Методическое пособие для преподавателей по учебной дисциплине ОП 04 «Фармакология» Теоретическое занятие по теме: Анальгетики для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1 ЦМК общемедицинских дисциплин
учебно-методическое пособие на тему

Смелова Елена Александровна

 

Актуальность теоретического занятия на тему «Анальгетики» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на роль анальгезирующие (болеутоляющие) средства в частности при различных патологических состояниях, так и на роль анальгетиков в функционировании отдельных органов и целостного организма.

 

Цель работы: изучение нового материала по теме «Анальгетики»  по принципу «от частного к общему».

В этой связи были поставлены следующие задачи:

1. на основании предварительно изученных разделов «Средства, влияющие на афферентную нервную систему», «Холинергические средства», «Адренергические средства», элементы «Фармакокинетика лекарственных средств», «Фармакодинамика лекарственных средств», «Рецепт», «Лекарственные формы»,  проанализировать закономерности  использования  (применения)  препаратов данной группы  для предупреждения и лечения болевого шока, при проведении хирургических операций, для обезболивания радов, при лечении инфаркта миокарда, заболеваний опорно-двигательного аппарата, для устранения лихорадки, головной и зубной боли;

2. отметить патофизиологические механизмы формирования боли и воспаления;

3. акцентировать внимание на возможные точки приложения и конкретные механизмы обезболивающего действия наркотических и ненаркотических анальгетиков  средств разных групп;

4. отметить классификацию наркотических анальгетиков по отношения к опиатным рецепторам; отметить классификацию ненаркотических противовоспалительных средств (НПВС) по химической структуре;

5. определить центральные и периферические эффекты морфина;

6. обосновать выбор препарата из данной группы с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

7. показать, как правильно выбрать и рассчитать дозу и путь введения препарата с учетом характера патологического процесса, возраста и пола пациента, учитывая наличие сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств и аргументировать принятое решение;

8. акцентировать внимание на осложнения при лечении анальгетиками и механизмы их возникновения;

8. использовать  русскую, латинскую и греческую терминологию по назначению;

9. продемонстрировать меры помощи и профилактики острого и хронического отравления морфином и НПВС путем заполнения обобщающей таблицы : «Фармакологические характеристики наркотических и ненаркотических анальгетиков».

10. Рационально использовать полученные знания с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_analgetiki.doc323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

                                                                                                         

   

Методическое пособие для преподавателей

по учебной дисциплине ОП 04 «Фармакология»

Теоретическое  занятие по теме: Анальгетики

для специальности 31.02.01 «Лечебное дело», курс 1

ЦМК общемедицинских дисциплин

Санкт-Петербург 2015

Автор: Смелова Е.А. – преподаватель фармакологии СПб ГБПОУ «Фельдшерский колледж», первая квалификационная категория.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность теоретического занятия на тему «Анальгетики» заключается в необходимости формирования целостного взгляда как на роль анальгезирующие (болеутоляющие) средства в частности при различных патологических состояниях, так и на роль анальгетиков в функционировании отдельных органов и целостного организма.

Цель работы: изучение нового материала по теме «Анальгетики»  по принципу «от частного к общему».

В этой связи были поставлены следующие задачи:

1. на основании предварительно изученных разделов «Средства, влияющие на афферентную нервную систему», «Холинергические средства», «Адренергические средства», элементы «Фармакокинетика лекарственных средств», «Фармакодинамика лекарственных средств», «Рецепт», «Лекарственные формы»,  проанализировать закономерности  использования  (применения)  препаратов данной группы  для предупреждения и лечения болевого шока, при проведении хирургических операций, для обезболивания радов, при лечении инфаркта миокарда, заболеваний опорно-двигательного аппарата, для устранения лихорадки, головной и зубной боли;

2. отметить патофизиологические механизмы формирования боли и воспаления;

3. акцентировать внимание на возможные точки приложения и конкретные механизмы обезболивающего действия наркотических и ненаркотических анальгетиков  средств разных групп;

4. отметить классификацию наркотических анальгетиков по отношения к опиатным рецепторам; отметить классификацию ненаркотических противовоспалительных средств (НПВС) по химической структуре;

5. определить центральные и периферические эффекты морфина;

6. обосновать выбор препарата из данной группы с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

7. показать, как правильно выбрать и рассчитать дозу и путь введения препарата с учетом характера патологического процесса, возраста и пола пациента, учитывая наличие сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств и аргументировать принятое решение;

8. акцентировать внимание на осложнения при лечении анальгетиками и механизмы их возникновения;

8. использовать  русскую, латинскую и греческую терминологию по назначению;

9. продемонстрировать меры помощи и профилактики острого и хронического отравления морфином и НПВС путем заполнения обобщающей таблицы №1 «Фармакологические характеристики наркотических и ненаркотических анальгетиков».

 (см. Приложение №1);

10. Рационально использовать полученные знания с целью сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ, ОСНАЩЕНИЕ

  • Кабинет «Фармакологии»
  • Необходимое оснащение: презентация, методическая разработка по теме, учебник, доска, мел, дидактический материал, справочники, образцы лекарственных препаратов.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Кол-во часов, отведенное на изучение данной темы всего: 4 часа, из них 2 час. теоретические, 2 час. практические.

Вид занятия теоретическое.

Продолжительность данного занятия: 90 минут

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.  Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК1, ОК2, ОК3,ОК4, ОК6, ОК-12, ОК13, ПК2.3, ПК2.4, ПК2.6, ПК 3.2, ПК 3.3. ПК 3.8, ПК4.7, ПК 4.8.
  2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
  3. обобщить теоретические и практические  знания по разделу «Анальгетики» и сформировать элементы компетенций: ОК1, ОК2, ОК3,ОК4, ОК6, ОК-12, ОК13, ПК2.3, ПК2.4, ПК2.6, ПК 3.2, ПК 3.3.. ПК 3.8, ПК4.7, ПК 4.8.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

  • Учебная  задача заключается в формировании профессиональных компетенций следующими путями:
  • формированием  профессиональные умения, необходимые для овладения клиническими  учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;
  • аргументацией выбора дозы и пути введения препарата с учетом характера патологического процесс, возраста и пола пациента, учитывая наличие сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств;
  • обоснованием выбора препарата из данной группы с учетом асолютных и относительных противопоказаний;

  • Развивающая задача заключается в формировании общих компетенций следующими путями:
  • анализировании изученного материала;
  •  развитии навыков самостоятельной работы;
  •  формировании и укреплении долговременнной памяти;
  •  помощь в приобретении навыков отделять    главное от посредственного;
  • обучении в составлении  логических взаимосвязей с последующими выводам;
  • развитии способностей к поиску, перенесению знания в новые условия;
  • использовании и развитии интеллектуального потенциала: анализа, синтеза, сравнения, мыслительной активности, наблюдательности, точности действий, умении анализировать свои ошибки, устанавливать причинно-следственные связи, излагать свои мысли;
  • сопровождении исследовательской деятельности.

  • Воспитательная задача заключается в формировании общих  и профессиональных компетенций следующими путями:
  •  развитием профессионально значимых, интеллектуальных, гражданских, социально значимых  качеств личности;
  • поддержании устойчивого интереса  к выбранной специальности.

Профессиональные качества

Возможности их формирования через

содержание деятельности студентов

Организованность

При организации рабочего места.

Внимательность, такт, ответственность, терпение, уверенность в себе.

При выполнении заданий, общении друг с другом

Усидчивости, аккуратности, бережное отношение к рабочему месту, оснащению.

Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе.

  1. КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Номер и название компетенции

Студент должен знать:

Студент должен уметь:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы.

2.Общие принципы классификации препаратов, влияющих на нервную систему;

3. Патофизиологические механизмы боли и воспаления;

4. Особенности воздействия лекарственных веществ на рецепторы

5. Функциональное значение местных анестетиков и холинергических и адрергических средств.

6. лекарственные формы,

7. пути введения лекарственных средств,

8. виды их действия и взаимодействия;

9. основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;

10. побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

11. правила заполнения рецептурных бланков;

1.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

3.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

4.Применять лекарственные средства по назначению врача;

5.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.  

1.Необходимые знания по темам предварительно изученных разделов: «Средства, влияющие на афферентную нервную систему», «Холинергические средства», «Адренергические средства», элементы «Фармакокинетика лекарственных средств», «Фармакодинамика лекарственных средств», «Рецепт», «Лекарственные формы», для овладения клиническими учебными дисциплинами: основами патологии, терапией, хирургией, педиатрией, инфекционными болезнями;

Обоснование выбора препарата из данной группы с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

1.Лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

2.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств  группам ;

3.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

4.Правила заполнения рецептурных бланков;

1.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;

3.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

4.Применять лекарственные средства по назначению врача;

5.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

1. Источники основной и дополнительной литературе;

2. Интернет ресурсы по заданной теме;

3. Алгоритм поисковой работы.

1. Осуществлять поиск информации в печатных и интернет ресурсах;

2. Систематизировать полученную информацию;

3.Использовать информацию в профессиональной деятельности. 

4.Выписывать лекарственные формы в виде рецепта с применением справочной литературы;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Повила поведения во время работы в коллективе и команде,  общении с коллегами.

Умение слушать, задавать вопросы, при самостоятельной работе, при выполнении заданий, общении друг с другом

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

1. Алгоритм ответа по разделу «Меры помощи и профилактика отравления анальгетиками»;

2. Строение нервной и пищеварительной систем;

3. План эвакуации при пожаре.

 Обобщать знания по теме Анальгетики;

ОК13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

1. Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы;

2.Механизмы регуляции процессов, происходящих в нервной системе.

1. Грамотно распределять рабочее время;

2. Соблюдать гигиену труда и санэпид режим.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

1.Фармакокинетику препаратов.

1. Определить путь введения препарата (с учетом возраста и пола пациента и т.д.);

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

2.Фармакодинамику препаратов.

2. Представлять изменения фармакодинамики при наличии сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств.

ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.

1. Фармакотерапевтические действия лекарств  группы Анальгетики;

1. Диагностировать изменения фармакодинамики при наличии сопутствующих заболеваний, возможного взаимодействия лекарств.

ПК. 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

1.Лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;

2.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств  группам

1.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

3.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

ПК 3.8. Организовывать и оказывать неотложную медицинскую помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

1.Основные лекарственные препараты и фармакотерапевтические действия лекарств  группам ;

2.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии;

1.Ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

3.Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм;

 ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.

1.Методы исследования состояния органов систем;

2.Осложнения при лечении анальгетиками и механизмы их возникновения;

1.Давать рекомендации пациенту для профилактики осложнения при лечении анальгетиками и механизмы;

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

ПК-4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациента и их окружения.

1.Анатомо-физиологические особенности центральной нервной системы;

2.Фармакотерапевтические действия лекарств группы Анальгетики;

3.Побочные эффекты, виды реакций и осложнения лекарственной терапии Анальгетиками;

1. Давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных форм 

2.Применять лекарственные средства по назначению врача;

3. Составлять санитарные  листы;.

5.0. МОТИВАЦИЯ

Анальгезирующие (болеутоляющие) средства устраняют или уменьшают чувство боли и отрицательные рефлекторные изменения в деятельности органов, вызванные болевыми раздражителями. Анальгетики избирательно угнетают болевые реакции и тем самым сохраняют функции органов, сознание и координированную двигательную активность. Анальгетики (наркотические и ненаркотические) нашли широкое применение в практической медицине, т.к. болевой синдром является спутником многих заболеваний и патологических реакций. Наркотические анальгетики используются, главным образом, для подавления сильных, мучительных болевых ощущений в тех случаях, когда другие лекарственные средства не эффективны. Они применяются для подавления послеоперационных болей, травматических болей, болей при инфаркте миокарда, болей спастического генеза, для обезболивания родов, при хронических болях и для нейролептаналгезии. Ненаркотические анальгетики, обладающие противовоспалительным, жаропонижающим и анальгезирующим эффектами назначаются при различных патологических состояниях воспалительной природы (за исключением фенацетина и парацетамола). В практической медицине нестероидные противовоспалительные средства (НПВС) применяются для лечения ревматизма, ревмокардита, ревматоидного артрита, миозитах, невралгиях, лихорадочных состояниях с целью подавления воспаления, уменьшения боли и в качестве жаропонижающих средств.

6.0. ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:

7.0 ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

Раздел темы

литература

Установочная

инструкция

вопросы

для самоконтроля

Особенности строения нервной системы

«Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит.- с.415-417

Вспомнить строение центральной нервной системы и функции ее отделов. (Нормальная анатомия и физиология)

Перечислить рецепторы боли, болевой чувствительности, болевые проводники и центры.

Патофизиологические механизмы боли и воспаления.

«Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит..- с.429-430

Воспользоваться знаниями тем: «Воспаление», «Иммунитет» (Основы патологии)

Какие компоненты боли можно выделить?

Назовите стадии развития воспаления. Назовите медиаторы воспаления.

Особенности воздействия лекарственных веществ на рецепторы

«Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит, - М. :«Академия», 2014.- с.262-265

Вспомнить разделы:

«Фармакодинамика», «Адренергические средства», «Средства, влияющие на афферентную нервную систему», Использовать материал учебника,

В чем особенности действия миметиков и литиков на рецепторы? Приведите примеры.

Функциональное значение средства, влияющих на афферентную и эфферентную нервную систему.

«Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит.- с.262-266, 299-356

Вспомнить разделы:

 «Средства, влияющие на афферентную нервную систему», «Холинергические средства», «Адренергические средства».

Как эти группы препаратов влияют на сознание, боль и другие виды  чувствительности? Приведите примеры.

5.

Выписать рецепты

«Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит .- с.19-31

Вспомнить разделы:

«Рецепт», «Лекарственные формы»,

Использовать справочный материал пособия,

Какие рецептурные бланки используют для  наркотиков?

8.0 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Классификация адренергических средств.
  2. Строение и особенности функционирования адренергического синапса.
  3. Типы и подтипы адренорецепторов.
  4. Локализация и эффекты возбуждения адренорецепторов.
  5. Классификация адреномиметиков и основные препараты этой группы.
  6. Эпинефрин (адреналин). Норэпинефрин (норадреналин). Дофамин. Эфедрин. Фенилэфрин. Нафазолин, ксилометазолин.  Изопреналин. Добутамин. Сальбутамол, фенотерол, сальметерол, формотерол. Механизм действия, влияние на бронхи, особенности фармакокинетики, показания к применению, побочные эффекты.
  7. История открытия анальгетиков в решении общей проблемы обезболивания.
  8. Какие биологически активные вещества вызывают чувство боли?
  9. Перечислить рецепторы боли, болевой чувствительности, болевые проводники и центры.
  10. Вспомнить разделы: «Фармакодинамика», «Холинергические средства», «Адренергические средства», «Местные анестетики». Как эти группы препаратов влияют на сознание, боль и другие виды  чувствительности? Приведите примеры.
  11. В чем особенности действия миметиков и литиков на рецепторы? Приведите примеры.
  12. Какие компоненты боли можно выделить?
  13. Назовите стадии развития воспаления.
  14. Назовите медиаторы воспаления.
  15. Какие рецептурные бланки используют для  наркотиков? 

9.0 ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит
  2. «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2012 г.
  3.  «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс,  2012 г.
  4. «Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2010 г., изд. центр «Март»
  5. «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2012 г., ГЭОТАР МЕДЕА
  6. «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2012 г.

Дополнительные источники

Приказы МЗ и Социального развития РФ

1.Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года  № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).

2.Приказ МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

3.Приказ МЗ и СР РФ от 24 мая 2010 года № 380 О признании утратившим силу приказа МЗ РФ от 31 декабря 1999 года №  472  « О перечне лекарственных средств А и Б ».

4.Приказ МЗ и СР РФ от 12 февраля 2007 года № 110 « О порядке назначения, выписывания лекарственных средств, изделий мед. назначения и специализированных продуктов лечебного питания ».

5.Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года.

6. Постановление Правительства РФ № 398 от 03.06.2010г.
« О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ ».

7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 1. 3. 2630-10 Утверждены постановления главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010. №58.

8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.14 № 2135-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лек. средств», В.В.Путин

Справочная литература

  1. Машковский. М.Д. Лекарственные средства : в 2 т.- М.: Медицина, 2010.
  2. Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств /под ред. Г. Л. Вышковского.-М.: РЛС+, 2010.- 1440 с.
  3. Справочник Видаль 2010: Лекарственные препараты в России.-М: Астра Фарм Сервис, 2010.-1728 с.

Дополнительная литература 

  1. «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.
  2. «Полный лекарственный справочник медсестры», М.Б. Ингерлейб, 2004 г.
  3.  «Фармакология с основами фитотерапии», учебное пособие, Е.Е. Лесиовская., Л.В. Пастушенков., 2006 г.
  4.  «Наглядная фармакология», перевод с английского, Майкл Дж. Нил, под ред. Р.Н. Аляутдина (учебное пособие) ГЕЭТАР МЕД, 2008 г.
  5. Д.А. Харкевич «Фармакология», учебник, 2009 г. ГЭОТАР МЕДИА.
  6. «Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии», В.В. Кржечковская, Р.Ш. Вахтангишвили, Ростов н/Д: Феникс, 2007 .г
  7. Нормативные документы:

Интернет – ресурсы

  1. www.antibiotic.ru (Антибиотики и антимикробная терапия);
  2. www.rlsnet.ru (Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента);
  3. www.pharmateca.ru  (Современная фармакотерапия для врачей);
  4. www.carduodrug.ru ( Доказательная фармакотерапия в кардиологии);
  5. www.kardioforum.ru  (Национальный фонд поддержки кардиологии).
  6. www.rlsnet.ru (Регистр лекарственных средств России РЛС).
  7. Каталог Российской национальной библиотеки (http//www.nlr.ru:8101/poisk/index/html#1).
  8. Русская справочная библиотека (http//www.openweb.ru/stepanov/library.htm).
  9. Библиографическая база данных «Вся Россия» (http//www.nilc.ru).
  10. Каталог Российской государственной библиотеки (http//eidos.rsl.ru:8080).
  11. Электронный каталог учебных изданий (http//www.ndce.ru).
  12. Медицинские электронные базы данных (www.emedicine.com),  www.medscape.com),  (www.ncbi.nlm.nih.gov), (www.vidal.ru).  

10.0 ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ УСВОЕНИЯ:

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

Название этапа

 занятия

Описание деятельности

(Содержание, формы и  методы)

Цель деятельности

(методич. обоснование)

Время

примерное

Оснащ.

(Дидактическая структура занятия

преподавателя

студентов

1

Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих

Староста докладывает об отсутствующих студентах

Привлечение внимания, установление рабочей обстановки, формирование благоприятного климата для занятия

1мин.

Журнал группы

Мотивация учебной деятельности студентов

Активизирует внимание студ.на сущности и социальной значимости темы в соответствии с изучаемыми компетенциями

Подготовка  к выполнению поставленного педагогом  задания

Наличие рабочей тетради

Обоснование темы занятия

Беседа со студентами о социальной  значимости темы. Преподаватель записывает задачи занятия на доске.

Студенты слушают преподавателя и записывают тему и задачи занятия

Показать практическую значимость  для дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, пробудить интерес, активизировать внимание и мышление

2 ми

Доска, мел

Цели занятия

Сформировать гражданскую и профессиональную позицию студента в соответствии с компетенциями.

Формируют  заданные позиции.

Обратить внимание и показать конечный результат деятельности студентов на данном занятии, формирование целенаправленности, активизация познавательной деятельности

2мин.

Презентация,

Таблицы.

2

Актуализация опорных знаний

Задает вопросы в письменной форме.

Отвечают на вопросы преподавателя и обсуждают ошибки.

Выяснение готовности группы к занятию и формирование единого исходного уровня знаний

Реализация межпредметных связей.

15мин.

Конспекты, учебник, журнал. Презентация.

Таблицы.Справочники.

Контроль исходного уровня знаний.

3

Систематизация знаний умений и навыков.

Изложение нового материала с одновременным заполнением конспекта.

Изложение нового материала с одновременным показом презентации.

Студенты слушают  преподавателя и одновременно заполняют конспект.

Определение ориентиров к предстоящей деятельности.

Формирование знаний и умений в соответствии с целями занятия.

Стимулирование познавательной деятельности студентов,

формирование самостоятельности, профессиональной этики, норм общения, ответственности

50мин

Тетради. Презентация,

Таблицы.Справочники.

4

Закрепление

 изученного материала. 

обобщение материала с заполнением таблицы №1 (самостоятельно).

Поясняет правила и цель заполнения таблицы. Демонстрирует Приложение №2. Наблюдение

оперативная обратная связь, предупреждение ошибок, подбадривание, одобрение, похвала,

 индивидуальная помощь

заключительный

контроль

Студенты слушают инструктаж преподавателя и заполняют графы таблицы №1. в тетради.

Закрепление

 изученного материала.

10мин

Задание (Приложение №2) Презентация

Тетради.

Заключительный контроль

Проводит

заключительный

контроль (Приложение №3).

Проверяет

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы (Приложение №3)

Определение уровня усвоения и достижения  целей занятия, формирование ответственности, освоение компетенций

5 мин

Задание (Приложение №3). Презентация

5

Домашнее задание

Определяет тему следующего

Занятия.

Записывают домашнее задание

Глава 10, с.267-283.

Организация управляемой самостоятельной работы студентов на этапе самоподготовки

2мин.

Тетради

6

Подведение итогов

Выставляет оценки в журнал

Слушают оценки

Анализ деятельности группы, демонстрация достигнутого

3мин.

Журнал

11.0 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. Наркотические анальгетики, сущность их действия, центральные и периферические эффекты, их механизмы, особенности действия и применения полных, частичных агонистов и агонистов-антагонистов опиоидных рецепторов. Показания и противопоказания.
  2. Побочные эффекты и осложнения, вызываемые наркотическими анальгетиками.
  3. Дифференциальный диагноз острого отравления наркотическими анальгетиками. Меры помощи.
  4. Ненаркотические анальгетики. Основные эффекты, их механизмы и значение. Применение. Побочные эффекты и осложнения, противопоказания.
  5. Влияние ацетилсалициловой кислоты на реологические свойства крови, значение в кардиологии.
  6. Острое отравление салицилатами и парацетамолом. Меры помощи.
  7. Сравнительная характеристика ненаркотических анальгетиков.
  8. Сравнительная характеристика наркотических и ненаркотических анальгетиков. Фармакологические решения проблемы обезболивания.

12.0 УЧЕБНАЯ КАРТА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИИ

этапы работы

Формируемые

компетенции

Способы выполнения

(описываются ориентировочные основы действий или ссылка на алгоритмы)

вопросы

для самоконтроля

Определение целей и задач

 ОК 1

Знакомятся с презентацией.

Определяют значимость темы

Предварительный контроль

ОК 4

Работа по разделу темы «Адренергические средства».

Письменные вопросы, Устное обсуждение (Приложение №1). (Презентация).

Изложение нового материала

ОК 4

Записывают материал темы  в виде конспекта.

Устные вопросы и заполнение конспекта. (Презентация).

Систематизация знаний и умений

ОК12

Выполняют самостоятоятельную работу

Заполнение таблицы №1 (Приложение №2).

Заполнение таблицы: №1«Фармакологические характеристики наркотических и ненаркотических анальгетиков». (см. Приложение №2); 

Закрепление изученного материала

ОК.1

ОК.4, ОК12, ОК13, ПК.1.2, ПК2.5, пк4.4,ПК.4.8

Выполнение итогового контроля письменно.

Итоговый контроль (Приложение №3).

   13.0 СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

В критерии оценки уровня подготовки студента по теме занятия входит:

  • уровень знаний и умений, позволяющий решать профессиональные задачи;
  • уровень теоретических знаний, продемонстрированных студентом при выполнении заключительных заданий;
  • обоснованность, четкость, краткость изложения ответов.

Результаты достижений студентов в устной и письменной форме по теме оцениваются за каждый вид заданий

"отлично"

"хорошо"

"удовлетворительно"

"неудовлетворительно"

Отметка «5» (отлично) ставится, если студент:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить задание на практике, привести необходимые примеры;

3) Излагает материал последовательно и правильно.

Отметка «4» (хорошо) ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в последовательности излагаемого.

Отметка «3» (удовлетворительно)ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий.

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

14. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. «Фармакология с рецептурой», В.М.Виноградов и соавт., 2012, СПб СпецЛит
  2. «Фармакология с общей рецептурой», учебное пособие для мед. училищ, В.В. Майский 2012 г.
  3.  «Фармакология», Н.И. Федюкович, 7 изд., учебник для мед. училищ и колледжей, Ростов н/Д Феникс,  2012 г.
  4. «Фармакология с рецептурой», учебник/ М.Д. Гаевый, 2010 г., изд. центр «Март»
  5. «Фармакология с общей рецептурой», Д.А. Харкевич, учебник 3 изд. исправленное и дополненное, 2012 г., ГЭОТАР МЕДЕА
  6. «Руководство по общей рецептуре», учебное пособие, Н.Б. Анисимова, изд. Мед. 2012 г.

Дополнительные источники

Приказы МЗ и Социального развития РФ

1.Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года  № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).

2.Приказ МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».

3.Приказ МЗ и СР РФ от 24 мая 2010 года № 380 О признании утратившим силу приказа МЗ РФ от 31 декабря 1999 года №  472  « О перечне лекарственных средств А и Б ».

4.Приказ МЗ и СР РФ от 12 февраля 2007 года № 110 « О порядке назначения, выписывания лекарственных средств, изделий мед. назначения и специализированных продуктов лечебного питания ».

5.Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года.

6. Постановление Правительства РФ № 398 от 03.06.2010г.
« О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ ».

7. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2. 1. 3. 2630-10 Утверждены постановления главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010. №58.

8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.14 № 2135-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лек. средств», В.В.Путин

Справочная литература

  1. Машковский. М.Д. Лекарственные средства : в 2 т.- М.: Медицина, 2010.
  2. Регистр лекарственных средств России РЛС. Энциклопедия лекарств /под ред. Г. Л. Вышковского.-М.: РЛС+, 2010.- 1440 с.
  3. Справочник Видаль 2010: Лекарственные препараты в России.-М: Астра Фарм Сервис, 2010.-1728 с.

Дополнительная литература 

  1. «Рецептурный справочник для фельдшеров и акушерок, медицинских сестер», Н.,И. Федюкович., М.Мед. 2008 г.
  2. «Полный лекарственный справочник медсестры», М.Б. Ингерлейб, 2004 г.
  3.  «Фармакология с основами фитотерапии», учебное пособие, Е.Е. Лесиовская., Л.В. Пастушенков., 2006 г.
  4.  «Наглядная фармакология», перевод с английского, Майкл Дж. Нил, под ред. Р.Н. Аляутдина (учебное пособие) ГЕЭТАР МЕД, 2008 г.
  5. Д.А. Харкевич «Фармакология», учебник, 2009 г. ГЭОТАР МЕДИА.
  6. «Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии», В.В. Кржечковская, Р.Ш. Вахтангишвили, Ростов н/Д: Феникс, 2007 .г
  7. Нормативные документы:

Интернет – ресурсы

  1. www.antibiotic.ru (Антибиотики и антимикробная терапия);
  2. www.rlsnet.ru (Энциклопедия лекарств и товаров аптечного ассортимента);
  3. www.pharmateca.ru  (Современная фармакотерапия для врачей);
  4. www.carduodrug.ru ( Доказательная фармакотерапия в кардиологии);
  5. www.kardioforum.ru  (Национальный фонд поддержки кардиологии).
  6. www.rlsnet.ru (Регистр лекарственных средств России РЛС).
  7. Каталог Российской национальной библиотеки (http//www.nlr.ru:8101/poisk/index/html#1).
  8. Русская справочная библиотека (http//www.openweb.ru/stepanov/library.htm).
  9. Библиографическая база данных «Вся Россия» (http//www.nilc.ru).
  10. Каталог Российской государственной библиотеки (http//eidos.rsl.ru:8080).
  11. Электронный каталог учебных изданий (http//www.ndce.ru).
  12. Медицинские электронные базы данных (www.emedicine.com),  www.medscape.com),  (www.ncbi.nlm.nih.gov), (www.vidal.ru).  

15. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Приложение №1.

Задание для контроля исходных знаний.

Подобрать соответствующую пару по принципу «Вопрос-ответ»:

Препараты:                                                  

  1. Адреналин                          
  2. Мезатон                                
  3. Пропранолол                                                    
  4. Нафтизин    
  5. Сальбутамол                

                                                             

 Вариант №1  

А. Альфа 2-адреномиметик.

Б. Альфа-адреномиметик.

В. Бета-адреномиметик.

Г. Альфа и бета- адреномиметик.

 Д. Бета-адреноблокатор.

Вариант №2

А. Применяют при сосудистом коллапсе.

 Б. При анафилаксическом шоке.

В. Применяют для лечения гипертонической болезни.

Г. Применяют при бронхиальной астме.

Д. Применяют при рините.

Приложение №2.

Задание  для самостоятельной работы.

Заполните таблицу, отметив положительные ответы (да):

Таблица №1 «Фармакологические характеристики наркотических и ненаркотических анальгетиков».

Фармакологические

характеристики

Наркотические

анальгетики

Ненаркотические анальгетики

Мощная анальгетическая активность

Противовоспалительный эффект

Вызывают эйфорию

Эффективны при головных, зубных болях, болях воспалительного характера

Отмена сопровождается абстинентным синдромом

Вызывают привыкание

Вызывают пристрастие, манию, зависимость

Применяются при онкоболях, инфаркте миокарда, родах

Хранение, отпуск, выписывание производятся с особой осторожностью (сейф, нормы отпуска на один рецепт, розовый бланк и т.д.)

Жаропонижающий эффект

Угнетают дыхательный центр

Имеют гастротоксичность

Имеют противокашлевой, снотворный эффекты

Приложение №3.

Задания для контроля результатов усвоения.

1.     Больной К., 40 лет, страдающий язвенной болезнью, поступил в клинику с желудочным кровотечением. Из анамнеза стало известно, что 7 дней назад он заболел гриппом и принимал для снижения температуры препарат Х. К какой группе может относится этот препарат? Перечислите препараты данной группы? Какой механизм развития повреждения слизистой желудка может быть в данном случае?

4.     Ребенку 2 лет с вирусной инфекцией мать давала в качестве жаропонижающего средства препарат Х. В результате течение заболевания осложнилось синдромом Рея. Какой препарат мог его спровоцировать? Какие еще возможны нежелательные реакции при приеме данного средства?

Приложение №4.

Дозирование и формы выпуска препаратов

Препараты

Дозы (концентрации) для взрослых, пути введения

Формы выпуска

Кодеина фосфат

(Codeini phosphas)

ВРД внутрь 0,1

Порошок

Морфина гидрохлорид (Morphini

hydrochloridum)

ВРД внутрь и п/к 0,02

Порошок; таб. по 0,01;

амп. по 1 мл 1 % р-ра

Налоксона гидрохлорид

(Naloxoni

hydrochloridum)

ТД взрослым в/в медленно, в/м, п/к 0,0004, при необходимости повторно через 3-5 мин.до появления сознания и восстановления спонтанного дыхания, максимальная доза 0,01;

детям 0,000005-0,00001 мг/кг

Амп. по 1 мл раствора, содержащего 0,4 мг налоксона гидрохлорида

Препараты

Дозы (концентрации) для взрослых, пути введения

Формы выпуска

Налорфина гидрохлорид

(Nalorphini

hydrochloridum)

ВРД в/в, в/м, п/к 0,01 (при повторных введениях через 10-15 мин. не более 0,04); новорожденным не более 0,0008

Порошок;

амп. по 1 мл 0,5 % р-ра; амп. по 0,5 мл 0,05 %

р-ра для новорожденных

Омнопон

(Omnoponum)

ВРД внутрь и п/к 0,03

Порошок;

амп. по 1 мл 1 % и 2 %

р-ра

Пентазоцин

(Pentazocinum)

ТД внутрь, п/к , в/м, в/в 0,03-0,06;

ректально 0,05

Таб. и драже по 0,05; амп. по 1 и 2 мл, содержащие по 0,03 и 0,06 препарата;

свечи по 0,05

Промедол

(Promedolum)

ВРД внутрь 0,05;

п/к, в/м 0,04

ТД в/в 0,02

Порошок; таб. по 0,025; амп. по 1 мл 1 % и 2 %

р-ра

Трамадола гидрохлорид

(Tramadoli

hydrochloridum)

ТД взрослым внутрь, ректально, п/к, в/м, в/в 0,05-0,1;

детям от 1 года до 13 лет 0,001-0,002 г/кг

Амп. по 1 и 2 мл р-ра для инъекций (в 1 мл 0,05); капс. по 0,05;

таб. по 0,05;

Фентанил

(Phentanylum)

ТД в/м, в/в 0,00005-0,0001

Амп. по 2 и 10 мл

0,005 % р-ра

Анальгин

(Analginum)

ТД внутрь, в/м, в/в 0,25-0,5

Порошок; таб. по 0,5; амп. по 1 и 2 мл 25 % и 50 % р-ра

Бутадион

(Butadionum)

ВРД внутрь 0,2

Таб. по 0,15; таб., покрытые обол., по 0,03 и 0,05 (детям);

5 % мазь в тубах по 20,0

Ибупрофен

(Ibuprofenum)

ВРД внутрь 0,4

Таб., покрытые обол.,

по 0,2

Индометацин

(Indometacinum)

ВРД внутрь, ректально 0,05; в/м 0,06

Драже и капсулы по 0,025; свечи по 0,05; амп. по 2 мл 3 % р-ра

Кислота ацетилсали-циловая (Acidum acetylsalicylicum)

ТД внутрь 0,25-1,0

Порошок; таб. по 0,1; 0,25 и 0,5

Мелоксикам

(Meloxicamum)

ТД 0,0075-0,015 (1 раз в сутки)

Таб. по 0,0075 и 0,015

Парацетамол

(Paracetamolum)

ТД внутрь 0,2-0,4;

Суспензия – детям
от 3 мес. до 1 года 2,5 мл; от 1 до 5 лет – 5 мл;

от 6 до 12 лет – 10 мл

Порошок; таб. по 0,2; суспензия во флаконах по 70 и 100 мл, содержащая в 5 мл 0,12 парацетамола (“Калпол” – “Calpol”), с мерной ложкой

“Пенталгин”

(“Pentalginum”)

ТД внутрь 1 таблетка

В упаковке 10 таб., содержащих амидопирин, анальгин, кодеин, кофеин-бензоат натрия, фенобарбитал

“Цефекон”

(“Cefeconum”)

ТД ректально 1 свеча

Свечи, содержащие салициламид, амидопирин, фенацетин, кофеин

Наркотические анальгетики.

Наркотиеские анальгетики – это препараты опиатного типа действия, болеутоляющий эффект которых определяется их взаимодействием с опиатными рецепторами в ЦНС.

Классификация наркотических анальгетиков:

  1. По происхождению:
  • Алкалоиды опия фенантреновой структуры (морфин, омнопон, метилморфин (кодеин), этилморфин;
  • Синтетические заменители морфина (тримеперидин (промедол), фентанил, диритрамид (дипидолор), пентазоцин (фортрал, лексир), бупренорфин (норфин), буторфанол (морадол, стадол), трамадол (трамал),  налбуфин (нубаин)).
  1. По отношению к опиатным рецепторам три группы:
  • Агонисты рецепторов (морфин, омнопон, кодеин, этилморфин, промедол, фентанил, пиритрамид, трамадол (смешанный механизм).
  • Агонисты-антагонисты рецепторов (пентазоцин, бупренорфин, буторфанол, налбуфин, налорфин).
  • Антагонисты рецепторов (налоксон, налтрексон). используются при отравлении наркотическими анальгетиками.
  1. По силе анальгезирующего действия выделяют:
  • Сильные (превышают по силе действия морфин) – фентанил (в 100 – 300 раз), бупренорфин (в 25 – 50 раз), буторфанол (в 5 раз)
  • Средней силы (аналогичны морфину) – морфин, этилморфин, пиритрамид, налбуфин.
  • Слабые (эффект уступает морфину) – омнопон (в 2 раза), промедол, пентазоцин (в 3 – 4 раза), трамадол (в 3 – 5 раз), кодеин (в 5 – 7 раз).

Фармакодинамические эффекты.

 Анальгезирующее действие; эйфория; седативный эффект; вызывают миоз, спазм аккомодации; угнетение дыхательного центра; возбуждение вагуса – брадикардия, бронхоспазм; рвота; запор, подавляет рефлексы на дефекацию и мочеиспускание,  морфин расслабляет матку, снижает частоту и амплитуду ее сокращений при родах, удлиняет роды, нарушает дыхание плода. противокашлевое действие (кодеин, этилморфин); спазмолитическое действие (омнопон, промедол). Усиление болеутоляющего действия ненаркотических анальгетиков (кодеин).

Применение.

Профилактика болевого шока, инфаркт миокарда, острый отек легких, послеоперационные боли, боли у онкологических больных. Сухой кашель - (кодеин). Нейролептанальгезия (фентанил совместно с нейролептиком дроперидолом). Для премедикации.

 Побочные эффекты.

Угнетение дыхания, лекарственная зависимость, спастические запоры, миоз, дисфория, сухость во рту, затуманенность мышления, головокружение, тошнота и рвота, головная боль, повышенная утомляемость, парестезии, брадикардия.

Противопоказания.

 Ранний детский возраст (до 3-х лет) - опасность угнетения дыхания; у беременных женщин (особенно в конце беременности, во время родов); при самых различных видах дыхательной недостаточности;

        

Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС).

Препараты из группы нестероидных противовоспалительных средств обладают противовоспалительным, обезболивающим и жаропонижающим действием (выраженность этих компонентов у разных препаратов существенно отличается). Кроме перечисленных эффектов, НПВС тормозят агрегацию тромбоцитов (антиагрегантное действие), имеют слабый иммунодепрессивный эффект.

В основе механизма действия нестероидных противовоспалительных средств (НПВС)  лежит угнетение синтеза простагландинов  из арахидоновой кислоты путем ингибирования фермента циклооксигеназы (простагландинсинтетазы). Простагландины являются основными "действующими лицами" в генезе боли, воспаления и повышения температуры.

Классификация ненаркотических анальгетиков (по химической структуре и активности):

  • НПВС с выраженной противовоспалительной активностью: ацетилсалициловая кислота, фенилбутазон (бутадион),  индометацин (метиндол), диклофенак натрия (ортофен, вольтарен,), пироксикам (роксикам), мелоксикам (мовалис), лорноксикам (ксефокам). ибупрофен (бруфен, нурофен), напроксен (напросин), кетопрофен (кнавон, профенид).
  • НПВС со слабой противовоспалительной активностью: мефенамовая кислота (помстал), метамизол (анальгин), кеторолак (кетанов, кеторол), нимесулид (месулид, найз, нимесил), нимесулид (месулид, найз, нимесил), целекоксиб (целебрекс).
  • Анальгетики – антипиретики: фенацетин ацетаминофен (парацетамол).

Фармакологические свойства.

Анальгезирующее (центральное и периферическое), жаропонижающее, противовоспалительное (кроме фенацетина и парацетамола). Снижение теплопродукции и повышение теплоотдачи – жаропонижающее действие. Антиагрегантное, токолитическое действие.

Применение.

1. Ревматизм и ревматические заболевания суставов

2. Неревматические заболевания позвоночника, суставов и мышц (остеохондроз, остеоартроз, миозит, тендовагинит).

3. Травматические повреждения опорно-двигательного аппарата (ушибы, растяжения, разрывы связок).

4. Пред- и послеоперационная анальгезия.

5. Острый болевой синдром спастического генеза (почечная, печёночная колика).

6. Различные болевые синдромы (головная, зубная боли, дисменорея).

7. Лихорадка.

8. Профилактика тромбозов.

Побочные эффекты.

1.Раздражающее действие на ЖКТ (кроме фенацетина и парацетамола).

2.Гематологические реакции: кровотечения; анемия ; тромбоцитопении;  лейкопении.

3. Реакции гиперчувствительности и аллергические реакции.

4.Реакции со стороны ЦНС - головная боль, головокружения, обмороки, сонливость, чувство утомления, возможны депрессивные состояния, галлюцинации, спутанность сознания и даже судороги..

5. Нарушения функции почек/

6. Мутагенное и тератогенное действие.

7. Поражения печени.

8. Удлинение беременности и замедление родов.

Противопоказания.

         Язвенная болезнь, любые эрозивно-язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, особенно в стадии обострения. Бактериальные артриты и другие заболевания, симптомы которого маскируются противовоспалительным действием НПВС. Беременность и период кормления грудью. Дети до 2 лет. Цитопенические состояния, особенно лейкопении. Тяжёлые нарушения функции печени, сердца и почек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02. История Специальность 060101 «Лечебное дело» курс 1, группы 111, семестр 1. Специальность 060301 «Фармация» курс 2, группы 251, семестр 3

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной  основной профессиональной образовательной программы, в соответствии с ФГОС по специальностям СПО: 060301  Фармация, 060101 Леч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий) для специальности 31.02.01 Лечебное дело

Рабочая программа по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык (немецкий) для специальности 31.02.01 Лечебное дело...

Технологическая карта учебного занятия Английский язык по теме Стоматология, специальность 31.02.01 Лечебное дело

Технологическая карта учебного занятия Английский язык по теме Стоматология, специальность  31.02.01 Лечебное дело...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 "Анатомия и физиология человека", Специальность 31.02.01. "Лечебное дело"

Цель и планируемые результаты освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины ОП. 03 Анатомия и физиология человека является освоение обучающимися теоретических и практических знаний и приобретение умени...

Методическая разработка "Контрольно-измерительные материалы" МДК.02.03. «Оказание акушерско-гинекологической помощи» ПМ.02 «Лечебная деятельность» Специальность 31.02.01 «Лечебное дело» курс 3 семестр 5, 6

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для проведения текущей оценки знаний в форме тестовых заданий, ситуационных задач по дисциплине МДК.02.03. &la...

Рабочая программа учебной практики по ПМ 01 Диагностическая деятельность по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Рабочая программа учебной практики профессионального модуля  ПМ 01 Диагностическая деятельность разработана в соответствии  Федерального государственного образовательногостандарта по специал...