Методическая разработка семинара по теме: « Инфекционная безопасность»
методическая разработка на тему

Наталья Юрьевна Пономарева

Предстерилизационная очистка и стерилизация – основа противоэпидемического режима в лечебно-профилактическом учреждении. Без соответствующих знаний по данной теме невозможно обеспечить профилактику внутрибольничной инфекции в будущей профессиональной деятельности, т.к. в стационаре среднему медперсоналу отводится главная роль в этом вопросе. Медицинские сестры выступают в роли организатора и ответственного исполнителя в осуществлении предстерилизационной очистки и стерилизации. В обязанности среднего медперсонала входит так же контроль качества обработки инструментария на данном этапе. Ежедневное, тщательное и неукоснительное соблюдение правил при выполнении своих должностных обязанностей способствует профилактике профессиональной заболеваемости сотрудников, позволит в значительной мере снизить риск возникновения и распространения внутрибольничной инфекции и сохранить здоровье пациентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponomareva_ib.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Пономарева Н.Ю.

                                   

Методическая разработка семинара

по теме: « Инфекционная безопасность»

ПМ.04/ПМ.07

«Выполнение работ по профессии

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Санкт-Петербург

2015


Пояснительная записка

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальностям среднего профессионального образования 060501 «Сестринское дело», 060101 «Лечебное дело» по ПМ.04/ПМ.07 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Методическая разработка составлена на основе рабочей программы по ПМ.04/ПМ.07 «Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». На изучение данной темы в рамках МДК 04.02/07.02 отводится 40 часов, данная тема рассчитана на 2 учебных часа. Методическая разработка рассмотрена ЦМК «Младшая медицинская сестра и общепрофессиональных дисциплин», согласована с методистом  колледжа.

Занятие проводится в лекционном кабинете. В методической разработке по теме «Инфекционная безопасность» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, задания для самостоятельной работы студентов на занятии позволяют оценить знания и умения по данной теме, проконтролировать освоение элементов общих и профессиональных компетенций. В качестве заданий для самостоятельной работы предлагаются графические структуры, ситуационные задачи, оформление памяток для персонала по обеспечению инфекционной безопасности. Для предварительного контроля знаний представлены вопросы для фронтального устного опроса; итоговый контроль -  тестовые задания.

Современные педагогические приёмы и методы (работа малыми группами, само- и взаимопроверка выполненных заданий, выполнение продукта деятельности (памятка для персонала), используемые на занятии, позволяют оптимизировать занятие, обеспечить усвоение знаний, умений и формирование общих и профессиональных компетенций.  


Мотивация

Предстерилизационная очистка и стерилизация – основа противоэпидемического режима в лечебно-профилактическом учреждении. Без соответствующих знаний по данной теме невозможно обеспечить профилактику внутрибольничной инфекции в будущей профессиональной деятельности, т.к. в стационаре среднему медперсоналу отводится главная роль в этом вопросе. Медицинские сестры выступают в роли организатора и ответственного исполнителя в осуществлении предстерилизационной очистки и стерилизации. В обязанности среднего медперсонала входит так же контроль качества обработки инструментария на данном этапе. Ежедневное, тщательное и неукоснительное соблюдение правил при выполнении своих должностных обязанностей способствует профилактике профессиональной заболеваемости сотрудников, позволит в значительной мере снизить риск возникновения и распространения внутрибольничной инфекции и сохранить здоровье пациентов.


Схема интегральных связей

Истоки

Тема

Выход

Основы микробиологии и иммунологии

Фармакология

Гигиена и экология человека

Анатомия и физиология человека

Химия

Инфекционная безопасность

Профессиональные модули

ПМ.01, ПМ.02, ПМ.03, ПМ.04, ПМ.05, ПМ.06

Учебная практика

Производственная практика

Квалификационный экзамен


Цель занятия:

Показать роль медицинской сестры в обеспечении инфекционной безопасности для пациентов и персонала ЛПУ.

Задачи:

Учебная (ПК 7.5/4.5, 7.6/4.6): обучить студентов алгоритму проведения предстерилизационной очистки и стерилизации; помочь студентам систематизировать и осмыслить учебный материал.

Развивающая (ОК 1): развивать интерес к своей будущей профессии.

Воспитательная (ОК 11, ОК12): воспитывать ответственность, внимательность, аккуратность при работе с растворами и при проведении манипуляций.

Актуальность темы определяется элементами формируемых компетенций

Коды  формируемых  компетенций:

ОК 1,11,12

ПК 7.5/4.5, 7.6/4.6

Название компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

ПК 4.5/7.5

-этапы предстерилизационной очистки;

-виды контроля  качества предстерилизационой очистки и стерилизации;

- методы, виды и режимы стерилизации;

- понятие асептики и антисептики;

- виды упаковок для стерилизации и сроки хранения

- приготовить моющий комплекс для проведения ПСО:

- поставить универсальную азопирамовую пробу;

- упаковать изделия медицинского назначения

ПК 4.6/7.6

- принципы профилактики профессионального заражения;

- принципы обеспечения безопасной больничной среды для пациентов и их окружения

- информировать пациента и его окружение по вопросам обеспечения инфекционной безопасности;

- вести санпросветработу среди младшего медицинского персонала ЛПУ

ОК 1

- нормы санитарного законодательства

- поддерживать физическое здоровье

ОК 11

- этические нормы профессиональной деятельности

- организовать общение с пациентами и персоналом в соответствии с соблюдением этических норм

ОК 12

- принципы организации рабочего места с соблюдением требований производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

- организовать рабочее место с соблюдением требований производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности


Этапы занятия и контроль их усвоения

Этап занятия

Цель этапа

Содержание и методы проведения занятия

Время

Обеспечение этапа

Вводный этап

Организационный момент

Сконцентрировать внимание студентов, настроить на работу

Проверка присутствующих и внешнего вида

2

Групповой журнал

Цель занятия. Мотивация. Выявление межпредметных и внутрипредметных связей

Сформулировать тему и предполагаемый конечный результат работы. Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Рассказать о связях данной темы с другими учебными дисциплинами и ПМ, УП и ПП

Беседа с группой

3

Групповой журнал, методические материалы преподавателя

Предварительный контроль знаний

Выявить исходный уровень знаний, провести коррекцию знаний

Фронтальный устный опрос: индивидуальная работа

15

Приложение № 1

Основной этап

Закрепление изученного ранее материала

Обобщить и систематизировать учебный материал

Индивидуальная и групповая работа:

- заполнение графических структур;

- решение ситуационных задач;

- подготовка памяток для персонала

50

Приложения №№ 2,3,5,7; канцелярские принадлежности

Заключительный этап

Заключительный контроль

Контроль усвоения знаний, умений, формирования элементов компетенций

Индивидуальная работа: выполнение тестовых заданий

10

Приложение № 4

Подведение итогов занятия

Стимуляция познавательной деятельности для самоподготовки к следующему занятию

Оценивание деятельности группы в целом и каждого студента

5

Групповой журнал

Домашнее задание

Ориентация студентов на самоподготовку

Задание на самоподготовку (обязательные и на выбор)

5

Групповой журнал

Карта самостоятельной работы студентов по теме: « Инфекционная безопасность»

№п/п

Этапы самостоятельной работы

Способ выполнения

Контроль

1.

Предварительный контроль знаний

Индивидуальная работа: фронтальный устный опрос

Ответы на вопросы по эталону

2.

Заполнение графических структур

Индивидуальная работа: запись в тетради

Представление заполненных структур; самопроверка по эталону преподавателя

3.

Решение ситуационных задач

Работа малыми группами:

- прочитать задачу;

- оценить ситуацию;

- составить алгоритм действий

Взаимопроверка по эталону преподавателя: представление решённых задач

4.

Ведение санпросветработы

Работа малыми группами:

- составление памяток для персонала по созданию безопасной больничной среды

Защита памяток; их соответствие СанПиН и критериям оценки

5.

Заключительный контроль

Итоговый тест

Проверка выполнения работы по эталону


Задания для самоподготовки:

  1. Изучить материал лекции «Лечебно-охранительный режим ЛПУ».
  2. Выполнить задания № 1 - № 7 в вопросах для самоподготовки в электронном виде стр10 - 11.
  3. По выбору студентов: подготовка сообщений, презентаций по темам «Безопасность медсестры при перемещении пациента», «Факторы риска падения пациента» и т.п.

Оснащение:

№ п/п

Наименование

Количество

Ноутбук

1

Мультимедиа

1

Презентация

1

Задания для фронтального опроса

1

Тестовые задания

15

Ситуационные задачи

10

Графические структуры

15

Канцелярские принадлежности

По необходимости


Литература для самоподготовки:

Основная

К.Е.Давлицарова, С.Н.Миронова. Манипуляционная техника. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела. - Ростов-на-Дону: Феникс 2012.

Дополнительная

С.А.Мухина, И.И.Тарновская. Общий уход за больными. – М.: Медицина, 1989.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская. Теоретические основы сестринского дела. В 2 частях. Часть I. - М.: 1996.

Т.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова. Основы сестринского ухода. Серия «Медицина для вас». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

Основы сестринского дела//под ред. С.И.Двойникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Г.И.Морозова. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

    Сборник сестринских манипуляций.


Приложение 5

Ситуационные задачи

Задача №1

Вы медсестра центрального стерилизационного отделения. При проведении контроля качества предстерилизационной очистки с помощью азопирамовой пробы в течении  1 минуты появилось окрашивание реактива в фиолетовый цвет, переходящий в бурый.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №2

Вы медсестра хирургического отделения. При определении пригодности рабочего раствора азопирама нанесли 2 капли реактива на кровяное пятно. В течение 1 минуты цвет пятна не изменился.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №3

Вы медсестра процедурного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что цвет индикаторной ленты

ИС – 132 не изменен.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №4

Вы медсестра перевязочного  кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что  индикаторная  лента

ИС – 132 отсутствует.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №5

Вы медсестра перевязочного  кабинета. При вскрытии стерильной коробки Кф с перевязочным материалом обнаружили, что нужный вам материал отсутствует, ничего не взяв, вы закрыли бикс.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №6

Вы медсестра процедурного кабинета. При вскрытии стерильной коробки КФ с универсальной укладкой обнаружили, что не ней нет соответствующей бирки с указанием даты стерилизации.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №7

Вы медсестра перевязочного  кабинета. При вскрытии сухожарового шкафа обнаружили, что в нем отсутствует индикаторная лента.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №8

Вы операционная медсестра. При накрытии стерильного стола вы обнаружили, что индикаторы ИС – 180  заложенные в сухожаровой шкаф не изменили цвет.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №9

Вы медсестра перевязочного  кабинета. При работе сухожарового шкафа вы обнаружили, что температура в нем не достигает 180 градусов.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.

Задача №10

Вы медсестра перевязочного кабинета. При вскрытии крафт – пакета с хирургическими инструментами вы обнаружили, что край пакета запечатан не герметично, но при этом индикаторы стерильности в пакете поменяли цвет.

Задание:

  1. Оцените ситуацию.
  2. Ваши действия.


Приложение № 4

ВАРИАНТ № 1

Закончите фразу:

  1. Асептика – это ….
  2. СЭР – это …..
  3. Стерилизация – это…..                                                                              

Выберите правильный ответ:

  1. Для стерилизации инструментов применяют перекись водорода:

а) 6 %                                                                   б) 4%

в) 3%                                                                    г) 1%

  1. . Режим стерилизации перчаток в автоклаве:

              а) Т 132С , давление 2 атм., 45 мин

              б) Т 132С , давление 2 атм., 10 мин

              в) Т 120С , давление 1,1 атм., 45 мин

              г) Т 120С , давление 1,1 атм., 20 мин

  1. В биксе с фильтром содержимое считается стерильным с момента стерилизации в течение:

              а) 20 суток                                                          б) 7 суток

              в) 6 часов                                                            г) 24 часа

  1. Аппарат, применяемый для стерилизации перевязочного материала паровым методом:

              а) термостат                                                        б) стерилизатор

              в) автоклав                                                          г) сухожаровой шкаф

  1. . Для контроля температуры в сухожаровом шкафу применяют:

               а) ИС- 150                                                           б) ИС – 180

               в) ИС – 120                                                          г) ИС – 130

  1. Положительная азопирамовая проба на скрытую кровь дает окрашивание:

               а) зеленое                                                            б) синее

               в) красное                                                            г) фиолетовое

  1. Самый надёжный метод контроля стерильности:

               а) визуальный                                                      б) бактериологический

               в) физический                                                       г) фармакологический


ВАРИАНТ №2

Закончите фразу:

  1. Антисептика – это…..
  2. ВБИ – это ……
  3. Целью  предстерилизационной очистки является ……                    

Выберите правильный ответ:

  1. Режим стерилизации инструментов медицинского назначения в сухожаровом шкафу:

а) 160 С – 60 мин                                     б) 180 С – 60 мин

в) 150 С – 120 мин                                   г) 180 С – 90 мин

  1. В крафт – пакете содержимое считается стерильным с момента стерилизации в течении:

           а) 3 суток                                                 б) 7 суток

           в) 6 часов                                                 г) 24 часа  

  1. Для контроля температуры в паровом стерилизаторе применяют:

           а) ИС- 150                                                б) ИС – 180

           в) ИС – 120                                               г) ИС – 130

  1. Хранить изделия медицинского назначения после стерилизации в 6% раствором перекиси водорода  необходимо в:

               а) плотно закрытой стерильной ёмкости

               б) фурацилине

               в) спирте

               г) хлорамине

  1. Положительная азопирамовая проба на скрытую кровь дает окрашивание в течение:

                а) 1 мин                                                      б) 5 мин

                в) 3 мин                                                      г) 7 мин

  1. При паровой стерилизации в качестве упаковочного материала применяется:

                 а) бумага обычная                                    б) шелковая ткань

                 в) марля                                                      г) бязь

  1. Наиболее надежный  метод контроля стерильности:

               а) механический                                          б) бактериологический

               в) физический                                              г) химический

                   

           


Приложение 2

Способы асептики:

                     асептика

   

Виды антисептики:

                               

              антисептика

   

 


Приложение 3

              ВИДЫ  СТЕРИЛИЗАЦИИ

           

                                                                                 

                                                                                                     

       Этапы обработки медицинских инструментов

                             

                 

                           


Приложение 6

 

Этапы предстерилизационной обработки


Приложение 7

Виды упаковки и сроки стерильности

Виды упаковки

Сроки хранения стерильности

Крафт-пакеты

Бикс КФ

Пергаменты

Крепированная бумага


Приложение 1

Вопросы к фронтальному устному опросу.

  1. Что такое внутрибольничная инфекция (ВБИ)?
  2. Что такое санитарно- противоэпидемический режим (СЭР)?
  3. Что такое асептика?
  4. Перечислите основные составляющие асептики?
  5. Что такое антисептика?
  6. Какие виды антисептики вы знаете?
  7. Что такое стерилизация?
  8. Какие методы стерилизации вы знаете?
  9. Перечислите способы стерилизации?
  10. Какие режимы стерилизации для сухожарового шкафа вы знаете?
  11. Какие режимы стерилизации для автоклава вы знаете?
  12. Какой стерилянт используют для химического способа стерилизации, назовите режимы?
  13. Для чего нужна предстерилизационная очистка?
  14. Нужно ли проводить контроля качества ПСО?
  15. Чем определяется качество ПСО?
  16.  Сколько инструментов подлежат проверке контроля качества ПСО?
  17. Нужно ли проводить контроль стерильности?
  18. Назовите самый точный способ контроля стерильности?
  19. Какие виды упаковочного материала для стерилизации вы знаете?


Эталоны ответов:

Приложение 4

Вариант №1

  1. Асептика – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение внедрения возбудителей в рану, ткани, органы, полости тела больного при хирургических операциях, перевязках и других лечебно диагностических процедур.
  2. СЭР – комплекс организационных , санитарно- профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заноса и распространения ВБИ.
  3. Стерилизация – это  комплекс мероприятий направленных на уничтожение патогенных и условно патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды, а так же их споровых форм.
  4. А  6% перекись водорода
  5. Г  120 С 1,1 атм. 45 мин
  6. А   20 суток
  7. В  автоклав
  8. Б   ИС – 180
  9. Г  фиолетовый
  10. Б   бактериологический

Вариант №2

1. Антисептика – комплекс лечебно – профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране, других патологических образованиях или организме в целом.

2. ВБИ – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает пациента в результате его попадания в больницу или обращения за медицинской помощью или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении, вне зависимости от того , появились симптомы заболевания во время пребывания в больнице или после его выписки.

3. Целью предстерилизационной очистки является удаление белковых, жировых и механических загрязнений.

4. Б 180С - 60 мин

5. А  3 суток

6. В  ИС – 120

7. А плотно закрытые стерильные ёмкости

8. А 1 мин

9. Г бязь

10 Б бактериологический


Приложение 5

Ситуационные задачи

№ задачи

Эталон ответа

1.

1. Реакция положительная, что свидетельствует о наличии загрязнений

2. Повторить предстерилизационную очистку всей партии инструментария до получения отрицательной реакции

2.

1. Раствор не пригоден к работе

2. Приготовить новый рабочий раствор.

3.

1. Материал в биксе не пригоден к работе

2. Поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию.

4.

1. Материал в биксе не пригоден к работе

2. Положить индикатор и отправить опять в стерилизацию.

5.

1. Материал в биксе расстерилизован и должен быть использован в течении 6 часов, если нет, то упаковать по новой  поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию.

6.

1. Материал в биксе не пригоден к работе, т.к. не известен срок стерилизации

2. Прикрепить бирку, упаковать материал по новой , поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию.

7.

1. Инструменты не пригодны к работе, нет контроля качества стерильности

2. Положить  индикатор и провести стерилизацию в полном объёме.

8.

1. Инструменты не пригодны к работе, нет контроля качества стерильности

2. Положить  новый индикатор и провести стерилизацию в полном объёме.

9.

1.  Сухожаровой шкаф не исправен, инструменты не пригодны к работе

2. Доложить о неисправности, вызвать ремонтников.

10.

1. Материал в пакете не пригоден к работе, т.к. не известен срок стерилизации

2. Упаковать материал по новой , поменять индикатор и отправить опять в стерилизацию.


Приложение 7

Виды упаковки и сроки стерильности

Виды упаковки

Сроки хранения стерильности

Крафт-пакеты

72 часа

Бикс КФ

20 суток

Пергаменты

20 суток

Крепированная бумага

20 суток


Приложение 6

 

Этапы предстерилизационной обработки

Поместить в моющий комплекс

Промыть в моющем комплексе

Промыть проточной водой

Обессолить в дистилированой воде

просушить

Провести пробу на качество ПСО

упаковать


Приложение 3

            ВИДЫ   СТЕРИЛИЗАЦИИ

           

   

паровой

воздушный

химический

                                                                               

132С 2 атм 20 мин

120С 1,1 атм 45 мин

180С 60 мин

6% перекись водорода 18С 360 мин

6% перекись водорода

50С 180 мин

                                                                                                     

Этапы обработки медицинских инструментов

дезинфекция

Предстерилизационная очистка

стерилизация


Приложение 2

                     асептика

   

Стерилизация инструментов, материала

Обработка рук

Соблюдение правил и приёмов в работе

                               

              антисептика

   

механическая

физическая

химическая

биологическая

смешанная

 


Приложение 1

  1. ВБИ – это любое клинически распознаваемое заболевание микробной этиологии, связанное с пребыванием, лечением, обследованием или обращением человека за медицинской помощью в ЛПУ, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении вне зависимости от того, когда появились симптомы заболевания: во время пребывания в стационаре или после выписки.
  2. СЭР – это комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий, надёжно препятствующих возникновению ВБИ.
  3. Асептика – система профилактических мероприятий, обеспечивающих недопущение попадания в рану, ткани, органы, полости тела пациента микроорганизмов при различных лечебных и диагностических процедурах, перевязках, операциях. Главный закон асептики: СТЕРИЛЬНОЕ КАСАЕТСЯ ТОЛЬКО СТЕРИЛЬНОГО.
  4. Асептика включает:

- стерилизацию инструментов, материала;

- обработку рук врача и медсестры;

- соблюдение санитарно-гигиенических правил и приёмов в работе при проведении операции, исследования.

  1. Антисептика – комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микроорганизмов в ране или организме человека в целом.
  2. Различают: механическую антисептику, физическую антисептику, химическую антисептику, биологическую асептику, комбинированную антисептику.
  3. Стерилизация – обеспложивание, полное уничтожение всех форм микроорганизмов, включая споровые формы, на объектах внешней среды.
  4. Методы стерилизации:

- термические: паровой, воздушный, глассперленовый;

- химические: газовый, химические препараты;

- радиационный;

- плазменный, озоновый (группа химических средств).

  1. Паровой(автоклав), воздушный(сухожаровой шкаф), химический (химические препараты), радиационный.
  2.  Режим сухожарового шкафа 180С – 60 минут.
  3.  Режим автоклава: основной - 2 атмосферы 132С 20 минут;

 щадящий – 1,1 атмосфера 120С 45 минут.

  1.  6% перекись водорода, 18С 360 минут, 50С 180 минут.
  2.  Цель ПСО- это удаление белковых, жировых, механических и лекарственных остатков (в том числе невидимых), дезинфектантов с предметов медицинского назначения для обеспечения эффективности последующей стерилизации и безопасного использования простерилизованных изделий.
  3.  Нужно, т.к. остатки крови и моющих средств можно не увидеть невооруженным глазом.
  4. Проводят азопирамовую пробу - универсальная:  на скрытую кровь: появление через минуту фиолетового окрашивания, на остатки моющих средств: другие цвета.
  5.  Контролю качества ПСО подлежит 1% из каждой партии обработанных инструментов, но не менее 3-5 единиц.
  6. Обязательно проводится контроль стерилизации (контрольные тесты), для контроля обеспечения асептики.
  7. Самый надёжный контроль стерилизации – бактериальный посев.
  8.  Стерилизационная коробка КФ, крафт- пакеты, пергаменты, крепированная бумага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Урок безопасности в сети «Интернет»»

Мероприятие предназначено для студентов 1 курса специальностей, реализуемых в колледже. Методическая разработка предназначена для усвоения студентами правил безопасного использования сети  «Интер...

Методическая разработка игро-тренингового занятия "Безопасное общение"

Создание школьниками проекта «Безопасная школа»....

Методическая разработка "Викторина: Правила дорожной безопасности"

Викторина "Правила дорожного движения" подготовлена для студентов среднийх профессиональных учереждений. Цель: проверить и закрепить знания Правил дорожного движения для пешеходов ...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему «Инфекционная безопасность»

Инфекционная безопасность – важный раздел повседневной работы медицинской сестры. Без знаний принципов инфекционной безопасности и неумения применить их на практике - невозможно обеспечить профи...

Методическая разработка занятия. Тема 3: «Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления»

Методическая разработка по предмету: «Основы управления транспортными средствами»Цели занятия:Образовательная - изучение эксплуатационных свойств транспортных средств и их влияния на эффек...

Методическая разработка (программа) «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах»

Все  живем мы в обществе, где надо соблюдать определенные правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети. Основными причина...

Методическая разработка: Учебная презентация " Викторина "Безопасность на дороге" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел 5 Дорожная безопасность Тема Р.5. Т.2. Безопасный маршрут в школу и домой.

В работе представлена викторина "Безопасность на дороге" к образовательной программе "Пешеходная грамота" Раздел 5 Дорожная безопасность Тема Р.5. Т.2. Безопасный маршрут в шк...