Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2016-2017 гг.
учебно-методический материал на тему

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_olya_ad_101a_102a.docx47.85 КБ
Файл rp_olya_sd_2021_22.docx48.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»



 




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 


ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ 

 





31.02.02 Акушерское дело

(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)

базового уровня среднего профессионального образования

(уровень среднего профессионального образования)









2016 г

 

 

 

Рабочая программа ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.02 Акушерское дело (базовая подготовка).


ОДОБРЕНА


П(Ц)К № 3 "ОПД"

Протокол № _____

от «31» августа 2016 г.

Председатель_________/Е.В. Смирнова/

УТВЕРЖДЕНА


Заместитель директора по учебной работе

_________________ /Т.И. Шарова/


« 31 » августа 2016 г.





Составители:

Пашедко Ольга Викторовна -  преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК №6»


Рецензенты:

Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания»

Смирнова Е.В.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6»



РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу учебной дисциплины

 ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

 

       Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и на основе примерной программы дисциплины.

Рабочая программа содержит:

  • паспорт программы учебной дисциплины,
  • структуру и содержание учебной дисциплины,
  • условия реализации программы учебной дисциплины,
  • контроль и оценку освоения учебной дисциплины.

Содержание программы соответствует требованиям ФГОС к знаниям и умениям обучающихся по дисциплине ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ и охватывает весь необходимый материал. Уделено внимание краткому содержанию практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.

В разделе контроля и оценки результатов освоения содержания дисциплины указаны способы контроля и виды заданий. Изложение учебного материала в программе соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности.

     В программе отражена практическая направленность курса.

Исходя из вышесказанного, данная рабочая программа может быть рекомендована для планирования работы в среднем профессиональном учебном заведении по специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

Рецензент: Е.В.Смирнова – преподаватель высшей квалификационной                      категории  ГБПОУ ДЗМ « МК №6»  ____________________

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу учебной дисциплины

 ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

    На рецензию представлена рабочая программа по дисциплине ОП.01«Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 31.02.02 «Акушерское дело» базового уровня среднего профессионального образования.

 

   Программа включает в себя следующие разделы:

  • тематический план;
  • содержание учебной дисциплины;
  • рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
  • формы и методы контроля и оценки результатов обучения по дисциплине;
  • список рекомендуемой литературы и средств обучения.

    Содержание программы обеспечивает формирование базовых знаний и умений, общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС по данной специальности.

    Одной из основных целей программы является формирование фонетических, грамматических, лексических навыков и умений с привлечением междисциплинарных связей с клиническими и другими общепрофессиональными дисциплинами (фармакологией).

    Разделы программы распределены таким образом, что студент, изучая грамматические темы по латинскому языку, овладевает лексическим материалом и совершенствует умения в построении  медицинских  терминов, которые использует в прописывании рецепта.

На развитие основных учебных умений, формирование ассоциативного мышления направлена деятельность студентов в разделе «Самостоятельная внеаудиторная работа». Автором предложены следующие формы работы: составление таблиц, написание рефератов, оформление презентаций, творческая работа по освоению  пословиц и поговорок.

Рабочая программа по дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» может быть рекомендована  к реализации в учебном процессе на базовом уровне среднего профессионального образования для специальности 31.02.02 «Акушерское дело».

Рецензент: Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания».__________________                

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4-5

6-12

13

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО  31.02.02 «Акушерское дело».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке младшей медицинской сестры по уходу за больными.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 31.02.02 «Акушерское дело» дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

                В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен 

                        уметь:

-      правильно читать и писать на латинском языке медицинские

          (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

-      объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

-      переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному

          образцу.        

     В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-       элементы латинской грамматики и способы словообразования;

-      500 лексических единиц;

-       глоссарий по специальности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

     овладеть общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск  и использование информации, необходимо для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

 НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ДОБАВЛЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ ЧАСОВ:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

1.5 Формирование вариативной части.

С целью углубления и систематизации знаний по учебной дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", в связи со значимостью дисциплины в формировании фундаментальных знаний, а также, понимания значения дисциплины в профессиональной деятельности, количество часов для практических занятий увеличено на 18 часов.

В связи с этим на изучение тем ниже перечисленных практических занятий отводится по два занятия ( 4 часа):

"Имена  существительные 1-го и 2-го склонения", "Имя прилагательное", "Глагол",  "Оформление латинской части рецепта", "Терминологическое словообразование".  Для изучения темы "Склонение имен существительных 3-го, 4-го и 5-го склонений" добавлено 6 часов.

Для изучения темы  "Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке" добавлено 8 часов.


 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

индивидуальное проектное задание (лингвистический проект)

12

работа со словарем

              2

выполнение упражнений по образцу

2

составление таблиц

1

Перевод рецептов и оформление их  по заданному нормативному образцу

2

Выписывание рецептов с использованием справочной

литературы

3

подготовка презентаций

2

выполнение заданий по контрольным вопросам

2

Итоговая аттестация в форме  комплексного экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Фонетика

Тема 1.1.

Введение. Фонетика.

Содержание учебного материала

Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

2

1

Практическое занятие

Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение упражнений
  • Составить схему соответствий звуков и буквенных обозначений. Ответить на контрольные вопросы

2

1

3

Раздел 2.

Анатомическая терминология

Тема 2.1.1-2.1.2

Имя существительное.

Несогласованное определение.

Содержание учебного материала

Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонения. Существительные  1-го и  2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. Склонение существительных греческого происхождения на -е

2

1

Практическое занятие

4

1. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные  1-го и  2-го склонения.

2. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на  –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • работа со словарем

2

3

Тема 2.2.1-2.2.2

Имя прилагательное. Согласованное определение.

Содержание учебного материала

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

2

1

Практическое занятие

4

1. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма.

2. Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»

2

3

Тема 2.3.1-2.3.4

Склонение имен существительных

Содержание учебного материала

Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.  4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

2

1

Практическое занятие

6

1. Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма.

2. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.

3.  4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка  двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • составить таблицу падежных окончаний пяти склонений

2

1

3

Раздел 3.

Фармацевтическая терминология

3

Тема 3.1.1-3.1.2

Глагол. Краткие сведения о рецептуре.

Содержание учебного материала

Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

2

1

Практическое занятие

4

1. Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.

2.  Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • перевод рецептов и оформление их по заданному нормативному образцу
  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка  двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»

2

2

3

Тема 3.2.1-3.2.2

Оформление латинской части рецепта. Химическая номенклатура.

Содержание учебного материала

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах.  Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей)  

2

1

Практическое занятие

4

1. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах.  Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.

2. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей)

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка  двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»»
  • выписывание рецептов с использованием справочной литературы

2

2

3

Раздел 4.

Клиническая терминология

Тема 4.1.1-4.1.2

Терминологическое словообразование. Латинские и греческие приставки. Греко-латинские дублеты.

Содержание учебного материала

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки.  Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

2

1

Практическое занятие

4

1. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).

2. Важнейшие латинские и греческие приставки.  Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • выписывание рецептов с использованием справочной литературы

2

1

3

Содержание учебного материала

Тема 4.2.1-4.2.6.

Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке.

Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии

2

1

Практическое занятие

8

1. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении

2. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии.

2

2

2

2

3.Латинские и греческие числительные-приставки, местоимения  и наречия в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ.

Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование.

4. Союзы  и предлоги в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ.

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • подготовка презентации «Популярные латинские выражения»
  • выполнение заданий по контрольным вопросам

2

2

1

3

Всего: в том числе

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.

  1.            
  2. Оборудование учебного кабинета

Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие  программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.

 

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 315 с. Гриф МО РФ.
  1. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки  докладов, эссе,  лингвистического проекта.

        



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»



 




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
 


ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ 

 





34.02.01 Сестринское  дело

(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)

базового уровня среднего профессионального образования

(уровень среднего профессионального образования)









2016 г

 

 

 

Рабочая программа ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка).


ОДОБРЕНА


П(Ц)К № 3 "ОПД"

Протокол № _____

от «31» августа 2016 г.

Председатель_________/Е.В. Смирнова/

УТВЕРЖДЕНА


Заместитель директора по учебной работе

_________________ /Т.И. Шарова/


« 31 » августа 2016 г.





Составители:

Пашедко Ольга Викторовна -  преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ « МК №6»


Рецензенты:

Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания»

Смирнова Е.В.- преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №6»



РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу учебной дисциплины

 ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

 

       Рабочая программа составлена  в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и на основе примерной программы дисциплины.

Рабочая программа содержит:

  • паспорт программы учебной дисциплины,
  • структуру и содержание учебной дисциплины,
  • условия реализации программы учебной дисциплины,
  • контроль и оценку освоения учебной дисциплины.

Содержание программы соответствует требованиям ФГОС к знаниям и умениям обучающихся по дисциплине ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ и охватывает весь необходимый материал. Уделено внимание краткому содержанию практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.

В разделе контроля и оценки результатов освоения содержания дисциплины указаны способы контроля и виды заданий. Изложение учебного материала в программе соответствует государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по данной специальности.

     В программе отражена практическая направленность курса.

Исходя из вышесказанного, данная рабочая программа может быть рекомендована для планирования работы в среднем профессиональном учебном заведении по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Рецензент: Е.В.Смирнова – преподаватель высшей квалификационной                      категории  ГБПОУ ДЗМ « МК №6»  ____________________

РЕЦЕНЗИЯ

На рабочую программу учебной дисциплины

 ОП. 01 ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ

    На рецензию представлена рабочая программа по дисциплине ОП.01«Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 34.02.01 Сестринское дело базового уровня среднего профессионального образования.

 

   Программа включает в себя следующие разделы:

  • тематический план;
  • содержание учебной дисциплины;
  • рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
  • формы и методы контроля и оценки результатов обучения по дисциплине;
  • список рекомендуемой литературы и средств обучения.

    Содержание программы обеспечивает формирование базовых знаний и умений, общих и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС по данной специальности.

    Одной из основных целей программы является формирование фонетических, грамматических, лексических навыков и умений с привлечением междисциплинарных связей с клиническими и другими общепрофессиональными дисциплинами (фармакологией).

    Разделы программы распределены таким образом, что студент, изучая грамматические темы по латинскому языку, овладевает лексическим материалом и совершенствует умения в построении  медицинских  терминов, которые использует в прописывании рецепта.

На развитие основных учебных умений, формирование ассоциативного мышления направлена деятельность студентов в разделе «Самостоятельная внеаудиторная работа». Автором предложены следующие формы работы: составление таблиц, написание рефератов, оформление презентаций, творческая работа по освоению  пословиц и поговорок.

Рабочая программа по дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» может быть рекомендована  к реализации в учебном процессе на базовом уровне среднего профессионального образования для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Рецензент: Угарова Г. С. – преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» ЧУПОО Фармацевтический колледж «Новые знания».__________________                

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4-5

6-12

13

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО  34.02.01 Сестринское дело.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке младшей медицинской сестры по уходу за больными.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

                В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен 

                        уметь:

-      правильно читать и писать на латинском языке медицинские

          (анатомические, клинические и фармацевтические) термины;

-      объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;

-      переводить рецепты и оформлять их по заданному нормативному

          образцу.        

     В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:

-       элементы латинской грамматики и способы словообразования;

-      500 лексических единиц;

-       глоссарий по специальности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

     овладеть общими и профессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск  и использование информации, необходимо для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

 НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.

НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ПРИ ДОБАВЛЕНИИ ВАРИАТИВНЫХ ЧАСОВ:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  78 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

1.5 Формирование вариативной части.

С целью углубления и систематизации знаний по учебной дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией", в связи со значимостью дисциплины в формировании фундаментальных знаний, а также, понимания значения дисциплины в профессиональной деятельности, количество часов для практических занятий увеличено на 18 часов.

В связи с этим на изучение тем ниже перечисленных практических занятий отводится по два занятия ( 4 часа):

"Имена  существительные 1-го и 2-го склонения", "Имя прилагательное", "Глагол",  "Оформление латинской части рецепта", "Терминологическое словообразование".  Для изучения темы "Склонение имен существительных 3-го, 4-го и 5-го склонений" добавлено 6 часов.

Для изучения темы  "Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке" добавлено 8 часов.


 

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

52

в том числе:

практические занятия

36

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

индивидуальное проектное задание (лингвистический проект)

12

работа со словарем

              2

выполнение упражнений по образцу

2

составление таблиц

1

Перевод рецептов и оформление их  по заданному нормативному образцу

2

Выписывание рецептов с использованием справочной

литературы

3

подготовка презентаций

2

выполнение заданий по контрольным вопросам

2

Итоговая аттестация в форме  комплексного экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Фонетика

Тема 1.1.

Введение. Фонетика.

Содержание учебного материала

Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

2

1

Практическое занятие

Введение. Значение латинского языка, его роль в медицине. Медицинская терминология.

Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов  и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение упражнений
  • Составить схему соответствий звуков и буквенных обозначений. Ответить на контрольные вопросы

2

1

3

Раздел 2.

Анатомическая терминология

Тема 2.1.1-2.1.2

Имя существительное.

Несогласованное определение.

Содержание учебного материала

Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма.

Определение склонения. Существительные  1-го и  2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. Склонение существительных греческого происхождения на -е

2

1

Практическое занятие

4

1. Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные  1-го и  2-го склонения.

2. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на  –on.Склонение существительных греческого происхождения на-е

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • работа со словарем

2

3

Тема 2.2.1-2.2.2

Имя прилагательное. Согласованное определение.

Содержание учебного материала

Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

2

1

Практическое занятие

4

1. Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма.

2. Прилагательные первой и второй  группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»

2

3

Тема 2.3.1-2.3.4

Склонение имен существительных

Содержание учебного материала

Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.  4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

2

1

Практическое занятие

6

1. Склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма.

2. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения.

3.  4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка  двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • составить таблицу падежных окончаний пяти склонений

2

1

3

Раздел 3.

Фармацевтическая терминология

3

Тема 3.1.1-3.1.2

Глагол. Краткие сведения о рецептуре.

Содержание учебного материала

Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

2

1

Практическое занятие

4

1. Глагол. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.

2.  Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта. Порядок выписывания рецептов

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • перевод рецептов и оформление их по заданному нормативному образцу
  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка  двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»

2

2

3

Тема 3.2.1-3.2.2

Оформление латинской части рецепта. Химическая номенклатура.

Содержание учебного материала

Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах.  Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей)  

2

1

Практическое занятие

4

1. Оформление латинской части рецепта. Предлоги в рецептах.  Рецептурные сокращения. Название групп лекарственных средств по их фармакологическому действию. Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов.

2. Химическая номенклатура. Название химических элементов и их соединений (кислот, оксидов, солей)

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка  двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»»
  • выписывание рецептов с использованием справочной литературы

2

2

3

Раздел 4.

Клиническая терминология

Тема 4.1.1-4.1.2

Терминологическое словообразование. Латинские и греческие приставки. Греко-латинские дублеты.

Содержание учебного материала

Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки.  Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

2

1

Практическое занятие

4

1. Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ).

2. Важнейшие латинские и греческие приставки.  Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • выписывание рецептов с использованием справочной литературы

2

1

3

Содержание учебного материала

Тема 4.2.1-4.2.6.

Структура клинических терминов. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке.

Структура клинических терминов. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии

2

1

Практическое занятие

8

1. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении

2. Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism-  в клинической терминологии.

2

2

2

2

3.Латинские и греческие числительные-приставки, местоимения  и наречия в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ.

Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Терминологическое словообразование.

4. Союзы  и предлоги в медицинской терминологии Терминообразование . Анализ клинических терминов по ТЭ.

2

2

2

2

Самостоятельная  работа:

  • выполнение индивидуального проектного задания «Подготовка двуязычного словаря (русско-латинских) медицинских терминов»
  • подготовка презентации «Популярные латинские выражения»
  • выполнение заданий по контрольным вопросам

2

2

1

3

Всего: в том числе

78

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ латинского языка с медицинской терминологией.

  1.            
  2. Оборудование учебного кабинета

Учебно-программная документация: примерная учебная программа, рабочая учебная программа, календарно-тематический план.

Методические материалы: учебно-методические комплексы, справочники, словари, обучающие и контролирующие  программы, учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе, контрольно-оценочные средства.

Технические средства обучения: компьютерное и мультимедийное оборудование, видео-аудиовизуальные средства обучения.

 

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Городкова Ю.И. Латинский язык: Учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 315 с. Гриф МО РФ.

  1. 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий с использованием тестовых заданий, терминологических диктантов / блиц-опроса, чтения и перевода упражнений; составления таблиц, схем, а также выполнения индивидуальных заданий, подготовки  докладов, эссе,  лингвистического проекта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы учебной дисциплины ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело 2017-2018 гг.

Рабочая программа ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессиональног...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело

Программа учебной дисциплиныразработана на основе примерной программы дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологиейя» для образовательных учреждений реализующих образоват...

Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией 2016-2017 гг. Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для специальностей 31.02....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ практических занятий по дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией. специальности 34.02.01 Сестринское дело, 31.02.02 Акушерское дело...

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ по учебным дисциплинам: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией ОП.07 Фармакология

контрольно-оценочные  средства для проведения  промежуточной  аттестации по  учебным дисциплинам:ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией      ...