лекция по разделу"Сестринская помощь при нарушениях здоровья в хирургии и травматологии"
электронный образовательный ресурс по теме
темы изложены в соответствии с планами занятий
1. Асептика и антисептика.
2.Обезболивание.
3.Кровотечение и гемостаз.
4.Основы трансфузиологии.
5.Десмургия.
6.Местная хирургическая патология и ее лечение. Раны.
7.Оперативная хирургическая техника.
8.Хирургическая деятельность медицинской сестры в стационаре.
9.Хирургическая операция.
10.Особенности сестринского процесса у пациентов хирургического профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основы общей хирургии в работе медицинской сестры | 1.42 МБ |
lektsii_2.docx | 493.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема «Местная хирургическая патология и ее лечение. Раны»
План
- Осложнения ран. Профилактика осложнений.
- Принципы лечения ран в зависимости от стадии раневого процесса.
- Роль медсестры в процессе лечения пациентов с ранениями.
Основные осложнения ран дают клинику ухудшения общего состояния: боли и болевой шок (травматический шок), кровотечения различной степени тяжести,
воспалительные осложнения ,то есть нагноение раны( см ниже)
Принципы лечения ран.
1. Операционные раны (основная цель – создать условия для заживления раны первичным
натяжением):
- следить, чтобы повязка была сухой,
- если есть дренажи, то следить за отделяемым по дренажам,
- перевязка на 2-е сутки после операции
2. Случайные раны:
а) поверхностные раны - обработка антисептическим раствором и наложение асептической повязки;
б) глубокие, слепые раны – первичная хирургическая обработка.
ПХО: цель - перевести инфицированную рану в асептическую, срок от момента травмы до ПХО должен быть минимальный, лучше ПХО проводить в первые 6-8 часов.
ПХО проводится после туалета раны (снять старую повязку, закрыть рану стерильной салфеткой, провести частичную санитарную обработку кожи вокруг раны антисептиком).
Этапы ПХО:
- Обработка операционного поля.
- Ограничение операционного поля стерильным бельем.
- Повторная обработка операционного поля.
- Местная анестезия.
- Рассечение раны.
- Ревизия раневого канала.
- Иссечение краев, дна, стенок раны.
- Остановка кровотечения.
- Наложение швов (дренаж по показаниям)
первичные швы - сразу после ПХО,
первично-отсроченные – на 5-6 сутки при отсутствии признаков воспаления,
ранние вторичные швы – через 8-15 дней,
поздние вторичные через 20-30 дней.
- Наложение асептической повязки.
- Иммобилизация.
- Экстренная профилактика столбняка (по показаниям).
Возможные осложнения ран.
В процессе заживления ран могут возникнуть осложнения:
- кровотечение (самое грозное);
- расхождение швов - особую опасность представляет эвентрация - выхождение наружу внутренних органов (кишечник, желудок, сальник). В таких случаях требуется повторное хирургическое вмешательство.
- нагноение (самое частое осложнение).
Экстренная профилактика столбняка.
Экстренная профилактика может быть:
- неспецифической: раннее и радикальное проведение ПХО;
- специфической: введение 3000 МЕ противостолбнячной сыворотки или 400 МЕ противостолбнячного иммуноглобулина ПСЧИ, введение СА столбнячного анатоксина 1мл.
а) привитому человеку ранее - вводится 0,5 мл СА
б) если человек ранее не привитой - вводится 1 мл СА, затем 3000 МЕ противостолбнячной сыворотки по Безредке, затем через 30 дней – 0,5 мл СА для создания иммунитета.
Введение сыворотки по Безредко:
- 0,1 мл в/к (ждать 20- 30 минут), если нет реакции, то
- 0,1 мл п/к (ждать 20- 30 минут), если нет реакции, то ввести всю дозу в/м.
Тема. Хирургическая деятельность медсестры в стационаре
План
- Работа постовой (палатной) медицинской сестры.
- Права и обязанности медсестры процедурного каинета.
- Работа операционной медицинской состры.
- Раота медсестры в перевязочном каинете.
Палатная (постовая) медицинская сестра — наименование должности среднего медицинского работника. На эту должность в соответствии с Приказом МЗ РФ от 19.08.1997 № 249 может назначаться человек, имеющий специальность ʼʼСестринское делоʼʼ и ʼʼСестринское дело в педиатрииʼʼ.
В нем приводится Положение о специалисте по сестринскому делу. Перечисленные в нем знания, умения и манипуляции составляют программу подготовки специалиста по этой специальности, а также его сертификации (экзамен на право работать самостоятельно) и аттестации (проверки для присвоения квалификационной категории). Положение о специалисте по сестринскому делу можно рассматривать как основу для составления должностной инструкции палатной медицинской сестры.
На должность палатной медицинской сестры принимаются лица, имеющие законченное медицинское образование и допущенные к медицинской деятельности в данной должности в установленном законом порядке. Принимаются и увольняются они главным врачом больницы по представлению главной медсестры. Перед поступлением на работу медсестра проходит обязательное медицинское обследование.
Палатная медицинская сестра находится в непосредственном подчинении у заведующего отделением и старшей медицинской сестры отделения. Работает под руководством ординатора отделения и старшей медицинской сестры, а в период их отсутствия — дежурного врача. В непосредственном подчинении у палатной медсестры находятся санитарки — уборщицы обслуживаемых ею палат.
Палатная медицинская сестра отделения работает по графику, составленному старшей медицинской сестрой, утвержденному заведующим отделением, заместителем главного врача соответствующего профиля и согласованному с профсоюзным комитетом. Изменение графика работы допускается только с согласия старшей медицинской сестры и заведующего отделением.
Палатная медицинская сестра должна быть образцом дисциплинированности, чистоты и опрятности, заботливо и чутко относиться к больным, поддерживая и укрепляя их моральное состояние; точно и четко выполнять все указания врачей и порученные ей медицинские манипуляции (разрешенные для выполнения среднему медицинскому работнику); постоянно совершенствовать свои медицинские знания путем чтения специальной литературы, посещения и участия в производственной учебе на отделении и в больнице, обучаясь не реже 1 раза в 5 лет на курсах усовершенствования для средних медицинских работников по профилю выполняемой работы, владеть всеми смежными специальностями отделения для обеспечения полной взаимозаменяемости медицинских сестер; строго руководствоваться в работе принципами медицинской деонтологии, этики, сохранять медицинскую тайну.
В вечернее время обо всех чрезвычайных происшествиях сообщать ответственному дежурному врачу по больнице, знать его номер телефона он находится.
Ключи от пожарных лестниц должны находиться в определенном месте на посту у медицинской сестры. Проход на лестницу должен быть свободен. Сестра должна знать телефоны:
дежурного врача приемного отделения;
заведующего отделением (домашний телефон);
старшей медсестры отделения (домашний телефон).
Палатная медицинская сестра отделения обязана:
осуществлять прием вновь поступивших больных в отделение;
проводить осмотр на наличие педикулеза (контроль за работой приемного отделения больницы), оценивать общее гигиеническое состояние больного (проведение ванны, смена белья, подстригание ногтей и т.д.);
осуществлять транспортировку или сопровождение больного в палату, обеспечивать его сразу же при поступлении индивидуальными предметами ухода, стаканом, ложкой для приема воды (лекарства);
знакомить с расположением помещений отделения и правилами внутреннего распорядка и режимом дня, правилами личной гигиены в стационаре;
осуществлять сбор материала от больных для лабораторных исследований (моча, кал, мокрота и т.д.) и организовывать своевременную отправку их в лабораторию: своевременное получение результатов исследования и подклеивание их в историю болезни;
проводить подготовку историй болезни, направление больных по назначению врачей на клинико-диагностические, функциональные исследования, в операционные, перевязочные и в случае крайне важно сти их транспортировку, совместно с младшим медицинским персоналом отделения, контроль за возвращением историй болезни в отделение с результатами исследования;
подготавливать полотенца, специальные средства для дезинфекции рук врача, принимать непосредственное участие в обходе больных врачом-ординатором или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии здоровья больных;
производить измерение температуры тела больным утром и вечером, а по назначению врача и в другое время дня вести запись
температуры в температурный лист, счёт пульса и дыхания; измерять суточное количество мочи, мокроты, вносить эти данные в историю болезни;
осуществлять плановое наблюдение, организацию ухода за лежачими и тяжелобольными, профилактику пролежней;
вести активное наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больных, за своевременным приемом ванн, сменой белья — нательного и постельного;
делать личную явку к больному по первому его зову;
проводить контроль за выполнением пациентом установленного врачом режима питания, соответствием продуктов, принесенных больному родственниками, разрешенному ассортименту, ежедневный контроль за состоянием тумбочек, холодильников в палатах;
осуществлять составление порционных требований на диетстолы старшей медсестре для передачи их ею для приготовления диетпитания;‣ производить раздачу пищи пациентам отделения, кормление больных;
вести контроль за выполнением правил работы младшим обслуживающим персоналом;
делать отметки в листе врачебных назначений об их выполнении с росписью за выполнение каждого назначения;
быть гуманной, тактично вести себя при агонирующих больных, осуществлять правильное документальное оформление, укладку и передачу тела умершего для транспортировки в патологоанато- мическое отделение; обслуживание больных в данный период поручается медицинскому персоналу другого поста;
принимать непосредственное участие в санитарно-просвети- тельной работе среди больных и населения на темы санитарно- гигиенические, ухода за больными, профилактики заболеваний, здорового образа жизни и т.д.;
производить прием и передачу пациентов только у постели больного;
осуществлять регулярный (не реже 1 раза в 7 дней) осмотр больных на наличие педикулеза (с отметкой об этом в соответствующем документе), а также организацию (в случае крайне важно сти) противопедикулезных мероприятий;
ежедневно утром передавать старшей медицинской сестре список требуемых на пост лекарственных препаратов, предметов ухода за больными, а также делать это в течение смены;
составлять в ночное время список пациентов своего поста͵ сведения о них по утвержденной в больнице схеме, передавать полученные сведения утром в приемное отделение больницы для справочного бюро (8.00);
проводить кварцевание палат, закрепленных за постом, а также других помещений согласно графику, разработанному старшей медицинской сестрой отделения совместно с врачом-эпидемиологом больницы;
работать без права сна и не отлучаться из отделения без разрешения старшей медсестры или заведующего отделением, а в период их отсутствия — дежурного врача;
знать и обеспечить готовность к оказанию доврачебной медицинской помощи при ухудшении состояния больного, неотложных состояниях, обеспечить правильную и быструю транспортировку.
Палатная медицинская сестра обязана уметь:
вести наблюдение за состоянием больного и правильно оценивать его;
накладывать асептические повязки на раны и ожоговые поверхности;
останавливать наружные кровотечения;
проводить транспортную иммобилизацию;
накладывать гипсовые повязки (после специальной подготовки);
накладывать повязку при открытом пневмотораксе;
определять групповую принадлежность крови;
выполнять внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции;
проводить трансфузии (включая переливание крови и кровезаменителей) под наблюдением врача, а также аутогемотерапию;
делать искусственное дыхание с использованием соответствующих аппаратов;
проводить непрямой массаж сердца;
осуществлять промывание желудка, взятие желудочного сока, дуоденального содержимого;
проводить постановку клизм, очистительной, питательной, лекарственной, капельной, сифонной (под руководством и наблюдением врача);
вводить газоотводные трубки;
катетеризировать мочевой пузырь мягким резиновым катетером;
промывать мочевой пузырь;
спринцевать влагалище;
проводить постановку горчичников, пиявок, компрессов;
втирать лекарственные вещества;
измерять артериальное давление;
проводить функциональные пробы, физиопроцедуры, электрокардиографические исследования (после специальной подготовки);
осуществлять подготовку больных к рентгеноскопии, рентгенографии, эндоскопическим исследованиям, операциям, лабораторным исследованиям;
проводить сбор материала для лабораторного исследования, включая мазки из зева и половых органов;
осуществлять дезинфекцию и подготовку к стерилизации (в случае крайне важно сти) инструментов, оборудования, предметов ухода, закрепленных за постом;
проводить (по назначению врача после специальной подготовки) кожные пробы;
четко и грамотно вести закрепленную за постом медицинскую документацию;
ассистировать врачу при различных процедурах и манипуляциях;
проводить правильную подготовку трупов для передачи в патоло- гоанатомическое отделение;
владеть работой во всех манипуляционных кабинетах отделения.
Ответственность
Палатная медицинская сестра несет непосредственную ответственность за:
своевременное и качественное выполнение назначений лечащего и дежурного врача;
организацию ухода за больными;
ведение медицинской документации на своем рабочем месте;
соблюдение санитарно-противоэпидемического режима при выполнении своих обязанностей;
соблюдение правил приема лекарств больными, учета лекарственных препаратов на посту, соблюдение условий их хранения;
своевременное и четкое информирование лечащего или дежурного врача об ухудшении состояния пациента͵ осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций;
соблюдение больными назначенного врачом режима;
качественную и своевременную подготовку больных к различного вида исследованиям, процедурам, операциям;
правильную транспортировку больных внутри отделения в соответствии с диагнозом и состоянием;
сохранность медицинской тайны;
правильную работу и выполнение обязанностей закрепленной за постом санитарки;
сохранность медицинского и хозяйственного инвентаря поста;
соблюдение пациентами и посетителями правил внутреннего распорядка.
Права
Палатная сестра вправе:
делать замечания пациенту обслуживаемых ею палат о несоблюдении им рекомендаций врача и режима учреждения;
вносить предложения заведующему отделением, старшей медсестре о поощрении санитарки поста или наложении ей взыскания;
получать необходимую для четкого выполнения своих обязанностей информацию;
требовать от старшей медсестры отделения обеспечения поста необходимым инвентарем, инструментарием, предметами ухода за больными и т.д.;
вносить предложения по совершенствованию работы медсестер отделения;
проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий;
участвовать в мероприятиях, проводимых для средних медработников больницы.
Работа операционной сестры
На должность операционной сестры назначается лицо со средним образованием, прошедшее специальную подготовку по работе в опе- рационно-перевязочном блоке. Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению главной медсестры в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется старшей операционной медсестре, в процессе подготовки к операции во время ее проведения — врачу-хирургу и его ассистентам, в период дежурства — дежурному врачу отделения (больницы). В своей работе руководствуется правилами инструкции по выполняемому разделу работы, распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц.
Обязанности
Старшая операционная медсестра распределяет работу между операционными медсестрами. Практика показывает, что для повышения ответственности и лучшей организации труда целесообразно выделить каждой медсестре определенный участок работы, например, одна медсестра отвечает за качество стерилизации, другая — за порядок в инструментальных шкафах и т.д. В наиболее ответственных операциях старшая операционная медсестра может принимать участие сама.
Каждая операционная медсестра должна:
в совершенстве владеть методикой приготовления как шовного, так и перевязочного материала;
уметь помогать врачу при эндоскопических и лапароскопических исследованиях, овладеть техникой гемотрансфузии, а также других манипуляций;
обеспечить полное оснащение операции;
быть в постоянной готовности к плановым и экстренным операциям;
подчиняться ответственному хирургу и не отлучаться с работы без разрешения старшего в дежурной бригаде (если операционная сестра входит в дежурную бригаду, состоящую из разных специалистов);
отвечать за асептическую подготовку больного, поступающего на операцию, а также за асептику операционного блока — ей подчиняются все, кто находится в операционной,
владеть техникой предстерилизационной подготовки и стерилизации всех видов материалов;
знать все типичные операции, следить за их ходом и обеспечивать необходимую квалифицированную помощь хирургу;
уметь правильно и своевременно подавать инструменты хирургу;
вести строгий подсчет инструментов, салфеток, тампонов перед операцией, во время и после нее;
наблюдать за тем, чтобы записи о проведенной операции были своевременными и сделаны по общепринятой форме в специальном операционном журнале;
следить за сохранностью и исправностью оборудования, заботиться о пополнении и ремонте неисправного инвентаря, а также за абсолютной чистотой операционного блока и перевязочной, за исправностью обычного и аварийного освещения;
систематически пополнять операционную необходимыми медикаментами, перевязочными материалами и операционным бельем, подбирать нужные наборы инструментов;
Старшая операционная медсестра ежемесячно проводит проверку стерильности методом бактериологического контроля.
Работа в процедурном кабинете
Процедурный кабинет предназначен для забора крови на различные исследования, выполнения всех видов инъекций, внутривенных введений лекарственных веществ, подготовки к переливанию крови, ее компонентов, кровезаменителей.
Последовательность действий медицинской сестры:
подготовить емкости для дезинфекции использованного инструментария и материала;
сдать накануне подготовленные биксы с материалом в ЦСО;
доставить стерильные биксы из ЦСО;
приготовить маркированные лотки для внутривенных и внутримышечных инъекций; подготовить стерильные биксы к работе;
надеть маску, провести гигиеническую антисептику рук, надеть стерильные перчатки;
накрыть стерильные лотки стерильной пеленкой с помощью стерильных пинцетов и разделить лоток на три условные зоны:
1 — зона, на которую с помощью пинцета выложить стерильные шарики, — под верхний слой стерильной пеленки;
2 — зона для стерильных шприцов, заполненных инъекционными растворами и закрытых иглой с колпачком;
3 — зона, в которую уложить стерильный пинцет для работы на лотке.
при заборе крови с вены рекомендуется после каждого пациента проводить смену перчаток и обработку валика, жгута дезинфицирующим раствором;
после окончания забора крови у всех больных сбросить пеленку в мешок для грязного белья,
перекрыть стерильный лоток.
Примечание. Выполнять все процедуры и манипуляции только в стерильных перчатках, кроме уборки кабинета. Работу, не связанную с проведением инъекций, крайне важно выполнять в другом медицинском халате (хранится отдельно). Уборку процедурного кабинета проводить с использованием дезинфицирующих средств. Текущая уборка проводится в течение рабочего дня. Заключительная уборка — в конце рабочего дня, генеральная уборка — 1 раз в неделю, кварцевание кабинета — каждые 2 часа по 15 мин.
Работа перевязочной медсестры
Перевязочная — специально оборудованное помещение для производства перевязок, осмотра ран и проведения ряда процедур, выполняемых в процессе лечения ран. В перевязочной могут производиться также инъекции, трансфузии и небольшие операции (первичная хирургическая обработка небольших ран, вскрытие поверхностно расположенных гнойников и т.п.).
Современные перевязочные развертываются как в стационарах, так и в амбулаториях.
Число перевязочных и столов определяется числом коек в ЖГУ и его профилем. Площадь перевязочной исчисляется из расчета 15—20 м2 на один перевязочный стол.
Размеры амбулаторной перевязочной определяют исходя из предполагаемой пропускной способности учреждения.
В перевязочной стены, пол и потолки должны быть удобными для механической очистки во время уборки.
Перевязочная оборудуется соответствующим набором предметов, оснащается необходимыми хирургическими инструментами, медикаментозными средствами и перевязочным материалом.
Перевязочная медсестра несет ответственность за соблюдение асептики в перевязочной, во время перевязок руководит ее работой. Рабочий день начинают с осмотра перевязочной. После этого медсестра получает список всех перевязок на день, устанавливает их очередность.
Убедившись в готовности перевязочной, медсестра накрывает стерильный инструментально-материальный перевязочный стол.
Последовательность действий:
медсестра надевает маску, заправив перед этим волосы под шапочку, моет и обеззараживает руки, надевает стерильный халат и перчатки;
нажав на педаль, открывает бикс со стерильным бельем, достает стерильную простыню, разворачивает ее так, чтобы она осталась двухслойной, и ею покрывает передвижной столик;
на данный столик ставят сетку со стерильным инструментарием и другими предметами, извлеченными из стерилизатора;
перевязочный стол вначале покрывают стерильной клеенкой, затем в 4 слоя простынями так, чтобы края свисали на 30—40 см книзу;
верхнюю двухслойную простыню запрокидывают к задней части стола и к ней по углам крепят цапки или кровоостанавливающие зажимы;
стерильным корнцангом медсестра переносит инструменты из сетки на перевязочный стол и раскладывает их в определенном порядке по назначению;
на столе должны быть пинцеты, кровоостанавливающие зажимы, кусачки, иглодержатели, корнцанги, пуговчатые и желобоватые зонды, почкообразные тазики, шприцы, стаканы для растворов, катетеры, дренажи, ножницы, крючки Фарабефа, трех-четы- рехзубчатые крючки, готовые наклейки, салфетки, турунды и шарики;
простыней, сложенной вдвое, медсестра закрывает перевязочный стол;
края нижней и верхней простыней скрепляют цапками сзади и с боков;
прикрепляют бирку в левом дальнем углу, на которой указывают дату, время накрытия стола и фамилию медсестры. Стол считается стерильным 1 сут.
Примерная схема расположения инструментов и материала на перевязочном столе показана на рис. 1.
Организация перевязок
Палатная медсестра и санитарка помогают больному снять верхнюю одежду и лечь на перевязочный стол, затем закрывают его чистой простыней. При перевязке должен присутствовать лечащий врач — наиболее ответственные перевязки он делает лично. Медицинский
Рис. 1. Расположение инструментов и материала на перевязочном столе |
персонал после каждой перевязки моет руки с мылом, вытирает их стерильным полотенцем или простыней и обрабатывает спиртом при помощи спиртового шарика.
Каждая перевязка осуществляется с помощью инструментов.
Последовательность действий:
снимают старую повязку с помощью пинцетов; вдоль раны, придерживая сухим шариком кожу и не давая ей тянуться за повязкой, снимают ее поверхностные слои; присохнувшую повязку рекомендуется отслаивать шариком, смоченным в 3% растворе перекиси водорода; прочно присохшую повязку на кисти и стопе лучше удалять после ванны из теплого 0,5% раствора перманга- ната калия;
осматривают рану и окружающую ее область;
кожу вокруг раны освобождают от гнойных корок стерильными марлевыми шариками, затем от края раны к периферии обрабатывают кожу вокруг раны спиртом;
меняют пинцет; производят туалет раны стерильными салфетками (удаление гноя промоканием, смыванием перекисью водорода, раствором фурацилина и другими антисептиками);
рану осушают стерильными салфетками;
обрабатывают кожу вокруг раны 5% раствором йода;
с помощью пинцета и зонда дренируют раны резиновыми трубками (тампонами и турундами, смоченными антисептиками или мазями на водорастворимой основе); накладывают новую повязку; фиксируют повязку наклейкой, бинтом и т.д.
После удаления старой повязки и окончания перевязки медсестра моет руки (в перчатках) с мылом, дважды их намыливая, ополаскивает проточной водой и вытирает индивидуальным полотенцем. Во время перевязок больных с нагноительными процессами медсестра надевает дополнительно клеенчатый фартук, который обеззараживается после каждой перевязки протиранием ветошью, смоченной 3% раствором хлорамина, 0,05% раствором нейтрального анолита͵ 0,6% раствором нейтрального гипохлорита натрия. Используемые перчатки сбрасываются в емкость с дезинфицирующим раствором, а руки подвергаются гигиенической обработке. Инструменты после перевязок также обеззараживают в растворах. Кушетка (стол для перевязок) обеззараживается после каждой перевязки ветошью, смоченной дезраствором. Использованный перевязочный материал перед уничтожением подвергается предварительному обеззараживанию в течение двух часов одним из дезрастворов: 3% раствором хлорамина, 0,5% активированным раствором хлорамина и др.
При лечении хирургических больных, имеющих дренажи в полых органах или гнойных полостях, уход за дренажной трубкой и раной вокруг нее производится врачом во время перевязки. Один раз в сутки постовая сестра меняет все соединительные трубки, которые подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. Банки с отделяемым меняют на стерильные. Содержимое банок сливают в канализацию. После опорожнения банки погружают в дез- раствор, моют и стерилизуют. Банки для дренажной системы нельзя ставить на пол, их подвязывают к кровати больного или ставят рядом на подставки.
В структуре хирургического отделения крайне важно иметь две перевязочные (для ʼʼчистыхʼʼ и ʼʼгнойныхʼʼ перевязок). В случае если перевязочная одна, обработку гнойных ран производят после проведения чистых манипуляций с последующей тщательной обработкой помещения и всего оборудования дезинфицирующими растворами. Медсестра во время перевязок больных с нагноительными процессами надевает клеенчатый фартук, который после каждой перевязки протирает ветошью, смоченной в 0,25% растворе гипохлорита натрия, с интервалом 15 мин, с последующим временем воздействия 60 мин, и обрабатывает руки. В качестве средств для дезинфекции рук применяют 80% этиловый спирт, 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 0,5% (с 0,125% содержанием активного хлора) раствор хлорамина. Рабочий раствор указанных препаратов готовит аптека ЛПУ. Емкость с раствором устанавливают в перевязочной.
При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином препарат наносят на ладонные поверхности кистей в количестве 5—8 мл и втирают его в кожу в течение 2 мин. Обработку рук растворами хлоргексидина производят в тазу. В таз наливают 3 л раствора. Руки погружают в препарат и моют в течение 2 мин. Раствор пригоден для 10 обработок рук.
Уборка перевязочной
Слаженная работа в перевязочной обеспечивается четким распорядком дня, строгой последовательностью выполнения манипуляций. Предусматривается текущая уборка по ходу выполнения перевязок. После окончания перевязок и сбора перевязочного материала в специально выделенные емкости производят заключительную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Инфицированный перевязочный материал подлежит дезинфекционной обработке и утилизации. Не реже 1 раза в неделю проводят генеральную уборку. Уборка в перевязочной проводится аналогично уборке в операционной (с. 494).
Подготовка перевязочной для дальнейшей работы
После уборки перевязочная медсестра вместе с санитаркой готовят и закладывают в биксы перевязочный материал, белье и наборы для венесекции, трахеостомии и т.д. Санитарка сдает биксы в стерилиза- ционную.Медсестра стерилизует необходимый набор инструментов в сухожаровом шкафу и накрывает инструментальный перевязочный стол, создает необходимый запас инструментов. Вместе с тем, на ночь и на выходные дни перевязочная медсестра оставляет на видном месте биксы со стерильным материалом и бельем. На каждом биксе делают надпись, указывающую, когда расходовать его содержимое.
Перед уходом с работы перевязочная медсестра должна принять меры к тому, чтобы:
были наполнены банки с антисептическими и дезинфицирующими растворами;
имелось достаточное количество бинтов, стерильного материала;
в любое время можно было простерилизовать нужные инструменты.
Вместе с тем, медсестра должна проверить, имеются ли в перевязочной необходимые медикаменты на следующий день, и, в случае если нужно, выписать их в аптеке. По окончании работы перевязочная медсестра включает бактерицидные лампы и уходит из перевязочной, заперев
Тема Хирургическая операция
План
- Интраоперационный период.
- Виды операций, этапы хирургической операции.
- Правила работы в операционной. Положение больного на операционном столе при различных операциях.
- Особенности трансфузионной терапии.
Как только больной поступает в операционную, заканчивается предоперационный и начинается интраоперационный период, который включает в себя:
укладывание больного на операционный стол,
выполнение местного обезболивания или введение в наркоз, подготовку операционного поля,
собственно хирургическую операцию,
ыведение больного из наркоза
Хирургическая операция – это механическое воздействие на ткани и органы больного с лечебной или диагностической целью. Хирургические операции делят по назначению на:
1. Лечебные операции – выполняются для устранения причины или последствия заболевания. Они делятся:
А Радикальные – полное удаление патологического очага;
Б паллиативные – операции, улучшающие качество жизни пациента при невозможности выполнить радикальное оперативное вмешательство (гастростомы, трахеостома, цистостома, колостома).
2. Диагностические заболевания – для уточнения диагноза (биопсия, торакоскопия, лапароцентез).
Большинство операций выполняются одномоментно, но существуют и двух моментные операции (в 2 этапа). Это происходит в тех случаях, когда состояние больного или местное состояние тканей не позволяют выполнить операцию в один этап (пластика пищевода, перитонит). Существуют еще и многоэтапные операции – это чаще всего пластические операции.
По срокам выполнения различают:
· Экстренные – производят немедленно, по жизненным показаниям
· Срочные – производятся в короткий срок после начала заболевания (несколько суток);
· Плановые – выполняют после полного обследования пациента и тщательной подготовки больного к операции, в сроки, удобные для больного и хирурга.
В зависимости от метода удаления патологического очага:
· Выскабливание – удаление специальными ложечками или кюретками поверхностного слоя тканей (длительно незаживающие раны, диагностические операции в гинекологии);
· Выжигание – электрокоагуляция полипов желудка;
· Иссечение – полипов, инфицированной раны, старого послеоперационного рубца;
· Экстирпация – полное удаление органа;
· Экстракция – удаление из тела человека какого-либо органа без рассечения последнего на части (экстракты катаракты);
· Резекция – частичное удаление органа с патологическим очагом в пределах здоровых тканей и сохранения частично функционирующей части этого органа.
В особые виды выделяют следующие операции:
1. Удаление инородного тела. Инородные тела могут попадать в организм через естественные отверстия и при ранениях, а также могут образовываться в самом организме (камни, безоары – инородные тела в пищеводе). Для удаления инородного тела, попавшего в организм через естественные отверстия и образовавшегося в самом организме, применяют специальные приемы и эндоскопическую технику (ректоскопия, эзофагоскопия, бронхоскопия). В случаях, когда велик риск перфорации органа, применяют оперативные вмешательства (гастротомия, холецистотомия).
2. Восстановительные (реконструктивные) и пластические операции. Задачей этих операций является устранение различных дефектов, частичное или полное восстановление внешнего вида, формы и функции различных органов. Источниками трансплантатов могут стать собственные ткани и органы, донорские ткани, трупные ткани, синтетические материалы.
Тема Оперативная хирургическая техника
план
1. Современный хирургический инструментарий, классификация, применение.
2. Понятие о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре. Техника безопасности.
Операция - механическое воздействие на ткани и органы больного с помощью специального инструментария и оборудования
Хирургические операции можно разделить на определенные группы.
По цели, характеру и объему вмешательства:
радикальные — направлены на полное устранение патологического процесса и излечение больного;
паллиативные — облегчают состояние больного, когда невозможно полностью устранить патологический процесс.
По срокам выполнения:
экстренные — проводятся по жизненным показаниям, когда невыполнение приводит к немедленной смерти (например, остановка артериального кровотечения, трахеотомия при закупорке дыхательного горла);
неотложные — проводятся срочно, когда состояние больного не позволяет уточнить диагноз и подготовить его к операции (например, воспалительные заболевания);
плановые — выполняются при заболеваниях, не требующих немедленного хирургического вмешательства, после тщательного обследования, установления диагноза и подготовки больного.
По виду вмешательства и названию оперируемого органа:
punctio — прокалывание (например, punctio fornicis posterior — прокатывание заднего свода влагалища);
incisio — иссечение;
tomia — рассечение органа или раскрытие полости (например, рассечение трахеи — tracheotomia, стенки желудка — gastrotomia, брюшной полости — laparotomia);
stomia — образование наружного свища полого органа (например, желудка — gastrostomia, толстой кишки — colostomia) или внутреннего свиша между органами (например, между желудком и тонкой кишкой — gastroenterostomia);
resectio — частичное удаление органа (например, resectio ulcus ventriculi — резекция желудка по поводу язвенной болезни);
amputatio — удаление периферической части органа (например, костно-пластическая ампутация стопы по Н.И. Пирогову);
ectomia — полное удаление органа (червеобразного отростка — appendectomia, желчного пузыря — holecystectomia, почки — nephrectomia);
exarticulatio — удаление периферической части конечности на уровне сустава;
rrhaphia — наложение шва (например, gastrorrhaphia — наложение шва на стенку желудка);
trepanacio — раскрытие костных полостей.
1. Современный хирургический инструментарий, классификация, применение.
Хирургический инструментарий См. учебник [1] , стр. 185
По функциональному назначению хирургические инструменты можно разделить на несколько групп.
1. Инструменты для разъединения тканей:
— механическим способом с помощью клина;
— взрывным способом при закипании межклеточной и клеточной жидкости (лазерный скальпель, электрохирургический нож, плазменный скальпель);
— виброспособом (за счет развития кавитационного эффекта) при воздействии ультразвука;
— термоспособом при разрыве межклеточных связей острыми кристаллами льда (криохирургия).
2. Колющие инструменты для выполнения инъекций, пункций:
— для проникновения в толщу тканей;
— для внедрения в полости.
3. Инструменты для соединения тканей:
— ручным способом;
— с помощью сшивающих аппаратов.
4. Инструменты кровоостанавливающие:
— для пережатия просвета сосуда;
— для коагуляции крови в просвете сосуда.
5. Инструменты для раздвигания краев раны, оттеснения органов и тканей.
6. Инструменты зажимные:
— для пережатия полых органов;
— для пережатия тканей;
— для фиксации операционного белья.
7. Инструменты, раздавливающие ткани и органы.
8. Вспомогательные инструменты (не соприкасающиеся непосредственно с тканями, но необходимые для приведения в действие основных инструментов).
9. Инструменты специального назначения, необходимые для выполнения конкретного этапа операции на каком-либо органе.
10. Устройства и аппараты для подачи рабочего тела или источника энергии к соответствующему хирургическому инструменту:
— источники высокочастотных электрических колебаний;
— ультразвуковые генераторы;
— хранилища хладоагентов;
— емкости для медицинских газов.
11. Механизированные инструменты.
По предназначению инструменты подразделяют на две большие группы:
1) общехирургические инструменты;
2) специальные инструменты (оториноларингологические, урологические, офтальмологические).
Кроме того, общехирургические инструменты подразделяют на два вида:
1) инструменты, предназначенные для выполнения оперативных вмешательств так называемым «открытым» способом;
2) инструменты, предназначенные для выполнения оперативных вмешательств «закрытым» способом (в частности, с помощью эндовидеохирургического метода).
Требования к общехирургическим инструментам
Хирургические инструменты должны соответствовать определенным требованиям.
1. Инструмент должен иметь простую конструкцию, не требующую для подготовки к работе специальных мероприятий.
2. Инструмент не должен утомлять руку хирурга:
— быть легким (рукоятки инструментов для этого нередко делают полыми);
— форма рукоятки инструмента и ее рельеф должны обеспечивать плотное соприкосновение с ладонью;
— отвечать требованиям эргономики — инструмент должен быть непосредственным продолжением руки хирурга и составлять с ней как бы одно целое;
— быть сбалансированным («зона равновесия» инструмента, фиксированного в ладони, должна проецироваться на уровне головок пястных костей).
3. Инструмент должен быть прочным:
— прежде всего, под этим следует понимать устойчивость к механическим и химическим воздействиям при чистке и стерилизации;
— при случайной поломке инструмента должны образовываться только крупные, хорошо видимые и доступные отломки;
— инструмент не должен деформироваться при приложении значительных физических усилий.
4. Поверхность инструмента должна быть гладкой и ровной.
Это обеспечивает:
— полноценную стерилизацию;
— сохранение целости хирургических перчаток во время выполнения оперативно-хирургических действий.
5. Поверхность инструментов должна быть матовой, поглощающей лазерное излучение.
Блестящая отражающая поверхность хирургических инструментов может привести к ожогу сетчатки глаза при использовании лазерного излучения.
6. Инструмент должен легко разбираться без использования специальных приспособлений и так же просто собираться.
7. Инструмент должен длительное время сохранять свои эксплуатационные свойства.
8. Работа с инструментом не должна требовать выполнения сложных правил техники безопасности.
9. Инструмент должен абсолютно соответствовать декларируемым стандартам.
Инструменты для разъединения и соединения тканей:
Инструменты для раздвигания краев раны, оттеснения органов и тканей:
Инструменты зажимные:
Инструменты специального назначения, необходимые для выполнения конкретного этапа операции на каком-либо органе:
Специальные инструменты (травматология):
2. Понятие о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре. Техника безопасности.
Все перечисленное - инструменты для разъединения тканей:
— взрывным способом при закипании межклеточной и клеточной жидкости (лазерный скальпель, электрохирургический нож, плазменный скальпель);
— виброспособом (за счет развития кавитационного эффекта) при воздействии ультразвука;
— термоспособом при разрыве межклеточных связей острыми кристаллами льда (криохирургия).
СОСТАВЛЕНИЕ НАБОРОВ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ
В любой хирургический набор инструментов должны входить:
1. Антисептики для обработки кожи (спирт, иодонат);
2. Анестетики и средства их применения (новокаин, шприц, игла для инъекций, внутрикожных и внутримышечных);
3. Инструменты для разъединения тканей (скальпель, ножницы);
4. Кровоостанавливающие инструменты (зажимы) и ранорасширители;
5. Инструменты для манипуляций в ране (пинцеты хирургический и анатомический, зонд желобоватый, пуговчатый);
6. Специальный инструмент, для каждой операции - свой: троакар или спец игла для пункций, однозубый крючок и трахеостомическая трубка для трахеостомии, катетер для вены, дренажи для вскрытия гнойников и пр.)
7. Инструменты для сшивания тканей (иглы колющие и колющие-режущие, иглодержатель, пинцеты, шовный материал не рассасывающийся (шелк, лавсан и др.) и рассасывающийся (кетгут). Они не требуются при вскрытии гнойников, т.к. при этом рана не зашивается, а дренируется;
8. Перевязочный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь при нарушениях здоровья при инфекционных заболеваниях» Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи
Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи:Судорожный синдромАнафилактический шокКишечное кровотечениеОтек легкихНадпочечниковая недостаточностьГиповолемический шокСтенозирующий ларинготрахе...
Перечень алгоритмов манипуляций, изучаемых по разделу "Сестринская помощь при нарушениях здоровья в хирургии и травматологии"
Изложен перечень всех алгоритмов манипуляций, изучаемых по сестринскому делу в хирургии и обязательных для подготовкистудентов к практическим занятиям, к собеседованию и зачету по поизводственной прак...
Алгоритмы манипуляций по разделу "Сестринская помощь при нарушениях здоровья в хирургии и травматологии"
Изложены тексты алгоритмов сестринских манипуляций с минимумом иллюстраций к ним.Данные алгоритмы адаптированы максимально к экзаменационному контролирующему материалупо разделу "Сестирнская помо...
Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.
Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь при нарушениях здоровья при инфекционных заболеваниях» Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи
Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи...
ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь при нарушениях здоровья при инфекционных заболеваниях»
Алгоритмы манипуляции...
МДК 02.01 «Сестринская уход при различных заболеваниях состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринское дело в терапии» Специальность Сестринское дело Тема: «Профилактика гипертензивной (гипертонической) болезни»
Данная методическая разработка может быть использована преподавателями терапии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием и...