Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "История"
методическая разработка на тему

Токарева Анна Сергеевна

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины ОГСЭ. 02    «История».

Количество часов, отводимое на самостоятельную работу студентов по данной дисциплине составляет-10 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                     Стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………                3
  2. Трудоемкость заданий…………………………….……                4
  3. Методические указания по выполнению                 самостоятельной работы…………………………....…………………....……   5
  4. Задания для самостоятельной работы………………………        8
  5. Критерии оценки выполненного задания………...…………       20
  6. Библиографический список……………………….…………       21

Приложения

  1. Пояснительная записка

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины «История».

Количество часов, отводимое на самостоятельную работу студентов по данной дисциплине составляет-10 часов.

Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому технологическому циклу, предполагающему следующую последовательность этапов проведения:

1. Планирование.

2. Отбор материала, выносимого на самостоятельную работу.

3. Методическое и материально-техническое обеспечение самостоятельной работы.

4. Постоянный мониторинг и оценка самостоятельной работы.

Виды самостоятельной работы обучающихся:

 – подготовка сообщений;

– составление таблиц

– работа с дидактическим материалом

– подготовка презентаций

– работа с дополнительной литературой

– работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование);

– составление тестов для самоконтроля;

– подготовка рефератов;

– работа со словарями, справочниками, энциклопедиями;

– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у       студентов самостоятельности и инициативы.

Формы самостоятельной внеаудиторной работы и предлагаемые задания имеют  дифференцированный характер, учитывают специфику изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студентов, специальность.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Формой отчета о выполненной работе могут быть выступления на семинарских занятиях, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, проверка записей в тетради, устный опрос.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

- уровень освоения студентом учебного материала;

-умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

Для создания условий успешного выполнения самостоятельной работы студентов разработаны методические  указания для организации внеаудиторной самостоятельной деятельности, содержащие основные требования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, предъявляемые к знаниям студента, задания в форме тестов  для самопроверки и задания, предназначенные для формирования соответствующих практических умений и навыков.

  1. ТРУДОЕМКОСТЬ ЗАДАНИЙ

Наименование темы

Трудоемкость, ч.

Тема 1.1.

Введение

-

Тема 1.2.

Перестройка в СССР и распад советского лагеря

-

Тема 1.3.

Распад СССР

-

Тема 1.4.

Особенности развития стран Азии в конце XX – начале XXI вв.

1

Тема 1.5.

Африка в конце XX – начале XXIвв.

1

Тема 1.6.

Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXIвв.

1

Тема 1.7.

США на рубеже тысячелетий

1

Тема 1.8.

Европа в конце XX – начале XXIвв.

1

Тема 1.9.

Интеграционные процессы конца XX – начала XXIвв.

-

Тема 1.10.

Россия в 1991-1999гг.

-

Тема 1.11.

Российская Федерация в 2000-е годы

1

Тема 1.12.

Локальные и региональные конфликты современности

1

Тема 1.13.

Научно-технический прогресс

1

Тема 1.14.

Мир в ХХI веке. Международные отношения в современном мире

1

Тема 1.15.

Место Российской Федерации в современном мире

1

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

        Основная цель самостоятельной работы по данной дисциплине – усвоение и закрепление теоретических знаний.

Предлагается следующая последовательность действий:

1. Работа с учебником (по каждой теме указаны необходимые для изучения страницы) и конспектом лекции, в результате чего у студента должны сформироваться соответствующие знания и умения (их перечень приводится по каждой теме).

2. Работа в тетради для самостоятельной работы. Для закрепления теоретических знаний студент должен записать в тетрадь определения, которые перечислены в пункте: должен знать.

3. Для самопроверки степени усвоения теоретических положений и выявления пробелов в подготовке студент выполняет предложенное задание.

Как написать реферат

Слово «реферат» латинское по происхождению, означает краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы. Однако в современном понимании реферат – это не только пересказ прочитанного, но и анализ, обобщение и аргументированное изложение собственной точки зрения на рассматриваемую проблему.

Процесс написания реферата состоит из следующих этапов.

1.                Выбор темы и постановка проблемы.

Тема реферата выбирается в соответствии с интересами студента и согласовывается с преподавателем. Учитываются имеющиеся источники и литература по теме работы, их доступность.

2.                Сбор материала по выбранной теме.

После выбора темы и определения проблемы составляется список литературы, содержащей необходимые сведения. Для этого целесообразно ознакомиться с соответствующими разделами систематических каталогов библиотек, обзорами литературы в журналах, историческими сайтами в интернете.

     После отбора необходимых для работы материалов следует наметить последовательность их изучения, что позволит более точно определить примерное содержание и соответствующую структуру реферата. При работе с источниками и литературой целесообразно на отдельных карточках или в специальной тетради выписывать основные положения, примеры, выводы изученных произведений, точно указывая их авторов, названия, страницы.

3.                Составление плана.

Определение содержания реферата позволяет составить черновой вариант плана. Он состоит, как правило, из введения, двух – пяти пунктов основной части (они могут иметь подпункты) и заключения. Формулировки пунктов плана должны быть ясными, четкими, по возможности краткими.

4.                Работа над текстовой частью реферата.

После составления плана рекомендуется определить содержание и логику изложения отдельных вопросов. Необходимо внимательное прочтение отобранной литературы с обязательным конспективным изложением сущности почитанного, с выпиской отдельных цитат, записью собственных мыслей, возникающих во время чтения. Обдумайте порядок изложения, формулировки пунктов плана, сверьте с первоисточниками цитаты, которые будут приведены в реферате, рассчитайте объем всего реферата в целом и его отдельных частей. Рекомендуемый объем реферата – 10-15 машинописных страниц чистого текста (т.е. без учета титульного листа, плана и списка источников и литературы). При компьютерном наборе рекомендуется использовать шрифт Times New Roman, 14 размер, полуторный интервал.

Во введении (страницы 1-2) следует обосновать выбор темы реферата, показать ее актуальность, степень разработанности, кратко сформулировать проблему исследования.

В основной части ( 8 – 12 страниц) необходимо изложить объективные исторические сведения по теме реферата, собственные версии и оценки. Каждый пункт основной части необходимо заканчивать кратким выводом.

В заключении ( 1-2 страницы) формулируются основные выводы по теме, результаты проделанный работы.

5.                Оформление реферата.

На титульном листе указывается название учебного заведения, тип работы ( реферат, доклад), учебный предмет («по истории»), тема работы, фамилия и инициалы исполнителя, номер учебной группы, и, наконец, внизу – место нахождения учебного заведения и год написания работы.

На втором листе дается план реферата. Введение и заключение не нумеруются.

На титульном листе и плане номера страниц не проставляются, но они учитываются, и, следовательно, введение начинается со страницы под номером 3.

Цитата, приводимая без изменения авторского текста, должна быть взята в кавычки и иметь ссылку на источник. Например: «Цена победы для советской стороны была немалой – в боях погибли сотни солдат и офицеров». В этом случае необходимо указывать страницу, с которой взята цитата.

Также должны даваться ссылки на источники любой цифровой информации, мнения и высказывания исторических деятелей, историков.

Завершается реферат списком использованных источников и литературы. Он должен состоять не менее чем из пяти наименований, не являющихся учебниками и учебными пособиями. Сначала указываются использованные источники (документы, мемуары и т.п.), затем – монографии и статьи в журналах, газетах и сборниках ( и то, и другое – в алфавитном порядке, под номерами).

Как составить таблицу

Внимательно прочитать текст лекции или соответствующий параграф учебника. Продумать «конструкцию» таблицы, расположение порядковых номеров, терминов, примеров и пояснений (и прочего). Начертить таблицу и заполнить ее графы необходимым содержимым.

Как подготовить презентацию

Правила оформления компьютерных презентаций

Общие правила дизайна

Многие дизайнеры утверждают, что законов и правил в дизайне нет. Есть советы, рекомендации, приемы. Дизайн, как всякий вид творчества, искусства, как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль — обойдет любые правила и законы. Однако, можно привести определенные рекомендации, которые следует соблюдать, во всяком случае, начинающим дизайнерам, до тех пор, пока они не почувствуют в себе силу и уверенность сочинять собственные правила и рекомендации.

Правила шрифтового оформления:

  • Шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
  • Для основного текста не рекомендуется использовать прописные буквы.
  • Шрифтовой контраст можно создать посредством: размера шрифта, толщины шрифта, начертания, формы, направления и цвета.

Правила выбора цветовой гаммы.

  • Цветовая гамма должна состоять не более чем из двух-трех цветов.
  • Существуют не сочетаемые комбинации цветов.
  • Черный цвет имеет негативный (мрачный) подтекст.
  • Белый текст на черном фоне читается плохо (инверсия плохо читается).

Правила общей композиции.

  • На полосе не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии запомнить за один раз более семи пунктов чего-либо.
  • Логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева наверху и т. д.).
  • Логотип должен быть простой и лаконичной формы.
  • Дизайн должен быть простым, а текст — коротким.
  • Крупные объекты в составе любой композиции смотрятся довольно неважно. Аршинные буквы в заголовках, кнопки навигации высотой в 40 пикселей, верстка в одну колонку шириной в 600 точек, разделитель одного цвета, растянутый на весь экран — все это придает дизайну непрофессиональный вид.

Рекомендации по дизайну презентации

Презентация предполагает сочетание информации различных типов: текста, графических изображений, музыкальных и звуковых эффектов, анимации и видеофрагментов. Поэтому необходимо учитывать специфику комбинирования фрагментов информации различных типов. Кроме того, оформление и демонстрация каждого из перечисленных типов информации также подчиняется определенным правилам. Так, например, для текстовой информации важен выбор шрифта, для графической — яркость и насыщенность цвета, для наилучшего их совместного восприятия необходимо оптимальное взаиморасположение на слайде.

Рекомендации к содержанию презентации.

На слайдах презентации не пишется весь тот текст, который произносит докладчик (во-первых, в этом случае сам факт произнесения доклада теряет смысл, так как аудитория обычно умеет читать, а во-вторых, длинный текст на слайде плохо воспринимается и только мешает слушанию и пониманию смысла).

Текст на слайде должен содержать только ключевые фразы (слова), которые докладчик развивает и комментирует устно.

Общие правила оформления презентации

Дизайн

Выберите готовый дизайн или создайте свой так, чтобы он соответствовал Вашей теме, не отвлекал слушателей.

Титульный лист

1. Название презентации.

2. Автор: ФИО, студента, место учебы, год.

3. Логотип (по желанию).

Второй слайд «Содержание» – список основных вопросов, рассматриваемых в содержании. Лучше оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации).

Заголовки

1. Все заголовки выполнены в едином стиле (цвет, шрифт, размер, начертание).

2. В конце точка НИКОГДА не ставится.

3. Анимация, как правило, не применяется.

Текст

1. Форматируется по ширине.

2. Размер и цвет шрифта подбираются так, чтобы было хорошо видно.

3. Подчеркивание НЕ используется, т.к. оно в документе указывает на гиперссылку.

Список литературы

1. Сначала указывается фамилия (в алфавитном порядке) и инициалы.

2. Пишется название источника (без кавычек).

3. Ставится тире и указывается место издания.

4. Через двоеточие указывается издательство (без кавычек).

5. После запятой пишется год издания.

  1. ЗАДАНИЯ  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

Самостоятельная работа №1.

Тема 1.4 Особенности развития стран Азии в конце XX – начале XXI вв.

Студент должен знать: особенности и основные характеристики развития стран Азии в конце ХХ – начале XXI вв..

Студент должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в странах Азии, место стран азиатского региона в мире, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Пользуясь картой, дополнительной литературой заполните сравнительную таблицу «Страны мира на современном этапе развития».

Задание 2. Заполните таблицу «Азиатский регион»:

Страны Арабского
Востока

Юго-Восточная
Азия

Южная Азия

Центральная
Азия

Страны Тихоокеанского региона

Задание 3. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте:

1. Почему страны Азии называют «развивающимися»?

2. Почему страны Азиатского региона развиваются быстрыми темпами?

3. Что такое «японское чудо»?

4. Сохранился ли в КНР коммунистический режим? Какую роль Китай играет в мире и в азиатском регионе? Почему?

5. Какие факторы дают основание считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI в.?

6. Что означает понятие «исламский мир»?

7. Почему в странах Азии происходит большое количество конфликтов?

8. Как вы думаете, почему ближневосточный конфликт носит затяжной характер?

Задание 4. Подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429- 437.
  4. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  5. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Ответьте на вопросы:

1. Какое место в мировом сообществе занимают страны Азии?

2. Каково отношение РФ к азиатскому региону? Существуют ли между ним связи?

Самостоятельная работа №2.

Тема 1.5. Африка в конце XX – начале XXIвв.

Студент должен знать: особенности и основные характеристики развития стран Африки в конце ХХ – начале XXI вв..

Студент должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в странах африканского региона, место стран Африки в мире, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Пользуясь картой, дополнительной литературой заполните сравнительную таблицу «Страны мира на современном этапе развития».

Задание 2. Заполните таблицу «Особенности развития стран Африки в конце ХХ начале XXI вв.»

Экономическое
и социальное
развитие

Особенности
политического
устройства

Интеграционные
процессы

Проблемы
и трудности развития

Место региона в мировом
пространстве

Задание 3. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте:

1. Почему большая часть стран Африки была колониальной?

2. Какие проблемы встали перед странами Африки после провозглашения их независимости?

3. Что общего и отличного между африканскими и азиатскими странами?

4. Как вы думаете, каково отношение стран мирового сообщества к государствам африканского региона?

5. В чем заключается особенность трансформации стран Африки на сегодняшний
день?

Задание 4. Подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429 - 437.
  4. Интернет-ресурс: http://lesson-history.narod.ru
  5. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Ответьте на вопросы:

1. Какое место в мировом сообществе занимают страны Африки?

2. Почему именно страны африканского региона являются одними из самых отсталых?

Самостоятельная работа №3.

Тема 1.6. Страны Латинской Америки в конце XX – начале XXI вв..

Студент должен знать: особенности и основные характеристики развития стран Латинской Америки в конце ХХ –  начале XXI вв.

Студент должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в странах латиноамериканского региона, место стран Латинской Америки в мире, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Пользуясь картой, дополнительной литературой заполните сравнительную таблицу «Страны мира на современном этапе развития».

Задание 2. Заполните таблицу «Страны Латинской Америки»:

Особенности экономического развития

Социальные
отношения

Власть

Интеграционные
процессы

Задание 3. Пользуясь политической картой мира, выпишите государства, которые относятся к странам латиноамериканского региона.

Задание 4. Ответьте на вопросы, ответ аргументируйте:

  1. Что было общим и особенным на пути Латинской Америки и стран Азии и Африки к модернизации. Почему эти страны не могут в полной мере использовать опыт
    модернизации развитых стран?
  2. Каковы причины особой политической нестабильности в странах Латинской Америки? Чем объяснить слабость демократических режимов в этих государствах?
    Можно ли считать, что период военных диктатур для них пройден?
  3. Что такое перонизм? В чем его специфика? Что означает концепция «справедливое общество»?
  4. Чем был обусловлен переход от диктатур к конституционным режимам? Связано
    ли это как-нибудь с общемировыми тенденциями в политике?
  5. К каким странам мира в мировой политике тяготеет Латинская Америка сегодня? С чем это связано?
  6. Почему страны латиноамериканского региона склоны к диктатуре и авторитаризму? Может ли на это влиять особенность менталитета латиноамериканцев?

Задание 5. Подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429- 437.
  4. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  5. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Ответьте на вопросы:

1. Почему страны Латинской Америки относятся к развивающим странам и даже
иногда к странам «третьего мира»?

2. Что является отличительной исторической особенностью политической жизни
стран Латинской Америки?

Самостоятельная работа №4.

Тема 1.7. США на рубеже тысячелетий

Студент должен знать: особенности и основные характеристики развития США в конце ХХ –  начале XXI вв.

Студент должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в США, место страны в мире, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Пользуясь картой, дополнительной литературой заполните сравнительную таблицу «Страны мира на современном этапе развития».

Задание 2. Заполните таблицу «США на рубеже тысячелетий»:

Особенности
экономического
развития

Социальные
отношения

Власть

Внешняя политика

Задание 3. Подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429- 437.
  4. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  5. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Ответьте на вопросы:

1. Почему США считается государством, стремящимся к мировому лидерству?

2. Что является отличительной исторической особенностью политической жизни США?

Самостоятельная работа №5.

Тема 1.8. Европа в конце XX – начале XXIвв.

Студент должен знать: особенности и основные характеристики развития стран Европы в конце ХХ –  начале XXI вв.

Студент должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в странах Европы, место стран в мире, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Пользуясь картой, дополнительной литературой заполните сравнительную таблицу «Страны мира на современном этапе развития».

Задание 2. Работа с документом.

Из договора шести европейских государств о создании Европейского экономического сообщества, 25 марта 1957 г.:

«Статья 117. Государства-члены сочли необходимым содействовать улучшению условий жизни и труда рабочих <...> Они считают, что эта эволюция явится следствием такого функционирования общего рынка, которое способствует гармонизации социальных систем, предусмотренной настоящим договором, и сближением законодательных, регулируемых и административных положений».

«Сообщество имеет целью путем установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоничному развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет <...>

Для достижения целей, провозглашенных в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим Договором, в:

а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих аналогичные последствия;

б) установлении общего таможенного тарифа и общей торговой политики в отношении третьих государств;

в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;

г) введении общей политики в области сельского хозяйства;

д) введении общей политики в области транспорта;

е)установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращенной конкуренции в общем рынке;

ж) применении процедур, позволяющих координировать экономическую политику государств-членов и предотвращать нарушение равновесия платежных балансов;

з) сближения национальных законодательств в той мере, какая необходима для функционирования общего рынка;

и) учреждении европейского социального фонда, имея в виду улучшение возможностей найма трудящихся и повышения их жизненного уровня;

к) учреждении европейского инвестиционного банка, призванного обеспечить экономический рост Сообщества посредством формирования новых ресурсов;

л) ассоциации заморских стран и территорий, имея в виду расширить обмены и прилагать совместные усилия к экономическому и социальному развитию»

Вопросы и задания:

1. На каких основах зиждется «европейская солидарность»?

2. Что такое социально ориентированная рыночная экономика? На идеях какой теории она основывается?

3. Почему модернизация экономики требует стабильной социальной базы?

4. Раскройте смысл понятия «общество всеобщего благоденствия».

5. Почему все названные меры могли быть выгодны всем странам Европы?

Задание 3.  Подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  4. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Ответьте на вопросы:

1. Какими чертами характеризуется развитие стран Европы во второй половине ХХ века?

2. Каково международное положение стран Европы к конце ХХ века?

Самостоятельная работа №6.

Тема 1.11. Российская Федерация в 2000-е годы

Студент должен знать: особенности и основные характеристики развития Российской Федерации в 2000-е гг..

Студент должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать социально-экономическую, политическую обстановку в Российской Федерации, процессы происходящие в 2000-е гг., охарактеризовать место РФ в мире, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Проанализируйте данную информацию, сформулируйте вывод.
1. Результаты досрочных президентских выборов 2000г.

Общее число избирателей — 109 372 043.

Приняли участие в выборах (определяется по числу бюллетеней, выданных избирателям) — 75 181 073 (68,74%).

В.В. Путин 39 740 467 (52,94%)

Г.А. Зюганов 21 928 468 (29,21%)

Г.А. Явлинский 4 351 450 (5,80%)

А.М. Тулеев 2 217 364 (2,95%)

В.В. Жириновский 2 026 509 (2,70%)

К.А. Титов 1 107 269 (1,47%)

Э.А. Памфилова 758 967 (1,01%)

С.С. Говорухин 328 723 (0,44%)

Ю.И. Скуратов 319 189 (0,43%)

А.И. Подберезкин 98 177 (0,13%)

У.А. Джабраилов 78 498 (0,10%)

Против всех 1 414 673 (1,88%)

2. Из выступления В.Путина в 2002г. Перед депутатами Федерального Собрания.
«Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь,
уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных».

3. Из статьи В. Третьякова «Русская Азия» («Московские новости», 3 марта
2006 г.)

Возродив за годы правления Путина значительную часть своей былой внешней и
внутренней субъектности, Россия отныне является не просто самым большим осколком бывшей мировой сверхдержавы СССР, не всего лишь одной из региональных
сверхдержав Евразии, а (по совокупности характеристик) мировой державой второго
ранга, имеющей перспективы возвращения себе и статуса глобальной сверхдержавности в ряду пятерки, к остальным членам которой относятся США, Китай, ЕС и
Индия. Без России вновь нельзя или, по крайней мере, крайне трудно решить большинство проблем если и не в мире вообще, то в субрегионе Европа — Азия — Африка определенно. Судя по всему, России уготована, если она с ней справится, особая роль в бурно развивающемся конфликте христианской и исламской цивилизаций. Принятая Кремлем доктрина «суверенной демократии» исключает вхождение
России в качестве подчиненного члена в какие либо международные коалиции, а,
напротив, предполагает создание собственной коалиции на канонических пространствах своего исторического присутствия и влияния, в том числе и в Центральной Азии. А нынешние границы Российской Федерации являются неестественными или,
во всяком случае, ощущаются таковыми и большинством политического класса
страны — прежде всего с точки зрения того, что они не обеспечивают достаточный
уровень безопасности для России. И эта недостаточность должна быть компенсирована. По крайней мере — прочнейшим военно-политическим союзом с рядом близлежащих стран.

Задание 2. Ответьте на вопросы

  1. Когда Б. Н. Ельцин ушел в отставку?
  2. Когда В. В. Путин стал Президентом РФ?
  3. Какие административные реформы были проведены в начале 2000-х гг.?
  4. Кто был Председателем Правительства РФ в начале 2000-х гг.?
  5. Каковы были итоги переписи населения в 2002 г.?
  6. Когда В. В. Путин был избран на второй президентский срок?
  7.  Расскажите о реформе армии.
  8. Назовите политические партии, прошедшие в IV Государственную Думу.
  9. Назовите основные направления внешней политики РФ.
  10. Расскажите о мерах руководства страны по борьбе с терроризмом? 

Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:

Сепаратизм, федерация, приватизация, рыночная экономика, разделение властей.

Задание 4. Подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 452-454.
  3. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  4. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Решите тест:

1.Когда новым председателем правительства был утвержден Путин В.В.

А) июль 1999 г.

Б) август 1999 г.

В) сентябрь 1999 г.

Г) октябрь 1999 г.

2.Определите, что относится к реформам Путина В.В. по укреплению Российской

государственности:

а) реформа Федерального собрания.

Б) конвертируемость рубля, финансовая реформа.

В) судебная и военная реформы.

Г) аграрная реформа.

3.Что помогло правительству Российской Федерации  повысить жизненный уровень населения:

А) модернизация промышленности

Б) реформы в сельском хозяйстве

В) увеличение государственных расходов на развитие науки

Г) высокие мировые цены на нефть

4.Определите основные черты новой внешнеполитической стратегии России

А) восстановление отношений России с НАТО

Б) поддержка Россией ООН

В) постоянное участие президента России в работе « большой восьмерки».

Г) диктат и усиление влияния на СНГ.

Ответы:  1.Б; 2.А,В,Г; 3,Г; 4.А,Б,В.

        Самостоятельная работа №7.

Тема 1.12.  Локальные и региональные конфликты современности

Студент должен знать: причины и основные характеристики локальных конфликтов современности.

Студент должен уметь: приводить примеры, самостоятельно анализировать локальные конфликты современности, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Составьте таблицу «Характеристика региональных конфликтов мира»:

Очаг конфликта

Государство

Группы – носители конфликта

Вид конфликта

Цели конфликта

Время начала конфликта

Форма протекания конфликта

Задание 2. Работа с документами. Проанализируйте и прокомментируйте данную информацию, сформулируйте вывод.

  1. Из выступления В.В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности. 10 февраля 2007 г.

Убежден: единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН... Легитимным можно считать применение силы, только если решение принято на основе и в рамках ООН. И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом. И когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, которые действительно могут реагировать на события в отдельных странах, когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться. В
противном случае ситуация будет заходить лишь в тупик и умножать количество
тяжелых ошибок.

...Процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации
самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот, это серьезно
провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с
теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления? О них даже никто не помнит. Но я
позволю себе напомнить в этой аудитории, что было сказано. Хотел бы привести цитату из выступления Генерального секретаря НАТО господина Вернера в Брюсселе17 мая 1990 года. Он тогда сказал: «Сам факт, что мы готовы не размещать войска
НАТО за пределами территории ФРГ, дает Советскому Союзу твердые гарантии безопасности». Где эти гарантии?

  1. Точка зрения политологов.

Во время визита в КНДР 19—20 июля 2000 г. Президент России Владимир Путин
стремился убедить лидера Северной Кореи Ким Чен Ира отказаться от испытаний
баллистических ракет в обмен на предоставление Россией Пхеньяну спутников. Ким Чен Ир согласился на это условие, однако через несколько дней дезавуировал собственные слова. России не удалось выбить из рук США аргумент относительно опасности, исходящей от так называемых стран изгоев (по терминологии властей США). Москва также выступила с инициативой создания нестратегической ПРО для Европы. Это предложение встретило поддержку со стороны Франции и Германии, однако США не согласились с предложением России. В октябре 2002 г. президент США Дж. Буш младший принял принципиальное политическое решение приступить в 2004 г. к развертыванию системы НПРО. Однако эксперты уверены, что в течение ближайших десятилетий имеющиеся у России силы ядерного сдерживания будут способны преодолеть несовершенную систему НПРО США.

3. Из работы бывшего помощника президента США по национальной безопасности 3. Бжезинского «Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы». М., 1998.

«Опросы общественного мнения показывают, что только малая часть (13%) американцев выступает за то, что «как единственная оставшаяся сверхдержава США должны оставаться единственным мировым лидером в решении международных проблем» Подавляющее большинство (74%) предпочитают, «чтобы США в равной мере с другими государствами решали международные проблемы» < > С учетом реальности американской демократии эффективные действия неизбежно потребуют
понимания общественностью важной роли американского государства в формировании все более широкой системы стабильного геополитического сотрудничества, которые будут одновременно предотвращать возможность глобальной анархии и успешно препятствовать возникновению новой угрозы со стороны какой-либо из стран. Эти две цели — предотвращение анархии и появления державы-соперницы — неотделимы от определения более долгосрочной цели глобальной деятельности Америки
создания прочной сети международного геополитического сотрудничества».

Задание 3. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое локальный конфликт?
  2. Перечислите пути решения локальных конфликтов.
  3. Назовите политику РФ в области решения конфликтов?

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Международные отношения: теории, конфликты, организации / Под ред. П.А. Цыганкова. М., 2005.
  4. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  5. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Выберите вариант правильного ответа:

1. Под глобальными конфликтами понимают:

а) конфликты между регионами;

б) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности, затрагивающие интересы всего человечества и несущие угрозу существованию цивилизации;

в) конфликты, обусловленные глобальными проблемами современности и возникающие между мировыми сообществами;

г) конфликты, связанные с природными катастрофами;

д) конфликты, которые несут угрозу существованию цивилизации.

2. Какие из перечисленных ниже конфликтов являются глобальными:

а) Первая и вторая мировая войны; «холодная война» между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис.

б) конфликт между развивающимися и развитыми странами; конфликт между Россией и США в космосе; экологический кризис; вторая мировая война; демографический кризис.

в) конфликт между развивающими и развитыми странами; мировая термоядерная война; демографический кризис; экологический кризис; энергетический кризис.

г) первая и вторая мировая войны; холодная война между Востоком и Западом в 1950-1980-е годы; Мировая термоядерная война; нефтяная война между Ближним Востоком и Евро-Американским союзом; война между Японией и США в области информационных технологий.

д) экологический кризис; энергетический кризис; демографический кризис; кризис в политических отношениях между Востоком и Западом; религиозный кризис между мусульманским и немусульманским миром.

3.Под региональными конфликтами понимают:

а) конфликты между регионами внутри государства;

б) конфликты между государствами, связанные с их интересами в том или ином регионе.

в) конфликты между отдельными государствами, коалициями государств или отдельными региональными субъектами социального взаимодействия внутри государства, с охватом больших географических и социальных пространств;

г) конфликты, которые возникают между субъектами социального взаимодействия на основе противоречий регионального значения;

д)конфликты, разрешение которых возможно только с привлечением международных организаций.

4. Правовую базу управления региональными конфликтами составляют:

а) нормы международного права;

б) конституционные нормы и правовые акты государственного уровня;

в) региональные и муниципальные законы;

г) только нормы международного права, конституционные нормы и правовые акты государственного уровня;

д)все правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов социального взаимодействия.

5. Назовите главный фактор, определяющий характер региональных конфликтов:

а) национально-этнические и религиозные интересы и традиции;

б) международные отношения;

в) глобальные проблемы современности;

г) географический фактор;

д) экономический фактор.

Самостоятельная работа №8.

Тема 1.13. Научно-технический прогресс

Студент должен знать: особенности и основные характеристики научно-технического прогресса в конце ХХ –  начале XXI вв.

Студент должен уметь: приводить примеры, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Выделить основные задачи и направления развития технологий в XXI веке.

Задание 2. Дать определения понятиям: научно-технический прогресс (НТП), научно-техническая революция (НТР),  механизация, автоматизация, компьютерная революция.

Задание 3. Подготовьте рефераты и сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429- 437.
  4. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  5. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru

Задания  для самопроверки

Выберите вариант правильного ответа:

1. Совершенствование производства на основе развития науки и техники называется

1) научно-технической революцией

2)  научно-техническим прогрессом

3) технологическим детерминизмом

4)  производством высоких технологий

2. Скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний

1) научно-техническая революция

2) научно-технический прогресс

3) технологический детерминизм

4) производство высоких технологий

3.   С конца 70-х гг., XX в. начался новый этап научно-технической революции, получивший название

1) венчурной революции

2) автоматизации производственных процессов

3)  компьютерной революции

4) революции робототехники

4.   К глубоким изменениям, вызванным НТР, не относится

1)   резкое возрастание автомобильных перевозок

2)   модернизация авиационного транспорта

3)   активное внедрение микроэлектроники в повседневную жизнь людей

4)   резкий скачок материалоемкости производства

5. НТР обусловила переход на преимущественно

1)   материалоемкое производство

2)   трудоемкое производство

3)   экстенсивное производство

4)   интенсивное производство

Самостоятельная работа №9.

Тема 1.14. Мир в ХХI веке. Международные отношения в современном мире

Студент должен знать: основные характеристики развития стран мира, современную международную обстановку, расстановку сил.

Студент должен уметь: приводить примеры, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Прочитайте документы.

1. Из документа «Партнерство ради мира», принятого странами НАТО 10 января 2004г.

«Это партнерство создается как выражение совместной убежденности в том, что стабильность и безопасность в Североатлантическом регионе может быть достигнута только путем сотрудничества и совместных действий. Составляющими основу партнерства совместными ценностями являются обеспечение и продвижение основных свобод и прав человека, защита свободы, справедливости и мира демократическим путем. Присоединяясь к «Партнерству», государства — члены Североатлантического альянса и другие государства, подписывающие этот документ, напоминают, что они привержены сохранению демократических обществ, свободе от принуждения и запугивания, а также поддержанию принципов международного права. Они подтверждают свою приверженность добросовестному выполнению обязательств по Уставу ООН и принципов Всеобщей декларации прав человека, в частности воздержания от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости любого государства, уважения существующих границ и урегулирования споров мирными средствами».

2. Из «Стратегической концепции», одобренной главами государств и правительств стран НАТО 24 апреля 2009 г.

«Безопасность союза по-прежнему подвергается широкому спектру военных и невоенных угроз, которые исходят с разных сторон и часто являются труднопредсказуемыми. Эти угрозы включают в себя неопределенности и нестабильности внутри евроатлантического пространства и за его пределами, возможности возникновения быстроразвивающихся региональных кризисов на периферии союза. Ряд государств, расположенных внутри евроатлантического региона и за его пределами, сталкиваются с серьезными экономическими, социальными и политическими трудностями. Этническое и религиозное соперничество, территориальные споры, неадекватные или безуспешные попытки реформ, нарушения прав человека и дезинтеграция государств могут привести к нестабильности локального и даже регионального характера. Возникшие в результате этого напряженности могут вызывать кризисы, затрагивающие евроатлантическую стабильность, страдания людей и вооруженные конфликты. Такие конфликты могут затрагивать безопасность союза, распространяясь на соседние государства, включая страны НАТО, или любым другим путем, а также затрагивать безопасность других государств».

Задание к документам:

Сравните два приведенных документа НАТО. Как изменились акценты «Стратегической концепции» НАТО 1999 г., принятой после начала операции против Югославии, по сравнению с документом, обосновывающим «Партнерство ради мира»?В чем НАТО видит основной источник угрозы миру и безопасности на пороге XXI века? Согласны ли вы с этой оценкой? Ответ обоснуйте.

Задание 2. Сделать презентацию «Ведущие страны мира в 21 веке». Презентация должна содержать сведения о политике, экономике ведущих государств. Примеры тем: США, Германия, Франция, Япония, Россия, Китай, Англия, НИС (новые индустриальные страны) и т. д.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО)Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества.
    Хроника событий. — М., 2004.
  4. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010.
  5. Интернет-ресурс: http://lessonhistory.narod.ru
  6. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru
  7. Периодическая печать (Газеты, журналы). Телевидение.

Задания  для самопроверки

Ответьте на вопросы:

  1. Каковы основные тенденции развития современного общества?
  2. Какие причины способствовали тому, что в начале XXI века международный терроризм превратился в одну из главных общемировых проблем?
  3. Какое значение имеет деятельность международных организаций?

Самостоятельная работа №10.

Тема 1.15. Место Российской Федерации в современном мире

Студент должен знать: основные характеристики современного развития РФ, еѐ место в мире.

Студент должен уметь: приводить примеры, оперировать изученными понятиями.

Задание 1. Назовите имена 5 современных политических лидера РФ. Дайте им
собственную характеристику.

Задание 2. Дайте собственный прогноз на будущее политическое и экономическое развитие России, еѐ международному положению.

Задание 3. Перечислите международные организации, в которых состоит Россия. Назовите цели, которые она преследует при этом.
Задание

Задание 4. Какие глобальные проблемы существуют в РФ? Какая тенденция их характеризует на уменьшение или на прогрессирование? Какие приемы и способы используются для их разрешения?

Задание 5. Подготовьте сообщения на темы, предложенные преподавателем.

Рекомендуемая литература

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (учебник для студентов СПО), Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Атлас «Новейшая история»
  3. Дайнес В.О. История России и мирового сообщества.
    Хроника событий. — М., 2004.
  4. Самыгин П.С. История. Ростов н/Д: «Феникс», 2010, стр. 429- 437.
  5. Интернет-ресурс: http://istorik.org
  6. Интернет-ресурс: http:// www.mir21vek.ru
  7. Периодическая печать (Газеты, журналы). Телевидение.

Задания  для самопроверки

Определите   и   охарактеризуйте   основанные процессы и явления в истории России начала  XXI века.

  1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ

Оценка «отлично» ставится, если студент:

  • Умеет раскрыть анализируемое явление в историческом контексте.
  • Умеет аргументировать свою точку зрения, делать самостоятельные выводы и давать исчерпывающий ответ по существу проблемы.
  • Владеет терминологией и безошибочно раскрывает содержание
  • используемых терминов.
  • Грамотно, литературно, логично формулирует исторические умозаключения.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

  • Даёт полный ответ на поставленные вопросы, демонстрирует знание исторической проблемы или события;
  • Умеет оценить значение анализируемого явления или факта с исторической точки зрения;
  • Умеет аргументировать ключевые положения ответа, делать самостоятельные выводы;
  • В целом, владеет терминологией, но в отдельных случаях не может раскрыть содержание используемых терминов;
  • Грамотно, логично формулирует ключевые положения ответа.
  • Допускается 1-2 незначительные ошибки, фактические и/или смысловые.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если  студент:

  • Даёт не достаточно полный ответ, демонстрирует знание отдельных, не всегда логически взаимосвязанных понятий и событий;
  • Не владеет основными терминами и фактами по анализируемой проблеме;
  • Испытывает серьёзные затруднения при попытках аргументировать ключевые положения ответа, сделать самостоятельные выводы;
  • Недостаточно владеет терминологией и часто испытывает затруднения при определении содержания используемых терминов;
  • В целом способен логично изложить материал, однако допускает существенные ошибки с точки зрения логической последовательности.
  • Допускается не более 3-4 ошибок, фактических и/или смысловых.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если  студент:

  • Даёт ответ, который носит фрагментарный характер;
  • Не владеет историческими материалами по анализируемой проблеме;
  • Не в состоянии аргументировать ключевые положения ответа, сделать самостоятельные выводы;
  • Не владеет терминологией, не способен, определить содержание используемых терминов, фактов, событий;
  • Не может логично изложить материал.
  • Ставится при наличии свыше 5 ошибок, фактических и/или смысловых.

  1. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История ( учебник для студентов СПО), Ч.2 - М. Издательство «Академия», 2012.
  2. Бутусова В.Н., Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «История» для студентов естественнонаучного и технического профиля – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-258783.html?page=3
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации к самостоятельной работе по учебнику. - М., «Просвещение», 2005
  4. Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала– [ Электронный ресурс] – Режим доступа: http://historydoc.edu.ru
  5. Методические указания по выполнению различных видов самостоятельной работы студентов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nzp.susu.ac.ru/images/srs-och.pdf

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

Вопросы для самоконтроля

1. Почему ХХ век получил название новейшего периода исторического развития? Докажите это примерами.

2. Перечислите причины провала перестройки.

3. Дайте собственную оценку «новому политическому мышлению».

4. Можно ли было изменить политическую обстановку в СССР после августовского путча?

5. Что является приоритетным в развитии стран Азии?

6. Какие проблемы социально-экономического и политического развития характеризуют Африканский регион?

7. Можно ли назвать современные латиноамериканские страны авторитарными?

8. Чем характеризуется современное международное положение США?

9. Что такое европейская интеграция? В чем она выражается?

10. Чем страны Западной Европы отличаются от стран Восточной?

11. Назовите плюсы и минусы современной интеграции.

12. Какую роль в современном мире играет ООН?

13. Можно ли сравнить такие организации как ООН и НАТО? Ответ поясните.

14. Какое главное направление развития характеризует Россию в 1991 - 1999гг.

15. Дайте собственную оценку современной власти в РФ.

16. Чем опасны современные конфликты?

17. Почему терроризм считается одной из самых опасных социальных проблем современности?

18. Какую позицию по отношению к локальным конфликтам занимает Россия?

19. Назовите плюсы и минусы современного научно-технического процесса.

20. Чем характеризуются современные международные отношения?

21. «Опишите» мир XXI века.

Приложение 2

Темы рефератов и докладов:

  1. «Перестройка» в СССР: причины, ход, последствия..
  2. Личность М.С. Горбачева.
  3. «Новое политическое мышление».
  4. Распад СССР.
  5. Афганская война.
  6. Деколонизация.
  7. НАТО.
  8. ООН.
  9. Европейский союз.
  10. Интеграционные процессы в современном мире.
  11. Страны Африки на рубеже тысячелетий.
  12. Страны Азии в конце XX начале XXIвв.
  13. Страны Восточной Европы в современном мире.
  14. Западная Европа в конце ХХ века.
  15. Характеристика развития США в конце XX начале XXI вв.
  16. Развитие РФ в 1991 – 1999гг
  17. Личность Б.Н. Ельцина.
  18. Политический портрет В.В. Путина
  19. Личность В.В. Путина.
  20. Личность Д. А. Медвдева.
  21. Современное развитие РФ.
  22. Конфликты современности.
  23. Научно-технический прогресс на рубеже тысячелетий.
  24.  «Страны НАТО»
  25. «Отношение России со странами Ближнего Востока»
  26. «Отношение России со странами Азии»


Приложение 3

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — основана в 1967 г. в Бангкоке. В состав организации вошли: Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд. В 1984 г. к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 г. — Вьетнам. АСЕАН ставит своими целями экономическое и политическое, социальное и культурное сотрудничество.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, АТЭС — форум для обсуждения и переговоров по вопросам торговли и другим проблемам между странами Азиатско-Тихоокеанского региона, включая Россию, США, Японию и Китай, а также многие другие страны этого региона.

Баланс сил — концепция, которая описывает, как государства решают проблемы национальной безопасности. Балансирующая система создается путем противопоставления одних национальных интересов в противовес интересам других государств. Мир между государствами понимается как равновесие в распределении сил между государствами в рамках этой системы.

Биполярная система — система международных отношений с двумя центрами силы. Примером биполярной системы международных отношений была холодная война. Ближневосточный конфликт возник в современном виде во второй половине 1940-х годов, хотя его корни уходят в глубь веков. В 1947 г. ГА ООН приняла резолюцию согласно которой на территории Палестины должны были быть создана два государства – еврейское и арабское. Однако арабский мир не признал эту резолюцию. В ходе арабо-израильских войн вся территория, отведенная для создания арабского государства была оккупирована Израилем. В 1990-е годы на этих землях было сформирована Палестинская арабская автономия в составе государства Израиль.

Блоки — группы государств, которые объединяются или создают ассоциации для какой-то цели. Примерами могут служить такие военно-политические блоки, как НАТО, Организация Варшавского Договора, или торговые блоки, например НАФТА.

Внешняя политика — система приоритетов, принципов и действий, реализуемая правительством во взаимоотношениях с миром за пределами государственных границ.

Геополитика — междисциплинарная система знаний о совокупности физических и социальных, материальных и моральных ресурсах государства, составляющих тот потенциал, использование которого (а в некоторых случаях и просто его наличие) позволяет государству добиваться своих целей на международной арене.

Глобализация — процесс, в результате которого все более прозрачными становятся границы национальных государств в различных областях — экономике, социальном взаимодействии и т. п.

Глобальное управление — процесс, с помощью которого различные субъекты международных отношений стремятся выработать общие для мирового сообщества правила поведения на мировой арене.

Государство — политическое образование, которое включает в себя территорию населяющих ее людей; легитимное правительство, признание другими государствами.

Группа Восьми государств, «Большая Восьмерка» — восемь наиболее крупных, индустриально развитых демократий: США, Россия Великобритания, Япония, Германия, Франция, Канада и Италия. Лидеры этих государств проводят регулярные встречи для обсуждения важнейших проблем развития современного мира.

Движение неприсоединения — движение, образованное в период холодной войны группой стран, в большинстве развивающихся, которые объединились с тем, чтобы избежать втягивания в конкурирующие блоки сверхдержав и отстаивать общие интересы.

Дипломатия — методы и практика, с помощью которых государства проводят свою внешнюю политику.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая региональная организация, созданная в 2000 году. Первоначально в ЕврАзЭС входило пять государств – Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан. В 2006 г. к организации присоединился Узбекистан, однако, в 2008 г. это государство заявило о приостановке своего членства в ЕврАзЭС. По мнению многих экспертов ЕврАзЭС наиболее перспетивная международная организация на постсоветском пространстве.

 Европейский Союз, ЕС — организация-преемник Европейского сообщества, как сказано в Маастрихтском договоре, подписанном в 1992 г. В 2008 году в ЕС входило 27 государств.

Интеграция — процесс сближения, объединения на межгосударственном уровне.

Коллективная безопасность — система мирового порядка, в которой мировое сообщество коллективно выступает против государства-агрессора.

Конспосноры ближневосточного урегулирования – страны и международные организации, несущие ответственность за разрешение конфликта на Ближнем Востоке и принимающие активное участие в его урегулировании. Конспонсорами являются: Россия, США, ООН и ЕС.

Международная организованная преступность — понятие, включающее организованные преступные синдикаты, которые взаимодействуют друг с другом по всему миру.

Межправительственные организации, МПО — институты, учрежденные на основе международных договоров государствами, которые являются их членами.

Миротворчество — посредничество, переговоры и другие формы дипломатической деятельности, направленные на достижение мирного соглашения.

Многополярная система — система международных отношений, которая характеризуется множественностью центров силы.

Национальные интересы — это интересы, которые определяются государством, и для их достижения используется внешняя политика. Понятие обычно включает в себя обеспечение безопасности, независимости, а также экономическое благополучие страны.

Национальный суверенитет — одно из основных понятий в теории международных отношений и международном праве. Оно подразумевает, что государство обладает властными полномочиями на принадлежащей ему территории и оно самостоятельно в международных делах. Вместе с тем суверенитет не освобождает государство от ответственности за предпринимаемые действия.

Нейтралитет — официальная позиция государства, связанная с отказом вступать в различные военно-политические союзы и организации.

Новый мировой порядок — новая система международных отношений, которая формируется с начала 1990-х годов. Этот порядок предполагает новую эру в международных отношениях, которая более свободная от угрозы террора, более сильная в области права и безопасная в вопросах поддержания мира. Эта эра, в которой все государства мира и все регионы: Север и Юг, Запад и Восток смогут процветать и жить в гармонии.

Организация Объединенных Наций, ООН — универсальный межправительственный орган, созданный в 1945 г. с целью поддержания мира и международной безопасности, а также сотрудничества в экономической и социальной сферах.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО — специализированное учреждение ООН. Создана с целью содействия повышению уровня грамотности населения менее развитых стран; интенсификации научных и культурных обменов, распространению информации и т. п.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ — многосторонний институт, объединяющий европейские страны, а также США и Канаду. Главная его задача — обеспечение безопасности и развития сотрудничества в Европе.

Организация Североатлантического договора, НАТО — военно-политический союз, созданный в 1949 г. 15 странами Северной Америки и Западной Европы. В настоящее время в составе альянса 19 государств.

Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК — содружество государств, на долю которых приходится основная часть мирового экспорта нефти.

Права человека — политические права и гражданские свободы, признанные международной общественностью как неотъемлемые, которыми обладают люди во всех странах мира. Определены в различных международных соглашениях и декларациях, в том числе во Всемирной декларации по правам человека.

Проблема отношений «Север — Юг» — проблема, заключающаяся в значительной поляризации мира по оси «Север—Юг», в результате чего в странах, находящихся в северном полушарии (развитые государства), общий социально-экономический уровень жизни существенно выше, чем в развивающихся странах.

Программа ООН по окружающей среде — создана по итогам Стокгольмской конференции 1972 г. по охране окружающей среды. Призвана стимулировать международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Развивающаяся страна — характеристика государства с относительно низким уровнем доходов и промышленного производства.

Разоружение — решение одного или более государств о сокращении, выводе, уничтожении определенных видов (или вида) оружия.

Североамериканское соглашение о свободной торговле, НАФТА — заключено между США, Канадой, Мексикой и предусматривает установление зоны свободной торговли.

Содружество Независимых Государств (СНГ) — международная региональная организация, созданная сразу после распада СССР в 1991 г. Первоначально в Содружество вошли одиннадцать постсоветских государств: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, однако, в 2008 г. это государство заявило о выходе из Содружества.

Совет Европы (СЕ) — международная региональная организация, которая была учреждена в 1949 г. СЕ ставит своими целями содействие распространению демократии и защиту прав человека на европейском континенте. Россия является членом СЕ с 1996 г.

Теории интеграции — объясняют, каким образом государства объединяются и передают часть своего-суверенитета наднациональным образованиям.

Терроризм — в самом общем виде может быть определен как применение или угроза применения насилия в отношении мирного населения с целью политического вымогательства, принуждения или пропаганды.

Транснациональная корпорация, ТНК — корпорация, которая имеет предприятия за пределами одного государства.

Устойчивое развитие — подразумевает использование природных ресурсов для удовлетворения потребностей проживающего в настоящее время населения, без нанесения ущерба последующим поколениям.

Холодная война — термин характеризует военную и политическую конфронтацию между Западом и Востоком после Второй мировой войны. Впервые появился в конце 1940-х годов. Ядерное нераспространение — неразработка ядерного оружия или технологий по его производству, а также средств доставки этого оружия странам, которые им не обладают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к лабораторным работам по дисциплине "Программирование в среде Delphi"

Методическая разработка содержит 15 лабораторных работ на темы:-работа с формами- разработка приложения с компонентами ввода и отображения информации- использование компонентов для работы со списками-...

Методические указания к курсовой работе по дисциплине "Программирование в среде Delphi"

В данной методической разработке приведены основные цели и задачи курсовой работы, правила оформления курсовой работы и 25 вариантов тем. Курсовая работа рассчитана на создание приложения в среде Del...

Основы алгоритмизации и программирования: методические указания для лабораторных работ

Данные методические указания для проведения лабораторных работ по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и ...

Методические указания для обучающихся по организации изучения ПМ 01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке

Методические указания для обучающихся по организации изучения ПМ  01 Приемка, хранение и подготовка сырья к переработке / Сост. Н.И.Демченко. – Брянск:  Мичуринский филиал, ФГБОУ ВО «Брянски...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

Методические рекомендации определяют сущность самостоятельной работы студентов, ее назначение, планирование, формы организации и виды контроля; требования по видам внеаудиторной самостоятельной работе...

Методические указания к лабораторным работам Работа с текстовым процессором Microsoft Word

Методические указания по дисциплине «Информатика» предназначены для студентов специальности для специальности 3.34.02.01 Сестринское делона базе основного общего образования(естественно ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО «МДК.02.01.5 ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО «МДК.02.01.5  ОСНОВЫ ПОИСКА РАБОТЫ И ТРУДОУСТРОЙСТВА» для группы 417...