МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»
методическая разработка на тему
В работе фармацевта необходимы знания по данной теме. В настоящее время в лекарственной терапии многих заболеваний используются высокоэффективные препараты. Основными путями введения их в организм остаются пероральный и инъекционный. Однако, лек. средства, введенные этими способами, имеют наряду с положительными сторонами и отрицательные (невозможность использования при заболеваниях печени, ЖКТ, большое число побочных эффектов, разрушение многих лекарственных средств желудочным соком). Поэтому, особенно при амбулаторном лечении, мази и суппозитории являются одними из самых рациональных лек. форм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАПОУ КО
«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность: 33.02.01 «Фармация»
Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм
МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»
Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм
Семинар № 6
«Линименты. Мази.
Пасты. Суппозитории»
Подготовила: Бурнышева В.Т.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм
ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»
ЦЕЛИ:
1. Учебные:
- Проверить уровень усвоения знаний по теме «Линименты. Мази. Пасты. Суппозитории».
- Систематизировать и обобщить знания, умения студентов по данной теме.
- Расширить и углубить знания, умения студентов по данной теме.
- Контроль уровня овладения способами деятельности и применения их в схожих ситуациях (по образцу).
- Контроль и коррекция знаний, умений, навыков студентов.
- Развивать умение проявлять и применять способности комплексно использовать знания, полученные в новой нестандартной ситуации при решении задач.
2. Воспитательные:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
- Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
- Воспитывать профессиональную и информационную культуру.
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 02).
- Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности, противопожарной безопасности (ПК 2.4).
3. Развивающие:
- Формировать навыки своего профессионального мышления и поведения, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 03).
- Развивать умения применять свои знания на практике (контролировать и оценивать результаты своих действий).
- Развивать готовность к инновациям в области проф. деятельности.
- Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7).
ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:
- Линименты как лек. форма
- Классификация линиментов
- Требования ГФ к мазям
- Фармакопейные мази
- Состав и свойства, изготовление часто употребляемых основ
- Классификация мазей
- Общая технология мазей, паст, линиментов
- Требования ГФ к суппозиториям
- Виды суппозиториев
- Способы выписывания рецептов на суппозитории
- Хранение и отпуск мазей, паст, линиментов и суппозиториев
ВИД СЕМИНАРА: контрольно-нацеливающий.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: проблемно-развивающий.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Лаборатории № 208, 209.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 90 мин.
ОБОРУДОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
ГФ-X, XI, XIII Табл. ВРД, ВСД ядовитых и сильнодействующих лек. ср-в, варианты заданий.
МДС:
Лат. яз. «Особенности произнош. согл. Диграфы», «Прилаг. 2 гр.»
Орг. химия «Жиры», «Гетероциклич. соединения», «Алканы»
Фармакология «Ср-ва, влияющ. на ЖКТ», «Слабительные средства», «Седативные ср-ва», «Ср-ва, влияющ. на афферентную НС», «Антибиотики», «Антисептич. и дез. ср-ва»
МДК 02.02. «Фенокислоты и их производные», «Ароматические аминокислоты и их производные»
Общая и неорг. химия «Галогены. Р-элементы», «Халькогены»
Анал. химия «Кач. реакции на катионы 4 анал. гр.», «Алканы», «Углеводы»
Микробиол. «Стерилизация. Дезинфекция»
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
- ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
- ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
- ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.
УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ: 2
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:
- Организационный момент. Мобилизация аудитории 2 мин.
- Постановка цели занятия и ее мотивации 3 мин.
- Контроль и обобщение знаний: 77 мин.
- фронтальный опрос 7 мин.
- индивидуально-уплотненный опрос 18 мин.
- письменный опрос 15 мин.
- решение ситуационных задач 20 мин.
- объективное тестирование 17 мин.
- Подведение итогов, задание на дом 8 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Мобилизация аудитории.
Преподаватель приветствует студентов, обращает внимание на внешний вид студентов, принимает рапорт дежурного о готовности кабинета и студентов к занятию, отмечает отсутствующих. Выясняет, есть ли вопросы по заданию на самоподготовку. Возникшие вопросы разбирают совместно со студентами; дополнения делает преподаватель.
2. Постановка цели занятия, ее мотивация.
Преподаватель называет тему семинара и его цели. Затем говорит о том, что в работе фармацевта необходимы знания по данной теме. В настоящее время в лекарственной терапии многих заболеваний используются высокоэффективные препараты. Основными путями введения их в организм остаются пероральный и инъекционный. Однако, лек. средства, введенные этими способами, имеют наряду с положительными сторонами и отрицательные (невозможность использования при заболеваниях печени, ЖКТ, большое число побочных эффектов, разрушение многих лекарственных средств желудочным соком). Поэтому, особенно при амбулаторном лечении, мази и суппозитории являются одними из самых рациональных лек. форм. Преподаватель показывает на примерах преимущество суппозиторий перед пероральными и инъекционными лек. формами на основании биофармацевтических исследований, обращает внимание студентов на качество изготовления данных лек. форм.
Особенность семинара заключается в том, что на нем присутствует 18 студентов. Провести контроль знаний по всем видам опроса одному преподавателю сложно, поэтому предлагается 2 хорошо успевающих студента в помощники преподавателю, которые раздают и собирают задания, проверяют их по критерию, анализируют, результат доводят до сведения студентов.
3. Контроль знаний и обобщений знаний.
I. Фронтальный опрос.
Каждому студенту задается один вопрос, который оценивается в 0,2 балла
1. Что называется?:
□ Мазями
□ Пастами
□ Линиментами
□ Суппозиториями
2. Назвать лекарственные средства:
□ Растворимые в жирах
□ Растворимые в воде
□ Не растворимые ни в жирах, ни в воде
3. Как вводятся лек средства в суппозиторную основу при методе ручного выкатывания:
□ Не растворимые ни в жирах, ни в воде
□ Растворимые в жирах
□ Растворимые в воде
Вопросы фронтального опроса представлены на экране. После ответа студента, правильность ответа представлена отдельным слайдом.
II. Индивидуально – уплотненный опрос (Приложение № 2)
Данный вид контроля проводится по фармакопейным мазям, пастам, линиментам. Составлено 18 вариантов. Каждый, за исключением № 9, включает одну фармакопейную мазь. Время для самоподготовки и опроса – 10-12 мин. Студенты в течение 1-2 мин обдумывают ответ на вопрос, делают записи, если это необходимо, и отвечают устно.
При ответе на задание студенты должны знать:
- Состав мази
- % содержание лек. средства
- Тип мази
- Действие
- Особенности изготовления
- Применение мази
Все варианты задания отпечатаны на одном листе, поэтому вслух задание не читается, а студент сразу же дает ответ. Во время ответа на экране высвечивается задание, а после ответа студента – следует правильный ответ. Студенты внимательно слушают, исправляют и дополняют ответы друг друга.
По этому опросу студент получает – 1балл
III. Контроль знаний методом объективного тестирования (Приложение № 3)
Составлены 3 варианта по 15 заданий.
Тип теста: выбрать все правильные ответы.
Максимальное количество правильныхответов – 24.
По тесту студент может получить – 5 баллов.
Критерий оценки тестового контроля:
24-22ответов – 5
21-19 ответов - 4
18-16 ответов - 3
15 и < ответов - 2
После проверки теста анализируется результат, выбираются задания, где допущены общие ошибки и доводятся до сведения студентов. Студенты самостоятельно должны огласить правильный ответ.
IV. Письменный опрос (Приложение № 4)
Составлено 9 вариантов по 1 заданию на суппозитории (свечи, шарики, палочки). Время на опрос отводится в течение 15 мин. При ответе на задание студенты пользуются таблицей ВРД и ВСД ядовитых и сильнодействующих лек. средств для взрослых и детей.
Вариант включает 1 рецептурную пропись на суппозитории, где необходимо:
- Выписать рецепт на латинском языке – 0,9 баллов;
- Сделать расчет лек. средств и основы, указать общую массу и массу одного суппозитория – 0,3 балла;
- Проверить дозы лек. средств – 0,3 балла;
- Указать, как ввести лек средство в основу – 0,3 балла.
Рецепт оценивается в 1,8 балла.
V. Решение ситуационных задач (Приложение № 5)
Работа малыми группами. Студенты объединяются в маленький коллектив по 2 чел. Им предлагается ситуационная задача. Всего составлено 9 ситуационных задач, которые отпечатаны на одном листе. Студенты решают в течение 10 мин. одну из предложенных задач, а по истечении времени, преподаватель предлагает одному студенту, который, не читая задачу, дает ответ на поставленный вопрос. Остальные студенты внимательно слушают, комментируют ответ, дополняют и исправляют его, если это необходимо.
По этому заданию студент может получить 2 балла
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СЕМИНАРА
№ | ФИО | Фронт. опрос | Инд.- упл. опрос | Тест. опрос | Письм. опрос | Ситуац. задачи | Сумма баллов |
0,2 | 1,0 | 5,0 | 1,8 | 2,0 | 10 |
10-9 баллов - 5
8,9-8 баллов - 4
7,9-7 баллов - 3
6,9 и < баллов - 2
VI. Преподаватель подводит итог семинара, работает с критерием, а в это время на экране идет демонстрация кратного итога темы «Линименты. Мази. Пасты. Суппозитории», который комментирует один из студентгов.
4. Подведение итогов.
Преподаватель анализирует проведенный семинар с учетом всех факторов и элементов занятия, делает вывод о качестве подготовки студентов, отмечает хорошо подготовленных студентов и слабые ответы. Выставляет каждому студенту оценки, комментирует их, сообщает о важности умения студентов применять в практике теоретические знания. Преподаватель спрашивает у студентов, достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия, освоены ли данные темы, какие компетенции, общие и профессиональные были закреплены. Обращает внимание студентов на роль помощников, которые показали хорошую теоретическую и практическую подготовку, умение работать под руководством преподавателя и в команде, умение объективно анализировать и оценивать ответы студентов, грамотно управлять учебным процессом.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):
Основная литература:
- Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 254-256, 243-260, 262-281
- Конспект лекций.
- Выполнение расчетов и описание технологии изготовления линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
- Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
- Выполнение реферативных работ и подготовка презентаций.
Дополнительная литература:
- Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 382-425, 434-462
- Мет. пособие по теме: «Линименты, мази, пасты»
Приложение № 1. Методические рекомендации студентам для самоподготовки к семинарскому занятию.
Приложение № 2. Индивидуально-уплотненный опрос.
Приложение № 3. Контроль знаний методом объективного тестирования.
Приложение № 4. Письменный опрос.
Приложение № 5. Ситуационные задачи.
Приложение № 6. Критерий оценки семинара.
Приложение № 1.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 33.02.01
Профессиональный модуль ПМ.02: Изготовление лек. форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля.
Раздел ПМ 1. Изготовление лекарственных форм.
МДК 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм».
Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 6.
ТЕМА: «ЛИНИМЕНТЫ. МАЗИ. ПАСТЫ. СУППОЗИТОРИИ»
МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:
Мази и суппозитории — одни из древнейших лек. форм, не утратившие своего значения и в современной медицине.
Основная группа мазей — это лечебные мази, применяемые как в дерматологии для терапии заболеваний и повреждений кожи, так и в отоларингологии, офтальмологии, гинекологии и т.д.
Возросло значение суппозиториев как средства быстрой доставки лек. средств в случаях, угрожающих жизни, для купирования кризов, быстрого восстановления сердечного ритма, что весьма перспективно в педиатрии и гериатрии. Как мази, так и суппозитории применяются как для местного, так и для общего действия на организм.
Знания и умения, приобретаемые по данному разделу, будут использованы при последующем изучении тем «Глазные мази», «Детские лек. формы», в фарм. химии − анализ мягких лек. форм и суппозиториев, в курсе фармакологии − терапия с использованием различных путей введения лек. средств.
ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ:
- Закрепить, углубить, систематизировать теоретические знания по данной теме.
- Усвоить принцип:
- Выбора основы.
- Расчета вспомогательных жидкостей.
- Введения лек. средств в основу в зависимости от их физико-химических свойств и % содержания.
- Определять тип мази, ее действие на организм.
- Выписывать рецепты на мази и суппозитории, проверять дозы в суппозиториях.
После самостоятельного изучения материала студенты должны ЗНАТЬ:
- Линименты как лек. форма.
- Классификация линиментов.
- Требования ГФ к мазям.
- Фармакопейные мази.
- Состав и свойства, изготовление часто употребляемых основ.
- Классификация мазей.
- Общая технология мазей, паст, линиментов.
- Требования ГФ к суппозиториям.
- Виды суппозиториев.
- Способы выписывания рецептов на суппозитории.
- Хранение и отпуск.
ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ: 90 минут.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: лаборатории № 208, 209
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:
- Линименты, определение.
- Классификация линиментов.
- Изготовление гомогенных и гетерогенных линиментов.
- Линимент Вишневского, летучий линимент.
- Хранение и отпуск линиментов.
- Мази, определение.
- Основы для мазей. Классификация мазевых основ.
- Мази как официнальная лек. форма.
- Общая технология мазей.
- Биофармацевтические аспекты в технологии мазей.
- Введение лек. средств в мазевые и суппозиторные основы.
- Гомогенные мази: мази-сплавы, мази-растворы, экстракционные мази.
- Гетерогенные мази: суспензионные, эмульсионные, комбинированные.
- Оформление, хранение и отпуск мазей и суппозиториев.
- Пасты, определение, классификация.
- Изготовление паст.
- Оформление и отпуск паст.
- Суппозитории, определение, классификация.
- Основы для суппозиториев, классификация.
- Способы выписывания рецептов на суппозитории.
- Технология суппозиториев.
- Метод выкатывания.
- Метод выливания.
- Метод прессования.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
- Мази, определение.
- Классификация мазей по консистенции.
- Классификация мазей по физико-химическим свойствам и по характеру распределения лек. средств в основе.
- Классификация мазей по мед. назначению. От чего зависит действие лек. средств, применяемых в виде мазей?
- В какой концентрации и на какой основе готовят мази, если в рецепте это не указано?
- Каков состав ланолина водного?
- Как ввести в основу лек. средства, не растворимые в жирах?
- Как ввести в основу лек. средства, не растворимые ни в воде, ни в жирах?
- Какие лек. средства, растворимые в воде, в дерматологические мази вводятся как ни в чем не растворимые?
- Назвать лек. средства, которые в дерматологические мази вводят растворенными в воде?
- Назвать состав фармакопейных мазей и их типы: серной, оксида ртути желтой, камфорной, с калия иодидом, цинка оксидом.
- Что такое линименты, их состав, типы?
- Состав, изготовление, тип летучего линимента, линимента Вишневского?
- Что такое пасты, классификация паст?
- Состав, изготовление цинковой пасты и пасты Лассара?
- Что называется суппозиториями?
- Требования ГФ к суппозиториям?
- Какие основы применяют при изготовлении суппозиторииев?
- Какими способами выписывают рецепты на суппозитории?
- Как вводят лек. средства в суппозитории при методах выливания и ручного выкатывания?
- Как проверить качество суппозиториев?
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
- Изучить материал по основной и дополнительной литературе.
- Сделать расчеты по следующим рецептам:
В: Димедрола
Ментола по 0,25
Ланолина
Вазелина по 7,5
См. Д.
Об. Для втирания в кожу голени.
В: Камфоры 0,3
Дерматола
Ихтиола по 1,0
Ланолина
Вазелина по 5,0
См. Д.
Об. Смазывать пораженные участки кожи
В: Морфина гидрохлорида 0,02
Анальгина 0,2
Масла какао 2,0
Смешай, пусть образуется свеча.
ДТД № 4.
Об. По 1 свече на ночь.
В: Кислоты молочной 0,05
Хинозола 0,1
Масла какао сколько нужно
Смешай, пусть образуется шарик.
ДТД № 20.
Об. По 1 шарику 2 раза в день.
В: Протаргола 0,2
Масла какао сколько нужно
Смешай, пусть образуются палочки № 4 длиной 3 см, диаметром 3 мм.
Д.
Об. По 1 палочке в свищевой ход.
В ходе семинарского занятия студенты
приобретают следующие КОМПЕТЕНЦИИ:
1. ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.
- ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.
- ПК 2.2. Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.
- ПК 2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, техники безопасности и противопожарной безопасности.
- ПК 2.5. Оформлять документы первичного учета.
- ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению, в том числе, по льготным рецептам и по требованиям учреждений здравоохранения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (домашнее задание):
Основная литература:
- Уч. В.И. Погорелов «ФТ» Р-на-Д, Феникс, 2002, стр. 254-256, 243-260, 262-281
- Работа с уч. лит-рой.
- Выполнение расчетов и описание технологии изготовления линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
- Решение профессиональных задач по изготовлению, оформлению и отпуску линиментов, мазей, паст, суппозиториев.
- Выполнение реферативных работ и подготовка презентаций.
Дополнительная литература:
- Уч. И.И. Краснюк, К.В. Михайлова, Л.И. Муравьев «ФТ», И. Изд. группа «Геобар-Медиа», 2011 г. стр. 382-425, 434-462
- Мет. пособие по теме: «Линименты, мази, пасты»
Приложение № 2
ИНДИВИДУАЛЬНО-УПЛОТНЕННЫЙ ОПРОС
ВАРИАНТ 1
Мазь камфорная (старый состав)
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 2
Мазь с калия иодидом
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 3
Мазь с оксида ртути желтой
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 4
Мазь серная
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 5
Мазь прополиса
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 6
Паста Лассара
Состав
Особенность изготовления
Применение
ВАРИАНТ 7
Линимент Вишневского
Состав
Тип
Рациональный способ изготовления
ВАРИАНТ 8
Линимент Розенталя
Состав
Тип
Особенности изготовления
Особенности применения
ВАРИАНТ 9
Мазь цинковая, стрептоцидовая
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 10
Линимент летучий
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 11
Мазь фурацилиновая
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 12
Мазь метилурациловая
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 13
Мазь с этакридином лактатом
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 14
Мазь ихтиоловая
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 15
Мазь нафталанная
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 16
Мазь камфорная (новый состав)
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
ВАРИАНТ 17
Эмульсионная основа
Состав
Особенность изготовления
В каких мазях используется?
ВАРИАНТ 18
Мазь амидохлорная
Состав, %
Тип
Действие
Особенность изготовления
Приложение № 3
ГАПОУ КО
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»
Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм
МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»
Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
методом объективного
тестирования
к семинарскому занятию № 6
ВАРИАНТ № 1
В тестовых заданиях выберите все правильные ответы.
ЗАДАНИЕ № 1.
В какой концентрации готовится мазь эфедрина гидрохлорида, если концентрация в рецепте не обозначена?
А. 20%
Б. 10%
В. 1%
Г. концентрация должна быть указана
Д. 33%
ЗАДАНИЕ № 2.
Сделайте вывод о качестве лек. препарата изготовленного по прописи:
В: Мази камфорной 10%-10,0
Д.
Об. Втирать в кожу голени.
Для изготовления лек. формы фармацевт взял 1,0 камфоры, 1,0 вазелинового масла, 8,0 вазелина.
А. Удовлетворительно.
Б. Неудовлетворительно: вазелиновое масло брать не надо, основа взята неверно.
В. Неудовлетворительно: вазелиновое масло надо брать 1/2 от массы камфоры.
Г. Неудовлетворительно: нужно брать основу состава: ланолин безводный и вазелин в соотношении 3:6.
Д. Неудовлетворительно: вазелина надо взять 9,0.
ЗАДАНИЕ № 3.
Особенности введения цинка оксида в мазь по прописи:
В: Мази цинковой 2%-10,0
Д.
Об. Для повязок.
А. Цинка оксид растворяют в равном количестве подходящей к основе жидкости.
Б. Цинка оксид растирают с ½ от его массы вазелиновым маслом.
В. Цинка оксид растворяют в части расплавленной основы.
Г. Цинка оксид растирают с частью расплавленной основы.
Д. Цинка оксид растирают с равным количеством воды.
ЗАДАНИЕ № 4.
В линименте Вишневского ксероформ можно заменить:
А. стрептоцилом
Б. йодоформом
В. дерматолом
Г. оксидом цинка
Д. серой
ЗАДАНИЕ № 5
Проверить дозы по прописи:
В: Новокаина 0,1
Масло какао сколько нужно
Пусть образуются палочки длиной 3 см и диаметром 4 мм № 5
Д.
Об. По 1 палочке в свищевой ход 2 раза в день
А Б В Г Д
РД 0,02 0,1 0,1 0,02 0,02
СД 0,02 0,2 0,1 0,4 0,04
ЗАДАНИЕ № 6
Указать предельную массу вагинальных суппозиториев.
А Б В Г Д
1,5-6,0 1,0-4,0 1,5-4,0 1,0-6,0 0,5-6,0
ЗАДАНИЕ № 7
Указать коэффициент, который используют при изготовлении суппозиториев методом выливания.
А. Коэффициент пересчета
Б. Коэффициент увеличения объема
В. Обратный заместительный коэффициент
Г. Коэффициент водопоглощения
Д. Изотонический эквивалент по натрию хлориду
ЗАДАНИЕ № 8.
К какой группе по типу дисперсной системы относятся мази:
1. Гомогенные А. Мазь ментоловая
Б. Мазь серная
2. Гетерогенные В. Мазь цинковая
Г. Мазь калия иодида
Д. Мазь прополиса
ЗАДАНИЕ № 9.
Какой тип дерматологической мази образуют нижеперечисленные лек. средства.
- Камфора А. Мазь – раствор
- Ксероформ Б. Мазь – эмульсия
- Новокаин В. Мазь – комбинированная
- Ртути оксид желтой Г. Мазь – сплав
- Резорцин Д. Мазь – суспензия
- Колларгол
ЗАДАНИЕ № 10.
Указать состав линимента летучего:
А. масло подсолнечное – 74,0
раствор аммиака 10% - 25 мл
кислоты олеиновой – 1,0
Б. масло подсолнечное – 75,0
раствор аммиака 10% - 24 мл
кислоты олеиновой – 1,0
В. масло подсолнечное – 75,0
раствор аммиака 25% - 25 мл
кислоты олеиновой – 1,0
Г. масло подсолнечное – 74,0
раствор аммиака 10% - 26 мл
ЗАДАНИЕ № 11.
Парафин в мази камфорной нового состава играет роль:
А. эмульгатора
Б. стабилизатора
В. уплотнителя
Г. лекарственного средства
Д. поверхностно активного вещества
ЗАДАНИЕ № 12.
Если в рецепте масса масло-какао не указана, то ректальные суппозитории готовят массой:
А. 4,0
Б. 6,0
В. 3,0
Г. 5,0
Д. 1,5
ЗАДАНИЕ № 13.
Особенности изготовления мази ртути оксида желтой:
- Готовят на основе ланолин безводный и вазелин в соотношении 1:5.
- Отвешивают ртути оксид желтой на кружках фильтровальной бумаги.
- Нельзя пользоваться металлическим шпателем.
- Мазь отпускают с дополнительной этикеткой «Хранить в защищенном от света месте».
- Мазь отпускают с дополнительной этикеткой «Обращаться осторожно!».
- Первым в ступку помещают ртути оксид желтый, т.к. лек. средство выписывают в малых количествах, во избежание потерь.
А. 1,4,6
Б. 1,3,5
В. 1,3,4
Г. 3,4,6
Д. 2,3,5
ЗАДАНИЕ № 14.
Какие из перечисленных ниже основ относятся к гидрофильным?
- Свиной жир А. 1,5,6,9,10
- Эмульгатор Т-2
- Твин – 80 Б. 4,7,8,11
- Крахмально-глицериновая
- Ланолин В. 3,5,6,8,11
- Вазелин
- Желатино-глицериновая Г. 1,4,6,8,10
- Метилцеллюлоза (МЦ)
- Нафталанская нефть Д. 2,5,7,9,11
- Церезин
- Колагеновые основы
ЗАДАНИЕ № 15.
Укажите лек. средства, которые в дерматологические мази вводят по типу суспензий:
- Стрептоцид А. 2,4,6,8,10
- Серебра нитрат
- Анестезин (более 2%) Б. 1,2,3,4,5,
- Экстракты (сухие и густые)
- Цинка оксид В. 1,3,5,9
- Эфедрина гидрохлорид
- Ихтиол Г. 4,5,6,7,8,9
- Новокаин
- Цинка сульфат Д. 2,3,4,5,9
- Пилокарпина гидрохлорид
ГАПОУ КО
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»
Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм
МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»
Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
методом объективного
тестирования
к семинарскому занятию № 6
ВАРИАНТ № 2
В тестовых заданиях выберите все правильные ответы.
ЗАДАНИЕ № 1.
В какой концентрации готовится мазь, если концентрация в рецепте не обозначена?
А. 1%
Б. 10%
В. 5%
Г. 2%
Д. Концентрация должна быть указана.
ЗАДАНИЕ № 2.
Оцените качество лек. препарата по ППК, изготовленного по прописи:
В: Линимента летучего 100,0
Д.
Об. Для повязок.
ППК:
Масла касторового 75,0
Раствора аммиака 10% - 25 мл
А. Неверно, нужно взять 25% раствор аммиака.
Б. Все верно.
В. Неверно, масло нужно брать подсолнечное.
Г. Неверно, надо взять 74,0 масла касторового.
Д. Неверно, надо взять 15 мл 10% раствора аммиака
ЗАДАНИЕ № 3.
Особенности введения серы в мазь по прописи:
В: Мази серной 3%-10,0
Д.
Об. Для повязок.
А. Серу растирают с 1/2 от ее массы подходящей к основе жидкости.
Б. Серу растворяют в равном количестве вазелинового масла.
В. Серу растворяют в части расплавленной основы.
Г. Серу растирают с частью расплавленной основы.
Д. Серу растирают с равным количеством воды очищенной.
ЗАДАНИЕ № 4.
Выберите правильный расчет для предложенного рецепта:
В: Ментола 0,1
Протаргола 0,2
Ланолина 2,0
Вазелина 8,0
См. Д.
Об. Для повязок.
А | Б | В | Г | Д | |
Ментол | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Протаргол | 2,0 | 0,2 | 2,0 | 0,2 | 0,2 |
Глицерин | 0,4 | 0,1 | 0,2 | 0,1 | - |
Вода оч. | 1,4 | 1,5 | 0,8 | 0,6 | 0,6 |
Ланолин | 2,0 | 1,0 | - | - | 2,0 |
Ланолин б/в | - | 1,5 | 2,0 | 1,4 | - |
Вазелин | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 | 8,0 |
ЗАДАНИЕ № 5.
К какой группе по типу дисперсной системы относятся мази:
1. Гетерогенные А. Мазь камфорная
Б. Мазь ксероформная
2. Гомогенные В. Мазь ихтиоловая
Г. Мазь сушеницы топяной
Д. Мазь диахильная
ЗАДАНИЕ № 6.
Какой тип дерматологической мази образуют нижеперечисленные лек. средства.
- Протаргол А. Мазь – раствор
- Ментол Б. Мазь – сплав
- Стрептоцид В. Мазь – эмульсия
- Сера Г. Мазь – суспензия
- Цинка сульфат Д. Мазь – комбинированная
- Йод
ЗАДАНИЕ № 7.
1 УТВ. Мазь цинка оксида – мазь суспензия.
СВЯЗКА: Потому что
2 УТВ. Мазь цинка оксида готовится на вазелине.
А. Все верно
Б. Неверно 1 утверждение
В. Неверно 2 утверждение
Г. Неверны 1 и 2 утверждения
Д. Неверна связка
ЗАДАНИЕ № 8.
1 УТВ. ГМТА не обладает фармакологическим действием, а лечебное действие оказывает продукт его гидролиза – формальдегид.
СВЯЗКА: Поэтому
2 УТВ. ГМТА в дерматологические мази вводят, растворяя в воде.
А. Неверна связка
Б. Неверно 1 утверждение
В. Неверно 2 утверждение
Г. Все верно
Д. Неверны 1 и 2 утверждения
ЗАДАНИЕ № 9.
1 УТВ. Ксероформ - лек. средство, не растворимое ни в жирах, ни в воде.
СВЯЗКА: Поэтому
2 УТВ. Ксероформ при изготовлении мазей отвешивают на кружках пергаментной бумаги.
А. Все верно.
Б. Неверно 1 утверждение.
В. Неверны 1 и 2 утверждения.
Г. Неверна связка.
Д. Неверно 2 утверждение.
ЗАДАНИЕ № 10.
Укажите особенности изготовления линимента Вишневского:
- Ксероформ взвешивают на специальных весах, т.к. это пахучее лек. средство.
- Ксероформ растирают с равным количеством дегтя.
- Ксероформ растирают с равным количеством касторового масла.
- Ксероформ растирают с ½ от его массы смесью дегтя и касторового масла.
- Если гнет в аптеке ксероформа, его можно заменить дерматолом.
- Отпускают с дополнительной этикеткой «Перед употреблением взбалтывать».
А. 1,4,5,6
Б. 2,5,4,6
В. 1,3,5,4
Г. 1,2,3,5
Д. 1,3,6,2
ЗАДАНИЕ № 11.
Какие из перечисленных ниже основ относятся к липофильным?
- Свиной жир А. 1,3,6,9,10
- Эмульгатор Т-2
- Парафин Б. 2,3,4,5,7,8
- Крахмально-глицериновая
- Ланолин В. 1,6,8,10,11
- Вазелин
- Желатино-глицериновая Г. 1,5,9,10,11
- Метилцеллюлоза (МЦ)
- Нафталанская нефть Д. 1,3,5,7,9,11
- Церезин
- Полиэтиленоксид (ПЭО)
ЗАДАНИЕ № 12.
Укажите лек. средства, которые в дерматологические мази вводят в растворенном в воде виде:
- Стрептоцид А. 1,3,5,7,9
- Серебра нитрат
- Анестезин (более 1%) Б. 2,4,6,8,10
- Димедрол
- Цинка оксид В. 2,3,4,5,6,9
- Новокаин
- Ихтиол Г. 1,2,3,8,9,10
- Эфедрина гидрохлорид
- Цинка сульфат Д. 2,5,7,9
- Сульфацил натрия (альбуцид)
ЗАДАНИЕ № 13
Проверить дозы по прописи:
В: Осарсола 0,15
Кислоты борной 0,3
Масла какао сколько нужно.
Смешай, пусть образуется Шарик.
ДТД № 12
Об. По 1 шарику 3 раза в день
А Б В Г Д
РД 0,25 0,15 0,15 0,25 0,15
СД 0,5 0,45 0,15 0,7 0,75
ЗАДАНИЕ № 14
Указать формулу расчета водорастворимой основы в палочках.
А. 0,75 * d2 * I * n
Б. 0,75 * d * I2 * n
В. 0,9 * d2 * I * n
Г. 0,9 * d * I * n
Д. 0,9 * d2 * I2 * g
ЗАДАНИЕ № 15
Указать форму ректальных суппозиториев
- Цилиндр А. 1, 2, 3
- Пессарий Б. 1, 3, 4
- Сигара В. 2, 3, 5
- Овуля Г. 1, 3, 5
- Конус Д. 2, 4, 6
- Шарик
ГАПОУ КО
КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 33.02.01 «Фармация»
Раздел ПМ. 02. Изготовление лекарственных форм
МДК 02.01. «Технология изготовления лек. форм»
Раздел МДК 02.01.4. Изготовление мягких лекарственных форм
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
методом объективного
тестирования
к семинарскому занятию № 6
ВАРИАНТ № 3
В тестовых заданиях выберите все правильные ответы.
ЗАДАНИЕ № 1.
В какой концентрации готовится мазь фурацилиновая, если концентрация в рецепте не обозначена?
А. 10%
Б. 2%
В. 0,2%
Г. 33%
Д. 50%
ЗАДАНИЕ № 2
Сделать вывод по ППК о качестве лек препарата, изготовленного по прописи:
В: Дикаина 0,05
Мази глицериновой 10,0
См.Д.Об.
А. ППК:
Крахмала 0,7
Воды очищенной 0,7
Глицерина _ 9, 3
Мо=10,0
Дикаина 0,05
Воды очищенной _ 0,5
Мо= 10,05
Б. ППК:
Дикаина 0,05
Воды очищенной 0,5
Крахмала 0,7
Глицерина 9, 3
Воды очищенной _ 0,7
Мо= 10,05
В. ППК.
Дикаина 0,05
Глицерина 9, 3
Крахмала 0,7
Воды очищенной _ 0,5
Мо= 10,05
ЗАДАНИЕ № 3
Указать состав Линимента Вишневского:
А. В: Дегтя 3,0
Хлороформа 3,0
Масла клещевины 94,0
СМ. Д. Об.
Б. В: Дегтя 2,0
Ксероформа 2,0
Масла касторового 96,0
СМ. Д. Об.
В. В: Дегтя 2,0
Хлороформа 2,0
Масла касторового 96,0
СМ. Д. Об.
Г. В: Дегтя 3,0
Дерматола 3,0
Масла касторового 94,0
СМ. Д. Об.
ЗАДАНИЕ № 4
Выбрать правильный расчет для предложенного рецепта:
В: Мази калия иодида 10% - 30,0
Д. Об.
А | Б | В | Г | Д | |
Калия иодид | 1,0 | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 |
Натрия тиосульфат | 0,06 | 0,04 | 0,06 | 0,02 | 0,06 |
Вода оч. | 0,88 | 2,64 | 8,8 | 2,64 | 2,64 |
Ланолин Б/В | 8,1 | 2,7 | 8,1 | 2,7 | 8,1 |
Эмульсионная основа | 16,2 | 5,4 | 5,4 | 16,2 | 16,2 |
Йод | - | 1,5 | 0,5 | - | - |
ЗАДАНИЕ № 5
Выберите наиболее правильную последовательность изготовления мази по прописи:
В: Дикаина 1,0
Ментола 0,05
Висмута субнитрата 0,5
Воды очищенной 20 кап
Ланолина
Вазелина по 5,0
СМ.Д.
Об. Мазь для носа
- Откапать 20 кап воды в ступку и растворить 0,1 дикаина , полученного у провизора – технолога .
- Растереть в ступке 0,5 висмута субнитрата с 0,25 вазелинового масла
- Отвесить ланолин и вазелин
- Заэмульгировать раствор дикаина смесью ланолина и вазелина
- сплавить остальной ланолин с вазелином на водяной бане
- Смешать растертый висмута субнитрат с частью ланолина и вазелина
- Отвесить ментол и растворить в основе
- Отодвинуть полученную мазь на стенку ступки
- Перемешать, проверить однородность
- Растереть висмута субнитрат в ступке и высыпать на капсулу.
А. 1, 3, 4, 5, 7, 8, 2, 6, 9, 10
Б. 3, 5, 7, 8, 1, 4, 10, 2, 6, 9
В. 3, 10, 1, 4, 8, 2, 6, 5, 7, 9
Г. 10, 2, 3, 6, 8, 1, 4, 5, 7, 9
Д. 2, 3, 6, 8, 1, 4, 5, 7, 9, 10
ЗАДАНИЕ № 6
Указать основу, используемую для изготовления мази пергидроля 5%
А. Эмульсионная основа
Б. Вазелин
В. Вазелин + ланолин Б\В ( 9+1)
Г. Вазелин + ланолин Б\В ( 2+2)
Д. Вазелин + ланолин Б\В ( 6+4)
ЗАДАНИЕ № 7
Указать правильный состав эмульсионной основы
А. Т-2 1 часть
Вазелин 6 частей
Воды очищенной 3 части
Б. Т-2 6 частей
Вазелин 3 части
Воды очищенной 1 часть
В. Т-2 1 часть
Вазелин 3 части
Воды очищенной 6 частей
ЗАДАНИЕ № 8
Указать особенности введения в мази.
- Новокаин А. Набухает в вазелиновом масле в
течение 24 ч
- Экстракт красавки сух. Б. Растирают с частью расплавленной
основы
- Танин В. Измельчают с активатором всасывания
- Стрептоцид Г. Растворяют в СВГС
- Протаргол Д. Растворяют в воде
- Фурацилин Е. Растирают с глицерином и растворяют
в воде
ЗАДАНИЕ № 9
Какой тип дематологической мази образуют ниже перечисленные лек сред.
- Ментол А. Сплав
- Простой свинцовый пластырь Б. Суспензия
- Преднизолон В. Эмульсия
- Ментол Г. Раствор
- Масляный раствор витаминов и гормонов
ЗАДАНИЕ № 10
1 УТВ. Линимент летучий – это линимент эмульсия,
СВЯЗКА: потому что
2 УТВ. Роль Эмульгатора в нем выполняет олеат аммония.
А. Неверно 1 утв
Б. Неверно 1 и 2 утв
В. Все верно
Г. Неверно 2 утв
Д. Неверна связка.
ЗАДАНИЕ № 11
1 УТВ. Стойкость Линимента Вишневского зависит от вязкости среды.
СВЯЗКА: потому что
2 УТВ. В вязкой среде более медленнее происходит выпадение осадка.
А. Неверно 1 утв
Б. Неверно 1 и 2 утв
В. Все верно
Г. Неверно 2 утв
Д. Неверна связка.
ЗАДАНИЕ № 12
1 УТВ. Анестезин В концентрации до 2% образует мазь – раствор,
СВЯЗКА: Потому что
2 Утв. Анестезин - это лек средство списка А
А. Неверно 1 утв
Б. Неверно 1 и 2 утв
В. Все верно
Г. Неверно 2 утв
Д. Неверна связка.
ЗАДАНИЕ № 13
Проверить дозы по прописи:
В: Левомицетина 0,2
Масла какао 3,0
Смешай, пусть образуется свеча.
ДТД № 10
Об. По 1 свече 2 раза в день
А Б В Г Д
РД 0,2 0,2 0,2 0,02 0,2
СД 0,3 0,2 0,6 0,04 0,4
ЗАДАНИЕ № 14
Указать формулу расчета жировой основы в палочках:
А. 0,75 * d * I * n
Б. 0,75 * d2 * I * n
В. 0,9 * d2 * I2 * n
Г. 0,9 * d2 * I * n2
Д. 0,9 * d2 * I2 * g
ЗАДАНИЕ № 15
Укажите форму вагинальных суппозиториев
- Шарик А. 1, 3, 5
- Конус Б. 1, 3, 6
- Овуля В. 1, 2, 4
- Сигара Г. 3, 5, 6
- Пессарий Д. 2, 4, 5
- Цилиндр
ОТВЕТЫ К ТЕСТИРОВАННОМУ ОПРОСУ
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 | ВАРИАНТ 3 |
1. Г 2. Г 3. Б 4. В 5. Д 6. А 7. В 8. 1.А, Д 2.Б, В, Г 9. 1. А 2. Д З. Б 4. Д 5. Д 6. Б 10. А 11. В 12. В 13. В 14. Б 15. В | 1. Б 2. В 3. А 4. Г 5. 1. Б, В 2. А, Г, Д 6. 1.В 2.А З.Г 4.Г 5.Г 6.В 7. Д 8. Г 9. Г 10. А 11. А 12. Б 13. Б 14. В 15. Г | 1. В 2. А 3. Г 4. Д 5. В 6. В 7. А 8. 1. Д 2. Г 3. Д 4. В 5. Е 6. А 9. 1. В 2. А З. Б 4. Г 5. В 10. Д 11. В 12. Г 13. Д 14. Б 15. А |
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ: 24 – 22 ответа - «5» 21 – 19 ответов - «4» 18 – 16 ответов - «3» 15 ответов и < - «2» |
Приложение № 4
ПИСЬМЕННЫЙ ОПРОС
ВАРИАНТ № 1
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Левомицетина 0,05
Масло какао 2,5
Смешай, пусть получится свеча.
ДТД № 6
Об. По 1 свече 3 раза в день
ВАРИАНТ № 2
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Ксероформа 0,6
Масла какао сколько потребуется, чтобы получились свечи № 6
Д.
Об. По 1 свече 2 раза в день
ВАРИАНТ № 3
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Экстракта красавки 0,015
Цинка сульфата 0,03
Масла какао сколько потребуется
Смешай, пусть получится шарик
ДТД № 10
Об. По 1 шарику 3 раза в день
ВАРИАНТ № 4
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Висмута субнитрата 3,0
Масла какао сколько потребуется, чтобы получились шарики № 6
Д.
Об. По 1 шарику 2 раза в день
ВАРИАНТ № 5
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Стрептоцида 1,0
Масла какао сколько потребуется, чтобы получились палочки
№ 10 длиной 3 см и диаметром 3 мм
Д.
Об. По 1 палочке 2 раза в день в свищевой ход
ВАРИАНТ № 6
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Экстракта красавки сухого 0,02
Новокаина 0,03
Масла какао 2,5
Смешай, пусть получится свеча
ДТД № 12
Об. По 1 свече 2 раза в день
ВАРИАНТ № 7
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Новокаина 0,01
Масла какао сколько потребуется, чтобы получилась палочка
длиной 4 см и диаметром 3 мм
ДТД № 12
Об. По 1 палочке 2 раза в день
ВАРИАНТ № 8
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Экстракта красавки 0,15
Танина 2,0
Масло какао сколько потребуется, чтобы получились свечи № 10
Смешай, пусть получится свеча
Д.
Об. По 1 свече 2 раза в день.
ВАРИАНТ № 9
Выписать рецепт на лат. языке, проверить дозы, сделать расчет, указать введение лек. средств в основу:
В: Новокаина 0,2
Стрептоцида 0,5
Масла какао сколько потребуется, чтобы получился шарик
ДТД № 10
Об. По 1 шарику 2 раза в день
ОТВЕТЫ К ПИСЬМЕННОМУ ОПРОСУ
ВАРИАНТ 1.
РД=0,05, СД=0,15
Левомицетина 0,3
Косточкового масла 0,15
Масла какао 15,0
ВАРИАНТ 2.
Ксероформа 0,6
Косточкового масла 0,3
Масла какао 17,4
ВАРИАНТ 3.
Красавка РД=0,015, СД=0,045
Цинка сульфат РД=0,03, СД=0,09
Экстракта красавки густого 0,15, сух. 0,3
СВГС 0,3
Цинка сульфата 0,3
Воды очищенной 0,3
Масла какао 39,4
Рационально использовать раствор густого экстракта и цинка сульфат растворить в нем.
ВАРИАНТ 4.
Висмута субнитрата 3,0
Растереть и смешать с
Масла какао 21,0
mобщ = 24,0 № 6
m1 шар = 4,0
ВАРИАНТ 5.
РД=0,1,СД=0,2
Стрептоцида 1,0
Растереть со 5 кап. спирта и смешать с
Масла какао 2,02
mобщ = 3,02 № 10
m1 пал = 0,3
ВАРИАНТ 6.
Экстракт красавки сухой РД=0,02, СД=0,04
Новокаина РД=0,03, СД=0,06
Экстракта красавки сухого 0,24
СВГС 0,24
Новокаина 0,36
Воды очищенной 0,22
Масла какао _ 30,0
mобщ = 30,6 № 12
m1 св = 2,55
Рациональнее использовать раствор густого экстракта и новокаин растворить в нем.
ВАРИАНТ 7.
РД=0,01,СД=0,02
Новокаина 0,12
Воды 1 кап.
Масла какао _ 3,24
mобщ=3,36 № 12
m1 пал = 0,28
ВАРИАНТ 8.
РД=0,015,СД=0,03
Экстракта красавки густого 0,15, сух. 0,3 (1:2)
СВГС 0,15 0,3
Танина 2,0
Воды очищенной горячей 15 кап.
Масла какао 27,85 _ 27,7
mобщ =30,0 № 10
m 1 св = 3,0
ВАРИАНТ 9.
Стрептоцида РД=0,1, СД=0,2
Новокаина РД=0,2, СД=0,4
Стрептоцида 5,0
Спирта этилового 95%-25 кап.
Новокаина 2,0
Воды очищенной 20 кап.
Масла какао 33,0
mобщ =40,0 № 10
m 1 шар = 0,4
Приложение № 5.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА № 1.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Экстракта красавки 0,2
Мази серной 10,0
См. Д. Об Наружное.
Фармацевт отвесил 3,3 серы, поместил в подогретую ступку и растер с 6,7 вазелина. Отодвинул мазь на стенку ступки и растворил путем растирания 0,2 сухого экстракта красавки с равным количеством СВГС. Обе мази соединил. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 2.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Эфедрина гидрохлорида 0,2
Стрептоцида 0,1
Ланолина
Вазелина по 5,0
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт в ступке растер 0,1 стрептоцида с 3 кап. 95% этанола, затем с 3 кап. вазелинового масла, добавил часть основы и отодвинул на стенку ступки. В 4 каплях воды растворил 0,2 эфедрина гидрохлорида, который получил у провизора-технолога, смешал с изготовленной мазью и по частям добавил оставшуюся основу. Этикетки «Наружное». «Хранить в прохладном месте», сигнатура. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 3.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Анестезина 0,1
Ментола 0,1
Вазелина 10,0
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт поместил в подогретую ступку часть вазелина и растер с анестезином и ментолом. Оформил к отпуску. Этикетки: «Наружное», «Перед употреблением взбалтывать». Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 4.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Мази ихтиоловой 10,0
Д. Об. Наружное.
Фармацевт отвесил 10,0 вазелина, часть поместил в подогретую ступку и добавил 1,0 ихтиола, отвешенного на кружочках пергаментной бумаги. Все перемешал, но однородности не добился. Мазь расслоилась. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 5.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Этакридина лактата 0,2
Мази дерматоловой 2%-20,0
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт растер этакридина лактат с 6 кап. воды и смешал с частью основы, отодвинув мазь на стенку ступки. Растворил 0,4 димедрола в 8 кап. воды. Добавил оставшийся вазелин. Обе мази соединил и тщательно перемешал. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 6.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Мази калия иодида 50,0
Йода 0,1
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт вначале изготовил мазь с калия иодидом. В ступку поместил 4,4 мл воды очищенной, растворил 0,1 натрия тиосульфата, затем 5,0 калия; иодида, добавил 13,5 ланолина безводного и 27 вазелина. Все заэмульгировал. В последнюю очередь к готовой мази добавил 0,12 йода и тщательно растер. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 7.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Димедрола 0,2
Мази левомицетиновой 4% - 10,0
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт растер 0,2 димедрола с частью расплавленной основы, затем здесь же растер 0,4 левомицетина и добавил частями оставшуюся основу. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 8.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: ГМТА 2,0
Ланолина
Вазелина по 10,0
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт в 2 мл воды очищенной растворил 2,0 ГМТА. В ступку поместил 10,0 вазелина, смешал его с 10,0 ланолина безводного и к смеси добавил раствор ГМТА, энергично перемешивая до характерного потрескивания. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 9.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Ментола 0,1
Протаргола 0,2
Ланолина б/в 2,0
Вазелина 8,0
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт отвесил 8,0 вазелина и 1,4 ланолина безводного. В 0,6 мл воды растворил протаргол, добавил часть основы, смешал и отодвинул на стенку ступки. Затем в ступку поместил 0,5 вазелинового масла и растер с 0,1 ментола, который взвесил на кружочках пергаментной бумаги. Добавил оставшуюся часть основы и все перемешал. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 10.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Эфедрина гидрохлорида 0,1
Дерматола 1,0
Ланолина 5,0
Вазелина до 25,0
См. Д. Об. Наружное.
Фармацевт отвесил 3,5 ланолина безводного и 25,0 вазелина. В подогретой ступке растворил в 1,5 мл воды очищенной 0,1 эфедрина гидрохлорида, который получил у провизора-технолога, добавил часть основы и отодвинул мазь на край ступки. Затем отвесил дерматол и растер с остальной основой. Все тщательно перемешал и оформил к отпуску. Этикетки: «Наружное», «Хранить в прохладном, защищенном от света месте». Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ЗАДАЧА № 11.
В аптеку поступил рецепт по прописи:
В: Протаргола 0,2
Масла какао сколько нужно
Смешай, пусть образуются палочки № 4
длиной 3 см, диаметром 3 мм.
Д. Об. По 1 палочке в свищевой ход.
Фармацевт отвесил 0,9 масла какао, небольшим количеством затер поры ступки, поместил 0,2 протаргола, растер с 0,2 глицерина и растворил путем растирания с 8 каплями воды очищенной, постепенно добавил, уминая массу, оставшееся масло какао. Дайте критическую оценку действиям фармацевта.
ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ
Задача № 1.
- Неверно взята основа, надо взять эмульсионную.
- Неверно взято количество экстракта красавки сухого 0,4.
Задача № 2.
- Воды надо взять 1,5 мл.
- Ланолина безводного 3,5.
Задача № 3.
- Анестезин и ментол (t0 значения не имеет) следует растворить в расплавленной основе (t0 – 400C).
- Дополнительная этикетка «Хранить в прохладном месте», а не «Взбалтывать».
Задача № 4.
- Надо взять 9,0 вазелина.
- Ихтиол взвешивают в луночку на вазелин.
- Нельзя плавить основу, т.к. ихтиол природный защищенный коллоид и при нагревании разрушается.
Задача № 5.
- Этакридина лактат растереть с 3 кап. вазелинового масла.
- Вместо дерматола взяли димедрол.
- Дерматол растереть с половинным количеством от его массы вазелинового масла.
Задача № 6.
- Не нужно брать тиосульфат натрия, т.к. выписан йод.
- Иод растворить в насыщенном растворе калия иодида.
- В качестве основы взять эмульсионную.
Задача № 7.
- Левомицетина растереть с половинным количеством от его .массы вазелинового масла.
- Димедрол растворить в 4 кап. воды очищенной.
Задача № 8.
- Надо взять 3 мл воды из ланолина водного и использовать ее для растворения ГМТА.
- Ланолина безводного следует взять 7,0.
Задача № 9.
- В рецепте выписан ланолин безводный и его следует взять 2,0.
- Воды для растворения протаргола можно взять 8 кап.
- Для ускорения растворения протаргола его растереть с 0,1 глицерина.
- Ментол растворить в расплавленной основе (400 С).
Задача № 10.
- Вазелина надо взять 18,9.
- Дерматол растереть с половинным количеством от его массы вазелиновым маслом (меньше 5%).
- Выписать сигнатуру.
Задача № 11.
- Масла какао следует взять 0,81.
- Глицерина 0,1 (3 кап).
Приложение № 6.
КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ СЕМИНАРА
№ | ФИО | Фронт. опрос | Инд.- упл. опрос | Тест. опрос | Письм. опрос | Ситуац. задачи | Сумма баллов |
0,2 | 1,0 | 5,0 | 1,8 | 2,0 | 10 |
10-9 баллов - 5
8,9-8 баллов - 4
7,9-7 баллов - 3
6,9 и < баллов - 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-88741-1352956060.jpg)
Методическая разработка темы "Учет затрат производства"
Методическая разработка по разделу «Учет затрат на производство продукции, работ и услуг» предназначена для самостоятельного изучения учащимися данной темы, для отработки отдельных вопросов. Разработк...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-299246-1380211698.jpg)
Методическая разработка темы "Производная в экономике"
Представлен ряд задач на нахождение наибольшего и наименьшего значения функции с экономическим содержанием....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/26/picture-299246-1380211698.jpg)
Методическая разработка темы "Теория множеств" для студентов 2 курса СПО
Рассмотрены теоретические вопросы теории множеств, большое количество различных задач, предложены задания двух проверочных работ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-430960-1396501741.jpg)
Методическая разработка. Тема : "Деятельность воспитателей по профилактике безнадзорностии самовольных уходов воспитанников из ОУ "
Какова деятельность педагога -воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/29/picture-701690-1590704469.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Данная методическая разработка адресована педагогам системы профессионального образования: мастерам производственного обучения и преподавателям предметов профессиональной подготовки. В раз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/07/picture-706650-1459977243.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: Использование инновационных технологий обучения в процессе преподавания спецдисциплины «ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ»
Результатом обучения и воспитания должно стать умение находить нужную информацию и способность применять её для самостоятельного получения знаний. Кроме того, необхо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1067730-1539343798.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия "Мази. Гомогенные мази"
Методическая разработка теоретического занятия "Мази как лекарственная форма. Гомогенные мази" предназначена для преподавателя МДК "Технология изготовления лекарственных форм"...