Распространение вегетососудистой дистонии у подростков
статья на тему

 Распространение вегетососудистой дистонии у подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

В.С.Науменко - студент группы 31Ф «Лечебное дело»

Н.В.Серикова - преподаватель

Государственное бюджетное образовательное

учреждение   среднего профессионального

образования

«Новороссийский медицинский колледж»

 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИИ У  ПОДРОСТКОВ

Целью данной работы мы поставили изучить причины, способствующие появлению вегетососудистой дистонии у школьников, и способы их преодоления.

Исходя из целей данной работы поставлены следующие задачи:

1) изучить соответствующую литературу, описывающую вегетососудистую дистонию как заболевание;

2) уточнить симптомы проявления вегето-сосудистой дистонии,

3) провести анализ распространения ВСД среди учащихся гимназии;

 4) выяснить влияние школьных нагрузок на утомляемость учеников и факторы, способствующие ухудшению и улучшению самочувствия школьников;

5) по результатам исследования сделать выводы и сформулировать рекомендации.

Объект исследования: Вегетососудистая дистония как совокупность симптомов, связанных с нарушением работы центральной нервной системы Предмет исследования: распространенность вегетососудистой дистонии у школьников.

Гипотеза исследования: школьные нагрузки способствуют появлению у школьников симптомов ВСД.

Методы решения поставленных задач: работа с медицинскими карточками учащихся совместно с медицинским работником гимназии; проведение анкетирования учащихся; статистическая обработка полученных данных; формулировка выводов и разработка рекомендаций по преодолению утомляемости.

Главной причиной ВСД является нарушение тонуса сосудов вследствие расстройства вегетативной нервной системы, регулирующей сужение и расширение сосудов.

Первые проявления ВСД возникает обычно в детстве. Симптомы болезни и их проявления крайне разнообразны и сугубо индивидуальны.

Трудно найти двух больных ВСД, которые одинаково описывали бы свой недуг. Относительно универсальными являются лишь следующие моменты:

- состояние улучшается при отвлечении внимания, при выполнении важного дела, - особенно если деятельность сопровождается приятными эмоциями;

-люди, болеющие ВСД, часто являются метеочувствительными, плохо переносят как сильную жару, так и холод, не выносят душных помещений; приступ болезни может спровоцировать поездка в забитом транспорте, сауна, избыточная инсоляция;

- ухудшение состояния сопровождается обычно тягостным чувством тревоги, страхом смерти, иногда люди впадают в панику, боятся оставаться в одиночестве.

Ощущения у страдающих ВСД очень сильные и яркие, что заставляет их подозревать у себя тяжелую и неизлечимую патологию.

Эти подозрения еще больше усугубляют течение ВСД и нередко являются единственным препятствием на пути излечения.

Таким образом,  сама по себе вегетососудистая дистония является доброкачественным и полностью обратимым заболеванием. И, хотя ВСД резко снижает качество жизни, от этой патологии еще никто и никогда не умирал.

Характер отклонений в состоянии здоровья современных школьников зависит от многих факторов. Коренные изменения образа жизни населения, обусловленные научно-техническим прогрессом, имеют не только положительные, но и отрицательные моменты. Специфика ритма жизни в крупных городах, стремительный рост потока информации, малая двигательная активность (гиподинамия или гипокинезия), большая суммарная учебная нагрузка, нарушение режима дня способствуют формированию ряда отклонений (гипертония, ожирение, близорукость, нарушения осанки, болезни органов пищеварения, нервной системы и др.). Существенное влияние на заболеваемость учащихся оказывает и внутренняя среда школьных зданий, в первую очередь вентиляция и освещение классов.

Распространенность хронических заболеваний, функциональных отклонений, их структура у школьников в значительной степени зависят от возраста и пола детей.  

Возраст 10—12 и 13—16 лет — сложные в жизни ребенка. В этом возрасте происходят существенные изменения в работе желез внутренней секреции, меняется и их взаимодействие.  В этом возрасте происходят существенные изменения в работе желез внутренней секреции, меняется и их взаимодействие. Для этих периодов характерны быстрый рост половых желез и интенсификация их деятельности, сопровождающиеся трансформацией внешнего облика школьника, его поведения. Однако эта перестройка у некоторых школьников протекает атипично, и развитие отдельных важнейших систем организма имеет особенности, которые в свою очередь нередко способствуют формированию патологии

На первом этапе работы совместно с медицинским работником гимназии были  проанализированы  медицинские карты учащихся 8,9,10 и 11 классов (всего 222 карты) и получены данные  по состоянию здоровья школьников на 2013-2016 учебный год в динамике за три года. Выяснилось, что в течение последних трёх лет наблюдается тенденция к уменьшению здоровых или почти здоровых детей и растет количество детей с различными заболеваниями.

На втором этапе был проведен социологический опрос среди учеников 8-х, 9-х, 10-х и 11-ых классов гимназии (137 респондентов).

 По результатам анкетирования мы выяснили, что существует масса факторов, влияющих на ухудшение самочувствия, но, также, существует  множество факторов, способствующих устранению усталости. Среди респондентов, ощущающих вялость и сонливость занимаются спортом в 8-х классах 51%, в 9-х классах 62%, в 10-х классах 41%, и в 11-х классах 60%; не занимаются спортом в 8-х классах 49%, в 9-х классах 38%, в 10-х классах 59%, и в 11-х классах 40%. Из этого следует сделать вывод: либо спорта очень много и дети устают от нагрузок, либо его просто катастрофически мало. Но сравнивая процент занятости спортом между 8, 9, 10 и 11 классами, можно сделать вывод, что в 8 классах дети занимаются спортом больше

Большинство учащихся имеют хобби, иногда по несколько. Из чего следует сделать вывод, что не все неподвижно сидят за компьютером или телевизором. Вредных привычек тоже достаточно. Опрос показал, что учащиеся 8 и 10 классах их имеют больше, чем в 11 классе. А вот  у девятиклассников их не оказалось. По нашему мнению ребята просто ответили на этот вопрос неискренне.

На вопрос о том, принимают ли алкоголь, табачные изделия, наркотические вещества, в 9 классе ответили да – 25%, нет – 75%; в 10 классе ответили да – 12%, нет – 88%; в 11 классе ответили да – 13%, нет – 87%; в 8 классе на этот вопрос никто не ответил. Многие покривили душой и ответили неискренне.

Во время уроков  плохое самочувствие наблюдается в 8 классе у 80%, в 9 классе – у 62%, в 10 классе – у 59%, в 11 классе – у 73%.

Влияние времени года на самочувствие распределилось так: в 8 классе – зима – 45%, осень – 41%, весна и лето – по 7%;  в 9 классе – осень – 100%; в 10 классе – зима – 20%, осень – 40%, весна и лето – по 20%; в 11 классе – зима – 33%, осень – 11%, весна –  56%.

 Разнообразие симптомов утомляемости больше проявляется в 8 классе: головная боль – 26%, сонливость – 23%,  усталость – 6%; в 9 классе - головная боль – 13%, сонливость, усталость, плохое самочувствие – по 7%; в 10 классе - головная боль – 5%, сонливость – 57%, усталость, ломка в теле, слабость, невнимательность, боль в сердце, апатия – по 5%; в 11 классе - головная боль – 27%, сонливость, усталость, вялость – по 15%, раздражительность, недомогание – по 8%, голод – 4%.

Частота проявления симптомов утомляемости распределилась так: 8 класс – часто – 29%, каждую неделю – 24%; в 9 классе 100% ответили что часто; в 10 классе – к концу недели – 50%, часто – 29% и 21% - редко; в 11 классе – часто- 42%, редко и к концу недели – по 17%.

Нам также удалось выявить предметы, на которых симптомы усталости проявляются сильнее, и выглядит это так:  в 8 классе – первые места заняли русский язык – 19%, история – 18%; в 9 классе -  ИВТ – 22%, алгебра и биология – по 11%; в 10 классе – русская литература – 17%, русский язык -13%; в 11 классе – химия и геометрия – по 10%, английский язык – 31%.  А также утвердились в том, что самыми тяжелыми для учеников являются последние 5-6 уроки и вторая смена.

И тот факт, что с возрастом усталость проявляет себя все больше и больше, позволяет сделать вывод,   – главное упорядоченный режим, правильное питание, свежий воздух и спорт.

В ходе опроса мы пытались выяснить факторы, влияющие на ухудшение самочувствия школьников. На первых местах оказались в 8 классе - школа – 61%, погода - 18%, недосыпание – 7%, в 9 классе - школа – 75%, погода - 12%, бездействие – 13%; в 10 классе - школа – 67%, ранний подъем - 28%, физические нагрузки – 5%; в 11 классе - школа – 61%, умственные нагрузки - 22%, физические нагрузки – 11%.

Факторами, влияющими на улучшение самочувствия, на первых местах оказались: в 8 классе - еда – 26%, прогулки, отдых – по 13%, друзья – 12%; в 9 классе -   отдых, друзья, ТВ, дом, любимое занятие и наркотики – по 17%; в 10 классе – еда, прогулки, отдых – по 24%, спорт, кофе, дом – по 10%; в 11 классе - отдых – по 33%, друзья, спорт, музыка, выходные – 13%, успех – 7%.

И, самое интересное, что были выявлены те главные инструменты, с помощью которых учащиеся поддерживают свой боевой дух: в 8 классе – сон – 17%, еда – 16%, музыка –  12%, отдых – 11%; в 9 классе – отдых – 43%,  еда – 29%, сон и кофе – по 14%; в 10 классе – сон – 33%,  отдых – 24%, еда – 14%, прогулки –  10%; в 11 классе – сон – 35%, музыка – 22%, отдых –  17%, спорт и прогулки – по  9%.

На основе данных, полученных в ходе исследования, можно сделать вывод, что школьники очень мало бывают на свежем воздухе, не занимаются спортом и тратят драгоценные часы на просмотр телевизора, игры на компьютере  и сидение дома. Исследование показывает, что большинство учащихся страдают хронической усталостью, сонливостью, вялостью. У многих нарушена осанка, страдает зрение. И таких фактов можно назвать очень много.

Очень хочется помочь ребятам, ведь для того, чтобы улучшить осанку, зрение, поднять настроение и стать бодрым необходимо совсем немного: утренняя зарядка; контрастный душ; регулярные занятия физкультурой и спортом; прогулки на свежем воздухе и, самое главное, больше двигаться.

Вегетососудистая дистония эффективно лечится. Все лечебные мероприятия и подбор лекарств должны контролироваться лечащим врачом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространенность в природе, геохимическая и биологическая роль кислорода.

Дополнительный материал  "Распространенность в природе, геохимическая и биологическая роль кислорода" предназначен для студентов медицинских колледжей. В материале даются сведения об озоне....

Распространение педагогического опыта через электронные СМИ

Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Владение РС даже на уровне «чайника» открывает перед нами практически безграничные возможности: расширение кругозора, повышение ...

КОНСПЕКТ открытого занятия по озеленению Тема: «Распространение и размножение семян в природе»

Тема : Распространение семян в природе.  Тип занятия: комбинированное.  Цель урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения семян растений.  2...

Открытый урок Среда обитания компьютерных вирусов. Пути и механизмы распространения.

Программа,  внутри  которой находится  вирус, называется "зараженной". Когда такая программа начинает работу, то сначала управление  получает вирус. Вирус находит и "заражает" друг...

Обобщение и распространение педагогического опыта.

Доклад на тему: «Применение технологий проблемного обучения на уроках ОБЖ».                   Выполнил: Савинов М. Н...

" Лечение заболеваний сердца у детей. Лечение вегето- сосудистой дистонии, неревматических кардитов."

Методическая разработка теоритического и практического занятий для преподавателяПМ 02. Лечебная деятельностьМДК 02.04.Лечение пациентов детского возраста...

Как успешно адаптироваться подростку в колледже после 9 класса (советы родителям подростков)

Советы родителям подростков, которые после 9 классов школы поступили учиться в колледж. Важный период адаптации подростка 15-17 лет в новом коллективе не всегда проходит гладко, так как этот возрастно...