Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    М Е Т О Д И Ч Е С К Я Р А З Р А Б О Т К А внеаудиторного занятия Брейн-ринг по микробиологии

    Олейник Наталья

    Современная микробиология – это интенсивно развивающаяся многофункциональная отрасль естествознания и народного хозяйства, объединяющая наряду с изучением морфологических и физиологических аспектов развития микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний фундаментально-прикладные достижения биологических, медицинских, химических и инженерных наук.

    С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисание молока, приготовление теста, не догадываясь о деятельности микробов, но это им не мешало в приготовлении вина, сыра. Многое изменилось в конце 17 века, когда был создан первый микроскоп.

    С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них расширилось колоссально.

    Самое главное была изучена и доказана роль микробов в возникновении и

    распространении инфекционных заболеваний.

    В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии

    в профессиональной деятельности медицинской сестры. Без них нельзя проводить

    качественно профилактические и лечебные мероприятия инфекционных болезней,

    профилактику ВБИ.

    Тема: Знатоки микробиологии

    Вид занятия – интеллектуальная игра.

    Форма проведения занятия – урок-конкурс.

    Методическая цель урока - интенсификация репродуктивной деятельности студентов с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

    Обучающая цель – обобщить накопленные знания по основам микробиологии и иммунологии.

     

    Развивающая цель – развитие репродуктивных навыков и способностей студентов, умение преодолевать трудности.

    Воспитательная цель – воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, победе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodrazrabotka2017.docx663.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение

    профессионального образования

    «Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»

           «СОГЛАСОВАНО»

    протокол методической цикловой комиссии

    от ______________20__г  №___

    Председатель ЦМК

    __________________________

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Зам. директора по учебной работе

    ________________Полстянко Н.Н.

    «_____» _______________   2017 г. 

    М Е Т О Д И Ч Е С К Я    Р А З Р А Б О Т К А

    внеаудиторного занятия

    Брейн-ринг

    по микробиологии

    ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии»

    Специальность:   34.02.01 «Сестринское дело»

    УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ БАЗОВЫЙ

    г. Севастополь

    2017г.

    Тема: Знатоки микробиологии

    Вид занятия – интеллектуальная игра.

    Форма проведения занятия – урок-конкурс.

    Методическая цель урока - интенсификация репродуктивной деятельности студентов с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

    Обучающая цель – обобщить накопленные знания по основам микробиологии и иммунологии.

    Развивающая цель – развитие репродуктивных навыков и способностей студентов, умение преодолевать трудности.

    Воспитательная цель – воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, победе.

    Время – 90 минут

    Место проведения занятия – кабинет микробиологии.

    Группы 9-21, 9-22, 9-23

    Оснащение занятия – раздаточный материал конкурсов, презентация, кроссворды.

    Примерная хронокарта занятия

    Этап конкурса

    Методические указания

    Время

    1. Организационный

    Подготовка кабинета, подготовка раздаточного материала, показа слайдов. Вступительное слово преподавателя. Мотивация учебной деятельности.

    5 %

    1. Представление команд.

    - 3 балла максимально

    Капитаны представляют команды. Презентация эмблемы команды.

    10 %

    1. Тур  «Исторический» Время на обсуждение – 1 минута.

    За правильный ответ – 1 балл.

    Приложение 1.

    Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный  - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй.

    25 %

    1. Тур «Морфологический» Время на обсуждение – 1 минута.

    За правильный ответ – 1 балл.

    Решение кроссворда : Время на обсуждение – 5 минут.

    За правильный ответ – 1 балл. Приложение 2.

    Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный  - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй.

    25 %

    1. Тур «Специальный» Время на обсуждение – 1 минута.

    За правильный ответ – 1 балл.

    Приложение 3.

    Команды отвечают на вопросы ведущего, Если команда готова ответить на вопрос, загорается лампа. Команда, которая зажгла лампу первой – первая отвечает на вопрос. Если ответ правильный, команде присуждается очко, если ответ неправильный  - право ответа переходит к команде, лампа у которой зажглась второй.

    25 %

    1. Тур «Игра с болельщиками»

    Приложение 4.

    Болельщики отвечают на вопросы ведущего. Лучший болельщик получает приз и возможность распорядиться баллом для команд.

    5 %

    1. Подведение итогов Приложение 5.

    Максимальный балл – 21 + 1 балл от болельщиков. Жюри объявляет количество баллов набранных каждой командой и объявляет победителя. Преподаватель подводит итоги, отмечает активность работы групп, студентов.

    5 %

    1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.

    Современная микробиология – это интенсивно развивающаяся многофункциональная отрасль естествознания и народного хозяйства, объединяющая наряду с изучением морфологических и физиологических аспектов развития микроорганизмов-возбудителей инфекционных заболеваний фундаментально-прикладные достижения биологических, медицинских, химических и инженерных наук.

    С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисание молока, приготовление теста, не догадываясь о деятельности микробов, но это им не мешало в приготовлении вина, сыра. Многое изменилось в конце 17 века, когда был создан первый микроскоп.

    С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них расширилось колоссально.

    Самое главное была изучена и доказана роль микробов в возникновении и

    распространении инфекционных заболеваний.

    В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии

    в профессиональной деятельности медицинской сестры. Без них нельзя проводить

    качественно профилактические и лечебные мероприятия инфекционных болезней,

    профилактику ВБИ.

    1. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ.

    Студенты должны знать:

    1. роль микроорганизмов в жизни человека и общества;
    2. морфологию, физиологию и экологию микроорганизмов, методы их изучения;
    3. основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализацию микроорганизмов в организме человека,

    Студенты должны уметь:

    1. дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам;

    Тема занятия способствует формированию  общих и профессиональных компетенций:

    ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

    ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

    ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться  с коллегами, руководством, потребителями.

    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

    ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
    по отношению к природе, обществу, человеку.

    ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

    ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

    3. Информационное обеспечение обучения

    Основные источники:

    1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: в 2 т. /                                                                 под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - Том 1. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 448 с.
    2. Сбойчаков, В. Б. Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований [Электронный ресурс] : учебник для средних медицинских учебных заведений / В. Б. Сбойчаков. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 608 с. : ил. // ЭБС «Косультация студента»
    3. Прозоркина Н. В. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии / Н. В. Прозоркина, Л. А. Рубашкина. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. - 378 с.

    Дополнительные источники:

    1. Микробиология и иммунология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. А. А. Воробьева, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 2005. - 496 с: ил.  // ЭБС «Консультант студента».
    2. Мальцев, В. Н. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Мальцев В. Н., Пашков Е. П., Хаустова Л. И.. - М.: Медицина, 2005. - 280 с.: ил.  // ЭБС «Консультант студента».
    3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. В 2-х т. под ред. В. В. Зверева, М. Н. Бойченко. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 448 с. : ил. + CD.
    4. Донецкая Э.Г. Клиническая микробиология: руководство для специалистов клинической лабораторной диагностики.-М.:ГЭОТАР-Медиа, 2011.-480с.:ил.

    Интернет – ресурсы:

    www. medcollegelid. ru  ЭБС «Консультант студента»

    Приложение 1.

    ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

    1 тур

    1. В какой стране жил и работал человек, впервые доказавший, что процессы брожения и гниения происходят благодаря микроорганизмам.

    /Л. Пастер, Франция/

    1. Назовите фамилию ученого, впервые разработавшего основные методы исследования, применяемые в микробиологии: выделение чистой культуры, плотные питательные среды, окраска микроорганизмов анилиновыми красителями и т.д.

    /Роберт Кох/

    1. И.И. Мечников считал природу иммунитета клеточной, его оппонент Эрлих доказывал, что иммунитет имеет гуморальную природу. На чьей стороне оказалась истина?

    /Прав и Мечников и Эрлих/

    1. Назовите имя человека, который жил и работал в Голландии, стал родоначальником сразу нескольких наук: цитологии, гистологии, микробиологии, микрозоологии и т.д.

    /Антони Ван Левенгук/

    1. Эта идея широко распространилась в средневековье и была орудием борьбы с религией, считавшей порождение живого отдельным актом Творца. Многие ученые пытались доказать невозможность этой идеи, но только известный опыт Л. Пастера с сосудом необычной формы и бульоном окончательно опроверг её. Что это за идея?

    / Идея возможности зарождения жизни из мертвой материи/

    1. За что английский ученый Александр Флеминг в 1929 году получил Нобелевскую премию?

    /За разработку пенициллина/

    1. Термин «ВАКЦИНА» происходит от англ. «WACCA» - корова. Почему именно это животное дало название для всех препаратов, вызывающих развитие иммунитета?

    /Э. Дженнер, английский врач, изучавший коровью оспу, впервые применил препарат вызывающий у человека иммунитет против натуральной оспы /

    1. В Ялте в Никитском ботаническом саду один известный физиолог растений, изучая болезни табака и работая с бактериальными фильтрами, открыл новый мир микроскопических существ – вирусов. Назовите его фамилию.

    /Д.И. Ивановский/

    Приложение 2.

    ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

    2 тур

    1. Известно, что у бактериальных клеток есть каркас, который придает клетке определенную форму, защищает содержимое, определяет окраску по Грамму, является мишенью для воздействия антибиотиков пенициллинового ряда. Из какого вещества он состоит?

    /муреин - пептидогликан /

    1. Этих органоидов у бактерии может быть – один, два и более. Они находятся на поверхности клетки и могут быть расположены и с одного конца, с двух, по бокам, и по всей поверхности. Как они называются?

    /жгутики/

    1. Решить кроссворд на время, отгадать ключевое слово.

    /ВИБРИОН/

    1. Какие бактерии называются мягкокожими или Mollicutes?

    /микоплазмы /

    1. Во время этого процесса бактериальная клетка претерпевает ряд биохимических процессов: в ней уменьшается количество свободной воды, снижается ферментативная активность, клетка покрывается очень плотной оболочкой. В результате клетка способна переносить неблагоприятные условия окружающей среды. Назовите этот процесс.

    /спорообразование/

    1. Эти мельчайшие организмы не имеют клеточного строения. Живут только внутри других клеток. Геном их может состоять из ДНК или РНК

    /вирусы/

    1. Фото – вопрос: Назовите морфологическую форму этого микроорганизма.

    http://imgc.allpostersimages.com/images/P-1200-1200-100/38/3812/9YPIF00Z/posters/michael-abbey-spirillum-volutans-flagellated-spirochete-bacteria.jpg

    /спирилла/

    Приложение 3.

    ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

    3 тур

    1. Возбудителя какого заболевания впервые выделил в чистой культуре и описал японский ученый Шига?

    /ШИГЕЛЛА – возбудитель дизентерии/

    1. Почему заболевания чумы, бруцеллеза, туляремии и сибирской язвы называются зоонозными инфекциями?

    /основными источникамиинфекции являются животные/

    1. Этот возбудитель – полиморфная палочка, в мазках часто располагается попарно, под острым углом один к другому, что объясняется своеобразным типом деления клеток путем излома. Назовите этого возбудителя.

    /коринебактерия дифтерии/

    1. Это  вещество является самым сильным биологическим ядом, и выделяют его бактерии – строгие анаэробы. Назовите это вещество.

    /Ботулинистический экзотоксин/

    1. Как ещё называют Micobacterium tuberculosis?

    /палочка Коха/

    1. Как называются спорообразующие бактерии, клетки которых можно описать как «барабанные палочки», «теннисные ракетки», «веретено»?

    /КЛОСТРИДИИ/

    Приложение 4.

    ВОПРОСЫ И ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.

    4 тур

    1. Какие «кофейные зерна» вызывают менингит?

    /нейссерия менингитидис/

    1. Какие микроорганизмы не имеют клеточной организации?

    /ВИРУСЫ/

    1. В каком лесу количество микробов в воздухе меньше: в хвойном или в лиственном? И почему?

    /в хвойном, т.к. выделяются антибактериальные вещества - фитонциды/

    1. Греческое «бактерион» и латинское «бациллум» означают одно и то же , но что?

    /ПАЛОЧКА/

    1. К чему устойчивы баротолерантные микроорганизмы?

    /к высокому атмосферному давлению/

    Приложение 5.

    Таблица подведения итогов

    Команда

    Представление, девиз, презента-ция эмблемы

    3 балла

    «Исторический»

    1 балл

    «Морфологи-ческий»

    1 балл

    Решение кроссворда

    1 балл

    «Специ-альный»

    1 балл

     «Игра с болель-щиками»

    1 балл

    Итог

    D:\РАБОТА\Микробиология\Открытое занятие\Викторина\микра\2016405133452.jpg          D:\РАБОТА\Микробиология\Открытое занятие\Викторина\микра\2016405133426.jpg

    D:\РАБОТА\Микробиология\Открытое занятие\Викторина\микра\2016405133442.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пузанова Е.С., Спирина Н.А., Шертман И.Р. К ВОПРОСУ О ВНЕУАДИТОРНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ КАК ЭЛЕМЕНТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    В данной статье рассмотрены проблемы воспитательной работы со студентами колледжа. Описан взгляд преподавателей колледжа, являющихся кураторами групп 1,2,3 курсов студентов, на внеаудиторную работу ка...

    Пузанова Е.С., Спирина Н.А., Шертман И.Р. К ВОПРОСУ О ВНЕУАДИТОРНОЙ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ КАК ЭЛЕМЕНТОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

    В данной статье рассмотрены проблемы воспитательной работы со студентами колледжа. Описан взгляд преподавателей колледжа, являющихся кураторами г...

    Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе)

    Реализация ФГОС НОО: преемственность и инновации. Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методичес...

    М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А П Р О Е К Т А посвященного Дню Народного Единства

    Добрый день уважаемые участники круглого стола. Классный час, посвященный дню народного единства объявляется открытым. Трудным для России был конец 16 века начало 17 века. Разруха в хозяйстве, сл...

    С О Ц И А Л Ь Н Ы Й П Р О Е К Т тема: «СЕГОДНЯ МОДНО БЫТЬ ЗДОРОВЫМ»

    . Задачи проекта:- Донести до нынешнего поколения студентов необходимость вести здоровый образ жизни, быть в гармонии с окружающим миром и собой, воздерживаться и удерживать других от использования в ...

    М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А П Р О Е К Т А ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ тема: «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ 8 МАРТА»

    СЦЕНАРИЙлитературно-музыкальной гостинойпосвященной«МЕЖДУНАРОДНОМУ ЖЕНСКОМУ ДНЮ - 8 МАРТА»  №п/пНаименование позицииИсполнитель(и)1.Работа литературно-музыкальной гостиной объявляется открыт...