Тематический классный час "Насилие и закон"
классный час по теме

Джелялова Севиля Наримановна

Классный час направлен на просвещение студентов о насилии в семье и способах защиты. 

Цели:

1. Провести правовое просвещение студентов, донести до студентов понятие о бытовом насилии, возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву;
2. Помочь взрослеющему человеку сформировать активную жизненную позицию, основанную на уважении себя как личности и уважении окружающих людей.
3. Воспитание доброго отношения друг к другу, милосердия, сострадания, доброжелательности.

На классный час рекомендуется пригласить социального педагога образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasilie_i_zakon.docx39.26 КБ
Файл nasilie_i_zakon.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС        «Жизнь без насилия»

Поворот дороги - это еще не конец ... еще вы можете повернуть.

                                                                        К.Роджерс

     

Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом.

                                                                      Ф.М Достоевский

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается.

                             Мнение граждан

Цель: довести до подростков понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

Перечень вопросов, на которые должны быть даны ответы в ходе занятия:

  1. Что такое насилие и виды его проявления
  2. Причины возникновения насилия
  3. Уважительное отношение к человеку
  4. Основы законодательства

Ход мероприятия

Слайд 1

С.: Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то она неприятная, для кого-то – новая. Но об этом говорить надо. Мы живём с вами в очень сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днём, формируются антиобщественные группировки, растёт число наркоманов.

Обостряющиеся с каждым годом социально-экономические проблемы в первую очередь отразились на положении детей и семей. Многие семьи, где воспитываются дети, испытывают серьезные затруднения, приспособление такой семьи к новым условиям проходит очень сложно.

Слайд 2

Д.: Проблемы домашнего, семейного насилия и насилия в подростковой среде являются сейчас одними из актуальных. Проблема насилия не нова, она существовала всегда и существует во всех странах мира.

Слайд 3

С.: В семье закладываются основы любви, уважения, нравственности, терпимости. Дети, ставшие жертвами или свидетелями насилия в семье или в подростковой среде, нередко сами переносят эту модель в свою взрослую жизнь и сами совершают насилие. Порочный круг замыкается.

Слайд 4

Д.: Статистика свидетельствует, что более половины обидчиков, агрессоров, преступников выросли в семьях, где имело место насилие над близкими или над ними.

По данным российской статистики: 

  • около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями
  • более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье
  • 25 тысяч из них находятся в розыске
  • около 2000 детей ежегодно сводят счеты с жизнью
  • более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей
  • 30-40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье
  • 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств составляют женщины и дети
  • около 70% преступлений в сфере семейно-бытовых отношений совершается в состоянии алкогольного опьянения
  • увеличивается из года в год количество преступлений, совершенных подростками в состоянии наркотического опьянения
  • более трети (38%) всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений составляют дети, престарелые, инвалиды

Слайд 5

С.: Домашнее насилие является одной из важнейших причин, способствующих социальному и психическому нездоровью семьи, оно лишает ее стабильности и безопасности.  Ответьте на вопрос:

Что такое насилие и каковы виды его проявления(диалог со студентами)

Насилие — принуждение для достижения целей.

Насилие, насильство (словарь В.Даля) — это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Д.: Цель насилия — завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Есть разные формы насилия. Каждая характеризуется по-своему. Давайте попробуем  дать каждой определение.

Слайд 6

Формы насилия (диалог со студентами):

  • Физическое насилие – рукоприкладство, побои, грубое отношение.
  • Эмоциональное – грубые окрики, оскорбления, постоянная критика, унижение чувства достоинства оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих вещей.
  • Сексуальное – изнасилование, пошлые домогательства, вульгарные выражения, склонение к сексуальным отношениям.
  • Пренебрежение нуждами ребёнка -  это отсутствие заботы, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.

Слайд 7

С.: Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.

(диалог со студентами)Скажите, какая из всех перечисленных нами форм насилия на вас оказывает самое большое влияние и почему?

Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком.

Слайд 8

Д.: Откуда же тогда оно возникает?

Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Семейное насилие вызвано социальными факторами, стрессами в семье, употреблением алкоголя или наркотиков. Прибегают к физической силе в том случае, когда нет возможности мирно повлиять на принятие в семье тех или иных решений, когда кто-то в семье алкоголик или наркоман и с его мнением не считаются.

Слайд 9

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком.

Слайд 10

С.: Сейчас мы с вами обсудим ситуации и постараемся ответить на следующие вопросы: Какие виды насилия присутствуют в данной ситуации, что делать в данной ситуации, к кому обратиться: (диалог со студентами)

Слайд 11

Ситуация 1

Золушка — бедная сиротка, которую злая мачеха и ее вздорные дочки, заставляют тяжко работать с утра до ночи. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. (эмоциональное, пренебрежение)

Слайд 12

Ситуация 2

Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего  переоделись разбойниками и , привязали Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить у него деньги. (физическое, психическое)

Слайд 13

Д.: Не думайте, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нет, наш закон нас охраняет. Существует ответственность за проявление насилия по отношению  к другому человеку.

Слайд 14

1. Международное право

В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая Декларация прав человека, которая явилась международным правовым актом, провозгласившим права и свободы человека. По существу основная идея этого документа направлена против насилия над человеческой личностью. Каждый человек (женщины, мужчины, дети) имеет право на жизнь без насилия.

В 1959 году ООН приняла как продолжение Декларации прав человека основополагающий международный документ «Декларация прав ребенка», в котором объявлено, что ребенку принадлежат все права, указанные в Декларации прав человека.

В 1991 году ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая явилась международным документом, определявшим приоритетные права ребенка и провозгласившим их.

Слайд 15

С.: Конвенция ООН: 

  • Статья 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты.
  • Статья 5 — никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим собственное достоинство обращению и наказанию.
  • Статья 6 — обеспечивает в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка.
  • Статья 16 — обеспечивает защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательства на его честь и репутацию.
  • Статья 24 — обеспечивает меры по борьбе с болезнями и недоеданием.
  • Статья 27 — признает права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
  • Статья 34 — обеспечивает защиту ребенка от сексуального совращения.
  • Статья 37 — обеспечивает защиту ребенка от других форм жестокого обращения
  • Статья 39 — предусматривает меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Слайд 16

Д.: 2. Российское законодательство

После ратификации Конвенции «О правах ребенка» в России был принят ряд законов, указов Президента РФ и постановлений правительства, направленных на обеспечение основных прав детей и женщин (основы законодательства об охране здоровья граждан, охране труда, основах социального обслуживания населения, дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и др.).

Слайд 17

Конституция РФ (1993 г.): 

  • Статья 21 — закрепляет положение о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство наказанию.

Слайд 18

С.: Закон РФ «Об образовании»: 

  • Статья 5 — утверждает права детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».
  • Статья 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Слайд 19

Д.: Семейный Кодекс РФ: 

  • Статья 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства.
  • Статья 56 — право ребенка на защиту и обязанность органа опеки и попечительства принимать меры по защите ребенка.
  • Статья 65 — об осуществлении родительских прав.
  • Статья 69 — предусматривает лишение родителей родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.
  • Статья 77 — немедленное отлучение ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Слайд 20

С.: Закон РФ «О защите прав детей»: 

  • Статья 14 — предусматривает запрещение жестокого обращения с детьми, физического и психологического насилия над ними.

Слайд 21

Д.: Уголовное законодательство РФ предусматривает систему мер по пресечению жестокого обращения с женщинами и детьми и наказанию виновных:

  • Статьи 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.
  • Статьи 150-157 — за преступление против семьи и несовершеннолетних

Слайд 22

С.: Часто, когда над подростком совершается насилие, он боится сказать об этом даже родителям. Что же делать в таком случае? Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете.

Давайте попробуем определить, кто это может быть. (диалог со студентами)

Слайд 23

Д.: Телефоны доверия:

  1. Полиция  102
  2. Горячая линия «Ребёнок в опасности»  121 и 123
  3. Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав  +79780000738
  4. Феодосийский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи  +7(978)06-08-611

Когда к вам применяют насилие, не бойтесь к кому-то обратиться, если не можете защититься сами.

Слайд 24

С.: Плохо, что нам приходится говорить на эту тему. Было бы гораздо лучше, если бы ее вообще не существовало.

Давайте сделаем вывод:

- насилие в любой форме неприемлемо.

- люди должны уважительно относиться друг к другу

- если к вам проявляют насилие, надо защищаться и вам помогут

- предостерегайте других от насилия.

Слайд 25

Сегодня на нашем классном часу присутствуют гости, представитель Феодосийского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи  ________________________________________________________________________ и ________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАСИЛИЕ И ЗАКОН Подготовили: Классный руководитель группы ПКС 13 1/9 Джелялова С.Н. Социальный педагог Карелина Д.С.

Слайд 2

Проблема домашнего насилия Проблемы домашнего, семейного насилия и насилия в подростковой среде являются сейчас одними из актуальных. Дети, ставшие жертвами или свидетелями насилия в семье или в подростковой среде, нередко сами переносят эту модель в свою взрослую жизнь и сами совершают насилие.

Слайд 4

Статистика Статистика свидетельствует, что более половины обидчиков, агрессоров, преступников выросли в семьях, где имело место насилие над близкими или над ними. около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье около 2000 детей ежегодно сводят счеты с жизнью более 50% преступлений в быту совершается в присутствии детей 30-40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье 70% всех жертв тяжких насильственных посягательств составляют женщины и дети

Слайд 5

Что такое насилие? Насилие — принуждение для достижения целей. Насилие, насильство (словарь В.Даля) — это принуждение, неволя, силование , действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Цель насилия — завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Слайд 6

Формы насилия

Слайд 7

Виды насилия Физическое Словесное (вербальное)

Слайд 8

Откуда возникает насилие Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть . Семейное насилие вызвано социальными факторами, стрессами в семье, употреблением алкоголя или наркотиков. Прибегают к физической силе в том случае, когда нет возможности мирно повлиять на принятие в семье тех или иных решений, когда кто-то в семье не считается с мнением другого.

Слайд 10

Решение ситуационных задач Вашему вниманию будут представлены разные ситуации. Вопросы для решения: Какие виды насилия присутствуют в данной ситуации? Что делать в данной ситуации? К кому обратиться?

Слайд 11

Ситуация № 1 Золушка — бедная сиротка, которую злая мачеха и ее вздорные дочки, заставляют тяжело работать с утра до ночи. Ни днем, ни ночью не знала отдыха бедная девушка. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. По мотивам произведения «Золушка»

Слайд 12

Ситуация № 2 Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и , привязали Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить у него деньги. По мотивам произведения «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого

Слайд 13

Законодательство

Слайд 14

Международное право В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая Декларация прав человека , которая явилась международным правовым актом, провозгласившим права и свободы человека. В 1959 году ООН приняла основополагающий международный документ Декларация прав ребенка , в котором объявлено, что ребенку принадлежат все права, указанные в Декларации прав человека. В 1991 году ООН принята Конвенция о правах ребенка , которая явилась международным документом, определявшим приоритетные права ребенка и провозгласившим их.

Слайд 15

Конвенция ООН Статья 1 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты. Статья 5 — никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим собственное достоинство обращению и наказанию. Статья 6 — обеспечивает в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка. Статья 16 — обеспечивает защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательства на его честь и репутацию. Статья 24 — обеспечивает меры по борьбе с болезнями и недоеданием. Статья 27 — признает права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Статья 34 — обеспечивает защиту ребенка от сексуального совращения. Статья 37 — обеспечивает защиту ребенка от других форм жестокого обращения Статья 39 — предусматривает меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Слайд 16

Российское законодательство После ратификации Конвенции «О правах ребенка» в России был принят ряд законов, указов Президента РФ и постановлений правительства, направленных на обеспечение основных прав детей и женщин (основы законодательства об охране здоровья граждан, охране труда, основах социального обслуживания населения, дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и др.).

Слайд 17

Конституция РФ Статья 21 Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Слайд 18

Закон РФ «Об образовании» Статья 5 — утверждает права детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства». Статья 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Слайд 19

Семейный кодекс РФ Статья 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства. Статья 56 — право ребенка на защиту и обязанность органа опеки и попечительства принимать меры по защите ребенка. Статья 65 — об осуществлении родительских прав. Статья 69 — предусматривает лишение родителей родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье. Статья 77 — немедленное отлучение ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Слайд 20

Закон РФ «О защите прав детей» Статья 14 — предусматривает запрещение жестокого обращения с детьми, физического и психологического насилия над ними.

Слайд 21

Уголовный кодекс РФ Статьи 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних. Статьи 150-157 — за преступление против семьи и несовершеннолетних

Слайд 23

Телефоны доверия Полиция 102 Горячая линия «Ребёнок в опасности» 121 и 123 Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав +79780000738 Феодосийский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи +7(978)06-08-611

Слайд 24

Выводы Насилие в любой форме неприемлемо Люди должны уважительно относиться друг к другу Если к вам проявляют насилие, надо защищаться и вам помогут Предостерегайте других от насилия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Памятные даты России и Москвы». Сценарий проведения тематического классного часа «День народного единства»

День народного единства – это достаточно молодой праздник, но посвящён он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. 4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительст...

Тематический час: " Подросток и закон "

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....

Методическая разработка "Тематический классный час «Моя специальность – мой завод»

В ответе на вопрос о будущей профессии, требований к ней проявились новые тенденции. Первостепенным требованием к труду выдвигают высокую оплату (это интересует, прежде всего, мальчиков). Можно сделат...

Тематический классный час к празднику 23 февраля «ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – РОДИНУ ЗАЩИЩАТЬ»

Цель: познакомить учащихся с историй Российской армии, ее традициями, воспитывать уважение и интерес к истории своего государства, вызвать положительный эмоциональный отклик, воспитывать уважительное ...

Классный час "Пять законов глупости"

Час классного руководителя (классный час) — это форма воспитательной работы классного руководителя в группе, при которой студенты принимают участие в специально организованной деятельности, спос...