Бронхиальная астма
презентация к уроку на тему

Васина Наталья Витальевна

Краевое государственное бюджетное профессиональное
 образовательное учреждение «ВБМК

Специальность 340201   Сестринское дело

 

 

Сестринское дело в терапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.1_sd_v_terapii.pptx1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02. 01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях пациентов терапевтического профиля Тема 1.1 Сестринское дело в терапии. Методы обследования пациента: субъективные, объективные Преподаватель Васина Н.В Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «ВБМК Специальность 340201 Сестринское дело

Слайд 2

Цели занятия Учебная: научить студентов применять знания и умения , полученные на теоретических занятиях по анатомии, физиологии, здоровому человеку и его окружению , сестринскому делу планировать обследование пациентов с заболеваниями различных органов и систем Развивающая: способствовать развитию у студентов собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность развивать клиническое мышление, и творческую деятельность развитие навыков, и умений самостоятельной работы развитие способности к обобщению знаний и умений, подученных при изучении предметов общеклинического цикла и других клинических дисциплин использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности заниматься самообразованием брать ответственность за работу членов команды Воспитательная: продолжать воспитывать у студентов: чувство профессиональной ответственности при обследовании больных, социальную значимость и сущность получаемой профессии, проявлять к ней устойчивый интерес культуру речи, поведения при обследовании пациентов, при работе в команде, коллегами, преподавателем деонтологические навыки.

Слайд 3

Формируемые компетенции ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Слайд 4

Терапия от греческого лечение, как клиническая дисциплина является главным разделом образования, занимающим центральное место в подготовке медицинского работника. Термин «терапия» в современной медицине употребляется в двух значениях: Как область клинической медицины, изучающая происхождение (этиологию), закономерности развития (патогенез), проявления (клинику), диагностику, лечение и профилактику заболеваний внутренних органов (синоним «внутренняя медицина»). Как общее обозначение консервативных методов лечения, к которым относят все нехирургические методы, в частности, лечение лекарствами, сыворотками, вакцинами, природными и физическими факторами (климатотерапия, бальнеотерапия, спелеотерапия , баротерапия, физиотерапия), диетотерапию, а также воздействие словом (психотерапия), трудовым процессом, воздействием на рефлексогенные зоны (иглорефлексотерапия).

Слайд 5

: В соответствии с направленностью терапевтического воздействия выделяют Этиотропную или каузальную терапию, направленную на устранение причины болезни Патогенетическую терапию, направленную на процесс развития болезни, с целью его прерывания или остановки Симптоматическую терапию, направленную на ликвидацию проявлений болезни Реабилитационную или заместительную терапию, направленную на восстановление функций, нарушенных болезнью или их замещение.

Слайд 6

Внутренние болезни - это наука о болезнях внутренних органов всего организма . Объект её изучения - болезни внутренних органов, серозных оболочек, суставов. Существуют различные подходы к определению сущности болезни. Здоровье и болезнь - различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей его среде. ЗДОРОВЬЕ - это физическое, психическое, социальное благополучие, характеризующееся наилучшей приспособляемостью организма к изменениям внешней и внутренней среды. БОЛЕЗНЬ - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внутренних и внешних повреждающих факторов.

Слайд 7

В течении болезни выделяют несколько периодов Латентный (скрытый) - когда видимые проявления отсутствуют. Продромальный - проявления общих для многих заболеваний признаков в виде недомогания, головной боли, слабости, снижения аппетита. Период разгара болезни - проявление специфических проявлений болезни; наряду с повреждением развиваются восстановительные и компенсаторные механизмы, но могут возникать и осложнения. Завершающий - или исход заболевания, зависит от степени тяжести, наличия осложнений. Возможны исходы: а) выздоровление, б) переход в хроническую форму, в) смерть больного.

Слайд 8

ЭТИОЛОГИЯ - это учение о причинах и условиях возникновения болезни. Причины могут быть: экзогенными (внешними) - это физические, химические, психические, биологические, генетические, механические факторы эндогенными (внутренними) - находящиеся внутри организма сапрофиты, нарушения обмена веществ, изменения регуляции различных органов и систем, отсутствие биологически активных веществ, нарушение структуры органа, нарушение целостности органа, расстройство функции органов и систем. ПАТОГЕНЕЗ - это учение об общих закономерностях развития, течения, исхода болезней, а также механизмах развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

Слайд 9

Задачи, виды деятельности медсестры в системе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в России. Медицинское обслуживание населения осуществляется широкой сетью лечебно-профилактических учреждений. Их ведущие функции — проводить среди населения не только лечебную, но и разностороннюю профилактическую, санитарно-оздоровительную работу. Типовым ЛПУ для городского населения являются: городская больница, городская поликлиника, городская больница скорой медицинской помощи, станция скорой нео­тложной медицинской помощи, диспансеры, медико-санитарные части, фельдшерские пункты, офисы врача общей практики (семейного врача).

Слайд 10

Приказ МЗ РФ № 237 от 26 августа 1992 г. «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)» определил основное направление реформы в первичном звене здравоохранения. В приказе определены обязанности, права и ответственность врача и медсестры общей практики (фрагмент приказа). 1. Общие положения 1.1. Медицинская сестра общей практики является специалистом в области сестринского дела, работает совмес­тно с врачом общей практики (семейным врачом) и обеспечивает медицинскую помощь прикрепленному населению, включая профилактические и реабилитационные мероприятия. 1.2. На должность медицинской сестры общей практики назначаются медицинские сестры, прошедшие подго­товку по программе специализации «Медицинская сестра общей практики». 1.3. Медицинская сестра общей практики работает под руководством врача общей практики (семейного врача) или самостоятельно согласно условиям договора (контракта). 1.4. Медицинская сестра общей практики назначается и освобождается от должности в соответствии с действующим законодательством.

Слайд 11

2. Обязанности медицинской сестры общей практики 2.1. Выполнение профилактических, лечебных, диагностических мероприятий, назначаемых врачом в поликлинике и на дому, участие в проведении амбулаторных операций. 2.2. Оказание больным и пострадавшим первой довра­чебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, острых состояниях, организация госпитализации боль­ных и пострадавших по экстренным показаниям. 2.3. Организация амбулаторного приема врача общей практики (семейного врача), подготовка рабочего места, приборов, инструментария, подготовка индивидуальных карт амбулаторного больного, бланков рецептов, проведе­ние осмотра больного, предварительный сбор анамнеза. 2.4. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий сте­рилизации инструментария и материалов, мер предупреж­дения постинъекционных осложнений, сывороточного гепатита, СПИД согласно действующим инструкциям и приказам. 2.5. Ведение учетных медицинских документов (стати­стические талоны, карты экстренного извещения, бланки направления на диагностические исследования, посыль­ные листы во МСЭК, санаторно-курортные карты, конт­рольные карты диспансерного наблюдения). 2.6. Обеспечение кабинета врача общей практики (се­мейного врача) необходимыми медикаментами, стериль­ными инструментами, перевязочными материалами, спецодеждой. Учет расходов медикаментов, перевязочных материалов, инструментов, бланков специального учета. Контроль за сохранностью и исправностью медицинской аппаратуры и оборудования, своевременным их ремонтом и списанием. 2.7. Проведение персонального учета обслуживаемого населения, выявление его демографической и социальной структуры, учет граждан, нуждающихся в надомном ме­дико-социальном обслуживании. 2.8. Проведение в поликлинике (амбулатории) и на дому доврачебных профилактических осмотров населения. 2.9. Организация учета диспансерных больных, инвалидов, часто и длительно болеющих и др.; контроль их посещений, своевременное приглашение на прием. 2.10. Участие в проведении санитарно-просветительной работы на участке: пропаганда гигиенических знаний, здорового образа жизни, рационального питания, закаливания, физической активности. 2.11. Подготовка санитарного актива участка, проведе­ние занятий по оказанию самопомощи и взаимопомощи при травмах, отравлениях, острых состояниях и несчастных случаях; обучение родственников тяжелобольных методам ухода, оказанию первичной доврачебной помощи. 2.12. Подготовка больных к проведению лабораторных и инструментальных исследований. 2.13. Своевременное ведение установленных учетно-отчетных, статистических документов. 2.14. Постоянное повышение, усовершенствование своего профессионального уровня, знаний, профессиональной культуры. 2.15. Выполнение правил внутреннего трудового распорядка, медицинской этики, требований по охране труда и техники безопасности.

Слайд 12

3. Права медицинской сестры общей практики 3.1. Вносить предложения по вопросам организации труда, обеспечения необходимыми медикаментами, инструментами, перевязочными материалами, а также по вопросам улучшения лечебно-профилактической помощи населению в пределах своей компетенции. 3.2. Принимать участие в совещаниях (собраниях) по вопросам лечебно-профилактической и организационной работы на прикрепленном участке. 3.3. Постоянно повышать свои знания, не реже 1 раза в 5 лет на базе училищ (отделений) повышения квалифи­кации работников со средним специальным медицинским и фармацевтическим образованием. 4. Ответственность медицинской сестры общей практики 4.1. За осуществляемую профессиональную деятель­ность, неоказание медицинской помощи больным в состо­яниях, угрожающих жизни, за противоправные действия или бездействия, повлекшие за собой ущерб здоровью или смерть пациента, в установленном Законом порядке.

Слайд 13

Методы обследования пациента Запомните план обследования больного. Расспрос (общие сведения, жалобы, история настоящего заболевания, история жизни) Оценка настоящего состояния ( status praesens ). Общий осмотр. Исследование органов и систем: Органы дыхания (осмотр, пальпация грудной клетки, перкуссия, аускуль­тация легких) Органы кровообращения (осмотр, пальпация области сердца, перкуссия, аускультация сердца, исследование сосудов, пульса, артериального дав­ления ) Органы пищеварения (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация живота) Печень, желчевыводящие пути, селезенка (осмотр, пальпация, перкуссия) Мочеполовая система (осмотр, пальпация, перкуссия) Эндокринная система (осмотр, пальпация) Система кроветворения Нервно-психическая сфера и органы чувств

Слайд 14

Вам впервые предстоит расспросить пациента, провести обследование по органам и системам... Как справиться с дискомфортом? Большинство из Вас испытывают это чувство и это вполне закономерно. Расспрос пациента — процесс по своей сути необычный и требует определенных знаний. Для того чтобы расспрос оказался результативным, Вам предстоит задать практически незнакомому человеку много необычных и зачастую очень интимных вопросов. Многое зависит от Ваших знаний, такта и умения общаться вообще. Вы обязательно должны совместить информативность отчасти формального опроса с глубоким уважением к личности и достоинству пациента. К сожалению, некоторые врачи позволяют себе пересечь определенные границы. Нелегко избежать этого начинающему фельдшеру. Внимательно слушайте пациента, тактично задавайте уточняющие вопросы. Запомните! Нет специальностей: «инвалид» и «пенсионер»! Избегайте специальной медицинской терминологии. Будьте чуткими и тактичными!

Слайд 15

Расспрос 1. Общие сведения Расспросите пациента и запишите общие сведения о больном. Фамилия Имя Отчество Возраст Профессия Адрес Дата и время поступления в клинику

Слайд 16

2. Жалобы Соберите и опишите жалобы пациентов, разделив их на главные (основные) и второстепенные (дополнительные). Жалобы главные Жалобы второстепенные Проведите и запишите детализацию главных жалоб.

Слайд 17

История настоящего заболевания ( anamnesis morbi ) Соберите анамнез заболевания по приведенной ниже схеме. Время начала заболевания. «С какого времени считаете себя больным?» С каких симптомов началось заболевание? Заболевание началось остро или постепенно? Периоды обострений, их частота, сезонность. Возможные причины, вызвавшие, по мнению больного, заболевание или его обострение (инфекции, погрешности в диете, охлаждение, др.). Результаты проводившегося ранее обследования, в том числе по выпискам из историй болезни. Результаты проводившегося ранее лечения, препараты, которые больной принимал ранее и принимает сейчас: (названия; эффективные дозы; побочные действия; переносимость; аллергические проявления; эффект проводимой терапии). Наличие инвалидности и ее давность. Причина настоящей госпитализации или обращения в поликлинику.

Слайд 18

История жизни ( anamnesis vitae ) Схема для сбора истории жизни Место рождения. Развитие в детском и юношеском возрасте. Образование. Профессиональный анамнез. Служба в армии. Семейное положение. У женщин — гинекологический анамнез. Место и условия жизни в прошлом и в настоящем. Характер питания. Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, употребление наркотиков). Переносимость лекарств. Аллергологический анамнез. Перенесенные заболевания в хронологическом порядке и их течение. Перенесенные травмы и операции. Эпидемиологический анамнез. Наследственный анамнез (предрасположенность к развитию заболеваний).

Слайд 19

Общий осмотр. Последовательность общего осмотра. Необходимо оценить: общее состояние; состояние сознания; положение больного; телосложение (конституция); рост, массу тела, индекс массы тела (ИМТ), окружность талии (ОТ); температуру тела; кожу и слизистые; волосы, ногти; подкожно-жировую клетчатку; лимфатическую систему; костно-мышечную систему; суставы; осмотр отдельных частей тела (головы, шеи, молочных желез, туловища, конечностей). Общие принципы обследования больного: от простого к сложному; от общего к частному; с поверхности внутрь; сверху вниз.

Слайд 20

Общее состояние Удовлетворительное Средней тяжести Тяжелое Состояние сознания Ясное Помраченное Ступор Сопор Кома Эпизоды кратковременной потери сознания (обмороки) Изменения сознания (психические расстройства) Положение пациента Активное Пассивное Вынужденное Ортопноэ Сидя, с опорой на руки Лежа на больном боку Лежа на спине Лежа, с приведенными к животу ногами

Слайд 21

Осмотр кожы и слизистых, пальпация Цвет Обычной окраски (либо в соответствии с расовой принадлежностью) Бледность Гиперемия Цианоз (центральный, периферический, акроцианоз ) Желтуха ( иктеричность склер) Гиперпигментация Депигментация Мраморность кожи Высыпания Папулы (узелки) Макулы (пятна) Везикулы (пузырьки) Буллы (пузыри) Пустулы (гнойнички) Локальные изменения кожи Родинки Витилиго Кровоизлияния Телеангиоэктазии Рубцы Стрии Ксантомы ( ксантелазмы ) тофусы Трофические изменения (язвы, пролежни, мацерации) Татуировки Влажность кожи Тургор кожи Волосы Тип оволосения Особенности оволосения Ногти Обычной формы «Часовые стекла» Койлонихии Утолщены Исчерчены Поражены грибком Подкожно-жировая клетчатка Степень развития подкожно - жирового слоя (в сантиметрах на уровне пупка) Взвешивание больного (индекс массы тела) Кахексия Ожирение (абдоминальное, бедренно-ягодичное , кушингоид ) Отеки Пастозность голеней, кистей, стоп Отеки лица Скопление жидкости в полостях (асцит, гидроторакс, гидроперикард , асцит, анасарка) Локальная отечность

Слайд 22

Суставы Локализация поражения Деформация, девиация, контрактуры Ограничение движений ( шесть базовых типов движений в суставах ) Сгибание Разгибание Приведение Отведение Внутреннее вращение Наружное вращение Скованность (утренняя, её продолжительность) «Хруст», щелканье при движении Наличие высыпаний, узелков, гиперемии над пораженным суставом Локализация поражения

Слайд 23

Лимфатическая система Локализация Затылочные Околоушные Нижнечелюстные Подбородочные Шейные (передние, задние) Надключичные Подключичные Подмышечные Локтевые Паховые Подколенные Голеностопные Форма (размер) Консистенция Болезненность Спаянность с подлежащей тканью

Слайд 24

Костно-мышечная система Локализация поражения (преимущественное поражение) Степень развития мышц, слабость, болезненность при движении, пальпации Мышечная сила (местная атрофия) Расстройство функции мышц (параличи, парезы) Судороги Деформация и искривление костей Кифоз, сколиоз, лордоз Утолщение концевых фаланг Болезненность при пальпации (патологический «хруст») Симметричность поражения

Слайд 25

Пальпация При пальпации следует соблюдать ряд условий: Положение больного должно быть удобным, обеспечивать свободу движений Температура воздуха должна быть 18-20°С Обследующий должен находиться справа от пациента Руки пальпирующего должны быть чистыми, теплыми, без ногтей и лака Движения рук при пальпации должны быть легкими и осторожными При пальпации обязательно нужно наблюдать за мимикой пациента Пальпация бывает двух видов: поверхностной и глубокой При пальпации кожи определяют: Влажность Тургор Состояние подкожно-жировой клетчатки Определение отеков Определение лимфатических узлов (подбородочного, подчелюстных, затылочных, шейных, надключичных, подключичных, локтевых, подмышечных, паховых, подколенных, голеностопных), определяют: Локализацию Размер Болезненность Консистенцию Спаянность с подлежащей тканью При пальпации мышц определяют болезненность, состояние развитости мускулатуры. При пальпации костей и суставов определяют болезненность, искривления, переломы, опухоли.

Слайд 26

Перкуссия При перкуссии возникает звук, звуки различают по громкости, продолжительности и высоте. Громкость определяется величиной амплитуды колебания звучащего тела. При равной силе ударов громкость звука зависит от массы тела и его плотности: плотное тело с большой массой дает при нанесении удара тихий звук, тело с малой массой звучит громко. Продолжительность звука определяется временем, в течение которого затихают колебания, вызванные ударом. Колебания плотного тела затухают быстрее, чем плотнее тело, тем выше звук. При проведении перкуссии необходимо соблюдать ряд принципов: Площадь, на которую падает перкуссионный удар, должна быть малой, что дает большую точность в определении границ, поэтому в качестве плессиметра используют среднюю фалангу третьего пальца левой кисти По силе удара топографическая перкуссия тихая, при нанесении слабых ударов колеблется малый объем ткани, что дает точность в определении Удары, наносимые пальцем молоточком, должны быть отрывистыми В каждой точке перкуссии следует наносить не менее двух ударов (но не более трех), т.к. нанесение одного удара недостаточно для оценки звука, а нанесение более трех - затрудняет сравнение звуков Звуки сравнивают от более громкого к тихому, т.е. от ясного легочного к тупому. Это обусловлено особенностями нашего слуха: переход от более громкого к тихому улавливается лучше, чем переход от тихого к громкому Палец плессиметр необходимо располагать параллельно искомой границе, его следует перемещать по линии, до тупого звука, по межреберьям Над легочной тканью возникает ясный легочный звук , эта ткань содержит большое количество воздуха, и звук громкий, продолжительный, низкий. Над полостью, газовым пузырем возникает тимпанический звук Над уплотнением, паренхиматозным органом, мышечной тканью возникает тупой звук.

Слайд 27

Аускультация При проведении аускультации соблюдают ряд условий: В помещении должно быть тепло и тихо Положение больного удобное, свободное Грудная клетка полностью обнажена, волосистая часть при необходимости смачивается водой Раструб стетоскопа должен плотно, но без нажима прилегать к поверхности тела Дыхание больного должно быть достаточно глубоким и равномерным, при необходимости по команде Аускультативные явления возникают, как правило, на большой глубине от поверхности тела. От проведения звуков на поверхность зависит не только возможность их восприятия, но и оценка физического состояния тканей, находящихся между источником звука и поверхностью тела. Хорошо проводят звуковые колебания плотные, однородные тела, мягкие, воздушные – плохо проводят звук, являясь звукоизолятором . Неоднородность тела ухудшает проведение звуков: при переходе колебаний из одной среды в другую они отражаются, гасятся. Хорошо проводятся звуки по трубкам, имеющим плотные, гладкие стенки.

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные ингаляторы в лечении бронхиальной астмы: влияние на приверженность терапии.

В презентации представлены современные ингаляторы, которые используются при лечении бронхиальной астмы....

Сестринский уход при бронхиальной астме

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАтеоретического занятиядля обучающегосяСпециальность 34.02.01.   Сестринское дело ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.МДК 02.01 С...

Презентация на тему " СП при бронхиальной астме у детей"

Презентация на тему " СП при бронхиальной астме у детей"для проведения теоретических занятий по  предмету ПМ 02. МДК 02.01.03 «Сестринский уход в педиатрии»...

Первая помощь при бронхиальной астме

Первая медицинская помощь при бронхиальной астме...

Клиническая фармакология средств для лечения бронхиальной астмы

Клиническая фармакология средств для лечения бронхиальной астмы...