Методическое пособие для проведения практического занятия "Дезинфекция изделий медицинского назначения"
учебно-методическое пособие

Кудлаева Татьяна Михайловна

Методическое пособие предназначено для проведения практического доклинического занятия по теме "Дезинфекция изделий медицинского назначения" профессионального модуля - ПМ. 04. МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала. Цель данного методического пособия - подбор целесообразных методов обучения по основным вопросам занятия, в повышении эффективности процесса обучения на практическом занятии, в осмыслении основных практических навыков и умений по дезинфекции изделий медицинского назначения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для проведения практического занятия

(для преподавателя)

Дезинфекция изделий медицинского назначения

ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

(Младшая медицинская сестра по уходу за больными)

МДК.04.02 Безопасная среда для пациента и персонала

Специальность: 34.02.01. Сестринское дело

Москва

2018 г.

Утверждено

Методическим советом

Протокол №

от  «     »   2018 г.

Председатель

_______________/__________

ФИО                        подпись

Одобрено

ЦМК № 4

Протокол №

от «     »   2018 г.

Председатель ЦМК

_____________/ _______________

ФИО                        подпись

Согласовано

с методистом

____________/________________

ФИО                        подпись

Автор:  Кудлаева Т.М.,  преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                             Стр.

Аннотация                                                                                                                 4

Введение                                                                                                                    5

Оснащение занятия                                                                                                   7

Технологическая карта занятия         9

Критерии итоговой оценки за занятие                                                                   10

Глоссарий        11

Актуализация темы        13

Содержание нового материала                                      14

Приложение 1. Вопросы для фронтального опроса        21

Приложение 2. Ситуационные задачи для самостоятельной работы           24

Приложение 3.  Задания для рубежного контроля         41

Литература                                                                                                               49        

Аннотация

Данное методическое пособие предназначено для проведения практического доклинического занятия по теме «Дезинфекция изделий медицинского назначения» профессионального модуля ПМ 04. МДК 04.02.

Занятие рассчитано на 2 часа.

Методическое пособие может так же использоваться обучающимися для подготовки к квалификационному экзамену по профессиональным модулям ПМ 04. МДК 04.02.

Введение

(пояснительная записка)

Данное методическое пособие  разработано в помощь преподавателям при проведении  занятий по профессиональным модулям ПМ 04.«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)», МДК.04.02 «Безопасная среда для пациента и персонала».

Методическое пособие предназначено для реализации следующей задачи – дать обучающимся достаточный объём знаний по теме «Дезинфекция изделий медицинского назначения».

Цель данного методического пособия - подбор целесообразных методов обучения по основным вопросам занятия, в повышении эффективности процесса обучения на занятии, в осмыслении основных практических навыков и умений, в определении полезных методических советов и рекомендаций, раскрывающих содержание и методику учебной работы на занятии.

На данном занятии студенты знакомятся с методами и способами дезинфекции изделий медицинского назначения. Закрепляют материал с помощью вопросов, ситуационных задач,  заданий для самостоятельной работы.

Значение дезинфицирующего режима в профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) огромно. Данный материал, необходим для того, чтобы грамотно поддерживать дезинфицирующий режим в лечебных организациях, а именно, способствовать предупреждению или снижению уровня ИСМП.

Методическое пособие составлено в соответствии с ФГОС нового поколения к уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональным модулям ПМ 04., специальности34.02.01. Сестринское дело.

Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

Код/шифр

компетенции

Содержание

компетенции

Пути формирования компетенции

Критерии оценки

Общие компетенции

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Предоставление обучающимся возможности самостоятельно оценить правильность выполнения  действий.

Сопоставление с эталоном (инструкцией).

Профессиональные компетенции

ПК 5.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

Организация проведения ситуационных производственных заданий.

Согласно эталонам и критериям оценки выполнения задания.

Оснащение занятия:

1. Методическое обеспечение:

  • методическое пособие для преподавателя – 1 шт.
  • методическое пособие для обучающихся – 12 шт.
  • методические указания (инструкции) по использованию дезинфицирующего средства – 20 шт.

2. Материальное обеспечение:

( из расчета на одну бригаду)

  • емкости для приготовления дезинфицирующих средств – 10 шт.
  • емкости (флаконы) с «дезинфицирующими средствами» - 20 шт.
  • градуированные стаканчики – 10 шт.
  • перчатки  - 10 шт.
  • маски – 10 шт.
  • изделия медицинского назначения (одноразовые перчатки, одноразовые шприцы, грелка, пузырь со льдом, клизменные наконечники, судно, постельные принадлежности, поильник)

3. Технические средства обучения:

  • мультимедийная установка

Тема: Дезинфекция изделий медицинского назначения

 

Время, отведенное на изучение темы: 90 минут

Место проведения: кабинет доклинической практики

Вид занятия: доклиническое практическое

Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения (работа «малыми» группами).

Общая цель:        

Приобретение обучающимися знаний и умений по обеспечению безопасной больничной среды для пациентов и персонала, в том числе инфекционной безопасности.

Конкретные цели:

После изучения темы  обучающийся должен знать

  • принципы санитарно - противоэпидемического режима
  • методы и способы дезинфекции изделий медицинского назначения

После изучения темы обучающийся должен уметь

  •  проводить дезинфекцию одноразовых изделий медицинского назначения
  • проводить дезинфекцию изделий многоразового назначения

Иметь практический опыт: на практическом занятии отрабатывать умение:

проведение дезинфекции изделий медицинского назначения с использованием рабочих растворов дезинфицирующих средств.

Технологическая карта к занятию

п/п

Этап

занятия

Время

Методы обучения

Деятельность

преподавателя

Деятельность

 обучающихся

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал,

сообщает обучающимся тему, цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и цели занятия.

Обозначают и обосновывают  цель занятия

2.

Актуализация темы.

Определение исходного уровня знаний

15

Устный  (фронтальный)

Актуализирует тему. Определяет исходный уровень знаний  обучающихся: задает вопросы, корректирует ответы

Отвечают на вопросы преподавателя

3.

Изучение нового материала

15

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией действия)

Мотивирует обучающихся к изучению нового материала. Объясняет новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией алгоритма обработки  ИМН

Записывают в рабочие тетради новый материал,

Наблюдают за выполнением алгоритма  обработки ИМН

4.

Закрепление материала

(отработка практических умений)

30

Репродуктивный (работа по алгоритму)

Раздает задачи для самостоятельного выполнения. Организует работу малыми группами. Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует выполнение задания. Задает вопросы по материалу

Выполняют задания малыми группами. Обсуждают их, отвечают на вопросы друг друга, преподавателя.

Корректируют результат. Анализируют степень достижения цели занятия.

5.

Рубежный контроль

15

Репродуктивный (решение практических ситуационных задач)

Организует работу обучающихся  на этапе контроля.

Задает вопросы, корректирует действия студентов

 Выполняют задания на установление соответствия, последовательности действий.  Обсуждают, корректируют результат. Отвечают на вопросы преподавателя

6

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, четко обозначить  достигнутые цели занятия

Обобщают изученное  на занятии.  Оценивают степень достижения целей

7.

Итоги занятия

5

Оценивает работу группы, выставляет отметки, дает задание на дом

Записывают задание на дом

Итого:                                                               90 мин.

Критерии итоговой оценки за занятие

Фронтальный опрос

(в баллах)

Самостоятельная работа студентов:

ситуационные задачи

(в баллах)

Задания рубежного контроля:

установление соответствия,     последовательности действий, определение объектов дезинфекции

в (баллах)

«2» –  обучающийся в полном объеме ответил на вопрос

«1» - обучающийся допустил неточность при ответе

«0» –  обучающийся неверно ответил на вопрос

«5»  – метод и способ определены верно, обработка ИМН проведена правильно, рабочий раствор приготовлен верно  

«2»  –  метод и способ определены  неточно, при обработке ИМН допущены ошибки, рабочий раствор приготовлен неверно  

 «0»  – все задания выполнены не правильно

«6»  – все задания рубежного контроля выполнены правильно

«3» - при  выполнении заданий допущены неточности

«1»  - задания выполнены неверно

Итоговая оценка обучающегося на занятии:

отметка «5»-

2 балла                  фронтальный опрос

5 баллов                 задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)

6 баллов                 задания рубежного контроля

отметка «4»-

1 балл                   фронтальный опрос

2 балла                  задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)

3 балла                задания рубежного контроля

отметка «3»-

0 баллов                  фронтальный опрос

0 баллов                   задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)

1 балл                       задания рубежного контроля

отметка «2»-

0 баллов                   фронтальный опрос

0 балл                       задания для самостоятельной работы (ситуационные задачи)

0 баллов                   задания рубежного контроля

Глоссарий

Термин

Определение

Контаминация

Обсеменение -попадание (внесение) потенциально опасных для здоровья человека микроорганизмов на неживые объекты внешней среды (напр., продукты питания, предметы обихода, медицинский инструментарий, лекарственные препараты и др.), которые могут послужить фактором передачи болезни людям  

Деконтаминация

Процесс удаления или уничтожения микроорганизмов в целях обеспечения инфекционной безопасности

Инактивирующие вещества

Вещества, снижающие эффективность дезинфицирующего средства

Экспозиция

Время, необходимое для процесса дезинфекции

ПМ 02.

Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах

ПМ 03.

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных состояниях

Этапы занятия

1 этап занятия – организационный момент (5 мин).

Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.

Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.

2 этап занятия - актуализация темы, определение исходного уровня знаний студентов (см. Приложение 1.) (15 мин.)

Основная цель 2 этапа это

  • мотивация обучающихся на изучение темы. Очень важно, чтобы обучающийся понял тему. А также, оценил ее важность и значение в практической деятельности
  • возможность определить объем и знания, которые имеются у обучающихся по данной теме.

Актуализация темы

Дезинфекция - это уничтожение патогенных микроорганизмов на изделиях медицинского назначения. При несоблюдении режимов дезинфекции медицинские инструменты и др. изделия медицинского назначения (наконечники для клизм, катетеры и др.) могут явиться факторами передачи возбудителей ВБИ бактериальной (пато- генные и условно-патогенные стафилококки, кишечная палочка) и вирусной природы (гепатит В, ВИЧ-инфекция, герпес и др.). Возможна передача патогенных грибов (дерматомикозы) и простейших (трихомониазы). Все инструменты и изделия медицинского назначения, соприкасающиеся со слизистыми оболочками, выделениями больного, а также способные вызвать повреждения кожных покровов и слизистых оболочек в процессе выполнения медицинских манипуляций, должны подвергаться дезинфекции.

Сегодня многим, даже далеким от медицины людям знаком такой термин, как внутрибольничная инфекция. По статистике, в хирургических стационарах уровень гнойно-воспалительных осложнений после чистых операций составляет 12—16%, в гинекологических отделениях осложнения после операций развиваются у 11—14% женщин. После изучения структуры заболеваемости стало очевидно, что от 7 до 14% новорожденных инфицируются в роддомах и детских отделениях.

Разумеется, такую картину можно наблюдать далеко не во всех медицинских организациях и их распространенность зависит от многих факторов, таких как тип учреждения, характер оказываемой помощи, интенсивность механизмов передачи ВБИ, ее структура. На этом фоне одной из основных неспецифических мер по профилактике возникновения и передачи внутрибольничной инфекции является соблюдение правил дезинфекции, предстерилизационной обработки и стерилизации изделий медицинского назначения.

 Дальнейшее обсуждение темы преподаватель проводит в форме фронтальной беседы, во время которой определяет: насколько правильно  обучающиеся поняли основные вопросы темы:

  • основная цель дезинфекции
  •  отчего зависит метод дезинфекции
  • способы дезинфекции
  • дезинфекция отдельных изделий медицинского назначения

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы (см. Приложение 1). Эталоны ответов и критерии оценки также прилагаются. Тем самым у преподавателя появляется возможность:

  • проверить насколько понял и разобрался обучающийся с теоретическим материалом во время самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно)
  • оценить исходный уровень знаний  обучающихся по результатам их самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно)

Такая форма проверки позволит выявить основные пробелы в знаниях  обучающихся и построить дальнейшую работу на их устранение.

3 этап занятия – изучение нового материала (15 мин)

Преподаватель излагает теоретическое содержание материала «Дезинфекция изделий медицинского назначения». Сопровождает свои объяснения демонстрацией видеофильма.

Содержание нового материала

Дезинфекция изделий медицинского назначения

Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т.ч. возбудителей парентеральных вирусных гепатитов, ВИЧ-инфекции), бактерий (включая микобактерии туберкулеза), грибов на изделиях медицинского назначения, а также в их каналах и полостях. Дезинфекции подлежат все изделия после применения их у пациента.

Дезинфекцияпредстерилизационная очистка, стерилизация изделий медицинского назначения и контроль направлена на профилактику  инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи у пациентов и персонала лечебно-профилактических учреждений.

Дезинфекцию изделий осуществляют физическим и химическим методами. Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения.

Физический метод дезинфекции: 
- кипячение
- водяной насыщенный пар под давлением
- сухой, горячий воздух

метод надежен, экологически чист и безопасен для персонала, поэтому в тех случаях, когда позволяют условия (оборудование, номенклатура изделий и т.д.), при проведении дезинфекции изделий предпочтение следует отдать этому методу.

 Химический метод дезинфекции:

- использованием химических растворов

Способы дезинфекции:

  1. погружение (замачивание)
  2. протирание
  3. орошение
  4. распыление
  5. засыпание

Изделия медицинского назначения (ИМН)

изделия одноразового применения                                изделия многоразового применения

Дезинфекция  ИМН одноразового применения:

1. Сразу же после применения изделия в разобранном виде погружают в емкость с дезинфицирующим раствором, таким образом, чтобы он полностью покрывал инструменты.

Примечание:

  • высота столба дезинфицирующего раствора над изделием должна быть не менее 5 см.
  • полости и каналы должны быть заполнены дезинфицирующим раствором, избегая образования воздушных пробок

2. Закрыть емкость крышкой.

Примечание:

  • емкость должна иметь маркировку с указанием наименования, концентрации рабочего раствора, датой приготовления раствора, сроком годности  

3. Выдержать изделия в растворе 60 минут (или другое регламентированное время).

4. Извлечь изделия из раствора и провести утилизацию с отходами класса «Б».

Дезинфекция  ИМН многоразового применения:

например:

 - металлические инструменты (зажимы, корцанги,  пинцеты, ножницы и др.)

 - стеклянные изделия медицинского назначения (пробирки, шприцы, предметные стекла и др.)      - резиновые изделия медицинского назначения (дренажи, клеенки др.)

- силиконовые и пластмассовые изделия

                                                                                         

Изделия медицинского назначения (ИМН)  многоразового применения после их использования делятся на 3 группы:

  • 1 группа – критические инструменты. Это инструменты, соприкасающиеся с раневой поверхностью, кровью, инъекционными препаратами (пинцеты, карцанги, скальпели, шприцы, иглы и т.д.).

  • 2 группа – условно-критические инструменты. Это инструменты, соприкасающиеся со слизистыми, которые могут быть ими ранены (нарушение целостности слизистых). Это шпатели, глазные пипетки, зонды дуоденальные, назогастральные, мочевые катетеры, наконечники, эндоскопы и т.д.

  • 3 группа – некритические инструменты. Это инструменты, соприкасающиеся с неповрежденной кожей или слизистыми (термометры, манжетки от тонометров, грелки, пузыри для льда, судна, мочеприемники, мензурки и т.д.).

Инструменты 1 и 2 групп должны быть стерильными, поэтому проходят три этапа обработки:

1 этап – дезинфекция

2 этап – предстерилизационная очистка

3 этап – стерилизация

Инструменты 3 группы проходят один этап обработки – дезинфекцию.

1. Сразу же после применения изделия погружают в емкость с дезинфицирующим раствором, таким образом, чтобы он полностью покрывал инструменты.

Примечание:

  • внутренние каналы инструментов заполнить дезинфицирующим раствором методом насоса
  • не разбирая и не снимая игл со шприцев промыть их методом насоса и погрузить в раствор (после чего иглу поместить в не прокалываемый контейнер)
  • замковые инструменты (зажимы, ножницы и др.) раскрыть

2. Выдержать изделия в растворе 60 минут (или другое регламентированное время)

3. Извлечь изделия из раствора и промыть под проточной водой до полного исчезновения запаха дезинфектанта

4. Провести II этап обработки ИМН - предстерилизационную очистку (ПСО) инструментов, контроль ПСО

5. Разложить инструменты в упаковочный материал

6. Провести III этап обработки ИМН - стерилизацию

Дезинфекция термометров

  1. после применения погрузить термометр в дезинфицирующий раствор                                   примечание: концентрация раствора согласно вирусной этиологии
  2. выдержать термометры в растворе 60 минут (или другое регламентированное время)
  3. промыть под проточной водой
  4. просушить
  5. хранить на посту медицинской сестры

Смена и дезинфекция постельного и нательного белья:

Бельевому режиму в стационарах должно уделяться особое внимание, так как 60 – 70% патогенных микроорганизмов (стафилококков) находится на постельном и нательном белье пациентов.

Стационары должны быть обеспечены бельем в соответствии с табелем оснащения в достаточном количестве.

Смена белья должна проводиться по мере загрязнения регулярно.

Соматические стационары. Смена белья в соматических стационарах проводится не реже одного раза в семь дней.

Загрязненное выделениями белье подлежит замене незамедлительно.

Акушерский стационар. Смену постельного белья родильницам проводят 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец – ежедневно, подкладных салфеток – по мере необходимости.

В родильных залах, отделениях новорожденных – должно применяться только стерильное белье.

Хирургические отделения. Смена белья пациентам после операций должна проводиться систематически до прекращения выделений из раны.

Сбор грязного белья от пациентов в отделении должен осуществляться в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные тележки или другие приспособления) и передаваться в санитарную или бельевую комнату.

Запрещается разборка грязного белья в отделениях.

Дезинфекция грязного белья осуществляется сразу же после его смены методом погружения в дезинфицирующий раствор в санитарной или бельевой комнате.

Как провести обработку грязного белья пациентов после его смены:

  1. сразу же после смены поместить грязное белье в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные тележки или другие приспособления)                                                                                                примечание: (смену белья проводить в маске, резиновых перчатках, шапочке)
  2. доставить грязное белье в специально оборудованной тележке или другом приспособленном оборудовании в санитарную комнату (бельевую)
  3. поместить белье в емкость с дезинфицирующим раствором
  4. выдержать грязное белье в растворе 60 минут (или другое регламентированное время)
  5. извлечь из раствора, отправить белье в прачечную для проведения стирки, сушки,  глажки

После проведенной дезинфекции грязное белье можно временно хранить (не более 12 часов) в отделениях в санитарных комнатах в закрытой таре (емкостях, подвергающихся дезинфекции). Тара должна быть промаркирована

Дезинфекция матрацев, подушек, одеял

После выписки каждого пациента или умершего матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезкамерной обработке.

Загрязненные матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться замене.

Обработка посуды (в неинфекционных отделениях):

I этап – механическая очистка от остатков пищи. Остатки пищи собираются в отдельную емкость  с помощью щетки или деревянной лопаткой.

В дальнейшем для обработки посуды используется три емкости:

II этап (1емкость) – обезжиривание. Посуда погружается в отдельную емкость с добавлением моющих средств, разрешенных органами санэпиднадзора к использованию в лечебных организациях (пищевая сода, горчица, жидкие моющие средства), моется.

  • 2% раствор питьевой соды (20 гр. соды до 1 л воды)
  • 2% раствор горчицы (20 гр. горчицы до 1 л воды)

Температура моющих растворов 500С. Экспозиция 15 минут, затем моется специальной ветошью по одной минуте.

III этап (2 емкость) – дезинфекция. Посуду погружают в емкость с дезинфицирующим раствором. Время экспозиции в растворе и концентрация раствора соответствует инструкции по применению данного дезинфицирующего средства.

IV этап (3 емкость) – посуда ополаскивается в чистой воде при температуре 65-750 С до исчезновения запаха. В связи с высокой температурой посуда обрабатывается из шланга.

V этап – ополаскивание под проточной водой.

VI этап – сушка на стеллажах.

  • Мытье посуды производят с учетом её назначения и загрязнения - сначала кружки (стаканы) и чайные ложки, затем тарелки, потом столовые приборы.
  • Ведра, кастрюли моются отдельно. Кухонная посуда проходит два этапа обработки: обезжиривается и ополаскивается и сушится на решетках вверх дном.
  • Щетки для мытья посуды и ветошь для протирки столов после окончания работы промывают с обезжиривающими средствами, дезинфицируют по режиму уборочного инвентаря, промывают проточной водой, просушивают и хранят в специально выделенном месте.

Примечание: в инфекционных отделениях после механической очистки остатки пищи необходимо засыпать сухим дезинфицирующим средством из расчета 200 гр. сухого дезинфицирующего средства на 1 кг отходов.

Обработка судна

Обработка судна зависит от режима его использования. В стационарах не всегда каждому пациенту дают индивидуальное судно. В случаях, если одно судно используется для нескольких пациентов, то в соответствии с п. 2.1, п.2.5 раздела II Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (далее – СанПиН 2.1.3.2630-10), после каждого пациента необходимо проводить его очищение и дезинфекцию с последующей стерилизацией.

Исключение составляют роддома, где обязательно каждой женщине выделяют индивидуальное судно.

Алгоритм  действия.

  1. Надеть фартук, перчатки.
  2. Освободить судно от экскриментов (кал, моча, рвотные массы и т.д.). Слить в канализацию.
  3. Помыть с помощью ершика 0,5%  раствором моющего средства (5 гр. моющего средства и 0,995 мл. воды из расчета на 1 литр воды).
  4. Поместить судно в емкость с дезинфицирующим раствором, закрыть крышкой. Время экспозиции   и концентрация дезинфицирующего раствора  соответствует инструкции по применению данного дезсредства.
  5. Снять фартук, перчатки.
  6. После этапа дезинфекции, надеть снова фартук, перчатки
  7. Промыть судно под проточной водой
  8. Сушить на стеллажах

Так же дезинфицируются и мочеприемники.

Чистые продезинфицированные судна хранят в туалетных комнатах в специальных пронумерованных ячейках. У тяжелобольных чистое судно постоянно находится на скамеечке.

Обработка чехлов матрасов из полимерной пленки, клеенок, кушетки

  1. В соответствии с п. 4.4.6, п. 6.16 СанПиН 2.1.3.2630-10, предметы ухода за пациентами (подкладные клеенки, фартуки, чехлы матрасов из полимерной пленки и клеенки) дезинфицируют способом двукратного протирания тканевой салфеткой, смоченной раствором дезинфицирующего средства с промежутком в 15 мин. Дать высохнуть.

Дезинфекция пузыря со льдом, грелки

Пузырь со льдом, грелка обрабатываются методом двукратного протирания дезинфицирующим раствором:

  1. протереть последовательно двукратно грелку, пузырь со льдом дезинфицирующим средством с промежутком в 15 мин. Дать высохнуть
  2. тщательно прополоскать под проточной водой
  3. высушить, хранить в специально отведенном месте

4 этап занятия – закрепление материала. - 30 мин.

Преподаватель предлагает студентам самостоятельно выполнить задания в виде ситуационных задач.

Для выполнения заданий дополнительно раздает студентам методические указания/инструкции по применению дезинфицирующих средств. Корректирует их действия. Задает вопросы по материалу.

Студенты самостоятельно выполняют задания, отрабатывают умения. Студенты отвечают на вопросы преподавателя.

Задания в виде ситуационные задач, эталоны ответов к ним, критерии оценки прилагаются (см. Приложение 2).

5 этап занятия - рубежный контроль, на который отводится 15 мин

Преподаватель предлагает студентам выполнить задания:

1. установить соответствие

2. установить последовательность действий

3.  отметить объекты дезинфекции

(см. Приложение 3.)

Внимание! На данном этапе занятия преподаватель имеет право выбора предложенных заданий для каждого обучающегося индивидуально.

6 этап занятия рефлексия (5 мин).

Предлагает студентам обобщить изученный на занятии материал, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

7 этап занятия – итоги занятия (5мин.)

Преподаватель оценивает работу группы (см. «Рейтинговый контроль»). На основании полученных баллов, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.

Задание на дом:

Тема: Первая помощь при попадании дезинфицирующих средств на кожу и слизистые

Вопросы для самоподготовки студентов

  1. Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства на кожу.
  2. Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства на слизистую глаз, носа.
  3. Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства на слизистую ротовой полости.
  4. Первая помощь при попадании дезинфицирующего средства в дыхательные пути.

Литература:

1. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2013г. – стр. 353 – 363.

2. Материал лекции на тему «Дезинфекция»

Приложение 1.

Фронтальный опрос

Контроль исходного уровня знаний

тема: Дезинфекция изделий медицинского назначения

  1. Назовите основную цель дезинфекции
  2. От чего зависит выбор метода дезинфекции?
  3. Перечислите способы дезинфекции
  4. Перечислите медицинские изделия многоразового назначения
  5. Назовите медицинские изделия, использующиеся однократно
  6. Какой метод дезинфекции используется для обеззараживания подушек, матрацев, одеял?
  7. Какой способ дезинфекции используется для обеззараживания твердых поверхностей (стол, кушетка и т.д.) в лечебных организациях?
  8. Какой способ дезинфекции можно использовать для дезинфекции потолков в помещениях стационара?
  9. Каким способом обеззараживают пролитый на пол биологический материал пациента (кровь, моча, рвотные массы)?  

Эталон ответов к фронтальному опросу

1. Назовите основную цель дезинфекции.

Цель дезинфекции – удаление или уничтожение микроорганизмов на объектах внешней среды палат и функциональных помещений ЛПУ, медицинском оборудовании и инструментария для предотвращения заражения пациента и/или медперсонала.

Дезинфекция направлена на профилактику внутрибольничной инфекции у пациентов и персонала лечебно – профилактического учреждения.

2. От чего зависит выбор метода дезинфекции

Выбор метода обеззараживания зависит от

  • числа и вида микроорганизмов, подлежащих уничтожению
  • материала, из которого изготовлен обеззараживаемый объект
  • степени риска пациентов и медперсонала
  • конструктивных особенностей изделия

3. Перечислите способы дезинфекции

  • Протирание
  • Погружение
  • Орошение
  • Засыпание
  • Распыление

4. Перечислите медицинские изделия многоразового назначения

К изделиям медицинского назначения (ИМН) многоразового использования относятся:

  • металлические инструменты (пинцеты, зажимы, корцанги, ножницы, иглы др.)
  • стеклянные пробирки, воронки, предметные стекла и др.
  • резиновые и силиконовые дренажи, желудочные и кишечные зонды, клизменные наконечники и др.

5. Назовите медицинские изделия, использующиеся однократно

К изделиям одноразового использования (о/р) относятся:

  • о/р системы для переливания крови и кровезаменителей
  • о/р перчатки
  • о/р  шприцы
  • о/р халаты
  • о/р маски  
  • о/р пеленки, простыни
  • использованные марлевые салфетки
  • использованные ватные шарики и др.

6. Какой метод дезинфекции используется для обеззараживания подушек, матрацев, одеял?

Для обеззараживания подушек, матрацев, одеял используется комбинированный метод дезинфекции. Например, дезинфекционная камера (водяной пар под высоким давлением и газ)

7. Какой способ дезинфекции используется для обеззараживания твердых поверхностей (стол, кушетка и т.д.) в лечебных организациях?

 Обеззараживание твердых поверхностей (стол, кушетка и т.д.) в лечебных организациях проводится способом протирания.

8. Какой способ дезинфекции можно использовать для дезинфекции потолков в помещениях стационара?

Для дезинфекции потолков в помещениях стационара используют способ орошения

9. Каким способом обеззараживают пролитый на пол биологический материал пациента (кровь, моча, рвотные массы)?  

Кровь, мочу, рвотные массы и другие биологические жидкости пациента обеззараживают способом засыпания дезинфицирующим средством.



Критерии оценки

«2» балла –  студент в полном объеме ответил на вопрос

«1» балл -  студент допустил неточность при ответе

«0» –  студент неверно ответил на вопрос

 

Приложение 2.

Задания для самостоятельной работы

 (текущий контроль)

тема: Дезинфекция изделий медицинского назначения

Задача 1.

В терапевтическое отделение принята новая сотрудница на должность буфетчицы в раздаточное помещение, в обязанности которой входит раздача пищи, обработка посуды после приема пищи пациентами. Старшая сестра отделения обязана обучить сотрудницу правилам обработки посуды и обеспечить памятками (инструкциями).

Вопрос: какими памятками (инструкциями) должна обеспечить старшая сестра отделения новую сотрудницу  с целью соблюдения санитарных правил и норм при обработке посуды?

Задание

1. Определите метод и способ обработки посуды.

2. Составьте памятку   по обработке посуды в терапевтическом отделении, с использованием дезинфицирующего средства  «Аламинол»

Задача 2.

Медицинская сестра в 6.00 утра провела термометрию пациентам хирургического отделения.   Сложила использованные термометры в лоток для последующей обработки.

В  манипуляционном кабинете промыла все термометры под проточной водой, просушила полотенцем и сложила в контейнер для хранения термометров.

Вопрос: какие действия медсестры не соответствуют правилам обработки термометров? (ответ обоснуйте)

Задание

1. Определите способ и метод обработки термометров.

2. Проведите обработку использованных термометров, используя дезинфицирующее средство «Бионол».

Задача 3.

В процедурном кабинете поликлиники медицинская сестра  взяла кровь из вены у 12 пациентов для лабораторного исследования. Во время процедуры медсестра  накладывала один и тот же венозный жгут всем пациентам.

Вопрос: правильно ли поступила медсестра,  пользуясь одним и тем же жгутом во время взятия крови из вены?

Задание

1. Определите метод и способ дезинфекции  венозного жгута.

2. Проведите обеззараживание   венозного жгута, используя дезинфицирующее средство, «Аламинол».

Задача 4.

В травматологическом пункте врач и медсестра проводили пациенту первичную хирургическую обработку резаной раны  предплечья.

После проведенной  манипуляции на операционном столе остались следы крови пациента. Медицинская сестра смочила ветошь в емкости с дезинфицирующим раствором, в котором находились использованные инструменты, и ею обработала операционный стол.  

Вопрос: какие действия медсестры противоречат санитарным правилам и нормам?

Задание

1. Определите метод и способ обработки операционного стола.

2. Проведите обработку операционного стола после обработки раны, используя дезинфицирующее средство  «Самаровка».

 

Задача 5.

Бригада скорой помощи доставила пациента с инфарктом миокарда в реанимационное отделение больницы.  Через несколько дней его перевели в кардиологическое отделение. Согласно санитарно – эпидемиологическим требованиям постельные принадлежности  пациента после его перевода в отделение необходимо подвергнуть обеззараживанию.

Вопрос: Можно ли использовать дезинфекционную камеру для обеззараживания постельных принадлежностей?

Задание

1. Определите метод и способ обработки постельных принадлежностей.

2. Проведите обработку постельных принадлежностей после перевода пациента в другое отделение, используя дезинфицирующее средство «Септабик».

Задача 6.

В приемном отделении инфекционного отделения пациенту проводили промывание желудка. Рвотные массы и промывные воды собирали в специальную емкость для сбора рвотных масс.

Вопрос: как поступить с рвотными массами (промывными водами) после промывания желудка пациенту?

Задание

1. Определите метод и способ обработки емкости для сбора рвотных масс.

2. Проведите обработку емкости для сбора рвотных масс, используя дезинфицирующее средство «Трилокс».

Задача 7.

В поликлиническом отделении прием пациентов ведет врач терапевт. Осмотр пациентов проводит на кушетке. В конце рабочего дня медицинская сестра провела обработку кушетки.

Вопрос: какие действия медицинской сестры указывают на нарушение санитарных правил и норм.

Задание

1. Определите метод и способ обработки кушетки.

2. Проведите обработку кушетки согласно санитарным правилам и норма, используя дезинфицирующее средство «Део - хлор».

Задача 8.

Пациенту А. проведена операция на брюшной полости. После операции врач назначил пациенту холод (пузырь со льдом) на область живота в течении суток с интервалом 30 минут. Пузырь со льдом медсестра меняла каждые 30 минут. После использования в пузырь  для льда заливала холодную воду и помещала в морозильную камеру.  

Вопрос:

Задание

1. Определите метод и способ обработки пузыря со льдом.

2. Проведите обработку пузыря со льдом, используя дезинфицирующее средство «Лизитол – АФ»

Задача 9.

Медицинская сестра процедурного кабинета обработала руки, надела перчатки и приступила к выполнению внутримышечных инъекций. После проведения манипуляций сняла перчатки, вымыла руки, обработала их антисептиком.

Вопрос: какие действия медицинской сестры указывают на нарушение санитарных правил и норм?

Задание

1. Определите метод и способ обработки использованных одноразовых шприцев и перчаток.

2. Проведите обработку использованных одноразовых шприцев и перчаток после выполнения инъекций, используя дезинфицирующее средство « Септабик».

Задача 10.

В операционном блоке хирургического отделения хирурги  провели  плановую операцию. Медицинской сестре необходимо провести обработку использованных инструментов и подготовить их для следующей операции.

Вопрос:

Задание

1. Определите метод и способ обработки использованных инструментов.

2. Проведите обработку инструментов и подготовьте их для следующей операции.

Задача 11.

В хирургическом отделении вечером после отбоя медсестра готовила пациента к предстоящему  исследованию кишечника – ставила очистительную клизму. Процедуру проводила на кушетке в санитарной комнате.  

Для достижения наиболее эффективного результата  исследования необходимо повторно очистить кишечник. Для чего медсестра использовала тот же наконечник и ту же кружку Эсмарха, что и в первый раз.

После проведения манипуляции медсестра провела дезинфекцию использованного наконечника, кружки Эсмарха.

Вопрос: правильно ли поступила медсестра, использовав, тот же наконечник. кружку Эсмарха  для повторного очищения кишечника?

Задание

1. Определите метод и способ обеззараживания клизменного наконечника.

2. Проведите обработку клизменного наконечника после очистительной клизмы, используя дезинфицирующее средство «Авансепт Актив».

Задача 12.

Бригада скорой помощи доставила в травматологическое отделение больницы пациента с симптомами общего переохлаждения организма. С целью оказания помощи пациенту врач назначил процедуру: в течении суток согревать пациента с помощью грелок.

Медицинская сестра приготовила 6 грелок (обернула каждую грелку в пеленку) и обложила ими пациента, своевременно меняя в них остывшую воду на горячую. При этом каждый раз обрабатывала грелки дезинфицирующим раствором. Через сутки использованные грелки собрала и принесла в манипуляционный кабинет для дальнейшей обработки.

Вопрос: правильно ли поступала медицинская сестра, каждый раз обрабатывая грелку дезинфицирующим раствором после  замены в ней воды? (ответ обоснуйте)

Задание

1. Определите метод и способ обработки использованных грелок.

2. Проведите обработку использованных грелок, используя дезинфицирующее средство «Аламинол».

Эталоны ответов к ситуационным задачам

(текущий контроль)

тема: Дезинфекция изделий медицинского назначения

Задача 1.

В терапевтическое отделение принята новая сотрудница на должность буфетчицы в раздаточное помещение, в обязанности которой входит раздача пищи, обработка посуды после приема пищи пациентами. Старшая сестра отделения обязана обучить сотрудницу правилам обработки посуды и обеспечить памятками (инструкциями).

Вопрос: какими  памятками (инструкциями) должна обеспечить старшая сестра отделения новую сотрудницу  с целью соблюдения санитарных правил и норм при обработке посуды?

Задание

1. Определите метод и способ обработки посуды.

2. Составьте  памятку  по обработке посуды в терапевтическом отделении.

Ответ:

Вопрос: какими  памятками (инструкциями) должна обеспечить старшая сестра отделения новую сотрудницу  с целью соблюдения санитарных правил и норм при обработке посуды?

Старшая сестра отделения должна обеспечить новую сотрудницу следующими памятками (инструкциями),  необходимыми при обработке посуды:

  1.  Памятка по обработке посуды в терапевтическом отделении.
  2. Инструкция по приготовлению и применению дезинфицирующего раствора для обеззараживания посуды в терапевтическом отделении.

Задание 1. Определите метод и способ обработки посуды.

Метод: химический

Способ: погружение (замачивание)

Задание 2. Составьте памятку  по обработке посуды в терапевтическом отделении.

 ПАМЯТКА ПО ОБРАБОТКЕ ПОСУДЫ В ТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕНИИ

I этап – механическая очистка от остатков пищи. Остатки пищи собираются в отдельную емкость  с помощью щетки или деревянной лопаткой.

В дальнейшем для обработки посуды используется три емкости:

II этап (1емкость) – обезжиривание. Посуда погружается в отдельную емкость с добавлением моющих средств, разрешенных органами санэпиднадзора к использованию в лечебных организациях (пищевая сода, горчица, жидкие моющие средства), моется.

  • 2% раствор питьевой соды (20 гр. соды до 1 л воды)
  • 2% раствор горчицы (20 гр. горчицы до 1 л воды)

Температура моющих растворов 500С. Экспозиция 15 минут, затем моется специальной ветошью по одной минуте.

III этап (2 емкость) – дезинфекция. Посуду погружают в емкость с дезинфицирующим раствором. Время экспозиции в растворе и концентрация раствора соответствует инструкции по применению данного дезинфицирующего средства.

IV этап (3 емкость) – посуда ополаскивается в чистой воде при температуре 65-750 С до исчезновения запаха. В связи с высокой температурой посуда обрабатывается из шланга.

V этап – ополаскивание под проточной водой.

VI этап – сушка на стеллажах.

  • Мытье посуды производят с учетом её назначения и загрязнения - сначала кружки (стаканы) и чайные ложки, затем тарелки, потом столовые приборы.
  • Ведра, кастрюли моются отдельно. Кухонная посуда проходит два этапа обработки: обезжиривается и ополаскивается и сушится на решетках вверх дном.
  • Щетки для мытья посуды и ветошь для протирки столов после окончания работы промывают с обезжиривающими средствами, дезинфицируют по режиму уборочного инвентаря, промывают проточной водой, просушивают и хранят в специально выделенном месте.

Задача 2.

Медицинская сестра в 6.00 утра провела термометрию пациентам хирургического отделения.   Сложила использованные термометры в лоток для последующей обработки.

В  манипуляционном кабинете промыла все термометры под проточной водой, просушила полотенцем и сложила в контейнер для хранения термометров.

Вопрос: какие действия медсестры не соответствуют правилам обработки термометров?(ответ обоснуйте)

Задание

1. Определите способ и метод обработки термометров.

2. Проведите обработку использованных термометров, используя дезинфицирующее средство «Бионол».

Ответ:

Вопрос: какие действия медсестры не соответствуют правилам обработки термометров?(ответ обоснуйте)

Медицинская сестра неправильно провела обработку термометров. При измерении температуры тела термометр тесно контактирует с кожными покровами пациента (выделениями потовых желез, сальных желез). Поэтому после проведения процедуры термометры необходимо поместить в дезинфицирующий раствор для обеззараживания.

Задание 1. Определите способ и метод обработки термометров.

Метод: химический

Способ: погружение (замачивание)

Задание 2. Проведите обработку использованных термометров, используя дезинфицирующее средство «Бианол».

Для дезинфекции термометров используется рабочий раствор  «Бианол» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям по применению дезинфицирующего средства «Бианол»  при вирусной инфекции используется  2,0% рабочий раствор.

Согласно методическим указаниям для приготовления 1 литра 2% рабочего раствора необходимо взять:

основного средства - 20 мл 

            воды - 980 мл 

Время экспозиции в растворе – 15 минут.

Обработка термометров

  1. после использования погрузить термометры в 2% рабочий раствор дезинфицирующего  средства «Бианол»
  2. выдержать термометры в растворе  15 минут  
  3. промыть под проточной водой
  4. просушить салфеткой
  5. хранить на посту медицинской сестры

Задача 3.

В процедурном кабинете поликлиники медицинская сестра  взяла кровь из вены у 12 пациентов для лабораторного исследования. Во время процедуры медсестра  накладывала один и тот же венозный жгут всем пациентам.

Вопрос: правильно ли поступила медсестра,  пользуясь одним и тем же жгутом во время взятия крови из вены?

Задание

1. Определите метод и способ дезинфекции  венозного жгута.

2. Проведите обеззараживание   венозного жгута, используя дезинфицирующее средство, используя дезинфицирующее средство «Аламинол».

Ответ:

Вопрос: правильно ли поступила медсестра,  пользуясь одним и тем же жгутом во время взятия крови из вены?

Пользоваться одним и тем же венозным жгутом можно при условии обработки (дезинфекции) жгута после каждого пациента.

Задание 1. Определите метод и способ дезинфекции  венозного жгута.

Метод: химический

Способ: протирание

Задание 2. Проведите обеззараживание   венозного жгута, используя дезинфицирующее средство «Аламинол»

Для дезинфекции венозного жгута используется рабочий раствор Аламинола при вирусной инфекции.

Согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства «Аламинол»  при вирусной инфекции используется 5% рабочий раствор.

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды): 

основного средства - 50 мл 

воды - 950 мл 

Обработка жгута

  1. Смочить чистую салфетку в 5% рабочем растворе дезинфицирующего средства «Аламинол»
  2. Протереть ею венозный жгут. Дать высохнуть
  3. Повторно протереть жгут дезинфицирующим раствором

Задача 4.

В травматологическом пункте врач и медсестра проводили пациенту первичную хирургическую обработку резаной раны  предплечья.

После проведенной  манипуляции на операционном столе остались следы крови пациента. Медицинская сестра смочила ветошь в емкости с дезинфицирующим раствором, в котором находились использованные инструменты, и ею обработала операционный стол.  

Вопрос: какие действия медсестры противоречат санитарным правилам и нормам?

Задание

1. Определите метод и способ обработки операционного стола.

2. Проведите обработку операционного стола после обработки раны, используя дезинфицирующее средство  «Самаровка».

 

 Ответ:

Вопрос: какие действия медсестры противоречат санитарным правилам и нормам?

Медицинская сестра смочила ветошь в емкости с дезинфицирующим раствором, в которой находились использованные инструменты, и обработала ею операционный стол. Что противоречит санитарным правилам и нормам.

Для дезинфекции (обработки) операционного стола необходимо чистую ветошь смочить в емкости с дезинфицирующим раствором специально отведенной только для обработки операционного стола, но не  в емкости для использованного инструментария.

Задание 1. Определите метод и способ обработки операционного стола.

Метод: химический

Способ: протирание

Задание 2. Проведите обработку операционного стола после обработки раны, используя дезинфицирующее средство  «Самаровка».

Для дезинфекции операционного стола используется рабочий раствор «Самаровка» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям при вирусной инфекции для дезинфекции поверхности  операционного стола используется 3,0% рабочий раствор «Самаровки»

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды):

основного средства – 30,0 мл 

            воды – 970,0 мл 

Задача 5.

Бригада скорой помощи доставила пациента с инфарктом миокарда в реанимационное отделение больницы.  Через несколько дней его перевели в кардиологическое отделение. Согласно санитарно – эпидемиологическим требованиям постельные принадлежности  пациента после его перевода в отделение необходимо подвергнуть обеззараживанию.

Вопрос: Можно ли использовать дезинфекционную камеру для обеззараживания постельных принадлежностей?

Задание

1. Определите метод и способ обработки постельных принадлежностей.

2. Проведите обработку постельных принадлежностей после перевода пациента в другое отделение, используя дезинфицирующее средство «Септабик».

Ответ:

Вопрос: Можно ли использовать дезинфекционную камеру для обеззараживания постельных принадлежностей? (ответ обоснуйте).

Можно. Чаще всего дезинфекционную камеру используют для дезинфекции тех постельных принадлежностей, которые невозможно погрузить (замочить) в дезинфицирующий раствор: подушек, одеял, матрасов.

Задание 1. Определите метод и способ обработки постельных принадлежностей.

Метод: комбинированный, химический

Способ: распыление, погружение (замачивание)

Задание 2. Проведите обработку постельных принадлежностей после перевода пациента в другое отделение, используя дезинфицирующее средство «Септабик».

Для дезинфекции  постельных принадлежностей (простынь, пододеяльник, наволочка, полотенце) используется рабочий раствор «Септабик» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям при вирусной инфекции для дезинфекции постельных принадлежностей (простынь, пододеяльник, наволочка, полотенце) используется 1,0% рабочий раствор «Септабик»

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды):

основного средства – 10,0 мл 

            воды – 990,0 мл 

Обработка постельных принадлежностей.

Дезинфекция грязного белья осуществляется сразу же после его смены методом погружения в дезинфицирующий раствор в санитарной или бельевой комнате.

Как провести обработку грязного белья пациентов после его смены:

  1. сразу же после смены поместить грязное белье в специальную плотную тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные тележки или другие приспособления)                                                                                                примечание: (смену белья проводить в маске, резиновых перчатках, шапочке)
  2. доставить грязное белье в специально оборудованной тележке или другом приспособленном оборудовании в санитарную комнату (бельевую)
  3. поместить белье в емкость с дезинфицирующим раствором
  4. выдержать грязное белье в растворе 60 минут (или другое регламентированное время)
  5. извлечь из раствора, отправить белье в прачечную для проведения стирки, сушки,  глажки

После проведенной дезинфекции грязное белье можно временно хранить (не более 12 часов) в отделениях в санитарных комнатах в закрытой таре (емкостях, подвергающихся дезинфекции). Тара должна быть промаркирована

Дезинфекция матрацев, подушек, одеял

После выписки каждого пациента или умершего матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться дезкамерной обработке.

Загрязненные матрацы, подушки, одеяла должны подвергаться замене.

Задача 6.

В приемном отделении инфекционного отделения пациенту проводили промывание желудка. Рвотные массы и промывные воды собирали в специальную емкость для сбора рвотных масс.

Вопрос: Как поступить с рвотными массами (промывными водами) после промывания желудка пациенту?

Задание

1. Определите метод и способ обработки емкости для сбора рвотных масс.

2. Проведите обработку рвотных масс (промывных вод) и емкости для сбора рвотных масс, используя дезинфицирующее средство «Трилокс».

Ответ:

Вопрос: Как поступить с рвотными массами (промывными водами) после промывания желудка пациенту?

Рвотные массы пациента необходимо предварительно засыпать сухим дезинфицирующим средством из расчета: 200 гр. сухого дезинфицирующего средства на 1 кг рвотных масс. После чего слить в канализацию.

Задание 1. Определите метод и способ обработки емкости для сбора рвотных масс.

Метод: химический

Способ: погружение

Задание 2. Проведите обработку емкости для сбора рвотных масс, используя дезинфицирующее средство «Трилокс».

Для дезинфекции  емкости для сбора рвотных масс используется рабочий раствор «Трилокс»» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям при вирусной инфекции для дезинфекции используется 2,0% рабочий раствор «Трилокс»

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды):

основного средства – 20,0 мл 

            воды – 980,0 мл 

Обработка  емкости для сбора рвотных масс

  1. Надеть фартук, перчатки
  2. Освободить  емкость от рвотных масс (слить в канализацию)
  3. Помыть с помощью ершика 0,5%  раствором моющего средства (5 гр. моющего средства и 0,995 мл. воды из расчета на 1 литр воды)
  4. Поместить  емкость в емкость с дезинфицирующим раствором, закрыть крышкой

(выдержать  15 минут согласно инструкции)

  1. Снять фартук, перчатки
  2. После этапа дезинфекции, надеть снова фартук, перчатки
  3. Промыть  емкость под проточной водой
  4. Сушить на стеллажах

Задача 7.

В поликлиническом отделении прием пациентов ведет врач терапевт. Осмотр пациентов проводит на кушетке. В конце рабочего дня медицинская сестра провела обработку кушетки.

Вопрос: какие действия медицинской сестры указывают на нарушение санитарных правил и норм.

Задание

1. Определите метод и способ обработки кушетки.

2. Проведите обработку кушетки согласно санитарным правилам и норма, используя дезинфицирующее средство «Део - хлор».

Ответ:

Вопрос: какие действия медицинской сестры указывают на нарушение санитарных правил и норм.

Медицинская сестра обработала кушетку только в конце рабочего дня. Согласно санитарным правилам и нормам кушетка должна обрабатываться после каждого пациента.

Задание 1. Определите метод и способ обработки кушетки.

Метод: химический

Способ: протирание

Задание 2. Проведите обработку кушетки согласно санитарным правилам и норма, используя дезинфицирующее средство «Део - хлор».

Для дезинфекции  кушетки используется рабочий раствор «Део - хлор»» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям при вирусной инфекции для дезинфекции используется 0,015% рабочий раствор «Трилокс»

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды):

основного средства – 1 таблетка

            воды – 10 л 

Обработка кушетки

  1. Смочить тканевую салфетку 0,015% рабочим раствором дезинфицирующего средства «Део – хлор»
  2. Обработать кушетку
  3. Через 15 минут повторно обработать кушетку дезинфицирующим средством (дать высохнуть)

Задача 8.

Пациенту А. проведена операция на брюшной полости. После операции врач назначил пациенту холод (пузырь со льдом) на область живота в течении суток с интервалом 30 минут. Пузырь со льдом медсестра меняла каждые 30 минут. После использования в пузырь  для льда заливала холодную воду и помещала в морозильную камеру.  

Вопрос:

Задание

1. Определите метод и способ обработки пузыря со льдом.

2. Проведите обработку пузыря со льдом, используя дезинфицирующее средство «Лизитол – АФ».

Ответ:

Вопрос:

Задание 1. Определите метод и способ обработки пузыря со льдом.

Метод: химический

Способ: протирание

Задание 2. Проведите обработку пузыря со льдом, используя дезинфицирующее средство «Лизитол – АФ».

Для дезинфекции  пузыря для льда используется рабочий раствор «Лизитол - АФ» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям при вирусной инфекции для дезинфекции используется 4% рабочий раствор «Лизитол - АФ»

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды):

основного средства –  40,0 мл

            воды – 960,0 мл

Обработка пузыря для льда

  1. Смочить тканевую салфетку в 4% растворе «Лизитол - АФ»
  2. Протереть  пузырь для льда данным дезинфицирующим  раствором
  3. Через 15 минут повторно обработать грелку 4% дезинфицирующим раствором.
  4.  Дать высохнуть
  5. Тщательно прополоскать под проточной водой
  6. Высушить, хранить в специально отведенном месте.

Задача 9.

Медицинская сестра процедурного кабинета обработала руки, надела перчатки и приступила к выполнению внутримышечных инъекций. После проведения манипуляций сняла перчатки, вымыла руки, обработала их антисептиком.

Вопрос: какие действия медицинской сестры указывают на нарушение санитарных правил и норм?

Задание

1. Определите метод и способ обработки использованных одноразовых шприцев и перчаток.

2. Проведите обработку использованных одноразовых шприцев и перчаток после выполнения инъекций, используя дезинфицирующее средство «Жавель».

Ответ:

Вопрос: какие действия медицинской сестры указывают на нарушение санитарных правил и норм?

Медицинская сестра надела перчатки в начале выполнения манипуляций и сняла их только после окончания выполнения манипуляций. Тем самым нарушила санитарные правила и нормы. Перчатки должны меняться после каждого пациента.

Задание 1. Определите метод и способ обработки использованных одноразовых шприцев и перчаток.

Метод: химический

Способ:  погружение (замачивание)

Задание 2. Проведите обработку использованных одноразовых шприцев и перчаток после выполнения инъекций, используя дезинфицирующее средство « Септабик».

Для дезинфекции использованных одноразовых шприцев и перчаток используется рабочий раствор « Септабик» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям при вирусной инфекции для дезинфекции используется  1,0% рабочий раствор « Септабик»

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды):

основного средства –  10,0 мл

            воды – 990,0 мл

Задача 10.

В операционном блоке хирургического отделения хирурги  провели  плановую операцию. Медицинской сестре необходимо провести обработку использованных инструментов и подготовить их для следующей операции.

Вопрос:

Задание

1. Определите метод и способ обработки использованных инструментов.

2. Проведите обработку инструментов и подготовьте их для следующей операции, используя дезинфицирующее средство «Бианол»

Для дезинфекции использованных инструментов используется рабочий раствор  «Бианол» при вирусной инфекции.

Согласно методическим указаниям по применению дезинфицирующего средства «Бианол»  при вирусной инфекции используется  2,0% рабочий раствор.

Согласно методическим указаниям для приготовления 1 литра 2% рабочего раствора необходимо взять:

основного средства - 20 мл 

            воды - 980 мл 

Время экспозиции в растворе – 15 минут.

Обработка инструментов

  1. Погрузить инструменты в дезинфицирующий раствор
  2. Выдержать 15 минут
  3. Промыть под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства
  4. Провести предстерилизационную очистку инструментов
  5. Отправить инструменты на стерилизацию

Задача 11.

В хирургическом отделении вечером после отбоя медсестра готовила пациента к предстоящему  исследованию кишечника – ставила очистительную клизму. Процедуру проводила на кушетке в санитарной комнате.  

Для достижения наиболее эффективного результата  исследования необходимо повторно очистить кишечник. Для чего медсестра использовала тот же наконечник и ту же кружку Эсмарха, что и в первый раз.

После проведения манипуляции медсестра провела дезинфекцию использованного наконечника, кружки Эсмарха.

Вопрос: правильно ли поступила медсестра, использовав, тот же наконечник. кружку Эсмарха  для повторного очищения кишечника? (ответ обоснуйте)

Задание

1. Определите метод и способ обеззараживания клизменного наконечника.

2. Проведите обработку клизменного наконечника после очистительной клизмы, используя дезинфицирующее средство «Авансепт Актив».

Ответ:

Вопрос: правильно ли поступила медсестра, использовав, тот же наконечник. кружку Эсмарха  для повторного очищения кишечника?

Нет. Учитывая возможные микротравмы слизистой оболочки кишечника, полученные во время проведения первой клизмы,  лучше использовать  другой стерильный наконечник (профилактика  инфицирования слизистой оболочки кишечника).

Кружку Эсмарха можно использовать повторно.

Задание 1. Определите метод и способ обеззараживания клизменного наконечника.

Метод:  химический, так как используется дезинфицирующий раствор.

Способ: погружение (замачивание).

Задание 2. Проведите обработку клизменного наконечника после очистительной клизмы, используя дезинфицирующее средство «Авансепт Актив».

Для дезинфекции  наконечников используется рабочий раствор Авансепт – Актив при вирусной инфекции.

Согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства «Авансепт Актив»  при вирусной инфекции используется 1,5% рабочий раствор.

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды): 

основного средства - 15 мл 

воды - 985 мл 

Обработка клизменного наконечника:

1. Погрузить в 1,5% раствор Авансепт – Актив. Выдержать  15 минут.

2. Извлечь из дезинфицирующего раствора.

3. Промыть под проточной водой до полного исчезновения запаха дезинфектанта.

4. Провести предстерилизационную очистку изделия.

5. Сложить в упаковочный пакет.

6. Провести стерилизацию.

Задача 12.

Бригада скорой помощи доставила в травматологическое отделение больницы пациента с симптомами общего переохлаждения организма. С целью оказания помощи пациенту врач назначил в течении суток согревать пациента с помощью грелок.

Медицинская сестра приготовила 6 грелок (обернула каждую грелку в пеленку) и обложила ими пациента, своевременно меняя в них остывшую воду на горячую. При этом каждый раз обрабатывала грелки дезинфицирующим раствором. Через сутки использованные грелки собрала и принесла в манипуляционный кабинет для дальнейшей обработки.

Вопрос: правильно ли поступала медицинская сестра, каждый раз обрабатывая грелку дезинфицирующим раствором после смены в ней воды? (ответ обоснуйте)

Задание

1. Определите метод и способ обработки использованных грелок.

2. Проведите обработку использованных грелок, используя дезинфицирующее средство «Аламинол».

Ответ:

Вопрос: правильно ли поступала медицинская сестра, каждый раз обрабатывая грелку дезинфицирующим раствором после смены в ней воды? (ответ обоснуйте)

Нет  необходимости каждый раз обрабатывать грелки после  замены  в них воды, так как в данной ситуации грелки не контактируют с биологическим материалом пациента, а так же используются только для одного пациента.

Задание 1. Определите метод и способ обработки использованных грелок.

Метод химический, так как используется дезинфицирующий раствор.

Способ: протирание.

Задание 2. Проведите обработку использованных грелок.

Для дезинфекции грелок используется рабочий раствор Аламинола при вирусной инфекции.

Согласно инструкции по применению дезинфицирующего средства «Аламинол»  при вирусной инфекции используется 5% рабочий раствор.

Для его приготовления необходимо взять (из расчета на 1 литр воды): 

основного средства - 50 мл 

воды - 950 мл 

Обработка грелки

  1. Смочить тканевую салфетку в 5% растворе «Аламинол»
  2. Протереть  грелку данным дезинфицирующим  раствором
  3. Через 15 минут повторно обработать грелку 5% дезинфицирующим раствором.
  4.  Дать высохнуть
  5. Тщательно прополоскать под проточной водой
  6. Высушить, хранить в специально отведенном месте.

Критерии оценки знаний – умений при решении ситуационных задач

Оценка знаний – умений при решении ситуационных задач проводится в баллах.

Комплексно оцениваются:

  • знания теоретического материала (определение метода и способа дезинфекции)
  • знания – умения при проведении обработки ИМН
  • правильное приготовление рабочего раствора

Оценочный лист

п/п

Задания

Оценочный балл

Полученный балл

1.

Определить метод и способ обработки использованных грелок

Примечание:

  • метод и способ обработки определены правильно – 2 балла
  • при определении метода и способа допущена  ошибка – 1балл
  • метод и способ определены неверно - 0 баллов

0-2

2.

Провести обработку ИМН

Примечание:

  • обработка ИМН проведена верно – 2 балла
  • при проведении обработки ИМН допущены ошибки – 1 балл
  • обработка проведена неверно – 0 баллов

0-2

3.

Приготовить рабочий раствор

Примечание:

  • рабочий раствор дезинфицирующего средства приготовлен правильно – 1 балл
  • рабочий раствор дезинфицирующего средства приготовлен не правильно – 0 баллов

0-1

Итого

5

Приложение 3.

Рубежный контроль знаний

Задание 1. Установите соответствие (ответ внесите в таблицу)

1.Установите соответствие между  методом дезинфекции и  способом дезинфекции.

  Метод   дезинфекции                                             Способ дезинфекции                                                      

1. Химический                                                       А. распыление, пар под высоким давлением

2. Механический                                                   Б.  кипячение

3. Физический                                                        В. погружение

4. Комбинированный                                            Г. проветривание

Ответ:

 1

2

 3

 4

2.Установите соответствие между  методом дезинфекции и объектом дезинфекции.

 Метод  дезинфекции                                            Объект дезинфекции                                                      

1. Химический                                                          А. одеяло, подушка

2. Механический                                                      Б. грелка, пузырь со льдом

3. Физический                                                           В. использованные одноразовые шприцы

4. Комбинированный                                                Г. помещение процедурного кабинета

Ответ:

 1

2

 3

 4

3.Установите соответствие между   способом дезинфекции и объектом дезинфекции.

Способ   дезинфекции                                            Объект дезинфекции                                                      

1.  Протирание                                                       А. кровь на полу

2.  Погружение (замачивание)                             Б. кушетка в процедурном кабинете

3.  Орошение                                                         В. использованные одноразовые шприцы

4.  Засыпание                                                         Г. потолок в перевязочном кабинете

Ответ:

 1

2

 3

 4

 

Задание 2. Установите  последовательность действий (ответ внесите в таблицу)

1. Установите последовательность проведения обработки посуды в терапевтическом отделении

  1. сушить на стеллажах
  2. очистить от остатков пищи
  3. обезжирить в моющем растворе
  4. промыть  горячей водой (60 – 700)
  5. погрузить в дезинфицирующий раствор

Ответ:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

2. Установите последовательность обработки и утилизации  одноразовых шприцев.

  1. собрать в пакет желтого цвета
  2. поместить  в межкорпусный контейнер класса «Б»
  3. поместить в дезинфицирующее средство
  4. отправить на последующую переработку

3. Установите последовательность обработки использованных металлических лотков

  1. погрузить в моющее средство
  2. промыть под проточной водой
  3. разложить в упаковочные пакеты
  4. поместить в дезинфицирующее средство
  5. стерилизовать в автоклаве или сухожаровом шкафу

Ответ:

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

4. Установите последовательность обработки  термометров

  1. просушить
  2. промыть под проточной водой
  3. хранить на посту медицинской сестры
  4. погрузить термометр в дезинфицирующий раствор                                    

Ответ:

1

2

3

4

Задание 3. Отметьте объекты дезинфекции

Инструкция: перед выполнением задания внимательно изучите изображенные на рисунке изделия медицинского назначения (ИМН). Варианты ответов внесите в пустографы.

https://d2gg9evh47fn9z.cloudfront.net/800px_COLOURBOX7175975.jpg

                http://market.mtdv.ru.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/iblock/615/6150be6a9c661031637bd93b39ce126a.png?150338297086847https://new.lekopttorg.ru/upload/resizer2/24/ae0/ae0add2c09d673315ee75732566410a7.jpg

https://www.medspros.ru/i/product_i/9173_2_b.jpghttps://ae01.alicdn.com/kf/HTB1V.umIpXXXXawaXXXq6xXFXXXu/Latex-Free-Medical-Tourniquet-with-Buckle-Multi-color-Emergency-Soft-Elastic-Sport-Emergency.jpghttps://images.aif.ru/003/933/8fad35d4eea70256b2b02fde4c3a74ed.jpghttp://faqfaq.ru/wp-content/uploads/2013/10/38537.jpeghttps://www.kupilekarstva.ru/published/publicdata/ONLINEP9ONLINEPH/attachments/SC/products_pictures/vmpy_enl.jpg

http://img85.static.darudar.org/s600/00/02/d3/47/d347ba1b872a0ab6ec5ca920b703bcdae5297b26.JPGhttp://www.medteh-ptp.ru/file/product/p628_2.jpghttp://www.sakhmedtekh.ru/wp-content/uploads/2018/02/lmpch.jpg

https://www.syl.ru/misc/i/ai/334338/1939033.jpg

1. Отметьте только те ИМН, обработка которых требует минимального затрата времени.

_______________________________________________________________________________________________________________

2. Отметьте только те ИМН, обработка которых требует максимального затрата времени.

___________________________________________________________________________

3. Укажите ИМН,  которые после дезинфекции необходимо  ополаскивать горячей водой (60 – 700С). _____________________________________________________________________________________

4. Укажите ИМН,   которые  после дезинфекции необходимо  ополаскивать холодной проточной водой.

___________________________________________________________________________

5. Укажите те ИМН, у которых одним из этапов обработки является мытье  0,5% раствором моющего средства. _____________________________________________________________________________________

6.  Укажите изделия медицинского назначения, обработка которых требует дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации.

_________________________________________________________________________________________________________________

7. Отметьте ИМН, которые сразу после обеззараживания подлежат утилизации

_____________________________________________________________________________

Эталоны ответов к  заданиям

(рубежный контроль знаний)

тема: Дезинфекция изделий медицинского назначения

Задание 1. Установите соответствие (ответ внесите в таблицу)

1.Установите соответствие между  методом дезинфекции и  способом дезинфекции.

  Метод   дезинфекции                                             Способ дезинфекции                                                      

1. Химический                                                       А. распыление, пар под высоким давлением

2. Механический                                                   Б.  кипячение

3. Физический                                                        В. погружение

4. Комбинированный                                            Г.  выколачивание

Ответ:

 1

2

 3

 4

В

Г

Б

А

21.Установите соответствие между  методом дезинфекции и объектом дезинфекции.

Метод   дезинфекции                                            Объект дезинфекции                                                      

1. Химический                                                          А. окна в ординаторской

2. Механический                                                      Б. матрас, подушка

3. Физический                                                           В. использованные одноразовые шприцы

4. Комбинированный                                               Г. помещение процедурного кабинета

Ответ:

1

2

3

4

В

А

Г

Б, Г

3.Установите соответствие между   способом дезинфекции и объектом дезинфекции.

 

Способ   дезинфекции                                            Объект дезинфекции                                                      

1.  Протирание                                                       А. кровь на полу

2.  Погружение (замачивание)                             Б. кушетка в процедурном кабинете

3.  Орошение                                                         В. использованные одноразовые шприцы

4.  Засыпание                                                         Г. потолок в перевязочном кабинете

Ответ:

 1

2

 3

 4

Б

В

Г

А

Задание 2. Установите  последовательность действий (ответ внесите в таблицу)

1. Установите последовательность проведения обработки посуды в терапевтическом отделении

  1. сушить на стеллажах
  2. очистить от остатков пищи
  3. обезжирить в моющем растворе
  4. промыть  горячей водой (60 – 700)
  5. погрузить в дезинфицирующий раствор

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

2

3

5

4

5

2. Установите последовательность обработки и утилизации  одноразовых шприцев.

  1. собрать в пакет желтого цвета
  2. поместить  в межкорпусный контейнер класса «Б»
  3. поместить в дезинфицирующее средство
  4. отправить на последующую переработку

3. Установите последовательность обработки использованных металлических лотков

  1. погрузить в моющее средство
  2. промыть под проточной водой
  3. разложить в упаковочные пакеты
  4. поместить в дезинфицирующее средство
  5. стерилизовать в автоклаве или сухожаровом шкафу

Ответ:

1.

2.

3.

4.

5.

4

2

1

3

5

4. Установите последовательность обработки  термометров

  1. просушить
  2. промыть под проточной водой
  3. хранить на посту медицинской сестры
  4. погрузить термометр в дезинфицирующий раствор                                    

Ответ:

1.

2.

3.

4.

4

2

1

3

Задание 3. Отметьте объекты дезинфекции

1. Отметьте только те ИМН, обработка которых требует минимального затрата времени.

Ответ: кушетка, жгут, многоразовая клеенка

2. Отметьте только те ИМН, обработка которых требует максимального затрата времени.

Ответ: металлические инструменты, почкообразные лотки, посуда

3. Укажите ИМН, при обработке которых требуется ополаскивание горячей водой (60 – 700С).

Ответ: посуда

4. Укажите ИМН, этапом обработки которых  является тщательное ополаскивание холодной проточной водой.

Ответ: судна, пузырь со льдом, посуда, грелка

5. Укажите те ИМН, у которых одним из этапов обработки является мытье  0,5% раствором моющего средства.

Ответ: судна, посуда

6.  Укажите изделия медицинского назначения, обработка которых требует дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации.

Ответ: металлические инструменты, почкообразные лотки

 7. Отметьте ИМН, которые сразу после обеззараживания подлежат утилизации

       Ответ: одноразовые шприцы, перчатки

Критерии оценки  при  выполнении заданий рубежного контроля

Оценка знаний  при выполнении заданий рубежного контроля проводится в баллах.

Комплексно оцениваются:

  • знания при установлении соответствия
  • знания при установлении последовательности действий обработки ИМН
  • знания при выборе объектов дезинфекции

Оценочный лист

п/п

Задания

Оценочный балл

Полученный балл

1.

Установить соответствие

Примечание

  • 2 балла, если  соответствие  установлено верно
  • 1 балл, если при установлении соответствия допущена 1 ошибка
  • 0 баллов, если при установлении соответствия допущено 2 и более ошибок

0-2

2.

Установить  последовательность действий

Примечание:

  • 2 балла, если   последовательность  установлена верно
  • 1 балл, если при установлении  последовательности допущена 1 ошибка
  • 0 баллов, если при установлении  последовательности допущено 2 и более ошибок

0-2

3.

Отметить объекты дезинфекции

Примечание:

  • 2 балла, если  отмечены все изделия медицинского назначения верно
  • 1 балл, если изделия медицинского назначения отмечены не полностью
  • 0 баллов, если изделия медицинского назначения отмечены неверно

0-2

Итого

6

Источники информации:

  1. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2015.
  2. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа Гэотар-Медиа, 2015г.
  3. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2017. – (Медицина для вас).
  4. Осипова В.Л. «Внутрибольничная инфекция». Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2015 г.
  5. СанПиН 2.1.3. 2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Утвержден постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года  № 58
  6. СанПиН 3.1.5.2826 -10  «Профилактика ВИЧ-инфекции» (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от   11.01. 2011 г. № 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ИЗ ОВОЩЕЙ И ГРИБОВ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»

Содержание методического пособие включает в себя сборник технологических карт по приготовлению блюд обеспечивает подготовку выпускников по профессии  «Повар, кондитер» на базе основного общего об...

Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия по теме: "Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций"

Пособие предназначено для проведения практичесого занятия оп нахождению производных, где разобраны примеры, приведен тренажер для закрепления....

Учебно-методическое пособие по проведению практического заняти по теме: "Сложение и вычитание матриц"

Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры и приведенр тренажер по закреплению материала....

Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Целью методических указаний по данной дисциплине является приобретение знаний и выработка практических навыков в области планирования, организации, управления и экономической оценки природоохранных ме...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж

методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...