Методическая разработка практического занятия по теме Правила обращения с медицинскими отходами
методическая разработка на тему
Медицинская сестра должна уметь обращаться с медицинскими отходами разных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правила обращения с медицинскими отходами | 275.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж №2
Департамента здравоохранения города Москвы»
для проведения практического занятия
(для преподавателя)
Профессиональный модуль ПМ 07.МДК 07.02
Специальность:060101 Лечебное дело
Москва
2014 г.
УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Протокол №___ от «___» _________2014 г. | Разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060101 Лечебное дело, примерной и рабочей программы профессионального модуля | |
ОДОБРЕНА На заседании ЦК Протокол №___ от «___» _________2014 г. | Заведующая научно-методическим отделом Волкова М.М.__________ | |
Председатель ЦК / ФИО Подпись | МП | |
Составитель:
Березина Т. В. – преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«МК №2 Департамента здравоохранения города Москвы»
Рецензенты:
Элксина Е.А. – преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «МК №2 Департамента здравоохранения города Москвы»
Гераськова О.В.– главная сестра ГБУЗ Департамента здравоохранения города Москвы «ГКБ № 40 Департамента здравоохранения города Москвы»
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж №2
Департамента здравоохранения города Москвы»
для проведения практического занятия
(для преподавателя)
Профессиональный модуль ПМ 04. МДК 04.02
Специальность:060501 Сестринское дело
Москва
2014 г.
УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Протокол №___ от «___» _________2014 г. | Разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело, примерной и рабочей программы профессионального модуля | |
ОДОБРЕНА На заседании ЦК Протокол №___ от «___» _________2014 г. | Заведующая научно-методическим отделом Волкова М.М.__________ | |
Председатель ЦК / ФИО Подпись | МП | |
Составитель:
Березина Т. В. – преподаватель государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования
«МК №2 Департамента здравоохранения города Москвы»
Рецензенты:
Элксина Е.А. – преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «МК №2 Департамента здравоохранения города Москвы»
Гераськова О.В.– главная сестра ГБУЗ Департамента здравоохранения города Москвы «ГКБ № 40 Департамента здравоохранения города Москвы»
Тема занятия: «Правила обращения с медицинскими отходами».
Время, отведенное на изучение темы: 90 минут
Место проведения: кабинет доклинической практики
Вид занятия: доклиническое практическое
Методика проведения занятия: сочетание традиционных и активных методов обучения.
Общая цель:
Приобретение студентами знаний и умений по обращению с медицинскими отходами, с целью овладения видом профессиональной деятельности - оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий и соответствующими профессиональными компетенциями.
Конкретные цели:
После изучения темы студент должен знать
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
- принципы санитарно-противоэпидемического режима;
- основы профилактики инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи и инфекции, обусловленной хирургическим вмешательством;
- правила безопасности медицинской сестры на рабочем месте
После изучения темы студент должен уметь
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала
- соблюдать санитарно – эпидемиологические мероприятия при обращении с медицинскими отходами.
Иметь практический опыт: на практическом занятии отрабатывать умение обеспечивать безопасное обращение с медицинскими отходами, соблюдая требования техники безопасности при работе с медицинскими отходами для последующего приобретения практического опыта во время учебной и производственной практики.
Достижение данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции | Критерии оценки |
Общие компетенции | |||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Мотивация обучающихся в необходимости овладевания новым технологическим методом. | Заинтересованность в обучении манипуляции (оценивается методом наблюдения) |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Организация проведения манипуляции в различных производственных ситуациях. | Решение конкретных ситуационных заданий. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Предоставление студентам возможности самостоятельно оценить правильность выполнения процедуры. | Сопоставление с эталоном выполнения алгоритма манипуляции. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Выполнение заданий, рассчитанных на работу в команде. | Оценивается по эталонам и критериям оценки выполнения заданий. |
Профессиональные компетенции | |||
ПК 1. | Соблюдать принципы профессиональной этики: эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности, консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода. | Организация проведения ситуационных производственных заданий (общение между медицинским работником и «пациентом», либо его «родственниками»). | Оценивается согласно эталонам и критериям оценки выполнения задания. |
ПК 3. | Оформлять медицинскую документацию | Организация проведения ситуационных производственных заданий (предоставление студентам возможности самостоятельно заполнять медицинскую документацию в процессе выполнения задания). | Согласно эталонам и критериям оценки выполнения задания. |
ПК 4. | Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий | Предоставление студентам возможности самостоятельно отрабатывать навыки выполнения манипуляции. | Согласно эталонам и критериям оценки выполнения алгоритма манипуляции. |
ПК 5. | Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала, в том числе инфекционную безопасность, производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте. | Организация проведения ситуационных производственных заданий. | Согласно эталонам и критериям оценки выполнения задания. |
Оснащение занятия:
1. Методическое обеспечение:
- методическая разработка для преподавателя – 1 шт.
- методическое пособие для студентов – 10 шт.
2. Материальное обеспечение:
( из расчета на одну бригаду)
- защитная одежда: маска, чистые перчатки, фартук
- манипуляционный столик
- чистый лоток
- дезинфицирующее средство «Аламинол»
- пакет для утилизации медицинских отходов класса «А»
- пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б»
- пакет для утилизации медицинских отходов класса «В»
- бирки-стяжки
- непрокалываемый контейнер для утилизации острых предметов
- контейнер для дезинфекции
- одноразовые: шприц, мочевой катетер Фолея, деревянный шпатель, гинекологическое зеркало Куско, ватные шарики, система для внутривенного капельного введения, нательное, постельное бельё.
3. Технические средства обучения:
- мультимедийная установка
- видеофильм
Технологическая карта занятия
№ п/п | Этап занятия | Время | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 5 | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. | |
2. | Актуализация темы. Определение исходного уровня знаний | 15 | Комбинированный: програмиро-ванный (тестовый) и устный | Актуализирует тему: демонстрирует видеофильм: «Медицинские отходы». Определяет исходный уровень знаний студентов – предлагает написать тесты с последующей коррекцией, задает вопросы | Смотрят видеофильм. Решают задания в тестовой форме, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя |
3 | Изучение нового материала | 15 | Объяснительно -иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией действия) | Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией выполнения манипуляции | Записывают в тетрадь новый материал, наблюдают за выполнением манипуляции |
4. | Закрепление материала (отработка практических умений) | 30 | Репродуктивный (работа по алгоритму) | Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует ее. Задает вопросы по материалу | Выполняют действие по алгоритму, объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя |
5. | Рубежный контроль | 15 | Репродуктивный (решение практических ситуационных задач) | Организует работу студентов на этапе контроля. Корректирует действия студентов | Выполняют задания: решение практических ситуаций. Обсуждают, корректируют результат. |
6 | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей | Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов |
7. | Итоги занятия | 5 | Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом | Записывают задание на дом | |
Итого: 90 мин. |
Критерии итоговой оценки за занятие
Выполнение заданий в форме тестового контроля (в баллах) | Выполнение ситуационных заданий (в баллах) | Алгоритм манипуляции согласно оценочному листу, в баллах (см. оценочные листы) |
«1» – если студент выбрал один правильный ответ из четырех. «0» – если студент выбрал один ответ неверно или выбрал более одного ответа | «3» - студент верно в полном объеме выполнил первое задание. «2» - студент выполнил в полном объеме первое задание, но с наводящими вопросами преподавателя. «1» - студент выполнил в неполном объеме первое задание. «0» - студент не выполнил первое задание. | «0-1»– отметка 2 «2-3» - отметка 3 «4-5» - отметка 4 «6» - отметка 5 |
Итоговая оценка студента на занятии: отметка «5»- 11 баллов задания в форме тестового контроля 6 баллов выполнение алгоритма манипуляции 3 балла выполнение ситуационных практических заданий отметка «4»- 9 - 10 баллов задания в форме тестового контроля 5-4 баллов выполнение алгоритма манипуляции 2 балла выполнение ситуационных практических заданий отметка «3»- 7 - 8 баллов задания в форме тестового контроля 3-2 баллла выполнение алгоритма манипуляции 1 балл выполнение ситуационных практических заданий отметка «2»- 6 баллов и менее задания в форме тестового контроля 0 – 1 балл выполнение алгоритма манипуляции 0 баллов выполнение ситуационных практических заданий |
Глоссарий
Термин | Определение |
Накопление отходов | временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования |
Захоронение отходов | изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду |
Обращение с отходами | деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов |
Обезвреживание отходов | обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду |
Медицинские отходы | материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании пациентов в медицинских организациях |
ПМ 02.
ПМ 02.
ПМ 02.
ПМ 02.
ПМ 02.
Основы патологии
Анатомия
и физиология
человека
Этапы занятия
1 этап занятия – организационный момент (5 мин.).
Преподаватель проверяет присутствующих, их внешний вид, готовность к занятию.
Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия.
2 этап занятия - актуализация темы, определение исходного уровня знаний студентов. (15 мин.)
Основная цель 2 этапа это
- мотивация студентов на изучение темы. Очень важно, чтобы студент понял тему. А также, оценил ее важность и значение в практической деятельности;
- возможность определить объем и знания, которые имеются у студентов по данной теме.
Актуализация темы.
Любая жизнедеятельность человека оставляет после себя след. Этот след может быть очень опасным для жизни человека. Проблема отходов существует уже несколько тысяч лет. За 500 лет до н. э. в Афинах был издан первый закон, запрещающий выбрасывать мусор на улицу и устраивать специальные свалки не ближе, чем за милю от города. Отходы производства и потребления отрицательно влияют на окружающую природную среду. Более того, они оказывают негативное влияние на космическое пространство. Есть ещё и медицинские отходы. Существует международный знак медицинских отходов. Что же такое медицинские отходы? - Это больничный мусор, использованные перевязочные материалы, одноразовые шприцы и системы, одноразовые перчатки и халаты, рентгеновские плёнки, инфицированные отходы пищеблоков, лекарственные препараты с истекшим сроком годности, иссечённые органы и многое другое, что образуется в больницах, поликлиниках, лабораториях и т. д. И в чём же их опасность? – Возможно обсеменение пациентов, персонала, помещений ЛПО, окружающей территории патогенными микроорганизмами, что способствует распространению внутрибольничной инфекции как внутри ЛПО, так и распространению инфекции за пределы ЛПО. Таким образом, обсеменённые болезнетворными микроорганизмами отходы медицинских организаций представляют серьёзную опасность в эпидемиологическом и экологическом отношениях. Таким образом, проблема обращения с отходами лечебно-профилактических организаций в Российской Федерации в современных условиях рассматривается как важная эпидемиологическая и экологическая компонента безопасности населения страны. Правильная организация системы сбора, хранения и удаления медицинских отходов спасёт нашу планету от экологической катастрофы.
Демонстрируется видеофильм на тему: «Медицинские отходы».
Дальнейшее обсуждение темы преподаватель проводит в форме фронтальной беседы, во время которой определяет: насколько правильно студенты поняли основные вопросы темы:
- понятие «медицинские отходы»
- основные этапы обращения с медицинскими отходами
- требования к сбору медицинских отходов
- безопасность персонала при обращении с медицинскими отходами
Преподаватель предлагает студентам ответить на задания в тестовой форме (см. Приложение 1 в разделе Контролирующий блок). Эталоны ответов и критерии оценки также прилагаются. Тем самым у преподавателя появляется возможность:
- проверить насколько понял и разобрался студент с теоретическим материалом во время самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно);
- оценить исходный уровень знаний студентов по результатам их самостоятельной подготовки (вопросы для самоподготовки заданы предварительно).
Такая форма проверки позволит выявить основные пробелы в знаниях студентов и построить дальнейшую работу на их устранение.
3 этап занятия – изучение нового материала (15 мин)
Преподаватель излагает теоретическое содержание материала «Правила обращения с медицинскими отходами», сопровождает свои объяснения демонстрацией манипуляции.
Содержание лекционного материала
Медицинские отходы – это:
- больничный мусор;
- использованные перевязочные материалы;
- одноразовые шприцы и системы;
- одноразовые перчатки и халаты;
- рентгеновские плёнки;
- инфицированные отходы пищеблоков;
- просроченные лекарственные препараты;
- иссечённые органы и многое другое, что образуется в больницах, поликлиниках, хосписах, лабораториях.
Обсеменённые болезнетворными микроорганизмами, отходы медицинских организаций представляют серьёзную опасность в эпидемиологическом и экологическом отношении: возможно обсеменение пациентов, персонала, помещений ЛПО, окружающей территории патогенными микроорганизмами. Это способствует распространению ИСМП как внутри ЛПО, так и распространение инфекции за пределы медицинских организаций.
Таким образом, отходы медицинской деятельности крайне опасны для здоровья и жизни человека, медицинские отходы нуждаются в особом контроле. Необходимо знать методы утилизации медицинских отходов и требования по защите медицинского персонала и пациентов.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения отнесли медицинские отходы к группе опасных и рекомендовали создание специальных служб по их переработке.
В Российской Федерации ежегодно образуется 1 млн. тонн медицинских отходов, что составляет около 2% от всех видов отходов.
Регламентирующий документ:
СанПиН 2.1.7.2790-10
от 09.12.2010 г. №163
Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами
Медицинские отходы (в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания) подразделяются на пять классов опасности:
Класс А – это отходы эпидемиологически безопасные, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными. Пищевые отходы, мусор, лом, бумага, сталь. Сбор отходов класса А осуществляется в одноразовые пакеты или ёмкости многоразового использования. Цвет пакетов может быть любой, за исключением жёлтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Ёмкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы "Отходы. Класс А". Эти отходы перемещают в межкорпусные контейнеры. Многоразовая тара после опорожнения подлежит
мытью и дезинфекции. Далее их вывозят на полигон по захоронению твёрдых бытовых отходов.
Класс Б – эпидемиологически опасные отходы - инфицированные и потенциально инфицированные отходы: материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями, патологоанатомические отходы, органические операционные отходы (органы, ткани и так далее), пищевые отходы из инфекционных отделений. Отходы класса Б подлежат обязательной дезинфекции. Их собирают в закрытые герметичные ёмкости: твёрдую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) жёлтого цвета или имеющие жёлтую маркировку или в одноразовую пакеты жёлтого цвета. После заполнения пакета не более чем на 3/4 его закрывают с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих высыпание отходов класса Б. При упаковке отходов класса Б одноразовые ёмкости (пакеты, баки) с отходами маркируются надписью "Отходы. Класс Б" с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица. Далее их помещают в межкорпусные контейнеры для сбора отходов класса Б. Затем термическими методами их уничтожают на специальных установках.
Класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы - это материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями. Отходы этого класса подлежат предварительной дезинфекции. Отходы класса В собирают в одноразовую мягкую (пакеты) или твёрдую (непрокалываемую) упаковку (контейнеры) красного цвета или имеющую красную маркировку. Жидкие биологические отходы, использованные одноразовые колющие (режущие) инструменты и другие изделия медицинского назначения помещают в твёрдую (непрокалываемую) влагостойкую герметичную упаковку (контейнеры).
Мягкая упаковка (одноразовые пакеты) для сбора отходов класса В должна быть закреплена на специальных стойках (тележках) или контейнерах. После заполнения пакета не более чем на 3/4 его закрывают с использованием бирок-стяжек или других приспособлений, исключающих
высыпание отходов класса В. При упаковке отходов класса В одноразовые ёмкости (пакеты, баки) с отходами маркируются надписью "Отходы. Класс В" с нанесением названия организации, подразделения, даты и фамилии ответственного за сбор отходов лица.
Класс Г – токсикологически опасные отходы по составу близкие к промышленным: отходы лекарственных препаратов с истёкшим сроком годности, ртутьсодержащие отходы, приборы и оборудование, цитостатики, отходы дезинфицирующих средств не подлежащих использованию. Как класс Б они собираются в герметичные ёмкости, хранятся во вспомогательных помещениях ЛПО, вывозятся по договору специальными предприятиями.
Класс Д – радиоактивные отходы – это массы из радиоактивных компонентов – из диагностических, радиоизотопных лабораторий, рентгеновских кабинетов. Сбор, хранение, удаление отходов класса Д в соответствии с нормативными документами по радиационной безопасности.
При сборе медицинских отходов запрещается:
· смешивать отходы различных классов;
· вручную разрушать, разрезать отходы классов Б и В, в том числе использованные системы для внутривенных инфузий, в целях их обеззараживания;
· снимать вручную иглу со шприца после его использования, надевать колпачок на иглу после инъекции;
· пересыпать (перегружать) неупакованные отходы классов Б и В из одной ёмкости в другую;
· утрамбовывать отходы классов Б и В;
· осуществлять любые операции с отходами без перчаток или необходимых средств индивидуальной защиты и спецодежды;
· использовать мягкую одноразовую упаковку для сбора острого медицинского инструментария и иных острых предметов;
· устанавливать одноразовые и многоразовые ёмкости для сбора отходов на расстоянии менее 1 м от нагревательных приборов.
В случае получения работником при обращении с медицинскими отходами травмы, потенциально опасной в плане инфицирования (укол, порез с нарушением целостности кожных покровов и / или слизистых), необходимо принять меры экстренной профилактики. На рабочем месте персонала должна быть аптечка первой медицинской помощи при травмах.
Ответственным лицом вносится запись в Журнал учёта аварийных ситуаций, составляется акт о несчастном случае на производстве установленной формы с указанием даты, времени, места, характера травмы, в котором подробно описывают ситуацию, использование средств индивидуальной защиты, соблюдение правил техники безопасности, указывают лиц, находившихся на месте травмы, а также применённый метод экстренной профилактики.
Факторы потенциальной опасности для персонала ЛПО, населения и окружающей среды при обращении с медицинскими отходами
• Риск инфекционного заражения при контакте с инфицированным материалом, оказавшимся в составе отходов, особенно при нарушении целостности кожных покровов (ранения острыми инфицированными предметами).
• Вероятность инфекционного заражения через места повреждения кожного покрова или слизистой в результате манипуляций с острыми предметами особенно значима для инфекций с гемоконтактным путем передачи.
• Риск физического поражения, связанный с повреждениями кожных покровов и слизистых оболочек острыми предметами, имеет значение не столько сам по себе (как травма), сколько в связи с возможным инфицированием организма через рану, царапину, прокол.
• Риск токсического поражения связан с выполнением операций по химической дезинфекции больничных отходов, а с контактом с удаляемыми из ЛПУ токсичными отходами.
• Риск радиоактивного поражения вследствие контакта с радиоактивными отходами.
• Экологический риск, связанный с поступлением больничных отходов в окружающую среду и их дальнейшей диссеминацией в воздушной, водной среде и почве.
Безопасность сестры на рабочем месте
- Персонал проходит предварительные (при приёме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
- Персонал должен быть привит в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок.
- При приёме на работу и затем ежегодно персонал проходит обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами.
- Персонал обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (халаты / комбинезоны, перчатки, маски / респираторы / защитные щитки, специальная обувь, фартуки, нарукавники и другое).
Алгоритм обращения с медицинскими отходами
Цель: профилактическая.
Показания: профилактика инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи и инфекции, связанной с хирургическим вмешательством.
Оснащение: раковина, кран, жидкое мыло в диспенсере, разовые полотенца, кожный антисептик, очки, маска, чистые перчатки. Манипуляционный столик, чистый лоток. Пакет для утилизации медицинских отходов класса «Б», непрокалываемый контейнер для утилизации острых предметов. Бирка-стяжка. Одноразовый шприц 20 мл (без иглы). Салфетки. Контейнер с внутренним перфорированным вкладышем, утопителем и крышкой. Дезинфицирующее средство («Аламинол»). Мерные ёмкости. Стеклянная палочка для приготовления дезинфицирующего средства.
№ п/п | Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | ||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
2. | Приготовить контейнер с дезинфицирующим раствором – нужной концентрации. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
Выполнение процедуры | ||
3. | Погрузить изделие в контейнер с дезинфицирующим раствором и закрыть его крышкой. Примечание: острые, колющие и режущие изделия помещаются в непрокалываемый контейнер). | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
4. | Выдержать изделие в растворе 60 минут. | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
6. | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженными изделиями. | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
8. | Герметизировать пакет при помощи бирки-стяжки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
9. | Маркировать пакет надписью, например: «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | Обеспечение эффективного проведения процедуры. |
Окончание процедуры | ||
10. | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
11. | Вымыть руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. |
4 этап занятия – закрепление материала - 30 мин.
Студенты самостоятельно выполняют алгоритм обращения с медицинскими отходами, отрабатывают умения.
Преподаватель инструктирует студентов, корректирует их действия. Задает вопросы по материалу.
5 этап занятия - рубежный контроль, на который отводится 15 мин.
Преподаватель предлагает студентам выполнить задания в виде ситуационных задач. Ситуационные задачи, эталоны ответов, критерии оценки прилагаются (см. Приложение 2 в разделе «Блок контролирующих материалов»).
Студенты работают индивидуально. Преподаватель контролирует практические навыки, а так же оценить правильность действий. Кроме этого, как показывает практика, такая форма закрепления учебного материала повышает познавательный интерес и уровень усвоения материала.
Организация индивидуальной работы студентов
1. Студентам выдаются индивидуальные задания в виде ситуаций
2. Роль преподавателя сводится к коррекции и оцениванию действий студентов по решению ситуационных задач.
6 этап занятия– рефлексия (5 мин).
Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.
7 этап занятия – итоги занятия (5мин.)
Преподаватель оценивает работу группы (см. «Рейтинговый контроль»). На основании полученных баллов, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом.
Для того чтобы закрепить изученный материал, студентам предлагаются вопросы для самоподготовки по изученной теме:
1.Классы медицинских отходов?
2.Этапы обращения с медицинскими отходами?
3.Дезинфекция медицинских отходов?
4.Правила сбора медицинских отходов?
5.Безопасность сестры на рабочем месте?
Приложение 1
Контроль исходного уровня знаний
Задания в форме тестового контроля
Тема: «Правила обращения с медицинскими отходами»
Выберите один правильный ответ
- Сколько классов медицинских отходов?
- 3
- 4
- 5
- 6
- Класс пищевых отходов инфекционных отделений?
- эпидемиологически безопасные
- эпидемиологически опасные
- чрезвычайно эпидемиологически опасные
- токсикологически опасные
3. Какой класс отходов подлежит предварительной физической дезинфекции?
- А
- Б
- В
- Г
4. Какой класс отходов имеет жёлтую маркировку?
- А
- Б
- В
- Д
5. Какие отходы собирают в тару красного цвета?
- защитные колпачки от игл
- остатки пищи
- кровавые марлевые салфетки
- непригодные дезинфицирующие средства
6. В течение какого времени можно хранить отходы в отделении (час.)?
- не более 24
- 36
- не более 72
- 72 и более
7. Отходы класса А собирают?
- в мусоропровод
- в непрокалываемый контейнер
- в мешок жёлтого цвета
- в пакет красного цвета
8. Какой отход эпидемиологически опасный?
- лекарственный препарат с истекшим сроком годности
- кровавые ватные шарики
- рентгеновская плёнка
- ампула с цитостатиком
9. Объем для заполнения пакета с отходами?
- 1/2
- 2/3
- 1/4
- 3/4
10. По окончании манипуляции для поддержания безопасности медицинский отход следует
- ополоснуть под проточной водой
- погрузить в дезинфицирующий раствор
- опустить в ёмкость с дистиллированной водой
- размельчить на мелкие части
11. При нарушении правил безопасности при обращении с отходами возможно развитие
- сепсиса
- ОРВИ
- СПИДа
- гепатита В
Эталоны ответов
задания в форме тестового контроля
Тема: «Правила обращения с медицинскими отходами»
1. - 3
2. – 3
3. – 3
4. – 2
5. – 3
6. – 1
7. – 1
8 – 2
9. – 4
10. – 2
11. - 4
Критерии оценки задания в форме тестового контроля
Тема: «Правила обращения с медицинскими отходами»
Задание с выбором ответа (1 из 4) считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.
Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если студент выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
В итоге за задания в форме тестового контроля студент получает 0 – 11 баллов
Приложение 2
Рубежный контроль
Задания для самостоятельной работы студентов
Ситуация № 1
Пациенту П., находящемуся в терапевтическом отделении на лечении процедурной медицинской сестрой по назначению лечащего врача выполнена внутривенная инъекция одноразовым шприцем.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованный одноразовый шприц?
- Проведите дезинфекцию использованного одноразового шприца в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 2
Пациенту М. урологического отделения стационара по назначению врача медицинской сестрой произведена катетеризация мочевого пузыря одноразовым катетером Фолея.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованный мочевой катетер?
- Проведите дезинфекцию использованного одноразового катетера в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 3
В смотровом кабинете поликлинике врач-гинеколог для исследования пациентки использовал одноразовое гинекологическое зеркало Куско.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованное зеркало Куско?
- Проведите дезинфекцию использованного одноразового зеркала Куско в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 4
В одном из отделений инфекционной больницы после приёма пищи пациентами остались пищевые отходы.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относятся данные пищевые отходы?
- Проведите дезинфекцию пищевых отходов.
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 5
После осмотра хирургом «гнойной» раны у пациента Б., находящемуся на лечении в хирургическом отделении медицинской сестрой произведена смена повязки.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованный перевязочный материал?
- Проведите дезинфекцию перевязочного материала в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 6
В операционный блок травматологического отделения бригадой «скорой помощи» доставлен пациент с массивным кровотечением из нижней трети правого плеча. Врачом назначена подкожная инъекция обезболивающего лекарственного препарата.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованные во время инъекции ватные шарики?
- Проведите дезинфекцию ватных шариков в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 7
Медицинской сестрой одного из отделений больницы произведена манипуляция пациенту в медицинских перчатках.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относятся использованные медицинские перчатки?
- Проведите дезинфекцию использованных перчаток в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 8
Пациенту Р., медицинская сестра процедурного кабинета неврологического отделения стационара сняла систему для внутривенного капельного введения.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованная одноразовая система?
- Проведите дезинфекцию использованной системы в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 9
В клинико-диагностическом центре врач-терапевт для осмотра зева пациента использовал одноразовый деревянный шпатель.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованный шпатель?
- Проведите дезинфекцию использованного шпателя в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Ситуация № 10
Постовая медицинская сестра отделения по уходу за больными сменила тяжелобольному одноразовое нательное и постельное бельё, загрязнённое выделениями пациента.
Задание:
- Назовите, к какому классу медицинских отходов относится использованное бельё?
- Проведите дезинфекцию использованного белья в растворе «Аламинол».
- Проведите сбор медицинских отходов для последующей утилизации.
Эталоны ответов к ситуационным заданиям
Ситуация № 1
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить контейнер с дезинфицирующим раствором – 5% раствор аламинола (для шприца) и непрокалываемый контейнер (для иглы). | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3.* | Поместить иглу в непрокалываемый контейнер, набрать в шприц дезинфицирующий раствор, погрузить шприц в контейнер с дезинфицирующим раствором так, чтобы раствор находился над поверхностью шприца и закрыть его крышкой. | _ | |
4.* | Выдержать изделие в растворе 60 минут. | _ | |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | 1 | |
6. * | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженными шприцами (при этом, дезинфицирующий раствор из шприцев не выливать!). | _ | |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | 1 | |
8. | Герметизировать пакет при помощи стяжки. | 1 | |
9. * | Маркировать пакет надписью «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | _ | |
Окончание процедуры | |||
10 | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11 | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №2
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить контейнер с дезинфицирующим раствором – 8% раствор аламинола. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3.* | Поместить катетер в контейнер с дезинфицирующим раствором так, чтобы раствор находился над поверхностью изделия закрыть контейнер крышкой. | _ | |
4.* | Выдержать изделие в растворе 60 минут. | _ | |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | 1 | |
6. * | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженными катетерами. | _ | |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | 1 | |
8. | Герметизировать пакет при помощи стяжки. | 1 | |
9. * | Маркировать пакет надписью «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | _ | |
Окончание процедуры | |||
10 | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11 | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №3
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки | 1 | |
2. * | Приготовить контейнер с дезинфицирующим раствором – 8% раствор аламинола. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3.* | Зеркала в раскрытом виде погрузить в контейнер с дезинфицирующим раствором, так, чтобы раствор находился над поверхностью зеркал и закрыть контейнер крышкой. | _ | |
4.* | Выдержать изделия в растворе 60 минут. | _ | |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | 1 | |
6. * | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженными зеркалами. | _ | |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | 1 | |
8. | Герметизировать пакет при помощи стяжки. | 1 | |
9. * | Маркировать пакет надписью «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | _ | |
Окончание процедуры | |||
10 | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11 | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №4
- Отходы класса «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить дезинфицирующее средство – порошок. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3. | Собрать пищевые отходы в ёмкость-контейнер, установленный в столовой. | 1 | |
4. * | Провести обеззараживание отходов путем засыпания их дезинфицирующим средством (1:5, т.е. одна часть дезинфицирующего средства на пять частей пищевых отходов), перемешать, экспозиция 60 минут. | _ | |
5. | Дальнейшее транспортирование пищевых отходов производится в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной медицинской организации. | 1 | |
Окончание процедуры | |||
6. | Снять перчатки и поместить в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
7. | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 5 |
Критерии оценки: 100 – 60% (2 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (1 балл) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №5
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить дезинфицирующий раствор – 8% раствор аламинола. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3. | Разобрать жёлтый ёмкость – контейнер. | 1 | |
4. | Заполнить наклейку - маркировку класса опасности – «Б», отвечая на вопросы, указанные на бирке. | 1 | |
5. | Заполните жёлтый ёмкость - контейнер дезинфицирующим раствором на 2/3. | _ | |
6. | Собрать отходы до заполнения жёлтого ёмкости – контейнера на ¾ объёма. | _ | |
7. | Закрыть жёлтый ёмкость – контейнер на время экспозиционной выдержки – 60 минут. | _ | |
8. | Слить раствор, слегка открывая крышку. | 1 | |
9.* | Закрыть жёлтый ёмкость – контейнер крышкой до щелчка. Примечание: Контейнер готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | - | |
Окончание процедуры | |||
10. | Снять перчатки и поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11. | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №6
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить дезинфицирующий раствор – 8% раствор аламинола. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3. | Разобрать жёлтый ёмкость – контейнер. | 1 | |
4. | Заполнить наклейку - маркировку класса опасности – «Б», отвечая на вопросы, указанные на бирке. | 1 | |
5. | Заполните ёмкость - контейнер дезинфицирующим раствором на 2/3. | _ | |
6. | Собрать отходы до заполнения ёмкости – контейнера на ¾ объёма. | _ | |
7. | Закрыть ёмкость – контейнер на время экспозиционной выдержки – 60 минут. | _ | |
8. | Слить раствор, слегка открывая крышку. | 1 | |
9.* | Закрыть ёмкость – контейнер крышкой до щелчка. Примечание: Контейнер готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | - | |
Окончание процедуры | |||
10. | Снять перчатки и поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11. | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №7
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить ёмкость с дезинфицирующим раствором – 5% раствор аламинола. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3.* | Поместить перчатки в контейнер с дезинфицирующим раствором так, чтобы раствор находился над поверхностью перчаток и закрыть его крышкой. | _ | |
4.* | Выдержать изделие в растворе 60 минут. | _ | |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | 1 | |
6. * | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженными перчатками. | _ | |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | 1 | |
8. | Герметизировать пакет при помощи стяжки. | 1 | |
9. * | Маркировать пакет надписью «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | _ | |
Окончание процедуры | |||
10 | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11 | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №8
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить контейнер с дезинфицирующим раствором – 5% раствор аламинола (для системы) и непрокалываемый контейнер (для иглы). | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3.* | Поместить иглу в непрокалываемый контейнер, погрузить капельницу в контейнер с дезинфицирующим раствором так, чтобы раствор находился над поверхностью капельницы и закрыть его крышкой. | _ | |
4.* | Выдержать изделие в растворе 60 минут. | _ | |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | 1 | |
6. * | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженными системами. | _ | |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | 1 | |
8. | Герметизировать пакет при помощи стяжки. | 1 | |
9. * | Маркировать пакет надписью «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | _ | |
Окончание процедуры | |||
10 | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11 | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №9
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить ёмкость с дезинфицирующим раствором – 5% раствор аламинола. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3.* | Поместить шпатель в контейнер с дезинфицирующим раствором так, чтобы раствор находился над поверхностью шпателя и закрыть его крышкой. | _ | |
4.* | Выдержать изделие в растворе 60 минут. | _ | |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | 1 | |
6. * | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженными шпателями. | _ | |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | 1 | |
8. | Герметизировать пакет при помощи стяжки. | 1 | |
9. * | Маркировать пакет надписью «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | _ | |
Окончание процедуры | |||
10. | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11. | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Ситуация №10
- Отходы класса «Б» - эпидемиологически опасные отходы.
- Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.
№ п/п | Этапы | Исходный балл | Полученный балл |
Подготовка к процедуре | |||
1. | Надеть спецодежду, провести гигиеническую обработку рук, надеть перчатки. | 1 | |
2. * | Приготовить дезинфицирующий раствор – 5% раствор аламинола. | _ | |
Выполнение процедуры | |||
3.* | Поместить бельё в дезинфицирующий раствор так, чтобы раствор находился над поверхностью белья. | _ | |
4.* | Выдержать бельё в растворе 60 минут. | _ | |
5. | Достать и раскрыть пакет желтого цвета. | 1 | |
6. * | Заполнить пакет на ¾ объема обеззараженным бельём. | _ | |
7. | Собрать края пакета и выпустить из него воздух. | 1 | |
8. | Герметизировать пакет при помощи стяжки. | 1 | |
9. * | Маркировать пакет надписью «Отходы. Класс Б». Примечание: пакет готов к транспортировке с места образования отходов на место временного хранения отходов на территории МО. | _ | |
Окончание процедуры | |||
10 | Снять перчатки, поместить их в дезинфицирующий раствор. | 1 | |
11 | Вымыть и осушить руки. | 1 | |
Итог | 6 |
Критерии оценки: 100 – 60% (3 - 6 баллов) вид деятельности освоен 59% и менее (2 балла и менее) вид деятельности не освоен
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Баллы | 0 - 1 | 2-3 | 4-5 | 6 |
Критерии оценки знаний – умений при решении ситуационных задач
Оценка знаний – умений при решении ситуационных задач проводится в баллах. Комплексно оцениваются:
- знания теоретического материала
- оценка ситуации
- правильное выполнение алгоритма манипуляции
Балл «3» - студент верно в полном объеме выполнил первое задание (оценил ситуацию, показал знания теоретического материала), выполнил алгоритм манипуляции.
Балл «2» - студент выполнил в полном объеме задание (во время обоснования ситуации требовались наводящие вопросы преподавателя, испытывал незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, дополнительные комментарии преподавателя). Выполнил алгоритм манипуляции.
Балл «1» - студент выполнил в полном объеме задание. Допускал ошибки по алгоритму.
Балл «0» - студент не выполнил задание (неверная оценка ситуации, нет ответа на теоретические вопросы), не выполнил алгоритм манипуляции.
Выполнение алгоритма манипуляции оценивается по оценочному листу.
Задание на дом
Тема: «Этапы предстерилизационной очистки».
Вопросы для самоподготовки студентов:
- Основные регламентирующие нормативно-методические документы.
- Определение предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения.
- Назначение предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения.
- Цель проведения предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения.
- Методы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения.
- Техника безопасности при работе с медицинскими инструментами.
- Этапы предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения.
Источники информации для преподавателя и студентов
- ОСТ 42-21-2-85. Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы.
- СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Утвержден постановлением Главного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58.
3. СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции» (УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01. 2011 г. № 1).
4. В помощь практикующей медицинской сестре ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСИКА: УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК И ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Издательство «Медицинский проект» Выпуск №3 (29) 2011.
5. И.Х. Аббясов, С.И. Двойников, Л.А. Карасёва «Основы сестринского дела». Учебник. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
6. Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011. – 368с.
7. Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа» 2013.- 512с.
Дополнительные источники:
8. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов на/д.: Феникс, 2013. – (Медицина для вас).
9. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
10. Сборник алгоритмов манипуляций с эталонами и критериями оценок.
11. Абрамкина Г.А., Березина Т.В., Калугина Л.В., Кудлаева Т.М., Линькова В.И., Тернавская А.М. Рабочая тетрадь практических занятий по ПМ 07, МДК 03, ПМ.04, МДК 03.
http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru – нормативные документы.
www.rosmedlib.ru – медицинская студенческая библиотека
Рецензия
на методическую разработку к практическому доклиническому занятию для преподавателя по теме 4 «Правила обращения с медицинскими отходами» ПМ 07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода), МДК 07.02, специальность: «Лечебное дело» разработанной преподавателем ГБОУ СПО «Медицинского колледжа № 2 Департамента здравоохранения города Москвы» Березиной Т.В.
Представленная на рецензию методическая разработка, представляет собой объёмный труд, реализующий требования Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 060101 «Лечебное дело»
Методическая разработка чётко структурирована и состоит из организационно-методических блоков, материалов для обучения, блоков контролирующих материалов.
В методических пособиях последовательно спланированы все этапы занятий, даны общие чёткие и конкретные цели практических занятий, составлен подробный глоссарий терминов, показана межпредметная связь.
Практическую ценность в данной разработке представляет то, что практические умения, отрабатываемые на занятиях, актуальны при работе с пациентами в стационарных лечебных учреждениях.
Учитывая выше изложенное, рекомендую, использовать представленную на рецензию методическую разработка в подготовке специалистов и для проведения занятий с практикующими медицинскими сёстрами лечебных учреждений.
Рецензент:
Главная медицинская сестра
ГБУЗ «Городской клинической больницы № 40 Департамента
здравоохранения города Москвы» _______________ Гераськова О. В.
Рецензия
на методическую разработку к практическому доклиническому занятию для преподавателя по теме 4 «Правила обращения с медицинскими отходами» по ПМ 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) МДК 07.02, специальность «Лечебное дело», разработанная преподавателем ГБОУ СПО «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» Березиной Т.В.
Представленная на рецензию методическая разработка, представляют собой объёмный труд, реализующий требования Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 060101 «Лечебное дело».
Методическая разработка посвящена актуальной теме практического здравоохранения, отражает современные требования.
Методическая разработка чётко структурирована и состоит из организационно-методического блока, материала для обучения, блока контролирующих материалов.
В методических пособиях последовательно спланированы все этапы занятий, даны общие чёткие и конкретные цели практических занятий, составлен подробный глоссарий, отражена междисциплинарная связь Организационно-методический блок отражает цели занятия, которые реализуются в процессе занятий.
Достоинством работы является краткость и структурированное изложение материала. Материал методической разработки хорошо систематизирован.
Рекомендую использовать представленную на рецензию методическую разработку в учебном процессе подготовки специалистов лечебного дела на додипломном и последипломном этапах.
Рецензент:
преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «М К №2 Департамента здравоохранения города Москвы»
_______________ Элксина Е.А.
Рецензия
на методическую разработку к практическому доклиническому занятию для преподавателя по теме 4 «Правила обращения с медицинскими отходами» ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода), МДК 04.02, специальность: «Сестринское дело» разработанной преподавателем ГБОУ СПО «Медицинского колледжа № 2 Департамента здравоохранения города Москвы» Березиной Т.В.
Представленная на рецензию методическая разработка, представляет собой объёмный труд, реализующий требования Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 060501 «Сестринское дело»
Методическая разработка чётко структурирована и состоит из организационно-методических блоков, материалов для обучения, блоков контролирующих материалов.
В методических пособиях последовательно спланированы все этапы занятий, даны общие чёткие и конкретные цели практических занятий, составлен подробный глоссарий терминов, показана межпредметная связь.
Практическую ценность в данной разработке представляет то, что практические умения, отрабатываемые на занятиях, актуальны при работе с пациентами в стационарных лечебных учреждениях.
Учитывая выше изложенное, рекомендую, использовать представленную на рецензию методическую разработка в подготовке специалистов и для проведения занятий с практикующими медицинскими сёстрами лечебных учреждений.
Рецензент:
Главная медицинская сестра
ГБУЗ «Городской клинической больницы № 40 Департамента
здравоохранения города Москвы» _______________ Гераськова О. В.
Рецензия
на методическую разработку к практическому доклиническому занятию для преподавателя по теме 4 «Правила обращения с медицинскими отходами» по ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода) МДК 04.02, специальность «Сестринское дело», разработанная преподавателем ГБОУ СПО «Медицинский колледж №2 Департамента здравоохранения города Москвы» Березиной Т.В.
Представленная на рецензию методическая разработка, представляют собой объёмный труд, реализующий требования Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности 060501 «Сестринское дело».
Методическая разработка посвящена актуальной теме практического здравоохранения, отражает современные требования.
Методическая разработка чётко структурирована и состоит из организационно-методического блока, материала для обучения, блока контролирующих материалов.
В методических пособиях последовательно спланированы все этапы занятий, даны общие чёткие и конкретные цели практических занятий, составлен подробный глоссарий, отражена междисциплинарная связь Организационно-методический блок отражает цели занятия, которые реализуются в процессе занятий.
Достоинством работы является краткость и структурированное изложение материала. Материал методической разработки хорошо систематизирован.
Рекомендую использовать представленную на рецензию методическую разработку в учебном процессе подготовки специалистов лечебного дела на додипломном и последипломном этапах.
Рецензент:
преподаватель высшей квалификационной категории государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «М К №2 Департамента здравоохранения города Москвы»
_______________ Элксина Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по теме "Оксигенотерапия" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.04/07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.03./07.03 Технологии оказания ме...
Методическое пособие по теме "Правила обращения с медицинскими отходами" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело
Одна из важнейших задач, стоящих перед любым учреждением или компанией медицинского направления — утилизация медицинских отходов. Они представляют особую опасность для людей. Ведь в этих отходах...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»
Методическая разработка практического занятия по теме:«Изучение правил обращения с медицинскими отходами. Осуществление сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов.»по...
Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации.»
Методическая разработка практического занятия по теме: «Прием пациента в стационар. Виды санитарной обработки пациента. Транспортировка пациента. Оформление медицинской документации....
Методическая разработка практического занятия по теме Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Методическая разработка практического занятия по теме Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....
Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....
Методическая разработка практического занятия по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными
Методическая разработка практического занятия по теме Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия.Пм 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными...