ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
методическая разработка

Пурясева Елена Олеговна
Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения. Студент должен знать: - значение здоровья в общественном и экономическом развитии страны; - факторы, формирующие здоровье населения, как важнейший социальный и экономический потенциал государства; - методику расчета и анализа демографических показателей; - методику расчета и анализа показателей заболеваемости; - методику расчета и анализа показателей инвалидности; - методику расчета и анализа показателей физического здоровья. Студент должен уметь: - рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели; - использовать полученную информацию о демографических показателях для анализа общественного здоровья и оценки деятельности учреждений здравоохранения; - рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели заболеваемости населения; - использовать полученную информацию о показателях заболеваемости для анализа общественного здоровья, деятельности учреждений здравоохранения; - рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели инвалидности населения; - использовать полученную информацию о показателях инвалидности для анализа общественного здоровья и обоснования реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение здоровья инвалидов; - рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели физического здоровья населения; - использовать полученную информацию о показателях физического здоровья для анализа общественного здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_materialy_k_prakticheskomu_zanyatiyu_oziz.docx509.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №5»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

(Практическое занятие № 1)

ТЕМА 1.3 

ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ 

ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Квалификация: Медицинская сестра

Курс IV Семестр 7

Москва 2020


РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК ОПД _______________________________

Протокол № ____ от «___» _________20__г.

Председатель ЦМК ОПД 

________________/___________________

ФИО                          Подпись

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора 

по учебной работе 

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

______________/____________________

ФИО                          Подпись

Материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.

Автор:

Пурясева Е.О. – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ ДЗМ «МК №5», первая квалификационная категория


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ                                                                                «ТЕМА 1.3

ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ »

п/п

Учебные вопросы

(Этапы занятия: Дидактические единицы, согласно содержанию данной темы в рабочей программе)

Время

(мин)

Организационный этап

3 мин

Профессиональная мотивация темы

2 мин

Цели, задачи изучения темы

3 мин

Актуальность темы занятия

2 мин

Самостоятельная работа на занятии

70 мин

Рефлексия

5 мин

Домашнее задание

5 мин

  1. ЛИТЕРАТУРА

Использованная при подготовке практического занятия:

  1. Общественное здоровье и здравоохранение.

Учебник. Медик В.А., Лисицин В.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 

 

2. НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

  1. Формулы для расчета показателей общественного здоровья.


3. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения.

Студент должен знать: 

- значение здоровья в общественном и экономическом развитии страны;

- факторы, формирующие здоровье населения, как важнейший социальный и экономический потенциал государства;

- методику расчета и анализа демографических показателей;

- методику расчета и анализа показателей заболеваемости;

- методику расчета и анализа показателей инвалидности;

- методику расчета и анализа показателей физического здоровья.

Студент должен уметь: 

- рассчитывать, оценивать и интерпретировать медико-демографические показатели;

- использовать полученную информацию о демографических показателях для анализа общественного здоровья и оценки деятельности учреждений здравоохранения;

- рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели заболеваемости населения;

- использовать полученную информацию о показателях заболеваемости для анализа общественного здоровья, деятельности учреждений здравоохранения;

- рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели инвалидности населения;

- использовать полученную информацию о показателях инвалидности для анализа общественного здоровья и обоснования реабилитационных мероприятий, направленных на улучшение здоровья инвалидов;

- рассчитывать, оценивать и интерпретировать показатели физического здоровья населения;

- использовать полученную информацию о показателях физического здоровья для анализа общественного здоровья.

Осваиваемые ОК и ПК: 

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
  • ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
  • ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

  • ПК 1.1 Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
  • ПК 1.2 Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  • ПК 1.3 Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний;
  • ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию;
  • ПК 4.5 Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

4. АУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ЗАДАНИЕ 1.

 ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Медицинская демография –

Рождаемость  –

Смертность населения –

Скрининг –

Первичная заболеваемость -

Общая заболеваемость –

Акселерация -

ЗАДАНИЕ № 2.

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Инструкция: выберите 1 правильный ответ

  1. Назовите основные направления демографии:
  1. численность населения по различным возрастно-половым группам;
  2. статика и динамика населения;
  3. естественное и механическое движение населения;
  4. состав и миграция населения;
  5. маятниковая и внутренняя миграция.
  1. Статика населения изучает:
  1. рождаемость, смертность и воспроизводство населения;
  2. плодовитость населения по полу, возрасту;
  3. численность и состав населения по социальным и биологическим признакам;
  4. миграцию в различных регионах страны;
  5. географические особенности рождаемости и состава населения.
  1. Динамика населения изучает:
  1. механическое и естественное движение населения;
  2. механическое движение и смертность населения;
  3. воспроизводство населения;
  4. миграционные процессы и рождаемость населения;
  5. естественное движение и рождаемость населения.
  1. Назовите причины смерти, занимающие первые три ранговых места в структуре смертности     населения РФ:
  1. болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления;
  2. болезни системы кровообращения, болезни органов дыхания, травмы и отравления;
  3. инфекционные и паразитарные болезни, новообразования травмы и отравления;
  4. болезни органов дыхания, болезни эндокринной системы, травмы и отравления;
  5. болезни органов пищеварения, болезни системы кровообращения, болезни крови.

  1. Назовите основные источники получения информации о заболеваемости населения:
  1. регистрация данных по контрольным картам диспансерного наблюдения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров; регистрация случаев заболеваний и причин смерти по данным патологоанатомических и судебно-медицинских исследований;
  2. регистрация случаев заболевания при обращении в организации здравоохранения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров; регистрация случаев заболевания по листкам нетрудоспособности;
  3. регистрация случаев заболевания при обращении в организации здравоохранения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров; регистрация случаев заболеваний и причин смерти по данным патологоанатомических и судебно-медицинских исследований;
  4. регистрация данных переписи населения; регистрация талонов на прием к врачу; регистрация данных по историям болезни;
  5. регистрация случаев заболевания при обращении в организации здравоохранения; регистрация данных по контрольным картам диспансерного наблюдения; регистрация случаев заболевания при проведении медицинских осмотров.
  1. Назовите данные, необходимые для вычисления общей заболеваемости:
  1. число всех заболеваний, зарегистрированных впервые в данном году; среднегодовая численность населения;
  2. число всех заболеваний, зарегистрированных при медосмотрах; число прошедших медосмотр;
  3. число всех заболеваний, зарегистрированных в данном году; среднегодовая численность населения;
  4. общее число заболеваний, зарегистрированных в данном году; общее число заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году;
  5. число всех заболеваний, зарегистрированных в предыдущем году; среднегодовая численность населения.
  1. Назовите первичный статистический документ, который используется для изучения заболеваемости по обращаемости в ЛПУ:
  1. Талон амбулаторного пациента (ф. 025-1/у);
  2. Дневник работы врача общей практики (семейного врача) (ф. 039/у-ВОП);
  3. Медицинская карта амбулаторного больного (ф. 025/у);
  4. Талон на прием к врачу (ф. 024-4/у-88);
  5. Медицинская карта стационарного больного (ф. ООЗ/у).
  1.  Назовите заболевания, занимающие первые три ранговых места в структуре   инвалидности:
  1. болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций, психические расстройства;
  2. болезни органов дыхания, болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций;
  3. травмы всех локализаций, ЗН, болезни органов дыхания;
  4. болезни системы кровообращения, ЗН, болезни костно-мышечной системы;
  5. болезни системы кровообращения, травмы всех локализаций, ЗН.

  1. Назовите основные методы изучения физического здоровья человека:
  1.   визуальные, тестовые, инструментальные, антропометрические;
  2.   тестовые, антропоскопические, антропофизиометрические;
  3. антропоскопические, антропометрические, антропофизиометрические;
  4. антропоскопические, визуальные, комплексные, тестовые;
  5. комплексные, инструментальные, антропометрические.
  1. Что лежит в основе антропоскопии:
  1. сравнение полученных показателей с региональными стандартами;
  2. анализ данных инструментальных исследований;
  3. оценка физических возможностей человека;
  4. анализ химического состава крови;
  5. анализ данных визуального  осмотра человека.

ЗАДАНИЕ № 3.

РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

Исходные данные

1. Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 858 672 человек, в том числе лиц в возрасте 50 лет и старше – 342 871, в возрасте от 0 до 14 лет –                    312 588 человек. Число женщин в возрасте 15 – 49 лет – 280 519.

2. В изучаемом году родились живыми 13 355, в предыдущем – 13 721 детей. Умерли 7 666 жителей. Из числа всех умерших 4149 человек умерли от болезней системы кровообращения,  из которых 1942 — умерли от ИБС,  1321 – от цереброваскулярных болезней,  518 – от ГБ и 368 – от других БСК.

3. За период беременности умерли 2 женщины. В возрасте до 1 года умерли 92 ребенка.                   В этом же году родились мертвыми 13 детей. В первые 168 ч жизни умерли 3 детей.

Задание

  1. Определить возрастной тип населения данного субъекта РФ.
  2. Общий коэффициент рождаемости.
  3. Общий коэффициент смертности.
  4. Структура смертности от БСК.
  5. Коэффициент материнской смертности.
  6. Коэффициент младенческой смертности.
  7. Общий коэффициент естественного прироста (убыли) населения.

Проанализировать полученные данные.

Исходные данные

  1. Среднегодовая численность населения некоторого субъекта РФ составляет 150 200 человек. В течение года в ЛПУ всего зарегистрировано 85 000 случаев, из которых 65 450 зарегистрировано с диагнозом, установленным впервые в жизни.

Задание

  1. Вычислить показатель первичной заболеваемости.
  2. Вычислить показатель общей заболеваемости.

Исходные данные

1. Среднегодовая численность трудоспособного населения некоторого субъекта РФ составляет 510 706 человек. В течение изучаемого года признано инвалидами в трудоспособном возрасте 4290 человек. Из общего числа инвалидами по поводу болезней системы кровообращения признано 1815 человек, костно - мышечной системы - 720, злокачественных новообразований - 670, прочих болезней - 1085.

Задание

  1. Вычислить показатель первичной инвалидности.
  2. Вычислить показатель структуры первичной инвалидности по заболеваниям.

Исходные данные

Обследуемая женщина:

  • рост – 176см;
  • масса тела – 75 кг;
  • ЖЕЛ – 3500 см3;
  • динамометрия правой кисти – 33 кг, левой – 31 кг;
  • длина окружности грудной клетки – 102см;
  • ширина плеч – 42 см;
  • длина дуги спины – 38 см;
  • становая динамометрия – 115 кг.
  • частота пульса в покое – 80 ударов в 1 минуту;
  • частота пульса сразу после нагрузки – 120 ударов в минуту;
  • частота пульса в конце первой минуты после восстановления – 80 ударов в минуту.

Задание

На основе представленных исходных данных рассчитать основные антропометрические и антропофизиометрические показатели индивидуального здоровья:

  1. индекс Кетле – индекс массы тела, ИМТ;
  2. показатель Эрисмана;
  3. коэффициент состояния осанки;
  4. коэффициент становой динамометрии;
  5. коэффициент силы левой и правой кисти;
  6. должную жизненную емкость легких;
  7. пробу Руфье.

5. ЭТАЛОНЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

ЗАДАНИЕ 1.

 ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Медицинская демография – изучает взаимосвязь воспроизводства населения с медико-социальными факторами и разрабатывает на этой основе меры медицинского, социального, правового характера, направленные на обеспечение наиболее благоприятного развития демографических процессов и улучшение здоровья населения.

Рождаемость  – естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени.

Смертность населения – процесс естественного сокращения численности людей за счет случаев смерти в конкретной совокупности населения за определенный период времени.

Скрининг – массовое обследование населения и выявление лиц с заболеваниями или с начальными признаками заболеваний.

Первичная заболеваемость – совокупность новых, нигде ранее не учтенных и впервые в данном году зарегистрированных при обращении населения за медицинской помощью.

Общая заболеваемость – совокупных первичных в данном году случаев обращений населения за медицинской помощью по поводу заболеваний, выявленных как в данном, так и в предыдущем году.

Акселерация  –  (от лат. «acceleratio» - ускорение) - ускорение физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями.

ЗАДАНИЕ № 2.

ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Номер вопроса

Ответ

Номер вопроса

Ответ

1

2

6

3

2

3

7

1

3

1

8

4

4

1

9

3

5

3

10

5

ЗАДАНИЕ № 3.

РЕШИТЬ ЗАДАЧИ:

Задание 1

  1. Определить возрастной тип населения данного субъекта РФ – регрессивный тип населения.
  2. Общий коэффициент рождаемости – 13 355*1000= 15,5‰. 

                                                                858 672

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_20-36-34.png                Уровень рождаемости - ниже среднего.

  1. Общий коэффициент смертности – 7 666*1000= 8,9‰.

                                                                         858 672

    C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_20-50-37.png        Уровень смертности – низкий.

  1. Структура смертности от БСК.

 C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_21-07-48.png

4149*100=54,1% - болезни системы кровообращения;

   7666

1942*100=46,8% - ИБС;

    4149

1321*100=31,8% - цереброваскулярные болезни;

  4149

518*100=12,5% - гипертоническая болезнь;

  4149

368*100=8,9% - другие болезни.

  4149

  1. Коэффициент материнской смертности – 2*100000=15‰;

                                                                          13 355

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_21-26-18.png

  1. Коэффициент младенческой смертности – 92*1000=6,9‰;

                                                                           13 355

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_21-31-02.png

  1. Общий коэффициент естественного прироста (убыли) населения – 15,5 - 8,9=6,6‰.

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2017-01-23_19-55-54.png

Задание 2

  1. Вычислить показатель первичной заболеваемости – 65 450*1000=435,8‰.

                                                                                                   150 200

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_21-39-35.png

  1. Вычислить показатель общей заболеваемости – 85 000*1000=565,9‰.

                                                                                       150 200

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_21-44-51.png

Задание 3

  1. Вычислить показатель первичной инвалидности – 4290*10000=84.

                                                                                                       510 706

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_21-49-18.png

  1. Вычислить показатель структуры первичной инвалидности по заболеваниям.

http://referatwork.ru/image.php?way=oplibru/baza4/834250796797.files/image033.png

1815*100=42,3% – болезни системы кровообращения;

   4290

720*100=16,7% – болезни костно - мышечной системы;

   4290

670*100=15,6% – болезни злокачественных новообразований;

   4290

1085*100=25,3% – прочие болезни.

   4290

Задание 4

  1. индекс Кетеля – индекс массы тела, ИМТ –     75=24,2C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_22-16-50.png (норма);

                                                                                       1,762

C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2017-01-23_20-42-06.png

  1. показатель Эрисмана – 102-0,5*176=14 (хорошее развитие);

  C:\Users\Андрей-HOME\Documents\ViberDownloads\0-02-05-65cfce72f3b38b87d2dc6bbf08ca4dc4e10c9a5c53921578ac283031901b967a_full.jpg

  1. коэффициент состояния осанки – 42*100=110,5% (признаки сколиоза);

                                                             38

  C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_22-22-27.png

  1. коэффициент становой динамометрии – 115*100=153,3%  (малая сила);

                                                                                      75

  C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_22-26-45.png

  1. коэффициент силы левой и правой кисти – правая 33*100=44% (малая сила);

                                                                                                        75

                                                                                      левая 31*100=41,3% (малая сила);

                                                                                                      75

     C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_22-30-27.png

  1. должную жизненную емкость легких – 40*176+10*75-3800=7040+750-3800=3990.

                                                                                Отклонение 15%  – норма.

   C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_22-36-49.png

  1. проба Руфье – (80+12+80)-200 = 8 (посредственно).

                                                10

  C:\Users\Nata\YandexDisk-e-puryaseva\Скриншоты\2018-03-12_22-42-27.png

Критерии оценки формулировки определения:

5 «отлично» – Все ответы правильные, полные, допускаются лишь мелкие неточности.

4 «хорошо» – Все ответы правильные, но не совсем полные, допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок.

3 «удовлетворительно» – Допускается один неверный ответ или не полные, поверхностные ответы. Допускаются не более двух ошибок.

2 «неудовлетворительно» – Два и более неверных ответов.

Критерии оценки тестового контроля знаний:

5 «отлично» – 90 -100% правильных ответов;

4 «хорошо» – 81 - 90% правильных ответов;

3 «удовлетворительно» – 71 - 80% правильных ответов;

2 «неудовлетворительно»  –  70% и менее правильных ответов.

Критерии оценки решения задачи:

5 «отлично» – Ответ правильный. Студент способен логически обосновывать свои решения, при этом пользуется полным объемом теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины. Может  применять свои знания при решении нетипичных ситуаций.

4 «хорошо» – Ответ правильный. Ход мышления студента в целом верный, но с недостаточной аргументацией.

3 «удовлетворительно» – Ответ в целом правильный, но не полный. Пользуется теоретическими знаниями не в полном объеме. Не указывает единицы измерения.

2 «неудовлетворительно» – Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано.

Оценка ставиться как средняя арифметическая, с учётом всех этапов ответов на самостоятельной работе, в соответствии с критериями оценки.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Запишите домашнее задание к ПЗ №_1:

1. Конспект теоретического занятия №2;

2. Изучить учебник   Общественное здоровье и здравоохранение стр.41-71

3. Подготовить устные ответы на вопросы:

  • Раскройте значение здоровья в общественном и экономическом развитии страны.
  • Назовите виды экономических потерь в связи с заболеваемостью.
  • Перечислите основные принципы охраны здоровья населения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

  1. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕМОГРАФИИ

Для определения возрастного типа развития населения данного субъекта РФ рассчитываем удельный вес лиц в возрастных группах: от 0 до 14 лет:

Общий коэффициент рождаемости:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0004.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

настоящее время уровень рождаемости в России по шкале, приведенной в таблице оценивается как низкий, несмотря на незначительный рост коэффициента рождаемости с 1999 г. В 2013 г. этот показатель составил 13,2 ‰.

Таблица Схема оценки общего уровня рождаемости

Общий коэффициент рождаемости

Уровень рождаемости

(на 1000 населения)

До 10

Очень низкий

10-15

Низкий

16-20

Ниже среднего

21-25

Средний

26-30

Выше среднего

31-40

Высокий

Больше 40

Очень высокий

Специальный коэффициент  рождаемости (плодовитость):

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0005.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Общий коэффициент смертности:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0006.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Начиная с 2004 г., этот показатель сохраняет тенденцию к снижению и составил в 2013 г. 13,0 на 1000 населения (см. рис. 2.3). По шкале, приведенной в табл. 2.2, уровень смертности населения в РФ оценивается как средний.

Таблица Схема оценки показателя смертности

Общий коэффициент смертности (на 1000 населения)

Уровень смертности

До 7

Очень низкий

7-10

Низкий

11-15

Средний

16-20

Высокий

21 и выше

Очень высокий

Помимо общего коэффициента смертности рассчитываются коэффициенты смертности от отдельных заболеваний: ишемической болезни сердца, травм и отравлений, злокачественных новообразований (ЗН) и др. Например, смертность от острого инфаркта миокарда исчисляется как отношение числа умерших от данного заболевания к среднегодовой численности населения и выражается в промилле ‰: 

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0007.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Коэффициент материнской смертности:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0009.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Данный показатель позволяет оценить все потери беременных (от абортов, внематочной беременности), а также рожениц и родильниц в течение 42 дней после окончания беременности. За последние 15 лет в России этот показатель снизился с 44,2 до 11,4 случаев (на 100 000 родившихся живыми).

Коэффициент младенческой смертности (способ расчета, принятый в органах государственной статистики РФ):

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0011.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

За последние 15 лет этот показатель в РФ имел стойкую тенденцию к снижению и составил 8,2 ‰ в 2013 г.

Коэффициент перинатальной смертности:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0013.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Этот показатель за последние годы также имел тенденцию к снижению и составил в              2013 г. 9,6 ‰. Анализ перинатальной смертности позволяет оценить преемственность в работе акушерской и педиатрической служб.

Коэффициент мертворождаемости:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0014.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Основные причины мертворождаемости в РФ: осложнения со стороны плаценты и пуповины, осложнения беременности и родов у матери, инфекции, врожденные аномалии развития плода, а также состояния матери, не связанные с настоящей беременностью.

Общий коэффициент естественного прироста населения:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0017.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Отрицательный естественный прирост свидетельствует о явном неблагополучии в обществе, и его принято называть противоестественной убылью населения. Такая демографическая ситуация обычно характерна для периода войн, экономических кризисов и других потрясений. Отрицательный естественный прирост (противоестественная убыль) ведет к сокращению численности постоянного населения страны и другим неблагоприятным демографическим явлениям.

За всю историю России (не считая периода войн) в 1992 г. в стране был отмечен отрицательный естественный прирост (противоестественная убыль) населения, который сохранялся до 2012 г. Переломным моментом стал 2013 г., когда впервые за последние             20 лет естественный прирост населения стал положительным и составил 0,2‰.

  1. ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

Показатель патологической пораженности:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0018.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Показатель первичной заболеваемости рассчитывают по следующей формуле:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0019.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Уровень первичной заболеваемости взрослого населения РФ колеблется в пределах               500-600.

Показатель общей заболеваемости по обращаемости рассчитывается по следующей формуле:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0020.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Уровень общей заболеваемости взрослого населения РФ составляет в среднем 1300-1400‰.

Показатель исчерпанной (истинной) заболеваемости:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0021.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Аналогично эти показатели можно рассчитать для отдельных классов болезней и нозологических форм. Тогда в числитель берут не общее число всех заболеваний, а лишь число случаев по данному классу болезней или нозологической форме. Например, показатель общей заболеваемости населения болезнями системы кровообращения можно рассчитать по следующей формуле:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0023.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

На первом месте в структуре показателя общей заболеваемости взрослого населения находятся болезни системы кровообращения (19,0%); на втором - болезни органов дыхания (14,0%), на третьем - болезни костно-мышечной системы (9,9%).

  1. ИНВАЛИДНОСТЬ

Показатель первичной инвалидности, который рассчитывают по следующей формуле:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0026.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

В 2013 г. в РФ этот показатель составил 64,8 на 10 тыс. населения.

Показатель структуры первичной инвалидности по заболеваниям:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0027.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

В структуре первичной инвалидности взрослого населения первое место занимают болезни системы кровообращения, далее идут ЗН, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, травмы всех локализаций, психические расстройства, которые составляют около 80% в структуре всех причин первичной инвалидности населения.

  1. ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ

Индекс Кетеля - индекс массы тела (ИМТ):

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0029.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

где m - масса тела (кг), l0 - рост в положении стоя (м).

Схема оценки уровней индекса массы тела

Значение ИМТ

Оценочный уровень

ИМТ <18,5

Низкая масса тела

18,5 ≤ ИМТ < 25

Нормальная масса тела

25 ≤ ИМТ < 30

Избыточная масса тела

30 ≤ ИМТ < 35

I степень ожирения

35 ≤ ИМТ < 40

II степень ожирения

ИМТ ≥40

III степень ожирения

Показатель Эрисмана (ПЭр) дает возможность оценить пропорциональность развития грудной клетки:

ПЭр= lс - 0,5 × l0,

где lс - длина окружности грудной клетки в паузе (см), l0 - рост в положении стоя (см).

Схема оценки уровней показателя Эрисмана

Испытуемые

Значение показателя

Оценочный уровень

Новорожденные

8-10 см

Хорошее развитие

Дети в возрасте 1 года

12-13 см

Хорошее развитие

Мужчины

≥6 см

Хорошее развитие

<6 см

Узкая грудная клетка

Женщины

≥3,5 см

Хорошее развитие

<3,5 см

Узкая грудная клетка

Коэффициент состояния осанки Ксо дает возможность оценить состояние позвоночника:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0030.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Схема оценки уровней коэффициента состояния осанки

Значение Ксо

Оценочный уровень

85 ≤ Ксо < 100

Сутулость

100 < Ксо < 110

Нормальная осанка

Ксо <85 или Ксо≥110

Признаки сколиоза

Коэффициент становой динамометрии (Ксд) помогает оценить зависимость между массой тела и мышечной силой:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0031.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

где РS - становая динамометрия (кг), m - масса тела (кг).

Схема оценки коэффициента становой

Значение Ксд (%)

Оценочный уровень

Ксд <175

Малая сила

175 ≤ Ксд < 190

Сила ниже средней

190 ≤ Ксд < 210

Средняя сила

210 ≤ Ксд < 225

Сила выше средней

Ксд ≥225

Большая сила

Коэффициент силы кисти (Кск) дает возможность оценить силу рук:

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0032.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

где Pn - показатель силы кисти (кг), m - масса тела (кг).

Этот показатель определяется отдельно для левой и правой кистей.

Схема оценки коэффициента силы кисти

Испытуемые

Значение показателя (%)

Оценочный уровень

Мужчины

Ксд <70

Малая сила

70≤ Ксд <75

Средняя сила

Ксд ≥75

Большая сила

Женщины

Ксд <50

Малая сила

50≤ Ксд <60

Средняя сила

Ксд ≥60

Большая сила

ДЖЕЛ находят по формулам отдельно для мужчин и женщин.

Мужчины: ДЖЕЛ = 40 × (рост в см) + 30 × (масса в кг) - 4400;

женщины: ДЖЕЛ = 40 × (рост в см) + 10 × (масса в кг) - 3800.

Считается, что отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ в пределах 15% - это норма; отклонение значения ЖЕЛ от ДЖЕЛ свыше 15% служит индикатором возможных заболеваний легких.

Для оценки работоспособности по приведенной ниже формуле рассчитывают показатель РуфьеРуф.):

http://www.medcollegelib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970442845-0004,pic_0033.png,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

где Р1 - исходная частота пульса; Р2 - частота пульса сразу после нагрузки; Р3 - частота пульса в конце первой минуты восстановления.

Схема оценки пробы Руфье

Значение показателя

Уровень работоспособности

пробы Руфье

≤3

Высокий

4-6

Хороший

7-10

Посредственный

11-15

Удовлетворительный

≥16

Плохой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для студентов по проведению практического занятия. Тема: Инфекционные болезни, диагностика, принципы лечения. Лечебно-диагностическая работа.Организация оказания медицинской помощи инфекционным больным.Устройство и режим инфекци

Методическая разработка практического занятия для специальности Сестринское дело 060501 составлена согласно ФГОС третьего поколения . ПМ 02. МДК 02.01«Сестринский уход при  различных заболев...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия Тема: Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала.

Данная методическая разработка практического занятия по теме:  «Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Обучение технике штрафного броска в баскетболе»

Методическая разработка, «Обучение технике штрафного броска в баскетболе», составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»...

План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

План проведения учебного занятия по ПМ 02 МДК 02.01 «Организация обслуживания в организациях общественного питания» для студентов СПО обучающихся по специальности  43.02.01 Организаци...