Конспект практического занятия по ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
план-конспект занятия по теме

Смирнова Виолетта Витальевна

      Представленый материал содержит конспект  практического занятия по теме : "Обучение основам трансфузиологии, роли медицинской сестры при проведении инфузионной терапии".                                        разработанный в сооавторстве с  преподавателем ПМ02 специальности Лабораторная диагностика Меклер Наталией Николаевны. Занятие проводится в форме бинарного урока двумя преподавателями профессиональных модулей специальностей Сестринское дело и Лабораторная диагностика. В ходе занятия  обучающиеся осваивают алгоритм определения группы крови, резус- фактора, Кell-фактора методом ЦОЛИКлонов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_prakticheskogo_zanyatiya.docx422.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект практического занятия

по ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Курс III Семестр VI

Тема раздела: Сестринская помощь в хирургии  

Тема занятия: «Обучение основам трансфузиологии, роли медицинской сестры при проведении инфузионной терапии».

Вид занятия: практическое

Тип урока: комбинированное

Мотивация темы: Ситуационная задача. В приемный покой стационара бригадой СП доставлена пострадавшая   в дорожно-транспортном происшествии молодая женщина. Врачом приемного отделения были выявлены признаки внутреннего кровотечения. В ходе подготовки к экстренной операции была определена группа крови потерпевшей III (Ва) Rh(-) Kell(-). В банке крови необходимого количества крови подходящего материала не оказалось. На обращение к медицинским работникам и посетителям больницы сдать кровь откликнулись 5 человек. Четверо обратившихся не знали своей группы крови или были не уверены.    

Цели занятия: 

Общая цель: организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Код/шифр

компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Мотивация учебной деятельности на занятии

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Организация подготовки рабочего места к выполнению манипуляции и самостоятельная работа

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Правильная оценка полученных результатов проведения манипуляции

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Правила организации необходимых условий для выполнения манипуляции, соблюдение правил безопасности при работе с биологическим материалом  

Профессиональные компетенции

ПК 2.2

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Знание  алгоритмов  определения групп крови, резус-фактора и Келл-фактора, умение оценить результаты исследования

ПК 2.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Умение работать с лабораторной посудой и реактивами

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию.

Умение оформлять результаты исследования в бланках анализа

Конкретные цели (задачи):

Дидактические цели:

с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия

  должен знать:

-понятие группы крови, резус-фактор, Келл-фактор и их значение;

-методы их определения;

-алгоритм определения  группы крови, резус-фактора, Келл-фактора с ЦОЛИКлонами

должен уметь:

- проводить манипуляцию определения группы крови, резус-фактора, Келл-фактора с ЦОЛИКлонами  и правильно оценивать полученный результат.

Развивающие цели:

-развитие познавательных процессов.

Воспитательные цели:  

-формирование ценностных установок и профессиональных качеств.

Уровень освоения: понимание (II уровень), умение (III уровень).

Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи.

Междисциплинарные связи:

-обеспечивающие:

Анатомия и физиология человека;

ПМ04Технология оказания    медицинских услуг;

-обеспечиваемые:

 ПМ02Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах;

 ПМ03Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и  экстремальных состояниях.

Внутридисциплинарные: темы «Основы трансфузиологии. Гемотрансфузии», «Хирургическая операция. Предоперационный период».

Обеспечение занятия:

А. Методическое обеспечение: мультимедийная презентация, алгоритмы определения

Б: Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор,

    Реактивы для проведения исследования, имитационный материал

Структура занятия:

  • организационный момент;
  • контроль исходного уровня знаний;
  • мотивация учащихся к изучению нового материала;
  • объяснение нового материала с демонстрацией манипуляции,
  • выполнение манипуляции студентами под контролем преподавателя,
  • решение ситуационной задачи,
  • рефлексия,
  • подведение итогов занятия

Основное содержание занятия

Занятие ведется двумя преподавателями профессиональных модулей разных специальностей - Сестринское дело (первый преподаватель), Лабораторная диагностика (второй преподаватель).

Первый преподаватель проводит проверку присутствия и готовности студентов к занятию. Объявляет тему занятия, ход его проведения, критерия оценивания.

Оценка исходного уровня знаний в форме терминологического диктанта проводится первым преподавателем. Обучающиеся должны привести термин, соответствующий определению. (Определения могут быть отражены на слайде или студентам могут быть предоставлены содержащие определения бланки для заполнения).

Первый преподаватель приводит ситуационную клиническую задачу, мотивирующую обучающихся к изучению и освоению алгоритмов определения индивидуальных характеристик крови.      

Второй преподаватель объясняет новый материал в сопровождении мультимедийной презентации. Приводит исторические сведения об открытии групп крови и резус-фактора, объясняет их значение для развития гемотрансфузиологии и медицины в целом.

Перечисляет  методы определения групп крови, резус-фактора, Келл-фактора, объясняет и демонстрирует алгоритмы исследования с ЦОЛИКЛонами  (при помощи учебного видеоролика  и  лично в зависимости от уровня подготовки группы).

Обучающиеся наблюдают за выполнением манипуляции, записывают алгоритм в тетради.

Студенты самостоятельно готовят рабочие места, выполняют манипуляцию по определению группы крови, резус-фактора и Келл-фактора  контролем первого и второго преподавателей. Дают оценку полученного  результата, называя группу крови, резус-фактор и Келл-фактор.

В заключение занятия студенты дискуссионно решают ситуационную клиническую задачу, приведенную в начале занятия.

Первый преподаватель выставляет и обосновывает оценки, подводит итог, выдает домашнее задание.

Методы интерактивного обучения.

  • бинарная-лекция  - теоретическое наполнение занятия;
  • ситуационной метод – (приводится ситуационная клиническая задача - для мотивации учащихся и закрепления полученных в ходе занятия знаний);
  • метод мозгового штурма – решение ситуационной задачи и его обоснование. 

ИКТ и ТСО сопровождение: мультимедийная презентация, видеоролики. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.  

Используемая литература:

  1. Камышников В.С. Методы клинических лабораторных исследований/под ред. проф. В.С.Камышникова.-5-е изд.- М.: МЕДпресс-информ,  2011.- 752 с.: ил.
  2. Кишкун А.А. Клиническая лабораторная диагностика: учеб. пособие для медицинских сестер/А.А.Кишкун.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015/-720 c.: ил.
  3. Цепунов Б.В. Хирургия с сестринским уходом: учеб. пособие / Б. В. Цепунов, К. Н. Гоженко, Е. А. Жиляев. - М.: Форум, 2013. - 576 с.: ил.
  4. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения. М.: ТетраСистемс, 2011.- 224 c.
  5. http://www.dissercat.com/content/interaktivnye-metody-obucheniya-kak-faktor-samorealizatsii-starsheklassnikov-v-uchebnoi-deya#ixzz56KxYJ9bL


Технологическая карта  практического занятия.

п/п

Этап занятия

Время, мин

Действия первого основного преподавателя

Действия приглашенного

преподавателя

Действия студентов

Организационный момент

2

1.Оценка готовности аудитории и студентов к занятию.

2. Оглашение темы и цели занятия.

  1. Приветствуют преподавателя
  2. Записывают тему занятия в тетрадь

Определение исходного уровня знаний

5

Проводит опрос по  теме занятия в форме терминологического диктанта  (Приложение 1)

Записывают термины на бланках ответа (Приложение 2)

Мотивация учащихся

6

2.Приводит ситуационную задачу для иллюстрации необходимости знания алгоритмов определения группы крови человека, резус - фактора, Kell-фактора. (Приложение 3)

  1. 1.Приводит исторические данные об открытии групп крови и резус – фактора и важности этих исследований в жизни человечества в целом в сопровождении мультимедийной презентации
  1. Слушают информацию, смотрят презентацию, задают вопросы.
  2. Слушают условия задачи

Объяснение нового материала.

21

1.Характеризует методы исследования групп крови;

2.Объясняет алгоритмы определения группы крови резус-, Kell-фактора (Приложение 4);

3.Демонстрирует манипуляцию «Определение групп крови, резус-фактора, Kell-фактора с помощью моноклональных ЦОЛИКлонов».

  1. Записывают название методов; их принцип.
  2. Переписывают алгоритм;
  3. Наблюдают за работой преподавателя;
  4. Уточняют

Освоение практического навыка определения группы крови, резус-фактора и Kell - фактора методом ЦОЛИКлонов

40

Контролирует правильность выполнения манипуляции и оценки результата (Приложение 5)

  1. Формируют рабочее место
  2. Самостоятельно проводят исследования  с имитационным материалом под контролем преподавателя.
  3. Разбирают рабочее место

Закрепление нового материала

10

Организует решение ситуационной задачи, приведенной в начале занятия.

Подводит студентов к правильному ответу

  1. Рассуждают
  2. Выдвигают гипотезы
  3. Дискутирует

Рефлексия

5

Подводит итоги занятия, акцентируя  актуальность знания алгоритма определения групп крови, резус- и Кеll-фактора.

Выставление и обоснование оценок

Слушают, уточняют

Выдача домашнего задания.

1

Оглашает домашнее задание

Записывают, уточняют

 

Приложение 1.

Вопросы для определения исходного уровня знаний

методом терминологического диктанта

(могут демонстрироваться на экране в виде слайда)

Дайте определения следующим понятиям:

  1. Раздел медицины, разрабатывающий вопросы переливания крови  и её компонентов __________________________

Физическое лицо, добровольно предоставляющее часть своей крови для трансфузии или органы для трансплантации другому лицу- ______________________________.

Объект или субъект принимающий что-либо ( например, кровь) от другого объекта_____________________________ .

Расположенный на поверхности эритроцита индивидуальный антиген-_________________-

Находящиеся  в сыворотке крови  антитела, участвующие в процессе агглютинации с  антигенами эритроцитов ___________________

Сочетание нормальных иммунологических и генетических признаков крови, которое определено наследственно и является биологическим свойством  каждого индивидуума___________________________________________.

Антигенная система, находящаяся на внутренней поверхности мембраны эритроцитов_________________________.  

Приложение 2.

Бланк для ответа на задания терминологического диктанта.

ФИО                                                       группа                             дата

Вопрос

Термин

1

2

3

4

5

6

7

Сторона  А                                                                  Ситуационная задача                                                   Приложение 3

      В приемный покой стационара бригадой СП доставлена пострадавшая   в дорожно-транспортном происшествии молодая женщина.

      Врачом приемного отделения были выявлены признаки внутреннего кровотечения.

     

  В ходе подготовки к экстренной операции была определена группа крови потерпевшей III (Ва) Rh(-) Kell(-).

        В банке крови необходимого количества крови подходящего материала не оказалось. На обращение к медицинским работникам и посетителям больницы сдать кровь откликнулись 6 человек. Четверо обратившихся не знали своей группы крови или были не уверены.

Сторона В.

При определении групп крови доноров были получены следующие результаты (см. таблицу)

Донор

Аβ

Rh

Kell

1

-

+

+

-

2

-

+

-

+

3

-

-

-

-

4

+

-

+

+

5

-

-

-

+

6

+

+

+

+

                              Задание: Назовите донора, кровь которого подходит для гемотрансфузии данной пациентке.                


Приложение 4

Алгоритм определения группы крови, резус – Кеll - фактора с помощью моноклональных антител

 (ЦОЛИКЛОНов)

Алгоритм действий

1.

Подготовить руки (вымыть, высушить, надеть перчатки, обработать антисептиком, высушить).

2.

Проверить наличие дезинфицирующих  средств в ёмкостях для дезинфекции отработанного материала, посуды, перчаток, ветоши.

3.

Поставить на лоток оборудование: планшет, стеклянные палочки

4.

Приготовить реактивы ЦОЛИКЛОНы антиА, антиВ, антиАВ, анти Д – резус, анти-Кеll

6.

Идентифицировать пробу.

7.

Подписать лунки планшета

8.

Внести на поверхность планшета фамилию пациента

9.

Нанести на лунки  планшет ЦОЛИКЛОНы  в объеме 0,1 мл

10.

Рядом нанести каплю исследуемого материала  в объеме 0,01 – 0,02 мл

11.

Смешать кровь с реагентом чистой индивидуальной палочкой

12.

Произвести оценку результата через 3 минуты постоянно покачивая пластину

13.

Сделать вывод о результате исследования, используя терминологию

  • Положительная реакция в течение первой минуты до начала перемешивания появляется видимая невооруженным глазом мельчайшая зернистость, которая постепенно превращается в более крупные зерна, а иногда в хлопья неправильной формы.
  • Отрицательная реакция жидкость остается равномерно окрашенной в ней нельзя обнаружить никакой зернистости.

14.

Отправить отработанный материал в ёмкость с дезинфицирующим  раствором

15.

Поместить отработанную посуду в ёмкость с дезинфицирующем  средством.

16.

Протереть лоток и стол ветошью, смоченной в дезинфицирующем  растворе, ветошь сбросить в ёмкость для дезинфекции.

17.

Снять резиновые перчатки и сбросить их в ёмкость с дезинфицирующим средством

Приложение 5

Оценочный лист определения группы крови, резус –, Кеll - фактора с помощью моноклональных антител

 (ЦОЛИКЛОНов)

Студент(ка)____________________________________________________

Дата « ___ » _______________ 201___ г.                                   Группа __________

Алгоритм действий

Исходный

балл

Полученный

балл

1.

Подготовить руки (вымыть, высушить, надеть перчатки, обработать антисептиком, высушить).

1

2.

Проверить наличие дезинфицирующих  средств в ёмкостях для дезинфекции отработанного материала, посуды, перчаток, ветоши.

1

3.

Поставить на лоток оборудование: планшет, стеклянные палочки

1

4.

Приготовить реактивы ЦОЛИКЛОНы антиА, антиВ, антиАВ, анти Д – резус, анти Келл

1

6.

Идентифицировать пробу.

1

7.

Подписать лунки планшета

1

8.

Внести на поверхность планшета фамилию пациента

1

9.

Нанести на лунки  планшет ЦОЛИКЛОНы  в объеме 0,1 мл

1

10.

Рядом нанести каплю исследуемого материала  в объеме 0,01 – 0,02 мл

1

11.

Смешать кровь с реагентом чистой индивидуальной палочкой

1

12.

Произвести оценку результата через 3 минуты постоянно покачивая пластину

1

13.

Сделать вывод о результате исследования, используя терминологию

  • Положительная реакция в течение первой минуты до начала перемешивания появляется видимая невооруженным глазом мельчайшая зернистость, которая постепенно превращается в более крупные зерна, а иногда в хлопья неправильной формы.
  • Отрицательная реакция жидкость остается равномерно окрашенной в ней нельзя обнаружить никакой зернистости.

1

14.

Отправить отработанный материал в ёмкость с дезинфицирующим  раствором

1

15.

Поместить отработанную посуду в ёмкость с дезинфицирующем  средством.

1

16.

Протереть лоток и стол ветошью, смоченной в дезинфицирующем  растворе, ветошь сбросить в ёмкость для дезинфекции.

1

17.

Снять резиновые перчатки и сбросить их в ёмкость с дезинфицирующим средством

1

ВСЕГО:

17

Критерии оценки

5 «отлично» - 17 баллов                               4  «хорошо» - 15– 16 баллов

3 «удовлетворительно» - 14  баллов          2 «неудовлетворительно» - менее 14 баллов

ОЦЕНКА  « _____» (_____________________)

Подпись преподавателя ____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и выполнению практических занятий по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел. Сестринский уход в терапии. ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

Методические рекомендации по организации и выполнению лабораторных работ/практических занятий  по  профессиональному модулю МДК 02 01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояния...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО АУДИТОРНОГО ЗАНЯТИЯ ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01.11. Сестринский уход во фтизиатрии ТЕМА: «Принципы лечения, ухода за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэп

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого практического занятия по теме: «Принципы лечения, ухода  за пациентами, профилактика при туберкулезе. Противоэпидемичес...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК.02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

Методическая разработка по теме: «Сестринский уход при хронических гепатитах и циррозах печени» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта при под...

Методическая разработка практического занятия «Осуществление пособия при проведении ЛФК. Медицинский контроль» ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02. Основы реабилитации Специальность: 34.02.01. Сестринское дело,

Методическая разработка была выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ...

Технологические карты теоретических занятий ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...

Технологические карты практических занятий ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах». МДК 02.02. Основы реабилитации, специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»

Технологическая карта урока – это педагогическое  планирование занятия, обеспечивающий качество образовательной деятельности в рамках конкретного промежутка времени (учебного...