфекционного отделения, способствует развитию клинического мышления и создает атмосферу творческого труда.

3.Постановка целей занятия совместно со студентами.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Совместно со студентами, исходя из знаний изучаемой темы,   формулируются цели занятия.

Практические навыки, подлежащие отработке на практическом занятии:

-мытье рук по алгоритму;

-защищать себя при аварийных ситуациях;

-забрать материал для лабораторного исследования (кровь на биохимию, серологию);

-зарядить капельную систему и подключить к пациенту;

-работать безопасно.

Преподаватель  формирует при отработке практических манипуляций  чувство ответственности.

4. Контроль знаний.

-- терминологический диктант;

-контроль заполнения рабочих тетрадей (наличие схемы жкт, печени);

- семинар.

Вопросы к семинару (в сравнении фекально-оральные гепатиты и парентеральные) 1.Этиология вирусных гепатитов. Устойчивость во внешней среде.
2.Патогенез. 3.Эпидемиологический процесс.
4.Клинические проявления. Проблемы пациентов. 5.Профилактика вирусных гепатитов. Противоэпидемические мероприятия в очаге

Дополнительные вопросы преподавателя:

1.какой вид ВГ передается артифициальнымпутем и в каких условиях?;

2.Кто из медицинских работников больше подвержен заболеванию ВГВ и ВГС?

3.Почему гепатит А протекает легко и не дает осложнений?

4.Чем объяснить клинические проявления продромального периода вирусных гепатитов?

5.Объясните упорное течение желтушного периода вирусного гепатита В.

ОК1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

При проверке домашнего задания реализуются межпредметные связи с анатомией, микробиологией, фармакологией,  информатикой, что обеспечивает практико-ориентированность

знаний. В целях взаимосвязи темы с ранее изученным материалом, студентам предлагается написать терминологический диктант: билирубин-, уробилин-, стеркобилин-, холестатический синдром-;

протромбиновый индекс-печеночная энцефалопатия. Дома студенты в рабочих тетрадях рисовали схему строения жкт, печени(см приложение №4), решали ситуационную задачу, составляли план сестринских вмешательств с реализацией и оценкой(см приложение №5), составляли фармакологический лист, отражающий лекарственные препараты, применяемые для лечения пациентов с диагнозом ВГВ (см приложение №6). Преподаватель поощряет тех студентов, которые изобразили структуру печени в норме и пораженную вирусом гепатита В и задает вопрос:  «Что вы хотели показать этим рисунком?» Преподаватель контролирует совместно со студентами решение ситуационной задачи. Студенты вносят поправки, изменения, тем самым преподаватель создает базу для практической реализации обоснованного сестринского ухода в моделируемых условиях.

Контроль знаний студентов преподаватель проводит в виде  семинара с последующим анализом ответов и оценкой степени усвоения студентами материала.

Это дает возможность преподавателю предположить как студенты будут использовать полученные знания на практике. Работа студентов во время контроля знаний требует напряжения умственной деятельности, внимания, памяти, мышления.

5.Самостоятельная работа                                                                      студентов:

Самостоятельная работа студентов:

- решение ситуационной задачи по реализации плана ухода и его оценке;

- выполнение манипуляций в моделируемых условиях;

- ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации";

- заполнение таблицы "Дезинфекция мед.инструментария";

- выписывание рецептов;

- составление плана профилактических мероприятий. Представление санитарных бюллетеней «Профилактика вирусных гепатитов».

ОК 2. Организовывать

собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения

профессиональных задач,

оценивать их эффективность

и качество.

ПК 1.6  Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ПК 2.4 Применять медицинские средства в соответствии с правилами их использования.

ОК 3. Принимать решения в

стандартных и

нестандартных ситуациях и

нести за них ответственность.

ПК2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном  для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

В моделируемых условиях  преподаватель делит студентов на динамические группы по 2 человека и предлагает практически реализовать  план ухода по задаче, решенной дома.
1.Заполнить бланк экстренного извещения.              
4. Выполните манипуляции:

1.подготовить пациента к сдаче материала для лабораторного исследования;

2.выписать направления в лабораторию;

3.отработать технику забора крови вакуумной системой на биохимическое и серологическое исследование;

4.заполнить капельную систему и подключить к фантому.
Один студент выполняет манипуляцию, второй контролирует, выполняя  роль эксперта. Используется само и взаимоанализ, "Я концепция".

В процессе выполнения манипуляций розыгрывается ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации"(прокол пальца). Преподаватель раздает карточки-задания (см приложение №7)

Роли:

1. медицинская сестра, допустившая аварийную ситуацию во время выполнения манипуляции.

Задания медицинской сестре:

- укажите нормативный документ по которому вы будите действовать;

- продемонстрируйте алгоритм действия.

2. старшая медицинская сестра.

Задания старшей медицинской сестре:

- заполните акт аварийной ситуации;

- заполните журнал техники безопасности.

3.эксперт.

Задания эксперту:

- оцените работу медицинской сестры;

- оцените работу старшей медицинской сестры;

- доложите допущенные ошибки, примите участие в обсуждении по окончании игры.

Затем студенты заполняют  таблицу "Режимы дезинфекции  мед.инструментария". (приложение №9)

5.Студенты изучают свойства лекарственных препаратов, выписывают рецепты.  Консультируют пациента и его окружение по вопросу приема лекарственных препаратов.

6.Составляют план профилактических мероприятий при вирусных гепатитах с фекально- оральным механизмом передачи инфекции и с парентеральным. Сравнивают  планы.  Студентам предлагается доказать, обосновать существующие различия.
При оценке деятельности студентов, учитывается:
-качество ответов, полнота, лаконичность;
-обоснованность и убедительность в решении ситуационных задач;
-активное участие в обсуждении, само- и взаимоанализе;
 - умение излагать мысли,  демонстрировать уровень усвоения учебного материала.

Клиническое мышление и речь

преподаватель развивает в процессе решения ситуационных задач.    Преподаватель учит студентов вести культурный диалог в ходе обсуждения способов решения проблемы.

6. Рефлексия

Заполнение рефлексивной карты. Проведите самооценку.

При заполнении третьей графы ответьте на следующие вопросы.

1.Трудности, которые Вы испытали в процессе занятия?

2.Какие знания приобрели, какие  манипуляции освоили?

3.Достигнута ли цель занятия?

(см приложение№ 11 Рефлексивная карта).

7. Подведение  итогов занятия.

Преподаватель  оценивает работу студентов в кабинете доклинической  практики. Выставляет оценки с учетом само- и взаимоанализа и взаимооценки студентов. Оценивает степень достижения цели занятия.

Работа студента оценивается.

  • Оценка за выступление на семинаре.
  • Оценка за решение ситуационной задачи,  составление  плана мотивированного ухода.  
  • Оценка за выполнение манипуляции.
  • Оценка за консультирование пациента по приему лекарственных препаратов, выписывание рецептов.
  • Оценка за санитарный бюллетень «Профилактика вирусных гепатитов».

Критерии оценки знаний.

  • "отлично"- знание материала с учетом межпредметных связей, выявление проблем пациента и планирование мотивированного ухода,  выполнение манипуляции согласно алгоритма действия.
  • "хорошо"- незначительные затруднения в знании материала, планировании мотивированного ухода, выполнении манипуляции согласно алгоритма действия.
  • "удовлетворительно"- неполный ответ, требующий наводящих вопросов преподавателя. Не точное выполнение манипуляции в соответствии с алгоритмом действия.
  • "неудовлетворительно"- знания по теме не позволяют студенту сформулировать проблемы пациента, составить план мотивированного ухода, правильно выполнить манипуляцию согласно алгоритма.

Домашнее задание

Р.В. Титаренко     "Сестринское дело при  инфекционные болезнях" Стр.259-265 Тема: "Сестринский уход при  ВИЧ-инфекции. Семинар №4.   Повторить алгоритмы мани-пуляций: забор кровь на серологическое исследование, уход за тяжелобольным, подго-товка и подключение системы для внутривенного капельного введения препаратов, разведение и введение антибиотиков.

Подготовить санитарные бюллетени по профилактике ВИЧ- инфекции.

Вопросы к семинару.

Материал изучаемой темы обсуждается по вопросам.

1.Распространение ВИЧ-инфекции в мире и в РФ.

2.Этиология.

3.Патогенез

4.Эпидемический процесс

5.Клиническая классификация Клинические проявления, возможные осложнения.

6.Методы диагностики проблем пациента.                                                              

 7. Способы оказания сестринской помощи.

8.Принципы лечения.

9.Профилактика ВИЧ- инфекции (представление и обсуждение санитарных бюллетеней, бесед по изучаемой теме).

10.ВИЧ и право

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Информационный лист

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Мультимедийная презентация «Сестринский уход при вирусном гепатите В»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Анализ заболеваемости вирусными гепатитами по инфекционной больнице им. Семашко  за 2015 год.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Схема строения желудочно-кишечного тракта, печени

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Ситуационная задача с эталоном ответа

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Оценка принимаемых лекарственных препаратов

ПРИЛОЖЕНИЕ№7

Ролевая игра «Тактика в аварийной ситуации

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Акт аварийной ситуации.

Журнал учета травм медперсонала и посттравматической профилактики.

ПРИЛОЖЕНИЕ№9

Заполните таблицу "Дезинфекция мед.инструментария" (по приказу № 470).

ПРИЛОЖЕНИЕ№10

Санитарные бюллетени по профилактике Вирусных гепатитов

ПРИЛОЖЕНИЕ№11

Рефлексивная карта

Приложение №1                                                                                       Информационный лист

Заболеваемость вирусным гепатитом А достигает максимума в октябре-ноябре. Механизм передачи ВГА фекально-оральный, реализуемый водным, алиментарным и контактно-бытовыми путями. Вирусный гепатит В регистрируется в течении года. К числу потенциально опасных биологических жидкостей организма относят: кровь, семенную жидкость, секрецию цервикального канала, спиномозговую жидкость. Пути передачи  вирусных гепатитов В в настоящее время делятся на естественные (половой и вертикальный) и искуственный.

Продромальный период ВГА напоминает острое респираторное заболевание, желудочно-кишечное заболевание,  а ВГВ протекает по типу артралгического синдрома. Клиническая картина ВГА протекает как правило сравнительно легко и в большинстве случаев заболевание заканчивается полным выздоравлением. Значительная часть вирусов, размножившихся в гепатоцитах, выделяется с фекалиями еще до наступления желтухи. При ВГВ напротив, в периоде клинических проявлений может развиваться печеночная кома, приводящая пациента к летальному исходу.

Вопросы

1.Чем объяснить максимальную заболеваемость ВГА в октябре-ноябре? Ответ: ВГА имеет осеннюю сезонность.

2.Какой механизм передачи ВГВ? Ответ: парентеральный.

3.При каких условиях возможен искусственный путь передачи?  Ответ: при нарушении правил стерилизации медицинского инструментария.

4.Кто больше подвержен заражению ВГВ? Ответ: медицинский персонал, работающий с кровью.

5.Чем объяснить клинические проявления продромального периода вирусных гепатитов? Ответ: явлениями интоксикации.

6.Почему гепатит А протекает легко и не дает осложнений? Ответ: вирус не остается ни в крови ни в клетках печени, поэтому не бывает хронизации процесса.

7.Почему ВГВ протекает тяжелее, с осложнениями, с возможным летальным исходом. Ответ: вирусы располагаются на мембране гепатоцитов, вырабатываются антитела, которые уничтожают вирус. Однако раньше уничтожаются сами печеночные клетки, т.е. организм освобождается от возбудителя ценой гибели собственных печеночных клеток.

Приложение №5

Задача №1

На стационарном лечении в инфекционном отделении находится пациент 30 лет с диагнозом: Вирусный гепатит В, средней степени тяжести. При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на  головную   боль, повышение температуры, боли в суставах, боль в правом подреберье.

Заболел 2 недели назад, когда почувствовал боли в суставах, к врачу не обращался, однако самочувствие не улучшалось. Повысилась температура, стала беспокоить головная боль. Состояние расценивалось как грипп. Через 10 дней стал жаловаться на отсутствие аппетита, тошноту, был направлен в инфекционную больницу.

Объективно: желтушность склер, язык обложен белым налетом, сухой. Живот мягкий, болезненный в правом подреберье. Печень на 2 см выступает из под края реберной дуги. Селезенка не пальпируется. Моча темная, кал светлый.

Задания

1. Выявите потребности, удовлетворение которых нарушено.

2. Сформулируйте и обоснуйте проблемы пациента.

3. Определите цели и составьте план сестринских вмешательств с мотивацией.

4. По листу назначений   составьте фармакологический лист.

5. Продемонстрируйте технику забора крови на биохимическое исследование.

6.Составьте план профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге.

II. Лист первичного сестринского обследования

Жалобы на боль в правом подреберье, в суставах, снижение аппетита, темную мочу, светлый кал, повышение температуры, нарушение сна.

ДЫХАНИЕ

Субъективные данные:

Одышка: да,  нет

Кашель:   да,  нет

Мокрота: да,  нет

Требуется ли специальное положение в постели (да, нет)

Дополнения/замечания сестры

Объективные данные:

Окраска кожных покровов и слизистых  слизистые желтушные

Частота дыхания   18  в мин.

Глубина дыхания  глубокое

Одышка (экспираторная, инспираторная, смешанная)

Мокрота (гнойная, кровянистая, серозная, пенистая)  нет

Запах (да, нет)

Пульс 82 в мин., ритмичный, аритмичный, удовлетворительного наполнения, не  напряжён.

АД   120/80 мм рт. ст.

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Желтушность слизистых оболочек

ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ

Субъективные данные:

Жажда:  да,  нет

Аппетит (сохранен, повышен, понижен, отсутствует)

Что предпочитает  жирную пищу

Погрешности в диете (да, нет)

Диспепсии (изжога, отрыжка, тошнота, рвота) нет

Сухость во рту (да, нет)

Способность самостоятельно питаться (да, нет)

Дополнения/замечания сестры

Не понимает необходимость

соблюдения диеты № 5 и ограничения жирной пищи

Объективные данные:

Диета   5

Рост   170 см

Вес 73 кг

Должный вес 70 кг

Суточное потребление жидкости  2150 мл

Характер рвотных масс нет

Зубные протезы (да, нет)

Нарушение жевания (да, нет)

Нарушение глотания (да, нет)

Гастростома (да, нет)

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕ

Дефицит знаний о диете

Нарушение питания из-за снижения аппетита.

Дефицит жидкости в организме (сухость во рту)

ВЫДЕЛЕНИЕ

Кратность стула 1 раз в сутки

Характер стула (жидкий, оформленный)

Патологические

примеси  отсутствуют

Недержание кала (да, нет)

Мочеиспускание (нормальное, болезненное, затруднено, недержание, неудержание) учащенное

Суточное количество  1500 мл

Способность самостоятельно пользоваться туалетом (да, нет)

Дополнения/замечания сестры

Моча темная, кал светлый.

Колостома (илеостома)

Вздутие живота (да, нет)

Характер мочи (обычная, мутная, цвета пива, мясных помоев)

Катетер  нет

Цистостома (да, нет)

Отеки (да, нет)

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Нарушение физиологических отправлений (изменение цвета кала и мочи).

СОН

Сон (не нарушен, прерывистый, быстрое пробуждение, засыпание под утро, бессонница)

Постельный комфорт (да, нет)

_____________________________

Дополнения/замечания сестры

Спит ночью (да, нет)

Днем (да, нет)

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Проблема не выявлена

ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ

Зуд (да, нет)

Локализация  -

Заботится ли о своей внешности  да

Способность самостоятельно умываться и причесываться, ухаживать за полостью рта, мыть все тело, переодеваться способен

Дополнения/замечания сестры

Состояние кожи и слизистых: (нормальная, сухая, влажная)

Цвет (обычный, бледность, цианоз, гиперемия, желтушность)

Тургор  сохранен

Пролежни  отсутствуют

Другие дефекты (расчесы, опрелости)  отсутствуют

Слизистые оболочки  в норме

Запах изо рта (да, нет)

Белье (чистое, грязное)

Санитарная обработка (полная, частичная)

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Желтушность слизистых оболочек

ПОДДЕРЖАНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ

ТЕЛА

Озноб (да, нет)

Чувство жара (да, нет)

Дополнения/замечания сестры

температура тела в утренние часы –

до 37,20С, в вечерние – до 37,80С

Температура тела  37,40С

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Повышение температуры тела

БЕЗОПАСНОСТЬ

Факторы риска:

Аллергия   отсутствует

Курение не курит

Алкоголь (избыточно) нет

Падения (да, нет)

Частые стрессовые ситуации (да, нет)

Другие______________________

____________________________

Отношение к болезни не дооценивает серьезность заболевания, но понимает необходимость лечения

Способность самостоятельно

принимать лекарства  способен

Потребность в информации

нуждается в информации о своем заболевании

Боль головная, в правом подреберье, в суставах.

Что дает облегчение прием лекарственных препаратов, специальное положение

Дополнения/замечания сестры

Головная боль, боль в суставах уменьшиться после уменьшения явлений интоксикации

Ориентация во времени и пространстве, собственной личности (да, нет, бывают эпизоды дезориентации)

_____________________________

Резервы: очки, линзы, слуховой аппарат, съемные зубные протезы, трость, другие_______________________

Способность самостоятельно поддерживать свою безопасность (да, нет) _____________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Головная боль из – за

явлений интоксикации.

Дефицит знаний о своем заболевании.

Боль в правом подреберье, суставах.

ДВИЖЕНИЕ

Передвигается самостоятельно (да, нет)

Передвигается с помощью ______

Ходит до туалета (да, нет)

Поворачивается в постели (да, нет)

Дополнения/замечания сестры

_____________________________

_____________________________

Двигательный режим (общий, палатный, постельный, строгий постельный)

Положение в постели (активное, пассивное, вынужденное, специальное)

Походка обычная, координация движений не нарушена_________

_____________________________

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Снижение двигательной активности

ОБЩЕНИЕ

Семейное положение  женат

Поддержка семьи (да, нет)

Поддержка вне семьи___________

родственники

Трудности при общении

отсутствуют

Дополнения/замечания сестры

Расстраивается из – за редких встреч

с детьми, живущими отдельно

Сознание  ясное

Речь (нормальная, нарушена отсутствует)

Память  в норме

Зрение (нормальное, нарушено)

Слух (нормальный, снижен)

_____________________________

_____________________________

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Недостаток

общения с родственниками

ОТДЫХ И ТРУД

Досуг   обычный

Трудоспособность (да, нет)

Дополнения/замечания сестры

не работает, инвалид 2 группы

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

_____________________________

ПРОБЛЕМА ВЫЯВЛЕНА:

Отсутствие трудоспособности.

Нарушенные потребности

1.Нормальное дыхание

1.Адекватное питание и питье.

2.Физиологические отправления.

3.Безопасность.

4.Гигиена и смена одежды.

5.Поддержание температуры тела.

6.Движение.

7.Общение.

8.Отдых и труд.

Проблемы пациента

1. Желтушность слизистых оболочек

2. Нарушение питания из-за снижения аппетита.

3. Дефицит жидкости в организме (сухость во рту).

4. Дефицит знаний о диете.

5.Нарушение физиологических отправлений (изменение цвета кала и мочи).

6.Боль в правом подреберье, суставах, головная боль.

7.Повышение температуры тела.

8. Снижение двигательной активности.

9. Недостаток общения с родственниками.

10.Отсутствие  трудоспособности.

Приоритетные проблемы:

-боль в правом подреберье

- повышение температуры

Потенциальные проблемы

Риск развития печеночной энцефалопатии.

Риск инфицирования окружающих

Цели сестринского ухода:

Краткосрочные цели: пациент будет знать необходимую информацию о заболевании, диетотерапии, отметит улучшение самочувствия  к концу недели.

Долгосрочная цель: исчезновение болей в правом подреберье, явлений интоксикации к моменту выписки пациента, нормализация температуры тела,  и демонстрация пациентом знаний факторов риска, а также принципов рационального питания и физической нагрузки.

Особые замечания – пациент изолирован в бокс


План сестринских вмешательств

Сестринские вмешательства

Мотивация

Реализация

Оценка

1.Изолировать пациента в бокс

2.Сообщить в Центр Гигиены и   Эпидемиологии, послать экстренное извещение.

3. Соблюдать этико – деонтологические нормы при осуществлении сестринского ухода, оказывать психоэмоциональную поддержку пациенту и его родственникам.

Для профилактики ВБИ

Для проведения заключительной дезинфекции, выявления источника инфекции

Для создания благоприятных условий для эффективного лечения пациента.

Пациент изолирован в бокс № 10 первого диагностического отделения

В течении 2 час. с момента  поступления  пациента позвонила  в Центр Гигиены и Эпидемиологии. В течен. 12 час. отправила экстренное  извещение.

Была уверенной, сдержанной, тактичной и приветливой в общении с пациентом и его родственниками, беседовала только в пределах своей компетенции, разговаривала на понятном пациенту языке, избегая медицинской терминологии. При общении старалась поднять настроение, вызвать доброжелательность, проявлять внимательность и интерес к проблемам. Соблюдала принятую в отделении форму одежды.

Распространение ВБИ предупреждено

Регистрация пациента осуществлена своевременно.

Удалось вызвать пациента на откровенный разговор, завоевать его доверие.

4. Обеспечить пациенту лечебно-охранительный и санитарно -противоэпидемический режим и контролировать его соблюдение.

Для скорейшего выздоровления, обеспечения максимальных условий комфорта, удовлетворения физиологической потребности в сне и отдыхе, профилактики ВБИ.

Обеспечила физический комфорт и психический покой: придала удобное положение в постели, создала тишину. Контролировала соблюдение палатного режима, соблюдение режима дня.

Проветривала бокс, контролировала работу младшего медперсонала по уборке  (согласно СанПин  2.1.3.2630-10 «Сан-эпидемиологические  требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»

Пациент соблюдает назначенный режим. Цель достигнута. Уход продолжать.

5. Обеспечить соблюдение пациентом диеты № 5, режима приема жидкости.

Для удовлетворения потребности пациента в питании и питье, уменьшения нагрузки на систему кровообращения

Обучила пациента принципам диетотерапии. Следила, чтобы пациент питался  в соответствии с назначенной диетой №5 -  полноценная  по калорийности, но  с ограничением животных жиров и экстрактивных веществ. Включает в себя молочно-растительные продукты (молочные и овощные супы, молочные каши, творог, салаты, простоквашу, кефир, кисели, компоты, фрукты). Мясо (говядина, телятина, курица) и нежирная рыба готовятся только в вареном виде.  В умеренном количестве разрешается сливочное и подсолнечное масло. Прием пищи 5 раз в день. Исключаются пряности, грибы, шпинат, щавель, какао. Обильное витаминизированное  питье до 2 литров в сутки.    Провела беседу с родственниками пациента о содержании передач.

Пациент и родственники демонстрируют знания о диете и понимают необходимость ее соблюдения.

Пациент соблюдает назначенную диету, но боится, что долго не выдержит.

Цель частично достигнута.

Уход продолжать.

6. Проводить мониторинг динамических показателей (артериальное давление температура, пульс, число дыхательных движений, наличие отеков).

Для ранней диагностики возможных осложнений, своевременного оказания неотложной помощи при возникновении осложнений.

Наблюдала за общим состоянием пациента: ежедневно осматривала кожные покровы, слизистые, наличие отеков. Оценивала характеристики пульса, измеряла температуру тела, артериальное давление, число дыхательных движений, фиксировала данные в листе динамического наблюдения.

Состояние пациента стабильное. Артериальное давление 120/80 мм рт. ст, отеков нет.

7. Оказывать помощь в проведении гигиенических мероприятий (смена нательного и постельного белья).

Для обеспечения комфортного состояния пациента и профилактики вторичной инфекции.

Провела беседу с пациентом о необходимости соблюдения личной гигиены. Осуществляла помощь в смене нательного белья и смену постельного белья по мере загрязнения.

Пациент чувствует себя комфортно. Кожа чистая.

Цель достигнута.

8. Своевременно выполнять назначения врача.

Для проведения эффективного лечения, улучшения общего состояния пациента, профилактики осложнений.

Выполняла назначения врача:

- дезинтоксикационная терапия: обильное питье растворов глюкозы, разбавленные соки, морсы, при среднетяжелых и тяжелых формах ВГВ внутривенно: 5-10% раствор глюкозы, альбумин, кокарбоксилаза, аскорбиновая кислота.

- гепатопротекторы (средства, влияющие обмен веществ в печени): эссенциале, рибоксин, эссливер, фосфоглив

- ингибиторы протеолиза контрикал, гордокс

- противовирусные препараты реаферон;

- противовоспалительная терапия (в тяжелых случаях) глюкокортикоиды (преднизолон, дексазон);

- при неэффективности указанных лечебных мероприятий используют заменное переливание крови, плазмаферез, наилучшие результаты при массивном некрозе получены при пересадке печени.

Работала безопасно, не допуская аварийной ситуации, при выполнении  инъекций. Проводила все манипуляции в соответствии с требованиями  ал-

горитмов.

Дезинфекцию осуществляла соответственно ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения», приказ № 470  (0,1%

р-ром  Индихлора -1табл на 1л воды)

Обеспечила правильную утилизацию отходов.СанПин2.1.7. 2790 «Сан. эпид. требования  к обращен. с мед. отходами».

Назначения врача выполнены.

9. Подготовить пациента к дополнительным исследованиям:

-  общий анализ крови,

- общий анализ мочи,  биохимический анализ крови: (билирубин, АСТ, АЛТ, тимоловая проба, протромбиновый  индекс);

- кровь на серологическое исследование;

- кровь на ПЦР

Для своевременного обследования и правильного лечения.

Подготовила пациента к дополнительным методам исследования. Для правильной подготовки к исследованиям мочи провела разъяснительную беседу, снабдила памятками. Перед сбором мочи для общего анализа утром, после пробуждения, тщательно провести гигиену наружных половых органов и выделить первую струю мочи в унитаз на счет 1, 2, а затем собрать 100-150 мл мочи в посуду. Желательно, чтобы предыдущее мочеиспускание было не позже, чем в 2 часа ночи. Закрыть емкость крышкой и оставить в месте приема анализов вместе с направлением.

Для взятия крови на биохимическое исследование утром не пить и не принимать пищу. Успокоила пациента, сопроводила на исследования.

Забор крови на серологическое исследование осуществляется на 10 день заболевания.

Перед выпиской забрать  кровь на ПЦР.

Обеспечила своевременную доставку в лабораторию. Отвела пациента на УЗИ органов  жкт. Обеспечила наличие результатов обследования в истории болезни пациента.

Пациент информирован и подготовлен к исследованиям.

Цель достигнута.

10. Организовать досуг, общение пациента.

Для создания комфортных условий для соблюдения режима, для удовлетворения потребности в отдыхе и общении.

Оказывала психо - эмоциональную поддержку пациенту и его родственникам, познакомила пациента с положительной динамикой в лечении подобного заболевания. Рекомендовала родственникам организовать досуг пациента (принести любимые книги), регулярно посещать больного.

Потребность в отдыхе и общении частично удовлетворена.

Продолжить уход.

11. Информировать пациента об особенностях его заболевания, факторах риска.

Для устранения дефицита знаний.

Провела беседу с пациентом о его заболевании, о причинах возникновения, возможных осложнениях, методах лечения, об их значении для положительного исхода заболевания и профилактики осложнений. Ответила на возникшие у пациента вопросы. Убедила его в положительном исходе при условии соблюдения всех требований лечения.

Обучила самоконтролю и самопомощи при возможном резком повышении АД.

Пациент демонстрирует знания о заболевании, его лечении и профилактике осложнений, знание факторов риска, ведущих к обострению заболевания.

Приложение №6

Оценка принимаемых лекарственных препаратов

Ф.И.О.:  Иванов Фёдор Петрович

Препарат

Группа,

фармакол. действие

Показания

Противопоказания

Побочное действие

Доза

Эссливер

Гепатопротекторное средство. Оказывает гепатопротекторное, гиполипидемическое и гипогликемическое действие. Тормозит формирование соединительной ткани в печени. Регулирует проницаемость биомембран, активность мембраносвязанных ферментов, обеспечивая физиологическую норму процессов окислительного фосфорилирования в клеточном метаболизме. Восстанавливает мембраны гепатоцитов путем структурной регенерации и методом конкурентного ингибирования перекисных процессов .

Жировая дистрофия печени различной этиологии , нарушения липидного обмена печени; гепатит, цирроз печени; токсические поражения печени(алкогольные, наркотические, лекарственные); лучевая болезнь; псориаз(в составе комбинированной терапии).

Гиперчувствительность к компонентам препарата, детский возраст до 12 лет. С осторожностью возможно применение при беременности, в период лактации.

Аллергические реакции, чувство дискомфорта в эпигастральной области.

Внутрь во время еды, проглатывая целиком с достаточным количеством воды. Взрослым-по 2 капсулы 2-3 раза в день. Детям с 12 лет до 18 лет- по 1 капсуле 2-3 раза в день. Продолжительность курса лечения составляет 3 месяца. При псориазе в течение 2 недель по 2 капсулы 3 раза в день.

Фосфоглив

Гепатопротекторное средство. Комбинированное средство. Оказывает мембраностабилизирующее, гепатопротекторное и противовирусное действие. Фосфатидилхолин (основной компонент фосфолипидов) способен восстанавливать структуру и функции клеточных и внутриклеточных мембран при повреждении, оказывая цитопротекторное действие. Нормализует белковый и липидный обмены, предотвращает потерю гепатоцитами ферментов и других активных веществ. Восстанавливает функцию печени, ингибирует формирование соединительной ткани, снижая риск возникновения фиброза и цирроза печени.

Вирусный гепатит(острый и хронический), жировая дегенерация печени(гепатоз), другие поражения печени(лекарственные, алкогольные, токсические), цирроз печени, интоксикации, псориаз, нейродермит, экзема.

Гиперчувствительность к компонентам препарата. Беременность, период лактации, детский возраст до 12 лет.

Возможно появление кожной сыпи(при повышенной индивидуальной чувствительности), которая исчезает после отмены препарата. При превышении суточных доз могут отмечаться задержка натрия и жидкости, отеки, повышение АД, гипокалиемия. При появлении указанных симптомов, в зависимости от их выраженности, необходимо уменьшить дозу препарата и/или назначить спиронолактон по 50-100 мг в сутки.

Взрослым и детям старше 12 лет. Внутривенно, предварительно растворив порошок в 10 мл воды для инъекций. Внутривенное введение осуществляется медленно. Вводят по 10 мл ежедневно 2 раза в день утром и вечером в течение 10 дней с последующим переходом на пероральный прием препарата в виде капсул.

Рибоксин

Анаболик. Относится к предшественникам АТФ. Оказывает анаболическое, антиаритмическое, антигипоксическое и коронародилатирующее действие. Участвует в обмене глюкозы, акивирует обменные процессы в условиях гипоксии, стимулирует активность ферментов цикла Кребса и синтез нуклеотидов. улучшает кровообращение в коронарных сосудах.

Применяют в комплексной терапии: ИБС(коронарная недостаточность, инфаркт миокарда, нарушение сердечного ритма); миокардиодистрофии, миокардитов, пороков сердца врожденных и приобретенных; аритмий, вызванных приемом сердечных гликозидов; коронарного атеросклероза; «легочного» сердца; цирроза печени, острого и хронического гепатита.

Подагра, повышенная чувствительность к препарату, гиперурикемия.

Могут отмечаться аллергические реакции: кожный зуд, крапивница, гиперемия кожи. В редких случаях возможно повышение содержания мочевой кислоты в крови.

Внутривенно струйно или капельно (40-60 капель/мин)- по 200 мг 1 раз в день, при хорошей переносимости – 400 мг 1-2 в день в течение 10-15 дней.

Аскорбиновая кислота

Витамины и витаминоподобные средства. Восполняет дефицит витамина С, метаболическое и антиоксидантное действие, регулирует окислительно-восстановительные процессы.

Гиповитаминоз С, геморрагическкий диатез, геморрагический инсульт, кровотечение(в т.ч. носовые, легочные, маточные). Инфекционные заболевания, посттрансфузионные осложнения, заболевания печени(болезнь Боткина, хронический гепатит и цирроз), заболевания ЖКТ(язвенная болезнь, энтерит, колит)

Гиперчувствительность, тромбофлебит, склонность к тромбозам, кандидозный вульвовагинит.

Со стороны сердечно-сосудистой системы и крови: тромбоцитоз, гиперпротромбинемия, эритропения, нейтрофильный лейкоцитоз.

Со стороны нервной системы и органов чувств: при излишнем быстром в/в введении-головокружение, слабость.

Со стороны органов ЖКТ: при приеме внутрь-раздражение слизистой оболочки ЖКТ(тошнота, диарея, рвота), повреждение зубной эмали(при интенсивной употреблении жевательных таблеток)

Внутрь, в/мышечно, в/венно, интровагинально. Внутрь, после еды.

В профилактических целях: взрослым-50-100 мг/сут, детям-25-75 мг/сут. В лечебных целях:взрослым-50-100 мг 3-5 раз в сутки. Детям-50-100 мг в сутки. в/венно и в/мышечно, 5-10% растворы-1-5 мл, при отравлениях до 3 г.

Преднизолон

Глюкокортикостероиды. увеличивает синтез липокортина, блокирует либерацию арахидоновой кислоты и биосинтез эндоперекиси, ПГ. Стабилизирует мембраны лизосом, ингибирует синтез гиалуронидазы, снижает продукцию лимфокинов. Обладает противошоковым действием, стимулирует образование некоторых клеток в костном мозге, увеличивает содержание в крови эритроцитов и тромбоцитов, снижает-лимфоцитов, моноцитов, эозинофилов, базофилов.

Парентеральное введение. Острые аллергические реакции, бронхиальная астма, астматический статус; шок, в т.ч. резистентный к другой терапии, инфаркт миокарда; цирроз печени, острый гепатит.

Гиперчувствительность(для кратковременного системного применения по жизненным показаниям является единственным противопоказанием).

Для системного применения: паразитарные и инфекционные заболевания вирусной, грибковой или бактериальной природы: простой герпес, опоясывающий герпес, ветряная оспа, корь; амебиаз; системный микоз; активный и латентный туберкулез.

Со стороны сердечно-сосудистой системы и крови: повышение АД, развитие или усиление выраженности хронической сердечной недостаточности, гиперкоагуляция, тромбоз.

Со стороны эндокринной системы: вторичная надпочечниковая и гипоталамо-гипофизарная недостаточность, нарушение менструальной системы.

Со стороны обмена веществ: задержка натрия и жидкости в организме, гипокалиемия.

Внутрь. При заместительной терапии начальная доза 20-30 мг/сут, поддерживающая-5-10 мг/сут.

Внутривенно. При шоке разовая доза 0,05-0,15 г, повторно- ч/з 3-4 часа, суточная доза 0,3-1,2 г.

Наружно. Мазь наносят тонким слоем на пораженные участки кожи 1-3 раза/сут.

Панкреатин

Пищеварительное ферментное средство. Компенсирует недостаточность внешнесекреторной функции поджелудочной железы, оказывает протеолитическое, амилолитическое и липолитическое действие. улучшает функциональное состояние ЖКТ, нормализует процессы пищеварения.

Заместительная терапия при внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы: хронический пенкреатит, панкреатэктомия, состояние после облучения, диспепсия, муколисцидоз.

Метеоризм, диарея неинфекционного генеза, нарушение усвоения пищи.

Повышенная чувствительность к компонентам препарата, острый панкреатит, обострение хронического панкреатита, детский возраст до 6 лет.

Аллергические реакции. Редко-диарея, запор, ощущение дискомфорта в области желудка, тошнота.

Внутрь. Доза определяется индивидуально, в зависимости от степени нарушения пищеварения. Взрослые обычно по 2-4 таблетки 3-6 раз/сут. Максимальная сут. доза-16 таблеток. Детям старше 6 лет назначат по 1 таблетке 3 раза в сутки.

Активированный уголь

Адсорбирующее средство. Обладает большой поверхностной активность высокой сорбционной способностью, уменьшает всасывание из ЖКТ токсических веществ, солей тяжелых металлов, алкалоидов и гликозидов, лекарственных веществ. Адсорбирует на своей поверхности газы.

Диспепсия, интоксикация при дизентерии, сальмонеллезе, пищевой токсикоинфекции, метеоризм, гиперсекреция соляной кислоты в желудке, аллергические заболевания; для умньшения газообразования при подготовке к рентгенологическим и эндоскопическим исследованиям.

Язвенные поражения ЖКТ и кровотечения из ЖКТ.

Возможно: запор, диарея; при длительном применении-гиповитаминозы, нарушения всасывания через ЖКТ питательных веществ.

Внутрь по 250-750 мг 3-4 раза/сут. при использовании в качестве антидота-режим дозирования индивидуальный.

Аципол

Пробиотик . обладает способностью нормализовывать микрофлору кишечника и устранять проявления дисбактериоза и нарушений кишечного пищеварения различной степени выраженности

Дисбактериоз и состояния, приводящие к его развитию: острые кишечные инфекции(дизентерии, сальмонеллез, ротавирусный гастроэнтерит и др.). хронические колиты, энтероколиты инфекционного и неинфекционного происхождения, длительная антибактериальная терапия.

Повышенная чувствительность к компонентам препарата.

Побочные действия не установлены.

Капсулы применяют внутрь, не разжевывая, запивают кипяченой водой. Размер суточной дозы и продолжительность лечения больных определяет врач, в зависимости от возраста, тяжести и длительности заболевания и выраженности дисбактериоза. Детям от 3-х мес. До 3-х лет, принимать вместе с пищей по 1 капсуле -3 раза в сутки, предварительно вскрыв капсулу и растворив ее содержимое в воде или молоке, остальным возрастные группам назначают по 1 капсуле  3-4 раза в сутки за 30 минут до приема пищи.

При острых кишечных инфекциях препарат назначают в течение 5-8 дней.

Меры профилактики

1.Санитарно-гигиенические меры, направленные на тщательную стерилизацию медицинского инструментария (или применение инструментария одноразового использования;

2.уменьшение парентеральной нагрузки пациентов;

3.выполнение медицинским персоналом универсальных требований предосторожности(использование перчаток, халатов и других барьерных средств;

4.вакцинация по стандартной схеме(0,1,6) обеспечивает эффективную защиту на срок до 7 лет.

Противоэпидемические мероприятия

1.выявление больных острыми, хроническими формами вирусного гепатита В и вирусоносителей среди пациентов и медицинского персонала;

2.контроль за безопасностью донорской крови;

3. контроль за безопасностью медицинского инструментария для парентеральных вмешательств;

4.плановая вакцинация групп риска и по экстренным показаниям


                                                                                                                         Приложение №7

Ролевая игра "Тактика в аварийной ситуации"(прокол пальца).

Преподаватель раздает карточки-задания

Роли:

1. Медицинская сестра, допустившая аварийную ситуацию (прокол пальца во время выполнения манипуляции.

Задания медицинской сестре:

- укажите нормативный документ по которому вы будите действовать;

- продемонстрируйте алгоритм действия.

2. Манипуляцию продолжает выполнять вторая медицинская сестра

3. Старшая медицинская сестра.

Задания старшей медицинской сестре:

- сообщить главной медсестре;

- заполните акт аварийной ситуации;

- заполните журнал техники безопасности.

4.Эксперт.

Задания эксперту:

- оцените работу медицинской сестры;

- оцените работу старшей медицинской сестры;

- доложите допущенные ошибки, примите участие в обсуждении по окончании игры.

Такая тактика проведения занятий вырабатывает у студентов умение общаться с пациентом и медицинским персоналом. Преподаватель оценивает знания и умения студента в области  этико-деонтологических норм.

ПРИЛОЖЕНИЕ №8

Акт аварийной ситуации.

Журнал учета травм медперсонала и посттравматической профилактики.

Приложение №9

Заполните таблицу "Дезинфекция мед.инструментария" (по приказу № 470).

Дезинфицирующие

средства

Концентрация        раствора

Время экспозиции

1.

2.

3.

4.

Приложение №11

Рефлексивная карта

Заполнение рефлексивной карты. Проведите самооценку.

При заполнении третьей графы ответьте на следующие вопросы.

1.Трудности, которые Вы испытали в процессе занятия?

2.Какие знания приобрели, какие  манипуляции освоили?

3.Достигнута ли цель занятия?

Компетенции

Условия формирования

Деятельность студентов.
Самоконтроль. Самооценка.

ПК  2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

1. Беседа с пациентом и родственниками о заболевании.

2.Консультирование пациентов по приему лекарственных препаратов.

3.Информация по подготовке пациента к лабораторным методам исследования

4. Информация о режиме и диете.

5. Подготовка пациента к забору крови на биохимическое и серологическое исследование.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

1. Заполнение капельной системы и подключение к пациенту.

2. Подготовка пациента к сдаче общего анализа крови.

3. Подготовка пациента к сдаче общего анализа мочи.

4. Забор крови на серологическое исследование.

5. Забор крови на биохимическое исследование.

6. Внутримышечная инъекция 1мл циклоферона.

ПК2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

1.Сообщение в сан.эпид. надзор об инфекционном заболевании по телефону и с помощью экстренного извещения.

2. Заполнение акта аварийной ситуации, журнала техники безопасности.

ПК 2.4. Применять медицинские средства в соответствии с правилами их использования.

1.Работа со стерильным

столом.

2.Работа с одноразовыми шприцами, капельными системами.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.

Обучает пациента и       родственников применению изделий медицинского назначения и уходу за ними, согласно инструкции по применению, санитарным правилам и нормам (Сан.Пин).

ПК 2.6  Вести утвержденную медицинскую документацию.

1.Ведение сестринской карты.

2. Заполнение направлений на лабораторные исследования.

3.Заполнение экстренного извещения.

4.Заполнение акта аварийной ситуации, журнала техники безопасности.

                                                      Список литературы

1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов-СПб: Издательство «ПИТЕР» 2000-304с.

2.Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000. – 112с.

3.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. / А.В.      Брушлинский. – М., 1983. – 230с. .

4.Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений в 2 т  М. Издательский центр «Академия», 2008. – 192с.

5. Оконь В.В. Основы проблемного обучения / В.В. Оконь. – М. – 234с.

6..Н.Н.Травкина, О.А.Харитонова, Ю.В.Кожухов Учебное пособие «Общая педагогика», Курск: Изд-во ООО «Учитель», 2012г, 157с.

Интернет-ресурсы:

7. http: // ifets. ieee. оrq / russian/ periodical/ jomal. htme

8. http:// pedsovet. orq / leaders/

9. http://минобрнауки. рф/

10. http:// www. оspu. ru/ id 5=2


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к Методической разработке лекционного занятия: «Сестринский уход при гипертонической болезни» 12. 2016 г.

Презентация к Методической разработке лекционного занятия «Сестринский уход при гипертонической болезни» подготовлена в соответствии с рабочей программой раздела междисциплинарного курса: «Сестринская...

Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...

Методическая разработка практического занятия "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях"

Методическая разработка практического занятия  "Сестринский уход при особо-опасных инфекциях" ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах 34.02.01 Сестринское д...

Методическая разработка практического занятия «Сестринский процесс при кишечных инфекциях, вирусных гепатитах»

В общей структуре инфекционной и паразитарной заболеваемости острые кишечные инфекции (дизентерии, кишечной коли-инфекции, сальмонеллеза) занимают второе место. Случаи заболеваний регистрируются среди...