Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с энцефалопатией в условиях областной детской больницы
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Цыганок Анастасия Викторовна

Особенности сестринского ухода в реабилитации пациентов с энцефалопатией в условиях областной детской больницы г. Тамбова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkaya_chast_diploma.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тамбовский областной медицинский колледж»

Дипломная работа

 «Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с энцефалопатией в условиях областной детской больницы »

Выполнила:

студентка 3 курса

специальности 34.02.01.     «Сестринское дело»

Усачева Марина Петровна

Научный руководитель преподаватель

Цыганок Анастасия Викторовна

Оценка выполнения и защиты дипломной работы______

г. Тамбов, 2016 год

  2слайд    Актуальность выбранной темы

Энцефалопатия занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения перинатальные повреждения мозга составляют более 60% всей патологии нервной системы детского возраста.

В связи с этим особо актуальным представляется изучение  реабилитации пациентов с энцефалопатией и особой роли медицинской сестры в этом процессе.

3 слайд Целью исследования является  

1.Формирование умений:

- поиска и систематизирования необходимой информации;

- применения  полученных знаний и практических навыков по специальности сестринское дело;

2.Формирования и повышение уровня профессиональных компетенций:

ПК 2.1.- ПК 2.8.

3.Совершенствование общих компетенций:

ОК 1. –ОК 13

   Объектом исследования явился сестринский уход при реабилитации детей с энцефалопатией.

Предметом исследования явились показатели заболеваемости перинатальной энцефалопатией в России и Тамбовской.

Гипотеза исследования:

Изучение структуры реабилитационных мероприятий, анализа статистических  данных и данных проведенного анкетирования позволит наиболее эффективно проводить реабилитацию перинатальной энцефалопатии.

4 слайд  Для выполнения поставленной цели были определенны следующие задачи:

- изучить этиологию, клинику, сестринский уход и особенности реабилитации у детей с энцефалопатией.

-  изучить этапы реабилитации детей с энцефалопатией в Тамбовской  области  

-проанализировать полученные данные анкетирования по качеству и эффективности  сестринского ухода при реабилитации энцефалопатии у детей  в условиях отделения неврологии ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница»

- разработать памятки и провести санитарно- просветительскую работу  по реабилитации детей с энцефалопатией.

Теоретическая часть.

5 слайд Энцефалопатия – это поражение клеток головного мозга, обусловленное действием повреждающих факторов, и приводящее к нарушению функции мозговых структур.

6 слайд Биологические проблемы пациента:

   нарушение дыхание и других жизненно важных функций вследствие гипоксии;

​ нарушение питания вследствие расстройства глотательного и сосательного рефлексов;

​ нарушение процессов терморегуляции и двигательной активности;

7 слайд Потенциальные проблемы:

 развитие психоневрологических заболеваний (олигофрения, эпилепсия, гидроцефалия и др.) и поражение опорно-двигательного аппарата (ДЦП, парезы, параличи);

нарушение репродуктивной функции и высокий риск инвалидизации.

8 слайд Психологические проблемы:

 страх за ребенка, неуверенность в благополучном исходе заболевания;

 чувство вины перед ребенком и преждевременное горевание;

Сестринский уход при реабилитации детей с энцефалопатией.

9 слайд Помочь родителям восполнить дефицит знаний о заболевание. Создать комфортные условия в палате, поддерживать оптимальный температурный режим. Обращаться с ребенком с большой осторожностью, как можно меньше тревожить, все процедуры выполнять бережно.

Проводить мониторинг состояния: регистрировать характер дыхания, отмечать наличие возбуждения или сонливости, судорог, рвоты, неврологических симптомов.

10 слайд Своевременно оказывать доврачебную помощь при возникновении первых признаков неотложных состояний (судороги, гипертермия и др.), выполнять назначения врача. Оценивать эффективность проводимой терапии. Подготавливать и сопровождать ребенка на процедуры, курсы массажа и гимнастики (по возможности обучить родителей основным приемам).

 11 слайд   В подготовке следует избегать насилия над ребенком при обследовании, проведении разных медицинских процедур. Для этого необходимо использовать все возможные методы, позволяющие снять состояние страха у маленького пациента. Одним из таких приемов является терапевтическая игра, используемая в неврологическом отделении.

Дети от 1 года до 3 лет

Дети от 3 до 5 лет

Дети от 5 до 12 лет

Не имеют представления о времени, поэтому время процедуры можно связать со сном. Например: «Это будет после сна». Вместо: «Доктор сделает рентген», необходимо сказать: «Доктор сейчас тебя сфотографирует».

Обладают фантазией и богатым воображением, они очень беспокойны, их пугает даже царапина. Им необходимо в деталях представить ход процедуры

Способны понимать многие вещи. Их желательно изолировать от сверстников во время подготовки к процедуре (чувство стеснения, кроме того, рассеивается внимание).

1.Хвалить поведение ребенка .

2.Подготовить все необходимое для этой процедуры, чтобы ребенок мог увидеть и потрогать его;

3.Позволить «помогать» во время процедуры: подержать что-то, надеть самому;

4.Не применять отрицательной лексики: «не делай!», «не двигайся!» и т.п.;

5.Предупредить о возможной боли

1.Ознакомить ребенка с процедурой, дать поиграть с некоторыми инструментами.

2.Ответить на все вопросы.

3.Успокоить;

4.Наблюдать за поведением.

1.Объяснить, какие части тела будут подвержены процедуре;

2.Отвлечь внимание ребенка, вводя элементы терапевтической игры;

3.Успокоить.

В основу работы медицинской сестры в реабилитации  должен быть положен принцип, максимально щадящий психику больного ребенка; ограждение ребенка от отрицательных эмоций, связанных с медицинскими манипуляциями.

Практическая часть

В процессе прохождения практики мною был проведен анализ статистических данных за период 2013- 2015 гг. по заболеваемости энцефалопатией у детей в Российской Федерации и Тамбовской области.

Были выявлены следующие данные:

12 слайд В Российской Федерации согласно данным Минздрава, расчета Росстата в 2013 году из 966 неврологических заболеваний было выявлено 83 случая возникновения перинатальной энцефалопатии. В 2014 году число имеющих заболевание перинатальная энцефалопатия составило 67 детей из общего количества 971 ребенка с неврологическим заболеванием. В 2015 году насчитывалось 983 ребенка с неврологическими заболеваньями, из которых 52 страдали перинатальной энцефалопатией.

13 слайд Статистические  данные отделения неврологии ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» за период 2013-2015 гг.  по возрастным группам выглядят следующим образом:

 

      Год

Возраст детей

До 1 года

1-3

3-7

7-14

14-15

2013

-

4

8

2

-

2014

1

4

3

-

-

2015

-

1

2

         -

         -

          Основная цель комплексной реабилитации – стремление привести психомоторное развитие ребенка в соответствии с возможностями, присущими ребенку его возраста.

14 слайд В Тамбовской области имеется достаточный потенциал для оказания помощи детям с энцефалопатией.

Диспансерное наблюдение всех родившихся детей проводится педиатром и неврологом детской поликлиники по месту жительства ребенка. В течение года дети госпитализируются в отделения неврологии Тамбовской областной детской клинической больницы 3 раза для получения стационарного лечения.

Далее дети старше 3 лет наряду с курсовым стационарным лечением проходят лечение в реабилитационном отделение ТОГБУЗ «Рассказовская центральная районная больница»

  Третий заключительный этап реабилитации санаторий «Ласточка» (г. Мичуринск),   используется санаторное лечение для закрепления результата в проведенной реабилитации.

15 слайд 1.В отделение неврологии Тамбовской областной детской клинической больницы проводятся курсы восстановительного лечения, включающие медикаментозную терапию, массаж, лечебную гимнастику, физиотерапевтические процедуры, электролечение, теплолечение. В отделениях больницы дети занимаются с логопедом, дефектологом, психологом.

16 слайд  Применяется программа «Щадящая методика»

4 курса последовательно в 3 месяца,6 месяцев, 9 месяцев,12 месяцев жизни детей.

17 слайд   Второй этап реабилитации  проходит в реабилитационном отделении ТОГБУЗ «Рассказовская центральная районная больница». В отделении  работают квалифицированные врачи неврологи, психологи, логопеды, массажисты. В отделении широко применяются костюмы Адели разных возрастных размеров, беговая дорожка и велотренажеры, успешно используется аппарат Гросса для обучения удержанию позы и ходьбе детей.

Для развития сенсорных возможностей у детей в отделении оборудована сенсорная комната с сухим бассейном.

18 слайд  В отделении реабилитации для детей ТОГБУЗ «Рассказовская ЦРБ» за период 2012-2014 г. пролечено 1 124 ребенка, среди которых дети с энцефалопатией составили 78 человек. Повторных курсов реабилитации проведено более 200. Положительная динамика отмечалась у 75% детей пролеченных в отделении. За 2015 год пролечено 559 детей с патологией нервной системы, 12 с энцефалопатией.

       19 слайд  Третий этап реабилитации детей с энцефалопатией проводится в Мичуринском детском санатории «Ласточка».

Госпитализируются дети от 3-х до 15 лет. Курс лечения 21 день. За год в санатории проходят реабилитацию около 800 детей, из них около 40% с заболеваниями нервной системы.

На сегодня  в реабилитации  используется медикаментозное лечение, кинезотерапия с использованием тренажеров и нагрузочных костюмов «Адели», «Гравистат», электрофорез с различными медикаментами, электросон.

20 слайд  В санатории «Ласточка» г. Мичуринск   по результатам за 2013 г. с улучшением выписано 96,1% больных; без перемен 3,9%.За период 2014- 2015 гг. число детей с улучшениями увеличилось и составило 97,9%, без перемен 2,1%.

21 слайд    Во время прохождения практики я провела исследование в сестринском процессе по теме: «Эффективность сестринского ухода при реабилитации детей с энцефалопатией»

Было проведено анкетирование в ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница» в отделение неврологии у 20 детей (родителей). В результате исследования выявлены следующие показатели:

1.Беспокойство за состояние ребенка    

100%

2.Отношение к реабилитации:

А) Считают эффективной                                                                                

85%

Б) Не надеются                                                                                                  

10%

в) Реабилитация оставляет желать лучшего                                                    

5%

3.Для достижения эффективности реабилитации необходимо:

А) Внимательное отношение медработников к детям                                  

40%

Б) Квалифицированный медицинский персонал  

30%

В) Платное обслуживание                                                                                  

30%

4. Представление о современном образе медицинской сестры:

А) Внимательные                                                                                              

50%

Б) Профессиональные                                                                                        

30%

В) Заботливые                                                                                                    

20%

5. Оценка деятельности медицинской сестры в процессе реабилитации:

А) Сестринский уход повышает эффективность реабилитации                  

45%

Б) Медицинская сестра  не играет важной роли при реабилитации            

20%

В) Эффективность реабилитации на 50% зависит от сестринского ухода                                    

35%

6. Основной источник информации во время курса реабилитации:

А) Медицинская сестра                                                                                    

85%

Б) Лечащий врач                                                                                                

15%

7.При неудовлетворительной реабилитации будут искать помощи у других специалистов                    

80%

8.Выполняют все рекомендации медицинской сестры    по уходу                      

85%

9.Выполняют все назначения врача:

А) Безукоризненно                                                                                            

90%

Б) Исправляют назначения врача                                                                    

10%

22 слайд Результаты анкетирования:

-по результатам опроса все родители проявляют беспокойство за состояние здоровья ребенка;

-большинство опрошенных доверительно относятся к реабилитации и для достижения эффективности реабилитационных мероприятий считают необходимым внимательного отношения медицинских работников к детям;

23 слайд -главным источником информации в процессе реабилитации является медицинская сестра, роль которой половина опрошенных считает наиболее значимой;

- 85 % опрошенных выполняют все рекомендации медицинской сестры по уходу за ребенком и  практически все опрошенные выполняют бузукоризненно все  назначения врача.

24 слайд Выводы

На основании проделанного мною исследования можно сделать следующие выводы:

-ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница » имеет достаточный потенциал для оказания помощи детям с энцефалопатией.

-Удельный вес пациентов с энцефалопатией имеющих положительную динамику в восстановлении  за период 2013-2015 гг. неуклонно  растет, благодаря совершенствованию реабилитационных мероприятий.

-Проведение большого числа диагностических исследований и процедур при реабилитации невозможно без помощи медицинской сестры.

-Подводя итог результатам анкетирования пациентов неврологического отделения, мы можем сказать, что степень их удовлетворенности качеством обслуживания находится на высоком уровне.

- Большинство пациентов связывают степень эффективности реабилитации с качественной и внимательной работой медицинской сестры.

         Таким образом, необходимость данной работы обусловлена стремлением показать значимость деятельности медицинской сестры в процессе реабилитации детей с энцефалопатией в условиях ГБУЗ «Тамбовская областная детская клиническая больница», а также стремлением совершенствования успешности реабилитационных мероприятий.

25 слайд Практическая значимость дипломной работы:

-составление памяток по реабилитации детей с энцефалопатией (диета при энцефалопатии, применение  ванн, помощь при судорогах, рекомендации при выписке из стационара).

-разработка анкеты: «Эффективность сестринского ухода при реабилитации детей с энцефалопатией»

- проведение санитарно- просветительской работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гузева В.И. Руководство по детской неврологии. - М.:Фолиант, 2004. - 502с.

2.Петрухин A.C. Неврология детского возраста. // М.Медицина, 2004. 784 с.

3.Гусев Е.И., Никифоров А.С. Неврологические симптомы, синдромы и болезни. Энциклопедический справочник. - М., 2006. Каганова, Т. Энцефалопатии у детей / Т. Каганова // Мед.  газсентября (N 72). - C. 8-9.

4.Капранова, Е. И. Перинатальное поражение центральной нервной системы / Е. И. Капранова // Мед.  помощьN 6. - C. 11-13.

5.Пальчик А.Б. П14 Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных /А.Б.Пальчик, Н.П.Шабалов. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : МЕД- пресс-информ, 2013. – 288 с. : ил. ISBN 978-5-98322-987-7

6.Пальчик А.Б., Шабалов Н.П. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных. — СПб.: Питер, 2000. — 224 с.

7.Нагибина, Н. С. Факторы риска и гемодинамические нарушения при перинатальном поражении центральной нервной системы у новорожденных / Н. С. Нагибина, Л. Г. Горбик, М. В. Нароган // Медицинская помощьN 2. - C. 21-23.

8.Аксенова, А. М. Реабилитация детей раннего возраста после перинатального поражения центральной нервной системы / А. М. Аксенова // Лечеб. физ. культура и массаж– N 1. - C. 35-40

9.Брин, И. Л. Элькар в комплексной терапии нарушений нервно-психического развития детей с последствиями перинатальных поражений мозга / И. Л. Брин, М. Л. Дунайкин, О. Г. Шейкман // Вопр. соврем. педиатрии– N 1. - С. 32-39.

10. Володин H.H. Перинатальная медицина: проблемы, пути и условия их ре-шения.//Педиатрия.-2004.- № 5.- с. 18-23.

11.Володин H.H., Рогаткин С.О., Медведев М.И. Актуальные проблемы перинатальной неврологии на современном этапе. Журн. Неврологии и психиатрии 2001; Т. 101, №7.- с. 4-9.

12.Евтушенко С.К., Шестова Е.П., Морозова Т.М. Гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга у новорожденных. — К.: Интермед, 2003. — 125 с.

13.Улезко Е.А. Клинико-нейровизуализирующие критерии и дифференциальная диагностика энцефалопатии и родовой черепно-мозговой травмы у новорожденных: Автореф. дис... д-ра мед. наук. — Минск, 2006. — 40 с.

14.Шанько Г.Г., Шишко Г.А., Улезко Е.А. Инструкция по клинической диагностике энцефалопатии новорожденных и родовой черепно-мозговой травмы. — Минск, 2004. — 14 с.  

Электронные  ссылки:

1. http//www.BiblioFond.ru/

2. http//www.docs.cntd.ru/

3.http://medznate.ru/

4. http://www.studfiles.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль медицинской сестры в профилактике детского травматизма в домашних условиях.

Проблема предупреждения детского травматизма актуальна тем, что травматизм детей в современном обществе является социальной проблемой, угрожающей здоровью и жизни детей. Наши дети не всегда в полной м...

Статья Толочко Д.Д. «Роль медицинской сестры в проведении физической реабилитации при стабильной стенокардии напряжения»

Представлена статья Толочко Д.Д. "Роль медицинской сестры в проведении физической реабилитации при стабильной стенокардии напряжения"...

Исследовательская работа "Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с инфарктом миокарда в условиях стационара"

Исследовательская работа показывает, что максимальные усилия медицинского персонала при ведении больных, перенесших инфаркт миокарда, должны быть направлены на реализацию вторичной профилактики, включ...

Исследовательская работа "Роль медицинской сестры в реабилитации пациентов с инфарктом миокарда в условиях стационара"

Исследовательская работа показывает, что максимальные усилия медицинского персонала при ведении больных, перенесших инфаркт миокарда, должны быть направлены на реализацию вторичной профилактики, включ...

Роль медицинской сестры в подготовке пациента к инструментальным методам исследования органов желудочно-кишечного тракта

Современные инструментальные методы исследования имеют большое значение в диагностике заболеваний различных органов и систем организма человека, способствуют более раннему их выявлению, когда могут ещ...

Роль медицинской сестры при уходе и реабилитации за пациентами, перенесшими инфаркт миокарда

       Возвращение человека, перенесшего инфаркт миокарда, к обычной жизни происходит постепенно. Первые несколько дней после инфаркта человек вынужден соблюдать строгий пос...

Роль медицинской сестры при подготовке пациентов к плановым операциям в гинекологическом отделении

Участие медицинской сестры в подготовке пациентов к плановым операциям в гинекологическом отделении не менее важно, чем участие врача, так как конечный этап зависит от тщательной подготовки пациента к...