Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии
методическая разработка на тему

Родионова Мария Сергеевна

Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии   ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии   специальность Сестринское дело предназначена для внеаудиторной  самостоятельной работы студентов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_osnovy_transfuziologii_2017.docx82.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

тема: Основы трансфузиологии 

ПМ.02Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболевания и состояниях

Раздел Сестринская помощь в хирургии

специальность 34.02.01 Сестринское дело

2017


РАССМОТРЕНА                                                    УТВЕРЖДАЮ

на заседании                                                          Заместитель директора  по

профессионального цикла                                        учебной работе

по специальности Сестринское дело

_________О.Е. Мечетная                                 __________ Л.А. Владимирова

Автор Родионова М.С., преподаватель профессионального модуля ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»


Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии предназначена для освоения учебного материала   в рамках учебной программы ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело.

В соответствии с учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское дело и Рабочей программы   ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии на изучение темы  Основы трансфузиологии выделено 12 часов, 8  ч.- на  практическое  занятие.

После изучения темы  студент должен

знать:

  1. причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
  2. пути введения лекарственных препаратов;

Формирование элементов ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств через применение знаний о группах крови, системе АВО и резус-факторе, основных гемотрансфузионных средах и путях введения в организм, о возможных посттрансфузионных реакциях и осложнениях, профилактике осложнений при гемотрансфузии, о компонентах и препаратах крови, а так же через формирование умений определять группу крови и резус-фактор, определять годностьтрансфузионных сред к переливанию, участвовать в операции гемотрансфузии; выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии.

Формирование элементов ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса через применение знаний об основных гемотрансфузионных средах и путях введения в организм, о возможных посттрансфузионных реакциях и осложнениях, профилактике осложнений при гемотрансфузии, о компонентах и препаратах крови, а так же через формирование умений определять группу крови и резус-фактор, хранить и транспортировать, определять годность трансфузионных сред к переливанию, вести документацию при переливании крови и кровезаменителей.


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Ежегодно в России в переливании крови нуждаются 1,5 миллиона человек. Переливание крови - серьезная операция по трансплантации живой ткани человека. Этот метод лечения широко распространен в клинической практике. Переливание крови применяют врачи различных специальностей: хирурги, акушеры-гинекологи, травматологи, терапевты и т. д. Достижения современной науки, в частности трансфузиологии, позволяют предупредить осложнения при переливании крови, которые, к сожалению, еще встречаются и даже иногда заканчиваются смертью реципиента. Причиной осложнений являются ошибки при переливании крови, которые обусловлены или недостаточными знаниями основ трансфузиологии, или нарушением правил и техники переливания крови на различных этапах. К ним относятся неправильное определение показаний и противопоказаний к переливанию, ошибочное определение групповой или резус-принадлежности, неправильное проведение проб на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента и т. д. Скрупулезное, грамотное выполнение правил и обоснованные последовательные действия медицинского персонала при переливании крови определяют его успешное проведение. Основная роль в уходе за пациентами в послеоперационном периоде ложится на плечи медицинских сестер. Знание особенностей ухода за пациентами после гемотрансфузии, основных причин и симптомом гемотрансфузионных осложнений и их профилактика  необходимая часть подготовки современной медицинской сестры.

Ваша задача тщательно  изучить Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов", прочитать теоретический материал (Н.В. Барыкина В.Г. Зарянская СД в хирургии стр. стр: 78-101; Н.В. Барыкина, О.В. Чернова СД в хирургии Практикум стр. 324-327).  и выполнить контролирующие задания по теме.

Убедительная просьба – будьте внимательны!

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Здания 1-14 за каждый правильный ответ 1 балл

Задания 15, 16, 18, 19 за каждое правильное задание 3 балла

Задания 17, 20 за каждое правильное задание - 5 баллов

Задание 21, 22 - за каждое правильное задание – 10 баллов

Задание 23,24 - за каждое правильное задание 2 балла

Задание 25 -10 баллов

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

75 – 80 БАЛЛОВ – 5 (ОТЛИЧНО)

74-64 БАЛЛА – 4 (ХОРОШО)

63-56 БАЛЛОВ – 3 ( УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)

55 БАЛЛОВ  - 2 ( НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)


Изучив Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов"  Дополните

Задание 1.  Донация крови и (или) ее компонентов - ________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 2. __________________ - лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты;

Задание 3. Донорство крови и (или) ее компонентов - __________________________________

________________________________________________________________________

Задание 4. Реципиент - ____________________________________________________________;

Задание 5. Реципиент после трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов должен в течение ___________ часов соблюдать ________ _________.

Задание  6. В день трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (не ранее, чем за 24 часа до трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов) у реципиента из вены берут кровь: ________ мл в пробирку с антикоагулянтом и ____ мл в пробирку без антикоагулянта для проведения обязательных контрольных исследований и проб на совместимость.

Задание 7. Пробирки должны быть маркированы с указанием

  • ___________________,
  • ________________,
  • __________________
  • ___________________
  • ___________________
  • даты взятия образца крови.

Задание 8. После переливания  медицинский персонал контролирует

  • _________________
  • _________________
  • _________________  
  • _________________   и фиксирует эти показатели в медицинской карте реципиента.

Задание 9. На следующий день после трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов производится _________________ и  _________ _________-.

Задание 10. После окончания трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов донорский контейнер с оставшейся донорской кровью и (или) ее компонентами ( 5 мл), а также _____________ с кровью реципиента, использованная для проведения проб на индивидуальную совместимость, подлежат обязательному сохранению в течение ______ часов при температуре_____ С в холодильном оборудовании.

Задание 10. Непосредственно перед трансфузией (переливанием) свежезамороженную плазму размораживают при температуре _____  С с использованием специально предназначенного оборудования для размораживания.

Задание 11. Трансфузия (переливание) свежезамороженной плазмы должна быть начата в течение ____ часа после ее размораживания и продолжаться не более ____ часов.

Задание 12. Заполните схему   Группы крови

Аглютиноген  - А,В

Аглютинины  - a b

Задание 13. Заполните схему

Задание 14. Заполните схему

Задание 15. Заполните пропуски

Подготовка пациента к гемотрансфузии:

1. ____________________________________.

2. Определить резус- принадлежность пациента и донора.

3. Взять кровь на общий анализ крови.

4. __________________________________.

5. Проверить годность крови во флаконе.

6. ________________________________________________.

7. Опорожнить мочевой пузырь перед переливанием крови.

8. Подсчитать пульс, измерить артериальное давление и температуру тела.

9. __________________________________________________..

10. Поставить биологическую пробу.

Задание 16. Заполните пропуски

Признаки пригодности крови к переливанию

Медицинская сестра  визуально  оценивает кровь во флаконе:

  • кровь должна быть разделена на три слоя

внизу – ___________________,

выше - узкая серая полоска лейкоцитов и тромбоцитов,

над ней - ____________________________;

  • плазма должна быть ______________;
  • хлопья, плёнки, сгустки в плазме свидетельствуют о её _________________________ и непригодности  к переливанию;
  • _________________ окрашивание плазмы говорит о гемолизе эритроцитов и _________________ крови к переливанию.

Задание 17. Заполните пропуски и установите правильную последовательность выполнения манипуляции

Определение групповой принадлежности крови с использованием цоликлонов анти-А, анти-В

Показания:

  1. ___________________________________
  2. ___________________________________.

Оснащение:

  • цоликлоны анти-А, анти-В;
  • маркированные планшеты;
  • исследуемая кровь;
  • предметные стёкла (стеклянные палочки);
  •  пипетка для взятия крови;
  • песочные часы на 3 минут;
  • перчатки.

Примечание. Определение группы крови проводится в помещении с хорошим освещением и температурой от + 150 до +200.

Манипуляцию выполнять в перчатках.

Последовательность действий:

1. Смешать содержимое стеклянной палочкой, планшет осторожно покачать в руках.

2. Оценить результат через 3 минуты после начала реакции (визуальную оценку проводит врач). 

3. Нанести на планшет под надписью «А» одну каплю реагента цоликлона анти-А (0,1 мл); под надписью «В» одну каплю реагента цоликлона анти-В (0,1 мл)

  • по одной маленькой капли исследуемой крови (0,2 мл);
  •  соотношение кровь: реагент должно быть 1:10.

4. Покачивание продолжать в течение 3 минут, несмотря на то, что агглютинация наступает в течение первой минуты.

5. Проверить качество цоликлона анти-А, анти-В по:

  •  внешнему виду (светлая, прозрачная);
  •  сохранность ампулы;
  •  наличию правильно оформленной этикетки с указанием срока годности, места приготовления.

6. Написать на планшете Ф.И.О. пациента, группу крови.

7. Зафиксировать результат в истории болезни.

Правильная последовательность  __,___,____,___,___,___,____.

Оценка результатов

(поставьте знак «+» или «-»)

( «+» наличие агглютинации, «-» отсутствие агглютинации)

Реакция исследуемых эритроцитов с цоликлоном

Группа крови

Анти-А

Анти-В

1

О (I)

2

А(II)

3

В(III)

4

АВ(IV)

Задание 18. Проба на совместимость по системе АВ(О)

Показания: необходимость переливания крови, подготовка к оперативному вмешательству.

Оснащение:

  • пробирка с кровью пациента в количестве 4-5 мл (пробирка должна быть маркирована: Ф.И.О. пациента, возраст, № истории болезни, № палаты, отделение, группа крови и резус, дата взятия крови);
  • флакон с кровью донора;
  • белая фарфоровая тарелка;
  • часы для отметки времени протекания реакции агглютинации;
  • пипетка, стеклянные палочки.

Последовательность действий:

1. Нанести на белую фарфоровую тарелку __ капли ___ крови пациента.

2. Добавить 1 каплю ___ донора, в 5 раз меньшую капли сыворотки крови пациента.

3. Перемешать каплю крови донора с сывороткой крови пациента.

4. Покачивать периодически белую фарфоровую тарелку в течение ____ минут.

Отсутствие агглютинации свидетельствует о _________ крови.

Задание 19. Биологическая проба на совместимость

Показание: Необходимость переливания крови, подготовка к оперативному вмешательству.

Оснащение:

  • система для внутривенного вливания крови;
  • флакон с кровью.

Последовательность действий:

1. Подготовить систему для внутривенного вливания крови.

2. Подсоединить систему к локтевой вене.

3. Ввести ____________ 10-15 мл крови.

4. Закрыть на системе для в/ в вливания крови.

5. Наблюдать за состоянием пациента в течение _____ минут.

6. Ввести струйно ещё _____ мл крови при отсутствии признаков реакции или осложнений (учащение пульса, дыхания, одышка, гиперемия лица, боли в области сердца или пояснице).

7. Закрыть замок на системе для в/ в вливания крови.

8. Наблюдать за состоянием пациента в течение ___ минут.

9. Вести ________ ещё ____-_____ мл крови при отсутствии признаков реакции.

10. Закрыть замок на системе для внутривенного вливания крови.

11. Наблюдать за состоянием пациента в течение ___ минут.

12. Продолжить вливание крови при отсутствии признаков реакции.

Задание 20.  Уход за пациентом после гемотрансфузии

1. В конце гемотрансфузии оставить во флаконе ____ мл крови и хранить ее _____ сутки в холодильнике при температуре +____0С.

2. Этикетку с флакона подклеить в историю болезни.

3. Предупредить пациента о соблюдении __________ постельного режима в течение двух часов и ________ режима в течение ____ часов.

4. Измерить АД и температуру тела, подсчитать пульс через каждые ___ часа в течение восьми часов.

5. Подсчитать ______ в течение восьми часов.

6. На следующий день взять у пациента кровь на общий анализ крови и мочу на общий анализ мочи.

7. Записать все результаты в протокол гемотрансфузии.


Задание 21. Заполните таблицу

Изосерологические реакции в инфузионно-трансфузионной терапии

(поставьте знак «+» или «-»)

N п/п

Действия для осуществления ИТТ.

Среды для переливания

ЭМ

ЛМ

ТМ

Плазма

альбумин

полиглюкин

желатиноль

Взять кровь на совместимость

Определить группу крови реципиента

Определить группу крови донора

Определить Rh-фактор реципиента

Провести пробу на индивидуальную совместимость

Провести пробу на совместимость по Rh-фактору

Провести пробу на биологическую совместимость


Задание 22. Заполните таблицу

Осложнения инфузионной терапии

N п/п

Осложнение

Причина

Симптомы

Профилактика

Флебит (механический, химический)

Гематома

Инфильтрация (попадание раствора под кожу)

Эмболия

Тромбэмболия

Инфицирование


Задание 23. Решите задачу

На планшете при определении группы крови с помощью цоликлонов произошла агглютинация с цолликлоном анти-А, с цолликлоном анти-В нет.

Задание Оцените группу крови.

Ответ:

Задание 24. Решите задачу

На планшете при определении группы крови с помощью цоликлонов произошла агглютинация с цолликлоном анти-В, с цолликлоном анти-А нет.

Задание Оцените группу крови.

Ответ:

Задание 25. Решите ситуационную задачу

 В условиях стационара  налажена гемотрансфузия без проведения биологической пробы. Через 10 минут от начала гемотрансфузии у пациента появился озноб, резкая отдышка, сильно сжимающие боли за грудиной, резкие боли в пояснице.

Объективно: пациент бледен, холодный липкий пот, сильная дрожь, поверхностное учащенное дыхание, тоны сердца резко ослаблены, пульс 120 ударов в минуту, АД 80/60 мм. рт. ст.

Задание:

1. Назовите состояние, возникшее у пациента.

2. Назовите причину данного состояния

3. Перечислите проблемы пациента и выделите приоритетную.

4. Составьте план сестринских вмешательств.

5. Перечислите оснащение необходимое для оказания первой помощи.

Список использованной литературы

Основные источники:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Сестринское дело в хирургии

Барыкина Н.В., Зарянская В.Г.

Ростов н/Д: «Феникс» 2016 г

Сестринское дело в хирургии: Практикум.

Барыкина Н.В., Чернова О.В..

Ростов н/Д: «Феникс» 2016 г

Дополнительные источники:

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов"

Электронная библиотечная система «Консультант студента» ГЕОТАР МЕДИА

rosminzdrav.ru

 mz.mosreg.ru

dic.academic.ru

http://vmede.org/

xupypr.org

yamedsestra.ru

epidemiolog.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий  по  профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь предназначен...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь создана для ...

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции....

Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при термических повреждениях

Рабочая  тетрадь для студентов 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии тема Сест...