классный час "Доктор Боткин"
классный час на тему

Тема истории медицины всегда актуальна для студентов медиков. Судьбы известных врачей, их достижения в медицине могут послужить примером того, как сложен и интересен жизненный путь врача. Какими качествами должен обладать медицинский работник, чтобы быть полезным обществу и лечить людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doktor_botkin_kl_chas.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №1» СП№3.

СОГЛАСОВАНО

Зав.отделением

ГБПОУ ДЗМ «МК №1»

_________________Е.В. Веник

Составила классный руководитель группы Адамян О.А.

Москва

2017

Тема истории медицины всегда актуальна для студентов медиков. Судьбы известных врачей, их достижения в медицине могут послужить примером того, как сложен и интересен жизненный путь врача. Какими качествами должен обладать медицинский работник, чтобы быть полезным обществу и лечить людей.

 Цели и задачи мероприятия:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания студентов об известном враче Боткине С.П. – основоположнике внутренних болезней.

2. Познакомить с основными достижениями С.П.Боткина в медицине.

  1. Способствовать формированию представления о сложном жизненном пути врача на примере Боткина С.П. и его коллег.

 

Развивающие:

  1. Расширять кругозор студентов, изучая исторические факты в истории медицины.
  2. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
  3. Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

  1. Побудить интерес к истории медицины, к судьбам известных врачей и их роли в развитии терапии как науки; чтобы это послужило примером, каким должен быть медицинский работник.
  2. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за известных соотечественников.

Место проведения: учебный кабинет.

Продолжительность: 60 минут.

Алгоритм работы – составление плана сообщения и презентации, подбор литературы, обсуждение последовательности слайдов презентации.

Личностные универсальные учебные действия:

  • осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;
  • формирование внутреннего плана действий;
  • умение вести поиск и выделять необходимую информацию;
  • умение решать учебные проблемы в ходе групповой работы.

Оборудование:

     -    презентация  

  • мультимедийная система
  • ноутбук

Организационные моменты:

  • подбор и редактирование информации;
  • предварительная подготовка с обучающимися презентации;

Ход мероприятия:

Классный руководитель: Здравствуйте, уважаемые студенты, коллеги, мы рады Вас приветствовать на классном часе посвященному 185-летию со дня рождения С.П.Боткина.

Сценка №1. (Докладчик №7 и №3)

  • Вы любите молоко?
  • Совсем не люблю и не пью!
  • А все же мы будем пить молоко.
  • Вы южанка? Наверное, привыкли пить за обедом?
  • Никогда, ни капли!
  • Однако, мы будем пить! Играете ли Вы в карты?
  • Что Вы, Сергей Петрович, никогда в жизни!
  • Что ж будем играть…Читали ли Вы Дюма?
  • Да я недавно закончила курсы, и мы не привыкли интересоваться такими пустяками. Что Вы обо мне думаете Сергей Петрович?
  • Будем читать Дюма…

Докладчик №1.

Это совершенно реальная и не придуманная история. Врач всемирно известный С. П. Боткин, клиницист, терапевт.  Его пациентка, жена будущего нобелевского лауреата И. П. Павлова, надо сказать, что она отнеслась к советам Боткина очень скептически. Но И. П. Павлов настоял, он верил в своего учителя и друга, и получилось так как предписывал Боткин. Прошло всего несколько недель, и Серафима Павлова совершенно выздоровела от всех своих хворей, слабостей, простуд. Как это могло случится?

Докладчик №2.

Москва 1841г. Казалось бы судьба маленького Сережи Боткина  была предрешена. В семье его считали глуповатым. Еще бы, к 9 годам он едва научился складывать слова из букв. Отец горевал: «Что с этим дураком делать? Остается одно, отдать его в солдаты…» Помогли старшие братья, они заметили, что Сережа не складывает, а постоянно пересчитывает свой алфавит, предложили пригласить учителя математики. И, о чудо, у Сережи обнаружились весьма незаурядные задатки. Его определили в частный пансион, там Боткин был одним из лучших и экзамены в Московский Университет его нисколько не пугали. Он только посмеивался: «Надо же как чудесно вышло! Сколько врачей меня  в детстве смотрели, изучали и ничего не поняли. А у меня просто на просто другой склад ума…»

Докладчик №1.

Удар последовал оттуда, откуда его никто не ждал. Николай I издает новый указ, теперь в университет могут поступать только дети дворян. Исключение – медицинский факультет. Что поделать? Сын чайного торговца держит экзамен и зачисляется на 1 курс. И сразу влюбляется в новый предмет – медицину. Как же это замечательно, разбираться в сложнейшем механизме под названием «Человек».

Докладчик №3 от лица С. П. Боткина

«Учившись в Московском Университете с 1850 по 1855 год я был свидетелем тогдашнего направления целой медицинской школы, большая часть наших профессоров училась в Германии и более менее талантливо преподавала нам приобретенные ими знания. Мы прилежно их слушали и по окончанию курса, считали себя готовыми врачами,  с готовыми ответами на каждый вопрос, представляющийся в практической жизни.»

Докладчик №4.

Но С. П. Боткин знал, все это неправда. Вот вроде простая история. У двух братьев после купания в холодной воде начинается кашель, обоим прописывают лакричные лепешки. У одного кашель проходит в три дня, а у другого наоборот становится глухим, утробным и держится несколько месяцев.

Или же две дородные купчихи жалуются на мигрень. Одной пиявки помогли, а другая от них пятнами покрылась, а мигрень только усилилась, и как при этом доверять медицинским справочникам,  в которых четко говорится должно помочь. Видимо тут дело сложнее, нет двух одинаковых организмов.

Докладчик №5.

Однажды к Боткину студенту-медику обратился другой студент Иван Туманов, он жаловался на непрерывные боли в животе, и на то, что выписанный лечащим врачом хинин не помогает, а от пузыря со льдом, который он прикладывает к животу делается только хуже. Разговор проходил в комнате Туманова, там же висели фотокарточки, где он был изображен на охоте.

(Присоединяется Докладчик №3, далее между докладчиками диалог)

  • Вы всегда ходите в не застегнутой шинели?
  • Да, в любой мороз.
  • Советую Вам все-таки застегиваться, продолжать хинин, пузырь долой, вероятнее всего Ваше заболевание простудного характера.

Продолжает докладчик №5.

Боткин тогда еще не знал о таком заболевании как «желудочный грипп», он только интуитивно почувствовал холод, который должен помогать в этом, конкретном, случае вредит. Совет возымел действие, Туманов выздоровел.

 Докладчик №6.

Тогда уже С. П. Боткин понимал к каждому больному нужен индивидуальный подход. Важно правильно настроить человека, чтобы его мозг подал команду на выздоровление, он категорически отказывался следовать формальному университетскому курсу, той школе, которая требовала подчинения холодным и бездушным справочникам.

Крым 1855г. По окончанию учебы Боткин направляется в Крым на войну. Тяготы бивачного быта его не пугают, именно на фронте в санитарном отряде начинающий врач может получить наилучшую практику. Сергею Петровичу повезло, его непосредственным начальником становится его кумир знаменитый хирург Н. И. Пирогов. Боткин понимает смысл его жизни только в хирургии, но обстоятельства опять вмешались в выбор Боткина своей профессии. Сильная близорукость не позволила Сергею Петровичу стать хирургом, может быть и к лучшему, он выбрал терапию, которая привела доктора Боткина к успеху.

Докладчик №7.

Но до этого пока далеко… После войны Сергей Петрович отправляется на стажировку в Европу – Германию, Англию, Францию, Австрию. Он слушает лекции известных профессоров, европейских светил. В прочем, наученный московским опытом Сергей Петрович не берет на веру все, что преподают эти светила, поскольку большинство из них точно так же, как московские коллеги слишком верят в точные методики.

Боткин работает не покладая рук на отдых и развлечения не остается времени, но молодость берет свое, не смотря на занятость и увлеченность наукой, в один из приездов в Москву, он страстно влюбляется в дочку простого чиновника Анастасию Крылову. Теперь  у него две великие страсти: Анастасия Александровна и медицина. Непонятно какая сильнее…

 Докладчик №3.

Из письма другу: « Под нервным возбуждением ожидания писем от невесты работы мои шли, как по маслу, и почти каждая неделя давала мне результаты, из которых сообщаю тебе один… Чрезвычайно важный… Почему мочевина растворяет человеческие, собачьи кровяные шарики, но тем не менее не действует на лягушачьи?…»

Докладчик №7.

На первый взгляд такой переход кажется нелепым и даже оскорбительным для молодой, очаровательной невесты, но как раз в этом великая сила любви, поэта она толкает к божественным виршам, солдата к героическим подвигам, а врача к медицинским открытиям. И ничего в том странного нет.

Докладчик №8.

Свадьбу сыграли в 1859 г. у Боткина не было времени лишний раз выбираться в Москву, молодые сразу же отправились в свадебное путешествие. Естественно, маршрут выбирал сам Сергей Петрович и не понятно что же для него было важнее: отдых, оздоровительные процедуры, сон, жена или же профессиональное общение с курортными врачами, тем более здоровье начало давать сбои. Появляется легкая одышка, частые назойливые головные боли.

Сергею Петровичу было жизненно необходимо отвлечься. Пить целебную воду, принимать минеральные ванны, но он не умел и не хотел лечиться. Зато очень хотел научиться лечить, и, конечно, его привлекала возможность пообщаться с коллегами. Поскольку именно курортология ближе всего к той терапии, как ее понимал начинающий врач. Пациент пьет воду, лежит, погрузившись в целебную грязь ванне, доктора практически не занимаются болезнью,  а человек выздоравливает. Почему?  Да потому что каждому прописывается индивидуальный режим прогулок и процедур.

Сценка №2. (Докладчик №1 и №3)

  • Вам, гер Боткин нужно принимать по 3 стакана воды источника №11, за 20 мин до еды, температуры средней, половину набираете из холодного края, половину из горячего…
  • Да что Вы говорите? Ведь это сернистый источник, я всегда считал, что только низкие температуры могут повлиять на…
  • Простите, Вы что врач?
  • Да, я российский терапевт и результаты моих  исследований однозначно указываю на… Вот смотрите, я здесь набросал кое-что… Я конечно не профессор курортолог…
  • Да, действительно занятно, Вы позволите оставить это у себя? Мы вечером обсудили бы.
  • Для чего ждать вечера гер Штольц? Ведь мы могли бы обсудить сейчас.
  • Да-да, но ведь Вас ждет жена?
  • Жена? Ах да, жена. Действительно, надо же жена! Тогда я, пожалуй, пойду, до вечера.

Докладчик №2

Бедная Анастасия Александровна она вышла не за мужчину, а за всю русскую медицину.

Из письма Крыловой-Боткиной: «Он, право, сумасшедший и во сне постоянно бредит медициной, на днях бужу, говорю, что пора вставать, а он отвечает: «А? Пора? Я думал, что как теперь военное время…то взять бы одну ногу французскую, другую русскую  и попробовать над ними мой электрический аппарат…»

В 1860 г. Боткин закончил свою диссертацию «О всасывании жира в кишках», после этого он окончательно перебрался из Парижа в Россию, но не в родную Москву, а в столичный Петербург.

Познания, трудолюбие Сергея Петровича тут же оценили по заслугам, он моментально становится тайным советником и профессором медицины, возглавляет терапевтическую клинику Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, и конечно же заводит практику, ведь для врача самое главное это общение с больными.

Докладчик №1.

Первым революционным шагом Боткина, сделанным в Академии было открытие клинической лаборатории, которую впоследствии возглавил его ученик, знаменитый физиолог Иван Павлов. Здесь проводились опыты над животными, на них опробовались новые л/п, выяснялись причины патологических процессов в организме. Боткин впервые ввел в практику публичный прием приходящих больных. Во время лекции перед студентами а кафедре стоял один пациент из клиники и на его примере обсуждались и болезни, и методы ее лечения.

Докладчик №4.

Большинство специалистов старой школы не поддерживали Боткина, они обвиняли врача-реформатора во всех смертных грехах и в том числе в преступлении перед Богом, ведь Бог создал человека по образу и подобию своему,  а тут вдруг человек выставляется на всеобщий показ и обсуждение, но Сергей Петрович был неумолим. Времени на отдых и досуг стало еще меньше, а коллеги в один голос говорили в таком режиме долго не протянешь, нужно отдыхать. Сергей Петрович будучи сам врачом понимал их правоту, организм стал сдавать, к одышке и мигрени прибавились боли в сердце, ему бы об этом задуматься, взглянуть бы на себя со стороны, понять бы что не так в его собственном организме, но как не хотелось отвлекаться на такие пустяки.

Докладчик №3.

Из письма брату Михаилу: «В продолжении недели мне нечего и думать о письме или о каком-нибудь постороннем занятии. Вот мой будничный день утром, как встал идешь в клинику, читаешь около двух часов лекцию, затем приходят амбулаторные больные, которые не дадут даже выкурить покойно сигары. После лекции, только справишь больных, сядешь за работу в лаборатории, час обыкновенно отдаешь городской практике, в пятом часу возвращаешься домой, садишься за обед со своей семьей, устал обыкновенно так, что ешь и думаешь с самого супа о том, как бы лечь спать. После целого часа отдыха начинаешь чувствовать себя человеком, по вечерам теперь в госпиталь не хожу, а вставши с дивана, сажусь на полчаса за виолончель, и затем за приготовку к лекции другого дня. Работа прерывается небольшим антрактом на чай, до часа обыкновенно работаешь, поужинавши с наслаждением заваливаешься спать».

Докладчик №5.

День ото дня напряжение росло и причиной тому была слава Боткина,  о нем ходили легенды, к нему стояли очереди, только ему доверяли свою жизни сотни пациентов, правда рекомендации Сергея Петровича под час обескураживали, но люди знали этот доктор даром слов на ветер не бросает.

Санкт-Петербург 1870г. Время шло, Сергей Петрович читал лекции, просиживал в лаборатории, принимал больных, и все отчетливо понимал чем лучше он разбирается в тонкостях диагностики и лечения, тем выше его ответственность в передаче этого опыта будущим врачам. То, что для него стало образом действия в медицине нужно описать, сформулировать так чтобы его метод стал правилом для всех. Только как это сделать?

Докладчик №3. (Можно разыграть сценкой)

Вот пример пациент Горлов Иван, 21год, телеграфист, диагноз «пупковая грыжа», прописан бандаж, сам хорохорится, кожа под бандажом даже не примята, явно надел только что, перед осмотром, т.е указания не выполняет и не будет выполнять если не запугать его как следует, всем больным слова успокоения,  а этому страшные картинки его собственного будущего… и брому чтобы спесь посбивать.

Сухова Наталья, 28 лет, домашняя хозяйка, жалуется на прыщи, боится что муж ее бросит, никакие мази не помогают, и не помогут. У больной функциональное расстройство печени, вот печенью-то мы и займемся,  а когда кровь станет чистой и здоровой все прыщи и сойдут.

Докладчик №6.

Так со временем обобщив свой богатый опыт Сергей Петрович формулирует три основных правила терапевта: 1. нужно настроить больного на выздоровление при том настраивать каждого по-разному; 2. лечить человека нужно целиком; 3. главную ответственность за появление, развитие болезни несет внешняя среда – от качества отдыха до взаимоотношений с родными. Со временем эти три пункта стали чем-то вроде библейских заповедей для практикующих терапевтов.

Неудивительно, что Боткин очень быстро приобрел славу лучше диагноста Петербурга. Правда поначалу коллеги иронизировали над его диагнозами, назначениями, на столько они шли вразрез с устоявшейся практикой, но больные неожиданно излечивались, а если нет, то вскрытие показывало правоту Сергея Петровича, и шутники довольно быстро успокоились, зато не уставал шутить сам Боткин, в основном, конечно, с пациентами.

Докладчик №3. Сценка.

Однажды к доктору Боткину обратилась одна дама, она жаловалась на лишний вес, одышку, чрезмерную усталость, спрашивала,  что ей делать.

  • Все очень просто. Вам нужно медленно качать головой слева направо, справа налево… еще раз…
  • А когда это нужно делать?
  • Всякий раз, когда Вас угощают за обедом.

Сергей Петрович довольно рано понял, что форма, в которой будет высказан совет, не менее важна, чем собственно содержание этого совета. С одним нужно пошутить, другого припугнуть, третьего обнадежить.

Докладчик №7.

В 1875 г. в семейство Боткиных пришла беда, не смотря на все старания Сергея Петровича Анастасия Александровна умерла, болезнь жены оказалась неизлечимой, она оставила после себя шестеро детей и чувство невосполнимой потери. Боткин начал жить холостяком, некогда веселый шумный дом становился неуютен, дети ходили, как в  воду опущенные. Гувернантки, няньки делали все что могли, но не от них зависло вернуть  в дом Боткина былое счастье, так проходит год.

Сергей Петрович не выдерживает, он предлагает руку и сердце Екатерине Алексеевне Мордвиновой тоже вдове. Между ними не было пылкой любви, к союзу их подтолкнуло чувство одиночества.

Докладчик №8.

Болгария 1877г. В 1877г. Боткин снова едет на войну на сей раз на Русско-турецкую из патриотических чувств,  а еще из желания совершенствоваться в терапии в таких особых напряженных экстремальных ситуациях.

Однажды на фронте к Боткину обратился русский дипломат  Н. Игнатьев, он жаловался на непрекращающиеся боли в затылке.

(Далее диалог с докладчиком №3)

  • Чем Вы лечитесь?
  • Да вот крупинками… гомеопатия.
  • Вся эта гомеопатия для мирной и спокойной жизни, Вы вот что сделайте, выпейте побольше слабительного  и примите теплую ванну.

Ближайшие несколько часов не были самыми приятными в жизни Игнатьева, однако боли в затылке прекратились. Боткин воспринимал Игнатьева никак сосуд для головной боли,  а как живого человека, вынужденного вести непривычный для себя, не комфортный образ жизни.

Докладчик №1.

Санкт-Петербург 1883г. Случилось то, что должно было случиться. Сергей Петрович только что бодро говоривший со своими коллегами вдруг спал с лица, покачнулся и рухнул без чувств. Это можно было бы списать на нервное, физическое перенапряжение, если бы не одышка и слабость которые Сергей Петрович ощущал последние несколько месяцев. Боткин решил, что это следствие коварной желче-каменной болезни, он вызвал видного английского хирурга, который был известен операциями на желчном пузыре, тот осмотрел пациента, согласился с диагнозом, но операцию делать наотрез отказался. Хирург поставил другой диагноз, гораздо более серьезней – «грудная жаба» - страшная сердечная болезнь, с этой болезнью пациент может не выдержать вмешательства хирурга.

Докладчик №2.

«Грудная жаба» - это приговор и Боткин принял необычное решение, диагноз хирурга считать ошибочным, все разговоры о «жабе» пресечь, и вести все такой же напряженный образ жизни. Пусть он проживет меньше, но сделает больше и для своих пациентов, и для Российской медицины вообще. Между тем болезнь все прогрессировала, Боткин постоянно задыхался, сильно отощал, у него изменился цвет лица, всем коллегам было ясно, если Сергей Петрович не укротит свой пыл, то счет его жизни идет не на года, а на месяцы. Они осторожно намекали Боткину на это, и каждый раз выслушивали один единственный ответ: «Замолчите, знаю, что Вы скажите, но только желче-каменная болезнь моя единственная зацепка, если предположить самостоятельную болезнь сердца, то я пропал, а если эти симптомы являются функциональным отражением от желчного пузыря, то я еще могу выкарабкаться. Ни слова Вам, повторяю, ни слова про грудную жабу, у меня больной пузырь и все!»

Докладчик №4.

В 1889г. болезнь стала совсем невыносимой, Сергей Петрович все-таки принял решение ехать лечится на курорт во Францию, там он и скончался в возрасте 57 лет разумеется от «грудной жабы», а не от желче-каменной болезни. Это был единственный неверный диагноз поставленный доктором Боткиным.

Классный руководитель:

Благодарим за внимание!

По-видимому медицина относится к числу таких профессий, где недостаточно хорошо знать теоретические основы, где недостаточно просто точно и четко использовать практические результаты, наблюдение, анализы и тому подобное. Крайне важно владеть искусством видения человека в целом, понимать не только суть болезни, но и ее истоки, и всем этим Боткин владел в совершенстве. Он помог очень многим людям, но не себе. Он не мог себе помочь или не захотел, во всяком случае ответить на этот вопрос не легко. Он знал, что его ожидает и старался до последних дней все отпущенное время употребить на пользу другим людям, на пользу науке, это был по-настоящему благородный поступок, благородная жертва.

А теперь в качестве подведения итогов, я предлагаю Вам выполнить     следующие задания: (раздача бланков с заданием)

Примерные вопросы для задания:

  1. Из какой семьи происходил С.П.Боткин, кто были его родители?
  2. Когда и где обучался С.П.Боткин, какое получил звание?
  3. С какими известными людьми сотрудничал и работал С.П.Боткин?
  4. Какую подготовку по медицине получил С.П.Боткин за рубежом?
  5. Где и когда С.П.Боткин защитил диссертацию и получил учёную степень? Как называлась его учёная работа?
  6. Какую кафедру возглавлял С.П.Боткин в Медико-хирургической академии, сколько лет отработал?
  7. Какие клинические наблюдения проводит С.П.Боткин над больными и чему учит студентов – медиков при диагностике заболеваний?
  8. Какие исследования были проведены в экспериментальной лаборатории С.П.Боткина?
  9. Какие лабораторные исследования и методы объективного обследования впервые ввёл С.П.Боткин?
  10. Какие инфекционные заболевания изучал С.П.Боткин?
  11. Какое заболевание названо в честь известного терапевта (С.П.Боткина)?
  12. Какой вклад внёс С.П.Боткин в развитие женского медицинского образования?
  13. Каким образом С.П.Боткин боролся за улучшение санитарного состояния в России?

ЛИТЕРАТУРА:

http://www.newreferat.com

https://ria.ru/spravka/20120917/750310304.html

http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=456

http://people-archive.ru/character/sergey-petrovich-botkin

http://www.peoples.ru/medicine/founders/sergey_botkin/history1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Визитка к конкурсу профессионального мастерства «Самый классный классный»

Визитка педагога к конкурсу классных руководителей «Самый классный классный», самопрезентация конкурсанта -преподавателя русского языка и литературы...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

"Классные" классные!

Статья о классном руководителе...