статья «Применение мультимедийных технологий в преподавании лекционной части дисциплины «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии».
статья на тему

Давыдова Галина Михайловна

Статья «Применение мультимедийных технологий в преподавании лекционной части дисциплины «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии». Г. М. Давыдова, преподаватель инфекционных болезней, ОБПОУ  «Курский базовый медицинский колледж»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Применение мультимедийных технологий в преподавании лекционной части дисциплины «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии».

                                                                                                               Г. М. Давыдова

                                                                         Преподаватель инфекционных болезней

                                                           ОБПОУ  «Курский базовый медицинский колледж»

Глобальный процесс информатизации общества ставит новые задачи перед образованием – включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Медиа повышают качество обучения, путем использования компьютера и электронного дидактического материала, даёт возможность лучше воспринимать, запоминать материал, формировать познавательные мотивы, позволяет довести до студентов за академическую пару больший объём информации с лекционными фрагментами, которые практически сложно отобразить на доске (объёмные рисунки, анимация).

Мы в своей работе в основном используем медиа лишь в аспекте реализации дидактического принципа – наглядность.

Современные информационные технологии открывают новые возможности учебного взаимодействия (свободные задания, самостоятельная работа, работа в парах и т.д.). Возможности безграничны.

Как всякое явление мультимедиа имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества мультимедиа:

  1. Мгновенная смена информационного кадра;
  2. Повышение качества и уровня детализации рисунков на слайде;
  3. Информация эффективно воздействует на того, кому она предназначена;
  4. Поступает одновременно через зрительный и слуховой аппарат;
  5. Информация затрагивает эмоциональную сферу, хорошо воспринимается и запоминается, удобно храниться;
  6. Экономия лекционного времени за счёт исключения времяёмкого процесса воспроизведения информации на доске;
  7. Широкие возможности выбора преподавателем сценария темы, усиливается творческая роль преподавателя.

Недостатки мультимедиа:

  1. Неглубокое усвоение студентами изучаемого материала. Если обучаемый не запомнил материал, не выделит главное, он забудет показанное. В этом случае лучше программы тренажёры. Обучаемый может в своём темпе усваивать материал, проходить контрольные тесты, создавать несложные, но профессионально оформленные мультимедийные продукты;
  2. Слабая выразительность мультимедиа (недостаточная художественная привлекательность, нечитаемый шрифт, плохо подобрана цветовая палитра, много текста);
  3. Материал недостаточно продуман, отработан.
  4. Отсутствие диалога: преподаватель – студент (не присутствуют слайды: дополнить ответ, ответить на вопрос и прочие);
  5. Не введены в лекцию схемы, графики, рисунки, диаграммы, фотоизображения.

Планирование мультимедийной лекции

При подготовке к лекции преподаватель обязан придерживаться типового плана: введение, цель, постановка задач, освещение сущности, выводы, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение. Такая последовательность позволяет дисциплинировать, как студентов, так и преподавателя, которые должен придерживаться намеченного регламента при рассмотрении фрагментов лекции. На одну лекцию рекомендуется использовать от 15 до 30 слайдов. Исходя из этого, на один слайд приходится в среднем от 4 до 8 минут лекционного времени.

Лектор был, есть и будет незаменимым звеном образовательного процесса. Его квалификация, научно-педагогический опыт обаяние и артистизм – есть главные атрибуты успешного обучения слушателей.

Электронные материалы и книги не могут заменить лектора.  Как зрители ходят в театр смотреть на известного актёра, так и студенты в большинстве своём «ходят» на лектора.

Мультимедийная лекция для студента есть способ восприятия информации средней между чтением книги и театральным представлением: театр одного актёра, слайды – хорошая декорация и суфлёр, предоставляемые компьютером-ассистентом.

Только преподаватель имеет право определить оптимальный вид и форму презентации, необходимые и достаточные для понимания материала.

Существенной частью мультимедийной лекции является экспресс контроль, заключающийся в визуализации вопросов или заданий для всей аудитории в режиме ограниченного времени. Ответы могут сдаваться преподавателю в письменном виде или устным ответом, затем осуществляется их проверка отображением правильных результатов на слайде, доске одним или несколькими студентами. Время контроля 5-7 минут. Это позволяет получать регулярно срезы знаний и умений для интегрального оценивания рейтинга студентов и сигнализации понимания ими излагаемого материала. Тест в лекции есть не только разгрузочная пауза, но и дополнительная мотивация её посещения и внимательного прослушивания, в целях правильного формирования рейтинга, тест – вопросы для всех студентов должны быть одиноковыми.

Тема лекции: «Дифтерия» (лечебное дело).

Введение включает один слайд, на котором отображается цель лекции и план.

Основной материал отобран, сконцентрирован, расположен логически последовательно, чтобы за два часа студент понял то, на что при самостоятельной работе он потратил бы несколько дней.

Студентам предложена терминология, новая для понимания сути процесса (дифтерия, фибринозное воспаление) и ранее изученная в определённой последовательности, которая соблюдается из лекции, в лекцию с заданием – письменно дать определение терминам (этиология, патогенез, эпидемический процесс, сыворотка, иммунитет) – это способствует осознанию материала.

Внимание студентов обеспечивается за счет разных механизмов восприятия – слайды содержат минимум текста, эпидемический процесс при дифтерии представлен в виде графика, клиническая картина сопровождается фрагментами видеофильма, дифференциальная диагностика представлена в виде картинок, с помощью которых можно обобщать и находить отличия одного заболевания от другого.

С целью повышения информативности изучаемого материала предложена задача с вопросом: «Поставьте предположительный диагноз?». Ответ на поставленный вопрос студенты дают в конце лекции. Это позволяет преподавателю сделать студентов участниками процесса, реализовать педагогику сотрудничества.

Следующий слайд содержит продолжение заданий к задаче:

  • Составьте фармакологический лист;
  • Составьте алгоритмы материала для лабораторного исследования от больного дифтерией;
  • Повторите алгоритмы выполнение манипуляция по уходу за больными дифтерией.

 

Таким образом, преподаватель получает обратную связь, плотно привязав лекционный материал к практическому занятию. Предложенные задания для домашней работы будут выполнены правильно, так как материал излагается таким образом, что студенты могут сделать обобщенные выводы и выработать тактику на до госпитальном этапе по ранней диагностике дифтерии, для обеспечения своевременного лечения антитоксической сывороткой – формируется профессиональный интерес.

Для контроля правильности понимания студентами излагаемой информации преподаватель обращается с вопросом к студентам: «Как вы думаете, какие группы лекарственных препаратов окажут губительное действие на микроорганизм?» (проводится межпредметная связь с микробиологией и фармакологией).

При изложении клинической картины дифтерии, студентам предлагается сделать таблицу в тетради и в сравнении описать клинические формы.

Предлагается слайд – дополнить методы лабораторного обследования больного дифтерией и слайд для самоконтроля с помощью которого студенты себя проверяют.

При сравнении дифтерии с похожими заболеваниями, предлагаются слайды в виде картинок и текст с отличительными признаками. Домашнее задание к каждому слайду – найти общие признаки между заболеваниями и отметить на полях в тетради.

К практическому занятию студенты составляют рефераты: «Профилактика дифтерии», используя знания ранее изученных дисциплин: микробиологии, педиатрии.

Заключение

Описанные методические рекомендации основаны на мом опыте создания и чтения мультимедийных интерактивных лекций, через поставленные задачи к созданию и чтению мультимедийных лекций, проводились меж предметные связи, логически строился материал, с целью заинтересовать студентов, сформировать понимание в необходимости ранней диагностики дифтерии, уметь поставить диагноз на догоспитальном этапе и выбрать правильную тактику, спасти жизнь пациенту и испытать чувство удовлетворения от проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование мультимедийных технологий в преподавании искусствоведческих дисциплин"

В данной статье рассматриваются современные возможности образования с применением информационных, мультимедийных технологий на примере преподавания искусствоведческих дисциплин, а также перспективы ра...

Методический материал по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")

Методический материал по теме: "Кишечные инфекции"Методический материал по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные бол...

Тестовый контроль по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")

Тестовый контроль по теме: "Кишечные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")...

Методический материал по теме: "Воздушно-капельные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")

Методический материал по теме: "Воздушно-капельные инфекции" (курс "Сестринское дело в терапии", дисциплина "Инфекционные болезни")...

ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин, раздел Инфекционные болезни Лекция №4 Пропедевтика инфекций наружных покровов

Лекционный материал по разделу ПМ 01 Диагностическая деятельность МДК01.01 Пропедевтика клинических дисциплин...

Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, специальность 31.02.01 Лечебное дело тема: «Диагностика рожи»

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с элементами визуализации по теме «Диагностика рожи» по учебной дисциплине МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных забол...

Методическая разработка открытого лекционного занятия МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных заболеваний с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии, специальность 31.02.01 Лечебное дело тема: «Диагностика рожи»

В методической разработке представлены материалы интерактивной лекции с элементами визуализации по теме «Диагностика рожи» по учебной дисциплине МДК.01.01.3 Пропедевтика инфекционных забол...