лекция по разделу"Сестринская помощь при нарушениях здоровья в хирургии и травматологии"
электронный образовательный ресурс по теме

шогенова фатима магомедовна

темы изложены в соответствии с планами занятий

1. Асептика и антисептика.

2.Обезболивание.

3.Кровотечение и гемостаз.

4.Основы трансфузиологии.

5.Десмургия.

6.Местная хирургическая патология и ее лечение. Раны.

7.Оперативная хирургическая техника.

8.Хирургическая деятельность медицинской сестры в стационаре.

9.Хирургическая операция.

10.Особенности сестринского процесса у пациентов хирургического профиля.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема  «Местная хирургическая патология и ее лечение. Раны»

План

  1. Осложнения ран. Профилактика осложнений.
  2. Принципы лечения ран в зависимости от стадии раневого процесса.
  3. Роль медсестры в процессе лечения пациентов с ранениями.

Основные осложнения ран дают клинику ухудшения общего состояния:  боли и болевой шок (травматический шок), кровотечения различной степени тяжести,

воспалительные осложнения ,то есть нагноение раны( см  ниже)

   Принципы лечения ран.

                      1. Операционные раны (основная цель – создать условия для заживления раны первичным

натяжением):

- следить, чтобы повязка была сухой,

- если есть дренажи, то следить за отделяемым по дренажам,

- перевязка на 2-е сутки после операции

                             2. Случайные раны:

а) поверхностные раны - обработка антисептическим раствором и наложение асептической повязки;

б) глубокие, слепые раны – первичная хирургическая обработка.

ПХО: цель - перевести инфицированную рану в асептическую, срок от момента травмы до ПХО должен быть минимальный, лучше ПХО проводить в первые 6-8 часов.

ПХО проводится после туалета раны (снять старую повязку, закрыть рану стерильной салфеткой, провести частичную санитарную обработку кожи вокруг раны антисептиком).

Этапы ПХО:

  1. Обработка операционного поля.
  2. Ограничение операционного поля стерильным бельем.
  3. Повторная обработка операционного поля.
  4. Местная анестезия.
  5. Рассечение раны.
  6. Ревизия раневого канала.
  7. Иссечение краев, дна, стенок раны.
  8. Остановка кровотечения.
  9. Наложение швов (дренаж по показаниям)

первичные швы - сразу после ПХО,

первично-отсроченные – на 5-6 сутки при отсутствии признаков воспаления,

ранние вторичные швы – через 8-15 дней,

поздние вторичные через 20-30 дней.

  1. Наложение асептической повязки.
  2. Иммобилизация.
  3. Экстренная профилактика столбняка (по показаниям).

          Возможные осложнения ран.

В процессе заживления ран могут возникнуть осложнения:

кровотечение (самое грозное);

расхождение швов - особую опасность представляет эвентрация - выхождение наружу внутренних органов (кишечник, желудок, сальник). В таких случаях требуется повторное хирургическое вмешательство.

нагноение (самое частое осложнение).

  Экстренная профилактика столбняка.

Экстренная профилактика может быть:

неспецифической: раннее и радикальное проведение ПХО;

специфической: введение 3000 МЕ противостолбнячной сыворотки или 400 МЕ противостолбнячного иммуноглобулина ПСЧИ, введение СА столбнячного анатоксина 1мл.

а) привитому человеку ранее - вводится 0,5 мл СА

б) если человек ранее не привитой - вводится 1 мл СА, затем 3000 МЕ противостолбнячной сыворотки по Безредке, затем через 30 дней – 0,5 мл СА для создания иммунитета.

Введение сыворотки по Безредко:

- 0,1 мл в/к (ждать 20- 30 минут), если нет реакции, то

- 0,1 мл п/к (ждать 20- 30 минут), если нет реакции, то ввести всю дозу в/м.

Тема.   Хирургическая деятельность медсестры в стационаре

План

  1. Работа постовой (палатной) медицинской сестры.
  2. Права и обязанности медсестры процедурного каинета.
  3. Работа операционной медицинской состры.
  4. Раота медсестры в перевязочном каинете.

Палатная (постовая) медицинская сестра — наименование должности среднего медицинского работника. На эту должность в соответствии с Приказом МЗ РФ от 19.08.1997 № 249 может назначаться человек, имеющий специальность ʼʼСестринское делоʼʼ и ʼʼСестринское дело в педиатрииʼʼ.

В нем приводится Положение о специалисте по сестринскому делу. Перечисленные в нем знания, умения и манипуляции составляют программу подготовки специалиста по этой специальности, а также его сертификации (экзамен на право работать самостоятельно) и аттестации (проверки для присвоения квалификационной категории). Положение о специалисте по сестринскому делу можно рассматривать как основу для составления должностной инструкции палатной медицинской сестры.

На должность палатной медицинской сестры принимаются лица, имеющие законченное медицинское образование и допущенные к медицинской деятельности в данной должности в установленном законом порядке. Принимаются и увольняются они главным врачом больницы по представлению главной медсестры. Перед поступлением на работу медсестра проходит обязательное медицинское обследование.

Палатная медицинская сестра находится в непосредственном подчинœении у заведующего отделœением и старшей медицинской сестры отделœения. Работает под руководством ординатора отделœения и старшей медицинской сестры, а в период их отсутствия — дежурного врача. В непосредственном подчинœении у палатной медсестры находятся санитарки — уборщицы обслуживаемых ею палат.

Палатная медицинская сестра отделœения работает по графику, составленному старшей медицинской сестрой, утвержденному заведующим отделœением, заместителœем главного врача соответствующего профиля и согласованному с профсоюзным комитетом. Изменение графика работы допускается только с согласия старшей медицинской сестры и заведующего отделœением.

Палатная медицинская сестра должна быть образцом дисциплинированности, чистоты и опрятности, заботливо и чутко относиться к больным, поддерживая и укрепляя их моральное состояние; точно и четко выполнять всœе указания врачей и порученные ей медицинские манипуляции (разрешенные для выполнения среднему медицинскому работнику); постоянно совершенствовать свои медицинские знания путем чтения специальной литературы, посœещения и участия в производственной учебе на отделœении и в больнице, обучаясь не реже 1 раза в 5 лет на курсах усовершенствования для средних медицинских работников по профилю выполняемой работы, владеть всœеми смежными специальностями отделœения для обеспечения полной взаимозаменяемости медицинских сестер; строго руководствоваться в работе принципами медицинской деонтологии, этики, сохранять медицинскую тайну.

В вечернее время обо всœех чрезвычайных происшествиях сообщать ответственному дежурному врачу по больнице, знать его номер телœефона он находится.

Ключи от пожарных лестниц должны находиться в определœенном месте на посту у медицинской сестры. Проход на лестницу должен быть свободен. Сестра должна знать телœефоны:

 дежурного врача приемного отделœения;

 заведующего отделœением (домашний телœефон);

 старшей медсестры отделœения (домашний телœефон).

Палатная медицинская сестра отделœения обязана:

 осуществлять прием вновь поступивших больных в отделœение;

 проводить осмотр на наличие педикулеза (контроль за работой приемного отделœения больницы), оценивать общее гигиеническое состояние больного (проведение ванны, смена белья, подстригание ногтей и т.д.);

 осуществлять транспортировку или сопровождение больного в палату, обеспечивать его сразу же при поступлении индивидуальными предметами ухода, стаканом, ложкой для приема воды (лекарства);

 знакомить с расположением помещений отделœения и правилами внутреннего распорядка и режимом дня, правилами личной гигиены в стационаре;

осуществлять сбор материала от больных для лабораторных исследований (моча, кал, мокрота и т.д.) и организовывать своевременную отправку их в лабораторию: своевременное получение результатов исследования и подклеивание их в историю болезни;

 проводить подготовку историй болезни, направление больных по назначению врачей на клинико-диагностические, функциональные исследования, в операционные, перевязочные и в случае крайне важно сти их транспортировку, совместно с младшим медицинским персоналом отделœения, контроль за возвращением историй болезни в отделœение с результатами исследования;

 подготавливать полотенца, специальные средства для дезинфекции рук врача, принимать непосредственное участие в обходе больных врачом-ординатором или дежурным врачом, сообщать им сведения об изменениях в состоянии здоровья больных;

 производить измерение температуры тела больным утром и вечером, а по назначению врача и в другое время дня вести запись

температуры в температурный лист, счёт пульса и дыхания; измерять суточное количество мочи, мокроты, вносить эти данные в историю болезни;

 осуществлять плановое наблюдение, организацию ухода за лежачими и тяжелобольными, профилактику пролежней;

 вести активное наблюдение за чистотой и порядком в палатах, за личной гигиеной больных, за своевременным приемом ванн, сменой белья — нательного и постельного;

делать личную явку к больному по первому его зову;

 проводить контроль за выполнением пациентом установленного врачом режима питания, соответствием продуктов, принœесенных больному родственниками, разрешенному ассортименту, ежедневный контроль за состоянием тумбочек, холодильников в палатах;

 осуществлять составление порционных требований на диетстолы старшей медсестре для передачи их ею для приготовления диетпитания; производить раздачу пищи пациентам отделœения, кормление больных;

 вести контроль за выполнением правил работы младшим обслуживающим персоналом;

 делать отметки в листе врачебных назначений об их выполнении с росписью за выполнение каждого назначения;

 быть гуманной, тактично вести себя при агонирующих больных, осуществлять правильное документальное оформление, укладку и передачу тела умершего для транспортировки в патологоанато- мическое отделœение; обслуживание больных в данный период поручается медицинскому персоналу другого поста;

 принимать непосредственное участие в санитарно-просвети- тельной работе среди больных и населœения на темы санитарно- гигиенические, ухода за больными, профилактики заболеваний, здорового образа жизни и т.д.;

 производить прием и передачу пациентов только у постели больного;

 осуществлять регулярный (не реже 1 раза в 7 дней) осмотр больных на наличие педикулеза (с отметкой об этом в соответствующем документе), а также организацию (в случае крайне важно сти) противопедикулезных мероприятий;

 ежедневно утром передавать старшей медицинской сестре список требуемых на пост лекарственных препаратов, предметов ухода за больными, а также делать это в течение смены;

 составлять в ночное время список пациентов своего поста͵ сведения о них по утвержденной в больнице схеме, передавать полученные сведения утром в приемное отделœение больницы для справочного бюро (8.00);

 проводить кварцевание палат, закрепленных за постом, а также других помещений согласно графику, разработанному старшей медицинской сестрой отделœения совместно с врачом-эпидемиологом больницы;

 работать без права сна и не отлучаться из отделœения без разрешения старшей медсестры или заведующего отделœением, а в период их отсутствия — дежурного врача;

 знать и обеспечить готовность к оказанию доврачебной медицинской помощи при ухудшении состояния больного, неотложных состояниях, обеспечить правильную и быструю транспортировку.

Палатная медицинская сестра обязана уметь:

 вести наблюдение за состоянием больного и правильно оценивать его;

накладывать асептические повязки на раны и ожоговые поверхности;

 останавливать наружные кровотечения;

 проводить транспортную иммобилизацию;

 накладывать гипсовые повязки (после специальной подготовки);

 накладывать повязку при открытом пневмотораксе;

определять групповую принадлежность крови;

 выполнять внутримышечные, подкожные и внутривенные инъекции;

 проводить трансфузии (включая переливание крови и кровезаменителœей) под наблюдением врача, а также аутогемотерапию;

 делать искусственное дыхание с использованием соответствующих аппаратов;

 проводить непрямой массаж сердца;

 осуществлять промывание желудка, взятие желудочного сока, дуоденального содержимого;

 проводить постановку клизм, очистительной, питательной, лекарственной, капельной, сифонной (под руководством и наблюдением врача);

 вводить газоотводные трубки;

 катетеризировать мочевой пузырь мягким резиновым катетером;

 промывать мочевой пузырь;

 спринцевать влагалище;

 проводить постановку горчичников, пиявок, компрессов;

 втирать лекарственные вещества;

 измерять артериальное давление;

 проводить функциональные пробы, физиопроцедуры, электрокардиографические исследования (после специальной подготовки);

 осуществлять подготовку больных к рентгеноскопии, рентгенографии, эндоскопическим исследованиям, операциям, лабораторным исследованиям;

 проводить сбор материала для лабораторного исследования, включая мазки из зева и половых органов;

 осуществлять дезинфекцию и подготовку к стерилизации (в случае крайне важно сти) инструментов, оборудования, предметов ухода, закрепленных за постом;

 проводить (по назначению врача после специальной подготовки) кожные пробы;

 четко и грамотно вести закрепленную за постом медицинскую документацию;

 ассистировать врачу при различных процедурах и манипуляциях;

 проводить правильную подготовку трупов для передачи в патоло- гоанатомическое отделœение;

 владеть работой во всœех манипуляционных кабинœетах отделœения.

Ответственность

Палатная медицинская сестра несет непосредственную ответственность за:

 своевременное и качественное выполнение назначений лечащего и дежурного врача;

 организацию ухода за больными;

 ведение медицинской документации на своем рабочем месте;

 соблюдение санитарно-противоэпидемического режима при выполнении своих обязанностей;

 соблюдение правил приема лекарств больными, учета лекарственных препаратов на посту, соблюдение условий их хранения;

своевременное и четкое информирование лечащего или дежурного врача об ухудшении состояния пациента͵ осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций;

 соблюдение больными назначенного врачом режима;

 качественную и своевременную подготовку больных к различного вида исследованиям, процедурам, операциям;

 правильную транспортировку больных внутри отделœения в соответствии с диагнозом и состоянием;

 сохранность медицинской тайны;

 правильную работу и выполнение обязанностей закрепленной за постом санитарки;

сохранность медицинского и хозяйственного инвентаря поста;

 соблюдение пациентами и посœетителями правил внутреннего распорядка.

Права

Палатная сестра вправе:

 делать замечания пациенту обслуживаемых ею палат о несоблюдении им рекомендаций врача и режима учреждения;

 вносить предложения заведующему отделœением, старшей медсестре о поощрении санитарки поста или наложении ей взыскания;

 получать необходимую для четкого выполнения своих обязанностей информацию;

 требовать от старшей медсестры отделœения обеспечения поста необходимым инвентарем, инструментарием, предметами ухода за больными и т.д.;

 вносить предложения по совершенствованию работы медсестер отделœения;

 проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий;

 участвовать в мероприятиях, проводимых для средних медработников больницы.

Работа операционной сестры

На должность операционной сестры назначается лицо со средним образованием, прошедшее специальную подготовку по работе в опе- рационно-перевязочном блоке. Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению главной медсестры в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется старшей операционной медсестре, в процессе подготовки к операции во время ее проведения — врачу-хирургу и его ассистентам, в период дежурства — дежурному врачу отделœения (больницы). В своей работе руководствуется правилами инструкции по выполняемому разделу работы, распоряжениями и указаниями вышестоящих должностных лиц.

Обязанности

Старшая операционная медсестра распределяет работу между операционными медсестрами. Практика показывает, что для повышения ответственности и лучшей организации труда целœесообразно выделить каждой медсестре определœенный участок работы, например, одна медсестра отвечает за качество стерилизации, другая — за порядок в инструментальных шкафах и т.д. В наиболее ответственных операциях старшая операционная медсестра может принимать участие сама.

Каждая операционная медсестра должна:

 в совершенстве владеть методикой приготовления как шовного, так и перевязочного материала;

 уметь помогать врачу при эндоскопических и лапароскопических исследованиях, овладеть техникой гемотрансфузии, а также других манипуляций;

 обеспечить полное оснащение операции;

 быть в постоянной готовности к плановым и экстренным операциям;

 подчиняться ответственному хирургу и не отлучаться с работы без разрешения старшего в дежурной бригаде (если операционная сестра входит в дежурную бригаду, состоящую из разных специалистов);

 отвечать за асептическую подготовку больного, поступающего на операцию, а также за асептику операционного блока — ей подчиняются всœе, кто находится в операционной,

 владеть техникой предстерилизационной подготовки и стерилизации всœех видов материалов;

 знать всœе типичные операции, следить за их ходом и обеспечивать необходимую квалифицированную помощь хирургу;

 уметь правильно и своевременно подавать инструменты хирургу;

 вести строгий подсчет инструментов, салфеток, тампонов перед операцией, во время и после нее;

 наблюдать за тем, чтобы записи о проведенной операции были своевременными и сделаны по общепринятой форме в специальном операционном журнале;

 следить за сохранностью и исправностью оборудования, заботиться о пополнении и ремонте неисправного инвентаря, а также за абсолютной чистотой операционного блока и перевязочной, за исправностью обычного и аварийного освещения;

 систематически пополнять операционную необходимыми медикаментами, перевязочными материалами и операционным бельем, подбирать нужные наборы инструментов;

Старшая операционная медсестра ежемесячно проводит проверку стерильности методом бактериологического контроля.

Работа в процедурном кабинете

Процедурный кабинет предназначен для забора крови на различные исследования, выполнения всœех видов инъекций, внутривенных введений лекарственных веществ, подготовки к переливанию крови, ее компонентов, кровезаменителœей.

Последовательность действий медицинской сестры:

   подготовить емкости для дезинфекции использованного инструментария и материала;

   сдать накануне подготовленные биксы с материалом в ЦСО;

   доставить стерильные биксы из ЦСО;

    приготовить маркированные лотки для внутривенных и внутримышечных инъекций;  подготовить стерильные биксы к работе;

     надеть маску, провести гигиеническую антисептику рук, надеть стерильные перчатки;

    накрыть стерильные лотки стерильной пелœенкой с помощью стерильных пинцетов и разделить лоток на три условные зоны:

1 — зона, на которую с помощью пинцета выложить стерильные шарики, — под верхний слой стерильной пелœенки;

2 — зона для стерильных шприцов, заполненных инъекционными растворами и закрытых иглой с колпачком;

3 — зона, в которую уложить стерильный пинцет для работы на лотке.

   при заборе крови с вены рекомендуется после каждого пациента проводить смену перчаток и обработку валика, жгута дезинфицирующим раствором;

    после окончания забора крови у всœех больных сбросить пелœенку в мешок для грязного белья,

    перекрыть стерильный лоток.

Примечание. Выполнять всœе процедуры и манипуляции только в стерильных перчатках, кроме уборки кабинœета. Работу, не связанную с проведением инъекций, крайне важно выполнять в другом медицинском халате (хранится отдельно). Уборку процедурного кабинœета проводить с использованием дезинфицирующих средств. Текущая уборка проводится в течение рабочего дня. Заключительная уборка — в конце рабочего дня, генеральная уборка — 1 раз в неделю, кварцевание кабинета — каждые 2 часа по 15 мин.

Работа перевязочной медсестры

Перевязочная — специально оборудованное помещение для производства перевязок, осмотра ран и проведения ряда процедур, выполняемых в процессе лечения ран. В перевязочной могут производиться также инъекции, трансфузии и небольшие операции (первичная хирургическая обработка небольших ран, вскрытие поверхностно расположенных гнойников и т.п.).

Современные перевязочные развертываются как в стационарах, так и в амбулаториях.

Число перевязочных и столов определяется числом коек в ЖГУ и его профилем. Площадь перевязочной исчисляется из расчета 15—20 м2 на один перевязочный стол.

Размеры амбулаторной перевязочной определяют исходя из предполагаемой пропускной способности учреждения.

В перевязочной стены, пол и потолки должны быть удобными для механической очистки во время уборки.

Перевязочная оборудуется соответствующим набором предметов, оснащается необходимыми хирургическими инструментами, медикаментозными средствами и перевязочным материалом.

Перевязочная медсестра несет ответственность за соблюдение асептики в перевязочной, во время перевязок руководит ее работой. Рабочий день начинают с осмотра перевязочной. После этого медсестра получает список всœех перевязок на день, устанавливает их очередность.

Убедившись в готовности перевязочной, медсестра накрывает стерильный инструментально-материальный перевязочный стол.

Последовательность действий:

    медсестра надевает маску, заправив перед этим волосы под шапочку, моет и обеззараживает руки, надевает стерильный халат и перчатки;

    нажав на педаль, открывает бикс со стерильным бельем, достает стерильную простыню, разворачивает ее так, чтобы она осталась двухслойной, и ею покрывает передвижной столик;

    на данный столик ставят сетку со стерильным инструментарием и другими предметами, извлеченными из стерилизатора;

    перевязочный стол вначале покрывают стерильной клеенкой, затем в 4 слоя простынями так, чтобы края свисали на 30—40 см книзу;

   верхнюю двухслойную простыню запрокидывают к задней части стола и к ней по углам крепят цапки или кровоостанавливающие зажимы;

    стерильным корнцангом медсестра переносит инструменты из сетки на перевязочный стол и раскладывает их в определœенном порядке по назначению;

    на столе должны быть пинцеты, кровоостанавливающие зажимы, кусачки, иглодержатели, корнцанги, пуговчатые и желобоватые зонды, почкообразные тазики, шприцы, стаканы для растворов, катетеры, дренажи, ножницы, крючки Фарабефа, трех-четы- рехзубчатые крючки, готовые наклейки, салфетки, турунды и шарики;

    простыней, сложенной вдвое, медсестра закрывает перевязочный стол;

    края нижней и верхней простыней скрепляют цапками сзади и с боков;

     прикрепляют бирку в левом дальнем углу, на которой указывают дату, время накрытия стола и фамилию медсестры. Стол считается стерильным 1 сут.

Примерная схема расположения инструментов и материала на перевязочном столе показана на рис. 1.

Организация перевязок

Палатная медсестра и санитарка помогают больному снять верхнюю одежду и лечь на перевязочный стол, затем закрывают его чистой простыней. При перевязке должен присутствовать лечащий врач — наиболее ответственные перевязки он делает лично. Медицинский

http://referatwork.ru/image.php?way=oplibru/baza1/1080008622805.files/image002.jpg Рис. 1. Расположение инструментов и материала на перевязочном столе

персонал после каждой перевязки моет руки с мылом, вытирает их стерильным полотенцем или простыней и обрабатывает спиртом при помощи спиртового шарика.

Каждая перевязка осуществляется с помощью инструментов.

Последовательность действий:

    снимают старую повязку с помощью пинцетов; вдоль раны, придерживая сухим шариком кожу и не давая ей тянуться за повязкой, снимают ее поверхностные слои; присохнувшую повязку рекомендуется отслаивать шариком, смоченным в 3% растворе перекиси водорода; прочно присохшую повязку на кисти и стопе лучше удалять после ванны из теплого 0,5% раствора перманга- ната калия;

     осматривают рану и окружающую ее область;

    кожу вокруг раны освобождают от гнойных корок стерильными марлевыми шариками, затем от края раны к периферии обрабатывают кожу вокруг раны спиртом;

     меняют пинцет; производят туалет раны стерильными салфетками (удаление гноя промоканием, смыванием перекисью водорода, раствором фурацилина и другими антисептиками);

     рану осушают стерильными салфетками;

   обрабатывают кожу вокруг раны 5% раствором йода;

     с помощью пинцета и зонда дренируют раны резиновыми трубками (тампонами и турундами, смоченными антисептиками или мазями на водорастворимой основе);  накладывают новую повязку;  фиксируют повязку наклейкой, бинтом и т.д.

После удаления старой повязки и окончания перевязки медсестра моет руки (в перчатках) с мылом, дважды их намыливая, ополаскивает проточной водой и вытирает индивидуальным полотенцем. Во время перевязок больных с нагноительными процессами медсестра надевает дополнительно клеенчатый фартук, который обеззараживается после каждой перевязки протиранием ветошью, смоченной 3% раствором хлорамина, 0,05% раствором нейтрального анолита͵ 0,6% раствором нейтрального гипохлорита натрия. Используемые перчатки сбрасываются в емкость с дезинфицирующим раствором, а руки подвергаются гигиенической обработке. Инструменты после перевязок также обеззараживают в растворах. Кушетка (стол для перевязок) обеззараживается после каждой перевязки ветошью, смоченной дезраствором. Использованный перевязочный материал перед уничтожением подвергается предварительному обеззараживанию в течение двух часов одним из дезрастворов: 3% раствором хлорамина, 0,5% активированным раствором хлорамина и др.

При лечении хирургических больных, имеющих дренажи в полых органах или гнойных полостях, уход за дренажной трубкой и раной вокруг нее производится врачом во время перевязки. Один раз в сутки постовая сестра меняет всœе соединительные трубки, которые подвергаются дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации. Банки с отделяемым меняют на стерильные. Содержимое банок сливают в канализацию. После опорожнения банки погружают в дез- раствор, моют и стерилизуют. Банки для дренажной системы нельзя ставить на пол, их подвязывают к кровати больного или ставят рядом на подставки.

В структуре хирургического отделœения крайне важно иметь две перевязочные (для ʼʼчистыхʼʼ и ʼʼгнойныхʼʼ перевязок). В случае если перевязочная одна, обработку гнойных ран производят после проведения чистых манипуляций с последующей тщательной обработкой помещения и всœего оборудования дезинфицирующими растворами. Медсестра во время перевязок больных с нагноительными процессами надевает клеенчатый фартук, который после каждой перевязки протирает ветошью, смоченной в 0,25% растворе гипохлорита натрия, с интервалом 15 мин, с последующим временем воздействия 60 мин, и обрабатывает руки. В качестве средств для дезинфекции рук применяют 80% этиловый спирт, 0,5% раствор хлоргексидина биглюконата в 70% этиловом спирте, 0,5% (с 0,125% содержанием активного хлора) раствор хлорамина. Рабочий раствор указанных препаратов готовит аптека ЛПУ. Емкость с раствором устанавливают в перевязочной.

При обеззараживании рук этиловым спиртом или хлоргексидином препарат наносят на ладонные поверхности кистей в количестве 5—8 мл и втирают его в кожу в течение 2 мин. Обработку рук растворами хлоргексидина производят в тазу. В таз наливают 3 л раствора. Руки погружают в препарат и моют в течение 2 мин. Раствор пригоден для 10 обработок рук.

Уборка перевязочной

Слаженная работа в перевязочной обеспечивается четким распорядком дня, строгой последовательностью выполнения манипуляций. Предусматривается текущая уборка по ходу выполнения перевязок. После окончания перевязок и сбора перевязочного материала в специально выделœенные емкости производят заключительную влажную уборку с применением дезинфицирующих средств. Инфицированный перевязочный материал подлежит дезинфекционной обработке и утилизации. Не реже 1 раза в неделю проводят генеральную уборку. Уборка в перевязочной проводится аналогично уборке в операционной (с. 494).

Подготовка перевязочной для дальнейшей работы

После уборки перевязочная медсестра вместе с санитаркой готовят и закладывают в биксы перевязочный материал, белье и наборы для венесекции, трахеостомии и т.д. Санитарка сдает биксы в стерилиза- ционную.Медсестра стерилизует необходимый набор инструментов в сухожаровом шкафу и накрывает инструментальный перевязочный стол, создает необходимый запас инструментов. Вместе с тем, на ночь и на выходные дни перевязочная медсестра оставляет на видном месте биксы со стерильным материалом и бельем. На каждом биксе делают надпись, указывающую, когда расходовать его содержимое.

Перед уходом с работы перевязочная медсестра должна принять меры к тому, чтобы:

 были наполнены банки с антисептическими и дезинфицирующими растворами;

 имелось достаточное количество бинтов, стерильного материала;

 в любое время можно было простерилизовать нужные инструменты.

Вместе с тем, медсестра должна проверить, имеются ли в перевязочной необходимые медикаменты на следующий день, и, в случае если нужно, выписать их в аптеке. По окончании работы перевязочная медсестра включает бактерицидные лампы и уходит из перевязочной, заперев

Тема   Хирургическая операция

План

  1. Интраоперационный период.
  2. Виды операций, этапы хирургической операции.
  3. Правила работы в операционной. Положение больного на операционном столе при различных  операциях.
  4. Особенности трансфузионной терапии.

Как только больной поступает в операционную, заканчивается предоперационный и начинается интраоперационный период, который включает в себя:

  укладывание больного на операционный стол,

выполнение местного обезболивания или введение в наркоз,  подготовку операционного поля,  

собственно хирургическую операцию,  

ыведение больного из наркоза

Хирургическая операция – это механическое воздействие на ткани и органы больного с лечебной или диагностической целью. Хирургические операции делят по назначению на:

1. Лечебные операции – выполняются для устранения причины или последствия заболевания. Они делятся:

А Радикальные – полное удаление патологического очага;

Б паллиативные – операции, улучшающие качество жизни пациента при невозможности выполнить радикальное оперативное вмешательство (гастростомы, трахеостома, цистостома, колостома).

2. Диагностические заболевания – для уточнения диагноза (биопсия, торакоскопия, лапароцентез).

Большинство операций выполняются одномоментно, но существуют и двух моментные операции (в 2 этапа). Это происходит в тех случаях, когда состояние больного или местное состояние тканей не позволяют выполнить операцию в один этап (пластика пищевода, перитонит). Существуют еще и многоэтапные операции – это чаще всего пластические операции.

                             По срокам выполнения различают:

· Экстренные – производят немедленно, по жизненным показаниям

· Срочные – производятся в короткий срок после начала заболевания (несколько суток);

· Плановые – выполняют после полного обследования пациента и тщательной подготовки больного к операции, в сроки, удобные для больного и хирурга.

                   В зависимости от метода удаления патологического очага:

· Выскабливание – удаление специальными ложечками или кюретками поверхностного слоя тканей (длительно незаживающие раны, диагностические операции в гинекологии);

· Выжигание – электрокоагуляция полипов желудка;

· Иссечение – полипов, инфицированной раны, старого послеоперационного рубца;

· Экстирпация – полное удаление органа;

· Экстракция – удаление из тела человека какого-либо органа без рассечения последнего на части (экстракты катаракты);

· Резекция – частичное удаление органа с патологическим очагом в пределах здоровых тканей и сохранения частично функционирующей части этого органа.

В особые виды выделяют следующие операции:

1. Удаление инородного тела. Инородные тела могут попадать в организм через естественные отверстия и при ранениях, а также могут образовываться в самом организме (камни, безоары – инородные тела в пищеводе). Для удаления инородного тела, попавшего в организм через естественные отверстия и образовавшегося в самом организме, применяют специальные приемы и эндоскопическую технику (ректоскопия, эзофагоскопия, бронхоскопия). В случаях, когда велик риск перфорации органа, применяют оперативные вмешательства (гастротомия, холецистотомия).

2. Восстановительные (реконструктивные) и пластические операции. Задачей этих операций является устранение различных дефектов, частичное или полное восстановление внешнего вида, формы и функции различных органов. Источниками трансплантатов могут стать собственные ткани и органы, донорские ткани, трупные ткани, синтетические материалы.

Тема  Оперативная хирургическая техника

план

1. Современный хирургический инструментарий, классификация, применение. 

2. Понятие о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре. Техника безопасности.

   Операция - механическое воздействие на ткани и органы больного с помощью специального инструментария и оборудования

Хирургические операции можно разделить на определенные группы.

По цели, характеру и объему вмешательства:

радикальные — направлены на полное устранение патологического процесса и излечение больного;

паллиативные — облегчают состояние больного, когда невозможно полностью устранить патологический процесс.

По срокам выполнения:

экстренные — проводятся по жизненным показаниям, когда невыполнение приводит к немедленной смерти (например, остановка артериального кровотечения, трахеотомия при закупорке дыхательного горла);

неотложные — проводятся срочно, когда состояние больного не позволяет уточнить диагноз и подготовить его к операции (например, воспалительные заболевания);

плановые — выполняются при заболеваниях, не требующих немедленного хирургического вмешательства, после тщательного обследования, установления диагноза и подготовки больного.

По виду вмешательства и названию оперируемого органа:

punctio — прокалывание (например, punctio fornicis posterior — прокатывание заднего свода влагалища);

incisio — иссечение;

tomia — рассечение органа или раскрытие полости (например, рассечение трахеи — tracheotomia, стенки желудка — gastrotomia, брюшной полости — laparotomia);

stomia — образование наружного свища полого органа (например, желудка — gastrostomia, толстой кишки — colostomia) или внутреннего свиша между органами (например, между желудком и тонкой кишкой — gastroenterostomia);

resectio — частичное удаление органа (например, resectio ulcus ventriculi — резекция желудка по поводу язвенной болезни);

amputatio — удаление периферической части органа (например, костно-пластическая ампутация стопы по Н.И. Пирогову);

ectomia — полное удаление органа (червеобразного отростка — appendectomia, желчного пузыря — holecystectomia, почки — nephrectomia);

exarticulatio — удаление периферической части конечности на уровне сустава;

rrhaphia — наложение шва (например, gastrorrhaphia — наложение шва на стенку желудка);

trepanacio — раскрытие костных полостей.

1. Современный хирургический инструментарий, классификация, применение. 

Хирургический инструментарий  См. учебник [1] , стр. 185

По функциональному назначению хирургические инструменты можно разделить на несколько групп. 

1. Инструменты для разъединения тканей: 

— механическим способом с помощью клина; 

— взрывным способом при закипании межклеточной и клеточной жидкости (лазерный скальпель, электрохирургический нож, плазменный скальпель); 

— виброспособом (за счет развития кавитационного эффекта) при воздействии ультразвука; 

— термоспособом при разрыве межклеточных связей острыми кристаллами льда (криохирургия). 

2. Колющие инструменты для выполнения инъекций, пункций: 

— для проникновения в толщу тканей; 

— для внедрения в полости. 

3. Инструменты для соединения тканей: 

— ручным способом; 

— с помощью сшивающих аппаратов. 

4. Инструменты кровоостанавливающие: 

— для пережатия просвета сосуда; 

— для коагуляции крови в просвете сосуда. 

5. Инструменты для раздвигания краев раны, оттеснения органов и тканей. 

6. Инструменты зажимные: 

— для пережатия полых органов; 

— для пережатия тканей; 

— для фиксации операционного белья. 

7. Инструменты, раздавливающие ткани и органы. 

8. Вспомогательные инструменты (не соприкасающиеся непосредственно с тканями, но необходимые для приведения в действие основных инструментов).

9. Инструменты специального назначения, необходимые для выполнения конкретного этапа операции на каком-либо органе. 

10. Устройства и аппараты для подачи рабочего тела или источника энергии к соответствующему хирургическому инструменту: 

— источники высокочастотных электрических колебаний; 

— ультразвуковые генераторы; 

— хранилища хладоагентов; 

— емкости для медицинских газов. 

11. Механизированные инструменты. 

По предназначению инструменты подразделяют на две большие группы: 

1) общехирургические инструменты; 

2) специальные инструменты (оториноларингологические, урологические, офтальмологические).

Кроме того, общехирургические инструменты подразделяют на два вида: 

1) инструменты, предназначенные для выполнения оперативных вмешательств так называемым «открытым» способом; 

2) инструменты, предназначенные для выполнения оперативных вмешательств «закрытым» способом (в частности, с помощью эндовидеохирургического метода). 

       

            Требования к общехирургическим инструментам 

   Хирургические инструменты должны соответствовать определенным требованиям. 

1. Инструмент должен иметь простую конструкцию, не требующую для подготовки к работе специальных мероприятий. 

2. Инструмент не должен утомлять руку хирурга: 

— быть легким (рукоятки инструментов для этого нередко делают полыми); 

— форма рукоятки инструмента и ее рельеф должны обеспечивать плотное соприкосновение с ладонью; 

— отвечать требованиям эргономики — инструмент должен быть непосредственным продолжением руки хирурга и составлять с ней как бы одно целое; 

— быть сбалансированным («зона равновесия» инструмента, фиксированного в ладони, должна проецироваться на уровне головок пястных костей). 

3. Инструмент должен быть прочным: 

— прежде всего, под этим следует понимать устойчивость к механическим и химическим воздействиям при чистке и стерилизации; 

— при случайной поломке инструмента должны образовываться только крупные, хорошо видимые и доступные отломки; 

— инструмент не должен деформироваться при приложении значительных физических усилий. 

4. Поверхность инструмента должна быть гладкой и ровной. 

Это обеспечивает:

— полноценную стерилизацию; 

— сохранение целости хирургических перчаток во время выполнения оперативно-хирургических действий. 

5. Поверхность инструментов должна быть матовой, поглощающей лазерное излучение.

Блестящая отражающая поверхность хирургических инструментов может привести к ожогу сетчатки глаза при использовании лазерного излучения.

6. Инструмент должен легко разбираться без использования специальных приспособлений и так же просто собираться. 

7. Инструмент должен длительное время сохранять свои эксплуатационные свойства. 

8. Работа с инструментом не должна требовать выполнения сложных правил техники безопасности. 

9. Инструмент должен абсолютно соответствовать декларируемым стандартам. 

Инструменты для разъединения и соединения тканей:

http://news.moy-vrach.ru/img/gallery1/Polka%201.jpg

Инструменты для раздвигания краев раны, оттеснения органов и тканей:

http://news.moy-vrach.ru/img/gallery1/Polka%202.jpg

Инструменты зажимные:

http://news.moy-vrach.ru/img/gallery1/Polka%203.jpg

Инструменты специального назначения, необходимые для выполнения конкретного этапа операции на каком-либо органе:

http://news.moy-vrach.ru/img/gallery1/Polka%204.jpg

Специальные инструменты (травматология):

http://news.moy-vrach.ru/img/gallery1/Polka%205.jpg

2. Понятие о лазерной, электрохирургической и криохирургической аппаратуре. Техника безопасности.

Все перечисленное - инструменты для разъединения тканей:

— взрывным способом при закипании межклеточной и клеточной жидкости (лазерный скальпель, электрохирургический нож, плазменный скальпель); 

— виброспособом (за счет развития кавитационного эффекта) при воздействии ультразвука; 

— термоспособом при разрыве межклеточных связей острыми кристаллами льда (криохирургия). 

СОСТАВЛЕНИЕ НАБОРОВ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ

            В любой хирургический набор инструментов должны входить:

1. Антисептики для обработки кожи (спирт, иодонат);

2. Анестетики и средства их применения (новокаин, шприц, игла для инъекций, внутрикожных и внутримышечных);

3. Инструменты для разъединения тканей (скальпель, ножницы);

4. Кровоостанавливающие инструменты (зажимы) и ранорасширители;

5. Инструменты для манипуляций в ране (пинцеты хирургический и анатомический, зонд желобоватый, пуговчатый);

6. Специальный инструмент, для каждой операции - свой: троакар или спец игла для пункций, однозубый крючок и трахеостомическая трубка для трахеостомии, катетер для вены, дренажи для вскрытия гнойников и пр.)

7. Инструменты для сшивания тканей (иглы колющие и колющие-режущие, иглодержатель, пинцеты, шовный материал не рассасывающийся (шелк, лавсан и др.) и рассасывающийся (кетгут). Они не требуются при вскрытии гнойников, т.к. при этом рана не зашивается, а дренируется;

8. Перевязочный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» Раздел «Сестринская помощь при нарушениях здоровья при инфекционных заболеваниях» Перечень алгоритмов оказания неотложной помощи

Перечень алгоритмов оказания  неотложной помощи:Судорожный синдромАнафилактический шокКишечное кровотечениеОтек легкихНадпочечниковая недостаточностьГиповолемический шокСтенозирующий ларинготрахе...

Перечень алгоритмов манипуляций, изучаемых по разделу "Сестринская помощь при нарушениях здоровья в хирургии и травматологии"

Изложен перечень всех алгоритмов манипуляций, изучаемых по сестринскому делу в хирургии и обязательных для подготовкистудентов к практическим занятиям, к собеседованию и зачету по поизводственной прак...

Алгоритмы манипуляций по разделу "Сестринская помощь при нарушениях здоровья в хирургии и травматологии"

Изложены тексты алгоритмов сестринских манипуляций с минимумом иллюстраций к ним.Данные алгоритмы адаптированы максимально к экзаменационному контролирующему материалупо разделу "Сестирнская помо...

Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

МДК 02.01 «Сестринская уход при различных заболеваниях состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) «Сестринское дело в терапии» Специальность Сестринское дело Тема: «Профилактика гипертензивной (гипертонической) болезни»

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями терапии в качестве вспомогательного материала в работе. Задания, предлагаемые конкурсантам, могут наполняться новым содержанием и...