"Социальный проект "Проведение физкультминуток и физкультпауз на занятиях в ГПОУ ТО "Крапивенский лесхоз-техникум" 1-4 курсов в 2017-2018 учебном году"
проект на тему

Гудкова Анастасия Борисовна

"Социальный проект "Проведение физкультминуток и физкультпауз на занятиях в ГПОУ ТО "Крапивенский лесхоз-техникум" 1-4 курсов в 2017-2018 учебном году"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsproekt_fizkultminutka.docx25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Тульской области

ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

Методическая разработка

«Социальный проект

 «Проведение физкультминуток и физкультпауз

на занятиях для студентов

ГПОУ ТО «Крапивенский лесхоз-техникум»

 1-4 курсов в 2017-2018 учебном году».

Разработал: преподаватель общепрофессиональных дисциплин  

Гудкова Анастасия Борисовна

с. Селиваново, 2017 год

Занятия в образовательных учреждения среднего профессионального образования как правило проводятся в виде спаренных уроков (пар) продолжительностью (45мин. -5мин.(перемена)-45мин. или  полных 90 минут). Естественно, что и без того слабый организм современного подростка, молодежи, при данной организации занятий попадает в состояние «двигательного голода»

Поэтому, я задумалась над внедрением проекта «Проведение физкультминуток и физкультпауз на занятиях для студентов 1-4 курсов».

Этапы проектов:

I этап. Изучение методик, литературы, систематизация информации.

II этап. Социологическое исследование состояние здоровья студентов 1-4 курсов. Опрос.

III этап. Внедрение системы физкультминуток, физкультпауз на занятиях 1-4 курсов мною и другими преподавателями техникума.

IV этап. Повторное социологическое исследование состояния здоровья студентов 1-4 курсов после внедрения системы физкультминуток.

V этап.  Анализ проекта. Выводы.

Физкультурные минутки или физкультпаузы на занятиях обеспечивают активный отдых обучающихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности на последующем этапе занятия. 
Роль физкульминуток на занятиях
     Известно, что любой человек  быстро утомляется если  длительное время находятся в статичном положении. 
    Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. 
    Проводят физкультминутку на 40-45 минуте от начала пары (90 минут).

    Продолжительность 2-3 минуты. 
Физкультминутки лучше всего систематизировать: 
1.     Оздоровительно- гигиенические 
 Их можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи,, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками». 
На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети  могут следить за движением руки учителя глазами. 


2.     Танцевальные 
Они выполняются  обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов. 
3. Физкультурно-спортивные 
Это традиционная гимнастика,  которая выполняется  строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для  укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте. 
4. Подражательные 
Зависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение. 
5. Двигательно-речевые 
Обучающиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы,  инсценируя  их. 
Основные требования при составлении комплекса  физкультминуток 
             -    Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой. Это могут быть потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте. Движение кистями: сжимание, разжимание, вращение. 
               -  Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по   возможности связаны с содержанием занятий, носить игровой характер.                               
              -    Комплекс должен состоять из одного двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводиться не реже 1 раза в две недели. 
                - Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после  письменных заданий, включают движения рук, сжимание  и разжимание пальцев и т.д. 
               Вовремя контрольных и некоторых практических занятий  физкультминутку не проводят.

 ФМ ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ 
1. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1. Резко повернуть таз вправо. 2. Резко повернуть таз влево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6–8 раз. Темп средний. 
2. Исходное положение – стойка ноги врозь, руки за голову. 1–3. Сделать круговое движение тазом в одну сторону. 4–6. То же в другую сторону. 7–8. Опустить руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6 раз. Темп средний. 
3. Исходное положение – стойка ноги врозь. 1–2. Сделать наклон вперед, правая рука скользит вдоль тела вниз, левая вдоль тела вверх. 3–4. Исходное положение. 5–8. То же в другую сторону. Повторить 6–8 раз. Темп средний.

ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ 
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный. 
3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 
4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК 
1. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Правую руку вперед, левую вверх. 3–4. Переменить положение рук. Повторить 3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний. 
2. Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2. Свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3–4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный. 
3. Исходное положение – сидя. 1–2. Поднять руки через стороны вверх. 3–4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. 
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ 
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз. 
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. 
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза. 
Двигательно – речевые упражнения. 
Комплекс 1 (для расслабления кистей рук и мышц туловища) 
1. Выполняется сидя за столом. 
Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд) 
Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью) 
Вот уж последняя стая 
Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев). 
2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца. 
1-2-3-4-5 будем пальчики считать. 
Крепкие, дружные. Все такие нужные. 
На другой руке опять 1-2-3-4-5. 
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые. 
3. Выполняется сидя за столом. 
Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки) 
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами) 
Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 
Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо) 
Дождь по крышам застучал. 
Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу) 
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи, 
Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки). 
Комплекс 2 (для предупреждения зрительного утомления использовать комплекс упражнений - Аветисов Э.С. 1982) 
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола - выдох. Повторить 5-6 раз. 
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки руками, крепко зажмурить глаза. При закрытых глазах открыть веки, затем открыть глаза. Повторить 4 раза. 
И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз. 
И.п. – сидя руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимать головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз. 

Для всех учителей физкультминутка должна стать обязательным условием организации урока в интересах поддержания здоровья ученика. 

 Физкультпаузы и физкультминутки обязательны для обучающихся  всех возрастов. Различают укороченные и полные физкультминутки. 
Укороченная состоит из одного упражнения (ритмическое сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистей и т.п.) и применяется во время письменных работ в первых классах. 
Полная состоит из одного упражнения типа потягивания, 2-3 упражнений для рук, ног и туловища. Ее содержание строится по следующей схеме: 
а) выпрямление туловища с движением руками и дыхательными упражнениями; 
б) упражнения для рук (растирание и встряхивание кистей, поднимание и опускание рук и т.п.); 
в) упражнения для туловища (наклоны, повороты); 
г) упражнения для ног (приседания, вставания, поднимание и опускание ног). 

Комплексы физкультпауз удовлетворяют следующим условиям: 
а) режим выполнения упражнений не должен повторять режима трудовых действий; 
б) чем больше физическая нагрузка, тем больше упражнений на расслабление; 
в) упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности; 
г) при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении - на расслабление работающих мышц; 
д) темп выполнения должен соответствовать привычному; 
Комплекс физкультпаузы можно составить так: 
а) ходьба на месте с движениями рук; 
б) упражнения в подтягивании; 
в) подскоки или бег на месте; 
г) наклоны или повороты туловища; 
д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны; 
е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу; 
ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища; 
з) ходьба на месте с заданиями на внимание. 

Используемая литература:

  1. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.
  2. Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 424 с.
  3. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999. - 374 с.
  4. Гимнастика по Аветисову для глаз: описание методики, упражнения, эффективность и отзывы http://fb.ru/article/250936/gimnastika-po-avetisovu-dlya-glaz-opisanie-metodiki-uprajneniya-effektivnost-i-otzyivyi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план ПМ 01 «Медико-социальная деятельность» МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация» Специальность 31.02.01 «Лечебное дело» на 8 семестр 2019-2020 учебного года курс 4, группа 411

Календарно-тематический план ПМ 01 «Медико-социальная деятельность»МДК 05.01 «Медико-социальная реабилитация»Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»на 8 семестр...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 1 семестр 2017- 2018 учебного года

Календарно-тематический план является приложение к рабочей программе по дисциплине "Биология!...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 2 семестр 2017- 2018 учебного года по дисциплине "Биология"

Представлена вторая часть календарно-тематического плана на 2 семестр 2017-2018 учебного года по дисциплине "Биология"...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН на 4 семестр 2017- 2018 учебного года по дисциплине "Экологические основы природопользования"

КТП по дисциплине "Экологические основы природопользования" для специальности Техническое регулирование и управление качеством...