Статья: "Использование мультимедийных технологий в преподавании искусствоведческих дисциплин"
статья по теме

Гиль Анна Сергеевна

В данной статье рассматриваются современные возможности образования с применением информационных, мультимедийных технологий на примере преподавания искусствоведческих дисциплин, а также перспективы развития и использования таких технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:


УДК 621.372

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

А.С. Гиль[1]

В данной статье рассматриваются современные возможности образования с применением информационных, мультимедийных технологий на примере преподавания искусствоведческих дисциплин, а также перспективы развития и использования таких технологий.

Введение

Современные требования образования предполагают и обязывают преподавателя использовать в своей профессиональной деятельности стремительно развивающиеся информационные технологии, которые достаточно быстро становятся повседневными. Особенно важно это в искусствоведческих дисциплинах. Активное и эффективное внедрение мультимедийных технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.[3]

  1. Значение термина «Мультимедиа»

Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Происходит он от соединения латинских слов «multum» (много) и «media, medium» (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды».

Понятие «мультимедиа» используется в различных областях деятельности человека. В компьютерной среде это разработка сайтов, гипертекстовые системы, компьютерная графика, компьютерная анимация и так далее. В средствах массовой информации – журналистика, интернет-журналистика, речевые и социальные коммуникации. В искусстве – сетевое искусство, компьютерная анимация, компьютерная анимация, компьютерный видеомонтаж, режиссура звука, фильма и тому подобное.

В «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» [4] мультимедиа определяется как электронный носитель информации, включающий несколько ее видов: текст, изображение, анимация. В словаре «Основные понятия и определения прикладной интернетики» [2] под мультимедиа понимается взаимодействие визуальных и аудио-эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения. Обычно это означает сочетание в одном электронном ресурсе текста, звука и графики, а в последнее время все чаще – анимация и видео.

Современные компании, связанные с информационными технологиями, предлагают широкий спектр мультимедиа-продуктов как для обучения, так и для бизнес-задач.

Эффективным и современным педагогическим инструментом изучения и усвоения знаний является структурирование учебного материала: то есть деление его на дидактические единицы – фреймы. С помощью фреймов, объединенных в логические последовательности, студенты нагляднее и яснее представляют учебную информацию, быстрее и качественнее ее запоминают.

  1. Педагогическая технология применения фреймов

Педагогическая технология применения фреймов позволяет участникам образовательного процесса – педагогу и студентам – чувствовать себя уверенно, так как они четко представляют содержание темы.

Например, при изучении истории изобразительного искусства, обучающемуся необходимы зрительные образы (в нашем случае картины), в прошлом веке использовались книги, альбомы живописи, а сейчас – крупным планом на экране через мультимедиа-проектор. С помощью него можно просмотреть детали картины. Также можно воспользоваться мультимедиа-тренажером, который относится к средствам отработки практических навыков с комплексом технических средств и закрепления профессиональных умений. Для достижения цели активно используются все составляющие мультимедиа: видео, аудио, 3D-анимация, графические изображения, текст, голосовое сопровождение. [3]

Интерактивные лекции  в обучающей мультимедиа системе – одна из основных форм подачи материала по выбранной тематике и организации самостоятельной деятельности обучающихся. Интерактивные лекции предлагают теоретический материал в автоматическом режиме посредством дикторского рассказа с применением графики, анимации, видео и пояснительных надписей, которые наглядно иллюстрируют текст. Для проверки уровня усвоения знаний в процессе работы с обучающей мультимедиа системой используется подсистема заданий и контрольных тестов.

С целью изучения истории музыки, можно использовать мультимедиа-каталог – в данном случае систематический перечень музыкальных произведений по периодам, композиторов, музыкальных инструментов и т.д. В каталоге используются все составляющие мультимедиа: графические изображения, текст, звуковое и дикторское сопровождение, эффекты, видео, анимация, 2D, 3D-графика, панорамный и объектный VR.

Мультимедиа-каталог обладает удобной навигацией, интерфейсом и поисковой системой. Каталог предназначен для использования баз данных.

С помощью других мультимедиа-продуктов обучающиеся могут в удаленном доступе при помощи интернета посетить и познакомиться со всеми коллекциями музеев мира, и в целом, более обширно и наглядно изучать мировую художественную культуру.

Основной принцип мультимедиа: обучающиеся слышат и видят дидактический материал, одновременно активно участвуют в управлении его подачей. Например, возвращаются к непонятным или особо интересным разделам.

Известно, что в процессе обучения студентами осваивается не более чем четверть предлагаемого к изучению материала. Мультимедийная технология позволяет в два-три раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синергетического обучения, то есть, одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют дополнительного, повторного анализа. [3]

Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования и самообразования, так и для профессионального развития современного специалиста. Особенно велика роль мультимедиа-технологий в развитии дистанционного образования. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так ка знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям.

Мультимедиа-продукты учебного назначения сегодняшнего поколения предлагают пользователям множество вариантов индивидуальной настройки, то есть учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень трудности. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, например, при помощи интерактивных обучающих программ типа приложений мультимедиа, то доля усвоенного материала может составить 75%.

Заключение

Использование информационных технологий принадлежит к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в преподавании искусствоведческих дисциплин, так как способствуют активизации мышления студентов. Позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь студента и преподавателя.

Таким образом, необходимость использования мультимедиа в преподавании искусствоведческих дисциплин не вызывает сомнения, но теоретические, дидактические и методические аспекты подобной работы требуют всестороннего и глубокого изучения. Перспективы мультимедиа разнообразны, области применения буду расширяться, предоставляя новые возможности, предлагая информацию глобального масштаба, меняя не только технику, но и мировосприятие человека.

Список литературы

  1. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. – М.: «Финансы и статистика», 2003. – 768с.
  2. Словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики». Мультимедиа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.perfekt.ru/dictionaries/netica/html#M
  3. Современное образование: Опыт и тенденции развития: материалы V международной научно-практической конференции: 9-10 апреля 2013г. В двух частях. Часть 1. / Отв. ред. Гринёва Е. А. – М.: МПГУ, Издательство «Прометей», 2013. – 554с.
  4. Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Мультимедиа. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.megabook.ru/index.asp


[1] 432071, Ульяновск, ул. Назарьева, 4, ОГБПОУ «Ульяновский колледж культуры и искусства», e-mail:gil-1983@mail.ru