МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»
методическая разработка на тему

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_-prof._zabolevaniya_med._rabotnikov.docx56.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

Составители:

Молодова Е.Ю., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории

Андреева Л.М., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории

Москва

2017

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ПМ СД

Протокол № ___ от «___» __________ 2017 г.

Председатель ЦМК ПМ СД

 _________/ М.В. Ободникова

ОДОБРЕНА

Методическим советом

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

ОП №  4

Протокол № 6

от «04» июля 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

  Заместитель директора ОУ

_____________/  Л.С.Спирина                        

Подпись                            Ф.И.О.

«_____»____________2017 г.

Составители:

Андреева Л.М., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории

Молодова Е.Ю., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………..….4

Методический блок …………………….…………………………………5

Подготовительный этап………………………………………..…………6

Мотивация ………………………...………………………………………7

Информационный блок ………………….……………………………….9

Список литературы ………………………………………………………23

Приложения ………………………………………………………………24

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам профессиональных заболеваний медицинских работников.

Конференцию  целесообразно проводить со студентами 4 курса с целью информирования о возможных профессиональных заболеваниях медицинских  сестер и способах  профилактики этих заболеванийПолученная в ходе конференции информация поможет в дальнейшей профессиональной деятельности предотвратить развитие этих заболеваний.

Важным этапом при проведении конференции является подготовительный этап. Одним из элементов подготовительного этапа является проведение анкетирования слушателей ДПО по вопросам профессиональных заболеваний. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы студентов, участвующих в подготовке и проведении конференции, с целью продолжения формирования у них общих и профессиональных компетенций, позволяющих развивать у студентов способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе подготовительной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания и умения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Цели конференции:

  1. Познакомить студентов выпускных групп с основными видами профессиональных  заболеваний медицинских работников
  2. Охарактеризовать основные группы и факторы риска возникновения профессиональных заболеваний
  3. Дать рекомендации по профилактике  основных профессиональных заболеваний

План конференции:

  1. Результаты анкетирования слушателей отделения повышения квалификации «МК №5»  ОП №4.
  2. Характеристика основных профессиональных заболеваний медицинских работников и способы их профилактики:
  • заболевания от воздействия биологических факторов
  • аллергозы
  • заболевания токсико-химической этиологии
  • заболевания от перенапряжения отдельных органов и систем
  • заболевания от воздействия физических факторов.
  1. Диалог с залом.
  2. Заключение.

Оснащение:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Анкета (Прил. 1)
  3. Презентация (Прил. 2)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

  1. Проведение анкетирования среди слушателей ДПО по вопросам профессиональных заболеваний медицинских  работников (Прил. 1).

Вопросы для проведения анкетирования:

  1. Ваша медицинская специальность
  2. Общий стаж работы.  Стаж работы  по данной специальности.
  3. Знаете ли Вы о профессиональных заболеваниях, характерных для Вашей специальности (да, нет)?  Если знаете, укажите, какие.
  4.  Соблюдаете ли Вы меры  профилактики профессиональных заболеваний (да, нет, не всегда)?
  5. Если «нет» или «не всегда», укажите, почему?
  1. Анализ результатов, выводы.

МОТИВАЦИЯ

Профессиональное заболевание (ПЗ) –  острое или хроническое заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

По данным Международной организации труда (МОТ) каждый год определяется 160 миллионов случаев заболеваний, связанных с производственной деятельностью.

Владимир Михайлович Бехтерев, выдающийся русский психиатр, невролог, физиолог, еще в начале прошлого века  в статье «О положении врачей в России и об исследовании врачебного труда» писал: «Вопрос об охране здоровья медицинских работников в интересах охраны народного здравия важен подобно тому, как охрана материнства и детства важна в интересах здоровья будущего поколения»".

К сожалению, по данным  НИИ медицины труда РАМН с начала 21 века наметилась тенденция роста несчастных случаев и профессиональных заболеваний медицинских работников.

Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний утверждено постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967. Устанавливать диагноз хронического ПЗ вправе только специализированные лечебно-профилактические учреждения и их подразделения (центры профпатологии, клиники и отделы профзаболеваний), имеющие соответствующую лицензию и сертификат.

При установлении диагноза ПЗ (т. е. проведении экспертизы связи заболевания с профессией) учитываются:

  • сведения о профессиональной деятельности за весь период трудовой деятельности;
  • данные санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника с указанием конкретных параметров всех вредных производственных факторов и их экспозиции в соответствии с профессиональным маршрутом;
  • данные предварительного (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров;
  • сведения об обращаемости работника в учреждения здравоохранения за медицинской помощью и о его болезнях;
  • результаты комплексного клинико-функционального обследования, свидетельствующие о наличии изменений, характерных для данного ПЗ.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Выделяют 5 групп профессиональных заболеваний медицинских работников:

  1. Профессиональные заболевания от воздействия биологических факторов.
  2. Профессиональные аллергозы.
  3. Профессиональные заболевания токсико-химической этиологии.
  4. Профессиональные заболевания от перенапряжения отдельных органов и систем.
  5. Профессиональные заболевания от воздействия физических факторов.

Профессиональные  заболевания  от  воздействия

биологических факторов

Самыми распространенными среди медработников являются профессиональные заболевания от воздействия биологических факторов. Эти заболевания составляют 68% от всех ПЗ медицинских работников.

К этой группе относятся инфекционные заболевания:

  • туберкулез,
  • вирусные гепатиты В и С,
  • сифилис,
  • ВИЧ,
  • грипп и ОРВИ в период сезонного подъема заболеваемости,
  • детские инфекции (корь, ветряная оспа, краснуха)  и другие.

Любое инфекционное заболевание при определенных условиях может развиваться как профессиональное у медицинских работников, имеющих постоянный или эпизодический контакт с контагиозными больными или с зараженным материалом.

Вирусные гепатиты – одна из наиболее актуальных проблем современной медицины. Показатели заболеваемости вирусным гепатитом В (ВГВ) у медицинских работников выше, чем среди обычного населения, не имеющего профессионального контакта с кровью больных или самими больными.

Заражение происходит:

  • при переливании крови и ее производных,
  • при парентеральном введении лекарственных веществ,
  • при повреждении кожных покровов и слизистых медицинскими инструментами,
  • при проведении реанимационных мероприятий.

К потенциально опасным биологическим жидкостям относятся: спинномозговая, синовиальная, плевральная, перикардиальная, перитонеальная, амниотическая и семенная жидкости.

Существуют определенные сложности при установлении связи вирусного гепатита с профессией.  Для подтверждения причинной связи необходимо:

  • отсутствие вирусного гепатита или вирусоносительства при устройстве на работу, подтвержденное лабораторным анализом;
  • запись в журнале аварийных ситуаций о произошедшем контакте поврежденных поверхностей кожи (порезы, проколы и др.) или слизистых с биологическими жидкостями пациента при выполнении медицинским работником определенных манипуляций;
  • наличие достоверной информации о пациентах, инфицированных ВГВ или ВГС, которым были произведены манипуляции в день предполагаемого заражения;
  • совпадение сроков инкубационного периода заболевания;
  • отсутствие у членов семьи ВГВ или ВГС по данным лабораторных анализов.

Профилактика профессионального гепатита у медицинских работников:

  • использование индивидуальных средств защиты;
  • правильное обращение с острыми колющими и режущими инструментами;
  • обеззараживание и утилизация использованного одноразового медицинского инструментария в соответствии с установленным порядком;
  • проведение дезинфекции и стерилизации медицинского инструментария многократного использования в строгом соответствии с действующими инструкциями и рекомендациями;
  • обеспечение рабочих мест аптечкой для проведения экстренных профилактических мероприятий в случае аварийных ситуаций;
  • вакцинопрофилактика гепатита В.

Профессиональный туберкулез среди медицинских работников в России занимает второе место, уступая вирусным гепатитам.

Заражение туберкулезом медицинских работников возможно как в противотуберкулезных учреждениях (диспансерах, больницах, санаториях), так и в учреждениях общемедицинского профиля.

По данным Московского НИИ туберкулеза Минздрава Российской Федерации заболеваемость туберкулезом медицинских работников превышает показатели заболеваемости туберкулезом населения России в среднем в 4 – 9 раз.

К особенностям туберкулеза у медицинских работников относится:

  • первичная устойчивость микобактерии к химиопрепаратам,
  • частое развитие деструктивных форм заболевания и осложнений.

Профилактика профессионального туберкулеза:

  • регулярное прохождение медицинскими работниками планового рентгенологического обследования (1 раз в год);
  • прохождение периодических медицинских осмотров 2 раза в год для медицинских работников, находящиеся в тесном профессиональном контакте с источниками туберкулезной инфекции;
  • химиопрофилактика (т.е. введение здоровым лицам противотуберкулезных  препаратов – изониазид, фтивазид) для  лиц, находящихся в постоянном контакте с больными активным туберкулезом.

Профессиональные аллергозы

Второе место по частоте встречаемости занимают профессиональные аллергозы. Они составляют 19% от числа ПЗ медицинских работников.

Около 30% врачей и 40% медицинских сестер стационаров сенсибилизированы к основным группам лекарственных препаратов и латексу.

Чаще всего профессиональные аллергозы вызывают латекс, дезинфицирующие средства, антибиотики, вакцины, растительное лекарственное сырье, химические компоненты диагностических наборов.

Чаще встречаются аллергические дерматиты, аллергические риниты, крапивница, бронхиальная астма.

Особенности, свидетельствующие о профессиональном характере заболевания:

  • неотягощенный аллергический анамнез;
  • возникновение заболевания в период профессиональной деятельности;
  • ухудшение клинических проявлений в период работы;
  • снижение активности процесса при прекращении трудовой деятельности;
  • контакт с потенциальными аллергенами во время производственной деятельности;
  • отрицательные результаты аллергопроб на бытовые, эпидермальные, пищевые, растительные  аллергены;
  • положительные результаты проб на лекарственные препараты (предполагаемые аллергены), с которыми контактирует на работе пациент.

Профессиональная бронхиальная астма является самым распространенным среди медицинских работников аллергическим заболеванием.

Среди больных профессиональной бронхиальной астмой преобладают медицинские сестры, преимущественно процедурные.

Нередко появление у человека на рабочем месте кашля, свистящего дыхания, одышки расценивается ошибочно как обострение хронического бронхита. При этом очень важны раннее распознавание болезни методом пикфлоуметрии на рабочем месте и дома, прекращение дальнейшего контакта с аллергеном и своевременно начатое лечение.

Аллергический ринит занимает второе место среди профессиональных аллергозов медицинских работников. 

Основные симптомы заболевания: зуд и раздражение полости носа, чихание и ринорея, часто сопровождающиеся заложенностью носа. Аллергический ринит профессиональной этиологии может сопровождаться щекотанием в горле, зудом в глазах и ушах, слезотечением и отеком глазных яблок. Преобладают жалобы на почти постоянное затруднение носового дыхания во время выполнения работы.

Анафилактический шок — это вид аллергической реакции немедленного типа, возникающей при повторном попадании в организм аллергена независимо от пути поступления и дозы аллергена.

Характеризуется быстро развивающимися симптомами: снижением артериального давления (АД), повышением температуры тела, расстройством центральной нервной системы, повышением проницаемости сосудов и спазмом гладких мышц.

Клинический пример. Пациентка К., 1963 г. р. работает медицинской сестрой в районной детской поликлинике, в течение последних 15 лет в процедурном и прививочном кабинетах.

В процессе работы отмечался контакт с хлорсодержащими дезинфицирующими растворами, препаратами крови, вакцинами, сыворотками, лекарственными средствами.

В течение 8 лет пациентка жалуется на одышку и затрудненное дыхание, кашель с небольшим количеством слизистой мокроты. Перечисленные симптомы чаще проявлялись во время работы и усиливались к концу рабочего дня.

Наблюдалась и проходила лечение у аллерголога и пульмонолога по месту жительства. Эффект от лечения был кратковременным и исчезал после пребывания на работе в течение 10 дней и более.

Пациентка неоднократно участвовала в проведении вакцинации. Во время одной из процедур при вскрытии флакона с вакциной почувствовала себя плохо, развились резкая слабость, головокружение, затем она потеряла сознание,  отмечалась клиника анафилактического шока с резким падением АД. Описываемое состояние удалось купировать введением больших доз глюкокортикостероидных препаратов.

После развития анафилактического шока была направлена на обследование и лечение в клинику профессиональных заболеваний.

Было проведено полное клиническое и иммунологическое обследование. Сенсибилизации к пыльцевым, пищевым, эпидермальным и грибковым аллергенам не выявлено. Тесты с профессиональными (вакцинами, лекарствами) аллергенами положительные.

Т.к. был выявлен профессиональный характер заболевания, пациентка была направлена на медико-социальную экспертизу.

Профилактика профессиональных аллергозов:

  • правильный отбор поступающих на работу в медицинские учреждения. Лицам, имеющим аллергические заболевания кожи, верхних и нижних дыхательных путей, противопоказана работа в контакте с аллергенами и химическими веществами, т.к. заболевание может приобрести смешанный характер (поливалентная аллергия);
  • раннее выявление аллергического заболевания и рациональное трудоустройство без контакта с аллергенами.

Профзаболевания токсико-химической этиологии

Составляют около 9% от всех ПЗ медицинских работников.

Включают в себя следующие группы заболеваний:

  1. токсические  болезни верхних дыхательных путей;
  2. токсические и токсико-аллергические гепатиты;
  3. заболевания крови токсико-аллергического генеза;
  4. поражения нервной системы токсико-аллергического генеза.

Эти ПЗ чаще всего возникают у операционных медсестер, медсестер-анестезистов, членов хирургических бригад, медсестер кабинета стоматолога, процедурных медсестер.

Болезни верхних дыхательных путей. В условиях профессиональной деятельности наиболее частым является поступление в организм химических веществ ингаляционным путем.

В медицине из раздражающих веществ достаточно широко и постоянно применяются соединения хлора и серы, азотная и уксусная кислоты, формальдегид и другие. Их используют в клинических и биохимических лабораториях, патологоанатомических отделениях, при дезинфекции.

Поражение верхних дыхательных путей химическими веществами раздражающего действия проявляется в форме неспецифического воспаления слизистой оболочки, сначала развивается хронический ринит, затем хронические фарингиты и ларингиты.

Токсические и токсико-аллергические гепатиты могут развиваться у медицинских работников от воздействия средств для наркоза и антибактериальных препаратов.

Диагностика хронического токсического гепатита представляет определенные трудности, т.к. заболевание развивается постепенно, клиника его неспецифична, нередко присутствуют токсические поражения других органов.

Заболевания крови токсико-аллергического генеза у медицинских работников могут встречаться в условиях профессионального контакта с некоторыми лекарственными препаратами (цитостатики, нестероидные противовоспалительные средства). Ъ

В их клинической картине ведущим, как правило, является анемический синдром, может быть также лейкопения, нейтропения.

Поражения нервной системы токсико-аллергического генеза  возникают от воздействия антибактериальных средств (пенициллины, цефалоспорины, аминогликозиды),  химиотерапевтических средств, применяемых в онкологии, местных анестетиков.

Поражение проявляется астеноневротическим синдромом с явлениями вегетативно-сенсорной полиневропатии, поражения вестибулярного и слухового анализаторов.

Профилактические мероприятия:

  • коллективная защита (вентиляция)
  • средства индивидуальной зашиты (спецодежда, маски)
  • регулярное проведение профосмотров и раннее выявление патологии.

Профзаболевания от перенапряжения отдельных органов и систем

К развитию этих заболеваний приводит длительное пребывание в нерациональной позе, что вызывает быстрое  развитие функциональной недостаточности опорно-двигательного аппарата.

Они составляют около 3% от всех ПЗ медицинских работников.

К этой группе относятся:

  • радикулопатии (корешковый синдром),
  • варикозное расширение вен нижних конечностей,
  • прогрессирующая близорукость.

Шейно-плечевая радикулопатия может развиваться при выполнении работ, связанных с длительным пребыванием в вынужденной рабочей позе с наклоном туловища, головы, т.е. в позе, типичной для врачей и медсестер хирургических бригад, стоматологов, отоларингологов.

Характерно постепенное нарастание болей ноющего, грызущего характера в плече, лопатке, реже по всей руке. Боли беспокоят как при движении руки, так и в покое. Также возникают нарушения чувствительности, которые нередко сочетаются с периферическими вегето-сосудистыми расстройствами – цианозом, гипергидрозом, гипотермией кистей.

Профилактика:

  • качественное проведение периодических медицинских осмотров
  • организация  режима труда
  • профилактическая  ЛФК.

Среди профессиональных факторов, влияющих на развитие варикозного расширения вен нижних конечностей, имеет значение длительная статическая нагрузка у лиц, выполняющих работу стоя, например, у хирургических бригад.

При хронических нарушениях венозного оттока в конечностях развиваются значительные нарушения венозного кровотока и периферического кровообращения, приводящие к нарушениям обмена веществ в тканях, к стойким воспалительным и трофическим изменениям и тромбофлебиту.

Пациенты жалуются на боли в венах по всей нижней конечности, которые связаны с долгим стоянием, а не с ходьбой. Ходьба, особенно в начале заболевания, даже приносит облегчение.

При осмотре определяют извилистые вены и клубки расширенных вен на внутренней или задненаружной поверхностях голени и бедра. Кожа в начале заболевания не изменена. При далеко зашедшем процессе отмечают пигментацию кожи на голени, атрофические изменения, отек, рубцы, язвы.

Профилактика варикозного расширения вен нижних конечностей:

  • исключение конституциональной слабости соединительной ткани, (например плоскостопия) у специалистов хирургического профиля;
  • диагностика компенсированную стадию варикозной болезни, своевременное трудоустройство больных без снижения квалификации;
  • организация  режима труда, по возможности исключение постоянного длительного пребывания на ногах (операционные дни, комфортный микроклимат; комнаты физической и психологической разгрузки и пр.),
  • профилактическая  лечебная физкультура.

Профессиональные заболевания от воздействия физических факторов

К вредным производственным факторам физической природы, которые могут вызвать развитие профессиональных заболеваний у медицинских работников относятся:

1. различные виды ионизирующего и неионизирующего излучений (рентгеновское излучение, лазерное излучение, СВЧ-излучение, ультразвук);

2. шум;

3. вибрация.

ПЗ от этих физических факторов составляют около 1% от всех профессиональных заболеваний медицинских работников.

Среди медицинских работников наиболее подвержены воздействию ионизирующего излучения рентгенохирургические бригады и специалисты, обслуживающие рентгеновские кабинеты, радиологические лаборатории.

 Возможные профессиональные заболевания:

  • лучевая болезнь
  • злокачественные новообразования. 

В настоящее время, благодаря использованию знаний и опыта радиационной гигиены и радиационной безопасности, лучевая болезнь встречается у медицинских работников крайне при несоблюдения правил техники безопасности.

Профессиональные новообразования от воздействия радиации – это опухоли кожи и лейкозы.

Опухоли кожи могут возникать как при воздействии рентгеновских лучей, так и при контакте с радиоактивными соединениями. Опухоль возникает на коже рук, преимущественно на пальцах. Развитию рака предшествует хронический дерматит, характеризующийся гиперкератозом ладоней с появлением в дальнейшем трещин, участков атрофии, гипер- и депигментации, выпадением волос, ломкостью ногтей.

Профилактика воздействия ионизирующего излучения:

  • рентгеновские аппараты устанавливают с специально оборудованных помещениях,
  • в рентгеновских кабинетах  устанавливают датчики, отображающие уровень облучения,
  • при проведении рентгенодиагностики для защиты используют специальные свинцовые экраны.
  • там, где необходимо присутствие медработника рядом с пациентом, получающим рентгеновское облучение, необходимо использование фартука со свинцовой пластиной толщиной 0,5 мм и специальные защитные перчатки с 0,5-миллимеровым слоем свинца.
  • установки для внешней лучевой терапии онкологических больных  помещаются в бетонный блок с толстыми стенками, для того, чтобы исключить распространение лучей; операции гамма-ножами также проводятся в подобных помещениях.

Воздействие лазерного излучения на организм работающих с терапевтическими и хирургическими лазерными установками проявляется поражением глаз (нарушения темновой адаптации, изменения чувствительности роговицы, катаракта, выпадение полей зрения – скотомы),  поражением кожи, а также системным воздействием на нервную систему – вегето-сосудистой дистонией, астеническим, астеновегетативным синдромом.

Профилактика неблагоприятного воздействия лазерного излучения на персонал строится в соответствии с классом используемых лазеров. Для лазеров III – IV классов опасности необходимо использовать средства индивидуальной защиты глаз, кожи, системы дистанционного управления.

Неблагоприятному воздействию ультразвука в производственных условиях могут подвергаться врачи и медицинские сестры, обслуживающие диагностическую, терапевтическую и хирургическую аппаратуру, а также установки для стерилизации инструментов.

Наиболее типичным для патологического действия ультразвука является развитие периферических вегетативно-сосудистых расстройств, чувствительных нарушений. Через 3-5 лет от начала работы появляются жалобы на онемение пальцев рук, парестезии в них, повышенную чувствительность рук к холоду. При осмотре обращает на себя внимание мраморность, цианоз, иногда бледность кистей, они холодные и влажные на ощупь. При продолжении работы развивается полиневрит, отмечается снижение болевой чувствительности на руках в виде «коротких перчаток», повышаются пороги вибрационной чувствительности.

Важная роль в профилактике принадлежит индивидуальным средствам защиты (специальные перчатки, экраны и пр.), которыми медицинские работники довольно часто пренебрегают.

Неблагоприятное воздействие шума и вибрации ведет к развитию профессиональной тугоухости. 

Среди медицинских работников наиболее подвержены неблагоприятному воздействию шума и вибрации стоматологи.

Шум и вибрация даже на уровне предельно допустимых параметров при длительном воздействии приводят к поражению рецепторов в улитке. Сочетание обоих неблагоприятных факторов (например, работа с бормашиной) дает неблагоприятный эффект в 2,5 раза чаще, чем один шум или одна вибрация.

Профилактика нейросенсорной тугоухости и ее прогрессирования:

  • уменьшение или устранение влияния производственного шума, вибрации, ототоксических химических веществ.
  • применение массовых и индивидуальных средств защиты: изоляция источников шума, антифоны, беруши.

Заключение

По Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний,  утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 при подозрении на профессиональное заболевание медицинских работников направляют в региональные (областные) центры профпатологии, НИИ профпатологии или кафедры профессиональных болезней медицинских вузов, т. к. только эти структуры имеют право устанавливать диагноз профессионального заболевания.

Для постановки диагноза и связи заболевания с профессией необходимы направление с указанием цели медицинского обследования и предполагаемого профессионального диагноза, копия трудовой книжки, санитарно-гигиеническая характеристика условий труда, выписка из амбулаторной карты с данными предварительного и периодических медицинских осмотров, производственная характеристика с указанием вредных привычек больного.

После подтверждения связи заболевания с профессией поликлиника направляет медицинского работника с установленным диагнозом профессионального заболевания на медико-социальную экспертизу.

При определении степени утраты профессиональной трудоспособности у медицинского работника в каждом конкретном случае учитывают:

  • выраженность нарушений функций организма,
  • степень компенсации,
  • способность больного выполнять в той или иной степени работу по основной профессии, в т. ч. в обычных или специально созданных условиях,
  • а также мероприятия по реабилитации, включая профессиональное обучение и переобучение.

Соблюдение простых правил по охране труда и регулярное прохождение периодических медицинских осмотров поможет сохранить активную работоспособность на долгие годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Косарев В.В., Бабанов С.А. Профессиональные болезни : учебник / Косарев В.В., Бабанов С.А. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. — 368 с.
  2. Мухин Н.А. Косарев В.В.Профессиональные болезни : учебник / Мухин Н.А. Косарев В.В. –  М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 496 с.
  3. Гигиена труда: учебник / Под редакцией Н.Ф. Измерова, В.Ф. Кириллова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 592 с.: илл.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для проведения анкетирования среди слушателей ДПО по вопросам профессиональных заболеваний медицинских  работников

Уважаемый слушатель отделения дополнительного профессионального образования!

Предлагаем Вам принять участие в анкетировании в рамках подготовки студенческой научно-практической конференции «Профессиональные заболевания медицинских работников».

  1. Ваша медицинская специальность ___________________________________________
  2. Общий стаж работы _________  Стаж работы  по данной специальности __________
  3. Знаете ли Вы о профессиональных заболеваниях, характерных для Вашей специальности:             ДА           НЕТ
  4. Если «ДА», укажите, какие __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Соблюдаете ли Вы меры  профилактики профессиональных заболеваний?

ДА             НЕТ            НЕ ВСЕГДА

  1. Если «НЕТ» или «НЕ ВСЕГДА», укажите, почему? ______________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Онкологические заболевания"

Основными целями данной разработки являются:1.     Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Раковые заболевания»2.     Развитие на...

Методическая разработка обследования при заболевании органов пищеварения.

Данный методический материал предназначен для практических занятий на тему "Обследование при заболеваниях органов пищеварения" и содержит необходимый методический материал....

Методическая разработка обследования при заболеваниях органов кровообращения.

Данная метдическая разработка предназначена для проведения практических занятий по теме "Обследование пациентов при заболеваниях органов кровообращения"....

Методическая разработка олимпиады "Диагностика заболеваний новорожденных"

Олимпиада - это научно-методический проект, направленный на создание условий для реализации ФГОС среднего профессионального образования 3 поколения.Главными целями данной олимпиады являются:- активиза...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНФЕРЕНЦИИ "Заболевания сосудов нижних конечностей – актуальная проблема современности"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "Заболевания сосудов нижних конечностей – актуальная проблема современности"...

Исследовательский проект "Математические знания в профессиональной деятельности медицинского работника"

нужна ли студентам - медикам математика? постарались ответить на этот вопрос....

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промыгленности

Методическая разработка   открытого  классного  часа, посвященного Дню работника сельского хозяйства   и перерабатывающей промышленности , предназначена для классных ру...