Главные вкладки

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    методическая разработка по теме

    Давыдова Ирина Владимировна

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    Особенности деятельности медицинского лабораторного техника в исследовании физических факторов в санитарно-гигиенической лаборатории на примере оценки шума

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diplom.docx104.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    Департамента здравоохранения города Москвы

    «Медицинский колледж №1»

    ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    Особенности деятельности медицинского лабораторного техника в исследовании физических факторов в санитарно-гигиенической лаборатории на примере оценки шума

    Специальность:   31.02.03 Лабораторная диагностика 

                                             Форма обучения:  очная              

                                 Студентка: Стенина Татьяна Витальевна

                                 Курс IV

                                 Группа Л41-1

                           Руководитель: Давыдова И.В. ___________________

    Москва

    2017

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    3

    ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА………………

    7

    1.1 Аспекты деятельности служб санитарно-эпидемиалогического надзора…………………………………

    7

    1.2 Физические факторы окружающей среды………………..

    7

    1.3 Микроклимат……………………………………………….

    8

    1.4 Вибрация……………………………………………………

    11

    1.5 Ионизирующее излучение…………………………………

    13

    1.6 Электромагнитное излучение……………………………...

    16

    1.7  Общая характеристика шума……………………………...

    18

    1.8  Источники шума. Шумовое загрязнение………………...

    19

    1.9  Влияние шума на организм человека…………………….

    21

    1.10 Защита от шума……………………………………………

    23

    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ШУМА…………………………………..

    24

    2.1 Восприятие шума…………………………………………...

    24

    2.2. Опыт на определение остроты слуха……………………..

    26

    2.3 Измерение шума……………………………………………

    27

    2.4 Выводы……………………………………………...

    30

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………

    31

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...

    33

    ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………

    35

    ВВЕДЕНИЕ

    Человек появляется на свет и живет всю свою жизнь в многофакторной природно-социальной среде. Эта среда характеризуется постоянным изменением химического состава, физических свойств и информационно-коммуникационной напряженности. Все эти показатели являются главными воздействующими силами, которые напрямую оказывают воздействие на человека и его здоровье. Некоторые из них несут положительное влияние, а другие негативно влияют на наше здоровье. Они являются существенной составляющей залога безмятежной и размеренной жизни. Дни, недели, месяцы и года на человека воздействуют взаимоотношения в семье, на работе, окружающая среда и другие раздражители. Именно от таких факторов зависит продолжительность жизни, психоэмоциональное состояние и здоровье человека. Вследствие этого в организме «открываются ворота» для возникновения различных болезней. Не менее значителен и образ жизни людей, в зависимости от которого увеличивается или уменьшается степень влияния того или иного фактора на организм.[8]

    В настоящие время приоритетным является проблема охраны и укрепления здоровья работающего населения, с целью сохранения трудового потенциала и создания условий для экономического развития страны. Социальный эффект этих мероприятий велик, поскольку наибольшее число работающих находится в репродуктивном возрасте. Это подтверждается международными документами. ВОЗ в 2004 г. принял Глобальную стратегию по репродуктивному здоровью и Резолюцию о семье и здоровье, а в 2007 г. Глобальный план действий по охране здоровья работающих на 2008-2017 г.г. Все эти планы невозможно воплотить в жизнь без санитарно-эпидемиологических станций, осуществляющих контроль за факторами, влияющими на здоровье человека.

    Работа любого из врачей немыслима без привлечения тех или иных лабораторий, без проведения многих качественных и количественных анализов, тончайших измерений. На санитарно-эпидемиологических станциях имеются бактериологические, химические, радиологические, физические лаборатории, оснащенные современной измерительной и другой аппаратурой. В этих лабораториях работают врачи и средние медицинские работники. В зависимости от профиля лаборатории специальности врачей-лаборантов могут быть различными: врач-бактериолог, врач-вирусолог, врач-токсиколог. Вместе с врачами во многих лабораториях санэпидстанций трудятся также биологи, физиологи, химики, физики и другие специалисты с высшим и средним образованием.[9]

    Техник-лаборант - это медицинский работник со специальной подготовкой, который обычно под руководством врача-лаборанта проводит исследования в клинической, биохимической, бактериологической и других лабораториях.

    Важность лабораторной диагностики очень велика. Иногда результаты анализов говорят больше, чем все остальные данные о больном. Гигиеническая оценка условий труда позволяет выделить основные факторы риска, способные оказать повреждающие влияние на здоровье.

    Лаборант должен соблюдать: меры безопасности при работе с аппаратурой и оборудованием, правила работы с кислотами и щелочами, легковоспламеняющимися веществами; правила хранения реактивов и материалов; правила противоэпидемического режима и личной гигиены; уметь оказать первую медицинскую помощь.

    Лаборант должен хорошо знать документацию, которая ведется в лабораторном отделении: формы журналов учета, протоколы выемки и исследования проб, другие документы. В его обязанности входит заполнение этих форм, регистрация их и выдача. Лаборант должен уметь пользоваться счетной техникой (микрокалькулятором), пишущей машинкой.[11]

    Санитарно-гигиенические лаборатории оснащены современным оборудованием, сложной техникой, с которой лаборанту приходится работать. Некоторые лаборатории имеют подвижные установки для работы непосредственно на объекте, в населенных пунктах.[14]

    В этой работе будет рассмотрена работа лабораторного техника санитарно-гигиенической лаборатории  в исследование физических факторов, влияющих на здоровье человека на примере оценки  шума.

    Объект исследования: физические факторы, влияющие на здоровье человека

    Предмет исследования: действия лабораторного техника санитарно-гигиенической лаборатории при оценке шума.

    Цель работы: изучить алгоритм действия лабораторного техника при оценки шума.

    Задачи работы:

    1. Изучить и провести анализ литературных источников по теме.
    2. Исследовать действие  шума на здоровье человека.
    3. Изучить алгоритм работы лабораторного техника санитарно-гигиенической лаборатории при оценке шума.
    4.  Оценить степень шумового загрязнения различными  акустическим источниками и сравнить их с нормативными документами.

    Методы исследования:

    В результате исследования использовались: теоретический метод

    при изучении, анализе и обобщении  литературных источников; эмпирический метод – при проведении лабораторных исследований; математический и статистический методы – для обработки и сравнения полученных результатов исследований.

    Теоретическая база исследования:

    Среди экологических факторов наибольшее значение имеют факторы, характеризующие доступность для организма различных форм вещества и энергии. Антропогенные факторы — порождены деятельностью человека. Преобладающая часть антропогенных факторов, связанная с производством, с применением техники, машин, строительства может нанести существенный вред организму человека. Изменение температуры, появление электромагнитных полей, вибрация, радиация, шум -  все эти факторы, хотим мы этого или нет, влияют на наше состояние.

    На IV общероссийской научной конференцию «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, которая проходила 17-19 февраля 2009 г., выступила Ильницкая А.В. - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник института гигиены токсикологии, пестицидов и химической безопасности ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана. В частности она сказала, что физические факторы окружающей среды относятся к весьма опасным факторам для человека. Шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП), электромагнитные излучения (ЭМИ) от линий электропередачи, радио-, телевизионных и радиолокационных станций, мобильных телефонов, базовых станций сотовых связей, телевизора и компьютера и другой бытовой техники, влияют на организм человека и животных. Необходимо уделять особое внимание мероприятиям, направленным на снижение уровней физических факторов в среде обитания человека, а также их гигиеническому нормированию.

    Практическая значимость:

    Результаты проведенных исследований будут полезны для медицинских работников лабораторий в качестве справочных материалов и для студентов медицинских образовательных учреждений, как учебная информация.

    ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

    1.  Аспекты деятельности служб санитарно-эпидемиалогического надзора

    Основными задачами современной гигиены являются разработка основ предупредительного и текущего санитарного надзора, санитарного законодательства, обоснование гигиенических мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды, условий труда и отдыха, охрана здоровья детей и подростков, участие в разработке основ рационального питания, а также санитарная экспертиза качества пищевых продуктов.

    На основе изучения факторов окружающей среды разрабатываются нормативы и практические мероприятия, имеющие целью создание благоприятных условий жизни и труда человека, т.е. снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, увеличение работоспособности и т.д.

    Арсенал методов исследований в гигиене  чрезвычайно велик.  Нас интересуют методы исследований физических факторов окружающей среды.[16]

    1.  Физические факторы окружающей среды

    Температура, влажность воздуха, вибрация, радиация, электромагнитные и звуковые колебания – это основные физические факторы, влияющие на здоровье. В последние десятилетия все большее значение придается электромагнитному излучению, ведь человек испытывает его действие практически постоянно. Существует естественный фон, не представляющий опасности для здоровья. Он образуется в результате солнечной активности. Но технический прогресс приводит к так называемому электромагнитному загрязнению окружающей среды.

    Волны разной длины испускаются всеми бытовыми и производственными электроприборами, микроволновыми (СВЧ) печами, мобильными и радиотелефонами, физиотерапевтическими приборами. Определенное влияние оказывают также линии электропередач, внутридомовые электросети, трансформаторные станции, городской электротранспорт, станции (передатчики) сотовой связи, телевизионные вышки. Даже постоянное действие среднего по интенсивности однонаправленного электромагнитного излучения обычно не приводит к значительным изменениям в организме человека. Но проблема заключается в количестве окружающих городского жителя источников такого излучения.[13] 

    Массированное суммирующееся влияние электроволн вызывает изменение функционирования клеток нервной, эндокринной, иммунной и репродуктивной систем. Существует мнение, что увеличение в обществе количества нейродегенеративных, онкологических и аутоиммунных заболеваний связано в том числе и с действием этого физического фактора. 

    Немаловажен и радиационный фактор. Все живые существа на Земле постоянно подвергаются действию естественного радиационного фона. Он образуется при выделении радиоизотопов из различных пород и их дальнейшей циркуляции в пищевых цепочках. В дополнение к этому современный человек получает лучевую нагрузку при регулярных рентгенологических профилактических обследованиях и при рентгентерапии некоторых заболеваний. Но иногда он не подозревает о постоянном действии радиации. Так бывает при употреблении в пищу продуктов с повышенным количеством изотопов, проживании в зданиях из стройматериалов с высоким радиационным фоном. 

    Радиация приводит к изменению генетического материала клеток, нарушает работу костного мозга и иммунной системы, негативно сказывается на способности тканей к регенерации. Ухудшается функционирование эндокринных желез и эпителия пищеварительного тракта, появляется склонность к частым болезням.[12]

    1.  Микроклимат

    Микроклимат — совокупность свойств воздуха закрытых помещений. К ним относится: температура, атмосферное давление, влажность, скорость движений воздуха. Они оцениваются как отдельно, так и комплексно. Параметры микроклимата существенно влияют на обменные процессы в организме на самочувствие и работоспособность находящихся в помещении.

    Температура воздуха — важнейший показатель, определяющий и влияющий на теплообмен организма. Однократное измерение температуры в одной точке малорезультативно, так как ее значение отличается по горизонтали (у стен, в середине помещения, у двери, у оконных проемов) и по вертикали (на разной высоте). Различают:

    • Среднюю температуру воздуха — среднее арифметическое значений температуры в 6 точках помещения: по вертикали на высоте 0,5, 1 и 1,5 м от пола. Проводят измерения в центре помещения и на расстоянии 20 см от наружной и внутренней стен. Разница температур по горизонтали и вертикали не должна превышать 2 градуса Цельсия.
    • Среднесуточную температуру воздуха — среднее арифметическое 3-4 значений измеренной температуры, сделанных через равные промежутки времени в течение суток (например, утром, днем и вечером, или в начале смены, в середине рабочего дня (смены) и в ее конце). 

    Для измерения температуры используются термометры:

    • Максимальные термометры обычно ртутные. Они отражают температуру, которая была максимальной в момент измерения, в данной точке. Ртутные термометры нужно встряхнуть, чтобы вернуть ртуть в резервуар. Применяются в медицине.
    • Минимальные термометры обычно спиртовые. Окрашенный спирт поднимается и опускается самостоятельно в термометре до деления, отражающего значение температуры в данный момент, в данной точке. Применяются в быту.
    • Термографы — самопишущие приборы, предназначенные для постоянного измерения температуры. Принцип работы термографов основан на изменениях взаиморасположения двух металлических пластин, имеющих разный коэффициент температурного сжатия.[12]

    Влажность — насыщенность воздуха водяными парами. Для измерения влажности применяют психрометры и гигрометры.

    Психрометр Августа состоит из двух термометров — сухого и «влажного». Последний имеет резервуар, в который помещают смоченный ватный шарик. В зависимости от влажности в помещении, вата из воды испаряется с той или иной скоростью, охлаждая спирт в резервуаре термометра, поэтому показания «влажного» термометра всегда меньше сухого. По разнице показаний термометров по специальной таблице определяют относительную влажность в помещении.

    Аспирационный психрометр Ассмана устроен так, что резервуары термометров скрыты под металлическими гильзами. При движении воздуха через «влажный» термометр вода с ваты испаряется и охлаждает резервуар.

    Гигрометр волосяной. В основе действия — способность обезжиренного человеческого волоса изменять длину при разной влажности. Изменения длины волоса передается стрелке, которая показывает относительную влажность.

    Гигрометр психрометрический также состоит из двух термометров, и шкалы для определения относительной влажности.

    Гигрограф служит для постоянного наблюдения за колебаниями относительной влажности воздуха. 

    Скорость движения воздуха измеряется в м/с и влияет на теплоотдачу организма. Измеряется с помощью анемометров катетермометров.

    Чашечный анемометр измеряет скорость движения воздуха от 1 до 50 м/с. В верхней части прибора находятся 4 полушария, связанные со счетчиком оборотов посредством зубчатого механизма. Скорость перемещения воздушных масс отображается на циферблате. При измерении необходимо установить ось вращения чашек перпендикулярно потоку воздуха. Скорость движения воздуха рассчитывают. Исходя из количества оборотов и времени измерений.

    Крыльчатый анемометр вместо полушарий имеет специальные крылья из алюминия, которые поднимаются в зависимости от скорости движения воздуха.

    Определение атмосферного давления проводится с помощью барометров. Единица измерения — мм.рт.ст. Величина атмосферного давления непостоянна, его изменения способны оказывать, особенно на метеочувствительных людей, неблагоприятное влияние.

    Ртутный чашечный барометр представляет собой вертикальную стеклянную трубку, наполненную ртутью. Верхний конец трубки запаян. А нижний помещен в резервуар с ртутью. Воздух, оказывая давление на поверхность ртути в чашке, удерживает ртуть в трубке.

    Барометр-анероид представляет собой герметично запаянную металлическую коробку с чувствительными стенками. Повышение давления прогибает их внутрь, а понижение выпрямляет. Изменение кривизны стенок передается стрелке на циферблате.

    Барограф предназначен для постоянной регистрации атмосферного давления.[11]

    1.  Вибрация

    Вибрация — колебание твердых тел. Это механические колебания с частотным диапазоном 1,6-1000 Гц. По способу передачи различают следующие виды вибрации:

    • Общую вибрацию, передающуюся через опорные поверхности на тело сидящего или стоящего человека.
    • Локальную вибрацию, передающуюся через руки или ноги человека, а также через предплечья, контактирующие с вибрирующими поверхностями.

    Как неблагоприятный фактор наибольшее значение вибрация имеет в производственных условиях. Однако, часть бытового оборудования создает локальную вибрацию, передающуюся на кисти рук. Работа транспорта (в том числе подземного) в ряде случаев способна создавать общую вибрацию.

    Действие вибраций на человека различно. Оно зависит от того, вовлечен ли в нее весь организм или часть, от частоты, силы и продолжительности и пр. Воздействие вибрации может ограничиваться ощущением сотрясения (паллестезия) или привести к изменениям в нервной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системах. Выделяют отдельную профессиональную патологию — вибрационную болезнь.

    Исследование вибрации позволяет установить, когда "нормальная" вибрация становится "проблемой" или превышает допустимые уровни. Анализатор вибраций измеряет амплитуду, частоту и фазу вибрации. Кроме того, когда вибрация происходит на  нескольких частотах, он отделяет одну частоту от другой так, что имеется возможность получить каждую отдельную характеристику  вибрации.

    Датчик вибрации измеряет скорость вибрации и преобразует его в электрический сигнал. Анализатор получает этот сигнал, преобразуя его с соответствующей амплитудой и частотой.

    Амплитуда измеряется  как двойная амплитуда мил (1 мил = 0,001 ") и указывается на измерители амплитуды. Некоторые приборы оснащены измерителем частоты, который обеспечивает  прямое считывание преобладающей частоты вибраций.

    Другие измерительные приборы имеют перестраиваемые фильтры, которые позволяют сканировать шкалу частот и определять амплитуду какой-либо конкретной частоты, все остальные отфильтровывать.

    Для определения фазы вибрации используется световая вспышка. Это можно сделать по частоте вспышки вибраций или в любой произвольной частотно-избирательной системе внутреннего генератора колебаний.

    Отметки на вращающейся части рассматриваются под  стробо-вспышкой мигающей частоты колебаний, может выглядеть как одна неподвижная (или вращающаяся) отметка, или, как несколько неподвижных (или вращающиеся) отметок. Количество отметок используется для определения источника вибрации. Расположение отметки или отметок используется для балансировки вращающихся частей.

    Тяжесть вибрации является функцией амплитуды и скорости, однако, следует отметить, что изменение степени тяжести в течение времени, как правило,  предупреждает о надвигающейся поломке. Чаще всего эти изменение, чем вибрация в "слегка грубом" или "грубом" диапазонах, которая не меняется со временем.

    После того, как все данные сведены в таблицу, они могут быть проанализированы, для определения наиболее вероятной причины или причин вибрации и установления характеристик каждой.

    Анализируя таблицу данных по вибрации можно определить одну или несколько причин. Каждая должна быть проверена, начиная с наиболее вероятной причины или с той, которую легче всего проверить.[13]

    1.  Ионизирующее излучение

     Разные типы ионизирующего излучения обладают разным разрушительным эффектом и разным способом воздействия на биологические ткани. Соответственно, одной и той же поглощенной дозе соответствует разная биологическая эффективность излучения. Поэтому для описания воздействия излучения на живые организмы вводят понятие относительной биологической эффективности излучения, которая измеряется с помощью коэффициента качества. Для рентгеновского, гамма- и бета- излучений коэффициент качества принят за 1.

    Некоторые радиоактивные изотопы способны встраиваться в процесс обмена веществ живого организма, замещая неактивные элементы. Это приводит к удержанию и накоплению радиоактивного вещества непосредственно в живых тканях, что существенно увеличивает опасность контакта. Например, широко известны йод-131, изотопы стронция, плутония и т. п. Для характеристики этого явления используется понятие период полувыведения изотопа из организма.

    Первичное действие ионизирующих излучений — это прямое попадание в биологические молекулярные структуры клеток и в жидкие (водные) среды организма. Вторичное действие — действие свободных радикалов, возникающих в результате ионизации, создаваемой излучением в жидких средах организма и клеток. Свободные радикалы вызывают разрушения целостности цепочек макромолекул (белков и нуклеиновых кислот), что может привести как к массовой гибели клеток, так и канцерогенезу и мутагенезу. Наиболее подвержены воздействию ионизирующего излучения активно делящиеся (эпителиальные, стволовые, также эмбриональные) клетки.

    После действия излучения на организм в зависимости от дозы могут возникнуть детерминированные и стохастические радиобиологические эффекты. Например, порог появления симптомов острой лучевой болезни у человека составляет 1-2 Зв на все тело.

    Применение в медицине. Несмотря на опасность, применение ионизирующего излучения в медицине незаменимо. Оно применяется в следующих областях медицины:

    • Рентгенография — получение одномоментных снимков плотных тканей.
    • Рентгеноскопия — динамическое наблюдение полостей тела.
    • Флюорография — получение одномоментных снимков органов грудной полости.
    • Визиография — получение одномоментных снимков зубов и др.
    • Радиотерапия — применение ионизирующих излучений с лечебной целью.
    • Научная медицина

    Медицинское облучение, согласно "Нормам радиационной безопасности 99/2009", это:

    - облучение, которому подвергаются пациенты при проведении медицинской диагностики и лечения;

    - облучение, которому подвергаются практически здоровые лица при проведении медицинских профилактических рентгенологических исследований и в медико-биологических исследованиях;

    - облучение лиц, проходящих медицинские обследования в связи с профессиональной деятельностью или в рамках медико-юридических процедур;

    - облучение, которому добровольно подвергаются лица, оказывающие помощь и осуществляющие уход за пациентами, кроме профессионального облучения медицинских работников.

    Таким образом, медицинское облучение охватывает практически все население России.

    Все виды и методы медицинского облучения пациентов относятся к медицинской радиологии, которая включает в себя лучевую терапию, лучевую диагностику и ядерную медицину.

    Основные принципы и мероприятия по ограничению воздействия ионизирующего излучения на медицинский персонал, население и пациентов:

    • Санитарно-гигиеническое планирование деятельности при применении ионизирующего излучения (расположение источников и рентгенкабинетов, толщина стен).
    • Принцип необходимости (риск от неприменения излучения должен быть очевидно и значительно выше, чем от его применения).
    • Оптимизация дозы излучения (принцип «защиты количеством»)
    • Оптимизация времени излучения (принцип «защиты временем»)
    • Защита расстоянием (удаление оператора рентгенустановки, манипуляторов, и т. п.)
    • Применение средств индивидуальной защиты (просвинцованные фартуки, воротники и др.)
    • Регистрация доз облучения (индивидуальные дозиметры у медицинских работников, учет доз, полученных пациентами — доза записывается в карте).[11]

    1.6 Электромагнитное излучение

     Развитие телевидения, радиосвязи, радиолокации, расширение сети высоковольтных линий электропередач, применение высокочастотной энергии в различных сферах народного хозяйства и в быту привело к значительному росту уровня электромагнитных излучений в городах и населенных пунктах.

    Электромагнитные волны разных диапазонов, в том числе радиочастотные, существуют в природе, образуя естественный фон. Увеличение количества и рост мощности различных искусственных источников неионизирующей радиации создают дополнительное искусственное электромагнитное поле, что при определенных условиях может неблагоприятно влиять на здоровье населения. Ввиду этого возникла проблема медико-биологического изучения влияния электромагнитного излучения на организм человека в условиях окружающей среды.

    Физическая характеристика электромагнитных излучений. Электромагнитное излучение возникает вследствие излучения энергии от любых источников электрических токов (промышленные генераторы высокой частоты, генераторы телевизионных и радиолокационных станций, рентгеновские установки и другие источники). Это периодически переменное в пространстве электромагнитное поле, в котором переменные электрическое и магнитное поля тесно взаимосвязаны и любое изменение электрического поля влечет за собой изменение магнитного поля (и наоборот).

    В понятие "электромагнитное поле радиоволн" входит весь диапазон радиочастот, ограниченный, с одной стороны, частотой 103 Гц (длина волны 300 км), а с другой — частотой 10~12 Гц (длина волны 0,03 мм). Этот участок спектра электромагнитных волн применяют в радиовещании, телевидении, радиолокации, радиоастрономии, сотовой, спутниковой связи и др.

    Частота колебаний электромагнитного поля определяется частотой колебаний возбуждающего источника и в процессе распространения радиоволн не изменяется. Скорость распространения радиоволн в пространстве составляет 300 000 км/с.[14]

    Диапазон частот электромагнитных волн, фиксируемых в настоящее время, простирается от 0 до 3*1022 Гц. Этот диапазон соответствует спектру электромагнитных волн с длиной волны, изменяющейся от 10-14 м до бесконечности. По длине волны спектр электромагнитных волн условно делят на восемь диапазонов. Отличие частот, излучаемых в различных диапазонах, связано с различием микроскопических источников излучения.

    Причиной появления, источниками электромагнитных полей становятся разнообразные излучающие объекты микромира, например, заряженные частицы, атомы, молекулы, и макромира, в современной жизни человека ими в частности являются:

    • электротранспорт – трамваи, троллейбусы, электропоезда;
    • линии электропередач – городское освещение, высоковольтные линии;
    • электропроводка;
    • бытовые электроприборы;
    • теле- и радиостанции – транслирующие антенны;
    • спутниковая и сотовая связь – транслирующие антенны;
    • радары;
    • персональные компьютеры.

    Каждый из перечисленных источников создает электрические и магнитные поля в различном диапазоне частот от 0 до 1000 Гц. При этом создаются такие значения магнитной индукции и напряженности электрического поля, которые в некоторых случаях намного превышают предельно допустимые нормы (ПДН).

    Ученые установили, что наиболее опасными для здоровья человека являются излучения в двух диапазонах:

    от 30 до 300 Гц (сверхнизкие частоты) - опасны для отдельных функциональных органов;

    от 0,3 до 30 ГГц (ультравысокие и сверхвысокие частоты) – опасны для большинства элементов тела, крови и ее составляющих. Этот диапазон частот представляет для человека наибольшую опасность, так как в этом случае даже 1 квант энергии способен нанести большие повреждения живой ткани.

    Учеными доказано также, что безопасный для здоровья человека предел интенсивности электромагнитных полей - 0,2 мкТл.

    Все электрические приборы, которые мы используем, излучают на ультравысоких и сверхвысоких частотах.[13]

    1.7  Общая характеристика шума

    Кажется, совсем не нужно пояснять, что такое звук. Это то, что мы слышим. Это и нежная мелодия скрипки, и тревожный звон колокола, и грохот водопада, и слова, произносимые человеком… всё это звуки, и поэтому мы их слышим. Но само физическое явление – звук – существует на Земле помимо человека. С точки зрения физики, звук – это возникновение и распространение колебаний в каком-либо веществе, будь то воздух, жидкость или твердое тело. Источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. Это тело приводит в движение окружающий воздух, в котором начинают распространяться упругие продольные волны. Когда эти волны достигают уха, они заставляют колебаться барабанную перепонку, и мы ощущаем звук.

     К шумам относят звуки любого рода, воспринимаемые человеком, как неприятные, мешающие и даже вызывающие болезненные ощущения.    

        Уже в XIX в. известный бактериолог Роберт Кох предсказал, что «...когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он сейчас борется с холерой и чумой».

            Не следует думать, что раньше шумов не было, и они не мешали людям. Так, уже в Древнем Риме жители жаловались на шум колесниц по ночам, которые не давали им спать и одним из указов Юлия Цезаря было запрещение движение экипажей по ночному Риму (50 г. до н.э.). 

            Сегодня шум — один из важнейших факторов вредного влияния на окружающую среду и человека и опасен не менее чем загрязнение атмосферы и гидросферы.

           Но в восприятии нами звуковых колебаний есть ещё и психологический аспект. Мы с удовольствием слушаем песню, игру пианиста или скрипача, играющий в отдалении духовой оркестр. Все эти звуки мы называем музыкой. Но редко встречаются люди, которым приятны визг, скрежет или грохот.

     При оценке воздействия шума большое значение имеют время суток, сила и продолжительность действия, тип звука и регулярность его воздействия.[16]

    1.8  Источники шума. Шумовое загрязнение

    Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.

    В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные  центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными транспортными и другими шумами.

    Как уже отмечалось, шум — это побочные продукты цивилизованного мира и как всякий побочный продукт может иметь опасные последствия.

    Шумовое загрязнение среды относится к категории чисто экологических факторов, поскольку оказывает непосредственное и исключительное воздействие на живые организмы. Основным и повсеместным источником шума является наземный (автомобильный и железнодорожный) транспорт, хотя и другие источники, такие как воздушный транспорт, промышленные предприятия, строительные машины и механизмы, вносят свой вклад в создание шумового поля. Уровень шума, создаваемый отдельными источниками, может значительно превышать санитарный уровень.

    К основным источникам шума в повседневной жизни относится движение транспортных средств. Особенно сильный уличный шум производят рельсовый транспорт, грузовые автомобили и автобусы, троллейбусы, но и легковой транспорт вносит свою лепту в уличный шум.

    В жилых зданиях, квартирах шум возникает за счет работающих бытовых приборов: стиральные машины, пылесосы, холодильники, телевизоры, музыкальные центры и т. д. Кроме того, вклад в создание шумов вносят звуки шагов, хлопанье дверей, передвижение мебели, разговоры, пение, шумы в водопроводных трубах и лифтов и т. д.

    Диаграмма: «Шумовое загрязнение» (Приложение А). На диаграмме представлены источники шума в окружающей человека среде по справочным данным независимой экологической экспертизы, проводимой в 2013 году компанией ECO STANDARD.[17]

    1.9  Влияние шума на организм человека

    В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что в  зависимости от уровня и длительности шумовое загрязнение способно наносить ущерб здоровью человека. Некоторые люди считают, что к шуму можно привыкнуть, но это далеко не так. В общем случае шум небезразличен для организма человека и может вызывать различные психические реакции, отключение вегетативной нервной системы, регулирующей функции внутренних органов, сердечнососудистой системы и обмен веществ, повреждения слуха, а при высоких уровнях громкости вызывает болезненные ощущения.

    В повседневной жизни повреждения слуха могут вызываться слишком громкой музыкой, выстрелами в тире и т. д. Следует отметить, что такие источники шума, как аэродромы, оживленные магистрали редко вызывают потери слуха у людей, которые находятся вблизи этих объектов незначительное время.

    Реакция организма на шум зависит от многих факторов. Причиной различного восприятия шума могут оказаться возраст, пол, состояние здоровья, характер деятельности человека. При этом решающее значение играют уровень шума и фактор времени. Степень раздражающего воздействия зависит и от того, насколько шум превышает привычный окружающий фон, какова заключенная в нем информация. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия - звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

    Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечнососудистой системы; оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижает рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

    Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Организм человека против шума практически беззащитен.

    В настоящее время врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы.

    Важно помнить, что понижение слуха под влиянием шума, как правило, необратимо, т.к. в основе лежит атрофия нервных элементов. Современная медицина не располагает лечебными средствами, способными восстановить погибшие или даже гибнущие нервные клетки.

    Очень сильный шум (свыше 110 дБ) может стать причиной, так называемого шумового опьянения – агрессивного, возбужденного состояния, а впоследствии привести и к потере слуха.

    Задумайтесь, сколько вокруг нас источников звука! Вон на детской площадке «стонут» несмазанные качели, кричат ребятишки во дворе, звенит волейбольный мяч, кто-то стучит, вставляя стекло. По улице, урча моторами, проносятся автомобили, из соседних окон звучит музыка, хлопает выбиваемый ковер, засвистел чайник на кухне, непрерывно тикают часы, скрипнула дверь…

    И это – только дома. Прогулка же по большому городу нередко заканчивается головной болью – так действует на нас разнообразный шум. Не сравнить с тишиной у реки, когда слышно лишь журчание воды, шелест листьев.

    Все меньше людей оказывается в таких «чистых» звуковых условиях. Переселяясь в города, человек должен привыкать к новой, «загрязненной» шумами среде. Врачи давно бьют тревогу, приводя свидетельства частичной или полной потери слуха, а также нарушений нервной системы, связанных с избытком обрушившихся на наши уши звуков. В «Приложении Б»  можно видеть схему влияние шума на организм человека.[18]

    1.10 Защита от шума

    Борьба с шумами ведется не первый год: выносят за черту города железные дороги и скоростные автострады, запрещают пользоваться звуковыми сигналами, отводят в сторону от жилых районов маршруты самолетов.

    Вы видели, вероятно, как музыканты наушниками защищаются от шума, который сами же и производят. Похожие наушники из звукоизолирующих материалов надевают на себя рабочие в грохочущих цехах. А чтобы лучше спать, теперь в аптеках предлагают «беруши» - белые и волокнистые, словно вата, квадратики для затыкания ушей. Их не так уж давно придумали ученые. Оберегая слух совсем еще маленьких детей, да и взрослых тоже, врачи-гигиенисты предусмотрели предельные уровни звуков, которые издаются игрушками, начиная от погремушки.

    Борьба с уличным шумом ведется путем замены трамвайного транспорта троллейбусным и автобусным, ограничения пользования звуковыми сигналами и т.п.

    Основные методы борьбы с шумом:

    • Звукопоглощение (применение материалов из минерального войлока, стекловаты, поролона и т.д.).
    • Звукоизоляция. Звукоизолирующие конструкции изготавливаются из плотного материала (металл, дерево, пластмасса).
    • Установка глушителей шума.
    • Рациональное размещение цехов и оборудования, имеющих интенсивные источники шума.
    • Зеленые насаждения (уменьшают шум на 10 – 15 дБ).
    • Индивидуальные средства защиты (вкладыши, наушники, шлемы).[15]

    ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ШУМА

    2.1 Восприятие шума

    Сегодня шумовое загрязнение окружающей среды стало серьезной проблемой, в особенности в городах. Слуховое восприятие - мощная сигнальная система, с которой теснейшим образом связано наше самочувствие.

    Реакция на шум сильно зависит от особенностей личности, возраста, пола, состояния здоровья, профессии. Воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия – звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости.

    Ухо – единственный орган, при помощи которого мы можем почувствовать шум. Но оказывается человеческое ухо, также как и другие органы, нуждается в защите, в данном случае – защите от шумового загрязнения. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас.[10]

    В исследовании был проведен опрос студентов 1 курса ГБПОУ ДЗМ «МК№1» СП№1,  в котором предлагалось ответить на два вопроса:

    -  Какие звуки из предложенных, вам нравятся, а какие - не нравятся?

    • Шум спокойного парка
    • Шум в доме
    • Громкий разговор
    • Шум телевизора
    • Работа пылесоса
    • Громкая музыка
    • Шум транспорта
    • Стук дождевых капель

       

     - Шум у вас вызывает:

    • Неврозы
    • Усталость
    • Раздражительность
    • Головную боль

    В результате анализа этого опроса были получены следующие данные:

    Таблица 1 Влияние шума на ощущения

    НРАВЯТСЯ

    НЕ НРАВЯТСЯ

    Шум спокойного парка

    100%

    0%

    Шум в доме

    40%

    60%

    Громкий разговор

    0%

    100%

    Шум телевизора

    55%

    45%

    Работа пылесоса

    20%

    80%

    Громкая музыка

    60%

    40%

    Шум транспорта

    50%

    50%

    Стук дождевых капель

    65%

    35%

    Диаграмма представлена в «Приложении В»

    Таблица 2    Влияние шума на  самочувствие

    ВЫЗЫВАЕТ

    Неврозы

    22%

    Усталость

    90%

    Раздражительность

    44%

    Головную боль

    75%

    Диаграмма представлена в «Приложение Г»

    Данные опроса показывают, что большая часть опрошенных в большей или меньшей степени реагирует на шум. У большинства опрошенных шумовые воздействия вызывают те или иные дискомфортные состояния, которые при длительном воздействии могут привести к серьёзным заболеваниям.      

    2.2. Опыт на определение остроты слуха

    Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см от уха испытуемого.

    Оборудование: механические часы, линейка.

    Порядок работы:

    - Приближайте к себе часы, пока не услышите звук.

    - Прижмите  часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока  не исчезнет звук.

    - Измерьте расстояние (в первом и во втором случаях) между ухом и  часами (в см).

    - Рассчитайте среднюю величину двух показателей.[19]

    В этом опыте принимало участие 25  студентов 1 курса. Было проведено два   эксперимента: первый без воздействия шума, а второй – после 5 минут прослушивания громкой музыки в наушниках. В результате первого эксперимента    была получена такая таблица:

    Таблица 3  Определение остроты слуха в нормальных условиях

    приближение(см)

    удаление(см)

    средняя величина(см)

    норма(см)

    11

    13

    12

    группа

    13

    14

    13,5

    После прослушивания громкой музыки были получены следующие результаты, представленные в таблице 4:

    Таблица 4 Определение остроты слуха после опыта

    приближение(см)

    удаление(см)

    средняя величина(см)

    32%

    9

    11

    10

    25%

    8

    10

    9

    23%

    10

    10

    10

    10%

    10

    12

    11

    5%

    7

    9

    8

    Опыт показал, что прослушивание громкой музыки существенно сказывается на здоровье человека, понижая возможность слышать. А в дальнейшем может привести и к потери слуха.

    2.3 Измерение шума

    Шум — беспорядочное сочетание звуковых колебаний различной физической природы, интенсивности и частотной характеристики. Орган слуха воспринимает звуковые колебания в интервале от 16 до 20000 Гц. Уровни звука со значениями ниже 16 Гц относятся к инфразвуку, свыше 20 000 Гц — к ультразвуку. Инфразвук и ультразвук не воспринимаются органом слуха.

    уровень шума чаще всего измеряют в специальных единицах — децибеллах.

    Примерные уровни шума (в децибеллах):

    • Разговор: 40-45
    • Офис: 50-60
    • Улица: 70-80
    • Фабрика (тяжелая промышленность): 70-110
    • Цепная пила: 100
    • Старт реактивного самолета: 120

    Для определения допустимого уровня шума на рабочих местах, в жилых помещениях, общественных зданиях и территории жилой застройки используются:

    • ГОСТ 12.1.003-83
    • ССБТ «Шум. Общие требования безопасности»
    • СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

    Нормирование шума звукового диапазона осуществляется двумя методами: по предельному спектру уровня шума и по уровню дБА. Первый метод устанавливает предельно допустимые уровни (ПДУ) в девяти октавных полосах. Второй метод применяется для нормирования непостоянного шума и в тех случаях, когда не известен спектр реального шума. Нормируемым показателем в этом случае является эквивалентный уровень звука широкополосного постоянного шума, оказывающий на человека такое же влияние, как и реальный непостоянный шум. Эквивалентный уровень шума — среднее значение всех измеренных уровней шума в течение времени изменения.

    Максимальный уровень шума — максимальное значение уровня шума в период проведения измерений.

    Минимальный уровень шума — минимальное значение уровня шума в период проведения измерений.

    Для жилых помещений, общественных зданий, территории жилой застройки и территории, прилегающей к лечебно-профилактическим и детским учреждениям, кроме эквивалентного уровня шума и уровней звукового давления в октавных полосах нормируется уровень максимального шума. Определение минимального шума необходимо для определения характера шума по временным характеристикам (постоянный или непостоянным).

    Для измерения шума используется измеритель шума и вибрации ИШВ-1, принцип работы которого основан на преобразовании звуковых и механических колебаний исследуемых объектов в электрический сигнал, который затем усиливается и измеряется с помощью прибора ПИ-6.
    В качестве преобразователя звуковых колебаний в электрический сигнал используется капсюль микрофонный конденсаторный М-101.

    Электрический сигнал через усилитель прибора поступает на стрелочный прибор, проградуированный в децибелах. Измерение уровней звука производится по характеристикам ЛИН, А, В, С.
    Измерение уровней звукового давления в октавных полосах частот осуществляется с помощью встроенных в прибор октавных фильтров с частотами 16; 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.
    Для измерения уровня звука (шума) по шкале «А» необходимо установить переключатели на передней панели прибора в следующие положения:

    «Децибелы I» - в положение «80»;

    «Децибелы II» — в положение «40»;

    «Род измерения» — в положение «А»;

    «Род работы» -в положение «Медленно».

    Если при измерении стрелка прибора окажется в левой части шкалы, то она выводится в правую часть изменением положения переключателей «Децибелы 1» и «Децибелы II». Отсчет по измерительному прибору производится сложением показаний переключателей «Децибелы I»,

    «Децибелы II» и стрелочного прибора.

    Измерение уровней звукового давления в октавных полосах частот производится при включении переключателя «Род измерения» в положения «Фильтры», а переключателя «Частота» путем поочередной установки в положения 31,5...8000 Гц.[11;12;13]

    Опыты по измерению шума проводился на улице:

    Каширское шоссе д. 11;  Борисовские пруды, спортплощадка школы и  Бирюлевский дендропарк.

    После измерений были получены следующие результаты (таблица 5)

    Таблица 5. Шумовой показатель

    Вид транспорта

    Шумовой показатель(дБ)

    по норме

    Количество автомобилей, шт.

    район

    Каширское шоссе

    Борисовские пруды

    Дендропарк

    Грузовой автомобиль

    90

    79

    17

    0

    Легковой автомобиль

    85

    294

    38

    0

    Автобус

    87,5

    35

    12

    0

    Общее шумовое загрязнения, Ш, дБ

    35163/ 86 дБ

    5561/83дБ

    21дБ

    Таким образом, естественно, самым тихим местом является дендропарк, где тихо шелестят деревья, поют птицы и нет шумового загрязнения.

    2.4 Выводы

    Данная работа доказала, что шумовое загрязнение присуще нашему городу. На производстве и в быту шум оказывает влияние на самочувствие  людей.                    

    С шумом необходимо бороться. Умение соблюдать тишину – показатель культуры человека и его доброго отношения к окружающим. Тишина нужна людям так же, как солнце и свежий воздух. Из всего вышесказанного следует:

    • шум вредно отражается на состоянии здоровья человека, прежде всего, ухудшается слух и состояние нервной системы;
    • нужно бороться с вредным влиянием шума путем контроля уровня  шума;
    • проводить профилактические мероприятия по предупреждению шумовых болезней;
    • использовать шумоизолирующие средства и уменьшать использование различных шумовых эффектов;
    • вдоль территорий учебных заведений со стороны улиц высаживать деревья, чтобы  уменьшить шум автотранспорта;
    • больше бывать на природе: за городом, в лесу, у реки.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Целью данной работы было изучить алгоритм действия лабораторного техника при оценки шума.

    В результате проделанных исследований:

    1. Изучен и проведен анализ литературных источников по теме.
    2. Исследованы  действия  шума на здоровье человека.
    3. Изучен алгоритм работы лабораторного техника санитарно-гигиенической лаборатории при оценке шума.
    4.  Оценена степень шумового загрязнения различными  акустическим источниками и произведены  их с сравнения нормативными документами.

    Развитие и совершенствование лабораторной службы обусловлено постоянно возрастающей потребностью в объективной оценке факторов среды обитания человека. Получаемая на основании результатов лабораторных исследований информация позволяет предпринимать корректирующие действия для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в регионах в частности и стране в целом.

    Это имеет огромное социальное, экономическое и политическое значение для населения. В связи с этим необходимо постоянное расширение взаимодействия между врачами-гигиенистами и специалистами лабораторий, а также взаимопонимание в решении совместных задач. Это нужно для обоснования и реализации мероприятий, имеющих как повседневное назначение, так и стратегическую направленность.

    Соответствие качества выполняемых исследований современным требованиям обусловлено прежде всего обеспечением комплекса условий их проведения и соблюдением необходимого перечня обязательных мероприятий. Данные положения в полном объеме отражены в нормативных документах, регламентирующих организацию работы лаборатории.

    Эти документы являются актуализированными вариантами международных стандартов, предназначенных для обеспечения организации «хорошей лабораторной практики». Соблюдение положений, изложенных в таких стандартах, позволяет подойти к международному уровню качества выполняемых лабораторных исследований. Основное назначение динамического развития лабораторной службы заключается в обеспечении объективной информацией о предмете надзора специалистов, осуществляющих контролирующие функции.

    Внедрение в практику работы лабораторий более совершенных методов исследований должно осуществляться на основании перспективного планирования деятельности специалистов гигиенического профиля. Знание ими основ специфики работы лабораторной службы неизменно повышает доверие к полученным результатам лабораторной работы в целом.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 июня 2016 г. N 81 «О допустимых уровнях шума в жилых и общественных зданиях»  ГОСТ 12.1.036-81
    2. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91.
    3. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.91.
    4. СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах", утвержденным и введенным в действие с 1 января 2017 г. 
    5. ГОСТ 12.1.036-81 «Система стандартов безопасности труда. Шум. Допустимые уровни в жилых и общественных зданиях»
    6. ГОСТ 8.038-94. ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерений звукового давления в воздушной среде в диапазоне частот 2 Гц - 100 кГц.
    7. ГОСТ 20444-85  Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики
    8. Израэль, Ю.А. Роль всестороннего анализа природной окружающей среды в организации оптимального взаимодействия человека с природой / Ю.А. Израэль. - Л.: Гидрометеоиздат, 2008. – С.14-22
    9. Израэль, Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды / Ю.А. Израэль. – М.: Гидрометеоиздат, 2014. – 560 с.
    10. Роев, Н.Н. Экология / Н.Н. Роев. – М.: МГУТУ, 2015. –  С.25-28
    11. Измеров,Н. Физические факторы производственной и природной среды. Гигиеническая оценка и контроль / Н. Измеров, Г. Суворов. – М.: Медицина, 2013. – 560с.
    12. Измеров,Н. Медицина труда / Н.Измеров, А.Каспаров. – М.: Медицина, 2012. – 392с.
    13. Виженский, В.А. Мониторинг фонового загрязнения природных сред / В.А. Виженский, В.А. Петрухин. -  Л.: Гидрометеоиздат, 2009. – С.22
    14. Крутиков, В.Н. Контроль физических факторов окружающей среды, опасных для человека / В.Н. Крутиков, Ю.И. Брегадзе, А.Б. Круглов. – М.: ИПК  СТАНДАРТОВ, 2011. – 517с.
    15. Мельниченко П.И. Гигиена с основами экологии человека / Под ред. Мельниченко П.И. – М.: Гэотар-Медиа, 2011. – 752 с.
    16. Архангельский В. И. Гигиена. Соmреndium [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. И. Архангельский, П. И. Мельниченко. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 392 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420423.html
    17. Пивоваров Ю.П.  Гигиена и экология человека. Учебник для студентов колледжей/ Ю. Пивоваров, В. Королик, Л. Подунова  - М.: Академия,2016,. -  400с.
    18. Гигиена [Электронный ресурс]: учебник / под ред. Г.И. Румянцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970411698.html
    19. Кича Д. И. Общая гигиена [Электронный ресурс] : руководство к лабораторным занятиям / Д. И. Кича, Н. А. Дрожжина, А. В. Фомина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. - 288 с.Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970409961.html
    20. http://www.medlinks.ru

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение А

    Диаграмма А.1. Источники шума в окружающей человека среде


    На диаграмме представлены источники шума в окружающей человека среде по справочным данным независимой экологической экспертизы, проводимой в 2013 году компанией ECO STANDARD.

    Приложение Б


    Схема влияния шума на организм человека 

      Действия шума                                                                         Психические заболевания

     Трудности взаимопонимания                                                 Частые ссоры

     Ухудшения настроения                                                           Возникновение трудностей

                                                                                                           взаимопонимания в семье

     Плохая сосредоточенность

                                                                                                            Общее ухудшение

     Чувство досады                                                                          самочувствия

                           

     Ухудшение сна                                                                            Снижение функциональной

                                                                                                               деятельности организма

    Повышенная раздражительность                                                                                                                                                                                

    Приложение В

    -  Какие звуки из предложенных, вам нравятся, а какие - не нравятся?

    • Шум спокойного парка
    • Шум в доме
    • Громкий разговор
    • Шум телевизора
    • Работа пылесоса
    • Громкая музыка
    • Шум транспорта
    • Стук дождевых капель

    Диаграмма В.1. Влияние шума на ощущения человека

    Приложение Г

    Шум у вас вызывает:

    • Неврозы
    • Усталость
    • Раздражительность
    • Головную боль

    Диаграмма  Г.1. Влияние шума на самочувствие человека  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние преддипломной практики на качество ВКР и методические рекомендации по написанию дипломной работы для студентов 4 курса специальности "Банковское дело"

    Влияние преддипломной практики на качество ВКРПреддипломная практика студентов является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов, т к дипломная работа должна доказать практичес...

    Методические указания по выполнению и защите выпускной квалификационной (дипломной работы) работы для студентов всех форм обучения специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

    В методических указаниях даются рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной квалификационной (дипломной) работы; сформулированы требования к структуре и содержанию; разработаны примерная...

    Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

    Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

    Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"

    Дипломная работа учащейся Искандерли А.Х. тема: "Социальная работа в аспекте конституции Российской Федерации"...

    Опыт руководства теоретическим и практическим исследованием в рамках дипломной работы "Особенности работы медсестры по хранению, учёту и использованию лекарственных средств"

    Практическое и теоретическое исследование проводилось в стационаре и психоневрологическом интернате по сложной и болезненной для сестринских служб проблеме - учёт и хранение медикаментов.Спе...

    Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

    При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

    Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

    Дипломная работа студента «Роль медицинского лабораторного техника в исследовании биохимических показателей, работы печени в норме и патологии» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагн...