МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
методическая разработка

Галимжанова Лидия Даниловна
Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при подготовке студентов по специальности Сестринское дело 34.02.01 Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Сестринский уход в терапии» на 3 курсе, с учётом знаний и умений, сформированных при изучении на теоретических занятиях спец. дисциплины и общепрофессиональных дисциплин: основы латинского языка, анатомии и физиологии, фармакологии, общих аспектов сестринского ухода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовтельное учреждение

«Миасский иедицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Тема «Сестринский уход

при хронических  гепатитах и циррозе печени»

Специальность «Сестринское дело»

2019, Миасс

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….….3
  2. Организационно-методический блок:………………………………………..4
  1. Список литературы……………………………………………………………10
  2. Приложения…………………………………………………………………...11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при подготовке студентов по специальности Сестринское дело 34.02.01

ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».

МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», тема 7.

Методическое пособие включает в себя

  • организационно-методический блок
  • блок учебной информации
  • блок контроля

Рекомендации по работе с методическим пособием: 

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Сестринский уход в терапии» на 3 курсе, с учётом знаний и умений, сформированных при изучении на теоретических занятиях спец. дисциплины и   общепрофессиональных дисциплин: основы латинского языка, анатомии и физиологии, фармакологии, общих аспектов сестринского ухода.

В содержании организационно-методического блока отражены конкретные цели, общие и профессиональные компетенции которыми должен овладеть студент. Блок включает внутрипредметные и межпредметные связи, структуру и содержание теоретического и практического занятия.

В структуре занятия  дана мотивация темы, освещаются  вопросы эпидемиологии и распространённости хранических гепатитов и цирроза  печени, одновременно сделан акцент на актуализацию опорных знаний студентов по анатомии и физиологии органов пищеварения. Подробно освещены теоретические аспекты сестринского ухода при хронических гепатитах и циррозе печени.

В блок контроля включены тесты с эталонами ответа, задания для определения исходного уровня знаний студентов, проблемно-ситуационные задачи. Оценка общих и профессиональных компетенций проводится с применением инновационных технологий.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Тема заняия: "Сестринский уход при хронических  гепатитах и циррозе печени»

Цели занятия:

  • Закрепить знания студетов по  сестринскму уходу при хронических гепатитах и циррозе печени, участию медицинской сестры в профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятиях при хронических гепатитах и циррозе печени.
  • Обеспечить формирование студентов умений анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать проблемы пациентов при хронических гепатитах и циррозе печени. Содействовать развитию у студентов элементов самоконтроля, самооценки, самокоррекции учебной деятельности.

Формируемые общие и прфессиональные компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Тип практического занятия: комплексное применение знаний и способов деятельности с использованием элементов проблемного обучения.

Место проведения занятия: кабинет на базе лечебно-профилактического учреждения.

Количество часов на тему:

  • аудиторные, практические часы – 150 минут.
  • самостоятельная работа – 1 ч.

Методы и методические приемы обучения: 

  • способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний;
  • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • письменного контроля и самоконтроля.

Внутрипредметные связи:

«Первичная сестринская оценка состояния пациентов при заболеваниях органов пищеварения».

Межпредметные связи:

  1. Анатомия и физиология: «Анатомо-физиологические особенности органов кровообращения».
  2. Фармакология: «Желчегонные средства», «Антибактериальные средства», «Антисекреторные средства», «Ферменты».
  3. Психология: «Личность пациента».
  4. Общие аспекты сестринского ухода: «Этапы сестринского процесса»,

«Безопасность медицинской сестры на рабочем месте», «Безопасность пациента в ЛПУ», «Подготовка пациента к диагностическим исследованиям», «Работа медицинской сестры процедурного кабинета».

Требования к подготовке студентов

знать:

  • определение понятия «хронический гепатит и цирроз печени»;
  • причины, предрасполагающие факторы развития хронических гепатитов и цирроза печени;
  • клинические проявления хронических гепатитов и цирроза печени;
  • принципы диагностики и лечения;
  • механизм действия и группы лекарственных препаратов, применяемых для лечения хроническихгепатитов и циррозов печени;
  • проблемы пациентов и варианты их решения
  • особенности сестринского ухода при хронических гепатитах и циррозе печени.

уметь:

  • Осуществлять сестринский уход при хронических гепатитах и циррозе печени;
  • Провести первичную сестринскую оценку состояния пациента при хронических гепатитах и циррозе печени по характерным признакам;
  • Выявлять особенности жалоб и анамнеза при хронических гепатитах и циррозе печени, используя субъективный метод исследования;
  • Провести общий осмотр и выявить изменения кожи, слизистых оболочек, гемодинамических показаний, используя объективный метод исследования;
  • Интерпретировать изменения в клинических и биохимических показателях крови, мочи,  результаты инструментальных методов исследования: УЗИ печени;
  • Выявлять нарушенные потребности в зависимости от тяжести состояния и определить настоящие и приоритетные проблемы пациента схроническим гепатитом и циррозом печени;
  • Составить план сестринского ухода за пациентом при хроническом гепатитах и циррозах печени. В плане сестринских вмешательств;
  • Определять цель сестринского ухода совместно с пациентом по конкретной проблеме;
  • Определять независимые и зависимые сестринские вмешательства по выявленной проблеме:
  • составить схемы ООД различных манипуляций
  • оказать неотложную помощь при желудочно-кишечном кровотечении по алгоритму
  • Оформить документально лист сестринской оценки состояния пациента при гепатитах и циррозах печени
  • Эффективно общаться с пациентом в процессе учебной деятельности;
  • Соблюдать принципы профессиональной этики.

Оснащение занятия: 

  • Пособие для студентов;
  • Истории болезни пациентов с гепатитами и циррозами печени;
  • Набор групп лекарственных препаратов;
  • Дидактический материал;
  • Мультимедийная презентация.

Хронокарта занятия:

1. Организационный момент с методической установкой – 5 минут

2. Актуализация опорных знаний:

  • Фронтальный опрос – 30 минут.
  • Задание в форме граф-диктанта -10 минут.
  • Задание «Четветый лишний» - 15 минут.
  • Криптограмма – 15 минут.
  1. Самостоятельная работа:
  • Решение проблемно-ситуационных задач – 40 минут.
  1. Закрепление знаний студентов:
  • Тестовый контроль – 25 минут
  1. Задание на дом – 5 минут

Этапы плаирвания занятия

(ООД)

Название этапа

Описание деятельности

Методическое обоснование

Время

преподователь

студент

1. Организационный момент с методической установкой. 

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, отвечает на вопросы по домашнему заданию.

Активизируют познавательную деятельность, формируется развитие мотивационной сферы.

Организационный момент урока очень важен, так как является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы обучающихся: ставятся проблемы, выясняется степень готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей занятия.

5 минут

2. Актуализация опорных знаний:

Раздача методического материала.

Подготовка обучающихся к работе, восприятию нового материала, напоминание ранее изученных темы, актуализировать их умения и навыки. На этом этапе преподоатель направляет работуобучающихся  таким образом, чтобы они вспомнили (актуализировали) необходимые знания, умения и навыки для восприятия (открытия) новой информации. Также на этапе актуализации знаний контролируются задания, которые вызывают затруднения у обучающихся.

  • Фронтальный опрос (приложение №1).

Ответы студентов

25

минут

  1. Выполнение различного типа задания
  • Задание в форме граф-диктанта (приложение №2).

Выполнение заданий

10 минут

  • Задание «Четветый лишний» (приложение №3).

Выполнение заданий

15 минут

  • Криптограмма (приложение №4).

Выполнение заданий

15 минут

  1. Самостоятельная работа:

Раздача методического материала.

Решение проблемно-ситуационных задач (приложение № 5).

Разъяснение, выполнения практических заданий в раздаточном материале.

Демонстрация пациентов: совместный разбор жалоб, изучение анамнеза болезни и жизни, выявление характерных клинических симптомов при объективном обследовании, знакомство с результатами дополнительных методов исследования.

Выполнение практических заданий разного уровня и характера на систематизацию и обобщение знаний, формирование практических умений.

Уверенная ориентация в практической части материала, успешное выполнение практических заданий

40 минут

Работа малой группой по 2 человека:

Самостоятельное выявление нарушенных потребностей, проблем пациента, составление плана сестринских вмешательств и алгоритмов действий медицинской сестры при хронических гепатитах  и циррозе печени.

Выполнение практических заданий разного уровня и характера на систематизацию знаний в микрогруппах.

Успешное выполнение практических заданий, высокий уровень активизации группы при поиске ответа на проблемный вопрос.

5. Закрепление знаний студентов  

Проводится в форме тестовый контроль (Приложение №6)

Выставление оценок.

Выполнение тестового контроля.

Самопроверка.

Самоанализ деятельности обучающихся на занятии.

Объективная оценка своей деятельности.

25 минут

6.Задание на дом 

Домашнее задание подготовиться по теме: «Первичная сестринская оценка состояния пациента при заболеваниях органов мочевыделения».

Запись домашнего задания.

5 минут

СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент с методической установкой. 

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, отвечает на вопросы по домашнему заданию.

2. Актуализация опорных знаний:

  • Фронтальный опрос (приложение №1).
  • Задание в форме граф-диктанта (приложение №2).
  • Задание «Четветый лишний» (приложение №3).
  • Криптограмма (приложение №4).
  1. Самостоятельная работа:

Решение проблемно-ситуационных задач (приложение № 5).

Демонстрация пациентов: совместный разбор жалоб, изучение анамнеза болезни и жизни, выявление характерных клинических симптомов при объективном обследовании, знакомство с результатами дополнительных методов исследования.

Работа малой группой по 2 человека:

- самостоятельное выявление нарушенных потребностей, проблем пациента, составление плана сестринских вмешательств и алгоритмов действий медицинской сестры при хронических гепатитах  и циррозе печени.

4. Закрепление знаний студентов проводится в форме тестовый контроль (Приложение №6)

5.Задание на дом «Первичная сестринская оценка состояния пациента при заболеваниях органов мочевыделения».

Список рекомендуемой литературы

  1. В.Н. Ослопов, Богоявленская О.В. Общий уход за больными в терапевтической клинике: учебное пособие.- 3-е изд., испр. и доп.- ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  2. Л.И. Кулешова Основы сестринского дела. Ростов  н/Дд.: Феникс, 2018
  3. Н.И. Федюкович Внутренние болезни. Учебник. – Ростов н/Дону: Феникс, 2017 г.
  4. О.В.Чернова. Руководство для мед. сестры процедурного кабинета.- Ростов  н/Дд.: Феникс, 2015
  5. С.А. Мухина, И.И. Тарновская  Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела".- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 512 с.: ил.
  6. Т.Ю. Быковская и др. Основы профилактики. Проведение профилактических мероприятий.- Ростов н/Д.:Феникс, 2017
  7. Э.В. Смолева Терапия с курсом  первичной медико-санитарной помощи.- Ростов н/Д: Феникс, 2018

Приложение №1

Фронтальный опрос

  1. Дайте определение хронического гепатита?
  2. Назовите этиологические факторы хронического гепатита?
  3. Назовите синдромы, характерные для хронических гепатитов?
  4. Назовите осложнения хронического гепатита?
  5. Назовите изменения при исследовании крови, характерные для хронического гепатита?
  6. Назовите характерные изменения при проведении инструментальных исследований?
  7. Назовите лечение хронического гепатита?
  8. Дайте определение цирроза печени?
  9. Назовите этиологические факторы цирроза печени?
  10. Назовите синдромы, характерные для цирроза печени?
  11. Назовите осложнения цирроза печени?
  12. Назовите лечение цирроза печени?
  13. Назовите профилактику хронического гепатита и цирроза печени.
  14. Назовите особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями печени?

Приложение № 2

У Т В Е Р Ж Д Е Н И Е

Тема: «СУ при хронических гепатитах и циррозе печени».

Задание можно выполнять в форме граф-диктанта.

Да

Нет

  1. При нарушении функции печени, приводящей к нарушению потребности выделять, пациент может жаловаться на резко выраженную слабость.
  2. При нарушении потребности выделять при участии печени кожные покровы и видимые слизистые у пациента чаще всего бывают цианотичные.
  3. Скопление жидкости в брюшной полости называют гидротораксом.

  1. При нарушении потребности выделять при нарушении функции печени аппетит у пациента, как, правило, повышен.
  2. При наличии выраженного асцита у пациента уменьшается количество выделяемой мочи.
  3. Взять желчь на исследование можно с помощью холецистографии.

  1. При наличии асцита у пациента необходимо увеличить количество принимаемой жидкости.
  2. При наличии желтухи у пациента рекомендуется выполнять комплекс ЛФК для лучшего оттока желчи.
  3. Если пациент жалуется на кожный зуд, медсестра должна обеспечить тщательный уход за кожей.
  4. При наличии потребности выделять при участии печени пациенту назначается диета № 5.

Э Т А Л О Н О Т В Е Т О В

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Да.
  6. Нет.
  7. Нет.
  8. Нет.
  9. Да.
  10. Да.

Приложение №3

«ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Вашему вниманию предлагается задание из нескольких вариантов по четыре вопроса в каждом.

Мысленно объедините три из четырех примеров по определенному признаку (свойству), оставшийся ответ считается «лишним».

В ответе укажите номер задания, а также признак, по которому объединены три примера.

1. Объективные симптомы (проблемы пациента) с циррозом печени

1. Асцит.

2. Кожный зуд.

3. Желтуха.

4. Периферические отеки.

Эталон ответа:1,2,3.

2. Факторы риска цирроза печени.

1. Курение.

2. Прием алкоголя.

3. Диета № 5.

4. Бесконтрольный прием медикаментов.

Эталон ответа: 1,2,4.

3. Симптомы нарушения желчевыделительной функции печени.

1. Тошнота.

2. Метеоризм.

3. Одышка.

4. Боли в правом подреберье.

Эталон ответа: 1,2,4.

4. Методы исследования при циррозе печени.

1. Дуоденальное зондирование.

2. Холецистография.

3. УЗИ печени.

4. Желудочное зондирование.

Эталон ответа:1,2,3.

5. Элементы сестринского вмешательства при асците

1. Определение массы тела. (1 раз в три дня).

2. Термометрия.

3. Определение водного баланса.

4. Подготовка пациента к абдоминальной пункции.

Эталон ответа:1,2,4.

6. Элементы сестринского вмешательства при желтухе

  1. Диета № 5.
  2. Оценка динамики окраски кожи и слизистых оболочек.
  3. Уход за кожей и слизистыми оболочками.
  4. Оксигенотерапия.

Эталон ответа:1,2,3.

7. Элементы сестринского вмешательства при недержании кала.

1.Соблюдение личной гигиены пациента (подмывание, смена белья),

2.Применение калоприемника.

3.Применение слабительных и очистительной клизмы.

4.Применение мочегонных.

Эталон ответа:1,2,3.

8. Элементы сестринского вмешательства при кожном зуде.

  1. Протирание кожи пациента растворами антисептиков.
  2. Обеспечить гигиену кожи пациента (душ, ванна).
  3. Обеспечить уход за ногтями.
  4. Полоскание рта после еды.

Эталон ответа:1,2,3.

9. Элементы сестринского вмешательства при слабости.

  1. Обеспечить пациенту физический и психический покой.
  2. Обеспечить помощь пациенту в удовлетворении основных жизненных потребностей.
  3. Применение тепла на область живота.
  4. Обучить пациента элементам самоухода.

Эталон ответа:1,2,4.

10. Элементы сестринского вмешательства при желудочно-кишечном кровотечении

1. Вызвать врача.

2. Применить пузырь со льдом на область живота.

3. Обеспечить прием активированного угля.

4. Прекратить прием через рот пищи, жидкости, медикаментов.

Эталон ответа:1,2,4.

11. Признаки желудочного кровотечения.

  1. Рвота с примесью крови.
  2. Цианоз кожи и слизистой оболочек.
  3. Снижение А.Д.
  4. Слабость.

Эталон ответа:1,3,4.

12. Признаки печеночной комы.

1.Отсутствие сознания.

2.Повышение АД.

3.Судороги.

4.Печеночный запах изо рта.

Эталон ответа:1,3,4.

Приложение№4

Криптограмма «СУ при гепатитах и циррозах»

 Разгадывая слово, вставляйте буквы в криптограмму вместо цифр. Прочерки в словах обозначают, что такой буквы в криптограмме нет. Разгадав криптограмму Вы узнаете высказывание матери Терезы. Успехов!

3

13

6

4

5

1

    2

15

5

6

14

10

6

16

3

1

14

1

14

20

3

12

6

9

6

10

7

6

13

8

7

14

19

6

4

11

10

6

12

1

3

13

17

7

14

19

3

1

6

18

20

.

1.Этиология хронического гепатита.

-,10,18,-,-,15,-,11 4,6,17,1,20,10,20.

2.Синдром, характерный для хронического гепатита.

4,6,-,16,18,18,1,4,10,-,6-,-,10,11

3.Лекарственный противовирусный препарат, производный интерферона

10,15,20,18,16,15.

4.Изменения в клиническом анализе крови у пациентов с хроническим гепатитом

13,6,11,-,16,-,10,20,16,9.

5.Как называется увеличение молочных желез у мужчин?

4,10,-,6,-,16,-,1,-,20,10,33

6.Как называется печеночная клетка?

4,6,-,1,20,16,-,10,20.

7.Как называется застой желчи?

-,16,-,6,-,20,1,9.

Эталон ответа на криптограмму «СУ при гепатитах и циррозах»

Жизнь – трагедия, преодолейте её.

1.Этиология хронического гепатита.

Вирусный гепатит

2.Синдром, характерный для хронического гепатита.

Геморрагический

3.Лекарственный противовирусный препарат, производный интерферона

Интрон

4.Изменения в клиническом анализе крови у пациентов с хроническим гепатитом

Лейкоцитоз

5.Как называется увеличение молочных желез у мужчин?

Гинекомастия

6.Как называется печеночная клетка?

Гепатоцит

7.Как называется застой желчи?

Холестаз

Приложение №5

Проблемно-ситуационная задача 1

Оцениваемые компетенции: ОК1, ОК2, ОК12, ПК2.1, ПК2.2, ПК2.4

Пациентка 45 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом: "Хронический гепатит". При сестринском обследовании медсестра получила следующие данные: жалобы на чувство тяжести в правом подреберье, тошноту, сильный кожный зуд, который не дает заснуть ночью, выделение темной мочи и светлых каловых масс.

Объективно: состояние средней тяжести, рост 162 см, вес 70 кг, температура тела 36,70 С, кожные покровы и видимые слизистые желтушны, на коже следы расчесов, печень выступает из-под реберной дуги на 3 см, живот мягкий, умеренно болезненный в правом подреберье, пульс 80 в мин. удовлетворительных качеств, АД 135/85 мм рт. ст., ЧДД 18в мин.

Назначено: УЗИ органов брюшной полости. Биохимический анализ крови.

Задания:

  1. Выявите, удовлетворение, каких потребностей нарушено, определите проблемы пациентки.
  2. Поставьте цель и составьте план сестринских вмешательств с их мотивацией.
  3. Объясните пациентке, как подготовиться к УЗИ органов брюшной полости.
  4. Обучите пациентку питанию в соответствии с диетой №5.
  5. Составте памятку для пациента о подготовке взятия крови на биохимический анализ.

Эталон ответа к задаче №1.

Нарушено удовлетворение потребностей: естъ, выделять, спать, быть здоровым, избегать опасности.

Проблемы пациента:

Настоящие:

У пациентки желтуха,

-у пациентки кожный зуд на фоне желтухи,

- у пациентки нарушение целостности кожных покровов (расчесы),

- у пациентки тошнота,

.Потенциальные:

-риск возникновения воспалительных процессов на коже,

-риск желчной колики.

Приоритетная проблема: кожный зуд на фоне желтухи.

Цель краткосрочная: уменьшить зуд чрез 3 дня, не допустить инфицирования расчесов.

Цель долгосрочная: зуд исчезнет к моменту выписки.

План 

Мотивация

1. М/с обеспечит пациентке питание в

соответствие с диетой №5

1. Уменьшение нагрузки на печень и желчные пути.

2. М/с обеспечит гигиену кожи пациента (обтирание, душ)

2. Профилактика инфицирования расчесов.

3. М/с будет протирать кожу пациентки раствором антисептиков.

3. Уменьшение зуда, профилактика инфицирования.

4. М/с будет следить за кратностью стула пациента.

4. Не допустить задержки стула.

5. М/с будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента.

5.Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений.

6. М/с будет выполнять врачебные назначения.

Оценка эффективности: пациентка отметит уменьшение, а затем полное исчезновение зуда, не будет следов расчесов на коже.

Цель достигнута.

  • Студент грамотно и доступно объясняет пациентке правила подготовки к УЗИ органов брюшной полости.
  • Студент демонстрирует процесс обучения пациентки диете № 5.
  • Студент разрабатывает и демонстрирует памятку для пациента о подготовке взятия крови на биохимический анализ.

Проблемно-ситуационная задача 2

Оцениваемые компетенции: ОК1, ОК2, ОК12, ПК2.1, ПК2.2, ПК2.4

У пациента, госпитализированного сутки назад с диагнозом: "Цирроз печени", внезапно возникла резкая слабость, рвота "кофейной гущей".

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы бледные, влажные, дыхание везикулярное, тоны сердца ритмичные, пульс 100 в мин. малого наполнения и напряжения, АД 100/60 мм рт. ст., живот мягкий, болезненный в эпигастрии.

Задания:

  1. Определите и обоснуйте неотложное состояние. Спланируйте доврачебную помощь, продемонстрировав каждое сестринское вмешательство.
  2. Продемонстрируйте применение пузыря со льдом.

Эталон ответа к задаче 2.

Желудочное кровотечение. Информация, позволяющая медсестре распознать неотложное состояние: рвота "кофейной гущей", резкая слабость, кожные покровы бледные, влажные, снижение АД, тахикардия, обострение язвенной болезни желудка в анамнезе.

Алгоритм действий медсестры:

1) Вызвать дежурного врача-терапевта и врача-хирурга для оказания экстренной помощи (вызов возможен с помощью третьего лица).

  1. Пациента уложить на спину, повернув голову набок, для предупреждения аспирации рвотных масс.
  2. На эпигастральную область положить пузырь со льдом для уменьшения интенсивности кровотечения.
  3. Запретить пациенту двигаться, разговаривать, принимать что-либо внутрь для предупреждения увеличения интенсивности кровотечения.
  4. Наблюдать за пациентом; периодически определять пульс и АД до прихода врача с целью контроля состояния.
  5. Раасказать: Приготовить кровоостанавливающие средства: заполнить капельную систему 5% раствором -аминокапроновой кислоты;
  6. Рассказать: Набрать в шприц 10 мл 10% кальция хлорида для в/в инъекции;
  7. Рассказать: Набрать в шприц 4 мл викасола для в/м инъекции.

  1. Демонстрация применения пузыря со льдом на эпигастральную область проводится по алгоритму данной манипуляции.

Приложение №6

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ:

«СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ ГЕПАТИТАХ, ЦИРРОЗАХ ПЕЧЕНИ»

/Выбрать номер правильного ответа/

1. Функциональная единица ткани печени:

A. ацинус

Б. гепатоцит

B. нефрон

Г. печеночная балка

2. Функция печени:

A. секреторная
Б. моторная

B. обменная

Г. антитоксическая

3. Причины цирроза печени:

A. вирусный гепатит

Б. отравление тяжелыми металлами

B. хронический гастрит

Г. алкогольная интоксикация

4. Цирроз печени характеризуется:

A. нарушением структуры печени
Б. нарушением ее функций

B. развитием артериальной гипертензии
Г. развитием портальной гипертензии

5. В клинической картине циррозов печени выделяют синдромы:

A. диспептический
Б. лимфостаза

B. холестаза

Г. печёночной недостаточности

6. Диагноз цирроза печени считается достоверным, если у пациента разовьется синдром:

A. диспептический

Б. портальной гипертензии

B. холестаз

Г. астеновегетативный

7. Современный метод диагностики цирроза печени:
А. клинический анализ крови

Б. копрограмма

В. дуоденальное зондирование
Г. сканирование печени

8. Потенциальные проблемы пациента с циррозом печени:
А. перитонит

Б. холецистит

В. кровотечения

Г. печеночная кома

9. Пациентам, страдающим циррозом печени, назначают диету:

A. №3
Б. № 4

B. № 5
Г. №10

10. Диетотерапия пациентов с циррозом печени предусматривает:

A. ограничение соли

Б. ограничение соли, жиров

B. ограничение соли, жиров, жидкости

Г. ограничение соли, жиров, жидкости, минеральных солей

11. В план сестринской помощи пациенту с циррозом печени м/с должна внести:

A. изменение суточного диуреза
Б. наблюдение за АД

B. наблюдение за цветом мочи и кала

Г. обучение родственников уходу за пациентом

12. Лекарственные препараты, поддерживающие деятельность гепатоцитов:

A. Де-нол
Б. Аллохол

B. Эссенциале
Г. Карсил

13. Для лечения цирроза печени применяют:

A. Интерферон
Б. Гентамицин

B. Преднизолон
Г. Пенициллин

14. Течение циррозов печени:

A. подострое

Б. хронически прогрессирующее

B. острое

Г. хроническое с редкими рецидивами

15. Подготовка пациента к УЗИ печени:

A. за 3 дня исключить мясо, рыбу, яйцо
Б. накануне легкий ужин, утром - натощак

B. накануне очистительные клизмы

Г. утром за 2 часа до исследования очистительные клизмы

16. Прогноз у пациентов, страдающих циррозом печени _______________________

17. Наиболее частая социальная проблема пациентов, страдающих циррозом печени

_____________________________________________________________________________

18.

Синдромы: Клиническое проявление:

  1. Печеночной недостаточности А. Асцит, увеличение селезенки
  2. Астеновегетативный Б. Рвота, метеоризм

В. «Малиновые» ладони, увеличение печени

Г. Бессонница, раздражительность

Д. Обесцвечивание мочи и кала

19. Синдромы:

  1. Портальной гипертензии
  2. Печеночной недостаточности

Клиническое проявление:

A. Бессонница, утомляемость
Б. Горечь во рту, поносы

B. Кровоизлияния на коже, «сосудистые

звездочки»

Г. Асцит, расширение геморраидальных

вен.

Д. Кожный зуд, желтуха

Эталоны ответов

1-б, 2-г, 3 – а,г, 4 – а,г, 5 – а,г, 6 – б, 7 – г, 8 – г, 9 – в, 10 – в, 11 – г, 12 – в, 13 – в, 14 – б, 15 – а, 16 – неблагоприятный, 17 – алкоголизм, 18 – 1а, 2б, 19 – 1г, 2д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний: ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.Сестринский уход при инфекционных заболеваниях".

Контроль знаний: ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестриский уход при инфекционных заболевания...

ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах. МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья). Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Некоторые проктологические заболевания могут долгое время протекать бессимптомно, точнее лишь изредка давать о себе знать, что опаснее вдвойне. В связи с особенностями функциональности и расположения ...

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8. Сестринский уход при инфекционных болезнях

Учебно-методический комплекс по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК. 02. 01.  Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях 0201.8.  Сестринск...

Методическая разработка ПМ 02 участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема 12. Сестринская помощь в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у мужчин и женщин "Сестринский уход при невынашивании беременности"...