ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ
статья на тему

Косьминина Галина Викторовна

ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Кириченко И.Я., преподаватель, Косьминина Г.В., методист     ОБПОУ «КБМК», Россия

Аннотация: рассмотрены проблемы межкультурных отношений среди молодежи, определены направления по их гармонизации.

Ключевые слова: студенты, межнациональные отношения, религиозные мировоззрения.

В государстве, в котором проживает около 160 различных этносов и имеется более 70 религиозных течений, в условиях возрастающей внутренней и внешней миграции населения, роста числа иностранных студентов, проблема формирования межкультурных отношений в молодежной среде как никогда становится актуальной. Наличие у выпускника колледжа способности  бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия одно из требований к результатам подготовки будущего медицинского работника. Активизация в XXI веке в мировом пространстве экстремизма и терроризма осложняет процесс формирования у молодых людей умений выстраивать конструктивные отношения с представителями иных культур и вероисповеданий.

 О тревожных симптомах в межэтнических и межнациональных отношениях среди молодежи говорят результаты опроса студентов КБМК, они аналогичны российским результатам социологического опроса, проведённого Российской академией государственной службы при Президенте РФ. Около половины опрошенных студентов с уважением относятся к людям другой национальности, отличной от своей (49,4 %), или другого вероисповедания (47,5 %), без особого интереса относятся 36,9 % и 39,8 % молодых людей соответственно, с неприязнью – 5,6 % и 4,6 %. Следует отметить, что индифферентное отношение к представителям других национальностей и другого вероисповедания может характеризовать положение в сфере межнациональных отношений  как нестабильное. Под влиянием внешних факторов отношение студентов может меняться как в позитивную, так и в негативную сторону. Почти четверть опрошенных заявили об отрицательном отношении к приезду на обучение в их город  молодых людей с Северного Кавказа и Закавказья,  и в  Россию выходцев из стран Африки и Азии. Больше половины опрошенных студентов (58,5 %) являются религиозно ориентированными. Однако результаты опроса свидетельствуют о недостаточном уровне знаний студентов о религии,  и её роли в жизни общества. [2]

Содержание определенных  тем профессионального обучения позволяют преподавателю построить обучение таким образом, чтобы студенты  получали представление о многокультурности Российской Федерации, исходя из особенностей показателей рождаемости, заболеваемости по регионам, об известных этнических традициях народов разного вероисповедания, сохраняющих здоровье человека, семьи, будущего ребенка. Прежде всего, это свадебные обряды, традиции по уходу за новорожденным и воспитанию детей, мероприятия по предупреждению болезней в древней Руси. Большое удивление у студентов вызывает тот факт, что в основу главной книги ислама «Коран» положен религиозный труд «Сборник Магомета» или «Медицина пророка», составленный в доисламский период арабским врачом Харет Ибн- Кадалах жившим в конце 5 начале 6 века.  Этот труд  содержал гигиенические  и социальные предписания:  умеренность в пище, запрещение употреблять вино, регулярное омовение тела, запрет кровных родственных браков,  правила кормлению грудью детей. [1]  

Религиозная сфера – одна из тех составляющих жизни общества, для которых толерантность необходима в первую очередь. Личным примером преподаватели демонстрируют студентам уважительное, спокойное и доброжелательное отношение к приверженцам разных религий, к верующим и неверующим, что предопределяет уровень культуры людей, цивилизованность государства. В целом все религии, возникшие в разное время и в разном географическом пространстве, объединяет одно – общая идея толерантности как призыв к миролюбию в принципах отношения Человека к Человеку. С древних времен она закрепилась в религиозных мировоззрениях в виде аксиоматических божественных заповедей: в иудаизме «Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе», в христианстве «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними», в исламе «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого». [3]

 Воспитание толерантности возможно через решение возникающих проблемных ситуаций. К примеру, после позитивной информации о культурном своеобразии этноса студенты, первоначально отказавшиеся от работы с пациентом этой народности, выполнили задание и выразили удовлетворенность личными качествами этого человека. В дальнейшем  эти же студенты безбоязненно и с большим желанием участвовали в лечебно-диагностическом процессе пациентов - представителей иных  национальностей и даже рас.

Работа по формированию  толерантного восприятия этнокультурных и религиозных различий  продолжается и во внеучебное время. Традиционным для нашего колледжа является создание условий  для неформальных контактов между студентами с вовлечением их в совместные мероприятия, знакомство с историей и культурой народов через живое общение представителей разных национальностей и вероисповеданий.

Вышеизложенное  позволило определить основные направления деятельности преподавателей по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений:

1)        демонстрация многокультурной природы российского государства, утверждение общероссийских гражданских и историко-культурных ценностей, формирование российского патриотизма;

2)        распространение в социальном сознании позитивной информации о культурном своеобразии, о бытовых традициях  народов, населяющих нашу страну и появившихся в процессе миграционных передвижений, формирование представлений о вкладе представителей данных этнических групп в экономическую и культурную жизнь России;

3)        ориентирование студентов на активное освоение  истории культуры своего этноса, его традиций;

4)        создание условий для ознакомления молодежи с традиционными для России  религиями и их ролью в обществе;

5)        развитие эмпатии, являющейся основой толерантного поведения человека.

Список использованных источников

1. Кириченко Ю.Н. История медицины: преемственность идей – Курск: КГМУ, 2006. - 460 с.

2. Студенчество в многонациональных мегаполисах и крупных городах России: этническое самосознание и межэтнические отношения: Сборник материалов по результатам социологического исследования/Под общ. ред. А.В. Журавского – М., 2008.

3.  Толерантность и культура межнационального общения/ Акулова А. А., Буянов Н. Н., Вартаньян Э. Г. и др.– Краснодар: Просвещение-Юг, 2009. – 307 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГАРМОНИЗАЦИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

В работе содержится пути решения проблем межнациональных и межконфиссиональных отношений среди молодежи...

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде...

Формирование заботливого отношения к природной среде

Статья, посвящена теме формирования заботливого отношения к природной среде в процессе подготовке рабочих кадров...

Доклад "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде"

Доклад "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в студенческой среде"...

Исследование уровня знаний студентов колледжа о проблеме ВИЧ-инфекции и отношения к ней

Исследование уровня знаний студентов проводиться в несколько этапов.- Подготовка к анкетированию;- Анкетирование студентов;- Обработка результатов;- Обсуждение результатов...