Доброкачественные и злокачественные новообразования женских половых органов
методическая разработка на тему

Доброкачественные и злокачественне новообразования женских половых органов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

(Обособленное подразделение № 4)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения практического занятия

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУДЬ ПМ.02

Участие в лечебно-диагностическом реабилитационном процессах

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Тема: «Доброкачественные и злокачественные заболевания половых органов»

по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

квалификация выпускника медицинская сестра/медицинский брат

Москва

2017

Рассмотрена

на заседании ЦМК ПМ СД

Протокол №  ___ от _______________ 201_г.

Председатель ЦМК
______________/
 Ободникова М.В.

Одобрена

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП № 4

Протокол №

от « ____ » ___________ 201___ г.

УТВЕРЖДАЮ

                   Зам. директора ОУ

        _____________Л.С.Спирина

«___» ___________2017 г

.

Составитель:

Семанина Е.Н. — преподаватель профессиональных модулей  ГБПОУ ДЗМ «МК № 5»

Рецензент

Андреева Л.М.  – преподаватель высшей квалификационной категории

Предназначение

Методические материалы предназначены для проведения практического занятия со студентами 4 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом процессе, при оказании сестринской помощи женщинам разного возраста, в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка                                                                                 4 стр.
  2. Технологическая карта практического занятия                                          5 стр.
  3. Краткий информационный блок                                                                 10 стр.
  4. Вопросы фронтального опроса                                                                   13 стр.
  5. Проработка информации с целью изучения темы занятия
  • Задание 1                                                                                           14 стр.
  • Задание 2                                                                                           16 стр.
  1. Варианты упражнений физкультминутки                                                 20 стр.
  2. Ситуационные задачи                                                                                  22 стр.
  3. Домашнее задание                                                                                        25 стр.
  4. Рефлексия                                                                                                      26стр.
  5. Список использованной литературы                                                          27 стр.
  6. Приложение                                                                                                   28 стр.


Пояснительная записка

В настоящее время причина возникновения опухолей гениталий окончательно не выяснена. Опухоли половых органов подразделяются на 3 основных группы в зависимости от происхождения (из мышечных тканей, эпителиальных и соединительной ткани). Различают опухоли наружных половых органов и внутренних половых органов. Выделяют фоновые и предраковые заболевания. Фоновые: лейкоплакия, крауроз вульвы и полип цервикального канала. Предраковые-дисплазии трёх степеней тяжести. Лечение консервативное и хирургическое. Фибромиома матки является часто встречаемой, доброкачественной и гормонозависимой опухолью. Различают три формы. Лечебная тактика различна в зависимости от вида фибромиомы. Кистомы яичника - опухоли доброкачественные, но рассматриваются как потенциально злокачественные. Требуют внимательного подхода и безотлагательного оперативного лечения. Кисты яичника(опухолевидные образования) доброкачественны не способны к пролиферативному росту, но допускать длительного консервативного лечения нельзя.

Изучение МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях  в акушерстве и при патологии репродуктивной системы у мужчин и женщин позволяет получить знания и сформировать навыки способствующие принятию правильной и обоснованной помощи при заболеваниях женских половых органов. Это особенно актуально по причине, что эти заболевания встречаются очень часто.

Используя подход активного решения задач и коллегиального обсуждения вопросов, в ситуации максимально приближенных к клинической, преподаватель дает инструмент студенту для эффективного его использования в последующей практической деятельности, как в медицинских организациях, так и при возникновении ургентной ситуации в быту.

Цель методической разработки - методическое описание проведения занятия по теме: «Доброкачественные и злокачественные заболевания половых органов». Объем сестринских вмешательств при заболеваниях женских половых органов для специальности 34.02.01 Сестринское дело с учётом требований ФГОС по данной специальности.

Методическая разработка предназначена для преподавателей профессионального образования при изучении МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринская помощь при нарушениях здоровья.

 


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Практического занятия со студентами 4 курса по специальности 34.02.01 по профессиональному модулю ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом процессе, при оказании сестринской помощи людям разного возраста, в стационарных и амбулаторно-поликлинических условиях. Тема: «Доброкачественные и злокачественные заболевания половых органов»

Форма проведения - практическое занятие

Время проведения - 90 минут

Место проведения - кабинет практических занятий

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Образовательные цели:

  • Обобщить, углубить и закрепить знания студентов по теме: «Доброкачественные и злокачественные заболевания половых органов»
  • После изучения данной темы студент должен получить представление:
  • о факторах риска возникновения и развития доброкачественных и злокачественных опухолей женских половых органов;
  • о клинико-гистологической классификации  опухолей;
  • о современных лабораторных и инструментальных методиках диагностики опухолей женских половых органов;
  • о диспансерном наблюдении и методах реабилитации пациентов, страдающих доброкачественными и злокачественными опухолями гениталий;
  • о лечебном процессе при доброкачественных и злокачественных  опухолях.

Студент должен знать:

  • основные клинические симптомы доброкачественных и злокачественных новообразований женских половых органов;. ·
  • особенности клинического течения ;
  •  методы диагностики и лечебной тактики при доброкачественных и злокачественных опухолях;
  •  методы диспансеризации и реабилитации больных;
  • основы профилактики  опухолей;
  • прогноз  опухолей генитали.

Студент должен уметь:

  • собрать анамнез; 
  • вести утвержденную медицинскую документацию  
  • готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам
  • взять мазки из половых органов на микрофлору и цитологическое исследование;
  • провести спринцевание и орошение влагалища;
  • провести ванночку;
  • осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
  • применить тампон и присыпку;
  • проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;

Знания и умения, полученные на занятии могут быть использованы в практической работе:

Способствует  формированию ОК (общие компетенции):

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Способствует  формированию  ПК (профессиональные компетенции):

ПК 2.1.

 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

 Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА ЗАНЯТИЯ

п/п

Действия преподавателя

Действия студентов

Обоснование

методических приемов

1.

Организационный момент – 2 мин.

1.Обращает внимание на внешний вид студентов, правильность посадки за столом и санитарное состояние аудитории.

2.Отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя.

Занимают рабочие места.

1. Организует, создает рабочую обстановку

Вводная часть – 10 мин.

2

1. Информирует о теме занятия, озвучивает план.

 

Записывают план.

  1. 1.Формирует познавательный интерес к занятию, предмету.
  2. Выявление готовности студентов к занятию.

3

Основная часть – 75 мин.

Вводный контроль

Фронтальный опрос  предназначен для выяснения исходных знаний студентов

  1. Отвечают на вопросы преподавателя
  1. Определение исходного уровня знаний.
  2.  3.Выявление навыков речевого общения.

Проработка информации с целью изучения темы занятия

4

Задания в тестовой форме: 2 варианта

Критерии оценки:

90-100% - 5 «Отлично»

80-89% - 4 «Хорошо»

70-79% - 3 «Удовлетворительно»

менее 69% - 2 «Неудовлетворительно»

1. Работают по плану занятия.

2. выполняют задания.

3. Отвечают на вопросы.

1.Выявление уровня самоподготовки.

2.Выявление умения работать с литературой.

Физкультминутка – 1 мин.

5

  1. Напоминает о необходимости своевременного проветривания помещения
  2. Рекомендует студентам встать и подвигаться.
  1. Студент демонстрирует несложное двигательное упражнение. Члены группы его повторяют.

1.Снятие напряжения, повышение внимания студентов. Профилактика застойный явлений.

Решение ситуационных задач

6

 Решение ситуационных задач малыми группами и индивидуально  

1. Работают по плану занятия.

2. решают задачи

3. Отвечают на вопросы.

1.Демонстрация уровня освоения темы на занятии.

2.Выявление умения работать с имеющимися данными.

3.Выявление навыков речевого общения.

Заключительная часть – 3 мин.

7

Подведение итогов занятия

  1. Анализирует работу каждого студента.
  2. Останавливается на вопросах, которые надо доработать.
  3. Объявляет оценки
  1. Осмысливают замечания
  2. Оценивают свою работу и работы товарищей.
  1. Развитие мышления.
  2. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
  3. Воспитание выдержанности. самокритичности.

Задание на дом

8

Дает Задание на дом

Объявляет, что занятие заканчивается.

Просит убрать рабочие места, провести влажную уборку, выключить свет домашнее задание  

1.Записывают домашнее задание в тетрадь.

2.Выясняют непонятные моменты.

  1. Помочь лучшей подготовке к занятию.
  2. Активизировать самоподготовку.
  3. Развитие ответственности за порученное дело.

9.

Рефлексия

        

КРАТКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

К опухолевидным образованиям относятся:

  1. ретенционные кисты ( киста бартолиновой железы, влагалища, фолликулярная киста и киста желтого тела яичника);
  2. кистомы яичников, образующихся в результате разрастания эпителиальноых клеток (псевдомуцинозная, серозная, дермоидная, гормонопродуцирующая). Эти кисты имеют длинную ножку, состоящую из яичниковой связки, в которой проходят кровеносные сосуды питающие кисту. При перекруте ножки кисты нарушается питание кисты, что приводит к картине “острого живота”.

Опухоль – это увеличение органа или ткани за счет пролиферации или гипертрофии их клеточных элементов. По особенностям развития , гистологическому строению и клиническому течению различают доброкачественные и злокачественные новообразования.

Доброкачественные опухоли – растут медленно, имеют капсулу, не обладают инфильтративным ростом, не метастазируют.

Злокачественные опухоли – растут быстро, не имеют капсулы, поэтому прорастают в соседние органы и ткани, дают метастазы в другие органы.

К доброкачественным опухолям относится миома (фибромиома) матки. Это доброкачественная мышечно – соеденительно-тканная опухоль, развивается у женщин среднего возраста, чаще у малорожавших и нерожавших. Растет в виде одного или нескольких узлов. Может располагаться на ножке. По месту расположения различают:

  1. субсерозная (подбрюшинная) фибромиома – протекает безсимптомно, но при больших размерах –нарушение функции соседних органов при их сдавливании.                                        
  2. интерстициальная (межмышечная) фибромиома- протекает почти безсимптомно, но при больших размерах может давать клинику;                                                                                
  3. субмукозная (подслизистая) фибромиома – клиника: обильные, длительные менструации, при рождении миоматозного узла - боли.

Лечение при бессимптомных ( субсерозной и интерстициальной фибромиомах) - консервативное, женщина 1 раз в 3-4 месяца наблюдается у гинеколога.    

Оперативное при выраженных клинических проявлениях (приводящих к анемизации) или больших размерах опухоли (приводящих к нарушению функции соседних органов).         К злокачественным опухолям относятся: рак, саркома, хорионкарцинома (хорионэпителиома).

Развитию злокачественных опухолей, как правило предшествуют фоновые или предраковые заболевания.                                                                                      

  • Наружных половых органов - лейкоплакия, крауроз вульвы, остроконечные кандиломы.
  • Шейки матки - псевдоэрозия, полипы или лейкоплакия шейки матки.                        

Диагноз предраковых заболеваний ставится на основании гистологического исследования. Лечение консервативное или оперативное в зависимости от гистологической картины.  

Рак шейки матки. Специфических симптомов нет. Характерны контактные (при половом акте) кровотечения. Различают 0 стадию (преинвазивный рак) – протекает безсимптомно, 1,2,3 и 4 стадии – симптомы зависят от степени распространения процесса: бели (серозные, кровянисные), боли (в низу живота, крестце), контактные кровотечения, дизурические расстройства (циститы, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, прерывистое мочеиспускание).Диагноз ставится на основании данных анамнеза,гинекологического исследования и дополнительных методов исследования (взятие выделений на цитологию, кольпоскопия и биопсия).Лечение зависит от особенностей клинического течения, степени распространения процесса и общего состояния пациентки: хирургическое; лучевая терапия; химиотерапия или сочетанное.  Профилактика: проф. осмотры не реже 2 раз в год, с обязательным гистологическим обследованием и своевременное лечение предраковых заболеваний.                                        

Рак тела матки. Клиника: специфических симптомов нет. Характерны бели (водянистые), ациклические кровотечения, иногда боли в низу живота.Диагноз ставится на основании данных анамнеза, гинекологического исследования тазовых органов и дополнительных методов исследования (диагностического выскабливания полости матки и цитологического исследования влагалищных мазков).Лечение: хирургическое и комбинированное (хирургическое + химиотерапия + лучевая терапия).Прогноз: зависит от стадии.Профилактика: проф. осмотры и своевременное лечение предраковых заболеваний.                                                                                                                                              

Рак яичников. может быть первичным и вторичным (метастазирует из желудка).Встречается от детского до старческого возраста.Клиника: боли в низу живота, общая слабость, повышенная утомляемость, тошнота, быстрое снижение массы тела, асцит, отеки, неустойчивый стул.Диагноз ставится на основании данных анамнеза, гинекологического исследования и дополнительных методов исследования (УЗИ, лапароскопия).Лечение: зависит от степени распространения опухоли - хирургическое и комбинированное.                                                                                            

Трофобластические заболевания. К ним относятся: пузырный занос, деструирующий пузырный занос и хорионкацинома (хорионэпителиома).Пузырный занос – это перерождение элементов плодного яйца. Деструирующий пузырный занос – это пузырный занос прорастающий стенку матки.Диагноз ставится на УЗИ.Симптомами хорионкарциномы являются длительные мажущие выделения после аборта, родов и после перенесенного пузырного заноса.                                                                      

Эндометриоз- патологический процесс, при котором в миометрии или других органах половой системы и вне ее возникают включения (очаги), структура которых характеризуется наличием эпителиальных и стромальных элементов, присущих эндометрию. В соответствии с локализацией процесса выделяют:

  • эндометриоз генитальный – внутренний (тела матки –аденомиоз, перешейка и шейки матки) и наружный (эндометриоз труб, яичников, крестцово- маточных и широких маточных связок);
  • эктрагенитальный эндометриоз (мочевого пузыря, кишечника, послеоперационного рубца на передней брюшной стенке, почек, лекгих, конъюнктивы глаза, и др. локализаций).

Клиника зависит от локализации эндометриоидных очагов. При экстрагенитальном эндометриозе- кровянистые выделения из очагов эндометриоза.

Лечение зависит от локализации процесса, степени его распространения и возраста женщины. Лечение: гармонотерапия 2. Хирургическое лечение.3. У молодых женщин комбинированное – оперативное + гормонотерапия.


ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

Преподаватель проводит фронтальный опрос с целью выяснения исходных знаний студентов после прослушанной лекции, по данной теме и выполнения домашнего задания, рекомендованного преподавателем прочитавшим лекцию. Определяет степень готовности студентов к работе над данной темой на практическом занятии и те аспекты, на которые надо обратить внимание при проработке данной темы на практическом занятии.

Один из представленных вопросов преподаватель задает в устой форме одному студенту и, получив ответ, обсуждает его, привлекая других студентов, при необходимости корректирует их ответы.

Вопросы фронтального опроса по теме:

«Доброкачественные и злокачественные заболевания половых органов»

1. Современные теории возникновения эндометриоза.

2. Клиническая картина различных форм эндометриоза.

а) наружный эндометриоз: влагалища, влагалищной части шейки, яичников ретроцервикальной Э., Э. брюшины маточно - прямокишечного углубления и крестово-маточных связок, «малые» формы генитального эндометриоза;

б) внутренний аденомиоз.

3. Методы распознавания эндометриоза.

4. Консервативные и оперативные методы терапии эндометриоза.

5. Дифференциальная диагностика эндометриоза.

6. Диспансеризация пациентов, страдающих эндометриозом.

7. Современные теории происхождения миом матки.

8. Механизм возникновения болезненных симптомов при миомах матки.

9. Основные клинические признаки миом матки.

10. Признаки осложнений миом матки.

11. Методы диагностики и дифференциальной диагностики миом.

12. Методы лечения миом.

13. Диспансеризация пациентов.

14. Классификация доброкачественных опухолей яичника.

15. Клинические симптомы опухолей яичника и их осложнений.

16. Диагностика и дифференциальная диагностика опухолей яичника.

17. Лечение и послеоперационный уход за пациентами.

18. Диспансеризация пациентов

В результате данного опроса можно проверить исходные (базовые) знания студентов из присутствующей бригады и вовлечь в обсуждение темы занятия тех студентов, кому текущий вопрос не был адресован.

ПРОРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ С ЦЕЛЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Преподаватель дает первый вариант задания в тестовой форме каждому студенту, присутствующему на занятии

Задания в тестовой форме

(правильный вариант ответа отмечен знаком «+».

В материале, раздаваемом студентам, правильный ответ не отмечен)

Раздается студентам на руки

Выполняется студентами в письменной форме

Задание 1

1.К предраковым заболеваниям женских половых органов относится

А) кольпит

Б) эрозия шейки матки

В) эндоцервицит

Г) вульвовагинит

Д) параметрит

2. К предраковому заболеванию эндометрия относится

А )крауроз

Б) эритроплакия

В) лейкоплакия

Г)гиперплазия

Д) эндометрит

3. К злокачественным опухолям не относится

А )рак шейки матки

Б )аденокарцинома матки

В)хорионэпителиома

Г) пузырный занос

Д) рак яичников

4.Длительность консервативной терапии при кисте яичника не должна превышать

А)1 месяца

Б)2-х месяцев

В) 6-ти месяцев

Г) 1 года

Д) 2-х лет

5. Основной симптом предракового заболевания эндометрия

А) боли

Б) бели

В) зловонные выделения из половых путей

Г) ациклические маточные кровотечения

Д) озноб

6. Рак тела матки встречается чаще у женщин старше

А) 20 лет

Б) 70 лет

В) 50 лет

Г) 30 лет

Д) 80 лет

7. При пузырном заносе после выписки из стационара необходимо в течение 1-                              го года обследовать больную на хориогонин

А) 1 раз в 2-е недели

Б)  2 раза в месяц

В) 1 раз в год

Г)2-а раза в год

Д) 1 раз в месяц

8. Пациентка 40 лет. Год назад была эрозия шейки матки, лечилась в женской                              консультации жировыми тампонами в течение 10 дней. Последние 3 месяца отмечает контактные кровотечения и водянистые бели.

Тактика медицинской сестры.

А) направить больную к врачу

Б) взять мазок на онкоцитологию и направить больную к врачу

В )произвести осмотр на зеркалах

Г) произвести осмотр на зеркалах и влагалищное исследование

Д) произвести все основные методы исследования

9. Пациентка 56 лет. После 7 летней менопаузы появились кровянистые выделения. На зеркалах: влагалище и шейка без особенностей, при влагалищном исследовании матка в правильном положении, по величине соответствует размеру матки молодой женщины. Придатки пальпируются, своды болезненны. Выделения скудные, кровянистые.

Предполагаемый диагноз

А) меторрагия

Б) меноррагия

В )гиперполименорея

Г )гиперплазия эндометрия

Д) рак матки    

10. На прием к врачу-гинекологу пришла пациентка 45 лет с жалобами на длительные, обильные и иногда болезненные менструации, на схваткообразные боли внизу живота, особенно перед месячными, также недомогание, слабость, снижение работоспособности, головокружение и одышку. При осмотре женщина бледная, артериальное давление снижено, тахикардия. При гинекологическом обследовании: матка слегка увеличена, плотная и болезненная, бугристая и неправильной формы. Предполагаемый диагноз

А)самопроизвольный выкидыш

Б) симптомная миома

В) рак тела матки

Г) угроза раннего выкидыша

Д) эндометрит

11. Основные симптомы рака эндометрия

А) кровянистые выделения из половый путей в менопаузе

Б)ациклические кровотечения в репродуктивном возрасте

В  )боли внизу живота

Г) слизистые выделения из половых путей

12.План лечения больных раком эндометрия вырабатывается на основании

А) гистологической формы опухоли

Б) стадии заболевания

В) размеров матки

Г) симптомов заболевания

13.Методы лечения больных раком эндометрия

А) комбинированный

Б) хирургический

В) лучевой

Г) гормональный

14. Диагностика рака шейки матки осуществляется с помощью

А) гинекологического осмотра

Б) цитологического исследования соскобов с шейки матки и цервикального канала

В) кольпоскопии

Г) гистологического исследования кусочка шейки матки.

15. К группе риска по заболеванию раком шейки матки относят женщин

А) начавших раннюю половую жизнь (до 18 лет)

Б) имеющих роды до 18 лет

В) перенесших вирусные заболевания половых органов

Г) страдающих деформацией шейки матки после ее разрыва в родах

После выполнения задания сами студенты (по алгоритму) проверяют правильность ответов. Под руководством преподавателя обсуждают допущенные ошибки при выполнении первого варианта. Корректируют информацию по изучаемой теме. Задание позволяет развивать компетенции ПК 2.1; ПК 2.2; ПК2.4; ПК2.5; ПК2.6; ОК 2; ОК 3; ОК4. ОК 7; ОК 8.

Алгоритм для проверки задания 1 в тестовой форме

1 Б

9  Д

2 Г

10 Б

3 Г

11 А

4 Б

12 А Б

5 Г

13 А Б

6 Б

14 Б,В

7 Г

15 В

8 Б

Критерии оценок заданий в тестовой форме

5

(отлично)

91-100% правильных ответов

4

(хорошо)

81-90% правильных ответов

3

(удовлетворительно)

71-80% правильных ответов

2 (неудовлетворительно)

70% и менее правильных ответов

Задание 2

Вариант 2 задания выполняется в устной форме (диктует преподаватель) всеми студентами, присутствующими на занятии, с последующим совместным обсуждении полученных ответов. Это позволяет вовлечь в работу сразу всех студентов одновременно и стимулировать групповое обсуждение, развивать компетенции ПК 2.1; ПК 2.2; ПК2.4; ПК2.5; ПК2.6; ОК 2; ОК 3; ОК4. ОК 7; ОК 8.

Задания в тестовой форме

(правильный вариант ответа отмечен знаком «+»,

на руки студентам вопросы не раздаются)

Выполняется студентами в устной форме

Задание 2

1. Профилактика рака шейки матки состоит

А) в диспансеризации больных с применением цитологического и кольпоскопического методов диагностики

Б) в регулярных профилактических осмотрах женщин с цитологическим исследованием мазков

В) в усовершенствовании работы смотровых кабинетов

Г) в постоянной учебе кадров

2. Саркома матки метастазирует

А) лимфогенным путем

Б) гематогенным путем

В)имплантационным путем

Г)прорастанием в соседние органы

3. Метастазы саркомы матки, как правило, обнаруживаются

А) в легких

Б) в печени

В) в костях

Г) в органах брюшной полости

4. Под трофобластической болезнью матки подразумевают

А) пузырный занос

Б) инвазивный пузырный занос

В) хориокарциному

Г) трофобластическую опухоль плацентарного места

5. В диагностике трофобластической болезни используется метод исследования

А) ультразвуковой

Б) рентгенологический

В) гистологический

Г) лабораторный (определение хорионического гонадотропина

6. К группе риска, по опухолям яичников относят женщин

А) с нарушением менструальной Функции

Б)  первичным бесплодием

В)  миомой матки

Г)  эндометриозом

7. Лля        распознавания опухолей яичника используются следующие диагностические методы

А) цитологический

Б) эндоскопический

В) ультразвуковой

Г) гистологический

8. Диагностические методы, чаше всего используемые при первичном выявлении доброкачественных опухолей гениталий у женщин

А) гинекологический осмотр

Б) УЗИ

В) пневмопельвиография

В) пункция опухоли

9. Варианты осложнений при доброкачественных опухолях яичника (дающие острую клиническую картину)

А) перекручивание ножки опухоли

Б) разрыв капсулы

В) кровоизлияние внутрь капсулы

Г) нагноение опухоли

10. Лечение больных с доброкачественными опухолями яичников

А) лучевое

Б) гормональмое

В) антибактериальное

Г) возможно наблюдение

11. К опухолевидным процессам в яичнике относится

А) фолликулярная киста

Б) киста желтого тела

В) эндометриоз

Г) дермоидная киста

12. Экстренные операции по поводу доброкачественных опухолей яичников имеют место

А) при перекручивании ножки кисты

Б) при разрыве капсулы опухоли

В) при больших размерах опухоли

Г) при жидкостном содержании опухол

13. Истинным раком яичников является

А) серозная цистаденокарцинома

Б) муцинозная цистаденокарцинома

В)светлоклеточная карцинома

Г) эндометриоидная аденоакантома

14.  Жалобы больных со злокачественными опухолями яичников

А) утомляемость, слабость

Б) боли неопределенного характера

В) увеличение живота в объеме

Г) полиурия

15. Для        уточнения степени распространения злокачественной опухоли яичника используются методы диагностики

А) ультразвуковое исследование

Б) компьютерная томография

В) лапароскопмя

Г) диагностическая лапаротомия

Физкультминутка

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

Исходное положение — сидя, руки на поясе. 1-2. Поворот головы направо. Исходное положение. 3-4. Поворот головы налево. Исходное положение. 5-6. Плавно наклонить голову назад. Исходное положение. Голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнение для снятия утомления с мелких мышц кисти.

Исходное положение — сидя, руки подняты вверх. 1-2. Сжать кисти в кулак. Разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Решение ситуационных задач по теме

Преподаватель (или сами студенты) объединяет студентов в группы, по 2-3 человека, в зависимости от числа студентов, присутствующих на занятии. Каждой группе дается по 1 –й ситуационной задаче. В течении 3-5 минут студенты малой группы читают и обсуждают задачу и готовят на не ответ в виде сестринского предположительного диагноза. Обосновывают его, основываясь на данных задачи. Предлагают, какие методы диагностики (по назначению врача) могут уточнить диагноз и какие методы терапии  (по назначению врача) могут быть предпочтительны.

Критерии оценки решения ситуационных задач

5

(отлично)

Дана комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала, правильный выбор режимов и экспозиции в использовании ДС, тактики действий при выполнении алгоритмов;

4

(хорошо)

Дана комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; незначительные затруднения в правильном выборе режимов и экспозиции в использовании ДС, тактики действий при выполнении алгоритмов;

3

(удовлетворительно)

Возникают затруднения с оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; затруднения в правильном выборе режимов и экспозиции в использовании ДС, тактики действий при выполнении алгоритмов

2 (неудовлетворительно)

Неправильный ответ на вопрос; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к нарушению инфекционной безопасности пациента и медицинского персонала;

Ситуационные задачи по теме:

(примерный алгоритм ответа на задачу находится после описания самой задачи) 

Задача №1

Пациентка 30 лет, поступила на стационарное лечение в гинекологическое отделение с диагнозом: миома тела матки с геморрагическим синдромом.

Жалобы на обильные и длительные менструации, общую слабость, головокружение. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Женщина беспокойна, нервозна, на контакты идет, но выражает страх по поводу предстоящей операции.

Объективно: сознание ясное, положение в постели активное. Кожные покровы чистые, бледные, пульс 80 ударов в минуту, АД 110/80 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный, участвует в акте дыхания.

Задания:

  1. Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
  2. Обучите пациентку приему гормональных препаратов                                                  

Эталон ответа

Проблемы пациентки:

Настоящие проблемы: обильные, длительные менструации; общая слабость; головокружение; страх предстоящей операции;

Потенциальные проблемы: кровотечение, бесплодие; анемия; нарушение функций соседних органов.

Приоритетная проблема: обильные и длительные менструации.

Краткосрочная цель: уменьшить менструальные выделения.

Долгосрочная цель: пациентка не будет предъявлять жалоб на кровотечение к моменту выписки.

План:

Мотивация

1. Придание пациентке горизонтального положения Для улучшения кровоснабжения головного мозга

2. Применение холода на низ живота

Для эффективного лечения

3. Проведение беседы об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов, микроэлементов

Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма

4. Обучение пациентки к подготовке для диагностического выскабливания

Для профилактики послеоперационных осложнений

5. Проведение беседы о правильном приеме железосодержащих препаратов

Для уменьшения кровотечения

6. Проведение беседы с пациенткой с целью убеждения ее в благополучном исходе оперативного вмешательства

Для создания благоприятного предоперационного психологического климата

7. Наблюдение за внешним видом и состоянием пациентки

Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений

Оценка: пациентка отмечает значительное улучшение состояния. Кровотечение прекратилось. Цель достигнута.

Задача № 2    

 Пациентка 40 лет доставлена машиной скорой помощи в приемный покой гинекологического отделения с предварительным диагнозом: острый живот, перекрут ножки кисты.

Больную беспокоят резкие, нарастающие боли в животе, которые иррадиируют в паховую область и бедро, тошнота и рвота.

Объективно: положение больной вынужденное, состояние средней тяжести, лицо бледное, АД 110/70 мм рт. ст., пульс 90 уд/мин, ритмичный. Живот вздут, напряжен, резко болезнен при пальпации.

Задания:

Определите и обоснуйте состояние пациентки.

Составьте алгоритм действий медицинской сестры с мотивацией каждого этапа.

Эталон ответа

1. В результате перекрута ножки кисты у пациентки развилось состояние острого живота.

Информация, позволяющая заподозрить медсестре неотложное состояние:

резкие, нарастающие боли в животе с иррадиацией в паховую область и бедро;

тошнота, рвота;вынужденное положение больной;резкая болезненность при пальпации живота.

2. Алгоритм действий медсестры:вызвать врача по телефону с целью определения дальнейшей тактики при обследовании и лечении пациентки;уложить больную на кушетку для придания удобного положения;измерить АД, подсчитать пульс, измерить температуру тела для контроля за состоянием пациентки;провести беседу с пациенткой с целью убеждения ее в благополучном исходе заболевания и создания благоприятного психологического климата;наблюдать за пациенткой до прибытия врача с целью контроля состояния больной

Преподаватель, обсуждая задачи вместе со студентами, помогает студентам сформировать правильные ответы на задачи, корректирует и исправляет недочеты, направляет и стимулирует познавательный процесс и умение работать в группе. Задание позволяет развивать компетенции ПК 2.1; ОК 2; ОК 3; ОК4. ОК 7; ОК 8.

Подведение итогов занятия

1.Анализирует работу каждого студента.

2.Останавливается на вопросах, которые надо доработать.

3. Объявляет оценки

Домашнее задание

Преподаватель озвучивает вопросы для проработки,

 с целью углубленного изучения темы при внеаудиторной работе

 

 

  1. Составить дифференциально-диагностическую таблицу признаков доброкачественных и злокачественных заболеваний женских половых органов

Доброкачественные заболевания

Злокачественные                                   образования

2. Подготовить сообщение по теме на выбор:

  • «Предраковые заболевания шейки матки с позиции профилактики рака».
  • Современные методы диагностики и лечения при доброкачественных и злокачественных заболеваниях женских половых органов ».

Литература для проработки темы:

1. Славянова И.К. Сестринское уход в акушерстве и гинекологии/ И.К. Славянова – Ростов-на-Дону «Феникс» 2017 – 389 с.

2. Дзигуа М.В.  Сестринская помощь в акушерстве и при патологии  репродуктивной системы у женщин и мужчин: учебник / М.В Дзигуа.  – Геотар - Медиа, 2014 -720 с.

3. Славянова И.К.Акушерство и гинекология : учебник / И.К. Славянова -  Ростов-на-Дону Феникс, 2016 – 573 с.                                 

РЕФЛЕКСИЯ

Примеры рефлексии содержания

Ответьте на поставленный вопрос:

  • Что сегодня я узнал интересного?
  • Мне было тяжело или нет понять новый материал?
  • Я понял новый материал или были затруднения?
  • Я научился чему-то новому для себя?
  • Я смог добиться результата?

Примеры рефлексии эмоциональной

Прием «Смайлик»

Преподаватель просит студентов в конце занятия нарисовать в своем конспекте смайлик с изображением степени эмоционального восприятия результатов освоения темы каждым студентом.

(Для примера на экран выводится изображение, отражающее варианты представления эмоций от результатов освоения темы)

Картинки по запросу рефлексия в картинках


Список использованной литературы:

1. Славянова И.К. Сестринское уход в акушерстве и гинекологии/ И.К. Славянова – Ростов-на-Дону «Феникс» 2017 – 389 с.

2. Дзигуа М.В.  Сестринская помощь в акушерстве и при патологии  репродуктивной системы у женщин и мужчин: учебник / М.В Дзигуа.  – Геотар - Медиа, 2014 -720 с.

3. Славянова И.К.Акушерство и гинекология : учебник / И.К. Славянова -  Ростов-на-Дону Феникс, 2016 – 573 с.

4. Акушерство и гинекология. — 2-е изд., испр. и доп. Стандарты медицинской помощи (Серия «Стандарты медицинской помощи») сост. А. С. Дементьев [и др.] 2017 г.

5.         Акушерство и гинекология. Схемы лечения. - 2-е изд., испр. и доп. (Серия «Схемы лечения») Под ред. В.Н. Серова, Г.Т. Сухих; Е.Г. Хилькевич 2015 г.

6. Доброкачественные заболевания матки — 2-е изд., перераб. и доп.(Серия «Библиотека врача-специалиста») Стрижаков А.Н., Давыдов А.И., Пашков В.М., Лебедев В.А.        2014 г.

7. Онкогинекология в практике гинеколога Венедиктова М.Г., Доброхотова Ю.Э. 2015 г

8. Миома матки Ю. Э. Доброхотова, Д. М. Ибрагимова, Л. В. Сапрыкина 2018 г


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Виды миом матки

Патология шейки матки

Пузырный занос

Гиперплазия эндометрия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.

Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности  половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...

Лекция:"Опухоли женских половых органов" Медицинский колледж №2

В настоящее время причина возникновения опухолей гениталий окончательно не выяснена. Опухоли половых органов подразделяются на 3 основных группы в зависимости от происхождения ( из мышечных тканей, эп...

Методическая разработка занятия "Анатомия женских половых органов. Ментстуальный цикл и его регуляция"

Методическая разработка занятия по теме «Анатомия  женских половых органов. Менструальный цикл и его регуляция» предназначена для проведения практического занятия  со студентами 2 курса спец...

презентация "доброкачественные заболевания женских половых органов"

доброкачественные заболевания женских половых органов...

Злокачественные заболевания женских половых органов

злокачественные заболевания женских половых органов...