Дезинфекция
методическая разработка на тему

Титкова  Зинаида Алексеевна

Для студентов 2 курса специальности Сестринское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._dezinfektsiya1.docx156.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

     «Медицинское училище № 1

Департамента здравоохранения города Москвы»

Методическое пособие

 

Тема:  «Дезинфекция»

        Дисциплина ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Специальность: 060501

Работу составила

Преподаватель  МУ№1

                                                                                                   Титкова Зинаида Алексеевна

2013

 

Рассмотрена и одобрена        Утверждаю:

На заседании ЦК                                                       Заместитель  директора

«Специальные дисциплины                                        по учебной работе

Базовой подготовки»                                                   ГБОУ СПО МУ № 1

Протокол № ________                                          ________/Л.С. Спирина/

Председатель ЦК

_______________/Е.П. Врублевская/                 «___ » _____________ 20    г.

«___» ______________20   г.

Согласована:

Методист ГБОУ СПО МУ № 1

___________/ А. В. Меженина/

«___» ____________20   г.

Составитель:                             Преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ

Титкова З.А.                             профессии младшая медицинская сестра по

                                                    уходу за больными

Рецензенты:                             Председатель цикловой комиссии

Е. П. Врублевская                    специальных дисциплин МУ № 1

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме « Внутрибольничная инфекции» в соответствии с рабочей программой по  профессиональному модулю « ПМ. 04. Выполнение работа по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным» для специальности 060501 « Сестринское дело» (среднее профессиональное образование базовый уровень).

На изучение данной темы отводится 6 часов по рабочей программе.

Методическая разработка структурирована и содержит:

  • Методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, хронологическая карта занятия;
  • Информационный блок включает терминологический словарь, материалы лекции в виде опорного конспекта;
  • Блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний студентов  в виде претеста и контролирующий материал для закрепления знаний.
  • Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.

 

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из – за большого объема информации в учебной литературе.

Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.

Методический

блок

        http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=511853981-58-72&n=21

Рекомендации по работе с методическим пособием

  1. Методическое пособие содержит цели, отражающие знания, которыми должен обладать студент по окончании работы с пособием.
  2. В глоссарии термины представлены по мере их появления при изложении данной темы
  3. Блок контроля включает следующие компоненты:
  • Исходный уровень знаний студентов определяется в процессе индивидуальной работы в форме ответов на тест « Верно не верно» и задания « Перечислите».
  • С целью изучения нового материала и расширения знаний по теме занятия студентам предлагается проблемные ситуации
  • С целью закрепления изученного материала студентам необходимо решить  ситуационные задачи
  • На этапе итогового контроля знаний предлагается выполнение тестовых заданий

4. Продолжительность каждого этапа занятия может варьироваться в зависимости от исходного уровня знаний и работоспособности студентов

5. Материалы данного методического пособия могут использоваться студентами для подготовки к занятиям по другим темам и создания ими материалов по внеаудиторной самостоятельной работе

Тема: «Дезинфекция»

Вид занятия: Комбинированное

Тип занятия: Урок по первоначальному формированию умений и навыков

Количество часов: 6часов

Цели занятия:

  1. Общеобразовательные:
  • Выявление знаний по теме «Дезинфекция» устранение пробелов в знаниях студентов.
  • Введение новых понятий
  • Расширение известных знаний о работе с дезинфектантами
  1. Развивающие:
  • Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное
  1. Воспитательные:
  • Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине
  • Воспитание стремления соблюдать правила безопасного выполнения работ

В результате изучения данной темы студент должен:

Знать:

  • Виды, методы и средства дезинфекции;
  • Преимущества и недостатки различных групп дезинфектантов;
  • Правила техники безопасности при работе с дезинфектантами;

Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций.

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущей и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Профессиональные компетенции

ПК  2.1. 2.2,2.5

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Мотивация:

     Противоэпидемические мероприятия в лечебно-профилактических учреждениях, направленные на профилактику внутрибольничных инфекций, предусматривают дезинфекцию объектов окружающей среды, имеющих значение для распространения инфекционных заболеваний, и стерилизацию изделий медицинского назначения.

     В основном проведение дезинфекционных и стерилизационных мероприятий возлагается на средний медицинский персонал, который должен руководствоваться действующими инструктивно-методическими документами: приказами Министерства здравоохранения о проведении дезинфекционных мероприятий в лечебно-профилактических учреждениях определенного профиля, методическими указаниями по проведению дезинфекционных мероприятий при отдельных видах инфекционных заболеваний; методическими указаниями по применению конкретных средств и методов дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации, технологии обработки отдельных объектов и пр.

Оснащение занятия:http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=442844464-31-72&n=21

   

1. Нормативные документы:

  • СанПиН 2. 1. 7. 2790-10 Санитарно – эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010г. №163

2. Учебно-методическое обеспечение:

  • С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР - Медиа» 2009      
  • Методическое пособие для студентов
  • Тестовые задания
  • Ситуационные задачи

3. ТСО:

  • компьютер

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=485507471-22-72&n=21

Междисциплинарные связи

Хронокарта занятия

Этапы занятия

Код формируемых компетенций

Время

1. Организационный момент

ОК 1; ОК 7

5

2. Определение целей занятия. Мотивация темы

10

3. Определение исходного уровня знаний

ОК 4

15

4. Методические рекомендации к проведению самостоятельной работы

5

5. Самостоятельная работа студентов

ОК 2; ОК 6; ОК 13;ПК 1.1; ПК 1.2; ПК 1.3

180

6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений

ОК 4; ОК 5

35

7. Рефлексия. Подведение итог занятия

15

8. Домашнее задание

5

Список литературы:http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=310089920-29-72&n=21

1.Основная:    С.А. Мухина, И.И. Тарновская « Практическое руководство по основам сестринского дела» Москва « ГЭОТАР - Медиа» 2009      

Для студентов:

1. С.А. Мухина, И.И. Тарновская Практическое руководство к предмету «основы сестринского дела»: Учебник для медицинских училищ – 2-е изд, испр, и доп – М,ГЭОТАР – Мед 2008

2.  С.А. Мухина, И.И. Тарновская Теоретические основы сестринского дела: Учебник для мед. Училищ и колледжей: - 2-е изд, испр, и доп, - М, ГЭОТАР – Мед 2008

3.В. Л. Осипова « Внутрибольничная инфекция» Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа»2012

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=345216452-43-72&n=21

2. Дополнительная: Конспект лекции

3.Интернет-ресурсы:

Информационный

блок

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=188863335-31-72&n=21

Химический метод дезинфекции

В качестве средств дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации используют только разрешенные в установленном порядке в РФ химические средства.

Дезинфекцию с использованием химических средств проводят следующими способами.

Погружение - изделий в раствор, находящийся в специальных емкостях из стекла, пластмассы или покрытых эмалью без повреждений. Разъемные изделия дезинфицируют в разобранном виде. Каналы и полости заполняют дезинфицирующим раствором.

Орошение – используется для дезинфекции больших поверхностей. Для распыления применяют гидропульты или ручные опрыскиватели.

Протирание – используется для дезинфекции изделий и поверхностей, не соприкасающихся  непосредственно с пациентом. Для протирания не рекомендуется применять средства: Глутарал, Глутарал-Н, Сайдекс, Гигасепт ФФ, Бианол и т.д.

Засыпание – используется для обеззараживания инфицированных биологических материалов. На 1 л. выделений берется 200 г дезинфектанта.  

Общие требования к химическим веществам, применяющимся для дезинфекции:

  • Безопасность для здоровья человека, малая токсичность (3,4-й класс токсичности рабочих растворов);
  • Широкий спектр антимикробной активности (включая вирусы парентеральных гепатитов, ВИЧ, возбудителя туберкулеза, анаэробной инфекции, особо опасных инфекций и др.);
  • Возможность применения в присутствии пациентов и медперсонала;
  • Многофункциональность;
  • Безопасность для обрабатываемых объектов;
  • Удобство в применении;
  • Хорошая растворимость в воде;
  • Длительный срок годности рабочих растворов и концентратов;
  • Доступность по стоимости

Классификация веществ для химической дезинфекции

Группа

Подгруппа

Представитель

1. Галоидосодержащие

Неорганические хлорсодержащие соединения

хлорная известь, анолит, каталит

Органические хлорсодержащие соединения

хлорамин Б

Органические соединения на основе изоциануратов

клорсепт, пресепт

Йодсодержащие соединения

йоданат

2. Кислородосодержащие

Перекисные соединения

перекись водорода, перформ

Надкислоты

дезоксон, виркон

3. Поверхностно-активные вещества

септодор

4. Гуанидины

гибитан, лизетол

5. Альдегидосодержащие

формальдегид, сайдекс, гигасепт

6. Спирты

спирт этиловый, октенисепт, октенидерм

7.Фенолсодержащие

амоцид, амоцид 2000, формалин

Дезинфицирующие средства могут обладать бактерицидными или бактериостатическим эффектом. Бактерицидные дезинфектанты уничтожают бактерии, а бактериостатические тормозят рост бактерий.

Концентрация дезинфицирующего вещества, указанная в методических рекомендациях, должна быть точно соблюдена. Использование для дезинфекции более низкой концентрации ведет к появлению в стационарах устойчивых к внешним воздействиям госпитальных штаммов, а более высокой концентрации – к непроизводительному расходованию дорогостоящих препаратов, к повреждению инструментария и токсическому действию организм человека.

Время. Для проведения дезинфекции требуется определенное время – экспозиция. Время экспозиции зависит от группы дезинфектанта, вида микроорганизма, концентрации дезинфектанта.  Активность большинства  дезинфектантов прекращается после их высыхания. Это необходимо учитывать при проведении дезинфекции поверхностей. Современные дезинфектанты образуют на обрабатываемой поверхности прочные, тонкие, невидимые пленки, под которыми создаются идеальные условия для проведения дезинфекции.

Инактивация. При использовании дезинфектанта с другими химическими веществами его эффективность может уменьшаться. Нельзя использовать два дезинфектанта или один сразу после другого.

Приготовление растворов дезинфицирующих средств

Растворы дезинфицирующих средств говорят путем смешивания дезинфицирующего средства с водопроводной водой в специальной технической посуде.

Срок годности рабочего раствора – это период сохранения исходных параметров раствора (концентрации действующего вещества, pH, микроцидной активности)  до начала использования.

Меры предосторожности

при работе с дезинфицирующими средствами

1.К работе с дезинфицирующими веществами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующий инструктаж по технике безопасности, обязанностям, мерам предосторожности и профилактике случайных отравлений, утвержденный соответствующими правилами.

2.Лица с повышенной чувствительностью к применяемым химическим веществам к работе с ними не допускаются.

3.Все работу по дезинфекции оборудования и инструментария проводят в специально отведенном для этого месте, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией. Хранят растворы и выдерживают в них инструментарий и оборудование в плотно закрывающихся емкостях.

4.Растворы дезинфицирующих средств готовят в специальном помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией или в вытяжном шкафу. Персонал, готовящий раствор, должен работать в спецодежде: халат, шапочка, маска, резиновые перчатки, а если есть указания, то и респиратор определенной марки и защитные очки.

5.Запасы препаратов хранят в местах, не доступных для общего пользования, в темной посуде, в сухом, темном и прохладном помещении.

6.Все дезинфекционные средства и растворы должны иметь этикетки с указанием названия, концентрации, даты изготовления и срока годности. Следует строго соблюдать последовательность и точно выполнять все этапы очистки и дезинфекции.

7.После окончания руки необходимо вымыть смазать смягчающим кремом.

Виды уборок, проводящихся в процедурных, перевязочных, операционных

Вид уборки

Время проведения

Примечание

Профилактическая

Перед началом работы

Проводится уборка и дезинфекции рабочих поверхностей

Текущая

В течение рабочего дня

После каждого пациента проводится уборка и дезинфекция использованного оборудования

Заключительная

В конце рабочего дня

Уборка и дезинфекция использованного инвентаря, влажная уборка помещения

Генеральная

1 раз в неделю

-

Дезинфекция воздуха в помещениях ЛПУ

Воздух и поверхности в помещениях ЛПУ обеззараживают:

  • Ультрафиолетовым облучением с помощью бактерицидных облучателей;
  • Химическим методом с помощью дезинфицирующих средств, озона.

Схема  для приготовления рабочего раствора

дезинфицирующего средства

Схема приготовления 1 л

3% рабочего раствора хлорамина

Оснащение: эмалированная, стеклянная или полиэтиленовая посуда, мерная емкость для порошка, мерная емкость для воды, отдельное помещение, оснащенное приточно-вытяжной вентиляцией, материал для маркировки емкости, лопаточка для перемешивания.

Защитная одежда: резиновые перчатки, респиратор, герметические очки, дополнительный халат.

 

Схема расчета количества ингредиентов, необходимых для приготовления рабочего раствора хлорамина заданной концентрации

        

×        

                  ×                × 10 = А

 

  - А =

   

Схема приготовления

маточного раствора хлорной извести

Оснащение: эмалированная или полиэтиленовая посуда, мерная емкость для порошка, мерная емкость для воды, отдельное помещение, оснащенное приточно-вытяжной вентиляцией, материал для маркировки емкости, лопаточка для перемешивания.

Защитная одежда: резиновые перчатки, респиратор, герметические очки, дополнительный халат или фартук, бахилы.

 

        

Схема расчета количества ингредиентов

для приготовления рабочих растворов хлорной извести

                 ×                × 100 = А

 

  - А =

   

Схема приготовления рабочих

 растворов хлорной извести

Оснащение: эмалированная или полиэтиленовая посуда, мерная емкость для маточного раствора, мерная емкость для воды, отдельное помещение, оснащенное приточно-вытяжной вентиляцией, материал для маркировки емкости, лопаточка для перемешивания.

Защитная одежда: резиновые перчатки, респиратор, герметические очки, дополнительный халат или фартук, бахилы.

 

Схема проведения дезинфекции медицинского инструментария, предметов ухода, игрушек

Оснащение: емкость для дезинфекции, емкости для отмывания загрязнений, рабочий раствор дезинфицирующего средства, тканевые салфетки.

Защитная одежда: определяется по методическим указаниям к дезинфицирующему средству в разделе «Меры предосторожности».

Действие

Условия выполнения

Теоритическое обоснование

Самоконтроль качества

Возможные ошибки

Отмыть от органических загрязнений в емкости с водой

Перед дезинфекцией изделий с их наружной поверхности удаляют видимые загрязнения с помощью тканевых салфеток; изделия (включая их полости и каналы) промывают в емкости с водой. Разъемные изделия перед этим разбирают.

Если дезсредство обладает фиксирующими свойствами, то это может привести к фиксации органических загрязнений на медицинском изделии

Изделие отмыто от органических загрязнений полностью

Изделие не отмыто полностью от органических загрязнений

Просушить инструмента-рий

Разобранный инструментарий  просушивают тканевыми салфетками

При замачивании мокрых инструментов концентрация дезраствора может уменьшиться, и следовательно, дезинфекция не будет эффективной

Инструментарий сухой

Инструментарий высушен не полностью

Замочить инструментарий в рабочем растворе дезинфици-рующего средства на время экспозиции

Полное погружение изделий в рабочий раствор, обеспечивая заполнение всех каналов раствором.  Толщина слоя раствора над изделиями должна быть не менее 1 см

Дезинфекция возможна только при соприкосновении всех частей инструмента с дезраствром

Каналы заполнены без воздушных пробок. Инструмент погружен полностью в дезраствор

1.Каналы не заполнены дезраствором.

2.Инструмент погружен не полностью в дезраствор

Отмыть медицинский инструмента-рий от дезраствора

Промывают проточной водой, учитывая методические указания для данного дезинфицирующего средства

Удаление дезинфицирующего средства

Отсутствие запаха дезсредства

Инструмента-рий не

Провести дезинфекцию использован-ных салфеток, промывных вод, емкостей для промывания

Использованные салфетки, промывные воды и емкости для промывания дезинфицируют одним из рекомендованных способов

Салфетки, промывные воды и емкости могут стать источником и резервуаром микроорганизмов

Использованные салфетки, промывные воды, емкости продезинфици-рованы одним из рекомендованных способов

Использован-ные салфетки, промывные воды и емкости для промывания не подверглись дезинфекции или подверглись неэффектив-ной дезинфекции

Схема проведения дезинфекции поверхностей

Оснащение: рабочий раствор дезинфицирующего средства, ветошь, емкости для дезраствора.

Защитная одежда: определяется по методическим указаниям к дезинфицирующему средству в разделе «Меры предосторожности».

Действие

Условия выполнения

Теоритическое обоснование

Самоконтроль качества

Возможные ошибки

Протереть смоченной в дезрастворе ветошью поверхность

Двукратное протирание с интервалом в 15 мин. Поверхность кушетки должна оставаться влажной все время экспозиции

Эффективная дезинфекция может проходить только во влажной среде

Поверхность кушетки остается влажной все время экспозиции

1.Поверхность кушетки быстро высыхает.

2.Используется недостаточное количество дезраствора для обработки 1 м2 поверхности

Схема для проведения дезинфекции

санитарно-технического оборудования

Оснащение: рабочий раствор дезинфицирующего средства, ветошь, емкости для дезраствора.

Защитная одежда: определяется по методическим указаниям к дезинфицирующему средству в разделе «Меры предосторожности».

Действие

Условия выполнения

Теоритическое обоснование

Самоконтроль качества

Возможные ошибки

Протереть смоченной в дезрастворе ветошь (щеткой, ершом) поверхность сантехнического оборудования

Двукратное протирание с интервалом в 15 мин. Поверхность сантехнического оборудования должна оставаться влажной все время экспозиции

Эффективная дезинфекция может проходить только во влажной среде, через определенное время (экспозиция)

Поверхность объекта остается влажной все время экспозиции

1.Поверхность  быстро высыхает.

2.Используется недостаточное количество дезраствора для обработки 1 м2 поверхности

Ополоснуть поверхность сантехнического оборудования водой

Удаление дезсредства с поверхности оборудования

Отсутствует характерный запах дезинфицирующего средства

Дезинфицирующее средство не смыто или смыто недостаточно. Остался запах дезсредства

Схема проведения дезинфекции

посуды с остатками пищи

Оснащение: рабочий раствор дезинфицирующего средства, емкость для дезинфекции.

Защитная одежда: определяется по методическим указаниям к дезинфицирующему средству в разделе «Меры предосторожности».

        

Действие

Условия выполнения

Теоритическое обоснование

Самоконтроль качества

Возможные ошибки

Удалить остатки пищи

Остатки пищи удаляются в специальный бачок для остатков пищи

Остатки пищи уменьшают эффективность дезинфекции

Посуда очищена от остатков пищи

На посуде остались крупные остатки пищи

Погрузить посуду в рабочий раствор на время экспозиции

Полностью погружают в раствор, препятствия всплытию

Дезинфекция возможна только при полном соприкосновении с дезрастворе

Посуда полностью погружена в дезраствор

Посуда погружена не полностью в дезраствор

Ополоснуть поверхность посуды

Промывают водой в течение времени, указанного в методических рекомендациях

Удаление дезсредства с поверхности оборудования

Отсутствует характерный запах дезинфицирующе-го средства

Дезинфицирующее средство не смыто или смыто недостаточно. Остался запах дезраствора

Схема проведения дезинфекции комплекта белья, загрязненного выделения

Оснащение: рабочий раствор дезинфицирующего средства, емкость для дезинфекции.

Защитная одежда: определяется по методическим указаниям к дезинфицирующему средству в разделе «Меры предосторожности».

Действие

Условия выполнения

Теоритическое обоснование

Самоконтроль качества

Возможные ошибки

Погрузить белье в рабочий раствор на время экспозиции

Полностью погружают в раствор, препятствуя всплытию

Дезинфекция возможна только при полном соприкосновении с дезраствором

Белье полностью погружено в дезраствором

Белье погружено в дезраствор не полностью

Белье стирают и прополаскивают

Возможна машинная и ручная стирка

Удаление дезсредства

Отсутствует характерный запах дезинфицирующего средства

Дезинфицирующее средство не удалено или удаление недостаточно. Остался запах дезсредства

Схема проведения генеральной уборки

процедурного кабинета

Оснащение: рабочий раствор дезинфицирующего средства, емкость для дезинфекции, стерильная ветошь.

Защитная одежда: определяется по методическим указаниям к дезинфицирующему средству в разделе «Меры предосторожности» +  специально отведенный халат, непромокаемый фартук.

Схема проведения дезинфекции шприцов

Оснащение: емкости для дезинфекции с рабочим раствором дезинфицирующего средства не обладающего фиксирующими свойствами.

Защитная одежда: определяется по методическим указаниям к дезинфицирующему средству в разделе «Меры предосторожности».

Схема оказания первой медицинской помощи при случайном попадании дезинфицирующего средства в желудок

Цель: оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезинфицирующего средства в желудок.

Оснащение: 10 – 20 таблеток активированного угля, несколько стаканов воды.

Действие

Теоритическое обоснование

1.Измельчить 10 – 20 таблеток активированного угля

Уголь абсорбирует ядовитое вещество лучше в измельченном виде

2.Запить размельченные таблетки активированного угля несколькими стаканами воды

Максимально уменьшить концентрацию содержимого желудка

3.Обратиться к врачу при необходимости

Для исключения негативных последствий

        Схема оказания первой медицинской помощи при случайном попадании дезинфицирующего средства в глаза

Цель: оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезинфицирующего средства в глаза

Оснащение: проточная вода, 30% сульфацил натрия (альбуцид)

        

Действие

Теоритическое обоснование

1.Промыть глаза под струей проточной воды в течение 10 – 15 мин.

Удаление дезинфицирующего средства

2.Закапать в глаза 1 – 2 капли 30% раствора сульфацила натрия

Нейтрализация дезинфицирующего средства

3.Обратиться к врачу

При попадании средства в глаза возможны ожоги слизистой и повреждение роговицы

Схема оказания первой медицинской помощи при раздражении дыхательных путей дезинфицирующим раствором

Цель: оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезинфицирующего средства в желудок.

Оснащение: молоко, пищевая соль

Действие

Теоритическое обоснование

1. Вывести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение

Очищение дыхательных путей от паров дезинфицирующего средства

2. Рот и носоглотку прополоскать водой

Очищение рта и носоглотки от осевшего дезинфицирующего вещества

3. Принять стакан теплого молока( 1ч.л. на стакан молока)

Молоко нейтрализует дезинфицирующее вещество

4. При необходимости обратиться к врачу

Для исключения негативных последствий

Схема оказания первой медицинской помощи при случайном попадании дезинфицирующего средства на кожу

Цель: оказать первую медицинскую помощь при случайном попадании дезинфицирующего средства в глаза

Оснащение: проточная вода

Действие

Теоретическое обоснование

Смыть дезинфицирующее средство большим количеством воды

Оказывает выраженное местно-раздражающее действие на кожу, поэтому необходимо удаление дезраствора с кожи

Блок

контроля

        http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=245750844-40-72&n=21

Задание в тестовой форме по теме: «Дезинфекция»

Инструкция: выберите один правильный ответ

1. Дезинфекция – это:

а) этап деконтаминации;

б) метод дератизации;

в) способ удаления загрязнений;

г) этап предстерилизационной очистки.

2. Спецодежду, загрязненную кровью необходимо:

а) снять и замочить в растворе дезинфицирующего средства;

б) снять и положить в непромокаемый мешок для использованной спецодежды;

в) обработать место загрязнения тампоном, смоченным дезинфицирующим раствором;

г) снять и место загрязнения застирать с мылом.

3. Кушетку, которую используют для осмотра пациента, необходимо дезинфицировать:

а) после каждого пациента;

б) 1 раз в день;

в) в конце рабочей смены;

г) во время генеральной уборки.

4. После выписки пациента проводится:

а) дезинфекция не проводится;

б) текущая дезинфекция;

в) профилактическая дезинфекция;

г) заключительная дезинфекция.

5. Текущую дезинфекцию проводят:

а)  в очаге после ликвидации  источника инфекции;

б) в очаге до ликвидации

в) в ЛПУ, независимо от источника инфекции;

г) на дому, при отсутствии источника инфекции.

6. К работе с дезсредствами допускаются лица, достигшие:

а) 16 лет;

б) 17 лет;

в) 18 лет;

г) 19 лет.

7. При попадании любого дезсредства в глаза необходимо:

а) промыть проточной водой, при  появлении раздражения закапать сульфацил-натрий;

б) промыть раствором фуралицина 1:5 000;

в) промыть слабым раствором перманганата калия;

г) срочно закапать в глаза 0,25% раствор новокаина.

8.  После окончания работы с дезсредствами руки следует:

а) обработать 70% спиртом;

б) вымыть с мылом и смазать вазелиновым маслом;

в) вымыть с мылом и обработать тальком;

г) вымыть с мылом и смазать смягчающим кремом.

9. Генеральная уборка палат проводится не реже:

а) одного раза в три недели;

б) двух раз в месяц;

в) одного раза в месяц;

г) одного раза в два месяца.

10. Маркировка уборочного инвентаря должна содержать:

а) режим дезинфекции;

б) вид работ и наименование помещения;

в) срок годности.

11. Целью дезинфекции является:

а) уничтожение патогенных микроорганизмов на медицинском инструментарии;

б) уничтожение патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды палат, медицинском оборудовании и инструментарии;

в) уничтожение патогенных микроорганизмов в воздухе;

г) уничтожение патогенных микроорганизмов на поверхности кожи.

12. Режим мытья столовой посуды в ЛПУ:

а)  погружение в дезсредство – механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 500 – просушивание;

б) механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 500 – погружение в дезсредство – ополаскивание при температуре не менее 650  - просушивание;

в) механическое удаление остатков  - погружение в дезсредство – мытье при температуре не менее 650 – просушивание;

г) механическое удаление остатков пищи – мытье при температуре 600 – погружение в дезсредство – ополаскивание при температуре не менее 800 – просушивание.

13. Дезинфекция – это уничтожение форм микроорганизмов:

а) вегетативных;

б) споровых;

в) тех и других форм.

14. Профилактическая  дезинфекция проводится:

а) в очаге инфекции;

б) независимо от наличия инфекционного заболевания;

в) после локализации инфекционного очага.

15. Целью  профилактической дезинфекции является:

а) предупреждение распространения инфекции;

б) предупреждение появления инфекции;

в) уничтожение возбудителя в очаге инфекции.

16. Время изготовления маточного раствора хлорной извести:

а) 10 мин.;

б) 1 ч.;

в) 24 ч.;

г) 48 ч.

17. Для приготовления 10% раствора хлорной извести на 9 л. сухой хлорной извести необходимо взять:

а) 1,5 кг.;

б) 1 кг;

в) 1,9 кг;

г) 0,99 кг.

18. Для приготовления  1 л 3% р-ра хлорамина необходимо:

а) 30 г хлорамина на 900 мл воды;

б) 300 г хлорамина на 700 мл воды;

в) 30 г хлорамина на 970 мл воды;

г) 30 г хлорамина на 1000 мл воды.

19. Генеральную уборку процедурного кабинета  проводят:

а) каждый день;

б) 1 раз в 2 дня;

в) 1 раз в 7 дней;

г) 1 раз в 10 дней.

20. Для приготовления 1% раствора хлорной извести необходимо взять:

а) 1 л 10% хлорной извести + 9 литров воды;

б) 1 л 10% хлорной извести + 10 литров воды;

в) 0,1 л 10% раствора хлорной извести + 9 литров воды;

г) 1 л 10% раствора хлорной извести + 1 литр воды.

21. Интервал времени при 2-кратном протирании ветошью с дезраствором (в мин):

а) 5;

б) 10;

в)15;

г) 20.

22. При попадании дезинфицирующего раствора на кожу или слизистые оболочки пораженное место следует промыть:

а) чистой проточной водой;

б) 70% спиртом;

в) 0,5% раствором перманганата калия;

г) 1% раствором питьевой соды.

23. Срок хранения осветленного (маточного) раствора составляет:

а) 2 суток;

б) 6 суток;

в) 10 суток;

г) 20 суток.

24. Генеральная уборка процедурного кабинета проводится:

а) ежедневно, с 5% раствором хлорамина;

б) через день, с 3% раствором хлорамина;

в) 1 раз в неделю с 5% раствором хлорамина;

г)  1 раз в 7 дней, раствором, принятым к использованию в данном учреждении в соответствии с приказом;

д) 1 раз в месяц, 10% раствором хлорной извести.

25. Столы в столовой ЛПУ обрабатывают ветошью, смоченной в:

а) мыльном растворе;

б) 2% р-ре натрия гидрокарбоната;

в) 1% р-ре хлорамина;

г) 10% р-ре хлорамина;

д) р-ре перекиси водорода.

26. Высоким риском поражения пациентов инфекциями обладают:

а) неживые предметы окружающей среды, не контактирующие с пациентами;

б) инструменты, используемые для проникновения в полости и кровяное русло;

в) инструменты, контактирующие с неповрежденной кожей;

г) сантехническое оборудование.

27. Паровая дезинфекция осуществляется за счет:

а) воздействия высокой температуры;

б) воздействие паров формалина;

в) воздействие водяного пара под давлением;

г) высушивания.

28. При проведении генеральной уборки процедурного кабинета заключительным действием является:

а) 2-часовая обработка кабинета при помощи УФО;

б) проветривание;

в) протирание пола дезраствором;

г) смывание дезраствора водой.

29.  При заключении дезинфекции подушку, одеяло и матрас:

а) сдают на утилизацию;

б) упаковывают в клеенчатые мешки и хранят в бельевой до следующего пациента;

в) в клеенчатых мешках отправляют в дезкамеру;

г) замачивают в разрешенном дезрастворе, выполаскивают, кипятят и высушивают.

 30. После дезинфекции инструментария одноразового применения следует:

а) стерилизация;

б) уничтожение;

в) хранение в сухом виде;

г) списание.

Инструкция: установите соответствие

31. Способ дезинфекции

Метод дезинфекции

А. Сжигание, ошпаривание кипятком, кипячение

1. Средства физической дезинфекции

Б. Орошение, протирание, погружение

2. Способ химической дезинфекции

В. Открытый огонь, УФ-излучатели

32. Степень риска инфицирования при контакте

Инструменты и оборудование

А. Высокая

1. Термометры

Б. Средняя

2. Кровать

В. Низкая

3. Судно

4. Скальпели

5. Жалюзи

6. Мочевые катетеры

7. Банки

8. Тонометры

9. Шприцы

33. Способ дезинфекции

Инструменты и оборудование

А. Р-р 3% хлорамина

1. Термометры

Б. Р-р 1% хлорамина

2. Грелки

В. 3% р-р перекиси водорода

3. Зонды

4. Мензурки

5. Перчатки

6. Шприцы

34. Вид дезинфекции

Количество обработок

А. Заключительная дезинфекция

1. Проводится многократно в течение дня

Б. Генеральная дезинфекция

2. Проводится периодически 1 раз в неделю

В. Текущая дезинфекция

3. Проводится однократно в конце рабочего дня

Задачи на оказание первой помощи при случайном попадании дез. средства  в организм

Задача 1.

 Постовая сестра случайно выпила несколько глотков рабочего раствора дезинфицирующего средства «Аламинол» способом орошения. Окажите первую медицинскую помощь. Ответ обоснуйте.

Задача 2.

При обработке поверхностей рабочим раствором дезинфицирующего средства «Амоцид» способом орошения, постовая сестра почувствовала першение в горле, носу, кашель. Окажите первую медицинскую помощь при раздражении дыхательных путей. Ответ обоснуйте.

Задача 3.

При проведении дезинфекции медицинского инструментария несколько капель рабочего раствора дезинфицирующего средства «Бианол» попало процедурной сестре в глаз. Окажите первую медицинскую помощь при случайном попадании средства «Бианол» в глаза. Ответ обоснуйте.

Задача 4.

При проведении дезинфекции поверхностей средством «Векс-Сайд», небольшое количество раствора попало на кожу предплечья. Окажите первую медицинскую помощь при случайном попадании средства на кожу. Ответ обоснуйте.

Задача 5.

Процедурная сестра случайно выпила несколько глотков рабочего раствора дезинфицирующего средства «Велтолен». Окажите первую медицинскую помощь. Ответ обоснуйте.

Задача 6.

При приготовлении рабочего раствора дезинфицирующего средства «Гигасепт» медсестра почувствовала першение в горле, носу. Кашель. Окажите первую медицинскую помощь при раздражении дыхательных путей. Ответ обоснуйте.

Задача 7.

При проведении дезинфекции медицинского инструментария несколько капель рабочего раствора дезинфицирующего средства «Дезоформ» попало процедурной сестре в глаз. Окажите первую медицинскую помощь при случайном попадании средства на кожу. Ответ обоснуйте.

Задача 8.

При проведении дезинфекции поверхностей средством «Деконекс 50 ФФ»небольшое количество раствора попало на кожу тыльной стороной кисти. Окажите первую медицинскую помощь при случайном попадании средства на кожу. Ответ обоснуйте.

Задача 9.

Постовая сестра случайно выпила несколько глотков рабочего раствора дезинфицирующего средства «Лизетол». Окажите первую медицинскую помощь. Ответ обоснуйте.

Задача 10.

При обработке поверхностей рабочим раствором дезинфицирующего средства «Жавельсолид» способом орошения, постовая сестра почувствовала першение в горле, носу, кашель. Окажите первую медицинскую помощь при раздражении дыхательных путей. Ответ обоснуйте.

Блок

эталонов

ответов

        http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=245750844-40-72&n=21

Эталоны ответов к тестовым заданиям

1. А                                                    25. В

2. А                                                    26. Б

3. А                                                    27. В.

4. Г                                                    28. Б

5. Б                                                    29. В

6. В                                                    30. Б

7. А                                         31. А) 1 Б) 2 В) 1

8. Г                                                    32. А) 4, 6, 9 Б) 1, 3, 7, 8 В)2, 5

9. В                                                    33. А) 3, 5, 6 Б)2, 4 В) 1

10. Б                                                   34. А) 3 Б) 2 В) 1

11. Б

12. В

13. А

14. Б

15. В

16. Б

17. В

18. В

19. А

20. В

21. В

22. А

23. В

24. Г

Эталоны ответов к задачам

Задача 1.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Измельчить  10-20 таблеток активированного угля

Уголь абсорбирует ядовитое вещество лучше в измельченном виде

2. Запивать размельченные таблетки активированного угля несколькими стаканами воды

Максимально уменьшить концентрацию содержимого желудка

3. Обратиться к врачу при необходимости

Для исключения негативных последствий

Задача 2.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Вывести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение

Очищение дыхательных путей от паров дезинфицирующего средства

2. Рот и носоглотку прополоскать водой

Очищение рта и носоглотки от осевшего дезинфицирующего вещества

3. Принять стакан теплого молока с пищевой содой (1 ч.л. на стакан теплого молока)

Молоко нейтрализует дезинфицирующее средство

Задача 3.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Промыть глаза под струей проточной воды в течение 10-15 мин.

Удаление дезинфицирующего средства

2. Закапать в глаза 30% раствор сульфацила натрия

Нейтрализация дезинфицирующего средства

3. Обратиться к врачу

При попадании средства в глаза возможны ожоги слизистой и повреждение роговицы

Задача 4.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Смыть дезинфицирующее средство большим количеством воды

Оказывает выраженное местно-раздражающее действие на кожу, поэтому необходимо  удаление дезсредства с кожи

Задача 5.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Измельчить  10-20 таблеток активированного угля

Уголь абсорбирует ядовитое вещество лучше в измельченном виде

2. Запивать размельченные таблетки активированного угля несколькими стаканами воды

Максимально уменьшить концентрацию содержимого желудка

3. Обратиться к врачу при необходимости

Для исключения негативных последствий

Задача 6.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Вывести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение

Очищение дыхательных путей от паров дезинфицирующего средства

2. Рот и носоглотку прополоскать водой

Очищение рта и носоглотки от осевшего дезинфицирующего вещества

3. Принять теплое питье

Теплая жидкость смывает остатки дезсредства из глотки

Задача 7.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Промыть глаза под струей проточной воды в течение 10-15 мин.

Удаление дезинфицирующего средства

2. Закапать в глаза 30% раствор сульфацила натрия

Нейтрализация дезинфицирующего средства

3. Обратиться к врачу

При попадании средства в глаза возможны ожоги слизистой и повреждение роговицы

Задача 8.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Смыть дезинфицирующее средство большим количеством воды с мылом

Оказывает выраженное местно-раздражающее действие на кожу. Удаление дезсредства с кожи.

Задача 9.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Измельчить  10-20 таблеток активированного угля

Уголь абсорбирует ядовитое вещество лучше в измельченном виде

2. Запивать размельченные таблетки активированного угля несколькими стаканами воды

Максимально уменьшить концентрацию содержимого желудка

3. Обратиться к врачу при необходимости

Для исключения негативных последствий

Задача 10.

Действие

Теоретическое обоснование

1. Вывести пострадавшего на свежий воздух или в хорошо проветриваемое помещение

Очищение дыхательных путей от паров дезинфицирующего средства

2. Рот и носоглотку прополоскать водой

Очищение рта и носоглотки от осевшего дезинфицирующего вещества

3. Принять стакан теплого молока с пищевой содой (1 ч.л на стакан теплого молока)

Молоко нейтрализует дезинфицирующее средство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дезинфекция и стерилизация

Учебно-методическое пособие "Дезинфекция и стерилизация" предназначено для проведения практического занятия в ГБОУ СПО по специальностям 060501 Сестринское дело и 060102 Акушерское дело по дисциплине ...

Дезинфекция

Дезинфекция - уничтожение или удаление возбудителей инфекционных болезней инфекционных болезней в окружающей человека среде....

Дидактический материал по теме: "Инфекционный контроль. Дезинфекция"

Рекомендуется  в качестве учебного пособия студентам  средних медицинских учебных  заведений по специальности «Сестринское дело»Разработано преподавателем  МК №1Николаевой О.П...

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ: «ДЕЗИНФЕКЦИИ»

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ:  «ДЕЗИНФЕКЦИИ». Данные тесты позволяют контролировать у обучающихся усвоение темы по безопасности больничной среды....

лекция по теме Дезинфекция

тезисы лекции теоретического занятия по теме Дезинфенкция для ПМ Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными...