Методическая разработка открытого теоретического занятия (лекция) Тема «Гомогенные мази»
методическая разработка на тему

Бурнышева Валентина Тимофеевна

МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня. Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппократа (древняя Греция), Галена (древний Рим), Парацельса - основоположника ятрохимии (лечебной химии) и др. ученых. В древности в составе мазей широко применялись вещества растительного, животного и минерального происхождения: коровье масло, свиной и гусиный жир, яичные желтки, воск, мед, смолы, камеди, эфирные масла и т.д. Широко применяются мази и в настоящее время. Промышленное производство мазей в нашей стране насчитывает около 80 наименований, что составляет 7,3% от общего объема производства. В рецептуре аптек мази в среднем составляют 10-15% и прописи рецептов на мази являются наиболее многокомпонентными (от 2 до 14 ингредиентов), т.к. многие мази, более простые по составу, производят на заводах и фармацевтических фабриках. Если раньше мази рассматривались, главным образом, как лекарственная форма для лечения дерматологических заболеваний, то в настоящее время они довольно широко применяются в проктологии, хирургии, офтальмологии, гинекологии и др. отраслях медицины. Мази находят все более широкое применение, как средства для диагностики и предупреждения различных заболеваний, и как средства, влияющие на рефлекторные поля внутренних органов, на отдельные симптомы и весь организм. Знание особенностей технологии трудоемких мазей, приобретение и усовершенствование профессиональных навыков и умений необходимы фармацевту в его практической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mazi_lektsiya.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ КО

«КАЛУЖСКИЙ  БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: 33.02.01 «Фармация»

Методическая разработка открытого

теоретического занятия  (лекция)

         ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм и

                          проведение обязательных  видов

                          внутриаптечного контроля

           МДК 02.01. «Технология изготовления

                                  лекарственных форм»

      Раздел МДК 02.01.  4 Изготовление мягких лекарственных форм

Лекция №30

Тема 4.1 «Гомогенные  мази».

Подготовила: Бурнышева В.Т.

                                                                          - преподаватель высшей

                                                                          квалификационной категории

г. Калуга, 2017 год

ТЕМА: «ГОМОГЕННЫЕ МАЗИ»

Цели обучения:

  1. Изучить теоретические основы и познакомиться с практическими умениями (виртуально) по составу и изготовлению гомогенных мазей.
  2. Изучить рецептуру и особенности изготовления мазей-растворов, сплавов и экстракционных мазей
  3. Получить представления о практическом использовании мазевых основ в гомогенных мазях, их биофармацевтических аспектах.
  4. Познакомиться с элементами использования данного материала в подготовке дипломной работы.

Цели воспитания:

  • Воспитывать у студентов чувство профессиональной ответственности и сознательного отношения к изучению данной темы.
  • Воспитывать умение работать с дополнительной литературой.
  • Воспитывать  чувство любви  к  избранной  профессии.

Цели развития:

  • Развивать умения, выделять главное в изучаемом материале и уметь использовать знания в нестандартной ситуации.
  • Развивать у студентов логическое и аналитическое мышление.
  • Развивать умения составлять конспект лекций.

Вид лекции: лекция-презентация с элементами  анимации, видеозаписей и использования ЭОР.

Оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный  проектор.

Лекарственное растительное сырье и гербарные образцы: ромашка аптечная, календула лекарственная,  сушеница топяная.

Лекарственные средства: ментол, камфора, анестезин, прополис, эмульгатор Т-2

ВДС: МДК  02.01.1; МДК 02.01.2; МДК 02.01.3; МДК  02.01.5

МДС: ПМ 02.02;  ПМ  01.01.1;  ПМ  01.01.2; ПМ 01.02; учебные дисциплины: анатомия и физиология  человека, математика, основы  латинского языка с медицинской терминологией, гигиена  и  экология человека.

Раздаточный материал: Мини-конспект по мазевым основам, прописи фармакопейных мазей.

Домашнее задание:

-Работа с лекцией.

-Выполнение расчетов и описание технологии изготовления мазей.

-Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску

  мазей.

  Выполнение реферативных работ.

Основная литература:

- Погорелов В.И. «Фармацевтическая  технология» Р-на-Д, Феникс, 2002,

   стр. 243-260

Дополнительная литература:

  • Краснюк И.И., Михайлова Г.В. «Фармацевтическая технология», Изд. Группа «Гэотар-Медиа», 2011 г. Стр. 382-422
  • Бурнышева В.Т.: Методическое  пособие  «Линименты, мази, пасты»

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

     -   ПК  1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по

          льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения

  • ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
  • ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
  • ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и пожарной безопасности.
  • ПК 2.5. Оформлять документы первичного учёта.

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  •  ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.
  • ОК  8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышения своей квалификации.
  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

УРОВЕНЬ  ОСВОЕНИЯ: 2

 

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

1. Организационный момент (мобилизация аудитории)                   2 мин.

2. Вступительное слово преподавателя                                           3 мин.

    (сообщение темы; постановка цели; подготовка к восприятию

    темы (мотивация – выступление студента с презентацией, которая

    сопровождается  музыкальным оформлением); запись плана,

    задание на дом.

3. Изложение нового материала:                                                79 мин.

   1) Активизация  работы студентов на лекции путем постановки

       вопросов  фронтально.

   2) Выступление студентки группы Фц 041 Алексеевой А. с

       презентацией  «Мазь прополиса», которая входит  в её

       выпускную квалификационную работу.    

4. Закрепление материала:                                                                   5 мин.

    - Для выявления уровня первичного запоминания,

      студентам задать  вопросы фронтально на выбор  преподавателя.

    - Демонстрация  слайдов по изготовлению мази  камфорной в

      условиях учебной  аптеки -  этот элемент  ОЭР  можно

      использовать   при  самоподготовке  к  практическим,

      семинарским занятиям, контрольной  работе или сдаче

      квалификационного экзамена, так как имеется  подробная  

      гиперссылка к каждому  кадру.

5. Подведение  итогов.                                                                          1 мин.  

ПОЯСНЕНИЕ К СТРУКТУРЕ ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Взаимное приветствие преподавателя и студентов. Отметить отсутствующих, выяснить причину, проверить готовность аудитории к проведению лекции, обратить внимание на внешний вид студентов, снабдить студентов раздаточным материалом.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ.

МАЗИ – это древнейшая лекарственная форма, которая использовалась человеком почти 3000 лет до новой эры, не потерявшая своей значимости и сегодня.

Мази описаны в папирусах Эберса, в трудах Гиппократа (древняя Греция), Галена (древний Рим), Парацельса - основоположника ятрохимии (лечебной химии) и др. ученых.

В древности в составе мазей широко применялись вещества растительного, животного и минерального происхождения: коровье масло, свиной и гусиный жир, яичные желтки, воск, мед, смолы, камеди, эфирные масла и т.д.

Широко применяются мази и в настоящее время. Промышленное производство мазей в нашей стране насчитывает около 80 наименований, что составляет 7,3% от общего объема производства.

В рецептуре аптек мази в среднем составляют 10-15% и прописи рецептов на мази являются наиболее многокомпонентными (от 2 до 14 ингредиентов), т.к. многие мази, более простые по составу, производят на заводах и фармацевтических фабриках. Если раньше мази рассматривались, главным образом, как лекарственная форма для лечения дерматологических заболеваний, то в настоящее время они довольно широко применяются в проктологии, хирургии, офтальмологии, гинекологии и др. отраслях медицины. Мази находят все более широкое применение, как средства для диагностики и предупреждения различных заболеваний, и как средства, влияющие на рефлекторные поля внутренних органов, на отдельные симптомы и весь организм.

Знание особенностей технологии трудоемких мазей, приобретение и усовершенствование профессиональных навыков и умений необходимы фармацевту в его практической деятельности.

Домашнее задание:

-Работа с лекцией.

-Выполнение расчетов и описание технологии изготовления мазей.

-Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску

  мазей.

  Выполнение реферативных работ.

Основная литература:

- Погорелов В.И. «Фармацевтическая  технология» Р-на-Д, Феникс, 2002,

   стр. 243-260

Дополнительная литература:

  • Краснюк И.И., Михайлова Г.В. «Фармацевтическая технология», Изд. Группа «Гэотар-Медиа», 2011 г. Стр. 382-422
  • Бурнышева В.Т.: Методическое  пособие  «Линименты, мази, пасты»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Способы прописывания рецептов на мази
  2. Гомогенные мази:

           - мази-сплавы,

           - мази-растворы,

           - экстракционные мази.

  1. Биофармацевтические аспекты мазей.

Приложение № 1 Конспект  лекции

Приложение № 2 Вопросы для актуализации знаний студентов

Приложение № 3 Вопросы для выявления уровня первичного запоминания

Приложение № 4 Выводы по лекции №30 

Приложение № 5 Ключевые  понятия

Приложение № 1

Лекция №30

ТЕМА: «Гомогенные мази»

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Способы прописывания рецептов на мази.
  2. Гомогенные мази:

           - мази-сплавы,

           - мази-растворы,

           - экстракционные мази.

  1. Биофармацевтические аспекты мазей.

В начале лекции актуализировать внимание студентов и настроить их на работу, задав следующие вопросы:

  1. Что собой представляет мазь по консистенции?

Ответ: Это мягкая лекарственная форма.

  1. Из чего состоит мазь?

Ответ: Из основы и лекарственных средств.

  1. Какие основы Вы знаете?

Ответ: Вазелин,  ланолин и др.

  1. Как применяются мази?

Ответ: Наружно, для лечения всевозможных кожных и слизистых заболеваний.

И другие вопросы по усмотрению преподавателя.

Приложение № 2

ВОПРОСЫ ДЛЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

  1. Что собой представляет мазь по консистенции?

Ответ: Это мягкая лекарственная форма.

  1. Из чего состоит мазь?

Ответ: Из основы и лекарственных средств.

  1. Какие основы Вы знаете?

Ответ: Вазелин,  ланолин, и др.

  1. Как применяются мази?

Ответ: Наружно, для лечения всевозможных кожных и слизистых заболеваний.

И другие вопросы по усмотрению преподавателя.

 

Приложение № 3

ВОПРОСЫ   ДЛЯ   ВЫЯВЛЕНИЯ   УРОВНЯ

ПЕРВИЧНОГО   ЗАПОМИНАНИЯ.

  1. В какой концентрации изготавливают мазь, если в рецепте концентрация лекарственных средств не указана?

Ответ: 10%, за исключением лекарственных средств наркотических, ядовитых и сильнодействующих, а также фармакопейных мазей.

  1. На какой основе изготавливают мазь, если в рецепте основа не указана?

Ответ: На вазелине; основе, указанной в частных статьях; основу подбирают с учетом физико-химической совместимости компонентов мази.

  1. Какие лекарственные средства образуют гомогенные мази?

Ответ: Камфора, ментол, фенилсалицилат, тимол, анестезин в концентрации до 2%.

  1. Как вводят в основу вышеперечисленные лекарственные средства?

Ответ: Растворяют в расплавленной и охлажденной до 45-500С основе.

(Исключение – анестезин, фенилсалицилат, кислота бензойная)

  1. Как сохранить консистенцию мази в жаркое время года?

Ответ: Заменить до 10% вазелина уплотнителем (парафином).

И другие вопросы по усмотрению преподавателя.

  1. СПОСОБЫ ПРОПИСЫВАНИЯ РЕЦЕПТОВ НА МАЗИ

  1.  С обозначением основы и количества лек. средств в граммах:

Rp.: Mentholi  0,1

       Vaselini   10,0

       M., f. unguentum. Da.

       Signa: Наносить на слизистую носа

  1. Без обозначения основы:
  1. с указанием концентрации лек. средства:

                     #

Rp.: Unguenti Zinci oxydi 3% - 10,0

Da

Signa: Смазывать кисти рук

                     #

  1. без указания концентрации лек. средства:

Rp.: Unguenti Xeroformii 100,0

Da

Signa: Смазывать пораженные участки кожи

     2.   ГОМОГЕННЫЕ МАЗИ -

это  мази, в состав которых   входят  лекарственные  средства, растворимые в основе или  смешивающиеся  с  основой.

  1. КЛАССИФИКАЦИЯ  ГОМОГЕННЫХ МАЗЕЙ -

К гомогенным мазям относятся:

  • мази-сплавы,
  • мази-растворы,
  • экстракционные мази.

  1. МАЗИ-СПЛАВЫ –

это сочетание нескольких плавких взаиморастворимых компонентов.

Получают путем сплавления твердых при обычных условиях веществ (масло какао, воск, парафин).

Сплавляют компоненты в фарфоровых чашках на водяной бане.

При небольших количествах мазей (не более 30,0) сплавление веществ, кроме тугоплавких, можно проводить в предварительно нагретой до 50-60 градусов фарфоровой ступке.

ОСНОВНОЕ  ПРАВИЛО:

сначала плавят тугоплавкие вещества (во избежание перегрева и пригорания компонентов), затем вводят легкоплавкие и жидкие ингредиенты.

Наиболее часто в аптеках изготавливают нафталанную, парафиновую, реже восковую, спермацетовую, диахильную мази.

МАЗЬ ДИАХИЛЬНАЯ - UNGUENTUM DIACHYLON

      Rp.: Vaselini

              Emplastri Plumbi simplicis ana

                                   M.D.

                                   Signa: Для повязок

Техника изготовления:

В ступке или фарфоровой  чашке на  водяной  бане расплавляют простой свинцовый пластырь, к полученному расплаву добавляют вазелин и перемешивают в ступке до полного охлаждения.

(Зачем перемешивают до полного охлаждения?

Ответ: Чтобы не было расслоения веществ.)

МАЗЬ НАФТАЛАННАЯ - UNGUENTUM NAPHTHALANI

Rp.:                   Naphthalani liquidi raffinati      70,0

                    Paraffini                                   18,0

                    Petrolati                                    12,0

                    M., f. unguentum. Da.

                    Signa: Для повязок

Техника изготовления:

Расплавляют петролат (t плавл. 60-62°С), к полученному расплаву при помешивании добавляют парафин (t плавл. 50-54°С) и в последнюю очередь нафталанную нефть. Сплав перемешивают в ступке до полного остывания.

Rp:         Cerae flavae                        2,0

Lanolini anhydrici

Olеi Persicorum     ana         5,0

Vaselini                        30,0

Misce, fiat unguentum. Da.

Signa: Мазь для смягчения кожи рук.

 

Техника изготовления:

Выписана мазь-сплав. Ступку и пестик нагревают в сушильном шкафу. Определяют массу тары без пробки, отмечают ее в ППК. (Зачем это делают?

Ответ: Чтобы во время проверки установить точное количество мази в банке и сделать вывод о качестве лек. формы).

На тарирных весах на листах вощеной бумаги взвешивают стружку воска, ланолин безводный, вазелин. Тарируют подставку и отвешивают персиковое масло.

В фарфоровой чашке на водяной бане плавят воск, добавляют вазелин, затем ланолин безводный и при перемешивании персиковое масло. Сплав из фарфоровой чашки переливают в теплую ступку (во избежание застывания и выделения тугоплавкого вещества).

Мазь перемешивают до охлаждения и получения мягкой однородной массы и переносят в широкогорлую банку известной массы, удаляют пустоты, укупоривают и оформляют по общим правилам.

(Почему используют широкогорлую банку? Ответ: Чтобы легче доставать мазь из банки).

(Как оформляют мазь к отпуску? Ответ: Этикетка «Наружное» с оранжевой сигнальной полосой. Дополнительные «Хранить в прохладном, защищённом от света месте»

  1. МАЗИ-РАСТВОРЫ –

это мази, в состав которых входят лекарственные средства, растворимые в основе.

Жирорастворимые лекарственные средства, растворимые в липофильной основе,  независимо от % концентрации, растворяют  в расплавленной основе с учетом  их растворимости и физико-химических свойств.

Анестезин (до 2%)

Кислота бензойная

Фенилсалицилат

Камфора                                  Твёрдые лек. средства

Ментол

Тимол

Фенол кристаллический

Летучие и пахучие лекарственные средства:

камфора

ментол

тимол

фенол кристаллический

растворяют в основе при температуре не выше 400 – 500С. (Почему?

Ответ: Чтобы лекарственные средства. не улетучились.)

Липофильные  жидкости  смешивают  с основой или их  можно  использовать  для  растворения жирорастворимых веществ

Винилин

Масляные растворы гормонов и витаминов

Скипидар                                                                  Жидкие лек. средства

Метилсалицилат

Масла эфирные.

Вазелиновое масло

Растительные масла

Rp.:         Mentholi                        0,3

Acidi carbolici

Anaesthesini      ana         0,2

Vaselini                        30,0

Misce, fiat unguentum Da.

Signa: Смазывать голень ноги при зуде.

Что такое карболовая к-та?

Ответ: Фенол

Расчет  %  к-ции анестезина

         30,7 – 0,2

       100,0 – х

             100 х 0,2

       х --------------- = 0,65%  < 2%

                  30,7

Техника изготовления:

Выписана мазь-раствор.

Тарируют фарфоровую чашку, отвешивают 30,0 вазелина на тарирных весах и 0,2 анестезина на ВР-1, нагревают на водяной бане при перемешивании до расплавления основы и растворения анестезина (меньше 2%). (% концентрация  лекарственных средств в мазях расчитывается  в общей массе мази, которая определяется строго  по рецепту).

Одновременно, на водяной бане в закрытом штангласе, расплавляют кристаллический фенол и отмеривают 8 капель фенола (1,0 расплавленного фенола - 40 капель), смешивают.

Или второй способ введения фенола.

Снимают чашку с водяной бани и при температуре не более 40 градусов (ментол и фенол кристаллический летучи) растворяют в теплом растворе вначале 0,2 фенола, затем  0,3 ментола, взвешенных на специальных весах.

Мазь переносят в ступку, перемешивают до охлаждения, помещают в отпускную банку, укупоривают, оформляют к отпуску, этикеткой «Наружное» выписывают ППК:

«Хранить в прохладном,  защищеном от света месте», «Обращаться осторожно!» Опечатать!

ППК:

Vaselini                                30,0 (t0 С)

Anaesthesini                        0,2

Acidi carbolici crystallisati guttas VIII (0,2)

Mentholi                                0,3

Mо = 30,7        M(T б\к)=

Rp.: Camphorae                1,0                       Camphorae                    1,0

       Vaselini                      6,0                       Paraffini                        0,8

       Lanolini anhydrici       3,0                       Lanolini anhydrici          2,4

       Misce, fiat unguentum. Da.                    Vaselini                         5,8

       Signa: Для втираний в плечо                Misce, fiat unguentum. Da.  

                                                                      Signa: Для втираний  в плечо

Техника изготовления:

Это мазь-раствор

Мазь готовят  сразу  в банке  для  отпуска. Тарируют мазевую банку, взвешивают 3,0  ланолина безводного, 6,0 вазелина и содержимое  плавят на водяной бане.  В полученном расплаве, охлажденном до 45-50°С, растворяют камфору и помешивают до охлаждения.

Оформляют  к отпуску (это все Вы увидите в заключении лекции).

Мази - растворы получают и при растворении водорастворимых лекарственных средств в воде и других гидрофильных жидкостях, если в качестве основы используют гидрофильную основу: (желатин-глицериновую,  мыльно-глицериновую, крахмально-глицериновую основу).

Гидрофильные основы - это лучшие основы для введения анестезирующих лекарственных средств, так как легко их высвобождают и обеспечивают всасывание.

В анестезиологии применяют дикаиновую мазь на 7% крахмально-глице-риновом геле. Мазь применяют свежеизготовленной!

Rp:         Dicaini                        0,05

Unguenti Glycerini         10,0

Misce, fiat unguentum. Da.

Signa: Мазь для носа.

Техника изготовления:

Выписана мазь-раствор на гидрофильной основе. Дикаин растворяют в воде.

Рецепт  бланк  148-1/у-88, т.к. дикаин находится на ПКУ

Состав глицериновой мази: 

крахмала                          7,0    -  0,7

воды очищенной                   7,0    -  0,7

глицерина                        93,0   -   9,3

                                                100,0   - 10,0

Почему 100,0 основы, а не 107,0?

Ответ: Вода при нагревании  испаряется.

Растворимость дикаина в воде 1:10, следовательно, требуется 0,5 мл воды очищенной. Водные растворы легко смешиваются с глицериновой мазью.

Предварительно готовят крахмально-глицериновый гель. Тарируют фарфоровую чашку известной массы, взвешивают на ВР-5 0,7 крахмала, смачивают его в чашке с 0,7 мл (14 кап.)  воды, оставляют на 1-2 минуты для набухания, затем взвешивают в чашку 9,3 глицерина, тщательно перемешивают до однородности смеси, нагревают на сетке до образования прозрачного бесцветного геля. Охлаждают.

Проверяют массу геля, которая должна быть 10,0, Недостаток восполняют водой очищенной при перемешивании.

У провизора-технолога получают 0,05 дикаина, соответственно оформив обратную сторону рецепта. (Как оформляют обратную сторону рецепта? Ответ: Название лекарственного средства на латинском языке; количество – числом и прописью; отпустил – подпись; получил – подпись; дата) Растворяют дикаин в ступке 0,5 мл воды и небольшими порциями добавляют глицериновую мазь из фарфоровой чашки, постоянно перемешивая.

Мазь помещают в банку для отпуска. Оформляют основной этикеткой «Мазь. Наружное», предупредительными: «Хранить в прохладном, защищенном от света месте», «Обращаться осторожно!». Банку опечатывают, выдают сигнатуру.

Выписывают ППК:         Amyli                        0,7

Aquae purificatae                0,7 ml

Glycerini                        9,3

Mо =  10,0

Dicaini                        0,05

Aquae purificatae                0,5 ml (gtts X)

Mо= 10,05

М(Тб\к)=

 (Вспомогательные жидкости в общую массу мази не учитывают – приказ №305)

  1. МАЗИ ЭКСТРАКЦИОННЫЕ

Мази экстракционные получают экстрагированием измельченного растительного сырья расплавленной основой или одним из его компонентов, чаще всего жидким.

Изготавливают мази на кипящей водяной бане при периодическом помешивании в течение 30 минут (иногда до 2-3 часов).

Иногда экстракцию осуществляют при комнатной температуре, но более продолжительное время, чем при нагревании.

   Для лечения простого герпеса применяют извлечение из цветков календулы на оливковом масле в соотношении 1:10.

Для лечения ревматических болей, подагры применяют ромашковое масло, изготавливаемое в соотношении 1:5.

Rp.:         Florum Chamomillae           20,0                            (1 : 5)

Olei Olivarum                100,0

Camphorae                        10,0

Extrahe et misce, ut fiat unguentum. Da.

Signa: Для втирания.

20,0 сухих, мелко измельченных цветков ромашки, настаивают на водяной бане при периодическом перемешивании в течение 2 часов в 100,0 оливкового масла. Масляное извлечение в горячем виде фильтруют через тонкое полотно во флакон для отпуска известной  массы, сырье отжимают. Доводят массу линимента до 100,0 маслом оливковым.

В теплом извлечении (tо=40оС) растворяют 10,0 камфоры, в случае необходимости, вновь фильтруют.  Оформляют к отпуску: «Наружное»  «Хранить в прохладном, защищенном от света  месте».

В качестве ранозаживляющего, антиаллергического и противомикробного средства применяют масляный экстракт травы сушеницы топяной. Аналогичным действием обладает мазь, содержащая в своем составе масляный экстракт сушеницы топяной.

Rp:         Extracti herbae Gnaphalii oleosi         40,0            ( 1 : 10 )

Emulgentis T-2                                10,0

Aquae purificatae                                50 ml

Misce, ut fiat unguentum Da.

Signa: Для салфеток на рану.

Мелко измельченную траву в течение 30 минут настаивают на водяной бане с подсолнечным маслом в соотношении 1:2 и эмульгатором Т-2. Фильтруют в теплом виде, отжимают, доводят до массы 40,0.

Масляный экстракт используют для изготовления мази.

 

В случае отсутствия эмульгатора Т-2, можно использовать ланолин водный из расчета вместо 10,0 эмульгатора Т-2 - 30,0 ланолина водного, который смешивают с готовым масляным извлечением, добавляют воду и эмульгируют до готовности мази.

Rp.:         Propolis                        33,0

Vaselini                        70,0

Lanolini anhydrici         30,0

Misсe. Da.

Signa: Наносить на ожоговую поверхность

На водяной бане сплавляют ланолин безводный с вазелином, добавляют 33,0 измельченного прополиса, настаивают в закрытом сосуде при перемешивании 10 минут и процеживают горячим через 2-3 слоя марли. Применяют при ожогах, ранах, кожных заболеваниях, мастопатии (Выступление студентки-выпускницы с презентацией «Изготовление мази с прополисом»)

БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЗЕЙ

Максимальный терапевтический эффект и минимальное побочное действие в мазях обеспечивают:

  1. Правильный выбор основы ( вспомогательного вещества ), которая определяет скорость высвобождения лекарственного средства из лекарственной формы и всасывание его в организм. (Пример мази дикаиновой)
  2. Степень дисперсности лекарственных средств, а следовательно, полнота и сила действия его.( Что быстрее всасывается: вещество в виде ионов и молекул или твёрдые частицы?)
  3. Знание физико-химических свойств лекарственных средств и правильное введение веществ в основу. (Если не соблюдать температурный режим лекарственное средство улетучивается, а, следовательно, это ведёт к потере его концентрации и иному терапевтическому действию).
  4. Правильный выбор лекарственной формы. (Известно, что те лекарственные средства, которые нельзя применять через желудочно-кишечный тракт, используют в виде мазей на всасывающихся основах. Они оказывают общее и резорбтивное действие.)

Для выявления уровня первичного запоминания, студентам задать следующие вопросы  фронтально  на  выбор  преподавателя

  1. В какой концентрации изготавливают мазь, если в рецепте концентрация лекарственных средств не указана?

Ответ: 10%, за исключением лекарственных средств наркотических, ядовитых и сильнодействующих, а также фармакопейных мазей.

  1. На какой основе изготавливают мазь, если в рецепте основа не указана?

Ответ: На вазелине; основе, указанной в частных статьях; основу подбирают с учетом физико-химической совместимости компонентов мази.

  1. Какие лекарственные средства образуют гомогенные мази?

Ответ: Камфора, ментол, фенилсалицилат, тимол, анестезин в концентрации до 2%.

  1. Как вводят в основу вышеперечисленные лекарственные средства?

Ответ: Растворяют в расплавленной и охлажденной до 45-500С основе.

(Исключение – анестезин, фенилсалицилат, кислота бензойная).

  1. Как сохранить консистенцию мази в жаркое время года?

Ответ: Заменить до 10% вазелина уплотнителем (парафином).

И другие вопросы по усмотрению преподавателя.

Приложение № 4

ВЫВОДЫ ПО ЛЕКЦИИ №30.

Мази – это мягкая лек. форма для наружного применения.

Классификация мазей:

1. По составу

2. По назначению

3. По области применения

4. По характеру и скорости воздействия:

5. По консистенции:

  • собств. мази
  • пасты
  • кремы
  • гели
  • линименты
  • мазевые карандаши

6.

Классификация основ

7. По типу дисперсной системы:

Мази-сплавы – получают путем сплавления компонентов (диахильная мазь).

Экстракционные мази – получают путем извлечения действующих веществ из лек. раст. сырья расплавленной основой (мазь прополиса).

Мази-растворы – получают путем растворения лек. средств в основе (мазь камфорная).

Если не указана основа, то:

  1. готовят по прописи, утвержденной   НД;
  2. используют вазелин;
  3. фармацевт сам подбирает основу с учетом совместимости лек. средств.

Если не указана концентрация:

  1. готовят 10%;
  2. готовят по прописи, утвержденной НД;
  3. у лек. средств наркотических, ядовитых и сильнодействующих концентрация должна быть указана.

Знать фармакопейные мази наизусть.

Приложение № 5

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

  • Мазь
  • Гомогенная мазь
  • Основа:
  • Липофильная основа
  • Гидрофильная основа
  • Классификация
  • Концентрация
  • Сплав
  • Раствор
  • Экстракционная мазь
  • Лекарственное средство
  • Лекарственное растительное сырье
  • Лекарственное животное сырье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия кружка на тему: «Чистая вода»

В данной методической разработке раскрывается роль питьевой воды в жизни человека, влияние ее качества на здоровье как подрастающего поколения так и человечества в целом. К сожалению, экологическая си...

методическая разработка открытого теоретического урока "Борщи. Разновидности борщей"

В методической разработке представлены план урока и инструкционные карты, схемы, рабочая тетрадь и тестовые задания по профессиональному модулю  "Приготовление перых блюд и соусов" по профессии 1...

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»

Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ - С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: МЕНЕДЖМЕНТ НА ТЕМУ: «Сущность и необходимость контроля, виды контроля»

В методической разработке рассмотрены сущность и виды контроля с применением информационно-коммуникационных технологий. Приведены варианты индивидуальных заданий, авторская презентация. Методическая р...

Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечение

Методическая разработка открытого теоретического занятия по теме Санаторно-курортное лечениеМетодическая разработка занятия по теме «Санаторно-курортное лечение» предназначена для проведения преподава...

Методическая разработка открытого учебного занятия по теме "УРОК-ИГРА «Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса специальность 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Методическая разработка открытого учебного занятияпо МДК "Компьютерная обработка документов"УРОК-ИГРА«Обобщение знаний по теме «СУБД MS Access» для студентов 2 курса с...