Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека»
статья

Рахманова Галина Ивановна

Статья представляет собой обобщение опыта по организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека». В статье определены необходимые условия, для того чтобы самостоятельная работа студентов имела положительный результат и описывается опыт по созданию методических материалов. В статье рассказывается о разработанных методических рекомендациях для самостоятельной работы студентов, целью которых является систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений. В статье говорится о том, что самостоятельная работа должна быть направлена на развитие творческих способностей и исследовательских навыков студентов и приводятся примеры заданий, которые используются с этой целью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Г.И. Рахманова, КГБ ПОУ «Уссурийский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

        

«Медицинское образование отнюдь не завершается в медицинском учебном заведении;  

здесь оно только начинается»

                                              (Правило Уэлча)

Известно, что студент учится, когда самостоятельно работает: читает книги, выполняет манипуляции, решает задачи, общается с пациентами…

         Самостоятельная работа студентов – познавательная, организационно и методически планируемая  и направленная преподавателем учебная деятельность студентов по достижению конкретных результатов.[4] Она способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей, формированию общих и профессиональных компетенций.

         Самостоятельная работа необходима как репродуктивная (воспроизводящая), так и продуктивная (творческая). При выполнении творческой самостоятельной работы студент сам ищет пути решения проблемы, самостоятельно добывает для себя знания. [2]

         Аудиторная самостоятельная работа студентов на практических занятиях представлена различными видами тестовых заданий, карточками, ситуационными задачами т.д., а также методическими рекомендациями (указаниями).

              Мной разработаны методические указания для самостоятельной работы студентов по всем темам практических занятий дисциплины, где указываются цели, что студенты должны знать, уметь, расписаны этапы работы, способы их выполнения, вопросы для само- и взаимоконтроля. На практических занятиях широко использую метод  - «работа в малых группах» (каждой группе раздаются муляжи в зависимости от темы занятия и задание). Работа в малых группах имеет положительные моменты, так как она дает всем студентам (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). После завершения работы в группах предоставляю слово представителям групп для сообщения результатов выполнения задания. Поощряю использование плакатов, таблиц, рисунков и других наглядных пособий. Создана таблица, для того чтобы заносить в нее результаты выполнения задания разными группами.

         Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная, учебно – исследовательская работа,  осуществляется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.[4] Мной разработаны рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов, которые обсуждены и утверждены на методическом совете.

Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; формирование компетенций: развитие познавательных способностей; развитие активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

        Виды внеаудиторной самостоятельной работы разнообразны: составление таблиц, схем, глоссария, кроссвордов, тестовых заданий, ситуационных задач,  вопросов для само – и взаимоконтроля, выполнение различных иллюстраций, рефератов, индивидуальных проектов, заданий в рабочей тетради и т.д.  Внеаудиторные задания должны быть разнообразны по форме и направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.   Для внеаудиторной самостоятельной работы студентов использую задания, разработанные  по уровням познания  Блума (Болонский процесс):

1. Задания на знание: (перечислите термины…, назовите последствия…, опишите строение…, дайте определение…, назовите признаки…, вспомните…, сформулируйте определение понятия…)

2. Задания на понимание: (объясните строение…, классифицируйте…, определите…, проинтерпретируйте факты, приведенные автором в статье…)

3. Задания на применение: (оцените фазы мочеобразования; постройте…, продемонстрируйте части желудка на муляже; проиллюстрируйте сердечный цикл; примените на практике…, подготовьте…, решите ситуационную задачу).

4. Задания на анализ: (проанализируйте ситуацию…, опишите происходящее…, приведите аргументы…, сравните…, проанализируйте…,почему…).

5. Задания на синтез: (решите проблему…, напишите реферат…, сделайте презентацию…, внесите конструктивное предложение по улучшению ситуации…., разработайте…).

6. Задания на оценку: (выскажите суждение по поводу …,  сравните…, оцените свою работу…, сформулируйте сильные и слабые стороны…, выскажите аргументы «за» и «против» на основе имеющих фактов, подходов…, в чем заключается сущность (значение, смысл, роль пр.)

         Каждый уровень таксономии Блума предполагает очень важное умение. Задания студентам должны планироваться «лестницей».

         Контроль качества самостоятельного изучения материала  провожу во время индивидуального собеседования со студентами, при проверке рабочих тетрадей для внеаудиторной самостоятельной работы, при защите рефератов, индивидуальных проектов и других творческих работ.

При  оценке результатов внеаудиторной самостоятельной работы  учитываю уровень освоения студентами учебного материала, умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач, уровень сформированности общих и профессиональных компетенций, оформление материала в соответствии с требованиями.

Итогом внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются конференции, олимпиады, выставки творческих работ студентов, учебно – исследовательская работа. Студенткой специальности «Фармация» под моим руководством проведена исследовательская работа «Высокие каблуки и здоровье». Данная работа была представлена на научно – практической конференции для студентов «Учебно – исследовательская деятельность – как фактор формирования общих и профессиональных компетенций». Ежегодно в колледже проводятся под моим руководством олимпиады по анатомии. Цель олимпиады – углубление и расширение знаний студентов по анатомии, а также развитие творческого потенциала студентов. Анатомия – трудная и сложная наука.

Для более углубленного изучения предмета и понимания сущности строения человеческого организма создан прекрасный музей различных экспонатов. Учебный анатомический музей представляет собой собрание специально изготовленных анатомических препаратов, предоставленных в постоянное пользование студентам.

         Один из видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов - изготовление наглядных пособий, которые затем используются на практических занятиях. Это таблицы, схемы, модели из пластилина, презентации, макропрепараты и т.д.

         Именно самостоятельная работа формирует самостоятельность не только как совокупность определённых умений и навыков, но и как черту характера специалиста. [3]

Организовывать самостоятельную работу студентов сложно. Проблемы, возникающие при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

1. Отсутствие  у студентов сформированных навыков самостоятельной работы. Многие студенты неспособны самостоятельно работать. Этому их не научили в школе.

2. Студенты не выполняют задания внеаудиторной самостоятельной работы, так как считают часы, отведенные  на внеаудиторную самостоятельную работу,  свободным временем.

         Условия, обеспечивающие успешное выполнение внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

1. Среди студентов необходимо проводить большую воспитательную работу для осознания ими важности такого вида обучения, как самостоятельные занятия.

2. Дальнейшее обучение студентов методам самостоятельной работы, чтобы время внеаудиторной самостоятельной работы было временем активной учебы.

3. Преподавателям необходимо продолжить работу по разработке комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи решения.

4. Методические указания для самостоятельной работы студентов должны содержать подробный алгоритм:

- мотивация учебного задания;

- четкая постановка познавательных задач;

- алгоритм действия (метод выполнения работы,  знание студентами способа ее выполнения).

5. Преподаватель должен выдавать индивидуализированные задания по самостоятельной работе студентов, которые реально показывали бы студенту не только что, но и как он должен самостоятельно сделать.
        Самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

          Библиографический список литературы:

         1. Ахмадиева  З.Р.  Особенности  организации  внеаудиторной  самостоятельной 

работы  студентов  //  Среднее  профессиональное  образование.  Приложение.  2010.  № 1

2. Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками - эффективное средство самообразования / Л.Д. Воеводин // Вестник Московского университета. Сер. II, Право. 2006. -№ 4.

         3. Дьяченко И.И. Соотношение технологии с опытом, методикой обучения и педагогическими науками / И.И. Дьяченко // Современные технологии обучения и контроля. Краснодар: Изд-во КубТТУ, 8. 2011.

4. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины /Авторы-составители М.Ю. Олешков и В.М. Уваров. М.: Компания Спутник +, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины "Английский язык" в СПО.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями рабочей программы по дисциплине "Английский язык" в СПО. В рекомендациях описаны приёмы работы со словами, текстами, грамма...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ для организации  самостоятельной работы студентов   по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "История"

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины ОГСЭ. 02    «История».Количество часов, отводимое на самостоятельную ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.13 «Компьютерная графика» для специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов  по изучению дисциплины ОП. 13 «Компьютерная графика» для специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства». Разраб...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (пот отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бу...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности СПО 38.02.01 Экономика и...