Главные вкладки

    Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии
    методическая разработка на тему

    Родионова Мария Сергеевна

    Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии   ПМ 02 МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии   специальность Сестринское дело предназначена для внеаудиторной  самостоятельной работы студентов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_tetrad_osnovy_transfuziologii_2017.docx82.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №4»

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

    тема: Основы трансфузиологии 

    ПМ.02Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболевания и состояниях

    Раздел Сестринская помощь в хирургии

    специальность 34.02.01 Сестринское дело

    2017


    РАССМОТРЕНА                                                    УТВЕРЖДАЮ

    на заседании                                                          Заместитель директора  по

    профессионального цикла                                        учебной работе

    по специальности Сестринское дело

    _________О.Е. Мечетная                                 __________ Л.А. Владимирова

    Автор Родионова М.С., преподаватель профессионального модуля ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»


    Пояснительная записка

    Рабочая тетрадь по теме Основы трансфузиологии предназначена для освоения учебного материала   в рамках учебной программы ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело.

    В соответствии с учебным планом по специальности 34.02.01 Сестринское дело и Рабочей программы   ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии на изучение темы  Основы трансфузиологии выделено 12 часов, 8  ч.- на  практическое  занятие.

    После изучения темы  студент должен

    знать:

    1. причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
    2. пути введения лекарственных препаратов;

    Формирование элементов ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств через применение знаний о группах крови, системе АВО и резус-факторе, основных гемотрансфузионных средах и путях введения в организм, о возможных посттрансфузионных реакциях и осложнениях, профилактике осложнений при гемотрансфузии, о компонентах и препаратах крови, а так же через формирование умений определять группу крови и резус-фактор, определять годностьтрансфузионных сред к переливанию, участвовать в операции гемотрансфузии; выявлять и решать проблемы пациента при гемотрансфузии.

    Формирование элементов ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса через применение знаний об основных гемотрансфузионных средах и путях введения в организм, о возможных посттрансфузионных реакциях и осложнениях, профилактике осложнений при гемотрансфузии, о компонентах и препаратах крови, а так же через формирование умений определять группу крови и резус-фактор, хранить и транспортировать, определять годность трансфузионных сред к переливанию, вести документацию при переливании крови и кровезаменителей.


    УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

    Ежегодно в России в переливании крови нуждаются 1,5 миллиона человек. Переливание крови - серьезная операция по трансплантации живой ткани человека. Этот метод лечения широко распространен в клинической практике. Переливание крови применяют врачи различных специальностей: хирурги, акушеры-гинекологи, травматологи, терапевты и т. д. Достижения современной науки, в частности трансфузиологии, позволяют предупредить осложнения при переливании крови, которые, к сожалению, еще встречаются и даже иногда заканчиваются смертью реципиента. Причиной осложнений являются ошибки при переливании крови, которые обусловлены или недостаточными знаниями основ трансфузиологии, или нарушением правил и техники переливания крови на различных этапах. К ним относятся неправильное определение показаний и противопоказаний к переливанию, ошибочное определение групповой или резус-принадлежности, неправильное проведение проб на индивидуальную совместимость крови донора и реципиента и т. д. Скрупулезное, грамотное выполнение правил и обоснованные последовательные действия медицинского персонала при переливании крови определяют его успешное проведение. Основная роль в уходе за пациентами в послеоперационном периоде ложится на плечи медицинских сестер. Знание особенностей ухода за пациентами после гемотрансфузии, основных причин и симптомом гемотрансфузионных осложнений и их профилактика  необходимая часть подготовки современной медицинской сестры.

    Ваша задача тщательно  изучить Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов", прочитать теоретический материал (Н.В. Барыкина В.Г. Зарянская СД в хирургии стр. стр: 78-101; Н.В. Барыкина, О.В. Чернова СД в хирургии Практикум стр. 324-327).  и выполнить контролирующие задания по теме.

    Убедительная просьба – будьте внимательны!

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!


    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

    Здания 1-14 за каждый правильный ответ 1 балл

    Задания 15, 16, 18, 19 за каждое правильное задание 3 балла

    Задания 17, 20 за каждое правильное задание - 5 баллов

    Задание 21, 22 - за каждое правильное задание – 10 баллов

    Задание 23,24 - за каждое правильное задание 2 балла

    Задание 25 -10 баллов

    КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ

    75 – 80 БАЛЛОВ – 5 (ОТЛИЧНО)

    74-64 БАЛЛА – 4 (ХОРОШО)

    63-56 БАЛЛОВ – 3 ( УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)

    55 БАЛЛОВ  - 2 ( НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО)


    Изучив Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" и Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов"  Дополните

    Задание 1.  Донация крови и (или) ее компонентов - ________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Задание 2. __________________ - лицо, добровольно прошедшее медицинское обследование и добровольно сдающее кровь и (или) ее компоненты;

    Задание 3. Донорство крови и (или) ее компонентов - __________________________________

    ________________________________________________________________________

    Задание 4. Реципиент - ____________________________________________________________;

    Задание 5. Реципиент после трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов должен в течение ___________ часов соблюдать ________ _________.

    Задание  6. В день трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов (не ранее, чем за 24 часа до трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов) у реципиента из вены берут кровь: ________ мл в пробирку с антикоагулянтом и ____ мл в пробирку без антикоагулянта для проведения обязательных контрольных исследований и проб на совместимость.

    Задание 7. Пробирки должны быть маркированы с указанием

    • ___________________,
    • ________________,
    • __________________
    • ___________________
    • ___________________
    • даты взятия образца крови.

    Задание 8. После переливания  медицинский персонал контролирует

    • _________________
    • _________________
    • _________________  
    • _________________   и фиксирует эти показатели в медицинской карте реципиента.

    Задание 9. На следующий день после трансфузии (переливания) донорской крови и (или) ее компонентов производится _________________ и  _________ _________-.

    Задание 10. После окончания трансфузии донорской крови и (или) ее компонентов донорский контейнер с оставшейся донорской кровью и (или) ее компонентами ( 5 мл), а также _____________ с кровью реципиента, использованная для проведения проб на индивидуальную совместимость, подлежат обязательному сохранению в течение ______ часов при температуре_____ С в холодильном оборудовании.

    Задание 10. Непосредственно перед трансфузией (переливанием) свежезамороженную плазму размораживают при температуре _____  С с использованием специально предназначенного оборудования для размораживания.

    Задание 11. Трансфузия (переливание) свежезамороженной плазмы должна быть начата в течение ____ часа после ее размораживания и продолжаться не более ____ часов.

    Задание 12. Заполните схему   Группы крови

    Аглютиноген  - А,В

    Аглютинины  - a b

    Задание 13. Заполните схему

    Задание 14. Заполните схему

    Задание 15. Заполните пропуски

    Подготовка пациента к гемотрансфузии:

    1. ____________________________________.

    2. Определить резус- принадлежность пациента и донора.

    3. Взять кровь на общий анализ крови.

    4. __________________________________.

    5. Проверить годность крови во флаконе.

    6. ________________________________________________.

    7. Опорожнить мочевой пузырь перед переливанием крови.

    8. Подсчитать пульс, измерить артериальное давление и температуру тела.

    9. __________________________________________________..

    10. Поставить биологическую пробу.

    Задание 16. Заполните пропуски

    Признаки пригодности крови к переливанию

    Медицинская сестра  визуально  оценивает кровь во флаконе:

    • кровь должна быть разделена на три слоя

    внизу – ___________________,

    выше - узкая серая полоска лейкоцитов и тромбоцитов,

    над ней - ____________________________;

    • плазма должна быть ______________;
    • хлопья, плёнки, сгустки в плазме свидетельствуют о её _________________________ и непригодности  к переливанию;
    • _________________ окрашивание плазмы говорит о гемолизе эритроцитов и _________________ крови к переливанию.

    Задание 17. Заполните пропуски и установите правильную последовательность выполнения манипуляции

    Определение групповой принадлежности крови с использованием цоликлонов анти-А, анти-В

    Показания:

    1. ___________________________________
    2. ___________________________________.

    Оснащение:

    • цоликлоны анти-А, анти-В;
    • маркированные планшеты;
    • исследуемая кровь;
    • предметные стёкла (стеклянные палочки);
    •  пипетка для взятия крови;
    • песочные часы на 3 минут;
    • перчатки.

    Примечание. Определение группы крови проводится в помещении с хорошим освещением и температурой от + 150 до +200.

    Манипуляцию выполнять в перчатках.

    Последовательность действий:

    1. Смешать содержимое стеклянной палочкой, планшет осторожно покачать в руках.

    2. Оценить результат через 3 минуты после начала реакции (визуальную оценку проводит врач). 

    3. Нанести на планшет под надписью «А» одну каплю реагента цоликлона анти-А (0,1 мл); под надписью «В» одну каплю реагента цоликлона анти-В (0,1 мл)

    • по одной маленькой капли исследуемой крови (0,2 мл);
    •  соотношение кровь: реагент должно быть 1:10.

    4. Покачивание продолжать в течение 3 минут, несмотря на то, что агглютинация наступает в течение первой минуты.

    5. Проверить качество цоликлона анти-А, анти-В по:

    •  внешнему виду (светлая, прозрачная);
    •  сохранность ампулы;
    •  наличию правильно оформленной этикетки с указанием срока годности, места приготовления.

    6. Написать на планшете Ф.И.О. пациента, группу крови.

    7. Зафиксировать результат в истории болезни.

    Правильная последовательность  __,___,____,___,___,___,____.

    Оценка результатов

    (поставьте знак «+» или «-»)

    ( «+» наличие агглютинации, «-» отсутствие агглютинации)

    Реакция исследуемых эритроцитов с цоликлоном

    Группа крови

    Анти-А

    Анти-В

    1

    О (I)

    2

    А(II)

    3

    В(III)

    4

    АВ(IV)

    Задание 18. Проба на совместимость по системе АВ(О)

    Показания: необходимость переливания крови, подготовка к оперативному вмешательству.

    Оснащение:

    • пробирка с кровью пациента в количестве 4-5 мл (пробирка должна быть маркирована: Ф.И.О. пациента, возраст, № истории болезни, № палаты, отделение, группа крови и резус, дата взятия крови);
    • флакон с кровью донора;
    • белая фарфоровая тарелка;
    • часы для отметки времени протекания реакции агглютинации;
    • пипетка, стеклянные палочки.

    Последовательность действий:

    1. Нанести на белую фарфоровую тарелку __ капли ___ крови пациента.

    2. Добавить 1 каплю ___ донора, в 5 раз меньшую капли сыворотки крови пациента.

    3. Перемешать каплю крови донора с сывороткой крови пациента.

    4. Покачивать периодически белую фарфоровую тарелку в течение ____ минут.

    Отсутствие агглютинации свидетельствует о _________ крови.

    Задание 19. Биологическая проба на совместимость

    Показание: Необходимость переливания крови, подготовка к оперативному вмешательству.

    Оснащение:

    • система для внутривенного вливания крови;
    • флакон с кровью.

    Последовательность действий:

    1. Подготовить систему для внутривенного вливания крови.

    2. Подсоединить систему к локтевой вене.

    3. Ввести ____________ 10-15 мл крови.

    4. Закрыть на системе для в/ в вливания крови.

    5. Наблюдать за состоянием пациента в течение _____ минут.

    6. Ввести струйно ещё _____ мл крови при отсутствии признаков реакции или осложнений (учащение пульса, дыхания, одышка, гиперемия лица, боли в области сердца или пояснице).

    7. Закрыть замок на системе для в/ в вливания крови.

    8. Наблюдать за состоянием пациента в течение ___ минут.

    9. Вести ________ ещё ____-_____ мл крови при отсутствии признаков реакции.

    10. Закрыть замок на системе для внутривенного вливания крови.

    11. Наблюдать за состоянием пациента в течение ___ минут.

    12. Продолжить вливание крови при отсутствии признаков реакции.

    Задание 20.  Уход за пациентом после гемотрансфузии

    1. В конце гемотрансфузии оставить во флаконе ____ мл крови и хранить ее _____ сутки в холодильнике при температуре +____0С.

    2. Этикетку с флакона подклеить в историю болезни.

    3. Предупредить пациента о соблюдении __________ постельного режима в течение двух часов и ________ режима в течение ____ часов.

    4. Измерить АД и температуру тела, подсчитать пульс через каждые ___ часа в течение восьми часов.

    5. Подсчитать ______ в течение восьми часов.

    6. На следующий день взять у пациента кровь на общий анализ крови и мочу на общий анализ мочи.

    7. Записать все результаты в протокол гемотрансфузии.


    Задание 21. Заполните таблицу

    Изосерологические реакции в инфузионно-трансфузионной терапии

    (поставьте знак «+» или «-»)

    N п/п

    Действия для осуществления ИТТ.

    Среды для переливания

    ЭМ

    ЛМ

    ТМ

    Плазма

    альбумин

    полиглюкин

    желатиноль

    Взять кровь на совместимость

    Определить группу крови реципиента

    Определить группу крови донора

    Определить Rh-фактор реципиента

    Провести пробу на индивидуальную совместимость

    Провести пробу на совместимость по Rh-фактору

    Провести пробу на биологическую совместимость


    Задание 22. Заполните таблицу

    Осложнения инфузионной терапии

    N п/п

    Осложнение

    Причина

    Симптомы

    Профилактика

    Флебит (механический, химический)

    Гематома

    Инфильтрация (попадание раствора под кожу)

    Эмболия

    Тромбэмболия

    Инфицирование


    Задание 23. Решите задачу

    На планшете при определении группы крови с помощью цоликлонов произошла агглютинация с цолликлоном анти-А, с цолликлоном анти-В нет.

    Задание Оцените группу крови.

    Ответ:

    Задание 24. Решите задачу

    На планшете при определении группы крови с помощью цоликлонов произошла агглютинация с цолликлоном анти-В, с цолликлоном анти-А нет.

    Задание Оцените группу крови.

    Ответ:

    Задание 25. Решите ситуационную задачу

     В условиях стационара  налажена гемотрансфузия без проведения биологической пробы. Через 10 минут от начала гемотрансфузии у пациента появился озноб, резкая отдышка, сильно сжимающие боли за грудиной, резкие боли в пояснице.

    Объективно: пациент бледен, холодный липкий пот, сильная дрожь, поверхностное учащенное дыхание, тоны сердца резко ослаблены, пульс 120 ударов в минуту, АД 80/60 мм. рт. ст.

    Задание:

    1. Назовите состояние, возникшее у пациента.

    2. Назовите причину данного состояния

    3. Перечислите проблемы пациента и выделите приоритетную.

    4. Составьте план сестринских вмешательств.

    5. Перечислите оснащение необходимое для оказания первой помощи.

    Список использованной литературы

    Основные источники:

    № п/п

    Наименование

    Автор

    Издательство, год издания

    Сестринское дело в хирургии

    Барыкина Н.В., Зарянская В.Г.

    Ростов н/Д: «Феникс» 2016 г

    Сестринское дело в хирургии: Практикум.

    Барыкина Н.В., Чернова О.В..

    Ростов н/Д: «Феникс» 2016 г

    Дополнительные источники:

    № п/п

    Наименование

    Автор

    Издательство, год издания

    Федеральный закон Российской Федерации от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"

    Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г. N 183н г. Москва "Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов"

    Электронная библиотечная система «Консультант студента» ГЕОТАР МЕДИА

    rosminzdrav.ru

     mz.mosreg.ru

    dic.academic.ru

    http://vmede.org/

    xupypr.org

    yamedsestra.ru

    epidemiolog.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»

    Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном пр...

    РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 4. МДК 02.01 Сестринский уход при инфекционных заболеваниях

    Рабочая тетрадь  составлена для студентов 4 курса специальности  060501 Сестринское дело  для организации работ по прохождению  учебной практики по ПМ 02. Участие в лечебно – диагн...

    Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

    Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий  по  профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...

    Задания в тестовой форме по теме: "Сестринская помощь при заболеваниях ЛОР органов, глаза и его придаточного аппарата" по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.01."Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях"

    Задания в тестовой форме по теме: "Сестринская помощь при заболеваниях ЛОР органов, глаза и его придаточного аппарата" по профессиональному модулю ПМ.02, МДК 02.01."Сестринский уход при...

    Методической разработка ПМ. 02 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» по теме «Сестринский уход в хирургии»: Асептика

    Санкт-Петербургское государственное бюджетноепрофессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»__________________________________________________________________...