Дидактические требования к практическому занятию
презентация к уроку на тему
Компьютерная презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_trebovaniya_k_prakticheskomu_zanyatiyu.pptx | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Четкость определения целей практического занятия. — соответствием содержания занятия требованиям ГОС — педагогическим мастерством преподавателя (творческое применение методов обучения) — оптимальным сочетанием изложения учебного материала с самостоятельной работой студентов Обеспечивается:
— взаимосвязью фронтальной, групповой и индивидуальной работы — дифференцированным подходом к студентам (в соответствии с их уровнем подготовки, готовностью к усвоению учебного материала) — использованием дидактического материала различной степени сложности — рациональным чередованием различных видов деятельности студентов — преемственностью в обучении (меж- и внутридисциплинарные связи)
2. Единство образовательных и воспитательных задач ( использование обучения в целях формирования положительных качеств личности)
З. Целесообразный отбор учебного материала, методов обучения для каждой части занятия (с учетом уровня подготовки студентов). При этом он предусматривает: возможность проявления студентами самостоятельности, степень трудности материала, стимулирующие развитие студентов.
4. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. 5. Организационная четкость занятия — рациональное использование времени.
Этапы практического занятия соответствуют дидактическим и организационным задачам: организационный момент, контроль знаний, актуализация ранее изученного материала, изучение нового материала (демонстрационная часть), самостоятельная работа (применение знаний и умений), проверка усвоения изученного, закрепление, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов занятия.
— воздействие на мотивационную сферу личности студента; — сочетание требовательности преподавателя и уважения к личности; — соблюдение педагогического такта 6. Реализации воспитательных целей:
Метод упражнений. Практические методы обучения Характер и методика упражнений зависят от: особенностей учебной дисциплины, конкретного материала, изучаемого вопроса. Основные правила проведения упражнений: 1 - доведение до студентов целей и порядка выполнения упражнения. 2 - разнообразие упражнений. 3 — систематичность проведения упражнений. Эффективность упражнений повышается в том случае, если студенты приучены к самоконтролю в учебном процессе.
Основные задания для упражнений: прочитайте (текст)..., сформулируйте (правило)..., сопоставьте (симптомы, жалобы)..., определите (свойства)..., придумайте (интервью — запись беседы со старшей медицинской сестрой (пациентом) по важным вопросам, при этом вопросы должны быть четкими, конкретными, краткими, интересными)..., подберите (примеры)..., проанализируйте (медицинскую документацию)..., укажите (сроки госпитализации, недостатки при оказании неотложной помощи)..., составьте (план, тезисы, аннотацию — краткую характеристику содержания, рецензию — отзыв, оценку, обоснование и анализ достоинств и недостатков содержания).
Самостоятельная работа с книгой: учебной, дополнительной, справочной, нормативной . Задания по работе с книгой должны быть разнообразными. Некоторые задания: составление плана (тезисов) прочитанного материала, подбор выписок из литературы по заданным вопросам, конспектирование текста, составление плана осуществления в практической деятельности положений, сформулированных в литературном источнике (как полученные знания используются в практической деятельности), задания - найти определения терминов в словарях, справочниках, энциклопедиях; выполнение практических заданий, пользуясь нормативной, справочной литературой.
Самостоятельная работа с обучающей программой. Сущность программированного обучения – студенты самостоятельно прорабатывают материал на основе специально подготовленной программы. Программа состоит из ряда «кадров», или «шагов», содержащих новый материал для изучения; за каждым «кадром» следует контрольный вопрос или контрольное задание (если материал усвоен — студент допускается к изучению следующего «кадра» если нет — возвращается к старому материалу); при затруднениях обращается за помощью к преподавателю; к изучению нового материала студент допускается только при условии усвоения установленного объема знаний. Программированное обучение: машинное безмашинное. Машинное программированное обучение позволяет не только контролировать знания, но и обучать студентов.
Имитационные неигровые : анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач, в том числе диагностических, упражнения-действия по инструкции, выполнение индивидуальных заданий в процессе практики. Методы активного обучения Имитационные игровые: имитация деятельности на фантоме (тренажере), деловая игра, разыгрывание ролей.
Главное отличие методов активного обучения от традиционных — способ получения, переработки и реализации учебных сведений. Методы активного обучения обеспечивают будущую практическую деятельность
Проблемно-поисковые методы обучения Проблемное обучение в среднем медицинском учебном заведении — это обучение студентов на проблемных ситуациях с целью подготовки к предстоящей работе в реальных условиях практического здравоохранения. Проблемное обучение не заменит традиционной работы студентов с пациентом, но предшествует такой работе.
Примеры проблемных ситуаций: 1)Задачи с неопределенностью искомого (ситуация, при которой необходимо выбрать оптимальный вариант). 2)Задачи с избыточными сведениями в условии. 3) Задачи с противоречивыми частично неверными сведениями в условии. 4) Задачи, предусматривающие лишь вероятные решения (например, у пациента с симптомами пищевой токсикоинфекции, на самом деле возможен инфаркт миокарда). 5) Задачи с вероятным прогнозированием и резким уменьшением времени решения (возможна более высокая оценка за более быстрое время). 6) Задачи на обнаружение ошибки в предыдущем решении.
Задачи: разбор описания определенных ситуаций, формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. Студенты активно включены в диалог с преподавателем и друг другом. Разбор конкретных ситуаций (case study, к ейс-технология ) Развивает аналитическое мышление студентов, позволяет выбирать критерии нахождения оптимального решения.
Эвристическая беседа (частично-поисковый метод) — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Метод проблемного обучения.
Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных. Это форма групповой работы проводится с соблюдением определенных правил. Цель мозгового штурма — поиск новых вариантов решения проблемы. Метод «мозговой атаки», «мозговой штурм».
был заимствован из области политики и науки. В обучении используется для повышения эффективности усвоения теоретического материала, часто с привлечением преподавателей других дисциплин. Например, «Заболевания мочевыводящих путей» - возможно использование метода круглого стола с приглашением преподавателя терапии, хирургии, акушерства. Таким образом, тема рассматривается с нескольких сторон. Метод круглого стола применим и в других формах — учебных конференций по общей теме, входящей в программу и требующей более глубокого, всестороннего рассмотрения вопросов (например, группы студентов разных специальностей). Метод круглого стола
Творчески-воспроизводящие методы Решение ситуационных задач Метод активного обучения, направленный на формирование умений, развитие клинического мышления, приближение к будущей профессиональной деятельности. Ситуационная задача, включает в себя : условия (описание ситуации и исходные данные); вопрос (задание), поставленный перед студентом. Ситуационная задача должна содержать все необходимые данные для ее решения, а в случае их отсутствия — условия, из которых можно извлечь эти данные.
Погружают студентов в модель ситуации, близкой к его будущей профессиональной деятельности, и умение или неумение действовать квалифицированно и эффективно в данной ситуации, в полном соответствии с реальностью. Разрабатывая игру, следует стремиться к тому, чтобы помимо информации, необходимой и достаточной для достоверной сестринской диагностики, был обязательно включен и «информационный шум» — избыточные сведения. В большинстве случаев деловые игры (ДИ) рассчитаны на анализ сложных ситуаций, а разработка и принятие решений в них требуют детальной проработки обширного материала и изучения последствий реализации возможных вариантов решений. Деловые игры.
1) дидактическая (учебная) задача (направленность на формирование определенного круга умений, уточнение и систематизацию знаний); 2) наличие ролей (каждый студент принимает на себя какую-то - роль согласно условиям игры); 3) различие ролевых целей; 5) правила игры; 6) коллективный характер игры (взаимодействие играющих, выработка коллективных решений); 7) состязательность в игре ( достигается системой индивидуальной или групповой оценки деятельности участников игры). Деловая игра, которая проводится в учебных заведениях, является дидактической (обучающей) игрой; ее обязательными элементами и условиями являются: Все деловые игры — это реализация модельного метода обучения.
Ситуационная игра направлена на решение проблемно-игровой ситуации. В ролевой игре имитируется реальный лечебно-диагностический процесс, реализуются реальные роли медицинской сестры, фельдшера («Оказание первой помощи при травмах», «Уход за новорожденным ребенком» и др.). Имитационная игра обычно направлена на имитацию определенного профессионального действия («Вакцинация грудного ребенка», «Снятие ЭКГ» и др.).
Демонстрация Задачи: ознакомление с новыми знаниями, методами работы, выполнением новых навыков, умений и т. д.
Задачи: просмотр учебных кино- и видеофильмов, анализ показанных ситуаций и проблем, поиск вариантов их решения. Учебные кино- и видеофильмы
Уроки-«погружения» Уроки — деловые игры Уроки — пресс-конференции Уроки-соревнования Уроки типа КВН; Что? Где? Когда? Театрализованные уроки Уроки-консультации Компьютерные уроки Уроки с групповыми формами работы Уроки взаимообучения студентов Уроки-аукционы Уроки, которые ведут студенты Наиболее распространенные типы нестандартных уроков
Уроки-конкурсы Бинарные уроки Уроки-обобщения Уроки-игры Уроки-«суды» Уроки поиска истины Уроки «Следствие ведут знатоки» Уроки — ролевые игры Уроки-конференции Уроки-семинары Междисциплинарные уроки Уроки-экскурсии Уроки-игры «Поле чудес» Наиболее распространенные типы нестандартных уроков (продолжение)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирующие и контролирующие элементы профессиональных компетенций .Дидактический материал практического занятия." ПМ 01. МДК 01.01 Тема:"Субъективные и объективные методы обследования пациента с патологией органов дыхания."
Материал для урока в помощь преподавателю терапии..Дисциплина "Пропедевтика клинических дисциплин"...
Дидактические материалы для подготовки студентов к практическим занятиям
Дидактические материалы предназначены для организации систематической подготовки обучающихся к практическим занятиям по дисциплине Анатомия и физиология человека...
Дидактические материалы для проведения практического занятия по теме "Анатомия органов выделения"
Дидактические материалы для проведения практического занятия по анатомии и физиологии человека по теме "Анатомия органов выделения" для студентов медицинских колледжей...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, напра...
Дидактический материал. План-конспекты практических занятий
Дидактические материалы - это наглядные развивающие учебные пособия, которые применяют для освоения и закрепления изучаемого материала....
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд
Дидактический материал для проведения практического занятия ОП 03 Специальность: 34.02.01. очн. отд...
Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении. Дидактические требования к занятию.
Выступление на заседании ПЦК...