Методическая разработка практического занятия "Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях"
методическая разработка

Шестакова Марина Александровна

Методическая разработка предназначеная для проведения практического занятия, содержит алгоритмы манипуляций, контролирующий материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_sp_pri_vospalitelnyh_zavbol.docx49.51 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Тема: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов»

Специальность  «Сестринское дело»

2021

Рассмотрено на заседании ЦМК ПМ по специальности

«Сестринское дело»  

Протокол №__от «__»___2021

Председ. ЦМК_______________                          /О.В. Павлова /

Составлено в соответствие с ФГОС СПО

Утверждено

Зам. директора по УВР КФ «ММК»

__________ /Е. Н. Борисова/

«____»________2021 г.

Автор: Шестакова М.А. преподаватель

Рецензент: Пелымская М.В.- врач акушер – гинеколог, заведующая женской консультацией ГБУЗ «Городская больница им. А.п. Силаева»

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы.

В структуре гинекологических заболеваний ВЗОМТ занимают первое место, составляя 60-65 %. В гинекологии – одна из самых сложных и важных тем. Хорошее усвоение, умение использовать полученные знания на уроках является залогом дальнейшего успешного обучения студента в медицинском колледже.

Методическая разработка содержит мотивацию изучения данной темы, алгоритмы выполнения манипуляций; задание на закрепление для обучающихся.

Новый материал объясняет и демонстрирует преподаватель, затем студенты, работая в парах на фантоме, выполняют данные манипуляции, что заставляет активизировать работу обучающихся, логически мыслить и способствует лучшему овладению общими и профессиональными компетенциями.

 Методическая разработка содержит дидактическую структуру, которая помогает преподавателю грамотно организовать ход практического занятия, логически выстроить процесс обучения студентов, направленный на компетентностный и практикоориентированный подходы и на всех этапах лабораторно – практического занятия.

                                             Цели занятия

Дидактические (учебные) цели: 

     1 уровень усвоения:

  • обеспечение формирования знаний алгоритмов манипуляций;

  1. уровень усвоения:
  • повторение и закрепление теоретического материала;
  • обеспечение воспроизведения  алгоритмов выполнения манипуляций по образцу;

    3 уровень усвоения:

  • применение знаний, полученных на занятии для решения ситуационных задач, тестовых заданий, в дальнейшей практической деятельности.

    4 уровень усвоения:

  • внедрение в учебный процесс мультимедийных проектов через творческую внеаудиторную работу студентов.

Развивающие цели:

  • способствование развитию познавательной активности и творческих способностей у обучающихся с применением информационно- коммуникативных технологий в профессиональной деятельности;
  • способствование совершенствованию профессиональной компетентности  у студентов при проведении инструктажа пациенту о правилах подготовки к лечебным манипуляциям в гинекологии;
  • развитие памяти путём повторения алгоритмов выполнения манипуляций.

Воспитательные цели:

  • способствование воспитанию профессионально-личностных качеств у обучающихся при выполнении своих профессиональных обязанностей: аккуратности, гуманности, ответственности, внимательности;
  • способствование воспитанию чувства глубокого понимания и осознания своих действий.

Методы обучения (МО) и методические приёмы (МП)

1 уровень:

МО - объяснительно -  иллюстративный;

МП - словесные: рассказ, беседа;

        - наглядные: демонстрация алгоритмов выполнения

          манипуляций;

2 уровень:

МО - репродуктивный;

МП - работа по алгоритму при выполнении манипуляций;

       - решение тестового контроля, ответы на фронтальный опрос.

3 уровень:

МО - проблемное изложение;

МП - решение ситуационных задач с анализом, определением    

         проблем пациента, действий медсестры по их решению.

4 уровень:

МО - исследовательский;

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: кабинет № 411.

Количество часов: на тему:  «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов», согласно рабочей программе выделено одно двухчасовое теоретическое и одно шестичасовое  практическое занятие.

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия

предшествующие

ОП 02 Анатомия и физиология человека

-

«Репродуктивная система женского и мужского организма»

ПМ 01  Проведение профилактических мероприятий

МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение

«АФО репродуктивной системы женщины», «Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности беременности»

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Сестринское дело в терапии

«Субъективное и объективное обследование пациента»

сопутствующие

ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья

Сестринское дело в хирургии

«Профилактика внутрибольничной инфекции. Асептика»

ОП 09 Психология

«Общение с пациентом»

                                       

Внутримодульные связи

  1. Предшествующие:

1. Введение. История развития акушерства и гинекологии    

2. Методы исследования в акушерстве и гинекологии

2. Сопутствующие:

1. Сестринский процесс при нарушениях менструального цикла

2. . Сестринский процесс при доброкачественных опухолях женских половых органов

Требования к подготовке обучающихся

Обучающийся должен уметь:

- проводить осмотр женских половых органов;

- проводить влагалищные ванночки;

- проводить введение тампонов

- проводить спринцивания

Обучающийся должен знать:

- приемы осмотра внутренних женских половых органов

- алгоритмы консервативных методов исследования

- методы провокации

Формируемые ОК:

ОК.1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК.3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК.4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК.5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК.7

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК.8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации

ОК.9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК.10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК.12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК.13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Формируемые ПК:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2.Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействие с участниками  лечебного процесса.

ПК   2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК   2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

        Оснащение занятия:

гинекологическое кресло

фантом для гинекологического исследования

двустворчатое зеркало

корнцанг

перевязочный материал

лекарственное вещество

тампоны

Хронологическая карта занятия

Учебное время – 270 минут.

  • организационный момент – 2 мин.;
  • изложение целей, плана занятия – 3 мин.;
  • контроль исходного уровня знаний – 30 мин;
  • демонстрационная часть – 20 мин.;
  • самостоятельная работа обучающихся – 190 мин.;
  • закрепление материала – 15 мин.;
  • подведение итогов – 7 мин.;
  • домашнее задание – 3 мин.

Внеаудиторная работа обучающихся по теме:

 «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов»

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

1. Подготовить одну иллюстрированную  презентацию по данной теме.

3

Вынести материал на электронные носители, коротко презентовать, колличество слайдов не менее 10.

Расширение кругозора. Закрепление материала. Ознакомление с одним из методов внеаудиторной работы.

Литература:

Основная: 

  1. Славянова И.К. С/д в акушерстве и гинекологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

Дополнительная:                                                  

Славянова И.К. Акушерство и гинекология. – Ростов н/Д: Феникс, 2018.

        Этапы планирования занятия                                                                                                                                                                                                                                              

Название этапа

Описание деятельности

Методическое обоснование

Время

Реализация

ОК, ПК

Преподавателя

обучающихся

1. Организационный момент.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся и аудитории к занятию, отмечает отсутствующих на занятии.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, бригадир называет отсутствующих, опаздывающих, объясняет причину.

Подготовить и организовать обучающихся к работе. Прививать ответственность, аккуратность к себе и товарищам.

2 мин.

ОК 2

ПК 2.3

2. Изложение целей, плана занятия.

Сообщает тему, её актуальность (прил. 1), цели и план занятия.

Внимательно слушают преподавателя, записывают тему урока в тетрадь, ставят перед собой цели, делают выводы.

Мобилизовать внимание  обучающихся на дальнейшее изучение и закрепление материала данной темы, вызвать познавательный интерес.

3 мин.

ОК 1, 2

3. Контроль исходного уровня знаний.

Предлагает обучающимся  

ответить на предложенные вопросы (фронтальный опрос – см. приложение  2,3).

Предлагает терминологический диктант.

Диктует термины (прил. 4), по истечении времени проверяет их по эталону (прил. 5), оценивает результаты, сообщает студентам, указывает на ошибки

Обучающиеся внимательно слушают, отвечают на вопросы, закрепляют и расширяют полученные знания на теоретическом занятии.

Письменно отвечают на задания, предложенные преподавателем, затем заслушивают результаты, делают выводы.

Оценка качества домашней подготовки и степени усвоения материала.

Оценка качества домашней подготовки и степени усвоения материала.

30 мин.

20 мин.

10 мин.

ОК 1 - 3, 8

ПК 2.2 – 2.3

4.

Демонстрационная часть

Преподаватель демонстрирует обучающимся «Влагалищные ванночки», «Введение тампонов», «Спринцевание» демонстрируя на муляже (приложение 6, 7, 8). Рассказывает о методах провокации (приложение 10)

Раздаёт методические указания для студентов с алгоритмами манипуляций по теме, кратко передаёт информацию по содержанию самостоятельной работы, обращает внимание на основные моменты материала.

Обучающиеся внимательно слушают, смотрят, запоминают.

Обучающиеся внимательно слушают, знакомятся с методуказаниями, перечнем алгоритмов манипуляций, которые необходимо отработать на занятии.

Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся, подготовка к самостоятельной работе,

20 мин.

 

ОК 1 - 4, 8

ПК 2.1, 2.2, 2.3, 2.6

5. Самостоятельная работа обучающихся

Контролирует  самостоятельную работу обучающихся: исправляет ошибки при выполнении манипуляций, направляет и корректирует их действия. Заслушивает устные ответы (см. (приложение 6, 7, 8)

Стараются хорошо выполнить задания, демонстрируют алгоритмы выполнения манипуляций согласно перечню в методуказаниях для студентов на оценку.

Формирование общих и профессиональных компетенций  обучающихся

190 мин.

ОК 1 – 4, 6, 8

ПК 2.1, 2.2, 2.3, 2.6

6. Закрепление материала

Преподаватель предлагает решить ситуационные задачи. Раздаёт задачи (прил. 11), по истечении времени проверяет их по эталону (прил. 12), оценивает результаты, сообщает студентам, указывает на ошибки.

Преподаватель предлагает решить тестовый задания. Раздаёт тестовый задания (прил. 13), по истечении времени проверяет их по эталону (прил. 14), оценивает результаты, сообщает студентам, указывает на ошибки.

Письменно решают ситуационные задачи и отвечают на тестовые задания, предложенные преподавателем, затем заслушивают результаты, делают выводы.

Проверить степень усвоения материала, определить итоговый уровень знаний.

25 мин.

ПК 2.3

ОК 1 - 3

6. Подведение итогов занятия

Просит обучающихся вернуться к титульному листу методуказаний, для определения достижения целей, поставленных перед ними в начале занятия преподавателем, ОК, ПК.

Даёт свою оценку степени достижения целей, отмечает положительные и отрицательные стороны урока, оценивая каждого студента с аргументацией.

Определяют степень достижения целей, реализации ОК, ПК

Слушают преподавателя, принимают к сведению замечания, намечают вместе с преподавателем пути устранения ошибок

Самооценка обучающихся по итогам занятия: степени достижения целей, результатов своей работы.

Создание условий, при которых каждый обуч-я испытывал бы чувство уверенности в своей профессиональной подготовленности.

7 мин.

ОК 2

7. Домашнее задание

Предлагает записать домашнее задание в рабочую тетрадь: подготовить презентации по теме (внеаудиторная работа), подготовиться к экзамену. Благодарит студентов за успешную работу, прощается.

Записывают в тетрадь домашнее задание, приводят в порядок свои рабочие места, благодарят преподавателя, прощаются.

Систематичная домашняя подготовка к занятиям.

Воспитание уважения к старшим, соблюдение субординации, чувства такта

3мин.

ОК 8

ОК 6

                       

  Приложение 1

Актуальность темы

Воспалительные заболевания гениталий занимают I место по частоте и встречаются у 60-65% гинекологических больных. Наибольший пик заболеваемости наблюдают у лиц в возрасте от 15 до 24 лет; после 30 лет частота ВЗОМТ значительно уменьшается, что может быть обусловлено как изменением полового поведения, так и появлением защитных антител в канале шейки матки.

Медицинская сестра сможет осуществлять квалифицированный уход за гинекологическими больными в том случае, если она отчетливо представляет причины возникновения воспалительных заболеваний, механизм их развития, клинику, особенности течения и профилактику.

Приложение 2

Вопросы для фронтального опроса по теме:

«Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов»

  1. Какие физиологические факторы защищают организм женщины от воспалительных заболеваний?
  2. Какие причины могут вызвать воспалительные заболевания половых органов?
  3. В какой форме могут протекать ВЗОМТ?
  4. Какие ВЗОМТ вы знаете?
  5. Какие клинические признаки возникают при воспалении влагалища?
  6.  Какие клинические признаки возникают при цервикального канала?
  7. Какие клинические признаки возникают при воспалении вульвы?
  8. Какие клинические признаки возникают при бартолиновых желез?
  9. Какова классификация ВЗОМТ по возбудителю?
  10. Какие методы диагностики применяются при ВЗОМТ влагалища?
  11. Перечислите основные принципы лечения ВЗ ОМТ.

Приложение 3

Эталоны ответов на фронтальный опрос

  1. Какие физиологические факторы защищают организм женщины от воспалительных заболеваний?

К таким защитным механизмам, прежде всего, следует отнести анатомо-физиологические особенности женских половых органов, в частности четкое разграничение нижнего и верхнего отделов, что в значительной степени ограничивает возможность интраканаликулярного распространения инфекции. В первую очередь это достигается разобщением влагалища и внешней среды. Своеобразное строение мышц промежности и тазового дна способствует смыканию половой щели и созданию так называемого вульварного кольца. Большие опловые губы с волосяным покровом и малые половые губы прикрывают вход во влагалище и служат дополнительным механическим препятствием проникновению патогенной флоры в расположенные выше отделы половых органов. Этому способствует и специфическое отделяемое больших желез преддверья влагалища. Не меньшее значение имеет и второй биологический барьер. 

  1. Какие причины могут вызвать воспалительные заболевания половых органов?

ВЗПО могут возникать под действием механических, термических, химических факторов, но наиболее значим - инфекционный. В зависимости от вида возбудителя ВЗПО делятся на неспецифические и специфические (гонорея, туберкулез, дифтерия). Причиной неспецифических воспалительных заболеваний могут быть стрептококки, стафилококки, энтерококки, грибы Candida, хламидии, микоплазмы, уреаплазмы, кишечная палочка, клебсиеллы, протей, вирусы, актиномицеты, трихомонады и др. Наряду с абсолютными патогенами (гонококки, хламидии, трихомо-нады, Mycoplasma genitalium) в возникновении ВЗПО важную роль играют и условно-патогенные микроорганизмы, обитающие на определенных участках половых путей, а также ассоциации микроорганизмов. В настоящее время воспалительные заболевания в половых путях вызываются смешанной микрофлорой с преобладанием анаэробных неспорообразующих микроорганизмов. Патогенные возбудители ВЗПО передаются половым путем, реже - бытовым (в основном у девочек при пользовании общими предметами гигиены). К заболеваниям, передаваемым половым путем, относят гонорею, хламидиоз, трихомониаз, герпетическую и папилломавирусную инфекцию, синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), сифилис, аногенитальные бородавки, контагиозный моллюск. Условно-патогенные микроорганизмы становятся возбудителями ВЗПО при определенных условиях, повышающих их вирулентность, с одной стороны, и снижающих иммунобиологические свойства макроорганизма - с другой.

  1. В какой форме могут протекать ВЗОМТ?

Острое начало воспалительного процесса в настоящее время наблюдается редко. Как правило, имеет место постепенное развитие, нередко без выраженных клинических проявлений, приводящее к хроническому течению.

ВЗОМТ часто протекает бессимптомно, длительное время, оставаясь нераспознанным, в связи, с чем клиническая диагностика представляет значительные трудности, поэтому лабораторные и инструментальные методы носят определяющий характер.

  1. Какие пути распостранения ВЗОМТ?

Пути распространения инфекции

  • Восходящий (в большинстве случаев) – через канал шейки матки, полость матки, маточные трубы в брюшную полость.
  • Лимфогенный.
  • Гематогенный,
  • Контактный – по брюшине из первичного патологического очага

  1. Какие ВЗОМТ вы знаете?

По локализации:


- воспаление в области НПО (вульвит, бартолинит)
- воспаление в области влагалища (кольпит)
- воспаление в области матки (эндометрит, эндоцервицит)
- воспаление придатков матки (сальпингоофорит)
- воспаление клетчатки малого таза (параметрит)
- воспаление тазовой брюшины (пельвиоперитонит)
- диффузное воспаление брюшины (перитонит)

  1. Какие клинические признаки возникают при воспалении влагалища?

Клиническая картина вагинита типична. При остром вагините беспокоят различные по характеру, количеству выделения, зуд, жжение, дискомфорт во влагалище, внизу живота, дискомфорт при мочеиспускании, нарушение сна и общего самочувствия, раздражительность. Жалобы больных зависят от степени выраженности воспалительной реакции. При переходе острого вагинита в хронический основным симптомом являются выделения из половых путей (творожистые, серозные, гнойные).

При объективном исследовании определяют гиперемию вульвы, вагины, аногенитальной области, их отечность.

  1. Какие клинические признаки возникают при воспалении цервикального канала?

Клиническая картина:

Жалобы:

– дискомфорт и зуд в области вульвы,

- выделения из половых путей – слизистые или гнойные

- тупая боль внизу живота.

Осмотр шейки матки в зеркалах:

- гиперемия влагалищной части шейки матки;

- отечность тканей экзоцервикса и наружного отверстия канала шейки матки;

- мелкие кровоизлияния слизистой оболочки во влагалища и шейки матки;

- Изъязвления эпителия слизистой оболочки влагалища и шейки матки.

  1. Какие клинические признаки возникают при воспалении вульвы?

Клиническая картина вагинита типична. При остром вагините беспокоят различные по характеру, количеству выделения, зуд, жжение, дискомфорт во влагалище, внизу живота, дискомфорт при мочеиспускании, нарушение сна и общего самочувствия, раздражительность. Жалобы больных зависят от степени выраженности воспалительной реакции. При переходе острого вагинита в хронический основным симптомом являются выделения из половых путей (творожистые, серозные, гнойные).

При объективном исследовании определяют гиперемию вульвы, вагины, аногенитальной области, их отечность.

  1. Какие клинические признаки возникают при воспалении бартолиновых желез?

Клиническая картина

Жалобы:

- болезненность в области средней трети большой половой губы;

- повышение температуры тела;

Осмотр (большие половые губы в области железы):

- гиперемия

- отечность

  1. Какова классификация ВЗОМТ по возбудителю?

Возбудители ВЗОМТ

  • Возбудители ИППП:

- N, gonorrhoeae в 40-50 %;

- C. Trahomatis в 30 %;

- Trichomonas vaginalis$

- Ureaplasma urealiticum;

- представители рода Micoplasma

  • Неспорообразующие гр.(-) бактерии – фузобакктерии, бактероиды.
  • Грамм (+) анаэробные микроорганизмы – пептострептококк, клостридии.
  • Аэробные гр.(-) бактерии ;
  • Аэробные гр.(+) бактерии ;

  1. Какие методы диагностики применяются при воспалении влагалища?

Лабораторные исследования

- Определение РН содержимого влагалища.

- Микроскопия отделяемого влагалища с окраской мазков по Грамму.

- Бактериологическое исследование отделяемого влагалища.

Забор материала рекомендуется производить из заднего свода влагалища.

  1. Перечислите основные принципы лечения ВЗОМТ

Алгоритм лечения ВЗОМТ должен учитывать все звенья патогенеза.

Этиотропная терапия (острая и подострая фазы) 

  • Госпитальный (парентеральный путь введения препаратов)
  • Амбулаторный (пероральные формы препаратов).

Ферментотерапия

Иммуномодулирующая терапия (хроническая фаза)

Метаболическая терапия.

Показания для стационарного лечения:

  • Высокая вероятность для срочного хирургического вмешательства
  • Беременность
  • Неэффективность или невозможность проведения амбулаторного лечения
  • Тяжелое состояние больной
  • Тубоовариальный абсцесс
  • Пельвиоперитонит
  • Наличие иммунодефицита
  • Возникновение ВЗОМТ после гинекологических вмешательств

Приложение 4

Контроль исходного уровня знаний

Терминологический диктант

Выберите правильное значение термина:

  1. 1. Вульвит
  1. А Воспаление придатков матки
  1. 2. Бартолинит
  1. Б Воспаление слизистой канала шейки матки, вызванное гонококком
  1. 3. Метроэндометрит
  1. В Воспаление клетчатки малого таза
  1. 4. Параметрит
  1. Г Воспаление слизистого и мышечного слоев матки
  1. 5. Сальпингоофорит
  1. Д Воспаление наружных половых органов
  1. 6. Пельвиоперитонит
  1. Е Воспаление брюшины малого таза
  1. 7. Гонорейный цервицит
  1. Ж Воспаление больших желез преддверия влагалища

8. Кольпит

  1. З Воспаление слизистой оболочки влагалища

Приложение 5

Эталон ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

Д

Ж

Г

В

А

Е

В

З

Эталон ответа:

отлично - 0 ошибок

хорошо – 1 ошибка

удовлетворительно – 2 ошибки

неудовлетворительно более 2 ошибок

Приложение 6

Алгоритм манипуляции

Методика влагалищного спринцевания гинекологической больной

Показания: воспалительные заболевания гениталий.

Противопоказания: кровотечение из половых путей.

Оснащение: гинекологическое кресло, кружка Эсмарха с резиновой трубкой длиной 1,5 м., стерильный раствор лекарственного средства, влагалищный наконечник, судно, клеенка.

Алгоритм действий: 

1. Постелить подкладную клеенку.

2. Уложить больную на гинекологическое кресло с разведенными и согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами.

3. Заполнить кружку Эсмарха стерильным раствором лекарственного средства (антисептика и т.д.) в количестве 1-1,5 л.

4. Кружку подвесить на штатив на высоту 1 м от уровня кресла.

5. Вымыть руки, надеть перчатки.

6. Сначала раствором обмыть наружные половые органы, затем наконечник ввести вдоль задней стенки влагалища на глубину до середины влагалища и открыть краник-зажим и струей раствора лекарственного средства провести спринцевание.

7. После процедуры наконечник погрузить в дезинфицирующий раствор.

Приложение 6

Алгоритм манипуляции

Методика постановки влагалищных ванночек

Показания: воспалительное заболевание гениталий.

Противопоказания: кровотечения из половых путей.

Оснащение: гинекологическое кресло, клеенка, пеленка, влагалищное зеркало Куско, пинцет, перчатки, лекарственное средство, марлевые салфетки, корнцанг, кувшин, раствор фурациллина 1:5000, марлевые шарики.

Алгоритм действий:

1. Объясните пациентке ход и цель предстоящей манипуляции.

 2. Подготовьте все необходимое, накройте гинекологическое кресло клеенкой, пеленкой, помогите пациентке принять удобное положение: «полусидя» с раздвинутыми бедрами и с согнутыми в коленях ногами.

3. Вымойте руки с мылом и осушите индивидуальным полотенцем, наденьте перчатки.

4. Проведите туалет наружных половых органов.

 5. Разведите 1 и 2 пальцами левой руки большие и малые половые губы. Введите правой рукой зеркало Куско, раскройте его и зафиксируйте.

6. Стерильной марлевым шариком с помощью пинцета, очистите влагалище и влагалищную часть шейки матки от выделений.

7. Введите во влагалище подогретый до 30 – 40 гр. С лекарственный раствор, до погружения в него шейки матки (20 – 25 мл).

8. Оставьте лекарственный раствор на 15 – 20 минут.

9. Извлеките зеркало.

10.Вложите между половыми губами стерильную марлевую салфетку на 10 – 15 минут. 11.Погрузите весь использованный материал в дезраствор.

12.Снимите перчатки.

13.Помогите пациентке встать.

14.Вымойте руки с мылом, осушите индивидуальным полотенцем.

Примечание:

1. Лекарственный раствор подогреть до 37-38 С.

2. Объем лекарственного вещества – 20-25 мл.

3. Повторить процедуру через 2 дня.

4. Мочевой пузырь должен быть опорожнен.

 Осложнения:

Ожог слизистой оболочки влагалища при нарушении температурного режима.

 

Приложение 7

Алгоритм манипуляции

Методика введение влагалищных тампонов

Показания: воспалительные заболевания гениталий.

Противопоказания: кровотечение из половых путей.

Оснащение: гинекологическое кресло, ложкообразное влагалищное зеркало и подъемник, стерильный ватно-марлевый материал, тампон, перчатки, пинцет, корнцанг, лекарственное средство, полотенце, клеенка, пеленка, кувшин, раствор фурациллина 1:5000.

Алгоритм действий:

 1. Объясните пациентке цель и ход манипуляции.

 2. Накройте гинекологическое кресло клеенкой, пеленкой.

3. Помогите пациентке лечь на гинекологическое кресло и принять удобное положение с раздвинутыми бедрами.

4. Вымойте руки с мылом, осушите индивидуальным полотенцем. Наденьте перчатки.

5. Раздвиньте 1 и 2 пальцами левой руки большие, малые половые губы, введите ложкообразное зеркало и подъемник во влагалище, обнажив шейку матки.

6. Шейку матки, своды влагалища и стенки протрите марлевым шариком с помощью длинного пинцета, очищая от слизи.

7. Длинным пинцетом введите тампон, смазанный или смоченный лекарственным средством. Тампон подведите к шейке матки, либо ввести в задний свод влагалища.

8. Осторожно извлеките влагалищное зеркало и подъемник, удерживая тампон длинным пинцетом в месте его приложения.

9. Концы нитки, которой перевязан тампон, оставить снаружи.

10.Погрузите весь использованный материал в дезраствор.

11.Снимите перчатки.

12.Помогите пациентке встать.

13.Вымойте руки с мылом, осушите индивидуальным полотенцем.  

Примечание:

1. Размер ватных тампонов 3*1,5*1,5 см, перевязанный поперек ниткой, длина свободного конца которой 12-18 см.

2. Тампон удалить через 8-10 часов, потягиванием за свободный конец.

3. Мочевой пузырь должен быть опорожнен.

 

 

         

Приложение 8

Методы провокации

Суть провокации на инфекции заключается в том, чтобы на короткое время (1-2 дня) резко снизить иммунитет обследуемого и тем самым дать карт-бланш развитию патогенных микроорганизмов, увеличению их числа до количества, которое уже возможно «отследить» методами лабораторной диагностики.

 Виды провокаций:

Физиологический. Используется только у женщин. В качестве провоцирующего события выступает очередная менструация, роды или медицинский аборт. Они снижают иммунитет, а повышение секреции половых путей приводит к «вымыванию» бактерий на поверхность слизистых из желез. По этой причине мазки на гонорею у женщин даже в отсутствие необходимости провокации берутся на 2-4 день менструального цикла.

Механический. Мужчинам вводят стальную трубочку-расширитель (буж) или специальный прибор – уретроскоп в мочеиспускательный канал на 10 минут, а женщинам – на сутки надевают на шейку матки колпачок Кафка.

Химический. Женщинам обрабатывают слизистую половых органов и прямой кишки 1% раствором нитрата серебра, а канал шейки матки – раствором Люголя на глицерине. Мужчинам же 0,5% раствор нитрата серебра вводят непосредственно в мочеиспускательный канал. После этого мазки берут каждые сутки на протяжении трех дней.

Биологический. Пациентам вводят гонококковую вакцину (однократно или двукратно) или препараты пирогенал и синэстрол (последний – в течение 3 дней). Противопоказания к этому методу провокации: активный туберкулез, заболевания сердца, печени и почек, аллергия и менструация.

Термический. Гонококк выходит из цист под воздействием повышенной температуры, поэтому пациентам назначают физиотерапевтические прогревания – в течение 3 дней последовательно по 15, 20 и 30 минут путем индуктотермии или 30, 40 и 50 минут путем диатермии. В качестве альтернативного метода термической провокации иногда назначается баня, а женщинам дополнительно – спринцевания раствором, подогретым до 38—39°.Мазки берут ежедневно через час после каждого прогревания.

Алиментарный. Пожалуй, самый приятный для пациента: его просят в течение нескольких дней употреблять большое количество соленой и острой пищи или пить пиво (в хмеле содержится вещество лопулин, которое выводится почками и раздражает слизистую уретры). Такая диета меняет гормональный фон и уровень напряженности иммунитета, что провоцирует обострение гонореи.

Хороший эффект дают также комбинации – часто врачи сочетают химический, биологический и алиментарный методы.

Взятие мазка на гонорею с провокацией в таких случаях проводится через 24, 48, 72 часа после проведенных процедур.

Приложение 9

Проблемно-ситуационные задачи

Задача №1.

Пациентка К., 32 года. Проживает в г. Благовещенске. Работает оператором.

С ее слов находится на обследовании в гинекологическом отделении по поводу первичного бесплодия. Предъявляет жалобы на  задержку менструации, недомогание, боли внизу живота, обильные гнойные выделения, отсутствие беременностей.

Из анамнеза медицинская сестра выяснила, что пациентка имеет ребенка в возрасте 2 лет, извлеченного путем операции кесарева сечения. После рождения ребенка сделала два медицинских аборта. После последнего аборта отмечает повторное  выскабливание по поводу остатков плодного яйца и воспаление придатков. В итоге  не может забеременеть 5 лет. Это вызывает у нее беспокойство.

Объективно: температура 38,7оС, пульс 90 в минуту, АД 140/80 мм рт ст.

Задания:

  1. Какие данные, указанные в задаче подтверждают диагноз, с которым находится на обследовании пациентка?
  2. Какие причины могли вызвать бесплодие у нашей пациентки?
  3. Подтверждают ли диагноз данные объективного исследования, выявленные медсестрой.
  4. Внимательно прочитайте задачу и определите, какие их представленных данных не могли иметь место?

Задача № 2

        Пациентка Б, 28 лет. Работает медицинской сестрой.

Находится на лечении в гинекологическом отделении по поводу воспаления придатков справа. Предъявляет жалобы на обильные болезненные менструации, бели слизисто-гнойного характера, постоянные ноющие боли внизу живота, отдающие в крестец, повышение температуры до 38 оС.

При обследовании медсестра выяснила, что у пациентки менструации с 12 лет по 4 дня через 28 дней умеренные. Замужем. От нежелательной беременности в течение последних трех лет предохраняется внутриматочной спиралью. Имела две беременности, первая закончилась абортом, а вторая - рождением здорового ребенка.

Пациентка беспокоится из-за появившихся симптомов, Сильные боли внизу живота, отдающие в крестец, вызывают нарушение работоспособности.

Объективно: Пульс 88 в мин., АД 120/80 мм рт. ст. Кожные покровы розовые.

Задания:

  1. О какой клинической патологии может идти речь в данной задаче?
  2. Какие симптомы заболевания нашла медсестра при сестринском обследовании?
  3. Нашла ли отражение в задаче причина, вызвавшая данную патологию?
  4. Какие данные объективного исследования, подтверждающие диагноз не нашла медсестра?

Задача № 3.

Пациентка В., 23 лет находится на лечении в гинекологическом отделении по поводу эндометрита. Предъявляет жалобы на  сильную боль внизу живота, повышение температуры, рези при мочеиспускании.

При сестринском обследовании медсестра выяснила, что пациентка работает продавцом фруктов в палатке на улице, часто переохлаждается. Перед госпитализацией не могла работать из-за сильных болей в животе. Появившиеся симптомы вызывают у нее беспокойство.

Медсестра при беседе с пациенткой узнала, что пол года назад пациентке был сделан аборт. Настоящие боли, беспокоящие пациентку, появились 3 дня назад одновременно с кашлем и насморком после очередного переохлаждения.

Объективно: живот напряжен, болезненный, контуры придатков матки медсестра определила недостаточно отчетливо, они увеличены и ограниченно подвижны, болезненны.

Задания:

  1. Внимательно прочитайте задачу и определите, что из представленных данных не могло иметь место?

2. Выяснила ли медсестра причину, вызвавшую данную патологию?

3. Полностью ли она провела сестринское обследование, учитывая сестринский диагноз?

4. Какие данные медсестра должна была взять из истории болезни?

Задача № 4.

Пациентка 42 года, находится на стационарном лечении в гинекологическом отделении с диагнозом: хронический неспецифический сальпингит.

Жалобы на зуд в области вульвы и влагалища, бели. Считает, что эти проявления возникли через несколько дней после проведения курса антибиотикотерапии. Беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.

Объективно: при осмотре половых органов - гиперемия малых половых губ, слизистой влагалища, творожистые выделения. Следы расчесов в области наружных половых органов.

 

Задания

1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.

Приложение 10

Эталон ответа задачи 1:

  1. Отсутствие беременностей в течение 5 лет.
  2. Воспаление, возникшее после второго аборта.
  1. Эти данные могли иметь место, но они не подтверждают диагноз.
  2. Пациентка не могла лечиться по поводу первичного бесплодия, т.к. у нее была беременность. У пациентки, находящейся на лечении по поводу бесплодия, не могут быть жалобы на боли внизу живота, гнойные выделения и температура 37,7оС.

Эталон ответа задачи 2:

  1. О воспалении матки или придатков, учитывая данные жалоб.
  2. Учащение пульса.
  3. Можно предположить, что это ВМС. Медсестра не опросила развитие настоящего заболевания.
  4. Медсестре нужно было пропальпировать живот. Из истории болезни взять данные бимануального исследования, измерить температуру.

Эталон ответа задачи 3:

  1. Медсестра не могла определить контуры придатков матки, их болезненность и подвижность, т.к. они находятся в малом тазу и не определяются через переднюю брюшную стенку.
  2. Да, причиной эндометрита, по всей вероятности, является частое переохлаждение, связанное с работой пациентки.
  3. Нет, медсестра не определила температуру, не сосчитала пульс.
  4. Данные влагалищного исследования, произведенные врачом, анализы мазка на флору, клинический анализ крови.

Эталон ответа задачи 4:

Проблемы пациентки:

Настоящие проблемы: зуд, бели; беспокойство, нервозность; нарушение сна.

Потенциальные проблемы:риск развития эрозии шейки матки; риск рецидива; риск инфицирования полового партнера.

Приоритетная проблема: зуд и бели в области половых органов.

Краткосрочная цель: уменьшить зуд и бели у пациентки.

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на зуд и бели к моменту выписки.

План

Мотивация

1. Сообщение лечащему врачу о жалобах пациентки

Для назначения соответствующего лечения

2. Взятие мазка из заднего свода влагалища

Для определения состава влагалищной флоры

3. Проведение влагалищных ванночек с 2% раствором соды

Для нормализации микрофлоры

4. Проведение беседы с пациенткой о личной гигиене

Для профилактики воспалительных заболеваний

5. Проведение беседы о сбалансированном питании

Для повышения защитных сил организма.

6. Наблюдение за состоянием пациентки.

Для ранней диагностики и своевременного оказания помощи в случае возникновения осложнений

Оценка: пациентка отмечает уменьшение зуда и белей. Цель достигнута.

 

Приложение 11

Тестовые задания: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ:

  1. Обильные пенистые выделения желтого или зеленоватого цвета характерны для:

а) гонореи;       б) трихомониаза;        в) эрозии шейки матки;  г) хламидиоза

  1. Наиболее выраженный симптом пациентки, страдающей вульвитом:

а) повышение температуры тела;    б) зуд и жжение в области наружных половых органов;       в) обильные бели;   г) общее недомогание

  1. Первоочередная задача медицинской сестры при лечении вульвита:

а) спринцевание; б) введение антибиотиков;    в) бережная гигиеническая обработка наружных половых органов; г) диетотерапия

  1.  Выбрать препарат для специфического лечения трихомонадного кольпита

а) анальгин;                  б) но-шпа;                     в) трихопол;     г) окситацин

  1. Диагноз «гонорея» можно поставить:

а) при обнаружении слизисто-гнойных   выделений;

б) если  выяснен контакт пациентки с заболевшим гонореей мужчиной;

в) при обнаружении в мазках диплококков внутриклеточно;

г) по жалобам женщины;

  1. Менструация является физиологической провокацией на гонорею

             а) да;           б) нет

  1. Спринцевание показано при:

а) эндометрите                б) вагините        в) параметрите    г) сальпингите

8.   Употребление соленой и острой пищи является провокацией

а) химической       б) физиологической     в) алиментарной

9.   К восходящей гонорее относится

а) гонорейный  сальпингоофорит    б) гонорейный бартолинит    в) гонорейный уретрит    г) гонорейный эндометрит

10.   Что применяется для лечения острых воспалений жпо

  а) грязелечение   б) горячие спринцевания   в) пузырь со льдом г) ванночки

Приложение 11

Тестовые задания: «Сестринский процесс при воспалительных заболеваниях женских половых органов»

Вариант 2

Выберите один правильный ответ:

  1. Обильные творожистые выделения  характерны для:

а) гонореи  б) кандидоза   в) эрозии шейки матки  г) являются нормой  

  1. Причиной неспецифических воспалительных заболеваний  является

а)   трихомонада   б)  хламидии   в) стафилококки    г) бледная трепонема

  1. Приоритетная проблема пациентки, страдающей кольпитом

а) повышение температуры тела  б) зуд, жжение в области наружных половых органов  в) обильные бели   г) кровотечение из половых органов

  1. Первоочередная задача м/с при лечении вагинита

а)  нанесение анестезиновой мази   б) введение антибиотиков    в) влагалищные ванночки с фурацилином      г) консультация по проведению сидячей ванночки с раствором ромашки

  1. Препарат для специфического лечения  гонореи

а) азитромицин    б) но-шпа  в) анальгин  г) тавегил

  1.  В анамнезе у больной гонореей методы контрацепции,  кроме

а) внутриматочной  б) физиологической  в) гормональной   г) барьерного механического

  1. Спринцевание проводится для воздействия на

а) слизистую оболочку влагалища и часть шейки матки б) слизистую оболочку полости матки     в) наружные половые органы  г) канал шейки матки

  1. Не относится к основным симптомам гинекологических заболеваний

а) кровотечение  б) бели   в) боли   г) повышение артериального давления

9. При гонорее нижнего этажа поражается

а) влагалище   б) матка   в) маточные трубы   г) яичники

10. Что является физиологической провокацией на гонорею?

а) прием алкоголя  б) смазывание слизистой цервикального канала нитратом серебра  в) индуктотермия     г) менструация  

Приложение 12

Эталон ответов на тестовые задания

Вариант 1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

б

в

в

в

а

б

в

в

в

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

в

в

в

а

г

а

г

а

г

Критерий оценивания:

5 (отлично) – 1 ошибка

4 (хорошо) – 2 ошибки

3 (удовлетворительно) – 3 ошибки

2  (не удовлетворительно) - более 3 ошибок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка практического занятия "Принципы лечения сосудистых заболеваний ЦНС"

Сосудистые заболевания головного мозга - важнейшая медицинская, социальная и экономическая проблема. Инсульт — это серьезный источник финансовой нагрузки во всем мире и ведущая причина...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при под...

Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»

Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...

Методическая разработка практического занятия " Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания".

Методическая разработка содержит рекомендации по проведению практического занятия по теме "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания" по специальности 34.02.01 Сестринское дело.В м...

Методическая разработка практического занятия по генетике. Наследственные заболевания человека и методы их диагностики

Материал для проведения практического занятия занятий для студентов медицинских учреждений СПО по Генетике...

Методическая разработка практического занятия - Сестринская помощь при заболеваниях почек и органов мочевыделительной системы

Методическая разработка практического занятия составлена согласно требованиям рабочей программы  ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом  и реабилитационном процессах  МДК 02.01 Сестрин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.

Цели разработки занятия: Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия   студентами: Лечение заболеваний пищеварительной системыклинической картины различных забо...