Методическая разработка по предмету "Здоровый человек. Лица пожилого и старческого возраста"
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка предназначена для практического занятия по предмету "Здоровый человек. Лица пожилого и старческого возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_zdorovyy_chelovek.docx51.65 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ  СПО  Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы

Методическая разработка для преподавателей

Тема: Рациональный образ жизни — лекарство от старости.

Предмет: Здоровый человек. Раздел: Лица пожилого и старческого возраста.

Для специальности: 52 Лечебное дело 060101

Акушерское дело 060102

Сестринское дело 060109


Составила :

Преподаватель Кульченкова А.А.

Утверждено на цикловой комиссии  спецдисциплин №3

Протокол  №_________ от__ «_______»   2011г

Председатель ЦМК спецдисциплин №3--- Ефимова И.А.___________


Рецензия на методическое пособие для преподавателей по теме:

Рациональный образ жизни—лекарство от старости.

Дисциплина: Здоровый человек и его окружение. Раздел: Лица пожилого и старческого возраста.

Автор: Кульченкова А.А.

Данная методическая разработка  является пособием для проведения практического занятия по предмету—«Здоровый человек. Раздел: Лица пожилого и старческого возраста», по теме: «Рациональный образ жизни—лекарство от старости».

Пособие включает 30страниц комъютерного текста. Определены цели занятия, имеется план с хронокартой, список литературы для преподавателей.

В пособии отражено: раздаточный материал для студентов, дан перечень медицинских терминов, контрольные вопросы для выявления исходного уровня знаний, таблицы калорийности и сбалансированности основных пищевых продуктов питания, анкета для беседы с лицами старших возрастных групп с целью выявления возрастных изменений и оценки его состояния здоровья. После изучения данного пособия можно оценить способности пациента к независимому образу жизни.

В методическом полно отражены вопросы питания, способствующие профилактике возрастных заболеваний, действие на организм витаминов и микроэлементов.

Широко представлена группа  пищевых гетеропротекторов, лекарственных гетеропротекторов, адаптогенов, продуктов жизнедеятельности пчёл.

Даны рекомендации по двигательной активности лиц старших возрастных групп, умение преодолеть стресс, рекомендации по расслаблению, гигиене сна.

Данное методическое пособие помогает преподавателю в проведении практического занятия, студентам лучше усвоить учебный материал, овладеть методами работы с пожилыми пациентами и лицами старческого возраста, что пригодиться в дальнейшей практической работе.

Рецензент: Главная медицинская сестра методического кабинета ГВВ№2

                   Хрущёва Нина Ивановна__________________________  

                                Рецензия

На методическую разработку для преподавателя по предмету «Здоровый человек, раздел—«Лица пожилого и старческого возраста».

Тема: «Рациональный образ жизни –лекарство от старости»

Автор—преподаватель КульченковаА.А.

Данная методическая разработка является пособием для проведения практического занятия для преподавателей. Рецензируемое пособие изложено на 30 страницах комъютерного текста. Оно включает в себя методический блок, информационный блок в виде лекции, блока контроля, терминологический словарь по теме, таблицу сбалансированности и калорийности основных продуктов питания, для составления рациона питания для лиц старших возрастных групп, анкета для построения беседы с пациентами данных возрастных групп.

В пособии определены цели занятия, которые сформулированы в терминах деятельности (уметь). Имеется план занятия с хронокартой. Дозировка времени на каждый этап продумана. Предусмотрено оснащение занятия в виде: анкеты для опроса пациентов старших возрастных групп, таблицы для составления рациона питания лиц пожилого и старческого возраста.

Дан список  необходимой литературы. В пособии предусмотрен входной контроль уровня знаний в виде фронтального опроса с эталонами ответов. Достаточно отводится времени на самостоятельную работу студентов для того, чтобы освоить методику опроса лиц старших возрастных групп, дать оценку состояния его здоровья, что будет необходимо в дальнейшем в практической работе.

Таблицы калорийности сбалансированности основных продуктов питания дают возможность студентам самостоятельно составить меню из продуктов необходимых в питании лиц пожилого и старческого возраста.

В лекционном материале подробно описаны необходимые составляющие пищевого рациона, представлены все направления в питании для профилактики возрастных заболеваний, а также использование гетеропротекторов. Даны методы борьбы с гиподинамией лиц старших возрастных групп, способы релаксации для преодоления стресса.

Прилагаются эталоны ответов и критерии оценки. В целом рецензируемое пособие написано профессионально и методически грамотно и представляет последовательное руководство для проведения практического занятия по данной теме, а также можно использовать при отработке пропущенных занятий студентами при самостоятельном изучении темы.

Рецензент:

Председатель ЦМК спецдисциплин №3___Ефимова Ирина Александровна

Методический блок

Содержание:

1.Название темы, мотивация

2.Количество часов

3.Цели занятия, план занятия с поминутным

распределением времени

4. Самостоятельная работа студентов

(домашнее задание)

5. Критерии оценки деятельности студентов


Введение (мотивация).

  Проблемы старения были актуальны с времён древности. Человечество интересовал вопрос почему стареет каждый человеческий организм и каким образом возможно отодвинуть наступление старости, продлить человеческую жизнь, отсрочить время наступление смерти. По поводу старения выдвинуто около 300 теорий старения организма и по настоящее время ни одна из них не нашла ещё окончательного подтверждения.   

В настоящее время разработано достаточно мер для того, чтобы отодвинуть старость.

Учёные всего мира  на примере долгожителей склоняются к тому, что жизнь человека можно продлить только тогда, когда он сам ведёт здоровый образ жизни. А это отказ от вредных привычек, правильное, рациональное питание, посильное занятие физическим трудом, занятия физкультурой, всяческая борьба с гиподинамией. Необходим также здоровый, полноценный сон, умение преодолеть стресс, способность к релаксации.

В некоторых случаях необходимо прибегать к специальным средствам (гетеропротекторам), способствующих отодвинуть наступление старости, вести активную профилактику  многих заболеваний: атеросклероза, сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, гипертонической болезни итд

Данное методическое пособие посвящено этим вопросам, так как среднему медицинскому персоналу придётся тесно общаться с людьми преклонного возраста и в нужный момент суметь дать нужные рекомендации  по правильному питанию, по поводу необходимой физической нагрузки, которые способствуют профилактике заболеваний, возникающих в преклонном возрасте, а также как улучшить качество жизни пожилых людей и людей старческого возраста.

Вид занятия—практическое, проводится часть занятия в кабинете доклинической практики и часть занятия в гериатрическом стационаре.

Время , отведённое на изучение темы—6часов.


Хронокарта занятия

 Организационный момент

        5 минут

 Актуализация темы

       5 минут

  Контроль исходного уровня знаний

        25минут

 Самостоятельная работа студентов (составление суточного рациона питания для лиц старших возрастных групп)

       60минут

Самостоятельная работа в отделении(опрос пациентов)

       50минут

Итоговый контроль знаний

       25минут

Подведение итогов занятия, задание на дом

       5минут

      Всего

      270минут


Оснащение занятия:

 На каждого студента:

1) Анкета для обследования пациента для определения биологического возраста

2) Таблица сбалансированности и калорийности основных пищевых продуктов питания для составления меню для рационального питания лиц старших возрастных групп.


Цели занятия:

После изучения материалов методического пособия студент должен научиться беседовать с лицами старших возрастных групп, оценить состояние их здоровья, выявить наличие возрастных изменений и как они проявляются. Научиться составлять меню для рационального питания пациента, учитывая сбалансированность основных элементов питания и энергетическую ценность основных продуктов питания. Дать оценку независимому образу жизни.

         Конкретная цель (уметь)

Исходный уровень знаний –умений

(межпредметные связи)

1. Научиться общению с пациентами старших возрастных групп

Общая и медицинская психология

Тема: Межличностное общение

2. Выявить основные физиологические проблемы пациента:

*жалобы на состояние здоровья, которые появились с возрастом

*беспокоят ли боли в сердце

*беспокоят ли головные боли

*реагирует ли на перемену погоды

*имеются ли боли в области живота

*имеются ли боли в области печени

*имеются ли проблемы со стулом

* имеются ли проблемы при мочеиспускании

*изменилось ли зрение

* имеются ли проблемы со слухом

*как передвигается: самостоятельно или с помощью специальных средств передвижения( костыли, палка, коляска)

*беспокоят ли боли в суставах и позвоночнике

*имеется ли одышка и когда она возникает—в покое или физической нагрузке

1. ОСД

Тема: Оценка функционального состояния пациента

2.Анатомия и физиология человека

Темы:

Строение и функция сесрдечно-сосудистой системы

Строение и функция органов дыхания

Строение и функция органов пищеварения

Строение и функция органов мочевыделения

Строение опорно-двигательного аппарата

Строение органа зрения

Строение и функция органа слуха

3. Выявить психологические проблемы , возникшие с возрастом:

* имеются ли проблемы со сном

*изменилась ли память

* часто ли меняется настроение

* появилась ли беспричинная обидчивость

*имеется ли наклонность к слезливости

*часто ли раздражается  без причины

1. Общая и медицинская психология

Темы: Возрастные изменения психики

4. Оценить внешний вид пациента:

*состояние кожи

*состояние волос и ногтей

*опрятный ли внешний вид

1.ОСД

Тема: Оценка функционального состояния пациента

5.Как сам пациент оценивает состояние своего здоровья

6. Студент должен оценить состояние здоровья пациента соответственно возрасту и дать оценку соответствия календарного возраста биологическому возрасту


Самостоятельная работа студентов.

1. Подготовка кратких реферативных сообщений с использованием специальной литературы и периодической печати. Примерный перечень тем прилагается. Сообщения докладываются на занятии при изучении или повторении соответствующего раздела с соблюдением регламента времени (5-7мин).

*Тема: Демографическая ситуация. Классификация возрастов по данным ВОЗ. Продолжительность жизни на мировом и европейском уровне.

*Тема: Определение понятия старость и старение. Виды старости и старения.

*Тема: Теории старения. Современные теории старения.

*Составить таблицу по возрастным изменениям во всех органах.

*Тема: Психологические изменения при старении.

*Тема: Здоровый образ жизни—профилактика раннего старения организма

*Тема: Эвтаназия. Альтернатива эвтаназии 


Список рекомендуемой литературы:

1.Крюкова Д. А., Лысак Л.А.—Здоровый человек и его окружение

2.ФилатоваС.А., Безденежная Л.П.—Геронтология

3.Лифляндский В.,  Нечаева Е—Код долголетия

4. Батин  М.—Лекарство от старости


Информационный блок

Содержание:

1.Лекция

2. Терминологический словарь


Старость—закономерно наступающий заключительный период возрастного развития человека.

Старение—разрушительный процесс, который развивается в результате повреждающего действия экзогенных и эндогенных факторов, нарастающих по мере увеличения возраста. При этом страдают физиологические функции организма.

Различают:

Естественное старение—характеризуется определённым темпом и последовательностью возрастных изменений, характерных для данного человека.

Преждевременное(ускоренное) старение характеризуется более ранним развитием возрастных изменений или большей их выраженностью в тот или иной возрастной период. Такому виду старения способствуют перенесённые заболевания, неблагоприятные факторы окружающей среды, стрессовые ситуации.

Замедленное (ретардированное) старение—возрастные изменения в этом случае наступают значительно позже, что приводит к увеличению продолжительности жизни.

 

Для развития старения характерны:

Гетерохронность—различие во времени наступления старения отдельных органов и тканей. Например—атрофия тимуса начинается а аозрасте—13-15лет, половых желёз в климактерическом периоде, а некоторые функции гипофиза сохраняются до глубокой старости.

Гетеротопность—это выраженность процессов старения, для разных органов и разных структур одного и того-же органа. Например: старение клубочковой зоны коркового вещества надпочечников происходит раньше, чем пучковой зоны.

Человечество с древних времён волновал вопрос о замедлении процессов старения и продления жизни. В результате многочисленных исследований учёные пришли к выводу; чтобы замедлить процессы старения в организме человек должен сам противостоять раннему наступлению старости.

Для профилактики раннего старения необходимо соблюдать определённые правила, вести здоровый образ жизни, который для этого необходим.

Правило №1.

Это правильное питание  для людей старших возрастных групп.

Вопросами питания людей пожилого и старческого возраста занимается наука –гетеродиетика. Чем старше организм, тем больше нарушений в обмене веществ и функциях и поэтому необходимо внесение корректировки в питание.

*   Необходима энергетическая  сбалансированность питания с фактическими энергозатратами стареющего организма. В старости снижается основной обмен и физическая активность, поэтому энергетическая ценность рациона должна  быть снижена.

Суточная потребность в энергии людей старших возрастных групп.

Возрастная группа

Энергетическая ценность рациона, ккал.

Мужчины:  60-74года

                    75лет и старше

                      2300

                      2000

Женщины:  60-74года

                     75лет и старше      

                       2100

                       1900          

Основной принцип питания не переедать!

Для этого необходимо в рационе ограничить высококалорийные продукты—мучное, жирные сорта мяса, сахар, варенье и другие сладости. Количество сахара в сутки не должно превышать—30г.  Хлеб предпочтительно употреблять серый, из муки грубого помола или ржаной, хорошо использовать хлеб с отрубями. Исключить жирные сорта мяса—утку, жирную свинину и баранину, заменить курицей без кожи или нежирной говядиной, употреблять в отварном виде.

*Лечебно-профилактическая направленность питания.

Люди старших возрастных групп часто страдают –атеросклерозом, ожирением, сахарным диабетом, гипертонической болезнью, онкологическими заболеваниями, остеопорозом—важно, чтобы питание предупреждало развитие этих заболеваний.

Необходимо снижение в пище холестерина(200-3000мг в сутки); жира до 25-30% от общей энергетической ценности пищи, животные жиры заменить растительными.

Необходимо насыщение пищи липотропными веществами—холин, метионин, фосфолипиды, стерины, лецитин.

Например—холин обладает противосклеротическим действием, недостаток его—способствует отложению жира в печени, вызывает поражение почек. Основные источники холина—мясо, творог, сыр, бобовые культуры, капуста, свёкла.

Параминобензойная кислота способствует сохранению здоровой кожи, содержится в печени, пророщенной пшенице, шпинате.

*В рационе питания должны присутствовать витамины всех групп.

Витамин группы В—содержатся в пивных дрожжах, кисломолочных продуктах, в ржаном хлебе. В сутки необходимо употреблять—2мг.

Витамин С—увеличивает продолжительность жизни, в его присутствии создаются и оздоравливаются соединительные ткани, повышается эластичность и прочность кровеносных сосудов, происходят окислительно –восстановительные процессы, защищает организм от инфекций. Содержится в овощах, фруктах, ягодах, в большом количестве—чёрной смородине, шиповнике, лимонах, апельсинах итд.

Желательно употреблять 1-2 яблока в день,  они содержат помимо витаминов, пектиновые вещества, которые адсорбируют в кишечнике токсические продукты.  Англичане говорят—«Два яблока в день и врач не нужен!»

Из сладостей допустимо употребление яблочного мармелада или яблочных мякотных соков.

Витамин Д—способствует усвоению организмом кальция, регулирует фосфорно-кальциевый баланс, необходим для свёртывания крови, нормального роста костей, тканей, работы сердца, регуляции возбудимости нервной системы. С помощью вит Д излечивают глазные болезни, некоторые виды артрита.

Основные источники вит Д—яйца, молоко, сливочное масло, печень, рыба, печень трески и палтус. Вит Д образуется в организме под действием солнечных лучей.

Вит Е—обеспечивает функционирование сердечной мышцы, препятствует образованию тромбов в артериях и венах.

Основные источники вит Е—зёрна злаков, растительные масла, яйца, печень.

Вит Е следует употреблять только в сочетании с вит А, т.е. картофелем, капустой, морковью, зеленью.

*Пищевой рацион людей старших возрастных групп должен содержать необходимый набор микроэлементов.

 Соли калия—необходимы для нормального функционирования всех мышц. Особенно сердечной. Способствует  выведению из организма воды, солей натрия, устраняет отёки.

Основные источники калия—курага, изюм, чернослив, овсяная крупа, картофель(особенно печёный), огурцы, чёрная смородина.

Соли магния—оказывают антисептическое и сосудорасширяющее действие, понижают АД и содержание холестерина в крови, оказывают седативное действие на нервную систему, играют роль в профилактике рака.

Основные источники магния—миндаль, яичный желток(сырой), мята, печень, оливки, петрушка, картофель, тыква, гречка, фасоль, арахис, грецкий орех.

 Соли кальция—необходимы для кроветворения, обмена веществ, проникновения микробов в кровь(проницаемость сосудов), роста костей, состояния нервной системы(хороший регулятор при перемене погоды), противодействует инфекции.

Основные источники кальция—кожица всех фруктов и овощей, бобовые, фасоль, шпинат, сельдерей, яблоки, апельсины, зелёные овощи, кисломолочные продукты.

  Кобальт-недостаток кобальта может вызвать рак крови.

Основные источники кобальта—кисломолочные продукты, яйца, печень, сливочное масло.

Цинк –входит в состав крови и мышечной ткани, в состав инсулина, поддерживающего сахарный обмен.

Основные источники цинка—пшеничные отруби, пророщенная пшеница.

Соли железа—необходимы для кроветворения, входят в состав гемоглобина, дотавляют кислород к тканям.

Основные источники железа—зелёные овощи, морковь, яблоки, груши, земляника, любые сухофрукты.

Медь—поддерживает нормальный состав крови, активизирует железо.

Основные источники меди—орехи, яичный желток, печень, кисломолочные продукты.

 Йод—необходим для поднятия иммунитета, синтеза гормонов щитовидной железы, участвует в образовании фагоцитов.(противовирусное действие), регулирует обмен веществ.

Основные источники йода—морская рыба, морская капуста, зелень, чеснок, картофель, овсянка, клубника

Кремнезём—составная часть соединительной ткани. При недостатке кремнезёма ухудшается психическое состояние, «чувствует погоду», теряет эластичность кожа, волосы становятся ломкие, тонкие. Одна из видов катаракты, дистрофия, эпилепсия, ревматизм, атеросклероз, ожирение—лечатся кремнезёмом.

Основные источники—сельдерей, огурцы, кисломолочные продукты, редис. Чай из трав—хвощ, медуница.

Мышьяк –регулирует фосфорный обмен, недостаток мышьяка вызывает некоторые виды аллергии.

Источники мышьяка—содержится во всех  продуктах растительного и животного происхождения, за исключением сахара.

Ванадий —играет роль в повышении защитных функций организма, стимулирует движение фагоцитов, замедляет процессы старения.

Основные источники ванадия—рис, овёс, редис, салат, морковь, груша, земляника.

Сера –необходимый элемент для очищения организма.

Основные источники серы—капуста, чеснок, редис, морковь, крыжовник, слива.

Поваренная соль –«белая смерть», задерживает водообмен, сгущает кровь, нарушает обменные процессы. Норма употребления соли—4-8г в сутки, при превышении этой дозы нарушается деятельность почек, возникают сердечно-сосудистые заболевания.

Для достижения долголетия необходимо большое количество минеральных веществ, основные из которых—кальций, фосфор, железо, кобальт, цинк, медь, мышьяк, ванадий, калий, йод, кремнезём, магний, поваренная соль. Эти элементы лучше получать из натуральных продуктов.

*Соответствие химического состава пищи возрастным изменениям обмена веществ и функций при старении.

У людей старших возрастных групп снижается адаптация к элементам, составляющих пищу.  

Уменьшается использование организмом жира, поэтому необходимо снижать содержание его в пище. Потребность в белке также ограничена, суточный рацион должен содержать уменьшенное его  количество. Углеводов рекомендуется употреблять больше, но в основном за счёт сложных углеводов.

       Суточная потребность в белках, жирах и углеводах

              для лиц старших возрастных групп

 Возрастная  группа

      Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

всего

В том числе животные

Мужчины:

   60-74г

  75лет и старше

69

60

38

30

77

67

333

300

Женщины:

  60-74года

75лет и старше

63

57

35

31

70

63

305

275

 

*Сбалансированность рациона по незаменимым элементам питания

С возрастом важно сбалансированное поступление в организм незаменимых элементов пищи. Недостаток или превышение даже одного ингредиента может вызвать нарушение обменных процессов.

 Поэтому рекомендовано соотношение белков, жиров и углеводов--- 1,0; 0,8; 3,5

*Щелочная направленность в питании.

С возрастом развивается метаболический ацидоз из-за снижения активности обменных процессов, тканевой гипоксии, снижением функции почек и дыхательной системы. «Закислению» внутренней среды организма способствует высокое содержание белка и животных жиров, поэтому рекомендуется их ограничивать. Щёлочными свойствами обладают растительная пища и молочные продукты.

*Обогащение рациона питания продуктами, нормализующими кишечную микрофлору.

По мере старения организма в кишечнике начинает преобладать гнилостная микрофлора. Нарушается синтез витаминов—К, В2, В6, В12,пантотеновой, холевой кислот, тк в их образовании участвует нормальная микрофлора. Наличие нормальной микрофлоры способствует выведение холестерина, повышает иммунитет. Нормализуют микрофлору кишечника молочнокислые продукты и пищевые волокна. Большое употребление мяса способствует развитию гнилостной микрофлоры.

*Обогащение пищи алиментарными  гетепротекторами.

Алиментарные гетеропротекторы—это факторы, увеличивающие длительность жизни, отодвигают старость.

 К ним относятся пищевые антиоксиданты:

1) аминокислоты—метионин, цистеин, глютаминовая кислота

2) минеральные элементы—магний, марганец, медь, цинк, селен

3) витамины—группы В, Р, К, А, Е, С

4) вещества растительного происхождения—флавоноиды, пряноароматические травы, молочная кислота и др.

Наибольшая антиоксидантная защита достигается при использовании молочно-растительной диеты.

*Использование продуктов, легко подвергающихся действию пищеварительных ферментов.

С возрастом снижается количество и активность пищеварительных ферментов, поэтому овощи и фрукты лучше употреблять в пропаренном виде.

  *Режим питания:

Наиболее рациональным считается 4-х разовое питание.

Завтрак должен составлять –25% общей суточной калорийности, второй завтрак—15%, обед—35%, ужин—25%. Последний приём пищи должен быть не позже 2часа до сна. При некоторых заболеваниях рекомендуется 5-6 разовый приём пищи

Правило №2

*Борьба с гиподинамией. Движение –это жизнь!

Многие возрастные изменения можно затормозить и даже предупредить с помощью физической активности, можно стать моложе своих лет. Физические нагрузки помогают предотвратить сердечно-сосудистые заболевания, обменные артриты, остеопороз, иммунные расстройства, депрессии.

Вялость мышц—первый сигнал о начале старения. Чтобы поддержать их тонус—необходима равномерная и регулярная нагрузка. Двигательная активность оказывает положительное действие на ЦНС, повышается работоспособность, настроение, улучшается координация движений, нормализуется обмен веществ, в том числе и липидный.

Для людей старших возрастных групп рекомендуется ходьба. Во время ходьбы тренируется сердечно-сосудистая система и лёгкие, развиваются мышцы ног, разминаются суставы, уменьшается нагрузка на мышцы спины. Ходьба должна быть быстрой, только тогда она будет иметь  положительный эффект. Максимально-допустимую нагрузку для своего возраста можно определить по частоте сердечных сокращений, после нагрузки частота сердечных сокращений должна составлять 80% от цифры—равной 220 минус возраст.

Для более тренированных людей полезны занятия плаванием, велосипед, теннис.

Можно заниматься и гимнастическими упражнениями под наблюдением специалиста, в этом случае подбирается комплекс упражнений индивидуально.

Правило №3

     Умение преодолевать стресс.

В стрессовых ситуациях важно научиться не «зацикливаться» на неприятностях, а суметь переключится на какое либо другое занятие, чтобы отодвинуть стрессовую ситуацию. Существуют специальные упражнения направленные на расслабление после возникшего напряжения(релаксация).

Например: упражнение для полного расслабления мышц.

Сядьте на стул, спина прямая, позвоночник полностью прижат к спинке. Ноги слегка расставлены и полностью расслаблены; вы ощущаете их тяжесть. Руки свободно лежат на коленях, такие же расслабленные и тяжелые. Плечи опираются на спинку стула(если это возможно), голова слегка откинута назад. В этом положении мысленно повторяйте про себя: «Я отдыхаю. Мой мозг отдыхает. Моё тело отдыхает. Я полностью расслаблен.»

Расслаблять мышцы можно и сидя в кресле, перед сном. Продолжительность релаксации—10-15мин. Если освоить эти несложные упражнения и регулярно выполнять,  то значительно улучшается самочувствие, настроение, повышается тонус организма, улучшается сон.

Правило №4

Сон.

Это важный момент для поддержания здоровья. Продолжительность сна для мужчин—7-8часов, для женщин—8-9часов. Самые лучшие часы для сна с 22часов до 24 часов. В эти часы наиболее активно идут восстановительные процессы в организме. Так что лучше засыпать до полуночи. Для того , чтобы не нарушался сон не рекомендуется еда на ночь, просмотр остросюжетных фильмов и чтение таких же книг. Нельзя принимать тонизирующие напитки: чай, кофе, пепси-кола итд, так как они тонизируют нервную систему и при водя т к бессоннице. Очень хороша прогулка перед сном на свежем воздухе. Если не помогают эти простые мероприятия, то следует обратиться к врачу, что-бы подобрать соответствующее лекарство.

Правило №5.

Для того , чтобы увеличить продолжительность жизни и улучшить состояние здоровья в пожилом и старческом возрасте геронтологи рекомендуют биологические активные вещества общерегулирующего действия. Их называют гетеропротектарами. Гетеропротекторы обладают универсальным нормализующим действием, обеспечивают биологические возможности стареющего организма, расширяют диапазон его адаптации. В современной гериатрии широко применяются препараты, содержащие комплекс витаминов и микроэлементов, препараты анаболического действия, новокаин, антиретикулярная цитотоксическая сыворотка Богомольца(АЦС), продукты жизнедеятельности пчёл, тканевая терапия по Филатову и другие биологически активные вещества растительного и животного происхождения, повышающих в организме стареющего человека сопротивляемость и способствующих развитию процессов адаптации.

Витамины, микроэлементы и тканевые препараты улучшают обменные процессы и активизируют ферменты. АЦС стимулирует систему соединительной ткани, новокаин улучшает трофическую функцию нервной системы, функцию ряда эндокринных органов. Их действие связано с улучшением нейрогуморальной регуляции на фоне повышения

Витамины и микроэлементы—участвуют в обмене веществ, в образовании энергии в клетке, в синтезе гормонов и медиаторов, в построении клеточных тканевых структур, входят в состав антиоксидантной системы клетки, повышают уровень биологических и физиологических процессов. Для замедления процессов старения рекомендуется приём витаминно-минеральных комплексов, курсом в течении месяца и повторять курсы в течение года с интервалом в 2-3месяца. Особенно важно принимать витаминные комплексы при наличии атеросклероза. Для этого хороши витаминно-минеральные комплексы: декамевит, комплевит, ундевит, квадевит и др. Можно использовать и зарубежные препараты—витрум, центрум, дуовит, олиговит.  

Новокаин –по своему действию приравнивается к витаминам, является производным парааминобензойной кислоты, это витамин Н1, который входит в состав гормонов половых желёз, щитовидной железы, надпочечников—эти органы значительно снижаются при старении. Новокаин обладает нейротрофическим эффектом, оказывает анальгезирующее, антисептическое  и антигистаминное действие.

В гериатрической практике получил распространение метод цикловой длительной терапии в/м инъекциями по схеме. Цикл инъекций включает: 12 инъекций 2% раствора новокаина по 5мл через день, перерыв 10 дней. Рекомендуется провести 3-4 цикла в год. Новокаинотерапия приводит к улучшению самочувствия, работоспособности, появлению бодрости и хорошего настроения, уменьшаются головные боли и боли в сердце, одышка, боли в пояснице и конечностях. Зарубежные фармацевтические фирмы выпускают препараты новокаина под различными названиями—геровитал, асловитал, а также комбинации новокаина с витаминным комплексом—геронтил для инъекций и приёма внутрь.

Гормоны.

Для замедления процессов старения используют анаболические гормоны—неробол, нандролон-фенилпропионат и др. Эти препараты улучшают обменные процессы, улучшается жировой обмен, в крови снижается уровень холестерина, обладают калийсберегающим эффектом и улучшают сердечный ритм. Однако для применения этих средств имеются большие противопоказания.

Тканевая терапия.

Учение о тканевых биогенных стимуляторах разработано еще в 30-е годы, ХХ века Филатовым В.П. Биогенные стимуляторы регулируют обменные процессы стимулируют обменные процессы, стимулируют все функции организма, обладают целительными и омолаживающими свойствами. Используют препараты—алоэ, ФиБС, стекловидное тело, инъекции взвесью плаценты. 3 подкожных инъекции взвеси плаценты по 1мл с интервалом 10дней между каждой. В течении года рекомендуется 2 курса с интервалом 4-5месяцев.

Антикулярная цитотоксическая сыворотка Богомольца.

По теории Богомольца А. А. можно воздействовать на соединительную ткань, при этом изменяя патологические процессы. Поэтому АЦС стали применять для профилактики и лечения преждевременного старения. Курс лечения состоит из 3-х инъекций в нарастающих дозах—0,1—0,2—0,3мл АЦС. Интервалы между введениями—2-3дня. Рекомендуется –1-2курса в год.

Адаптогены.

Биологические активные вещества, способствуют процессам адаптации и повышенной сопротивляемости вредным факторам.

Это препараты—женьшеня, элеутерококка, лимонника, заманихи, левзея, препараты , содержащие хвойные экстракты. Под действием этих препаратов повышается работоспособность, улучшается общее самочувствие, сон, сопротивляемость к различным патогенным влияниям, устойчивость к стрессовым воздействиям. Эти препараты повышают АД, больным гипертонической болезнью противопоказаны. В этих случаях в качестве адаптогена используют препарат «Флорица», который состоит: экстракт хвои, пихты, сосны, кедра, ели, а также дибазол.

Продукты жизнедеятельности пчел.

Наибольшее распространение получило—маточное молочко (апилак, витаапинол и др).эти вещества обладают высокой биологической активностью, нормализуют обменные процессы, улучшают самочувствие, работоспособность. Рекомендуется принимать по 0,01г по 2 раза в день в течение 20 дней.

Принимать гериатрические средства необходимо под систематическим контролем врача.


Терминологический словарь по  геронтологии.

    1. Геронтология—наука, изучающая процессы старения живых организмов, в том числе и человека.

 2. Гериатрия –наука , изучающая заболевания лиц старших возрастных групп .

3. Старость—закономерно наступающий заключительный период возрастного развития.

4. Старение—разрушительный процесс, который развивается в результате действия экзогенных и эндогенных факторов .

5. Естественное старение—определённый темп и последовательность возрастных изменений.

6.Преждевременное (ускоренное) старение—раннее развитие возрастных изменений.

7.  Замедленное (ретардированное) старение—возрастные изменения наступают значительно позже, что ведёт к увеличению продолжительности жизни.

8.Гетерохронность—различие во времени наступления старения отдельных органов и систем.

9. Гетеротопность—неодинаковая выраженность  старения разных органов  и систем.

10. Теории старения –теории, объясняющие процессы старения в организме (в настоящее время насчитывается более 300).

11. «Болгарская палочка» --молочнокислые бактерии, замедляющие процессы  аутоинтоксикации в организме (открыта Мечниковым И.И.)

  12.АЦС—антиретикулярная цитотоксическая сыворотка, препарат, замедляющий старение соединительной ткани (открыта Богомольцем А.А.)

13.Гетеропротекторы—биологически-активные вещества общерегулирующего действия, замедляющие процессы старения.

14.Витаукт –механизм, направленный на устранение повреждений в клетках, возникающий при старении организма.

15.Хронологическая (календарная) старость количество прожитых лет.

16. Физиологическая  (физическая) старость—индивидуальный процесс старения каждого организма.

17. Психологическая старость—момент в жизни человека, когда он сам начинает сознавать себя старым.

18. Социальная старость—зависит от возраста всего населения в целом.

19.Агрессия—насильственное конструктивное (в плане достижения определённых целей) или разрушительное действие по отношению к другим или самому себе.

20.Адаптация—приспособление к изменившимся условиям жизни, обусловленным анатомо-физиологическими и психологическими особенностями организма в пожилом и старческом возрасте, а также изменением социального статуса.

21. Амнезия –потеря памяти.

22. Аутизм—выраженный «уход в себя», неспособность отвечать на нужды и желания окружающих.

23. Безнадёжность—убеждение пациента в том, что ничего невозможно предпринять.

24. Гнев—сильное чувство враждебности, неудовольствия и раздраженности.

25. Гуманизм---философия, рассматривающая человека как наивысшую ценность.

26. Здоровье—динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

27.Личность—общественная сущность человека.

28. Надежда—психическое состояние, когда желаемая цель представляется достижимой.

29. Одиночество—отсутствие желаемых общественных отношений.

30.Окружающая среда—совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и условий, в которых протекает жизнедеятельность человека.

31.Познание—логический процесс преобразования восприятий для создания значимых ответных реакций.

32.Потребность в уходе—отсутствие у пациента условий(физических, социальных, духовных) для удовлетворения потребностей в повседневной жизни.

33. Предвидение горя—поведение и чувства человека в процессе ожидания потери или разлуки, которые должны произойти.

34. Проблемы пациента—это проблемы, препятствующие достижению оптимального здоровья в любой сложившейся ситуации, включая состояние болезни и процесс умирания или реакция пациента на сложившуюся ситуацию со здоровьем, а также в духовной и социальной сферах

35. Ресоциализация—процесс повторного введения в общество

36. Сестринский процесс—систематизированный подход к решению проблем пациента, входящих в компетенцию медицинской сестры.

 37. Социальная изоляция—вынужденное общественное уединение, потеря или уменьшение значимых межличностных контактов.

38. Стресс-это неспецифический ответ организма на действие нервно-психических факторов, как положительных, так и отрицательных.

39. Тревога—чувство опасения и беспокойства, связанное с неопределённой ситуацией, событием, положением.

40. Уважение к автономии пациента—соблюдение принципа свободы в выборе решений и действий.

41. Управление предвидением горя—помощь, направленная на преодоление горя и смирение с предстоящей потерей или разлукой.

42.Хоспис-учреждение здравоохранения, обеспечивающее паллиативный уход за безнадёжно-больными и умирающими пациентами.


Блок  контроля.

Содержание:

1) Контрольные вопросы

2) Эталоны ответов

3) Ситуационные задачи


Для выявления исходного уровня знаний применяется устный опрос   студентов.

Предлагаются вопросы:   

1) Рассказать, что такое сбалансированное питание?

2) Какая должна быть калорийность пищевого рациона?

3) Что означает лечебно-профилактическая направленность в питании лиц старших возрастных групп?

4) Зачем необходимы витамины в питании лиц старших возрастных групп?

5) Что означает «калиевая диета»? Почему это необходимо?

6) Какое отношение к поваренной соли в питании лиц старших возрастных групп?

7) Что означает щелочная направленность в питании?

8) Каким образом можно улучшить ферментативную активность пищеварительных желёз у лиц пожилого и старческого возраста?

9) Какой более предпочтительный режим питания для лиц старших возрастных групп? Распределение пищи в течении суток

10) Что означает термин –гиподинамия?

11) Какие виды физической нагрузки допустимы для лиц пожилого и старческого возраста?

12)Каким образом можно преодолеть стресс?

13) Какова продолжительность сна для лиц пожилого и старческого возраста?

14) Что необходимо делать, чтобы улучшить засыпание?

15) Для чего нужны достаточные прогулки на свежем воздухе?

16) Что означает термин –гетеропротекторы?

17) Какие гетеропротекторы растительного происхождения вы знаете?

18) Перечислить виды гетеропротекторов.

19) Что такое адаптогены, перечислить.

20) Как используются продукты жизнедеятельности пчёл в качестве гетеропротекторов?


Каждому студенту предлагается по два вопроса.

Оценка за исходный уровень знаний:

 Оценка «5»--  если студент правильно и полно ответил на вопросы

Оценка «4» --если студент при ответе допустил неточности

Оценка «3»--если студент ответил неправильно на один вопрос

Оценка  «2» если студент не ответил на вопросы или допустил ошибки в каждом вопросе


Эталон ответа на поставленные вопросы.

1) Сбалансированное питание—это питание, которое имеет полный набор необходимых элементов—белки, жиры , углеводы, витамины, микроэлементы. Соотношение белков, жиров, углеводов составляет—1: 0,8:3,5

2) Лицам старших возрастных групп во избежании многих заболеваний необходимо следить за своей массой тела. Поступление пищи должно соответствовать затраченной энергии, а поскольку в пожилом и старческом возрасте снижается уровень физических нагрузок, то и поступление энергии с пищей должно быть ограничено. Калорийность пищевого рациона можно уменьшить за счёт употребления углеводов и жиров.

3)   Пищевой рацион должен иметь лечебно –профилактическое направление для уменьшения риска таких заболеваний : атеросклероз, гипертоническая болезнь, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для профилактики этих заболеваний должно быть уменьшено употребление жирных сортов мяса (утка, свинина, баранина), лучше употреблять—курицу, нежирную говядину в отварном виде. Сливочное масло нужно заменить растительным. Для профилактики атеросклероза хорошо использовать продукты моря: морскую капусту, морские сорта рыбы итд.

4) В питании лиц старших возрастных групп большое значение имеют витамины, тк эндогенный синтез витаминов нарушен. Витамины необходимы для регуляции обмена веществ, деятельности  нервной системы, системы крови и для профилактики многих заболеваний.

5) Пища пожилых людей и людей старческого возраста для нормального функционирования сердца должна быть обогащена калием и магнием. Калием богаты –печёный картофель, капуста, кабачки, курага, изюм, чернослив, магнием—петрушка, гречка, фасоль, ржаной хлеб итд.

6) Количество поваренной соли должно быть уменьшено, тк она способна притягивать к себе жидкость, а это приводит к повышению АД и отёкам.  

7) Питание должно иметь щёлочную направленность, тк с возрастом снижаются обменные процессы, функция почек и органов дыхания и возникает «закисление», ацидоз. Способствует этому высокое содержание белка и жиров животного происхождения. Щёлочными свойствами обладают растительная пища и молочные продукты.

8)Ферментативную активность можно повысить используя правильную кулинарную обработку пищевых продуктов. Тепловая обработка не должна быть длительной, овощи и фрукты лучше употреблять в пропаренном виде.

9)Режим питания лиц старших возрастных групп должен быть—приём пищи составляет 4-5раз в день. На завтрак должно приходиться—25% пищевого рациона, второй завтрак—15%, обед—35%, ужин—25%.

10) У людей пожилого и старческого возраста очень часто возникает уменьшение физической нагрузки—гиподинамия.

11) Для улучшения самочувствия и борьбы с избыточной массой тела необходимы физические нагрузки. Допустимы: ходьба, бег, плавание, велосипед. Возможно выполнение физических упражнений индивидуально подобранным специалистом.

12)Лицам старших возрастных групп лучше избегать стрессовых ситуаций, а поскольку это сложно в наших условиях, то необходимо уметь переключаться на какое –либо другое занятие, отвлекающее от стрессовой ситуации. Существует специальный комплекс упражнений на расслабление, который можно освоить.

13) Для восстановления сил необходим достаточный полноценный сон. Продолжительность сна для мужчин—7-8час, для женщин—8-9час.

14) Наиболее полноценный сон до полуночи с 22час до 24час, в этот период наиболее активно происходят восстановительные процессы. Для лучшего засыпания исключить употребление тонизирующих напитков(чай, кофе), просмотр остросюжетных передач, хорошо погулять перед сном.

15) Прогулки на свежем воздухе способствуют хорошему засыпанию, улучшают настроение, способствуют синтезу витамина Д, необходимому для профилактики заболеваний костей.

16) Гетеропротекторы –это вещества, замедляющие процессы старения в организме.

17)Гетеропротекторы растительного происхождения—это пищевые антиоксиданты: метионин, глютаминовая кислота, красящее вещество свёклы, пряные травы, молочно-растительная диета.

18) К гетеропртекторам относят следующие средства: витамины и микроэлементы, новокаин в виде препаратов—геровитал, асловитал, геронтил.

Гормоны—неробол, подкожные инъекции плаценты, антиретикулярная сыворотка Богомольца А.А.(АЦС).

19)Адаптогены—биологически-активные вещества: препараты женьшеня, элеутерококка, хвойные экстракты, лимонник, заманиха.

20) В качестве адаптогенов распространены препараты маточного молочка пчёл—апилак, витаапинол.


Самостоятельная  работа  студентов

(домашнее задание)

 Решение ситуационных задач.

Задача№1 Рассчитать и составить примерное меню-раскладку на сутки пациенту 70лет.

Обосновать , используя принципы рационального питания.

Задача №2. Рассчитать и составить примерное меню –раскладку на сутки пациенту 55лет.

Обосновать, используя принципы рационального питания.

Задача№3. Рассчитать и составить меню раскладку на неделю пациенту 65лет.

Обосновать , используя принципы рационального питания

           Принципы рационального питания:

1) Энергетическая сбалансированность по практическим энергозатратам.

2) Сбалансированность рациона: Б:Ж:У= 1: 0,8 :3,5

3) Потребность в белке на 1кг веса—0,8г

4) Лечебно-профилактическая направленность (профилактика ожирения, атеросклероза,

гипертонии, сахарного диабета)

5)Щёлочная направленность питания.

6) Обогащение рациона продуктами, нормализующими микрофлору кишечника.

7)Использование продуктов, легко доступных действию ферментов.

8) Соблюдение разнообразия принимаемой пищи.

9) Учитывать анатомо-физиологические особенности возраста.

10) Рацион витаминизировать.

Энергетическая ценность пищевых продуктов (на 100г)

   Крупы, макароны

белки

жиры

Углеводы

Ккал

манная

11,3

0,67

70,3

326

гречневая

12,3

2,6

67,3

326

рисовая

6,9

0.6

76,5

319

пшено

11,9

2,9

68,6

331

овсяная

11,7

5,7

64,4

310

Макароны

10,4

0,9

75,2

332

Хлеб

Ржаной

6,5

1,0

40,1

190

Пшеничный

7,6

0.9

49,7

226

Мясо

Баранина

11,7

11,0

0

146

Говядина

11,0

9,2

0

138

Свинина

12,6

28,4

0

305

Колбасные изделия

Варёная

12,0

27,7

-

298

Сосиски

11,8

18.8

-

217

Варёнокопчёная

17,8

38,8

-

416

Сырокопчёная

24,5

41,0

-

468

Птица

Куры

13,7

13,8

0,5

181

Яйцо

11,0

10,8

0,6

137

Рыба

Камбала

10,2

2,0

-

59

Треска

14,9

0,5

-

64

Овощи

Капуста

1,4

-

4,3

22

Картофель

,6

0,1

15,8

66

Лук

1,4

-

8,0

36

Морковь

1,0

0,1

5,6

26

Огурцы

0,8

-

3,9

14

Свёкла

1,4

-

8,6

38

Шоколад

6,9

35,7

52,5

547

Молочные продукты

молоко

2,8

3,2

сметана

2,8

20,0

творог

11,0

18,0

кефир

2,8

3,2

сыр

26,0

26,5

Пищевые жиры

Масло растительное

0,0

99,9

0,0

899

Масло сливочное

0,6

82,5

0,9

718

маргарин

0.0

82,5

0,5

711


Работа в  гериатрическом  стационаре.

Студентам предлагается самостоятельно провести беседу с пациентами пожилого и старческого возраста. Цель беседы: оценить состояние его здоровья, внешний вид, оценит способность к независимому образу жизни.

Для работы используется анкета. См приложение.


Подведение итогов занятия

                     

Оценка исходного уровня знаний

Оценка за проведение беседы с пациентом

Оценка за составление меню- раскладки

Общая оценка за занятие


Приложение   

Содержание :

1. Анкета для беседы с гериатрическими пациентами

2. Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для практических занятий по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Методические указания содержат краткий теоретический материал по темам практических занятий, условия задач и указания по их решению. Общий объем практических занятий 4 часа. Практические занятия ...

Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение. Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста»

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов по учебной дисциплине «Здоровый человек и его окружение Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста» составляет 4 часа. Цели внеаудиторно...

КОС для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Решение ситуационных задач и выполнение алгоритмов манипуляций обучающимися позволяет объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, профессиональ...

СПЕЦИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02 Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах. Особенности оказания помощи лицам пожилого и старческого возраста.

Спецификация диагностической работы по ПМ.02 теме2: "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся...

Методический комплекс для внеаудиторной работы студентов по ПМ.02 Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Для внеаудиторного изучения  темы 2 "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста" предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен н...

Методическая разработка практического занятия по сестринскому делу: Здоровый человек и его окружение. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста. Профилактика преждевременного старения.

В разработке поставлены цели и задачи данного занятия. Определены уровни усвоения. Отработка компетенций как общего так и профессионального значения.Сосотавлена технологическая карта занятия ход урока...

Методическая разработка теоретического занятия - Анатомо-физиологические особенности развития человека в пожилом и старческом возрасте, МДК.01.01 Здоровый человек и его окружение, раздел 5. Взрослый, пожилой

1. Учебные цели:- формировать профессиональную компетенцию:1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.- формировать знания в области современных...