Методическая разработка междисциплинарного конкурса "Знатоки" -17
учебно-методическое пособие на тему

Методическая разработка  междисциплинарного конкурса  "Знатоки" для студентов 1 курса медицинских училищ и колледжей,  рекомендована преподавателю для подготовки и проведения конкурса  по учебным дисциплинам ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОП.06. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА, ОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki._met._itog._1.docx230.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕЖПРЕДМЕТНОГО КОНКУРСА

«ЗНАТОКИ»

ПО ДИСЦИПЛИНАМ:

ОП.02. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

ОП.06. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

ОП.07. ФАРМАКОЛОГИЯ

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSOou-MkUK69JgK8RSYYjOAV2IRzZCv5azwitHY-_4xVAcsGWiU4g

Специальности:

31.02.02 Акушерское дело

34.02.01 Сестринское дело

Москва

2017 г

ОДОБРЕНО

П(Ц)К № 3 "ОПД"

Протокол № _____

от «   » _________ 2017 г.

Председатель_________/Е.В. Смирнова/

Составлена с учётом требований

ФГОС СПО по специальности

31.02.02 Акушерское дело

34.02.01 Сестринское дело


Автор идеи:

Парфёнова Л.Ф., зав. отделением филиал 2 «МК №6»,  высшая квалификационная категория 

Автор методического пособия:

Пашедко О.В., высшая квалификационная категория

Организаторы:

Маликова Н.А., первая квалификационная категория, к.б. н.

Пашедко О.В., высшая квалификационная категория

Шараева О.В, высшая квалификационная категория, к.п. н.

Драгомирецкая  А.А., первая квалификационная категория

Предназначение: для проведения конкурса «Знатоки» среди студентов учебных групп

Рецензенты:

Кивалина Е.Г.- старшая медицинская сестра кабинета по методической работе УМК ГБУЗ «ГВВ № 2 ДЗМ»

Смирнова Е.В.- преподаватель высшей квалификационной категории филиал 3 ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку межпредметного конкурса

«Знатоки»

По дисциплинам:

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии человека

ОП.07. Фармакология

 для студентов, обучающихся по специальностям

31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело

Представленная методическая разработка предназначена для студентов 1-2 года обучения.  

Конкурс проводится с целью закрепления знаний по дисциплинам общепрофессионального цикла – анатомии, фармакологии и микробиологии. В интегративном подходе проявляется инновационная деятельность. Интеграция дисциплин наглядно демонстрирует взаимосвязь между ними.

Разработка чётко структурирована и включает: описание  этапов подготовки и проведения конкурса, содержит пояснительную записку, раздел участники конкурса, сценарий и приложения.

В рецензируемой разработке используются информационно-коммуникативные технологии. Все этапы конкурса сопровождаются слайдами.

В целом, рецензируемый материал составлен профессионально и методически грамотно, на уровне современных психолого-педагогических и профессиональных требований, представляют собой всеобъемлющее, логичное и последовательное руководство для проведения конкурса.

Данная методическая разработка может быть рекомендована к использованию для проведения междисциплинарного конкурса.

Рецензенты:

Кивалина Е.Г.- старшая медицинская сестра кабинета по методической работе УМК ГБУЗ «ГВВ № 2 ДЗМ»_________

Смирнова Е.В.- преподаватель высшей квалификационной категории Филиал 3 ГБПОУ ДЗМ «МК №6» _______

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЗНАТОКИ»……………………………………………………………………….5

2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………..6

3.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ……….……………………………………………………..7

4.ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА………………………………………………8

5.СЦЕНАРИЙ……………………………………………………………………9

6.ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………13

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА «ЗНАТОКИ»

№№

п/п

Этапы подготовки и проведения

Содержание

1.

Подготовительный

  • Определение целей и задач конкурса.
  • Создание сценария.
  • Выбор тестовых заданий и конкурсных вопросов.
  • Создание эталонов ответов и критериев оценки.
  • Подготовка презентации заключительного этапа конкурса.

2.

Первый этап конкурса

  • Проведение тестирования студентов в учебных группах:
  • Проверка тестовых заданий.
  • Оформление результатов.
  • Определение студентов, вышедших в полуфинал конкурса по результатам тестирования.

3.

Второй заключительный этап конкурса

  • Подготовка Актового зала к конкурсу.
  • Проведение конкурса «ЗНАТОКИ» по составленному сценарию.
  • Определение победителей.
  • Подведение итогов конкурса
  • Фотосессия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач среднего профессионального образования, является повышение качества подготовки специалистов.

Студент и выпускник среднего профессионального учебного заведения должен не только получать знания по учебным дисциплинам, овладевать умениями и навыками, но уметь использовать эти знания в различных ситуациях. Для  реализации  этих требований проводятся профессиональные и предметные конкурсы.

Конкурс «ЗНАТОКИ» проводится среди студентов 1 – 2 курса, объединяет три учебные дисциплины ОП.02. Анатомия и физиология человека, ОП.06. Основы микробиологии и иммунологии человека, ОП.07. Фармакология. Проводится в несколько этапов: подготовительный, первый и второй.

Первый этап заканчивается определение участников и формированием команд.

Второй этап конкурса – командное первенство. Команды выполняют разнообразные задания в установленном порядке. Задания составлены с учётом междисциплинарных связей между конкурсными дисциплинами. Конкурс проходит в виде презентации. Для каждого конкурсного задания дана инструкция.

Предусмотрены как индивидуальные ответы каждого участника, так и коллективное творчество команды. Оценивает правильность выполнения заданий жюри.

Задания конкурса позволяют оценить общий уровень подготовки студентов по конкурсным дисциплинам, умение студентов работать в команде.

Конкурс проводится на базе Филиала 3 ГБПОУ ДЗМ «МК №6»

Участниками являются студенты 20, 21, 22, 101А, 102А учебных групп.

ЦЕЛИ КОНКУРСА:

  • Формирование общих и профессиональных компетенций студентов;
  • Выявление наиболее талантливых и грамотных студентов.

ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

  • Повышать качество учебного процесса средствами личностно-ориентированных технологий обучения.
  • Развивать мыслительные, познавательные, творческие способности студентов.
  • Формировать развивающую среду.
  • Доказать важность междисциплинарных связей.

ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА

1.ОСНАЩЕНИЕ:

1.Техническое: интерактивная доска

2.Методическое: методическая разработка конкурса, презентация.

Время начала второго этапа конкурса: 22 мая 2017г. в 14 часов.

Время завершения конкурса: 15 часов 20минут.

                2.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВКЛЮЧАЕТ:

  • Сценарий конкурса.
  • Презентацию, выполненную на основе Power Point 2010.
  • Вопросы тестовых заданий с эталонами ответов и критериями оценки для первого этапа.
  • Задания с эталонами ответов и критериями оценки для второго этапа конкурса.

3.УЧАСТНИКИ ВТОРОГО ЭТАПА КОНКУРСА «ЗНАТОКИ»

Студенты 20, 21, 22, 101А, 102А учебных групп

4.ЧЛЕНЫ ЖЮРИ

  1. Маликова Н.А., преподаватель дисциплины « Основы микробиологии и иммунологии человека» ;
  2. Пашедко О.В., преподаватель дисциплины  «Фармакология»;
  3. Шараева О.В, преподаватель дисциплины  «Анатомия и физиология человека».

5.ЧЛЕНЫ СЧЁТНОЙ КОМИССИИ

  1. Драгомирецкая  А.А. преподаватель дисциплины «Химия»;
  2. Смирнова Е.В.- преподаватель клинических дисциплин

6.ВЕДУЩАЯ

Воскресенская Ольга – студентка    группы

СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА (ВТОРОЙ ЭТАП)

Сценка

Действующие лица:

Студентки 1 курса Таня (Т.) и Маня (М.), студентка 2 курса Оля (О.).

Место действия;- сцена.

М.-Привет, Тань!

Т.-Привет, Мань!

М.-Ты с какой пары идешь?

Т.-Я с биологии.

М.-А ты?

Т.-Я с химии. Ух, хорошо, что этот год заканчивается.

М.-Да, такие предметы трудные изучали – химия, математика.

Т.-Интересно, что нас ждет на 2 курсе?

М.-О, смотри, идет второкурсница Оля. Давай спросим у неё. Привет, Оля, как на втором курсе, учиться легче?

О. – На втором курсе учиться точно не легче.

Т. – Понятно. Оля, а ты куда спешишь сейчас?

О. - На конкурс «Знатоки».

Т.-А что это за конкурс?

О. – Мы на втором курсе изучали дисциплины Анатомию, Микробиологию  и Фармакологию. Трудные науки! И в конце года сдаём по ним экзамены. А сейчас конкурс среди студентов. Пойдемте, сами всё увидите!

Текст ведущей.

1. Вступление.

        Здравствуйте уважаемые преподаватели, студенты, гости и  участники конкурса! Мы рады Вас приветствовать в этом зале. Сегодня мы проводим второй этап конкурса «ЗНАТОКИ» среди студентов учебных групп 1 – 2 курса.

Знатоки – всесторонне развитые люди, много знающие, высокообразованные!

 Вы показали лучшие результаты в первом этапе конкурса и сумели пройти во второй этап конкурса «Знатоки». Мы надеемся, что конкурс пройдёт успешно, вы покажите высокий уровень знаний, быструю реакцию в любой ситуации и большую активность! Желаем Вам успехов!

2.  Представление участников.

Члены жури. Члены счётной комиссии. Ведущая конкурса. Команды.

1 тур – АНАТОМИЯ

Первый конкурс – «Вперед в прошлое»

Сейчас на экране будут показаны портреты известных в анатомии и физиологии ученых. Задача конкурсантов – назвать имя ученого, годы жизни и открытие, которое он совершил. За каждый правильный ответ команда получает  5 баллов. Начинает отвечать команда 20 группы, далее по возрастанию литера.

Ответ дается в течении 5 секунд. Если ответа нет – ход переходит к следующей команде.

Второй конкурс - «Анатомический калейдоскоп» 

3 Представителя  от каждой команды должены за 2 минуты разобрать и собрать грудную и брюшную полость анатомического муляжа. Если участник не успевает собрать муляж, то на него накладывается штраф – оставшиеся органы он должен продемонстрировать, дать топографическую характеристику, морфологическое строение и назвать функцию.

За конкурс начисляется 10 баллов.

2 тур – МИКРОБИОЛОГИЯ

Третий конкурс – «Ассоциации»

Задача конкурсантов – ассоциировать представленную на слайде картинку с определенным видом микроорганизма.

За каждый правильный ответ – 5 баллов.

Четвертый конкурс – «Поле Чудес»

Мы загадали слово, а точнее термин, относящийся к микробиологии. Сейчас команды по порядку будут угадывать по одной букве из этого слова. Первая команда, которая сможет полностью назвать термин, получает 10 баллов.

В случае если команда сможет также дать определение термина, она получает еще 10 баллов.

3 тур - ФАРМАКОЛОГИЯ

Пятый конкурс – «Всезнайка»

Участники конкурса должны наугад выбрать и решить по одной фармакологической ситуационной  задаче. Лимит времени 5 минут.

Задачи

  1. Ваш сосед по даче после интенсивной работы на участке почувствовал резкую боль в области сердца. Его жена быстро принесла препарат, который сосед принял под язык. После этого боль в области сердца прошла, но возникли сильная головная боль, стеснение в груди и чувство жара.

Вопросы
1.Какой препарат принял больной?

 2.Назовите  фармакологическую группу препарата.

 3.Перечислите пролонгированные препараты.

 4.Объясните механизм действия.

 5. Перечислите побочные явления.

2. Ваша тетя, бывшая спортсменка-лыжница, в связи с болями в суставах стала самостоятельно принимать препарат индометацин. После приема препарата она почувствовала боли в области желудка, которые возникли в результате приема драже индометацина. Тетя обратилась к вам за разъяснением – могут ли быть связаны боли в эпигастральной области с приемом препарата индометацин.
          Вопросы
           1.Назовите фармакологическую группу препарата индометацин.

 2.С чем связано осложнение?

 3. Можно ли предупредить или ослабить боли в желудке?

 4. Целесообразна ли замена драже индометацина суппозиториями?

 5. Назовите общие правила приема НПВС внутрь.

3. Студент обратился к преподавателю с просьбой разрешить ему написать контрольную работу в другой день, объяснив это тем, что он накануне обратился к врачу-окулисту. С целью диагностики глазного дна врач закапал ему глазные капли. После их применения у него нарушилось зрение, и он не может читать и писать.

Вопросы

  1. Раствор какого препарата применял врач для диагностики глазного  

дна?

2. Определите группу препарата.

3. Назовите растительные источники его получения.

4. Объясните механизм действия.

5. Как этот препарат используется в медицине?

4. В аптеке для дезинфекции предметов ухода за больными туберкулезом был приготовлен 5% раствор хлорамина Б. Позднее наступила заявка на антисептическое средство для обеззараживания рук медицинского персонала.

Вопросы

1. Можно ли использовать раствор хлорамина Б для целей антисептики?

2. К какой группе антисептиков относится хлорамин?

3. Какие побочные эффекты характерны для этого препарата?

4. Порекомендуйте 2-3 антисептика, используемые для обеззараживания рук и других частей поверхности тела.

5. Какой хлорсодержащий антисептик используется для лечения воспалительных заболеваний горла в виде ингаляций?

Правильный ответ оценивается в 5 баллов

Шестой конкурс – «Кот в мешке»

Участники наугад выбирают коробочки препаратов из мешка. Необходимо дать название препарата, его фармакологическую группу, основные показания и основное побочное действие.

За полное описание препарата команда получает 5 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА КОНКУРСА "ЗНАТОКИ".

1.  Учебная дисциплина "Анатомия и физиология человека"

Инструкция: выберите один правильный ответ

1. Главное жизненное свойство живой клетки.

       1.Секреция.

       2.Фагоцитоз.

       3 Передвижение.

       4.Обмен веществ.

2. Чувствительное нервное окончание.

       1.Синапс.

       2.Нейрит.

       3.Рецептор.

       4.Эффектор.

3. Утолщённый конец длинной трубчатой кости.

       1. Эндост.  

       2. Эпифиз.  

       3. Диафиз.

       4. Метафиз.

4. Постоянство внутренней среды организма.

       1. Гемолиз.

       2. Гемостаз.

       3. Гемопоэз.

5. Главная функция гемоглобина.

       1. Защитная.

       2. Питательная.

       3. Дыхательная.

       4. Ферментативная.

6. Увеличение количества лейкоцитов в крови.

       1. Лейкоз.

       2. Лейкоцитоз.

       3. Лейкопения.

       4. Гиперволемия.

7. Из правого желудка сердца выходит:

 1. Аорта.

 2. Нижняя полая вена.

 3. Верхняя полая вена.

 4. Легочный ствол.

  8. Митральный клапан расположен:

  1. Между правым желудочком и правым предсердием.

  2. Между левым желудочком и левым предсердием.

  3. У основания легочного ствола

  4. У основания аорты.

  9. Учащение работы сердца называется:

  1.Тахикардия.

  2. Брадикардия.

  3. Систола.

  4. Диастола.

   10. Сокращение сердца.

  1. Систола.

  2. Диастола.

  3. Тахикардия.

  4. Брадикардия

2.Учебная дисциплина

"Основы микробиологии и иммунологии"

Инструкция: выберите один правильный ответ

1. В виде цепочек располагаются

  1. стафилококки
  2. стрептококки
  3. тетракокки
  4. сарцины

2. К шаровидным бактериям относятся

  1. вибрионы
  2. диплококки
  3. бациллы
  4. спириллы

3. Укажите структурные образования бактерий, предохраняющие их от действия защитных факторов организма – антител и фагоцитов        

  1. цитоплазматическая мембрана
  2. капсула
  3. реснички
  4. нуклеоид

4. Возбудитель холеры по форме относится к

  1. сарцинам
  2. диплококкам
  3. бациллам
  4. вибрионам

5. Укажите структурные образования бактерий, служащие для сохранения вида в неблагоприятных условиях  внешней среды

  1. жгутики
  2. спора
  3. цитоплазматическая мембрана
  4. нуклеоид

6. Назовите микроорганизмы палочковидной формы                                                                                                                                     

  1. диплококки
  2. вибрионы
  3. стрептококки
  4. бациллы

7. Стафилококки в мазке располагаются

  1. попарно
  2. в виде «виноградных гроздьев»
  3. цепочками
  4. по 4 особи

8. Спору образует

  1. клостридий ботулизма
  2. туберкулёзная палочка
  3. кишечная палочка
  4. стафилококк

9. Патогенные диплококки вызывают заболевание

  1. туберкулёз
  2. гонорею
  3. дифтерию
  4. холеру

10. Палочковидные бактерии вызывают

  1. холеру
  2. туберкулёз
  3. корь
  4. сифилис

3.  Учебная дисциплина "Фармакология"

Инструкция: выберите один правильный ответ

1.Раздражающим действием на кожу обладает:

  1. Раствор йода спиртовой
  2. Фурацилин
  3. Бриллиантовый зеленый
  4. Этакридина лактат

2.Обрабатывая операционное поле, применяют спирт:

  1. 20%
  2. 40%
  3. 50%
  4. 70%

3.Используют для промывания гнойных ран антисептик:

  1. Фурацилин
  2. Хлормикс
  3. Нашатырный спирт
  4. Этиловый спирт

4.Применяют для обработки предметов ухода за пациентами антисептик:

  1. Фурацилин
  2. Нитрат серебра (Ляпис)
  3. Спиртовой раствор йода
  4. Деохлор

5.Применяется для дезинфекции помещений:

  1. Хлорамин
  2. Нашатырный спирт
  3. Фурацилин
  4. Калия перманганат

6.Механизм действия этилового спирта:

  1. коагуляция белков микроорганизмов
  2. нарушение синтеза белков икроорганизмов
  3. окисление белков микроорганизмов
  4. восстановление белков микроорганизмов

7.Кровоостанавливающим действием обладает антисептик:

  1. Калия перманганат
  2. Фурацилин
  3. Перекись водорода
  4. Хлорамин

8.Пенициллины действуют:

  1. бактерицидно
  2. бактериостатически
  3. на вирусы
  4. на микобактерии туберкулёза

9.Калиевную соль бензилпенициллина вводят:

  1. внутривенно
  2. внутримышечно
  3. перорально
  4. ректально

10.Применяют для профилактики ревматизма антибиотик:

  1. Доксициклин
  2. Бициллин
  3. Левомицетин
  4. Ампициллин

 

Приложение 2.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

для первого этапа конкурса "Знатоки".

Учебная дисциплина "Анатомия и физиология человека".

тестового

задания

ответа

тестового

задания

ответа

1

1

8

1

2

2

9

2

3

2

10

2

4

4

5

2

6

4

7

2

Учебная дисциплина

"Основы микробиологии и иммунологии".

тестового

задания

ответа

тестового

задания

ответа

1

2

8

1

2

3

9

2

3

2

10

1

4

4

5

2

6

3

7

2

Учебная дисциплина "Фармакология"

тестового

задания

ответа

тестового

задания

ответа

1

1

6

1

2

4

7

3

3

1

8

2

4

4

9

2

5

1

10

2

Приложение 2

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВТОРОГО ЭТАПА КОНКУРСА "ЗНАТОКИ".

1. Учебная дисциплина "Анатомия и физиология человека"

Для подготовки ко второму этапу конкурса "Знатоки" повторить пройденные темы, изученные за первый семестр:

1. Ткани.

2. Органы. Системы органов. Нервно-гуморальный механизм регуляции.

3. Опорно-двигательная система: кости, мышцы.

4. Сердечно-сосудистая система: сердце, артерии.

5. Система органов дыхания.

6. Система органов пищеварения.

Уметь определить орган по рисунку, знать его латинское название.

2.Учебная дисциплина

"Основы микробиологии и иммунологии".

Вопросы для самоподготовки ко второму этапу конкурса "Знатоки".

  1. Какие группы микроорганизмов по форме Вы знаете?
  2. Какую форму имеют клетки бактерий кокковой группы?
  3. На какие группы делят кокковые формы бактерий по характеру расположения клеток в мазке? Приведите примеры патогенных диплококков, стрептококков, стафилококков.
  4. Какие разновидности палочковидных  форм бактерий Вы знаете, учитывая отношение бактерий к кислороду и спорообразование? Приведите примеры патогенных палочковидных каждой разновидности.
  5. Назовите извитые формы бактерий. Приведите примеры патогенных вибрионов и спирохет.
  6. Из каких слоёв состоит оболочка бактерий?
  7. Чем отличается строение клеточной стенки у грамположительных и грам- отрицательных бактерий?
  8. Какое значение в диагностике инфекционных болезней имеет определение толщины клеточной стенки методом окраски по Граму?
  9. Что такое капсула бактерии и где она расположена в бактерийной клетке?
  10. Какую функцию выполняет капсула у патогенных бактерий?
  11. Какую функцию выполняют жгутики в бактерийной клетке?
  12. Как располагаются жгутики на теле бактерий? Приведите примеры патогенных монотрихов, лофотрихов и перитрихов.
  13. Что такое включения?
  14. Как расположены включения у коринебактерии дифтерии?
  15. Какое значение имеет  спорообразование у бактерий?
  16. Как могут располагаться споры в бактерийной клетке? Приведите примеры патогенных спорообразующих бактерий с различным расположением спор в клетке.
  17. Перечислите основные биотопы тела человека.
  18. Назовите постоянную микрофлору биотопов тела здорового человека.
  19. Назовите представителей патогенной микрофлоры биотопов тела человека.

3.  Учебная дисциплина "Фармакология"

Повторить темы раздела «Частная фармакология»

1.Средства, действующие на сердечнососудистую систему.

2.Препараты витаминов.

3.Средства, действующие на нервную систему.

4.Средства, действующие на систему крови.

5.Противомикробные средства.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ВТОРОГО ЭТАПА КОНКУРСА

1 тур – АНАТОМИЯ

Первый конкурс – «Вперед в прошлое»

  1. ГИППОКРАТ (460—377 гг. До н. Э.) отец медицины, «Гиппократовский корпус» 60 медицинских трактатов (из которых современные исследователи приписывают Гиппократу от 8 до 18) оказали значительное влияние на развитие медицины как практики, так и науки.
  2. ГАЛЕН (ок. 130 — ок. 200 н.э.), древнеримский врач. В классическом труде «О частях человеческого тела» дал первое анатомо-физиологическое описание целостного организма.
  3. АВИЦЕННА (9801037 гг.) Написал «Канон врачебной науки»
  4. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ (14521519), первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.
  5. БОТКИН Сергей Петрович (1832-1889), российский терапевт, один из основоположников клиники внутренних болезней как научной дисциплины в России.
  6. ПАВЛОВ Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности.
  7. ПИРОГОВ Николай Иванович (1810-1881), российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии.
  8. СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905), российский ученый и мыслитель-материалист, создатель физиологической школы, член-корреспондент (1869), почетный член (1904) Петербургской АН. В классическом труде «РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА» (1866)

Второй конкурс - «Анатомический калейдоскоп» 

Третий конкурс – «Ассоциации»

  1. Стрептококк
  2. Коринебактерии дифтерии
  3. Клостридии столбняка
  4. Стафилококк

Четвертый конкурс – «Поле Чудес»

Слово - АНТИБИОТИК

3 тур - ФАРМАКОЛОГИЯ

Пятый конкурс – «Всезнайка»

Задача № 1

1. Больной принял нитроглицерин для купирования приступа стенокардии.

2. Нитроглицерин относится к антиангинальным средствам, группа нитратов.

3. Препараты нитроглицерина пролонгированного действия: тринитролонг, нитрогранулонг, сустак (форте, мите), нитронг, нитромак и др.

4. Нитроглицерин вызывает расслабление гладких мышц сосудов.

5. Осложнения при лечении нитратами:

1) Ортостатическая гипотония.

2) Повышение внутричерепного давления и головные боли, шум в ушах, гиперемия лица.

Задача № 2 

  1. Группа НПВС ненаркотические анальгетики.
  2. Боли в желудке возникли в результате повреждающего действия индометацина на слизистую оболочку, что приводит к развитию эрозивно-язвенных поражений ЖКТ.
  3. Прямым противопоказанием для приема НПВС является язвенная болезнь желудка. Изменения лекарственной формы препарата или способа его ведения не снижают существенный риск возникновения поражений ЖКТ.
  4. Не целесообразна. При длительном применении в больших дозах - изъязвление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Больной должен прекратить приём препарата и обратиться к врачу.
  5. Общие правила приема НПВС: принимать во время или после еды, запивать молоком.

Задача № 3

1. Глазные капли – раствор атропина сульфата.

2. М-холинолитики.

3. Алкалоид атропин содержится в листьях белены, дурмана и красавки, относящихся к семейству Solanaceae – пасленовые

4. Атропин блокирует М-холинорецепторы.

5. 1) Для купирования бронхоспазма.

2) Как спазмолитическое средство.

3) Для лечения язвенной болезни желудка.

4) Брадиаритмии.

5) В глазной практике.

7) антидоты при отравлении М-холиномиметиками, грибами, ФОС.

Задача 4

1.Можно, только используют в 0,25-0,5 % растворы.

2. Галогеносодержащие.

3. Аллергическая реакция.

4. Хлоргексидин 1% водный раствор.  Церигель (Cerigelum) 3-4 г.

5. Хлоргексидин аэрозоль «Гексорал»

Шестой конкурс – «Кот в мешке»

  1. Фуросемид, диуретики, отеки любого происхождения, аритмия.
  2. Беталок, метопролол, Бета1-адреноблокатор, заболевания ССС, бронхоспазм.
  3. Тиамин, витамин В1, гипо, авитаминоз, бери-бери, заболевания ЦНС, аллергия.
  4. Феррум лек,  влияющие на кроветворение, гипохромные анемии, диспепсия.
  5. Ампициллин, антибиотик, микробная инфекция, аллергия.
  6. Анальгин , НПВС, боли воспалительного характера, изъязвление слизистой желудка.

Приложение 4

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

АНАТОМИЯ

1.Афонькин, С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец… — СПб.: БКК, 2012. — 96 c.
2. Билич, Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — М.: Эксмо, 2012. — 224 c.
3. Боянович, Ю.В. Анатомия человека: Атлас / Ю.В. Боянович, Н.П. Балакирев. — Рн/Д: Феникс, 2011. — 736 c.
4. Буссальи, М. Тело человека. Анатомия и символика / М. Буссальи; Пер. с ит. А.Г. Кавтаскин. — М.: Омега, 2011. — 384 c.
5. Гайворонский, И.В. Анатомия зубов человека: Учебное пособие / И.В. Гайворонский, Т.Б. Петрова. — СПб.: Элби, 2016. — 56 c.

МИКРОБИОЛОГИЯ

1.Воробьёв, А.А. Основы микробиологии, вирусологии ииммунологии: Учеб. / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, А.С. Быков - М.: Высш. шк., 2011. - 224 с.

2.Неттер Ф. Атлас анатомии человека / Под ред. Н.О. Бартоша, Л.Л. Колесникова. - М.: ГЭОТАРМедиа, 2007. - 624 с.

ФАРМАКОЛОГИЯ

1.Федюкович Н.И. Фармакология: Учебник для медицинских училищ и колледжей. — -е изд. — Ростов на Дону: Феникс, 2014.

2.Харкевич Д. А. Фармакология. М., — 10-е изд., 2015.

Приложение 5

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Команда

Конкурс

1

2

3

4

баллы

Первый конкурс «Вперед в прошлое»

Второй конкурс «Анатомический калейдоскоп» 

Четвертый конкурс «Поле Чудес»

Пятый конкурс «Всезнайка»

Шестой конкурс «Кот в мешке»

Общее количество баллов

Особые отметки

Приложение 6

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Положение к междисциплинарной олимпиаде.

В данном разделе представлена методическая разработка...

Методическая разработка по междисциплинарному курсу

Методическая разработка по междисциплинарному курсу: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПЕНСИОННОГОФОНДА РФ, ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ"...

Методическая разработка междисциплинарного конкурса "Знатоки" -14

Методическая разработка  междисциплинарного конкурса  "Знатоки" для студентов 1 курса медицинских училищ и колледжей,  рекомендована преподавателю для подготовки и прове...

Методическая разработка междисциплинарного конкурса "Знатоки" -15

Методическая разработка  междисциплинарного конкурса  "Знатоки" для студентов 1 курса медицинских училищ и колледжей,  рекомендована преподавателю для подготовки и проведения ...

Методическая разработка занятий на тему "Каскадные таблицы стилей CSS" по междисциплинарному курсу "Технология публикации цифровой мультимедийной информации" с учетом стандартов Worldskills по компетенции "Веб дизайн"

Методическая разработка занятий на тему "Каскадные таблицы стилей CSS" по МДК04.02. Технология публикации цифровой мультимедийной информации в группе обучающихся по специальности 090302 Прог...

Методическая разработка урока междисциплинарного курса» для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Специальность: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»МДК. 01. 02. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»Тема урока: &laqu...