Рекомендации для студентов по подготовке к практическому занятию "Методика обследования травматологического пациента"
методическая разработка на тему

Рабинович Ирина Васильевна

Настоящие методические рекомендации помогут студентам при подготовке к практическому занятию. Рекомендации включают в себя основные направления подготовки, цели и задачи практического занятия, словарь тематических терминов, основные этапы и задания, используемые на данном практическом занятии.

Следуя рекомендациям и прорабатывая основные задания, студентв смогут лучше усвоить материал данной темы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  СТУДЕНТОВ   ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ПМ.01.  Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика  клинических дисциплин

Раздел  1 Пропедевтика  клинических дисциплин

Тема 1.2. Пропедевтика в хирургии

Специальность 31.02.01  «Лечебное дело»

ОПОП  СПО (углубленная подготовка)

Составлена         преподавателем  ГАУ  АО  ПОО  «Амурский медицинский колледж» Рабинович И.В.     в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

г. Благовещенск - 2017г.

Рассмотрено на заседании                                                 УТВЕРЖДАЮ

выпускающей ЦМК.                                                        Экспертный совет

Протокол №_____от ______2017г.                              при информационно-

методическом центре АМК        

Пред. ЦМК__________________                                «__» __________ 2017 г.

                          /Симонова Г.А./

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации помогут Вам при подготовке к практическому занятию. Рекомендации включают в себя основные направления подготовки, цели и задачи практического занятия, словарь тематических терминов, основные этапы и задания, используемые на данном практическом занятии.

Следуя рекомендациям и прорабатывая основные задания, Вы сможете лучше усвоить материал данной темы.

Желаю Вам удачи!

К ПОВТОРЕНИЮ

«Пропедевтика клинических дисциплин»:

  1.  «Пропедевтика внутренних болезней».

 «Анатомия и физиология»:

  1. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата».
  2. «Синдесмология».

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Познакомиться  с особенностями обследования пациентов с механическими повреждениями.
  2. Научиться проводить субъективное и объективное обследование пациентов с травматическими повреждениями.
  3. Научиться интерпретировать результаты основных и  лабораторно-инструментальных методов исследования.

2. Научиться применять деонтологические навыки при общении  друг с другом, пациентами и их окружением, персоналом отделений.

В Н И М А Н И Е !

При подготовке к занятию постарайтесь ответить на вопрос:

  1. Зачем Вам нужны знания этой темы, если Вы будете работать в условиях ССМП или ФАП?

Изучение данной темы поможет Вам постепенно овладевать следующими компетенциями:  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых повреждений.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

         

 В результате изучения Вы должны:

иметь практический опыт:

  • обследования пациента;
  • интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики;
  • постановки предварительного диагноза;
  • заполнения медицинской документации.
  • уметь:
  • планировать обследование пациента;
  • осуществлять сбор анамнеза;
  • применять различные методы обследования пациента;
  • формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;
  • интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;
  • оформлять медицинскую документацию.

знать:

  • топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
  • биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;
  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
  • строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
  • основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
  • определение заболеваний;
  • общие принципы классификации заболеваний;
  • этиологию заболеваний;
  • патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
  • клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
  • методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ  ТЕМЫ

Термин

Лексическое значение

АДИНАМИЯ –

снижение (прекращение) двигательной активности организма или органа.

АКРОЦИАНОЗ

синюшность дистальных частей тела при общем венозном застое.

АМПУТАЦИЯ 

хирургическое отсечение дистальной части конечности или органа.

АПНОЭ –

отсутствие  дыхания.

БОЛЬ

представляет собой неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением ткани.

ГЕМАРТРОЗ

скопление крови в полости сустава.

ГЕМАТОМА –

ограниченное скопление крови в тканях с образованием полости, содержащей жидкую или свернувшуюся кровь.

ГЕМОГЛОБИН –

БЕЛОК КРОВИ, УЧАСТВУЮЩИЙ В ПЕРЕНОСЕ КИСЛОРОДА.

ГЕМОСТАЗ –

комплексный контроль за свертыванием крови, остановка кровотечения.

ГЕМОТОРАКС

скопление крови в плевральной полости.

ГЕМИПЛЕГИЯ –

полный паралич половины тела.

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ -

повышение чувствительности.  

ГИПОКСИЯ 

недостаточное снабжение тканей кислородом.

ИММОБИЛИЗАЦИЯ –

создание неподвижности тела или частей тела при повреждениях и некоторых заболеваниях.

КОНТРАКТУРА –

стойкое ограничение движений в суставах.

КРЕПИТАЦИЯ 

это ощущение похрустывания, улавливаемое при выслушивании, пальпации или движении в патологически изменённых областях.

КРОВОПОДТЕК (син. синяк) –

кровоизлияние в толщу кожи или слизистой оболочки.

КРОВОПОТЕРЯ 

утрата части крови в результате кровотечения или кровопускания.

КУЛЬТЯ –

часть конечности или органа, оставшаяся после ампутации.

ЛОЖНЫЙ СУСТАВ –

нарушение целости оссификации кости с ее патологической подвижностью.

ЛОРДОЗ –

физиологический изгиб позвоночника с дугой открытой кзади.

НЕГАТОСКОП –

устройство для просмотра рентгенограмм в проходящем свете.

НЕКРОЗ 

необратимое прекращение жизнедеятельности тканей определенной части живого организма.

НЕТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ –

состояние больного или раненого, не позволяющее его эвакуировать из-за опасности осложнений во время транспортировки.

МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ (син. ядерно-магнитный резонанс) –

метод получения изображений тела, основанный на цифровой обработке сигналов от атомных ядер, находящихся в постоянном магнитном поле, после вывода их из устойчивого равновесия с помощью резонансной частоты.

ОБМОРОК (син. синкопе) –

кратковременная потеря сознания с резким побледнением кожи, ослаблением дыхания и кровообращения.

ОБЪЕМ ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ КРОВИ (ОЦК) –

суммарный объем крови, находящейся в функционирующих кровеносных сосудах.

ОРТОПЕДИЯ –

область клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата.

ОСТЕОПОРОЗ –

дистрофия костной ткани с уменьшением костных перекладин в единице объема кости, с истончением, искривлением и полным  рассасыванием этих элементов.

ОСТЕОСИНТЕЗ –

соединение костных отломков и устранение их подвижности с помощью фиксирующих приспособлений (спица, гвоздь и т.п.).

ПАРЕСТЕЗИЯ

необычные ощущения (покалывание, чувство ползания «мурашек» и др.).

ПАРЕЗ

частичная утрата движений.

ПЕРЕЛОМ

нарушение анатомической целостности костной ткани.

РЕПОЗИЦИЯ –

устранение смещения и сопоставление костных отломков при переломах.

СКОЛИОЗ –

патологическое боковое искривление позвоночника.

СТАЗ 

остановка естественного тока крови (желчи, мочи) в ограниченной части тела.

ТАХИПНОЭ 

увеличение числа дыхательных движений больше 18 в мин.

ТРАВМА –

нарушение целостности и функции тканей (органов) при внешнем воздействии.

ТРАВМАТИЗМ 

совокупность  травм на определенной территории, среди различных групп населения населения.

ТРАВМАТОЛОГИЯ 

наука, изучающая диагностику, лечение и профилактику травм.

УГЛОМЕР 

прибор для измерения амплитуды движения суставов и подвижности позвоночника.

ПЛАН  ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент с методической установкой.

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, наличие дневников, отвечает на вопросы по домашнему заданию.

  1. Актуализация опорных знаний:
  • Фронтальный опрос.
  • Блиц-опрос.
  • Решение задач.
  • Работа малыми группами.
  • Выполнение практических заданий.
  • Работа по картам-заданиям.
  • Тест-контроль.
  1. Экскурсия в перевязочную и гипсовый кабинет. Студентам демонстрируется оснащение данных подразделений.
  2. Самостоятельная работа в учебной комнате.

Студенты после демонстрации под контролем преподавателя отрабатывают обязательные  манипуляции: осмотр пациента, оценка общего состояния, измерение длины сегментов конечностей, определение объема движений в суставе.

  1. Закрепление.
  • Решение ситуационных задач.
  • Выполнение манипуляций.
  1. Подведение итогов. Задание на дом.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • Бактерицидная камера с инструментами, биксы, крафт-пакеты со  стерильным перевязочным материалом.
  • Нестерильный перевязочный материал.
  • Фонендоскопы, тонометры.
  • Одноразовые перчатки.
  • Сантиметровая лента.
  • Угломер и др.

               

ФОРМЫ  ВНЕАУДИТОРНОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

  1. Подготовка сообщений: «История развития травматологии в России», «Анатомия верхнего плечевого пояса», «Анатомия позвоночника», «Анатомия верхних и нижних конечностей», «Транспортная иммобилизация», «Лечебная иммобилизация».
  2. Подготовка терминологического диктанта.
  3. Составление диагностических задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  СОСТАВЛЕНИЮ  

ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  ЗАДАЧИ

Составление диагностических задач – это процесс творческий, который способствует не только закреплению изученного материала, но и приобретению навыков исследовательской, поисковой деятельности.

Диагностическая (проблемно-ситуационная) задача – это наиболее эффективное средство контроля знаний, навыков клинического и логического мышления. Проверка качества составление таких задач, также позволяет выявить степень подготовленности составителя, его умение клинически и логически мыслить.

Диагностическая  задача должна быть построена по следующему плану:

  • Изложение жалоб, анамнеза заболевания, а при необходимости и анамнеза жизни.
  • Описание настоящего состояния пациента с указанием основных жалоб на настоящий момент.
  • Подробное описание местных изменений, касающихся не только «больной зоны», а иногда и всей системы (status localis).
  • Вопросы к задаче.

Примерные задания к диагностической задаче:

  1. Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз.
  2. Составьте план дальнейшего обследования пациента.

ВОПРОСЫ К УСТНОМУ ОПРОСУ

  1. Травматология – это …
  2. Травма – это …
  3. В понятие «механизм травмы» входят…
  4. В понятие «обстоятельства травмы» входят…
  5. Активные движения – это …
  6. Пассивные движения – это …
  7. О состоянии периферического кровообращения и иннервации судят по…
  8. Особенности осмотра поврежденного участка…
  9. Высокая частота переломов у пациента говорит о …
  10. Трудности сбора жалоб и анамнеза у травмированного пациента могут быть связаны с …
  11. Общие правила оказания первой помощи травмированным пациентам…
  12. Иммобилизация и ее виды…
  13. Основные правила транспортной иммобилизации…
  14. Травматизм – это …

Самостоятельно опишите местные изменения

                                                        

                                                                 

Картинки по запросу перелом бедра

Пример описания status localis (местных изменений):

Задний вывих левого предплечья

Левая верхняя конечность находится в вынужденном положении (сгибание в локтевом суставе под углом 1100). Визуально предплечье укорочено. Левый локтевой сустав деформирован за счет выступания локтевого отростка локтевой кости кзади. Отмечается отек области сустава.

Практические  манипуляции

На практическом занятии Вам предстоит научиться проводить измерение длины:

  • плеча;
  • предплечья;
  • голени;
  • бедра

Для того, чтобы справиться с заданиями изучите технику измерения отдельный сегментов тела, изложенную в теоретическом пособии для самостоятельной подготовки.

Схема сравнительных измерений по костным выступам

Схема сравнительных измерений по костным выступам

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА  

К фельдшеру ФАП обратилась женщина, 56 лет, с жалобами на боль в области правого голеностопного сустава. Настоящие жалобы появились 3 часа назад после того, как она резко подвернула ногу в голеностопном суставе.

Объективно: состояние удовлетворительное, пульс – 68 в минуту, АД- 130/80 мм рт.ст.

Status localis: ходит сильно хромая на правую ногу. Область правого голеностопного сустава отечна по наружной поверхности. Здесь же на коже имеется кровоподтек.

  1. Проведите дальнейшее обследование пациента.
  2. Какие результаты могут быть?

Эталон ответа

  1. Необходимо проверить объем активных и пассивных движений в суставе, пальпаторно выявляется болезненность, проверить осевую нагрузку на малоберцовую кость.
  2. Активные и пассивные движения ограничены из-за боли. Если осевая нагрузка на малоберцовую кость безболезненна – повреждены связки; если имеется усиление боли – возможно, повреждение наружной лодыжки (краевой перелом). Необходима рентгенография.

Решите   кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали:  1 – скопление крови в полости сустава;

3 – костный хруст при переломе;

4 – относительный симптом вывиха.

6 – местная гибель тканей в живом организме.

По горизонтали: 2 – прибор для измерения объема движений;

3 – политравма в результате падания с высоты;

5 – средство иммобилизации;

7 – создание неподвижности участку тела;

9 – дистрофия костной ткани.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение Амурской области

профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ  СТУДЕНТОВ   ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ПМ.01.  Диагностическая деятельность

МДК 01.01 Пропедевтика  клинических дисциплин

Раздел  1 Пропедевтика  клинических дисциплин

Тема 1.2. Пропедевтика в хирургии

Специальность 31.02.01  «Лечебное дело»

ОПОП  СПО (углубленная подготовка)

Составлена         преподавателем  ГАУ  АО  ПОО  «Амурский медицинский колледж» Рабинович И.В.     в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

г. Благовещенск - 2017г.

Рассмотрено на заседании                                                 УТВЕРЖДАЮ

выпускающей ЦМК.                                                        Экспертный совет

Протокол №_____от ______2017г.                              при информационно-

методическом центре АМК        

Пред. ЦМК__________________                                «__» __________ 2017 г.

                          /Симонова Г.А./

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие методические рекомендации помогут Вам при подготовке к практическому занятию. Рекомендации включают в себя основные направления подготовки, цели и задачи практического занятия, словарь тематических терминов, основные этапы и задания, используемые на данном практическом занятии.

Следуя рекомендациям и прорабатывая основные задания, Вы сможете лучше усвоить материал данной темы.

Желаю Вам удачи!

К ПОВТОРЕНИЮ

«Пропедевтика клинических дисциплин»:

  1.  «Пропедевтика внутренних болезней».

 «Анатомия и физиология»:

  1. «Анатомия и физиология опорно-двигательного аппарата».
  2. «Синдесмология».

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

  1. Познакомиться  с особенностями обследования пациентов с механическими повреждениями.
  2. Научиться проводить субъективное и объективное обследование пациентов с травматическими повреждениями.
  3. Научиться интерпретировать результаты основных и  лабораторно-инструментальных методов исследования.

2. Научиться применять деонтологические навыки при общении  друг с другом, пациентами и их окружением, персоналом отделений.

В Н И М А Н И Е !

При подготовке к занятию постарайтесь ответить на вопрос:

  1. Зачем Вам нужны знания этой темы, если Вы будете работать в условиях ССМП или ФАП?

Изучение данной темы поможет Вам постепенно овладевать следующими компетенциями:  

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства
по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых повреждений.

ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

         

 В результате изучения Вы должны:

иметь практический опыт:

  • обследования пациента;
  • интерпретации результатов обследования лабораторных и инструментальных методов диагностики;
  • постановки предварительного диагноза;
  • заполнения медицинской документации.
  • уметь:
  • планировать обследование пациента;
  • осуществлять сбор анамнеза;
  • применять различные методы обследования пациента;
  • формулировать предварительный диагноз в соответствии с современными классификациями;
  • интерпретировать результаты лабораторных и инструментальных методов диагностики;
  • оформлять медицинскую документацию.

знать:

  • топографию органов и систем организма в различные возрастные периоды;
  • биоэлектрические, биомеханические и биохимические процессы, происходящие в организме;
  • основные закономерности развития и жизнедеятельности организма;
  • строение клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии;
  • основы регуляции физиологических функций, принципы обратной связи, механизм кодирования информации в центральной нервной системе;
  • определение заболеваний;
  • общие принципы классификации заболеваний;
  • этиологию заболеваний;
  • патогенез и патологическую анатомию заболеваний;
  • клиническую картину заболеваний, особенности течения, осложнения у различных возрастных групп;
  • методы клинического, лабораторного, инструментального обследования.

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ  ТЕМЫ

Термин

Лексическое значение

АДИНАМИЯ –

снижение (прекращение) двигательной активности организма или органа.

АКРОЦИАНОЗ

синюшность дистальных частей тела при общем венозном застое.

АМПУТАЦИЯ 

хирургическое отсечение дистальной части конечности или органа.

АПНОЭ –

отсутствие  дыхания.

БОЛЬ

представляет собой неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с действительным или возможным повреждением ткани.

ГЕМАРТРОЗ

скопление крови в полости сустава.

ГЕМАТОМА –

ограниченное скопление крови в тканях с образованием полости, содержащей жидкую или свернувшуюся кровь.

ГЕМОГЛОБИН –

БЕЛОК КРОВИ, УЧАСТВУЮЩИЙ В ПЕРЕНОСЕ КИСЛОРОДА.

ГЕМОСТАЗ –

комплексный контроль за свертыванием крови, остановка кровотечения.

ГЕМОТОРАКС

скопление крови в плевральной полости.

ГЕМИПЛЕГИЯ –

полный паралич половины тела.

ГИПЕРЕСТЕЗИЯ -

повышение чувствительности.  

ГИПОКСИЯ 

недостаточное снабжение тканей кислородом.

ИММОБИЛИЗАЦИЯ –

создание неподвижности тела или частей тела при повреждениях и некоторых заболеваниях.

КОНТРАКТУРА –

стойкое ограничение движений в суставах.

КРЕПИТАЦИЯ 

это ощущение похрустывания, улавливаемое при выслушивании, пальпации или движении в патологически изменённых областях.

КРОВОПОДТЕК (син. синяк) –

кровоизлияние в толщу кожи или слизистой оболочки.

КРОВОПОТЕРЯ 

утрата части крови в результате кровотечения или кровопускания.

КУЛЬТЯ –

часть конечности или органа, оставшаяся после ампутации.

ЛОЖНЫЙ СУСТАВ –

нарушение целости оссификации кости с ее патологической подвижностью.

ЛОРДОЗ –

физиологический изгиб позвоночника с дугой открытой кзади.

НЕГАТОСКОП –

устройство для просмотра рентгенограмм в проходящем свете.

НЕКРОЗ 

необратимое прекращение жизнедеятельности тканей определенной части живого организма.

НЕТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ –

состояние больного или раненого, не позволяющее его эвакуировать из-за опасности осложнений во время транспортировки.

МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ (син. ядерно-магнитный резонанс) –

метод получения изображений тела, основанный на цифровой обработке сигналов от атомных ядер, находящихся в постоянном магнитном поле, после вывода их из устойчивого равновесия с помощью резонансной частоты.

ОБМОРОК (син. синкопе) –

кратковременная потеря сознания с резким побледнением кожи, ослаблением дыхания и кровообращения.

ОБЪЕМ ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ КРОВИ (ОЦК) –

суммарный объем крови, находящейся в функционирующих кровеносных сосудах.

ОРТОПЕДИЯ –

область клинической медицины, изучающая болезни и деформации опорно-двигательного аппарата.

ОСТЕОПОРОЗ –

дистрофия костной ткани с уменьшением костных перекладин в единице объема кости, с истончением, искривлением и полным  рассасыванием этих элементов.

ОСТЕОСИНТЕЗ –

соединение костных отломков и устранение их подвижности с помощью фиксирующих приспособлений (спица, гвоздь и т.п.).

ПАРЕСТЕЗИЯ

необычные ощущения (покалывание, чувство ползания «мурашек» и др.).

ПАРЕЗ

частичная утрата движений.

ПЕРЕЛОМ

нарушение анатомической целостности костной ткани.

РЕПОЗИЦИЯ –

устранение смещения и сопоставление костных отломков при переломах.

СКОЛИОЗ –

патологическое боковое искривление позвоночника.

СТАЗ 

остановка естественного тока крови (желчи, мочи) в ограниченной части тела.

ТАХИПНОЭ 

увеличение числа дыхательных движений больше 18 в мин.

ТРАВМА –

нарушение целостности и функции тканей (органов) при внешнем воздействии.

ТРАВМАТИЗМ 

совокупность  травм на определенной территории, среди различных групп населения населения.

ТРАВМАТОЛОГИЯ 

наука, изучающая диагностику, лечение и профилактику травм.

УГЛОМЕР 

прибор для измерения амплитуды движения суставов и подвижности позвоночника.

ПЛАН  ПРАКТИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент с методической установкой.

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, наличие дневников, отвечает на вопросы по домашнему заданию.

  1. Актуализация опорных знаний:
  • Фронтальный опрос.
  • Блиц-опрос.
  • Решение задач.
  • Работа малыми группами.
  • Выполнение практических заданий.
  • Работа по картам-заданиям.
  • Тест-контроль.
  1. Экскурсия в перевязочную и гипсовый кабинет. Студентам демонстрируется оснащение данных подразделений.
  2. Самостоятельная работа в учебной комнате.

Студенты после демонстрации под контролем преподавателя отрабатывают обязательные  манипуляции: осмотр пациента, оценка общего состояния, измерение длины сегментов конечностей, определение объема движений в суставе.

  1. Закрепление.
  • Решение ситуационных задач.
  • Выполнение манипуляций.
  1. Подведение итогов. Задание на дом.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

  • Бактерицидная камера с инструментами, биксы, крафт-пакеты со  стерильным перевязочным материалом.
  • Нестерильный перевязочный материал.
  • Фонендоскопы, тонометры.
  • Одноразовые перчатки.
  • Сантиметровая лента.
  • Угломер и др.

               

ФОРМЫ  ВНЕАУДИТОРНОЙ  САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ

  1. Подготовка сообщений: «История развития травматологии в России», «Анатомия верхнего плечевого пояса», «Анатомия позвоночника», «Анатомия верхних и нижних конечностей», «Транспортная иммобилизация», «Лечебная иммобилизация».
  2. Подготовка терминологического диктанта.
  3. Составление диагностических задач.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  СОСТАВЛЕНИЮ  

ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ  ЗАДАЧИ

Составление диагностических задач – это процесс творческий, который способствует не только закреплению изученного материала, но и приобретению навыков исследовательской, поисковой деятельности.

Диагностическая (проблемно-ситуационная) задача – это наиболее эффективное средство контроля знаний, навыков клинического и логического мышления. Проверка качества составление таких задач, также позволяет выявить степень подготовленности составителя, его умение клинически и логически мыслить.

Диагностическая  задача должна быть построена по следующему плану:

  • Изложение жалоб, анамнеза заболевания, а при необходимости и анамнеза жизни.
  • Описание настоящего состояния пациента с указанием основных жалоб на настоящий момент.
  • Подробное описание местных изменений, касающихся не только «больной зоны», а иногда и всей системы (status localis).
  • Вопросы к задаче.

Примерные задания к диагностической задаче:

  1. Поставьте и обоснуйте предварительный диагноз.
  2. Составьте план дальнейшего обследования пациента.

ВОПРОСЫ К УСТНОМУ ОПРОСУ

  1. Травматология – это …
  2. Травма – это …
  3. В понятие «механизм травмы» входят…
  4. В понятие «обстоятельства травмы» входят…
  5. Активные движения – это …
  6. Пассивные движения – это …
  7. О состоянии периферического кровообращения и иннервации судят по…
  8. Особенности осмотра поврежденного участка…
  9. Высокая частота переломов у пациента говорит о …
  10. Трудности сбора жалоб и анамнеза у травмированного пациента могут быть связаны с …
  11. Общие правила оказания первой помощи травмированным пациентам…
  12. Иммобилизация и ее виды…
  13. Основные правила транспортной иммобилизации…
  14. Травматизм – это …

Самостоятельно опишите местные изменения

                                                        

                                                                 

Картинки по запросу перелом бедра

Пример описания status localis (местных изменений):

Задний вывих левого предплечья

Левая верхняя конечность находится в вынужденном положении (сгибание в локтевом суставе под углом 1100). Визуально предплечье укорочено. Левый локтевой сустав деформирован за счет выступания локтевого отростка локтевой кости кзади. Отмечается отек области сустава.

Практические  манипуляции

На практическом занятии Вам предстоит научиться проводить измерение длины:

  • плеча;
  • предплечья;
  • голени;
  • бедра

Для того, чтобы справиться с заданиями изучите технику измерения отдельный сегментов тела, изложенную в теоретическом пособии для самостоятельной подготовки.

Схема сравнительных измерений по костным выступам

Схема сравнительных измерений по костным выступам

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ

ЗАДАЧА  

К фельдшеру ФАП обратилась женщина, 56 лет, с жалобами на боль в области правого голеностопного сустава. Настоящие жалобы появились 3 часа назад после того, как она резко подвернула ногу в голеностопном суставе.

Объективно: состояние удовлетворительное, пульс – 68 в минуту, АД- 130/80 мм рт.ст.

Status localis: ходит сильно хромая на правую ногу. Область правого голеностопного сустава отечна по наружной поверхности. Здесь же на коже имеется кровоподтек.

  1. Проведите дальнейшее обследование пациента.
  2. Какие результаты могут быть?

Эталон ответа

  1. Необходимо проверить объем активных и пассивных движений в суставе, пальпаторно выявляется болезненность, проверить осевую нагрузку на малоберцовую кость.
  2. Активные и пассивные движения ограничены из-за боли. Если осевая нагрузка на малоберцовую кость безболезненна – повреждены связки; если имеется усиление боли – возможно, повреждение наружной лодыжки (краевой перелом). Необходима рентгенография.

Решите   кроссворд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По вертикали:  1 – скопление крови в полости сустава;

3 – костный хруст при переломе;

4 – относительный симптом вывиха.

6 – местная гибель тканей в живом организме.

По горизонтали: 2 – прибор для измерения объема движений;

3 – политравма в результате падания с высоты;

5 – средство иммобилизации;

7 – создание неподвижности участку тела;

9 – дистрофия костной ткани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов Тема: "ПОДГОТОВКА И ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА"

Реферативная работа  применяется при организации самостоятельной работыстудентов в ходе подготовки к семинарам, конференциям, лекциям,предметным олимпиадам и др., а также при проведении итоговой ...

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина ОП. 05 Материаловедение ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ дисциплина  ОП. 05 Материаловедение  ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ...

Инструктивно - методические рекомендации для студентов по подготовке и выполнению лабораторних и практисеских работ дисциплина ОП. 05 Материаловедение

Инструктивно - методические рекомендации   для студентов по подготовке и выполнению  лабораторних и практисеских работ   дисциплина  ОП. 05 Материаловедение ...

Методические указания для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы студентов и подготовки к практическим занятиям МДК 02.01. Технология обработки текстильных изделий 29.01.08 Оператор швейного оборудования

Настоящие указания составлены для студентов профессии 262019.04 (29.01.08) Оператор швейного оборудования  и содержат информацию о требованиях, предъявляемых к выполнению практических работ...

Методические рекомендации для студентов специальности Лечебное дело "Прохождение производственной практики "Лечение пациентов детского возраста"

Методические рекомендации предлагаются для использования студентами медицинского колледжа специальности Лечебное дело во время прохождения производственной практики "Лечение пациентов детского возраст...

Методические рекомендации для студентов по самоподготовке к практическому занятию по теме: "Окислительно-восстановительные реакции"

методические рекомендации помогут студентам  успешно подготовиться  к занятию по данной теме...

Методические рекомендации для студентов колледжа по выполнению практических работ

Методические рекомендации предназначены для студентов и служат пособием при выполнении практических заданий, предусмотренных рабочими учебными планами специальности 54.02.01Дизайн (по отраслям), запла...